Постановлением Администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2016 г. N 3644 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Администрации городского округа Саранск от 30 ноября 2015 г. N 3454
"Об утверждении муниципальной целевой программы "Финансовое оздоровление городского округа Саранск"
31 марта, 19 мая, 10 июня, 27 июля, 28 сентября, 22, 29 декабря 2016 г.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Совета депутатов городского округа Саранск от 10 сентября 2008 г. N 138 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе Саранск", Уставом городского округа Саранск, постановлением Администрации городского округа Саранск от 03.11.2015 г. N 3183 "Об утверждении перечня муниципальных целевых программ городского округа Саранск, планируемых к реализации в 2016 - 2018 годах", а также в целях обеспечения качественного управления муниципальными финансами в городском округе Саранск, Администрация городского округа Саранск постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Финансовое оздоровление городского округа Саранск".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Директора Департамента финансов Администрации городского округа Саранск.
Глава Администрации городского округа Саранск |
П.Н. Тултаев |
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2016 г. N 3644 в настоящую Программу внесены изменения
Муниципальная целевая программа
"Финансовое оздоровление городского округа Саранск"
(утв. постановлением Администрации городского округа Саранск от 30 ноября 2015 г. N 3454)
31 марта, 19 мая, 10 июня, 27 июля, 28 сентября, 22, 29 декабря 2016 г.
Саранск 2015 г.
1. Паспорт
муниципальной целевой программы "Финансовое оздоровление городского округа Саранск"
Наименование муниципальной программы |
"Финансовое оздоровление городского округа Саранск" |
Дата принятия решения о разработке МЦП, дата утверждения |
Постановление Администрации городского округа Саранск от 03.11.2015 г. N 3183 "Об утверждении перечня муниципальных целевых программ городского округа Саранск, планируемых к реализации в 2016 - 2018 годах" |
Ответственный исполнитель, основной разработчик муниципальной программы |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
Соисполнитель программы |
Управление экономики, муниципального заказа, цен и тарифов КУМИ городского округа Саранск КЗО Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск |
Участники МЦП |
КУ "Городская недвижимость" |
Подпрограммы |
1. Повышение эффективности бюджетных расходов городского округа Саранск; 2. Управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами городского округа Саранск. |
Программно-целевые инструменты |
Мероприятия программы |
Цель МЦП |
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления муниципальными финансами городского округа Саранск, а также повышение эффективности управления и использования муниципального имущества и земельных ресурсов городского округа Саранск |
Задачи МЦП |
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа Саранск за счет координации стратегического и бюджетного планирования. 2. Эффективное управление муниципальным долгом. 3. Нормативное и методологическое обеспечение бюджетного процесса, организация планирования и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности. 4. Повышение эффективности системы внутреннего муниципального финансового контроля. 5. Увеличение доходов бюджета городского округа Саранск. 6. Организация работ по оформлению и учету земельных участков, расположенных на территории городского округа Саранск. 7. Реализация административных и судебных процедур по взысканию задолженности по арендной плате за землю. |
Целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации МЦП |
1. Отношение дефицита бюджета городского округа к общему годовому объему доходов бюджета городского округа без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. 2. Доля расходов бюджета городского округа, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов бюджета. 3. Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа (в сопоставимых условиях) без учета доходов от продажи материальных и нематериальных активов. 4. Отношение объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета городского округа без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. 5. Отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга к объему расходов бюджета городского округа, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из вышестоящих бюджетов. 6. Размещение в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" информации о муниципальных финансах: - ежемесячно и ежеквартально сведений о ходе исполнения бюджета городского округа и сведений о численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений и фактических затратах на их денежное содержание; - информации об объеме муниципального долга; - реестра расходных обязательств; - "Бюджет для граждан". 7. Доля проведенных контрольных мероприятий внутреннего муниципального финансового контроля в общем количестве запланированных контрольных мероприятий. 8. Доля обжалованных предписаний и представлений в общем количестве предписаний и представлений, выданных органом внутреннего муниципального финансового контроля. 9. Количество неиспользованных нежилых объектов имущества. 10. Выполнение прогноза поступлений в бюджет доходов от сдачи в аренду муниципального имущества и приватизации. 11 .Выполнение прогноза поступления доходов в бюджет (арендная плата за землю, продажа земли). |
Этапы и сроки и реализации МЦП |
2016 - 2019 годы |
Ресурсное обеспечение МЦП |
Общий объем финансирования МЦП составит 294999,2 тыс. руб. (за счет средств бюджета городского округа Саранск). В том числе: 2016 год - 93870,2 тыс. руб. 2017 год - 79617,0 тыс. руб. 2018 год - 61106,0 тыс. руб. 2019 год - 60406,0 тыс. руб |
Ожидаемые результаты реализации МПЦ |
1. Создание условий для повышения бюджетного потенциала городского округа за счет роста собственной доходной базы и эффективного управления финансами с целью повышения уровня и качества жизни населения городского округа Саранск. 2. Формирование основной части расходов бюджета городского округа в соответствии с принципами программно-целевого планирования. 3. Повышение открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления на всех стадиях бюджетного процесса. 4. Сохранение объема муниципального долга городского округа на экономически безопасном уровне, отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам и расходам на их обслуживание. 5. Формирование действенной и эффективной системы муниципального финансового контроля. 6. Увеличение поступлений неналоговых доходов в бюджет городского округа Саранск |
Система организации управления и контроль за исполнением МЦП |
Управление осуществляет Департамент финансов Администрации городского округа Саранск. Контроль осуществляется Управлением экономики, муниципального заказа, цен и тарифов Департамента по экономической политике Администрации городского округа Саранск |
1. Характеристика текущего состояния в сфере муниципальных финансов, основные проблемы, анализ причин их возникновения и основные возможные риски реализации муниципальной программы
Современное состояние и развитие системы управления муниципальными финансами в городском округе Саранск характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, концентрацией бюджетных инвестиций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения города, модернизации социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития городского округа Саранск.
Настоящая Программа подготовлена в целях реализации единой бюджетной политики, необходимой для устойчивого развития экономики городского округа Саранск и функционирования бюджетной системы, на основании Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, в соответствии с постановлением Администрации городского округа Саранск от 08.10.2014 N 2678 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ городского округа Саранск и методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных целевых программ городского округа Саранск". Ответственным исполнителем Программы является Департамент финансов Администрации городского округа Саранск.
Устойчивая система муниципальных финансов играет одну из ключевых ролей в модернизации экономики городского округа Саранск, создании условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития и улучшения инвестиционного климата.
Процесс реформирования системы управления муниципальными финансами городского округа Саранск осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Были реализованы последовательные процессы реформирования бюджетного процесса в целях совершенствования системы управления муниципальными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов и перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированного на конечный результат.
Анализируя текущее состояние муниципальных финансов, можно говорить о том, что доходная часть городского бюджета за 2014 исполнена на 95,6% (при плане 6571,8 млн. руб. фактически поступило в бюджет 6293,9 млн. руб.), в том числе: план поступлений собственных доходов исполнен на 90,8% (при прогнозе 2842,9 млн. руб. фактически поступило 2580,8 млн. руб.), план по поступлению межбюджетных трансфертов от других бюджетов бюджетной системы выполнен на 99,6% (при плане 3722,3 млн. руб. фактически поступило 3706,5 млн. руб.). Расходная часть бюджета городского округа Саранск за 2014 год исполнена на 94,6%, при плане - 7327,0 млн. руб., фактическое исполнение составило - 6931,8 млн. руб. Объем расходов в программном формате составили в 2014 году 4195173,5 тыс. руб. или 78,2% в общем объеме расходов (за исключением субвенций).
По состоянию на 1 января 2015 года фактически муниципальный долг составил 500,0 тыс. рублей. При этом указанный объем долга не превысил установленные решением Совета депутатов городского округа о бюджете на 2014 год предельные объемы, что соответствует пункту 3 статьи 107 Бюджетного кодекса. Расходы на обслуживание муниципального долга в 2014 году составили в сумме 15381,6 тыс. рублей (на выплату процентов по банковским кредитам).
Бюджет за 2014 год исполнен с дефицитом в сумме 637,9 млн. рублей, источниками покрытия которого являлись кредиты кредитных организаций в валюте РФ в сумме 220,0 млн. руб. и изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме 413,3 млн. руб.
Оценка ожидаемого исполнения бюджета за 2015 год составит по доходам 6478,7 млн. руб., в том числе по собственным доходам в сумме 2995,3 млн. руб., по расходам в сумме 8052,3 млн. руб. Ожидаемая доля расходов в программном формате составит 80%. По состоянию на 1 ноября 2015 года фактически муниципальный долг составил 1714273,9 тыс. руб. Планируемый дефицит бюджета городского округа Саранск составит 1573,6 млн. руб. Расходы на обслуживание муниципального долга на 01.11.2015 г. составили 31859,6 тыс. руб., которые в 2 раза превысили аналогичные расходы, произведенные в 2014 году. Кредиторская задолженность муниципальных учреждений на 01.11.2015 г. составила 488335,0 тыс. руб., на 01.01.2015 г. составила 442499,8 тыс. руб. Недоимка по платежам в бюджет городского округа Саранск на 01.06.2015 г. составила 517507,0 тыс. руб. Объем задолженности по арендным платежам по состоянию на 01.11.2015 г. за землю составила 25038,5 тыс. руб., за муниципальное имущество - 1337,6 тыс. руб.
В городском округе Саранск была успешно реализована муниципальная целевая программа "Повышение эффективности расходов бюджета городского округа Саранск на 2010 - 2012 годы".
Мероприятия муниципальной целевой программы "Повышение эффективности расходов бюджета городского округа Саранск на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 8 октября 2010 г. N 2687, были сгруппированы по следующим основным разделам:
1) Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета городского округа;
2) Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
3) Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления и переход к программной структуре бюджета городского округа;
4) Развитие системы муниципального финансового контроля;
5) Оптимизация функций органов местного самоуправления, обеспечение доступа к информации о результатах деятельности организаций муниципального сектора;
6) Совершенствование управления муниципальной собственностью;
7) Совершенствование контрактной системы.
В рамках раздела "Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета городского округа" были внесены изменения в постановление Главы Администрации городского округа Саранск "Об утверждении порядка составления и ведения кассового плана и доведения предельных объемов финансирования до главных распорядителей и получателей средств бюджета городского округа Саранск" в части совершенствования организации и методологии кассового прогнозирования исполнения бюджета городского округа.
В части повышения эффективности предоставления муниципальных услуг утвержден реестр муниципальных услуг, в соответствии с которым каждому муниципальному учреждению доводится муниципальное задание на оказание муниципальных услуг на соответствующий финансовый год. Разработан Порядок расчета нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений, утвержденный постановлением Администрации городского округа Саранск от 10.10.2011 N 2675, в соответствии с которым производится расчет финансового обеспечения выполнения муниципального задания на соответствующий финансовый год.
Проведены мероприятия по реструктуризации сети муниципальных учреждений социальной сферы (реорганизация школ).
В части внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления и перехода к программной структуре бюджета городского округа на 2012 год приняты муниципальные целевые программы в количестве 68 шт.
В рамках раздела по развитию системы муниципального финансового контроля решением Совета депутатов городского округа Саранск от 14.06.2012 г. N 97 утверждено Положение о Контрольно-счетной палате городского округа Саранск.
В рамках раздела по оптимизации функций органов местного самоуправления, обеспечения доступа к информации о результатах деятельности организаций муниципального сектора в 2011 году проведена инвентаризация функций и задач, выполняемых главными распорядителями средств бюджета городского округа в части приведения в соответствие с нормами Бюджетного кодекса РФ, предложения направлены Главе Администрации городского округа Саранск. Решениями Совета депутатов городского округа Саранск от 12.07.2012 г. N 120 "Об учреждении Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск", от 12.07.2012 г. N 122 "Об учреждении Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск", от 09.10.2012 N 129 "О внесении изменений в Положение о Департаменте по социальной политике Администрации городского округа Саранск" наделены правами юридического лица и полномочиями главных распорядителей бюджетных средств Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск, Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск, Департамент по социальной политике Администрации городского округа Саранск. Финансирование вышеуказанных ГРБС осуществляется с 1 января 2013 года.
В рамках реализации раздела "Совершенствование управления муниципальной собственностью были расширены возможности автоматизированной системы ведения реестра муниципальной собственности, осуществлена инвентаризация имущества казны, изготовлены технические паспорта на объекты муниципальной собственности, разработан и утвержден порядок оценки эффективности использования муниципального имущества, создан механизм недопущения возникновения просроченной кредиторской задолженности муниципальных предприятий.
Управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами городского округа Саранск направлено на повышение эффективности использования объектов муниципальной собственности, осуществление полномочий собственника в отношении муниципального имущества с целью увеличения поступлений по неналоговым доходам в бюджет городского округа Саранск.
Управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами городского округа Саранск осуществляется в соответствии с Положением об управлении муниципальной собственностью городского округа Саранск, утвержденным решением Саранского городского Совета депутатов от 19.01.1999 N 276 (с последними изменениями от 05.03.2014 г.).
Учет муниципального имущества и земельных участков осуществляется путем ведения Реестра муниципального имущества городского округа Саранск в соответствии с решением Совета депутатов городского округа Саранск от 14 июня 2012 года N 90 Комитетом по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск и Комитетом земельных отношений городского округа Саранск. Целью деятельности вышеуказанных Комитетов является повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами, увеличение поступлений по неналоговым доходам в бюджет городского округа Саранск. В целях увеличения неналоговых доходов неиспользуемое имущество передается в аренду, осуществляется приватизация муниципального имущества, не используемого для реализации полномочий Администрации городского округа Саранск.
Реализация полномочий собственника в части владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом требует объективных и точных сведений о составе, количестве, качественных и стоимостных характеристиках муниципального имущества. Для оптимизации муниципального имущества и возможности вовлечения объектов недвижимости муниципальной казны в сделки (приватизация, сдача в аренду, передача в хозяйственное ведение и оперативное управление) необходимо проведение технической инвентаризации и оценка рыночной стоимости объектов. КУМИ городского округа Саранск осуществляется деятельность по учету объектов недвижимости с незарегистрированным правом муниципальной собственности. По состоянию на 01.11.2015 г. количество таких объектов 3400 шт., на 01.01.2015 г. - 4078 шт. Комитетом земельных отношений осуществляется работа по учету начисленных и уплаченных сумм платежей за землю, по ведению претензионной работы в отношении налогоплательщиков и арендаторов. КУ "Городская недвижимость" осуществляет управление объектами недвижимого имущества муниципального образования городского округа Саранск, эксплуатацию и обслуживание административных зданий муниципальной собственности городского округа Саранск в части ведения реестра объектов недвижимого имущества муниципального образования городского округа Саранск; осуществления контроля за целевым использованием недвижимого имущества муниципального образования городского округа Саранск; управления и распоряжением муниципальным имуществом; предоставления имущества в аренду и безвозмездное пользование; оформления договоров аренды и безвозмездного пользования; осуществления контроля за заключением арендаторами, ссудополучателями договоров на поставку коммунальных услуг: электро-, водо-, газоснабжение, вывоз ТБО и надлежащим содержанием прилегающей придомовой территории объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности. В 2014 году в муниципальной казне городского округа Саранск находилось 80 объектов неиспользуемых нежилых помещений. На 01.11.2015 количество объектов - 94. Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг неиспользуемых жилых помещений с каждым годом возрастают. Постановлением Администрации городского округа Саранск от 13.09.2011 г. N 2482 утверждена Концепция создания и развития интегрированной информационной системы управления муниципальными финансами городского округа Саранск "Электронный бюджет". В целях ее реализации на сайте www.bus.gov.ru размещена информация о действующих муниципальных учреждениях. Для повышения открытости системы муниципальных финансов на официальном сайте Администрации городского округа Саранск размещается "Бюджет для граждан", а также иные информационные материалы о состоянии муниципальных финансов. Наряду с положительными результатами реализации Программы повышения эффективности расходов бюджета городского округа Саранск на 2010 - 2012 годы в настоящее время в сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
незавершенность формирования и ограниченность практики использования муниципальных программ в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при в целом низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
недостаточная действенность механизма среднесрочного бюджетного планирования;
недостаточно высокий уровень качества управления муниципальными финансами;
отсутствие современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
отсутствие эффективной методологической базы и ответственности за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов, программ, инвестиционных проектов;
недостаточная открытость бюджета городского округа Саранск, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора муниципального управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития городского округа в условиях адаптации бюджета к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также по модернизации управления муниципальными финансами. Этим и определяется необходимость принятия муниципальной программы "Финансовое оздоровление городского округа Саранск" (далее - Программа).
Реализация Программы обеспечит значительный (по ряду направлений - решающий) вклад в достижение практически всех стратегических задач комплексного социально-экономического развития городского округа Саранск, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения стабильности и соблюдения принятых ограничений по налоговой и долговой нагрузке, повышения уровня и качества жизни населения.
При реализации Программы возможно возникновение следующих рисков, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов:
- изменение бюджетного и налогового законодательства;
- снижение темпов социально-экономического развития городского округа Саранск;
- увеличение уровня инфляции;
- рост процентных ставок на рынке заимствований Российской Федерации под влиянием экономических или иных факторов;
- чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия.
В целях управления указанными рисками в ходе реализации Программы предусматриваются:
- проведение мониторинга действующего законодательства;
- своевременное внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сферах управления муниципальными финансами;
- прогнозирование социально-экономического развития городского округа Саранск с учетом возможного ухудшения экономической ситуации;
- планирование условно утвержденных расходов в плановом периоде бюджета;
- принятие иных мер в пределах предусмотренных бюджетным законодательством полномочий Департамента финансов.
2. Приоритеты деятельности Администрации городского округа Саранск в сфере реализации управления муниципальными финансами. Цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации МЦП, прогноз развития и планируемые показатели по итогам реализации программы. Сроки и этапы реализации МЦП.
Приоритеты и цели муниципальной политики в сфере реализации Программы определены в следующих документах:
Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах";
- Государственная программа Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N 310;
- Стратегия социально-экономического развития городского округа Саранск до 2025 года и программа социально-экономического развития городского округа Саранск на период 2016 - 2018 годов, утвержденная постановлением Администрации городского округа Саранск от 31 августа 2015 г. N 2480;
- Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа Саранск на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденные постановлением Администрации городского округа Саранск от 01 октября 2015 г. N 2841.
Целью Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления муниципальными финансами городского округа Саранск, а также повышение эффективности управления и использования муниципального имущества и земельных ресурсов городского округа Саранск.
В соответствии с целью Программы сформированы следующие основные задачи ее реализации:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа Саранск за счет координации стратегического и бюджетного планирования.
При реализации задачи планируется:
- повысить надежность экономических прогнозов и консервативность предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
- формировать бюджет с учетом прогноза основных параметров развития экономики, основанных на реалистичных оценках;
- проводить работу по укреплению доходной базы бюджета города путем расширения налоговой базы по местным налогам, повышения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов главными администраторами доходов бюджета городского округа;
- проводить оценку эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам;
- формировать и исполнять бюджет городского округа на основе муниципальных программ, сформированных на основании долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
- принимать новые расходные обязательства на основании взвешенного подхода к определению как объемов средств, необходимых для их исполнения, так и возможностей собственных доходных источников бюджета;
- планировать бюджетные ассигнования исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
- планировать бюджетные ассигнования с учетом ожидаемых результатов от проведения мероприятий по эффективному управлению муниципальным долгом.
2. Эффективное управление муниципальным долгом.
В рамках реализации данной задачи планируется проводить работу по оптимизации объема и структуры муниципального долга и обеспечить соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема муниципального долга и размера расходов на его обслуживание.
Для решения данной задачи необходимо обеспечить:
- оптимизацию графика осуществления муниципальных заимствований на основе анализа исполнения кассового плана в части поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета и расходов за счет собственных средств, а также анализа состояния лицевых счетов и счетов, открытых в установленном порядке Департаментом финансов, в том числе счета, предназначенного для учета операций со средствами бюджетных и автономных учреждений;
- равномерное распределение платежей по погашению долговых обязательств во времени;
- достижение разумного баланса между срочностью и стоимостью долга, для чего допускается замещение "дешевых" краткосрочных заемных средств "дорогими" долговыми инструментами с более длительным сроком кредитования;
- увеличение доли бюджетных кредитов из бюджета республики Мордовия в общем объеме привлекаемых кредитных ресурсов;
- привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета городского округа, предоставляемых в установленном порядке органом Федерального казначейства за счет остатков средств на едином счете федерального бюджета;
- проведение мероприятий по снижению процентных ставок по действующим муниципальным контрактам, в том числе в случае уменьшения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- рефинансирование действующих долговых обязательств при заключении новых муниципальных контрактов с более выгодными условиями кредитования;
- досрочное погашение долговых обязательств за счет привлечения на счет бюджета средств со счетов Департамента финансов Администрации городского округа Саранск, открытых в учреждении Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами бюджетных и автономных учреждений и средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств и бюджетных учреждений, с возвратом указанных средств не позднее второго рабочего дня до завершения текущего финансового года.
3. Нормативное и методологическое обеспечение бюджетного процесса, организация планирования и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
В рамках реализации данной задачи предполагаются:
- постоянная актуализация нормативного правового и методологического обеспечения в секторе муниципального управления финансами;
- повышение прозрачности бюджетного процесса, расширение доступа к информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств, в том числе в формате "Бюджет для граждан";
- обеспечение технического сопровождения и совершенствования (модернизации) автоматизированных информационных систем и программного обеспечения, применяемых в бюджетном процессе;
- оптимизация процедур формирования и представления отчетности в части обеспечения ее автоматической генерации на основе данных информационных систем, применяемых при обеспечении исполнения бюджета;
- обеспечение гармонизации бухгалтерского и управленческого учета учреждений бюджетной сферы;
- обеспечение своевременного, полного и равномерного осуществления оплаты расходов получателей бюджетных средств, кассового обслуживания муниципальных бюджетных и автономных учреждений, укрепление финансовой дисциплины, в том числе за счет контроля за принятием бюджетных обязательств в пределах лимитов бюджетных обязательств.
4. Повышение эффективности системы внутреннего муниципального финансового контроля.
В рамках реализации данной задачи предполагается:
- разграничение полномочий органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля, исключение дублирования контрольных функций;
- разработка и совершенствование нормативного и методического обеспечения внутреннего финансового контроля и аудита;
- обеспечение координации осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- повышение квалификации работников, осуществляющих полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю, внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту;
- усиление контроля за эффективным использованием бюджетных средств.
5. Увеличение доходов бюджета городского округа Саранск.
6. Организация работ по оформлению и учету земельных участков, расположенных на территории городского округа Саранск.
7. Реализация административных и судебных процедур по взысканию задолженности по арендной плате за землю.
Сведения о целевых индикаторах (показателях) Программы и их значениях приведены в таблице 1.
Таблица 1
Целевые показатели (индикаторы) Программы и их значения
N |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Единица измерения |
Значение показателей |
|||||
2014 год (факт) |
2015 год (оценка) |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
1 |
Отношение дефицита бюджета городского округа к общему годовому объему доходов бюджета городского округа без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений |
% |
24,7 |
62,7 |
35,1 |
35,1 |
32,1 |
34,1 |
2 |
Доля расходов бюджета городского округа, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов бюджета |
% (больше лучше) |
58,8 |
88,0 |
85,6 |
93,0 |
96,0 |
98,0 |
3 |
Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа(в сопоставимы х условиях) без учета доходов от продажи материальных и нематериальных активов |
% |
102,1 |
103 |
104 |
104 |
104 |
106 |
4 |
Отношение объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета городского округа без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений |
% (меньше лучше) |
19,4 |
77 |
100 |
100 |
100 |
100 |
5 |
Отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга к объему расходов бюджета городского округа, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из вышестоящих бюджетов |
% (меньше лучше) |
0,3 |
0,9 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
6 |
Размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о муниципальных финансах: - ежемесячно и ежеквартально сведений о ходе исполнения бюджета городского округа и сведений о численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений и фактических затратах на их денежное содержание; - информации об объеме муниципального долга; - реестра расходных обязательств; - "Бюджет для граждан" |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
7 |
Доля проведенных контрольных мероприятий внутреннего муниципального финансового контроля в общем количестве запланированных контрольных мероприятий. |
% |
134 |
104 |
100 |
100 |
100 |
100 |
8 |
Доля обжалованных предписаний и представлений в общем количестве предписаний и представлений, выданных органом внутреннего муниципального финансового контроля |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
Количество неиспользованных нежилых объектов имущества |
Шт. |
80 |
90 |
94 |
80 |
70 |
60 |
10 |
Выполнение прогноза поступлений в бюджет доходов от сдачи в аренду муниципального имущества и приватизации |
тыс. руб. |
218131,0 |
202108,6 |
182981,4 |
185091,0 |
148092,4 |
128518,3 |
11 |
Выполнение прогноза поступления доходов в бюджет (арендная плата за землю, продажа земли) |
тыс. руб. |
217957,9 |
220000,0 |
233500,0 |
216343,6 |
191341,0 |
180500,0 |
Поскольку Программа носит обеспечивающий характер, предполагается, что достижение целевых значений показателей Программы либо существенное улучшение их значений даст возможность:
- обеспечить исполнение расходных обязательств городского округа Саранск при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа;
- укрепить финансовые возможности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
- усилить взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования, осуществлять основную часть расходов бюджета городского округа на основании принципов программно-целевого планирования;
- поддерживать объем муниципального долга городского округа на экономически безопасном уровне, не допускать просроченной задолженности по долговым обязательствам и расходам на их обслуживание;
- повысить открытость и прозрачность деятельности органов местного самоуправления на всех стадиях бюджетного процесса;
- реализовывать принцип ответственного управления муниципальными финансами, связанный с наличием эффективной системы исполнения бюджета, что способствует прозрачности и подконтрольности исполнения бюджета городского округа, обеспечению адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств;
- обеспечить эффективную организацию муниципального финансового контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Планируемыми показателями по итогам реализации Программы являются:
- формирование не менее 80% расходов бюджета городского округа в рамках муниципальных программ;
- рост налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа без учета доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 4% ежегодно (в сопоставимых условиях);
- сокращение просроченной кредиторской задолженности бюджета города на 0,1% ежегодно;
- сохранение размера муниципального долга в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (в размере, не превышающем общий годовой объем доходов бюджета городского округа без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений).
Сроки реализации Программы: 2016 - 2019 годы. Выделение контрольных этапов не предполагается.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий МЦП
Реализация МЦП включает выполнение ряда мероприятий.
Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы
п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный за исполнение основного мероприятия соисполнители, участники |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации основного мероприятия |
Связь с показателями МЦП |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
1 |
Формирование проекта бюджета городского округа с учетом прогноза долгосрочного социально-экономического развития |
Департамент финансов, Департамент по эк. политике и взаимодействию с административными органами |
2016 год |
2019 год |
Обеспечение исполнения расходных обязательств городского округа Саранск при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа |
Нарушение ст. 172 БК РФ |
Показатель 1 таблицы 1 |
2 |
Составление и утверждение бюджета городского округа в "программном виде" |
Департамент финансов Департамент по эк. политике и взаимодействию с административными органами |
2016 год |
2019 год |
Формирование и исполнение бюджета городского округа на основе муниципальных программ, сформированных на основании долгосрочных целей социально-экономического развития |
Снижение доли расходов бюджета в программах |
Показатель 2 таблицы 1 |
3 |
Проведение ежеквартального анализа поступлений доходов в бюджет городского округа в разрезе каждого доходного источника и каждого администратора доходов, мониторинга задолженности перед бюджетом городского округа по уплате налогов и иных платежей |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Контроль за исполнением доходов бюджета городского округа. Повышение качества администрирования доходов главными администраторами доходов бюджета городского округа |
Не выполнение плана по поступлению доходов в бюджет |
Показатель 3 таблицы 1 |
4 |
Проведение анализа допустимой долговой нагрузки на бюджет |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Поддержание объема муниципального долга городского округа на экономически безопасном уровне |
Нарушение ст. 107 БК РФ |
Показатель 4 таблицы 1 |
5 |
Оптимизация расходов на обслуживание долговых обязательств |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Ограничение роста расходов на обслуживание муниципального долга |
Нарушение ст. 111 БК РФ |
Показатель 5 таблицы 1 |
6 |
Организация бюджетного процесса на территории городского округа (содержание Департамента финансов Администрации городского округа Саранск) |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Реализация принципа ответственного управления муниципальными финансами, связанного с наличием эффективной системы исполнения бюджета |
Неэффективная организация бюджетного процесса в городском округе Саранск |
Показатель 1 таблицы 1 |
7 |
Автоматизация бюджетного процесса на основе современных технологий |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Обеспечение технического сопровождения и совершенствования (модернизации) автоматизированных информационных систем и программного обеспечения, применяемых в бюджетном процессе |
Некачественная организация бюджетного процесса |
Показатель 6 таблицы 1 |
8 |
Осуществление внутреннего муниципального финансового контроля |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Обеспечение эффективной организации внутреннего муниципального финансового контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств |
Нарушение ст. 269.2 БК РФ |
Показатель 7 таблицы 1 |
9 |
Осуществление государственной регистрации права собственности на муниципальные объекты недвижимости |
Комитет по управлению муниципальным имуществом |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступлений доходов от продажи муниципального имущества и сдачи в аренду |
Снижение поступлений доходов бюджета городского округа Саранск |
Показатель 9 таблицы 1 |
10 |
Заключение договоров аренды на неиспользованные нежилые объекты имущества |
КУ "Городская недвижимость" |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступлений доходов от сдачи в аренду |
Снижение поступлений доходов бюджета городского округа Саранск |
Показатель 10 таблицы 1 |
11 |
Заключение договоров аренды земельных участков |
Комитет земельных отношений |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступлений доходов от арендной платы за землю |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
Показатель 11 таблицы 1 |
12 |
Заключение договоров купли-продажи земельных участков |
Комитет земельных отношений |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступлений доходов от продажи земли |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
Показатель 11 таблицы 1 |
13 |
Взыскание задолженности по арендным платежам за землю |
Комитет земельных отношений и Комитет по управлению муниципальным имуществом |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступлений доходов по арендным платежам за землю и муниципальное имущество |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
Показатель 10, 11 таблицы 1 |
14 |
Обеспечение внедрения, адаптации, технического сопровождения и совершенствования (модернизации) автоматизированной информационной системы "АИС Имущество" в части учета земельных участков и администрирования арендных платежей за землю |
Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступления доходов по арендным платежам за землю |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
Показатель 11 таблицы 1 |
15 |
Выполнение комплексных кадастровых работ на территории городского округа Саранск |
Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступлений доходов по арендным платежам за землю и муниципальное имущество |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
Показатель 10, 11 таблицы 1 |
16 |
Обслуживание муниципального долга |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Ограничение роста расходов на обслуживание муниципального долга |
Нарушение ст. 111 БК РФ |
Достижение показателя 5 таблицы |
4. Основные меры правового регулирования
В целях реализации мероприятий МЦП будут приниматься соответствующие нормативно-правовые акты городского округа Саранск в части регулирования управления муниципальными финансами городского округа Саранск в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
5. Ресурсное обеспечение МЦП
Объем финансовых ресурсов Программы в целом 294 999,2 тыс. руб. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета городского округа Саранск. Подробная информация о ресурсном обеспечении Программы представлена в таблице.
Ресурсное обеспечение программы
N п.п. |
Статус |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, участники |
Расходы на 2016 - 2019 годы, тыс. руб. |
||||||||||||||||||||
ГРБС |
Рз/ Пр |
ЦСР |
ВР |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Итого за период реализации МЦП |
|||||||||||||||
Всего по программе |
93870,2 |
79617,0 |
61106,0 |
60406,0 |
294999,2 |
||||||||||||||||||
Подпрограмма "Повышение эффективности бюджетных расходов городского округа Саранск" | |||||||||||||||||||||||
|
Подпрограмма |
Департамент финансов
Департамент по эк. политике и взаимодействию с административными органами |
900
900 |
0106 |
02100 40000 |
121 122 129 242
244 |
|
|
|
|
|
||||||||||||
1301 |
02100 40780 |
851 853 730 |
92400,6 |
78206,0 |
60006,0 |
60006,0 |
290618,6 |
||||||||||||||||
1 |
Основное мероприятие "Организация бюджетного процесса на территории городского округа" (содержание Департамента финансов Администрации городского округа Саранск) |
Департамент финансов |
900 |
0106 |
02100 40000 |
121 122 129 242 244 851 853 |
14479,7 |
14377,0 |
14377,0 |
14377,0 |
57610,7 |
||||||||||||
2 |
Основное мероприятие "Обслуживание муниципального долга" |
Департамент финансов |
900 |
1301 |
02100 40780 |
730 |
77920,9 |
63829,0 |
45629,0 |
45629,0 |
233007,9 |
||||||||||||
Подпрограмма "Управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами городского округа Саранск" | |||||||||||||||||||||||
|
Подпрограмма |
Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск |
911 |
0104 |
02200 40000 |
244 |
1469,6 |
1411,0 |
1100,0 |
400,0 |
4380,6 |
||||||||||||
1 |
Основное мероприятие "Обеспечение внедрения, адаптации, технического сопровождения и совершенствования (модернизации) автоматизированной информационной системы "АИС Имущество" в части учета земельных участков и администрирования арендных платежей за землю" |
Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск |
911 |
0104 |
02201 40000 |
244 |
1469,6 |
1311,0 |
1000,0 |
300,0 |
4080,6 |
||||||||||||
2 |
Основное мероприятие "Выполнение комплексных кадастровых работ на территории городского округа Саранск" |
Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск |
911 |
0104 |
02202 40000 |
244 |
0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
300,0 |
6. Анализ рисков реализации МЦП и описание мер по управлению рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей МЦП
К рискам реализации МЦП, которыми могут управлять ответственный исполнитель МЦП, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений МЦП на региональном уровне и (или) недостаточно быстрым осуществлением институциональных преобразований, предусмотренных МЦП;
2) организационные риски, связанные с возникновением проблем в реализации МЦП в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственного исполнителя, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, несвоевременному финансированию, невыполнению ряда мероприятий МЦП.
Снижению указанных рисков будут способствовать повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя для своевременной и эффективной реализации запланированных мероприятий, координация деятельности персонала ответственного исполнителя и налаживание административных процедур для снижения организационных рисков, а также повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием МЦП в неполном объеме за счет бюджетных средств. Данные риски могут возникнуть по причине увеличения дефицита бюджета городского округа Саранск, наращивания расходов бюджета городского округа Саранск необеспеченными доходами бюджета городского округа Саранск.
Их снижению будут способствовать внедрение в практику программного бюджетирования и своевременная корректировка объемов финансирования основных мероприятий МЦП.
4) непредвиденные риски. Реализации МЦП также могут угрожать риски, которыми сложно или невозможно управлять в рамках реализации МЦП. К ним относятся изменение бюджетного и налогового законодательства, а также в сфере размещения муниципального заказа, осуществление возврата излишне начисленных и уплаченных налогов, риски ухудшения общей макроэкономической ситуации в стране и мире, ситуации на финансовых рынках вследствие финансового и экономического кризиса, природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия.
Из вышеназванных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию МЦП могут оказать финансовые и непредвиденные риски, которые содержат угрозу невыполнения МЦП. Поскольку в рамках реализации МЦП практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.
7. Механизм реализации МЦП
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск на принципах организационно-методического и информационного единства управления реализацией МЦП и на основе единых подходов к формированию тематики программных мероприятий, определению сроков и процедур мониторинга основных целевых индикаторов и показателей эффективности выполнения мероприятий МЦП осуществляет координацию деятельности по исполнению программных мероприятий, контроль за ходом и эффективностью их исполнения.
Ответственный исполнитель осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации МЦП, контроль за проведением программных мероприятий и мониторинг результатов реализации, выявляет отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов от плановых, устанавливает причины и определяет меры по устранению отклонений.
Соисполнители, участник представляют информацию о ходе выполнения мероприятий МЦП по запросу ответственного исполнителя для проведения оценки хода реализации МЦП ежеквартально.
Ответственный исполнитель МЦП при необходимости в установленном порядке и сроки готовит проекты нормативных правовых актов городского округа Саранск о внесении изменений в МЦП.
Важнейшим элементом механизма реализации МЦП является связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы и ресурсов для их реализации. В связи с этим ответственным исполнителем формируется план мероприятий по реализации МЦП.
В качестве органов оперативного управления ответственный исполнитель вправе создавать рабочие группы с привлечением экспертного сообщества, специалистов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления городского округа Саранск.
Контроль за реализацией мероприятий МЦП ведется на основе отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Ответственный исполнитель выполняет также следующие функции:
подготовку в установленном порядке предложений об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточнение затрат и сроков исполнения по отдельным программным мероприятиям, а также механизмов реализации Программы;
проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
осуществляет финансирование мероприятий МЦП.
8. Методика оценки эффективности МЦП
Методика оценки эффективности МАЦП представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации МАЦП и должна быть основана на оценке результативности МАЦП с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития г. о. Саранск.
В рамках методики оценки эффективности МАЦП может предусматриваться алгоритм установления пороговых значений целевых показателей (индикаторов) МАЦП. Превышение (недостижение) таких пороговых значений свидетельствует об эффективной (неэффективной) реализации МАЦП.
Методика оценки эффективности МАЦП предусматривает возможность проведения оценки эффективности МАЦП в течение периода реализации МАЦП не реже чем один раз в год.
Методика оценки эффективности реализации МАЦП (подпрограммы) учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени реализации основных мероприятий и МАЦП (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации), рассчитываемой как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
СРМ = MB / М, где:
СРМ - степень реализации основных мероприятий;
MB - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и оценки эффективности использования средств, направленных на реализацию МАЦП (подпрограммы).
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств, направленных на реализацию МАЦП (подпрограммы), определяется путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования МАЦП (подпрограммы) по формуле:
ССУЗ = ФФ/ФП, где:
ССУЗ - уровень финансирования реализации МАЦП (подпрограммы);
ФФ - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию МАЦП (подпрограммы);
ФП - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период;
Оценка эффективности использования средств, направленных на реализацию МАЦП (подпрограммы), определяется по формуле:
ЭС = СРМ/ССУЗ
3) степени достижения целей и решения задач МАЦП (подпрограммы). Оценка степени достижения целей и решения задач МАЦП (подпрограммы) может определяться путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) МАЦП (подпрограммы) и их плановых значений по формуле:
СДЦ = (СДП1 + СДП2 + СДПn) / n, где:
СДЦ - степень достижения целей (решения задач);
СДП - степень достижения показателя (индикатора) МАЦП (подпрограммы);
n - количество показателей (индикаторов) МАЦП (подпрограммы).
Степень достижения показателя (индикатора) МАЦП (подпрограммы) (СДП) может рассчитываться по формуле:
СДП = ЗФ / ЗП, где:
ЗФ - фактическое значение показателя (индикатора) МАЦП (подпрограммы);
ЗП - плановое значение показателя (индикатора) МАЦП (подпрограммы) (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений) или,
СДП = ЗП / ЗФ (для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений);
4) общей оценки эффективности реализации МАЦП (подпрограммы) (ЭГП) рассчитываемой по следующей формуле:
ЭГП = СДЦхЭС.
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации МЦП может определяться на основании следующих критериев:
Вывод об эффективности реализации МЦП |
Критерий оценки эффективности ЭГП |
Неэффективная |
менее 0,5 |
Уровень эффективности удовлетворительный |
0,5 - 0,79 |
Эффективная |
0,8 - 1 |
Высокоэффективная |
более 1 |
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2016 г. N 3644 в настоящую Подпрограмму внесены изменения
1. Подпрограмма "Повышение эффективности бюджетных расходов городского округа Саранск"
31 марта, 10 июня, 27 июля, 29 декабря 2016 г.
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения города, модернизации социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития городского округа Саранск.
Управление муниципальными финансами в значительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами муниципальной политики.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития городского округа в условиях адаптации бюджета к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также по модернизации управления муниципальными финансами. Этим и определяется необходимость подпрограммы "Повышение эффективности бюджетных расходов городского округа Саранск".
2. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) Эффективности реализации Подпрограммы
Цель Подпрограммы:
Целью Подпрограммы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления муниципальными финансами городского округа Саранск.
Задачи Подпрограммы:
В соответствии с целью Программы сформированы следующие основные задачи ее реализации:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа Саранск за счет координации стратегического и бюджетного планирования.
2. Эффективное управление муниципальным долгом.
3. Нормативное и методологическое обеспечение бюджетного процесса, организация планирования и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
4. Повышение эффективности системы внутреннего муниципального финансового контроля.
Целевые показатели (индикаторы) Подпрограммы и их значения
Сроки реализации Подпрограммы 2016 - 2019 годы. Выделение контрольных этапов не предполагается.
N |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Единица измерения |
Значение показателей |
|||||
2014 год (факт) |
2015 год (оценка) |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
1 |
Отношение дефицита бюджета городского округа к общему годовому объему доходов бюджета городского округа без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений |
% |
24,7 |
62,7 |
35,1 |
35,1 |
32,1 |
34,1 |
2 |
Доля расходов бюджета городского округа, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов бюджета |
% (больше лучше) |
58,8 |
88,0 |
85,6 |
93,0 |
96,0 |
98 |
3 |
Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа (в сопоставимых условиях) без учета доходов от продажи материальных и нематериальных активов |
% |
102,1 |
103 |
104 |
104 |
104 |
106 |
4 |
Отношение объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета городского округа без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений |
% (меньше лучше) |
19,4 |
77 |
100 |
100 |
100 |
100 |
5 |
Отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга к объему расходов бюджета городского округа, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из вышестоящих бюджетов |
% (меньше лучше) |
0,3 |
0,9 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
6 |
Размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о муниципальных финансах: - ежемесячно и ежеквартально сведений о ходе исполнения бюджета городского округа и сведений о численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений и фактических затратах на их денежное содержание; - информации об объеме муниципального долга; - реестра расходных обязательств; - "Бюджет для граждан" |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
7 |
Доля проведенных контрольных мероприятий внутреннего муниципального финансового контроля в общем количестве запланированных контрольных мероприятий. |
% |
134 |
104 |
100 |
100 |
100 |
100 |
8 |
Доля обжалованных предписаний и представлений в общем количестве предписаний и представлений, выданных органом внутреннего муниципального финансового контроля |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы\
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный за исполнение основного мероприятия, соисполнители, участники |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации основного мероприятия |
Связь с показателями подпрограммы |
||
начала реализации |
окончания реализации |
|||||||
1 |
Организация бюджетного процесса на территории городского округа (содержание Департамента финансов Администрации городского округа Саранск) |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Реализация принципа ответственного управления муниципальными финансами, связанного с наличием эффективной системы исполнения бюджета |
Неэффективная организация бюджетного процесса в городском округе Саранск |
Достижение показателя 1 подпрограммы |
|
2 |
Обслуживание муниципального долга |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Ограничение роста расходов на обслуживание муниципального долга |
Нарушение ст. 111 БК РФ |
Достижение показателя 4 подпрограммы |
|
3 |
Проведение ежеквартального анализа поступлений доходов в бюджет городского округа в разрезе каждого доходного источника и каждого администратора доходов, мониторинга задолженности перед бюджетом городского округа по уплате налогов и иных платежей |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Контроль за исполнением доходов бюджета городского округа. Повышение качества администрирования доходов главными администраторами доходов бюджета городского округа |
Не выполнение плана по поступлению доходов в бюджет |
Достижение показателя 3 подпрограммы |
|
4 |
Проведение анализа допустимой долговой нагрузки на бюджет |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Поддержание объема муниципального долга городского округа на экономически безопасном уровне |
Нарушение ст. 107 БК РФ |
Достижение показателя 4 подпрограммы |
|
5 |
Оптимизация расходов на обслуживание долговых обязательств |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Ограничение роста расходов на обслуживание муниципального долга |
Нарушение ст. 111 БК РФ |
Показатель 5 таблицы 1 |
|
6 |
Формирование проекта бюджета городского округа с учетом прогноза долгосрочного социально-экономического развития |
Департамент финансов, Департамент по эк. политике и взаимодействию с административными органами |
2016 год |
2019 год |
Обеспечение исполнения расходных обязательств городского округа Саранск при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа |
Нарушение ст. 172 БК РФ |
Достижение показателя 1 подпрограммы |
|
7 |
Составление и утверждение бюджета городского округа в "программном виде" |
Департамент финансов Департамент по эк. политике и взаимодействию с административными органами |
2016 год |
2019 год |
Формирование и исполнение бюджета городского округа на основе муниципальных программ, сформированных на основании долгосрочных целей социально- экономического развития |
Снижение доли расходов бюджета в программах |
Достижение показателя 2 подпрограммы |
|
8 |
Автоматизация бюджетного процесса на основе современных технологий |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Обеспечение технического сопровождения и совершенствования (модернизации) автоматизированных информационных систем и программного обеспечения применяемых в бюджетном процессе |
Некачественная организация бюджетного процесса |
Достижение показателя 6 подпрограммы |
|
9 |
Осуществление внутреннего муниципального финансового контроля |
Департамент финансов |
2016 год |
2019 год |
Обеспечение эффективной организации внутреннего муниципального финансового контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств |
Нарушение ст. 269.2 БК РФ |
Достижение показателя 7 подпрограммы |
|
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Объем финансовых ресурсов Подпрограммы в целом составляет 290618,6 тыс. руб. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета городского округа.
N п.п. |
Статус |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, участники |
Расходы на 2016 - 2019 годы, тыс. руб. |
||||||||
ГРБ С |
Рз/П Р |
ЦСР |
ВР |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Итого за период реализации МЦП |
|||
Подпрограмма "Повышение эффективности бюджетных расходов городского округа Саранск" | |||||||||||
|
Подпрограмма |
Департамент финансов
Департамент по эк. политике и взаимодействию с административными органами |
900 |
0106 |
02100 40000 |
121
122 129 242 244 851 |
|
|
|
|
|
900 |
1301 |
02100 40780 |
853
730 |
92400,6 |
78206,0 |
60006,0 |
60006,0 |
290618,6 |
|||
1 |
Основное мероприятие "Организация бюджетного процесса на территории городского округа" (содержание Департамента финансов Администрации городского округа Саранск) |
Департамент финансов |
900 |
0106 |
02100 40030 |
121
122 129 242 244 851 853 |
14479,7 |
14377,0 |
14377,0 |
14377,0 |
57610,7 |
2 |
Основное мероприятие "Обслуживание муниципального долга" |
Департамент финансов |
900 |
1301 |
02100 40780 |
730 |
77920,9 |
63829,0 |
45629,0 |
45629,0 |
233007,9 |
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2016 г. N 3644 в настоящую Подпрограмму внесены изменения
2. Подпрограмма "Управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами городского округа Саранск"
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы
Управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами городского округа Саранск направлено на повышение эффективности использования объектов муниципальной собственности, осуществление полномочий собственника в отношении муниципального имущества с целью увеличения поступлений по неналоговым доходам в бюджет городского округа Саранск.
Управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами городского округа Саранск осуществляется в соответствии с Положением об управлении муниципальной собственностью городского округа Саранск, утвержденным решением Саранского городского Совета депутатов от 19.01.1999 N 276 (с последними изменениями от 05.03.2014 г.).
Учет муниципального имущества и земельных участков осуществляется путем ведения Реестра муниципального имущества городского округа Саранск в соответствии с решением Совета депутатов городского округа Саранск от 14 июня 2012 года N 90 Комитетом по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск и Комитетом земельных отношений городского округа Саранск.
Целью деятельности вышеуказанных Комитетов является повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами, увеличение поступлений по неналоговым доходам в бюджет городского округа Саранск. В целях увеличения неналоговых доходов неиспользуемое имущество передается в аренду, осуществляется приватизация муниципального имущества не используемого для реализации полномочий Администрации городского округа Саранск.
Реализация полномочий собственника в части владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом требует объективных и точных сведений о составе, количестве, качественных и стоимостных характеристиках муниципального имущества. Для оптимизации муниципального имущества и возможности вовлечения объектов недвижимости муниципальной казны в сделки (приватизация, сдача в аренду, передача в хозяйственное ведение и оперативное управление) необходимо проведение технической инвентаризации и оценка рыночной стоимости объектов. КУМИ городского округа Саранск осуществляет деятельность по учету объектов недвижимости с незарегистрированным правом муниципальной собственности. По состоянию на 01.11.2015 г. количество объектов - 3400 шт., по состоянию на 01.01.2015 г. - 4078 шт.
В 2014 году в муниципальной казне городского округа Саранск находилось 80 объектов неиспользуемых нежилых помещений. На 01.11.2015 количество объектов - 94. Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг неиспользованных жилых помещений с каждым годом возрастают.
Комитетом земельных отношений осуществляется работа по учету начисленных и уплаченных сумм платежей за землю, по ведению претензионной работы в отношении налогоплательщиков и арендаторов.
В настоящее время в сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами существуют следующие проблемы:
- отсутствие сведений об общей площади земельных участков, собственность на которые не разграничена, которые предоставлены в постоянное бессрочное пользование;
- не осуществляется учет переданных в собственность земель и контроль за поступлением доходов от продажи земельных участков;
- не заключены договора аренды земельных участков с арендаторами отдельно стоящих муниципальных нежилых помещений;
- не производится начисление и предъявление пеней арендаторам за нарушение сроков регистрации договоров аренды земельных участков;
- наличие неиспользованных нежилых помещений в муниципальной собственности.
2. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации Подпрограммы
Цель Подпрограммы:
Повышение эффективности управления и использования муниципального имущества и земельными ресурсами городского округа Саранск
Задачи Подпрограммы:
- Увеличение доходов бюджета городского округа Саранск;
- Обеспечение содержания неиспользуемого имущества казны;
- Организация работ по оформлению и учету земельных участков, расположенных на территории городского округа Саранск;
- Реализация административных и судебных процедур по взысканию задолженности по арендной плате за землю.
Целевые показатели (индикаторы) Подпрограммы и их значения
N |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Единица измерения |
Значение показателей |
|||||
2014 год (факт) |
2015 год (оценка) |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
1 |
Количество неиспользованных нежилых объектов имущества |
Шт. |
80 |
90 |
94 |
80 |
70 |
60 |
2 |
Выполнение прогноза поступления в бюджет доходов от сдачи в аренду муниципального имущества и приватизации |
тыс. руб. |
218131,0 |
202108,6 |
182981,4 |
185091,0 |
148092,4 |
128518,3 |
3 |
Выполнение прогноза поступления доходов в бюджет (арендная плата за землю, продажа земли) |
тыс. руб. |
217957,9 |
220000,0 |
233500,0 |
216343,6 |
191341,0 |
180500,0 |
3. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
N п/п |
Наименование основного мероприятия |
Ответственный за исполнение основного мероприятия |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации основного мероприятия |
Связь с показателями муниципальной программы |
||||||
начала реализации |
окончания реализации |
|||||||||||
1. |
Обеспечение внедрения, адаптации, технического сопровождения и совершенствования (модернизации) автоматизированной информационной системы "АИС Имущество" в части учета земельных участков и администрирования арендных платежей за землю |
Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступления доходов по арендным платежам за землю |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
Достижение показателя 2 и 3 подпрограммы |
|||||
2. |
Выполнение комплексных кадастровых работ на территории городского округа Саранск |
Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступлений доходов по арендным платежам за землю и муниципальное имущество |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
Достижение показателя 2 и 3 подпрограммы |
|||||
3. |
Заключение договоров аренды земельных участков |
Комитет земельных отношений |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступлений доходов от арендной платы за землю |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
Достижение показателя 3 подпрограммы |
|||||
4. |
Заключение договоров купли-продажи земельных участков |
Комитет земельных отношений |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступлений доходов от продажи земли |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
Достижение показателя 3 подпрограммы |
|||||
5 |
Взыскание задолженности по арендным платежам за землю |
Комитет земельных отношений и Комитет по управлению муниципальным имуществом |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступлений доходов по арендным платежам за землю и муниципальное имущество |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
Достижение показателя 2 и 3 подпрограммы |
|||||
6 |
Осуществление государственной регистрации права собственности на муниципальные объекты недвижимости |
Комитет по управлению муниципальным имуществом |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступлений доходов от продажи муниципального имущества и сдачи в аренду |
Снижение поступлений доходов бюджета городского округа Саранск |
Достижение показателя 2 подпрограммы |
|||||
7 |
Заключение договоров аренды на неиспользованные нежилые объекты имущества |
КУ "Городская недвижимость" |
2016 год |
2019 год |
Увеличение поступлений доходов от сдачи в аренду |
Снижение поступлений доходов бюджета городского округа Саранск |
Достижение показателя 1 подпрограммы |
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Объем финансовых ресурсов Подпрограммы в целом составляет 4380,6 тыс. руб. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета городского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 30 ноября 2015 г. N 3454 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Финансовое оздоровление городского округа Саранск"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 5 марта 2021 г. N 343 настоящий документ признан утратившим силу с 10 марта 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации городского округа Саранск от 22 января 2021 г. N 51
Изменения вступают в силу с 27 января 2021 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 30 ноября 2020 г. N 1879
Изменения вступают в силу с 9 декабря 2020 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 2 октября 2020 г. N 1482
Изменения вступают в силу с 14 октября 2020 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 10 июня 2020 г. N 851
Изменения вступают в силу с 17 июня 2020 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 28 января 2020 г. N 105
Изменения вступают в силу с 26 февраля 2020 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 26 сентября 2019 г. N 1712
Изменения вступают в силу с 29 июля 2020 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 13 июня 2019 г. N 1113
Изменения вступают в силу с 26 июня 2019 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 11 апреля 2019 г. N 716
Изменения вступают в силу с 24 апреля 2019 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2018 г. N 3094
Изменения вступают в силу с 13 февраля 2019 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 9 ноября 2018 г. N 2576
Изменения вступают в силу с 28 ноября 2018 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 21 сентября 2018 г. N 2168
Изменения вступают в силу с 3 октября 2018 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 27 июня 2018 г. N 1466
Изменения вступают в силу с 18 июля 2018 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 18 мая 2018 г. N 1182
Изменения вступают в силу с 31 мая 2018 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2018 г. N 435
Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 31 января 2018 г. N 184
Изменения вступают в силу с 6 февраля 2018 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 23 октября 2017 г. N 2399
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 31 августа 2017 г. N 1952
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации городского округа Саранск от 31 июля 2017 г. N 1643
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации городского округа Саранск от 21 февраля 2017 г. N 376
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации городского округа Саранск от 26 января 2017 г. N 153
Постановление Администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2016 г. N 3644
Постановление Администрации городского округа Саранск от 22 декабря 2016 г. N 3548
Постановление Администрации городского округа Саранск от 28 сентября 2016 г. N 2838
Постановление Администрации городского округа Саранск от 27 июля 2016 г. N 2310
Постановление Администрации городского округа Саранск от 10 июня 2016 г. N 1935
Постановление Администрации городского округа Саранск от 19 мая 2016 г. N 1709
Постановление Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2016 г. N 1269