Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы
Комплекс мероприятий Программы направлен на решение важнейших институциональных проблем социально-экономического развития городского округа Саранск:
1. Повышение загруженности производств стратегического профиля с высокой добавленной стоимостью, в том числе являющихся градообразующих, формирующих долгосрочные конкурентные преимущества территории.
2. Сокращение технической и технологической отсталости производств, модернизация капиталоемких производств, стимулирование их инновационной активности.
3 Повышение инвестиционной привлекательности экономики территории, снижение административных барьеров, подготовка инженерной инфраструктуры и кадрового потенциала к новым структурным сдвигам.
4. Развитие малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка и сферы обслуживания, приведение в соответствие материальной базы и структуре потребления в соответствии с принятыми отраслевыми стандартами, а также требованиям к окружающей среды;
5. Повышение уровня благоустройства и развития городской среды (подготовка городской среды к проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий мирового уровня, внедрение современных архитектурных, планировочных решений, благоустройство городского пространства).
6. Снижение негативных демографических тенденций (усиление адресной социальной помощи, повышение качества предоставляемых социальных услуг);
7. Дальнейшая оптимизация системы муниципального управления на основе внедряемых методик управления, переход на проектный тип деятельности.
В процессе реализации программных мероприятий по решению данных проблем важное значение имеет систематическая оценка положительного и отрицательного воздействия с целью повышения качества принимаемых решений. Такая оценка позволяет обеспечить структурную последовательность и целенаправленный характер программных мероприятий. В основе оценки их эффективности лежат пять основных принципов:
целенаправленность;
соответствие;
пропорциональность;
ответственность;
прозрачность.
Методика оценки эффективности Программы, которая представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам Программы и основана на оценке результативности Программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития городского округа Саранск.
Методика оценки эффективности Программы учитывает необходимость проведения оценок:
степени достижения целей и решения задач Программы;
степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального, регионального и муниципального бюджета;
степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
При разработке методики оценки эффективности Программы учтена специфика Программы (участие в ее реализации большого количества исполнителей, формирование комплекса спортивной, социальной и инженерной инфраструктуры для проведения спортивных мероприятий международного уровня, преобладание в составе капиталоемких промышленных и инфраструктурных проектов, использование значительных бюджетных средств и т. д.).
В рамках Программы предусмотрено два альтернативных сценария социально-экономического развития инерционный и инновационный (целевой), соответствующие сценариям "Стратегии социально-экономического развития городского округа Саранск до 2025 года".
1. Инерционный сценарий предполагает сохранение существующих тенденций развития экономики в долгосрочной перспективе.
Сценарий инерционного развития предусматривает отказ от реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ с участием государства, снижение технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств (прежде всего, по приоритетным кластерам: энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; электротехника и приборостроение), стагнацию в развитии обрабатывающей промышленности под влиянием макроэкономических и финансовых рисков.
Отсутствие государственной поддержки промышленности в виде предоставления государственных гарантий, внедрения в производство новых продуктов, новых или усовершенствованных технологических процессов или способов производства, приведет к консервации существующей структуры промышленности городского округа.
Мероприятия по обновлению и модернизации производственных мощностей будут носить ограниченный, случайный характер.
Обрабатывающая промышленность будет развиваться, в основном, на базе устаревших технологических укладов, что приведет к дальнейшему росту материалоемкости и энергоемкости, а также к снижению конкурентоспособности продукции.
Основными задачами инерционного сценария будут выступать: совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения демографической и социальной политики; формирование социально-экономических условий для развития трудовых и интеллектуальных ресурсов; обеспечение участия предприятий в федеральных и областных целевых программах; мобилизация инвестиционных ресурсов для реализации инфраструктурных проектов по проведению крупнейших международных соревнований (Чемпионата мира по футболу 2018 г.) и обеспечение их эффективного использования.
Реализация инерционного сценария предполагает сохранение неблагоприятных тенденций в области естественного прироста и миграции населения, нарастание структурных диспропорций в экономике, снижение качества кадрового потенциала, отставание темпов роста транспортной и инженерной инфраструктуры.
Целевые показатели и индикаторы при реализации инерционного сценария Программы достигнуты не будут.
2. Инновационный (целевой) сценарий предусматривает возможность наиболее полной реализации конкурентных преимуществ приоритетных проектов по инновационным территориальным кластерам, незначительное влияние макроэкономических рисков при благоприятной рыночной конъюнктуре и активном государственном участие в поддержке и развитии промышленного сектора.
Инновационный сценарий развития, наряду с использованием конкурентных преимуществ, предполагает прорыв в развитии высокотехнологичных производств. Данный сценарий выступает в качестве целевого для экономической политики, поскольку только он в полной мере позволяет реализовать стратегические ориентиры развития городского округа.
Реализация данного сценария позволит обеспечить выход Саранска на устойчивый уровень социально-экономического развития, за счет повышения конкурентоспособности экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности.
После 2015 года потенциал роста возрастет за счет увеличения объемов экспорта конкурентоспособной продукции кластеров "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением", "Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение", "Электротехника и приборостроение". К 2025 года рост спроса на продукцию будет в равной степени определяться развитием внутреннего и внешнего потребления. До 2018 года рост объемов производства будет происходить за счет увеличения внутреннего спроса, обусловленного ростом платежеспособности предприятий, увеличением инвестиционных ресурсов предприятий. В результате изменений в структуре экономики произойдут значительные изменения в структуре занятости населения.
Дополнительный импульс развитию экономики городского округа позволит обеспечить проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. Эффективное использование и развитие объектов спортивного наследия Чемпионату мира 2018 года, его проведение ведет к созданию наследия на уровне городского округа Саранск и Республики Мордовия.
Таким образом, при сравнении рассмотренных вариантов предпочтительным представляется инновационный сценарий социально-экономического развития городского округа.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности Программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей Программы, а также мероприятий в установленные сроки. В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации государственной программы применяются:
1) критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада Программы в экономическое развитие городского округа Саранск, оценку влияния ожидаемых результатов государственной программы на различные сферы экономики городского округа;
2) критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации Программы в социальное развитие городского округа Саранск, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.
В свою очередь, критерии экономической эффективности могут быть определены по двум основным направлениям:
интегральная эффективность, характеризующая достижение ключевых показателей по итогам реализации Программы;
бюджетная эффективность, позволяющая оценить степень влияния программных мероприятий на региональный и муниципальный бюджет в результате реализации Программы, и соотношение бюджетных и внебюджетных затрат на мероприятия Программы.
Оценка степени реализации мероприятий Программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) проводится посредством сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий по годам на основе ежегодных планов реализации Программы.
Периодичность оценки эффективности выполнения Программы определяется периодичностью сбора информации при проведении мониторинга показателей Программы.
Оценка эффективности выполнения Программы проводится для обеспечения муниципального заказчика оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий и решения задач Программы. Результаты оценки эффективности используются для корректировки выполнения мероприятий Программы и плана реализации Программы (таблица 3).
Экономический эффект от реализации программных мероприятий будет обеспечен преимущественно проектами инновационно-технологических кластеров. Общее количество планируемых к реализации проектов на период до 2018 года - 72, объем финансирования проектов - 28377,13 млн. руб. Проекты позволят создать всего 15465 новых рабочих мест и сохранить 20789 рабочих мест.
Общий объем инвестиций за счет всех источников финансирования составит в 2013 г. - 26253,04 млн. руб., 2014 г. - 33567,54 млн. руб., 2015 г. - 18963,07 млн. руб., 2016 г. - 15695,43 млн. руб., 2017 г. - 12916,18 млн. руб., 2018 г. - 2679,87 млн. руб.
Валовой выпуск товаров и услуг (без внутризаводского оборота, НДС и акциза) достигнет к 2018 году 71690 млн. руб., в том числе к 2013 г. - 48163,3 млн. руб., 2014 г. - 53587,4 млн. руб., 2015 г. - 57381,7 млн. руб., 2016 г. - 61461,6 млн. руб., 2017 г. - 66287,8 млн. руб.
Городской округ Саранск последовательно закрепляет за собой статус одного из центров отечественного и мирового спорта. Благодаря развитию спорта и масштабной подготовке к спортивным мероприятиям международного уровня, добился права проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, наследие которого становится мощным фактором оздоровления населения, делает спорт доступным и массовым. Развитие спортивной инфраструктуры позволит обеспечить интенсивную модернизацию городской среды, повысив уровень благоустройства в соответствии с современными критериями качества жизни. Средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов составит по годам: в 2013 г. - 22,8 кв. м на чел., 2014 г. - 23,4 кв. м на чел., 2015 г. - 24 кв. м на чел., 2016 г. - 24,8 кв. м на чел., 2017 г. - 25,9 кв. м на чел., 2018 г. - 27,3 кв. м на чел. Общий объем финансирования гостиничной инфраструктуры составит к 2018 году 17047,24 млн. руб.
Социальный эффект от реализации программных мероприятий определяется количеством количество вновь создаваемых рабочих мест (к 2018 году - 15465), и сохраняемых рабочих мест (к 2018 году 20789), численностью постоянного населения, среднегодовой численностью занятых в экономике и уровнем безработицы, размером среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. В результате реализации программных мероприятий к 2018 году численность постоянного населения составит 333000 чел., среднегодовая численность занятых в экономике - 173387 чел., уровень безработицы - 0,5%, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы 36520,5 руб.
Реализация программных мероприятий и проектов инновационного-технологических кластеров, строительного, транспортно-логистического комплексов позволит обеспечить к 2018 году бюджетный эффект в форме дополнительных платежей в бюджеты всех уровней в размере 12,65 млрд. руб. в том числе:
в федеральный бюджет - 8,69 млрд. руб.
в консолидированный бюджет РМ - 3,96 млрд. руб.
Полный перечень индикаторов оценки социально-экономической и экологической эффективности программы представлен в приложениях 2 и 5.
Степень достижения запланированных результатов предполагается измерять на основании сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов Программы с их плановыми значениями. Сопоставление значений индикаторов Программы производится по годам по каждому расчетному и базовому показателям. На плановый период указываются плановые значения по годам, а также целевое значение на среднесрочную перспективу с указанием года достижения этого значения.
Оценка эффективности реализации Программы по основным направлениям определяется по формуле:
,
где:
Ei эффективность реализации i-ой задачи Программы (в процентах);
Af фактический показатель (индикатор), достигнутый в ходе реализации i-ой задачи Программы;
An целевой показатель (индикатор), предусмотренный Программой.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле:
,
где:
E эффективность реализации Программы (в процентах);
m количество показателей (индикаторов) Программы.
Интегральная оценка эффективности Программы может быть рассчитана по следующим показателям (индикаторам) Программы:
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами;
объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;
оборот розничной торговли;
оборот общественного питания.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального, регионального и муниципального бюджета, иных источников ресурсного обеспечения государственной Программы проводится путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования основных мероприятий Программы, представленных в приложении 3, по каждому источнику ресурсного обеспечения, по формуле:
,
где:
- уровень финансирования реализации основных мероприятий Программы;
Ff фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Программы;
Fn плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
Коэффициент участия государства является важным показателем бюджетной эффективности и определяется как отношение дисконтированной величины средств федерального, регионального и муниципального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы за расчетный период, к дисконтированной величине суммарных затрат, осуществляемых за счет использования из всех источников финансирования за тот же период.
Этот показатель характеризует степень финансового участия государства в реализации Программы и учитывается при расчете бюджетного эффекта и других показателей бюджетной эффективности.
Срок окупаемости или период возврата средств федерального, регионального и муниципального бюджета это период от начального шага, в течение которого бюджетный эффект становится неотрицательным, или период, в конце которого суммарная величина дисконтированных средств федерального бюджета полностью возмещается суммарными дисконтированными доходами бюджета (налоговыми поступлениями) вследствие реализации Программы.
Индекс доходности средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, определяется как отношение дисконтированной величины доходов бюджета, полученных от реализации Программы за расчетный период, к дисконтированной величине расходов бюджета за тот же период.
Для оценки выделенных критериев предполагается создание экспертной комиссии, задача которой ежегодно составлять заключение, содержащее оценку результатов реализации Программы и эффективности по каждому критерию оценки, а также рекомендации о корректировке подпрограмм. На основе представленного экспертного заключения будет составляться ежегодный доклад о реализации Программы, предполагающий анализ выполнения намеченных задач по каждой задаче и закрепленному за ней комплексу мероприятий.
Табл. 4. Основные показатели реализации Программы социально-экономического развития городского округа Саранск на период 2012 - 2018 годы (целевой сценарий)
N |
Индикативный показатель |
Ед. изм. |
2012 оценка |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
1 |
Численность постоянного населения (на конец года) |
чел. |
326130 |
326838 |
327648 |
328663 |
329790 |
330810 |
333000 |
2 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС и акциза) |
млн. руб. |
43647,6 |
42695,6 |
52897,6 |
64088,1 |
73363,9 |
81419,1 |
91726,8 |
3 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
млн. руб. |
940,4 |
942,2 |
1015,1 |
1036,6 |
1083,5 |
1130,6 |
1216,3 |
4 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
22180 |
24965 |
28048 |
31364 |
34675 |
38984 |
45255 |
5 |
Средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов (на конец года) |
кв. м на чел. |
22,4 |
22,8 |
23,4 |
24 |
24,8 |
25,9 |
27,3 |
6 |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
33500 |
36578 |
39528,7 |
43939,8 |
49015,1 |
55081,6 |
62864,2 |
7 |
Оборот общественного питания |
млн. руб. |
1596,1 |
1707,1 |
1795 |
1898,3 |
2017,3 |
2158 |
2326,6 |
8 |
Фонд оплаты труда |
млн. руб. |
27213,7 |
30234,4 |
33862,3 |
37925,7 |
42518 |
47826,7 |
54202,3 |
9 |
Трудовые ресурсы |
чел. |
215000 |
215000 |
215000 |
215000 |
215000 |
217000 |
217000 |
10 |
Численность занятых в экономике (среднегод.) - всего |
чел. |
164549 |
167290 |
169160 |
169160 |
170407 |
172342 |
173387 |
11 |
Уровень безработицы |
% |
0,94 |
0,85 |
0,85 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
12 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
руб. |
17917,9 |
20035,5 |
22462,5 |
25190,2 |
28334,9 |
31975,9 |
36520,5 |
13 |
Количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства |
ед. |
4970 |
4970 |
4970 |
4970 |
5100 |
5300 |
5750 |
14 |
Оборот малых и средних предприятий - всего |
млн. руб. |
16600,0 |
16700,0 |
17725,3 |
18963,7 |
20336,1 |
21933,1 |
23737,2 |
15 |
Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий |
млн. руб. |
2600 |
2650 |
2700 |
2700 |
2800 |
2950 |
3150 |
Важным условием успешной реализации настоящей Программы является компонент управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы.
Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
К их числу относятся макроэкономические риски, связанные с возможностями снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Эти риски могут отразиться на уровне возможностей государства в реализации наиболее затратных мероприятий Программы, в том числе мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений физической культуры и спорта и т. п.
Экономические риски могут также повлечь изменения стоимости предоставления государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), что может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения городского округа.
Операционные риски, связаны с несовершенством системы управления, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой Программы. Эти риски могут привести к нарушению сроков выполнения мероприятий и достижения запланированных результатов.
Риски ухудшения международных или межрегиональных отношений в области физической культуры и спорта и смежных с ней областях. Эти риски могут привести к резкому уменьшению объема получаемой информации, а также снижению возможностей городского округа в проведении физкультурных и спортивных мероприятий.
Техногенные и экологические риски, связанные с возникновением крупной техногенной или экологической катастрофы. Эти риски могут привести к отвлечению средств от финансирования Программы в пользу других направлений развития городского округа и переориентации на ликвидацию последствий катастрофы.
Риски финансовой необеспеченности, связаны с недостаточностью бюджетных средств на реализацию Программы. Эти риски могут привести к не достижению запланированных показателей (индикаторов), нарушению сроков выполнения мероприятий, отрицательной динамике показателей и ухудшению рейтинговой ситуации городского округа Саранск, Республики Мордовия по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы предусматривается система страховок:
формирование эффективной системы управления Программой на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности ответственного исполнителя и соисполнителей Программы;
обеспечение эффективного взаимодействия ответственного исполнителя и соисполнителей Программы;
проведение мониторинга выполнения Программы, регулярного анализа, и, при необходимости, ежегодной корректировки показателей (индикаторов), а также мероприятий Программы;
планирование и оперативная корректировка Программы с учетом оценки эффективности ее реализации, достижения установленных цели и задач;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от характера проявления рисков и оптимального наиболее эффективного использования бюджетных ассигнований, выделенных на Программу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.