Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 11
Перспективные направления
развития отдельных видов услуг в городском округе Саранск
Согласно "Общероссийскому классификатору услуг населению", ведение которого осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству Госстандарта России, насчитывается 1 965 видов услуг, в том числе бытовых услуг 935.
Значимость сферы социальных услуг, а также ее тесная связь с бытовыми услугами, характеризуется состоянием меры ответственности муниципалитета за обеспечение доступа всем нашим горожанам, в том числе и жителям с низким заработком и к социально-значимым услугам.
Услуги парикмахерских
Эта сфера бытового сервиса, в которой количество предприятий, работников и оборот услуг постоянно растет. Срок окупаемости вложенных средств в парикмахерскую составляет не более 2 лет. В связи с этим привлекательность сферы услуг парикмахерских достаточно высока для предпринимателей и инвесторов. Предприниматели достаточно охотно открывают новые парикмахерские, в основном салоны красоты, даже в отдаленных районах.
По ценовой доступности все парикмахерские и салоны красоты распределяются следующим образом:
- салоны "Люкс", высшего класса - предоставляют сложные, комплексные и качественные парикмахерские и косметические услуги с широким спектром услуг (не менее 20 - 25), в таких эксклюзивных салонах фактически происходит слияние традиционных парикмахерско-косметических и лечебно-оздоровительных услуг;
- салоны-парикмахерские, которые стремятся приблизиться к уровню обслуживанию "Люкс". В этих предприятиях обслуживаются по ценам, ориентированным на потребителя преимущественно с доходами выше среднего уровня;
- обычные парикмахерские и "эконом"-парикмахерские, предоставляющие 2 - 10 видов услуг. Основными клиентами являются граждане со средним и менее среднего уровня достатка.
С целью консолидации профессионалов парикмахерского искусства и эстетической медицины для формирования благоприятных условий в данной сфере деятельности, предоставления и защиты социальных и экономических интересов в отношении с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями возможно создание профессиональных отраслевых организаций в данной сфере.
Выводы и предложения:
1. Услуги парикмахерских на данном этапе активно развиваются в рыночных условиях и не требуют привлечения бюджетных средств.
2. Основными проблемами данного вида услуг по-прежнему являются высокий уровень цен и не соблюдение санитарно-гигиенических требований. Необходимо усилить развитие сети оснащенных современным оборудованием предприятий для формирования конкурентной среды и снижения цен при совместной работе с городской лигой парикмахеров.
3. Необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через приоритетное внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг.
4. Повышение квалификации кадров через систему проведения конкурсов (чемпионатов) как городских, областных, региональных, так и российских и европейских.
5. Для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима помощь при совместном сотрудничестве с управлением социальной защиты населения (заключение договоров о социальном партнерстве), городской лигой парикмахеров и другими предприятиями сферы быта.
Химическая чистка одежды, услуги прачечных
Для этого вида услуг особенно актуальна проблема ценовой доступности, химчистка изделий - это наиболее материалоемкое и энергоемкое производство, требующее дорогостоящего, технически сложного оборудования, применения химикатов, в основном, зарубежного производства, что формирует высокую себестоимость услуг.
Кроме того, техническое переоснащение предприятий химической чистки требует значительных финансовых вложений, для чего необходимы доступные кредитные средства.
Также, для предприятий данной сферы услуг актуальны проблемы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров, обладающих специальными знаниями и навыками, что в свою очередь затрудняет развитие дополнительных приемных пунктов.
Выводы и предложения:
1. Способствовать активному развитию сети предприятий для ускоренного формирования конкурентной среды и снижения цен.
2. Необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через приоритетное внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг.
3. Необходимо развивать и обеспечить территориальную доступность сети крупных предприятий, приемных пунктов в пределах шаговой (пешеходной) доступности, в том числе и в сельской местности.
4. Возродить сеть предприятий по предоставлению услуг химической чистки и стирки изделий методом "самообслуживания".
5. Следует рассмотреть вопрос о подготовке кадров для предприятий химической чистки и прачечных через систему средних специальных и высших образовательных учреждений (училища, лицеи, колледжи, институты, университеты), специализированные курсы, обучение у ведущих мастеров России, зарубежных и отечественных специалистов.
Фотоуслуги
Тенденции развития фотоуслуг в настоящее время таковы, что отдельные виды услуг исчезли или резко сократились, другие стремительно развиваются. В последние годы наблюдается повсеместный переход фотоуслуг на цифровые технологии, позволяющие предоставлять эти услуги в современном формате. Определяющим фактором и гарантом качества фотоуслуг является высокий уровень профессионализма специалистов и оснащение предприятий высокопроизводительным, современным оборудованием.
Наибольшим спросом у населения пользуются услуги по изготовлению фото на документы, любительских фотографий с цифровых носителей, фотокерамики, изготовлению постеров, календарей, фотоколлажей и другой фотопродукции.
Для предприятий данной сферы услуг также актуальны проблемы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров.
Выводы и предложения:
1. Фотоуслуги на данном этапе активно развиваются в рыночных условиях и не требуют привлечения бюджетных средств.
2. Следует рассмотреть вопрос о подготовке кадров для предприятий оказывающих фотоуслуги населению через систему средних специальных и высших образовательных учреждений (училища, лицеи, колледжи, институты, университеты), специализированные курсы, обучение у ведущих мастеров России, зарубежных и отечественных специалистов.
3. Для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима прямая помощь при тесном сотрудничестве с управлением социальной защиты населения (заключение договоров о социальном партнерстве) и предприятиями сферы быта.
4. Необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через приоритетное внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг.
Услуги бань (саун)
Расположенные на территории городского округа бани, сауны и банно-оздоровительные комплексы требуют капитального ремонта и реконструкции инженерных сооружений. В соответствие с отраслевыми стандартами в дальнейшем возможно предоставление дополнительных услуг (ИК сауна, солярий, массажные кабинеты, фитобары, буфеты и др.).
После проведения данных мероприятий бани, сауны и банно-оздоровительные комплексы станут более привлекательными для посетителей, возрастет посещаемость и соответственно доходы приносимые банями, что даст предпосылки для сдерживания тарифа на помывку на минимальной отметке.
Выводы и предложения:
1. Основной проблемой данного вида услуг является не соблюдение санитарно-гигиенических требований.
2. Необходимо ускоренное развитие сети предприятий для формирования конкурентной среды и снижения цен с активным привлечением, как бюджетных средств, так и средств инвесторов.
3. Для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима помощь при совместном сотрудничестве с управлением социальной защиты населения (заключение договоров о социальном партнерстве) и предприятиями сферы быта.
4. Необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через приоритетное внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг.
Ритуальные услуги
Предприятия данного сектора предоставляют следующий комплекс ритуальных услуг:
информационные услуги по организации похорон;
вызов агента на дом, организация и проведение похорон агентом;
оказание ритуальных, обрядовых, юридических и иных видов услуг;
оформление документов на погребение и другие виды услуг.
Мировая практика уже больше столетия широко использует высококультурную традицию прощания с покойным - кремацию, как способ захоронения, являющийся современным направлением и имеющий ряд преимуществ:
экономия пространства, сокращение земельных участков, выделяемых для традиционного погребения в землю в 50 - 100 раз, рационализация использования земельных ресурсов;
отсутствие угрозы здоровью и жизни населения со стороны кладбищ, улучшение экологии города, снижение санитарно-экологической напряженности;
сокращение затрат заказчика на 25 - 40% на организацию погребения по сравнению с традиционными похоронами;
обеспечение безопасности колумбарных захоронений, памятников, обелисков, исключение кладбищенского вандализма.
Одним из наиболее перспективных направлений деятельности в похоронной отрасли является создание мест для семейных (родовых) захоронений.
Выводы и предложения:
1. Для дальнейшего развития сферы ритуальных услуг требуется бюджетное финансирование в полном объеме, привлечение средств инвесторов.
2. Для оказания качественных услуг связанных с погребением и содержанием мест захоронений необходимо создать специализированную круглосуточную службу по транспортировке и доставке тел умерших (погибших) в морги города из общественных мест, мест происшествий, катастроф, жилых помещений.
3. Необходимо разработать геоинформационную систему позволяющую выдавать электронный паспорт захоронений.
4. Необходимо внедрять практику создания мест для семейных (родовых) захоронений.
5. Для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима помощь при тесном сотрудничестве с управлением социальной защиты населения (заключение договоров о социальном партнерстве) и предприятиями сферы быта.
6. Необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через приоритетное внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг.
Ремонт и пошив обуви
Количество предприятий по пошиву обуви в последние годы заметно сократилось. Причина в насыщении рынка обувью разнообразного ассортимента и ценовых категорий. Услугами по пошиву обуви пользуются лица, не имеющие возможность приобретать готовую обувь вследствие особенностей в строении стопы, или имеющие желание и возможности заказывать эксклюзивную обувь по индивидуальным образцам, в том числе сценическую, бальную.
Насыщение рынка обувью также определило тенденцию к резкому снижению спроса населения на сложный ремонт, реставрацию, окраску обуви. Это в свою очередь привело к росту сети мелких предприятий по ремонту обуви, оказывающих ограниченный перечень услуг и располагающихся в киосках, на небольших площадях в магазинах, торговых центрах, предприятиях бытового обслуживания иного профиля.
Дальнейшее развитие сети таких предприятий сдерживается трудностями с выделением и оформлением земельных участков под киоски и палатки. Кроме того, для предприятий по ремонту обуви, как и для других небольших предприятий бытового обслуживания населения, существует проблема предоставления населению информации об их местонахождении, в тех случаях, когда они расположены во дворах, не имеют выхода на центральные магистрали, а также для предприятий, находящихся в подвальных помещениях жилых домов.
Также, для предприятий данной сферы услуг актуальны проблемы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров, обладающих специальными знаниями и навыками.
Выводы и предложения:
1. Услуги по ремонту и пошиву обуви развиваются в рыночных условиях в соответствии со спросом населения.
2. Необходимо создание условий для дальнейшего развития сети, в том числе через включение киосков по ремонту обуви в схемы размещения объектов мелкорозничной сети на территории административных округов, районов и сел, а также в торговых центрах и комплексах;
3. Для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима помощь при тесном сотрудничестве с управлением социальной защиты населения (заключение договоров о социальном партнерстве) и предприятиями сферы быта.
4. Необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через приоритетное внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг.
5. Следует рассмотреть вопрос о подготовке кадров для предприятий оказывающих услуги населению по ремонту и пошиву обуви через систему средне специальных и высших образовательных учреждений (училища, лицеи, колледжи, институты, университеты), специализированные курсы, обучение у ведущих мастеров России, зарубежных и отечественных специалистов.
Услуги по ремонту и пошиву одежды
В последние годы спрос на услуги заметно возрос, горожане все чаще отдают предпочтение одежде, индивидуально пошитой в ателье. Спросом пользуются ремонтные виды работ, что и явилось стимулом для развития небольших мастерских в торговых центрах, на рынках.
Для предприятий по пошиву и ремонту швейных изделий существует проблема недостатка квалифицированных кадров.
Выводы и предложения:
1. Необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через приоритетное внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг.
2. Провести инвентаризацию имеющихся швейных, меховых и трикотажных ателье, в случае, если некоторые из них теряют свой профиль, помочь восстановить ремонтные услуги.
3. Содействовать открытию новых и расширению работающих ранее швейных ателье, салонов.
4. Для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима помощь при тесном сотрудничестве с управлением социальной защиты населения (заключение договоров о социальном партнерстве) и предприятиями сферы быта.
5. Следует рассмотреть вопрос о подготовке кадров для предприятий, оказывающих услуги по пошиву и ремонту швейных изделий через систему средних специальных и высших образовательных учреждений (училища, лицеи, колледжи, институты, университеты), специализированные курсы, обучение у ведущих мастеров России, зарубежных и отечественных специалистов.
Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой теле-, радиоаппаратуры, бытовых машин и приборов
В последние годы наблюдается значительное расширение ассортимента таких изделий в торговле, совершенствуются механизмы их продажи: ценовые скидки, продажа в кредит, бесплатная доставка, подключение и др. Все это наряду с ростом доходов позволило населению значительно расширить спектр техники, применяемой в быту, что не могло не сказаться на спросе на услуги.
Как показывает отечественный опыт, в сложившихся условиях наиболее эффективно работают сервисные центры, имеющие техническую базу для ремонта всего спектра бытовой техники: от кофемолки до холодильника, посудомоечных машин, телевизоров и другой техники, в том числе сервисные центры при торговых центрах. Чтобы все жители Саранска смогли воспользоваться услугами таких предприятий, необходимо развивать сеть приемных пунктов, в том числе в районах массовой жилой застройки и в сельской местности.
Широкий ассортимент и высокий технический уровень современной бытовой техники требует соответствующего уровня подготовки кадров, что в настоящее время является одной из основных проблем.
Выводы и предложения:
1. Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов остро востребованы населением.
2. Необходимо развивать сеть предприятий и приемных пунктов в районах массовой жилой застройки и в сельской местности.
3. Необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через приоритетное внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг и проведение смотра-конкурса для представления мнения об уровне отечественного сервиса и профессионализма исполнителей услуг.
4. Следует рассмотреть вопрос о подготовке кадров для предприятий, оказывающих данные услуги через систему средне специальных и высших образовательных учреждений (училища, лицеи, колледжи, институты, университеты), специализированные курсы, обучение у ведущих мастеров России, зарубежных и отечественных специалистов.
5. Для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима помощь при тесном сотрудничестве с управлением социальной защиты населения (заключение договоров о социальном партнерстве) и предприятиями сферы быта.
Новые виды услуг в долгосрочной перспективе:
пошив бальной и сценической одежды;
вязка трикотажных изделий;
оформление стекла витражами;
кейтеринг (выездное ресторанное обслуживание, доставка готовой еды в офис, на предприятие, на дом и др.);
установка водостоков, отливов и снегодержателей;
химчистка салонов автомобилей;
чистка перьевых и пуховых подушек;
клининговые услуги;
услуги по обработке всех видов поверхностей (фасад здания, стекла, стены, обои, ламинат и паркет, мебель, ткани) в целях защиты: от скольжения на мокрых и сухих полах; от нанесения граффити; мха, плесени и грибка; очистка и защита от загрязнений с эффектом самоочищения на срок до 3 лет;
услуги уборщиц, сантехника, электрика, плотника, помощь по дому, хозяйству и приусадебному участку;
парикмахерские и гостиничные услуги для домашних животных;
прокат детского и спортивного инвентаря;
прокат автомобилей;
прокат концертного оборудования, техническое обслуживание концертов (мероприятий);
услуги полиграфа (детектора лжи);
услуги по эвакуации автомобилей при дорожно-транспортном происшествии;
автоуслуги по доставке грузов по городам России, краны, автоподъемники;
услуги такси: перевозка детей (без присутствия взрослых) по городу;
услуги по изготовлению постеров;
услуги по оформлению шарами, цветами, тканью, декоративной бумагой, запуск фейерверков;
услуги по бурению скважин (на огородах, приусадебных участках и т. д.);
услуги кинолога, дрессура;
установка и обслуживание бассейнов - встроенных пылесосов, фильтров для водоочистки и водоподготовки;
услуги по установке и обслуживанию аквариумов, уход, чистка, заселение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.