Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к муниципальной программе
повышения эффективности
управления муниципальными
финансами в Лямбирском
муниципальном районе
Республике Мордовия
на период до 2018 года
Подпрограмма
"Повышение эффективности межбюджетных отношений"
Паспорт
подпрограммы "Повышение эффективности межбюджетных отношений"
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В настоящее время на территории Лямбирского муниципального района функционирует 16 муниципальных образований, которые характеризуются разным уровнем социально-экономического развития и потенциалом.
По данным за 2013 год в структуре доходов бюджетов сельских поселений в Лямбирском муниципальном районе налоговые и неналоговые доходы составили 23,1%, безвозмездные поступления от других уровней бюджетной системы РФ - 76,9%. Наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений составляют субсидии (41,9%) и дотаций (45,6%). В составе межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений предусматриваются дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
В структуре налоговых доходов бюджетов сельских поселений наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц. Причем его доля ежегодно увеличивается: если в 2010 году объем составлял - 12925,6 тыс. руб. (40,5%), то в 2013 году-уже 18885,7 тыс. руб. (48,4%).
Основным документом, регулирующим межбюджетные отношения с сельскими поселениями в Лямбирском муниципальном районе, является Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2008 г. N 4-З "О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия". Данный документ определяет участников, формы регулирования межбюджетных отношений, устанавливает нормативы отчисления в бюджеты муниципальных образований от налоговых доходов, а также определяет порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере выравнивания бюджетной обеспеченности поселений.
С целью создания в районе условий для роста налогового потенциала сельских поселений и повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении поступления налогов и сборов в бюджеты сельских поселений в полном объеме зачисляются налоговые доходы от налога на имущество, земельного налога, а также 2% от налога на доходы физических лиц.
Для дальнейшего развития и совершенствования межбюджетных отношений в Лямбирском муниципальном районе следует продолжить работу по формированию местными органами власти сбалансированных бюджетов, сохранению заинтересованности и ответственности по наращиванию налогового потенциала территорий, рациональному и эффективному расходованию бюджетных средств. Исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности в 2013 году все сельские поселения в Лямбирском муниципальном районе являются дотационными.
Высокая зависимость бюджетной сбалансированности и в целом социально-экономического развития сельских поселений от финансовых потоков, получаемых от других уровней бюджетной системы, является основным препятствием в повышении самостоятельности и ответственности местных органов власти при осуществлении своих расходных и бюджетных полномочий, что ведет к отсутствию стимулов в наращивании собственной доходной базы.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Приоритетным направлением государственной политики в сфере межбюджетных отношений является совершенствование системы межбюджетных отношений, направленное на повышение устойчивости муниципальных образований.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет строиться на принципах преимущественного расходования средств за счет собственных доходов бюджета, оптимизации отдельных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Будет продолжена работа по созданию стимулов для повышения качества предоставления муниципальных услуг и управления муниципальными финансами, обеспечению условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий.
Основной целью подпрограммы является совершенствование системы распределения межбюджетных трансфертов из бюджета Лямбирского муниципального района бюджетам сельских поселений в Лямбирском муниципальном районе.
Для достижения целей подпрограммы должно быть обеспечено решение следующих задач:
создание условий для обеспечения финансовой стабильности и сбалансированности бюджетов сельских поселений в Лямбирском муниципальном районе;
выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений Лямбирского муниципального района;
К целевым показателям (индикаторам) подпрограммы относятся:
1. Отношение фактического объема предоставленной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности к утвержденным бюджетным ассигнованиям в размере 100% (Уд).
Показатель определяется по формуле:
, где
Дф - сумма фактически перечисленной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных районов;
Дп - утвержденный законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
В рамках реализации подпрограммы будет выполнен комплекс мероприятий, направленных на достижение целевых значений показателей подпрограммы в течение всего срока ее реализации, что в свою очередь приведет к положительным результатам в сфере реализации подпрограммы, таким как:
обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированных местных бюджетов;
своевременное исполнение расходных обязательств муниципальных образований;
повышение эффективности и результативности распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и самостоятельности органов местного самоуправления при определении направлений расходования средств местных бюджетов.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Подпрограммой предусмотрена реализация следующих мероприятий, направленных на достижение установленных целей и решение поставленных задач:
1. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа) Республики Мордовия
Выравнивание доступа граждан к муниципальным услугам, предоставляемым за счет средств консолидированных бюджетов муниципальных районов и городского округа, является одной из основных задач государственной политики в области межбюджетных отношений. Ее решение обеспечивается путем предоставления в соответствии с законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период дотаций. Размер дотаций для каждого муниципального района (городского округа) определяется в соответствии с Методикой, утвержденной Законом Республики Мордовия от 21 февраля 2008 г. N 4-З "О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия".
4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых на реализацию мероприятий подпрограммы, предусматривает расходы на предоставление бюджетам сельских поселений Лямбирского муниципального района дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений.
Объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за весь период ее реализации составляет 64225,8 тыс. рублей.
5. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
На реализацию подпрограммы могут оказать негативное влияние следующие риски:
1) правовые риски, связанные с изменениями бюджетного и налогового законодательства, предусматривающие изменение баланса в разграничении бюджетных полномочий и финансовых потоков между региональными и местными бюджетами.
К мерам управления указанными рисками следует отнести проведение постоянного мониторинга изменений федерального бюджетного и налогового законодательства, анализ их влияния на существующую систему межбюджетных взаимоотношений между уровнями бюджетной системы региона, принятие соответствующих нормативным правовых актов Республики Мордовия;
2) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в мировой экономике и, как следствие, возможным ухудшением экономической ситуации в Российской Федерации и Республике Мордовия, что повлечет за собой снижение собственного доходного потенциала консолидированного бюджета Лямбирского муниципального района и снижение темпов социально-экономического развития.
3) финансовые риски, связанные с финансированием мероприятий подпрограммы не в полном объеме. Возникновение рисков может быть связано с увеличением дефицита бюджета Лямбирского муниципального района, наращиванием бюджетных расходов, не обеспеченных доходными источниками.
Следствием наступления таких рисков может стать несбалансированность местных бюджетов в связи с поступлением межбюджетных трансфертов из бюджета Лямбирского муниципального района в объемах ниже запланированных.
Их снижению будут способствовать внедрение в практику программного бюджетирования и своевременная корректировка объемов финансирования основных мероприятий и показателей подпрограммы;
4) организационные риски, обусловленные недостаточной квалификацией и недобросовестностью персонала ответственного исполнителя подпрограммы, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, несвоевременному финансированию, невыполнению ряда мероприятий подпрограммы.
Сглаживанию организационных рисков будет способствовать повышение квалификации и ответственности персонала исполнителя подпрограммы, закрепление персональной ответственности за достижение непосредственных и конечных результатов, усиление контроля за ходом реализации подпрограммы, обеспечение координации деятельности и налаживание административных процедур реализации подпрограммы, в том числе проведение организационных разъяснительных мероприятий с органами местного самоуправления по рассматриваемым вопросам.
6. Методика оценки эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится на основе оценки:
1) степени достижения целей и решения задач подпрограммы (Эп), которая определяется путем сопоставления фактических значений индикаторов (показателей) подпрограммы и их плановых значений по следующей формуле:
Эп = Пф / Пп, где:
Пф - фактическое значение индикатора (показателя) подпрограммы;
Пп - плановое значение индикатора (показателя) подпрограммы.
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных (Эз) средств, которая определяется путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования мероприятий подпрограмм, по каждому источнику ресурсного обеспечения по следующей формуле:
Эз = Зф / Зп, где:
Зф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий подпрограммы;
Зп - плановый объем финансовых ресурсов, предусмотренный на реализацию мероприятий подпрограммы, на соответствующий отчетный период;
3) степени реализации мероприятий подпрограммы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) (Эм), которая определяется исходя из числа выполнения запланированных мероприятий в соответствии со следующей формулой:
Эм = Мф / Мп, где:
Мф - количество реализованных мероприятий подпрограммы;
Мп - количество мероприятий подпрограммы, планируемое к реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.