Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
городского округа Саранск
от 20 июня 2013 г. N 1556
Муниципальная адресная программа
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013 - 2015 годы"
11 февраля 2015 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013 - 2015 годы" |
Основание для разработки |
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" |
Период реализации программы |
2013 - 2015 годы |
Цель программы |
Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, и создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории городского округа Саранск |
Задачи программы |
Обеспечение жителей, проживающих в аварийном жилищном фонде, иным жильем, отвечающим требованиям законодательства: ликвидация аварийного жилищного фонда |
Заказчик программы |
Администрация городского округа Саранск |
Разработчик программы |
Управление по вопросам городского хозяйства Администрации городского округа Саранск |
Исполнители и участники программы |
Жилищное управление Администрации городского округа Саранск; Управление строительства Администрации городского округа Саранск; Управление по вопросам городского хозяйства Администрации городского округа Саранск; Администрации районов городского округа Саранск |
Объем и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы 1 901 145 007,5 руб. из них: - средства Фонда 906 736 354,69 руб.; - средства бюджета Республики Мордовия 835 718 382,27 руб.; - средства бюджета городского округа Саранск 158 690 270,54 руб. В том числе:
2013 год: всего 429 696 060,66 руб., из них: - средства Фонда 366 169 576,61 руб.; - средства бюджета Республики Мордовия 44 468 538,83 руб.; - средства бюджета городского округа Саранск 19 057 945,22 руб.
2014 год: всего 864 501 071,23 руб., из них: - средства Фонда 410 575 833,4 руб.; - средства бюджета Республики Мордовия 385 836 452,15 руб.; - средства бюджета городского округа Саранск 68 088 785,68 руб.
2015 год: всего 606 947 875,61 руб., из них: - средства Фонда 129 990 944,68 руб.; - средства бюджета Республики Мордовия 405 413 391.29 руб.; - средства бюджета городского округа Саранск 71 543 539,64 руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Ликвидация 63 689,55 кв. м аварийного жилищного фонда, создание комфортных условий для проживания 4 343 человек |
Анализ ситуации, обоснование целей и задач программы
Проблема улучшения жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, продолжает оставаться в числе особо актуальных и первостепенных. Значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребности населения. Проживая в аварийном жилищном фонде, граждане постоянно подвергаются опасности. Уровень благоустройства и санитарно-эпидемиологическое состояние жилых помещений не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к качеству жилья. Кроме того, аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городского округа Саранск, сдерживает развитие городской инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность муниципального образования.
Основными причинами возникновения аварийного жилья являются естественное старение зданий и длительное недофинансирование капитального ремонта и текущего содержания жилищного фонда.
В городском округе Саранск достаточно много многоквартирных домов с несущими и ограждающими конструкциями из недолговечных и горючих материалов с предельным сроком нормативной эксплуатации. Всего в городском округе Саранск по состоянию на 01.01.2013 г. выявлено 507 многоквартирных аварийных дома с общей площадью 79,6 тыс. кв. метров (что составляет 10% от общего числа многоквартирных домов). Проживающие в аварийных домах граждане в основном не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества.
Значимость проблемы и ограниченность бюджетных средств определяют целесообразность использования программно-целевого метода.
В 2013 - 2015 гг. планируется ликвидировать 63689,55 кв. м аварийного жилья (79,9% от общего аварийного жилищного фонда).
Установление очередности переселения жителей и сноса того или иного строения определяется методом ранжирования.
Основными критериями определения очередности сноса аварийных жилых домов является:
- расположение дома на потенциальной строительной площадке, необходимой для государственных и муниципальных нужд;
- год признания дома аварийным;
- степень износа жилья (граждане переселяются в первую очередь, если состояние дома не обеспечивает безопасного проживания в нем и требует экстренного отселения жителей);
- о наличии вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан.
Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы будет способствовать снижению социальной напряженности, улучшению демографической ситуации, стабилизации ситуации в строительной отрасли, развитию рынка жилья.
Основные цели и задачи Программы
Муниципальная адресная программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон) для обеспечения финансовой поддержки городского округа Саранск, выполнившему установленные Федеральным законом условия предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), с целью переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, и создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории городского округа Саранск.
В рамках реализации данной Программы решаются следующие задачи:
- разработка правовых, методологических и организационных механизмов переселения граждан городского округа Саранск из аварийного жилищного фонда;
- обеспечение жителей, проживающих в аварийном жилищном фонде, благоустроенным жильем, отвечающим требованиям законодательства;
- ликвидация аварийного жилищного фонда.
Программа рассчитана на среднесрочный период - 2013 - 2015 годы. Реализация Программы не предусматривает выделения отдельных этапов, поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы.
Объем денежных средств, необходимый для реализации программы, планируемые показатели ее выполнения
Предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", на 2013 год составляет 29 850 рублей, что не превышает предельную стоимость одного квадратного метра, установленную для Республики Мордовия приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 554 в сумме 29 850 рублей за квадратный метр.
Ожидаемые расходы на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2015 гг. составят:
Год |
Стоимость переселения, руб. |
|||
Всего |
в т. ч. |
|||
За счет средств фонда |
За счет средств бюджета Республики Мордовия |
За счет средств г. о. Саранск |
||
2013 |
429 696 060,66 |
366 169 576,61 |
44 468 538,83 |
19 057 945,22 |
2014 |
864 501 071,23 |
410 575 833,4 |
385 836 452,15 |
68 088 785,68 |
2015 |
606 947 875,61 |
129 990 944,68 |
405 413 391,29 |
71 543 539,64 |
Всего |
1901145007,50 |
906 736 354,69 |
835 718 382,27 |
158 690 270,54 |
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с условиями возможностей бюджетов разных уровней.
В качестве дополнительных источников финансирования могут использоваться средства республиканского и (или) местных бюджетов, а также внебюджетные средства, направляемые на покрытие разницы между расселяемой общей площадью жилых помещений в аварийных домах и общей площадью предоставляемых жилых помещений, а также разницы между предельной стоимостью строительства (выкупа) и фактической стоимостью 1 кв. м общей площади жилых помещений.
При предоставлении гражданам жилых помещений площадью, превышающей площадь изымаемого жилого помещения, объем дополнительного финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и (или) средств местных бюджетов рассчитывается как сумма разниц общей площади каждого предоставляемого жилого помещения и общей площади изымаемого жилого помещения, умноженная на установленную стоимость одного квадратного метра.
Адресный список жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими переселению в 2013 - 2015 гг., с обоснованием объема средств (рассчитывается как расселяемая площадь жилых помещений, умноженная на удельную стоимость 1 кв. м) приведен в приложении 1.
Механизм реализации Программы
Для переселения граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда могут быть использованы следующие механизмы:
для граждан, проживающих на условиях социального найма, - предоставление по договорам социального найма других благоустроенных жилых помещений, размеры и качество которых определяются исходя из юридически установленных гарантий государства перед гражданами, проживающими в таком жилищном фонде;
передача земельного участка, на котором расположены жилые дома, непригодные для проживания, частным девелоперам (застройщикам) в случае предварительно реализованных обязательств последних по переселению граждан, проживающих в жилищном фонде, непригодном для проживания, путем выкупа жилья у этих граждан или его мены на добровольной основе, а также иные способы, предусмотренные жилищным законодательством.
Первый путь предполагает, что муниципалитет предоставляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предлагаемое муниципальное жилье может являться:
жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
жильем, приобретенным на вторичном рынке жилищной недвижимости;
жильем, построенным муниципалитетом в качестве муниципального социального жилья.
Второй механизм - передача земельного участка, на котором расположены жилые дома, непригодные для проживания, частным девелоперам (застройщикам) в случае предварительно реализованных обязательств последних по переселению граждан, проживающих в жилищном фонде, непригодном для проживания, путем выкупа жилья у этих граждан или его мены на добровольной основе - возможен только в случае, если земельный участок, на котором расположен жилищный фонд, непригодный для проживания, имеет большую коммерческую привлекательность. В этом случае все риски по переселению граждан берут на себя частные девелоперы (застройщики), но далеко не все земельные участки с домами, непригодными для проживания, будут обладать необходимой коммерческой привлекательностью. Представляется целесообразным на первом этапе реализации работы, связанной с отселением граждан из ветхого и аварийного фонда, использовать конкурсные процедуры передачи наиболее коммерчески ценных земельных участков с обременениями в виде нерасселенных домов, непригодных для проживания, частным девелоперам (застройщикам). Такая процедура позволит существенно снизить бюджетные расходы на переселение граждан из жилья, непригодного для проживания.
Основным направлением финансирования является предоставление бюджетных субсидий на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Данные субсидии могут быть направлены муниципальным образованиям как на строительство нового жилья для переселения граждан, проживающих на условиях социального найма, так и на приобретение жилья для данной категории граждан на вторичном рынке.
Кроме того, за счет средств Фонда, республиканского и местного бюджетов может производиться выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при условии наличия у таких лиц в собственности других жилых помещений, пригодных для проживания.
Также может предусматриваться приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения, для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.
Оценка эффективности и ожидаемые результаты реализации программы
Оценка эффективности реализации Программы производится с учетом достижения цели Программы - ликвидация аварийного жилищного фонда, создание комфортных условий для проживания граждан на территории городского округа Саранск, и будет осуществляться на основе следующих количественных индикаторов:
Год переселения |
Количество переселенных граждан, ед. |
Ликвидировано непригодного для проживания жилья, кв. м |
2013 |
1032 |
14 395,2 |
2014 |
1809 |
28 961,48 |
2015 |
1502 |
20 332,87 |
Всего |
4343 |
63 689,55 |
<< Назад |
Приложение 1. >> Перечень аварийных многоквартирных домов |
|
Содержание Постановление Администрации городского округа Саранск от 20 июня 2013 г. N 1556 "Об утверждении муниципальной адресной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.