Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10
Анализ
состояния и перспектив развития рынков, на которых представлены предприятия г. о. Саранск
Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением
Энергоэффективность и энергосбережение входят в число стратегических направлений приоритетного технологического развития России и являются огромным резервом отечественной экономики. Энергосбережение - общенациональная задача, в процесс модернизации экономики России включены не только хозяйствующие субъекты, но и все общество в целом, общественные организации, политические партии, а вопросам энергосбережения и энергетической эффективности уделяется особое внимание.
В России один из самых больших в мире технический потенциал повышения энергетической эффективности - более 40% от уровня потребления энергии в стране: в абсолютных объемах - это 403 млн. т. у. т. Использование этого резерва возможно только за счет комплексной политики, элементом которой является создание инновационных кластеров.
Одним из центров разработки и производства энергоэффективной светотехники и силовой электроники является Республика Мордовия.
Основная тенденция развития мирового и российского светотехнического рынка характеризуется повышением требований к энергоэффективности и экологичности продукции и улучшением эксплуатационных характеристик. Объем российского и мирового рынка увеличивается.
Согласно исследованию McKinsey & Company, произведенному по заказу Osram, объем мирового светотехнического рынка к 2020 составит порядка 110 млрд. долл.
Участники кластера прогнозируют рост объемов российского светотехнического рынка с существующих 45 млрд. руб. до 60 млрд. руб. в 2016 году и 80 млрд. руб. в 2020 году. В дальнейшем темпы роста снизятся и к 2025 году объем российского светотехнического рынка составит порядка 90 млрд. руб.
Темпы роста во всех сегментах рынка (в бытовом, промышленном, уличном освещении и т. д.) ожидаются примерно одинаковыми.
В прогнозируемом периоде произойдет замена большей части существующих энергонеэффективных источников света, основанных на лампах накаливания, ДРЛ и устаревших типах люминесцентных ламп на энергоэффективные источники света и световые приборы на их основе.
Наиболее привлекательными направлениями развития являются:
1. Световые приборы на основе светодиодов, которые по оценке McKinsey & Company к 2020 году займут порядка 60% мирового светотехнического рынка.
- Лампы-ретрофиты. В настоящее время эффективными являются лампы-ретрофиты, эквивалентные 60 Вт лампе накаливания (использование более мощных ламп не эффективно, избыток выделяемого тепла существенно снижает показатель светоотдачи). С развитием технологии ожидается увеличение мощности ламп-ретрофитов, к 2016 году лидерами в этом сегменте станут лампы, эквивалентные 100 Вт лампе накаливания.
Важным направлением развития в данном сегменте является также лампы LED-tube, предназначенные для прямой замены линейных люминесцентных ламп в широко распространенных потолочных светильниках.
В целом темп роста рынка в сегменте ламп-ретрофитов будет меньше темпов роста специализированных светодиодных светильников, и, достигнув определенного предела, начнет снижаться (в связи с выходом из строя и заменой традиционных светильников).
Специализированные светодиодные светильники, как ожидается, станут основой светотехнического рынка, существенно потеснив светильники на традиционных источниках света (прежде всего на лампах накаливания и ДРЛ). В данном сегменте в среднесрочной перспективе будут развиваться два направления: с использованием белого светодиода (нанесение люминофора непосредственно на светодиод) и использованием технологии вынесенного (удаленного) люминофора. В рамках кластера планируется развивать оба направления.
2. Разрядные лампы составят достойную конкуренцию светодиодам, прежде всего благодаря своей относительной дешевизне:
- натриевые лампы, долгое время будут незаменимы для уличного освещения по соотношению цена-качество;
- металлогалогенные лампы, современные разработки лидеров рынка в данном сегменте существенно увеличили сроки службы таких ламп, их стоимость остается существенно ниже светодиодов;
- индукционные лампы. Не имеют электродов, нагревательных элементов, в связи с чем срок их службы достигает 100 000 часов, имеют ряд других преимуществ (низкая температура, высокая частота мерцания);
- плазменные лампы. Данная технология активно развивается, с выходом на рынок плазменные лампы потеснят другие разрядные лампы.
3. Автоматизированные системы управления освещением, позволяют существенно экономить электроэнергию и затраты на обслуживание систем освещения. В РФ рынок зарождающийся, его потенциал огромен. Предлагаемые кластером разработки уже сейчас по эффективности соответствуют ведущим мировым, а по цене значительно привлекательнее.
4. ЭПРА - неотъемлемый элемент современного светового прибора. Использование новой элементной базы и схем повысит эффективность ЭПРА.
5. Элементная база на основе SiC, GaAs, GaN, которая повысит эффективность электронных составляющих светового прибора, уменьшит их размеры.
Развитие светотехники в мире идет по пути повышения энергоэффективности осветительных установок за счет создания и применения энергосберегающих светотехнических изделий - ламп (натриевых, металлогалогенных, компактных люминесцентных, плазменных, индукционных, светоизлучающих диодов и др.), электронных устройств различного назначения, световых приборов и автоматизированных систем управления осветительными установками.
Поэтому предприятия кластера заинтересованы и должны наращивать научно-технический потенциал и совершенствовать технологическую базу при поддержке государства, с использованием возможностей, которые может дать сотрудничество с передовыми российскими и зарубежными фирмами и инвесторами.
Продукция предприятий кластера, имеющая наилучшие рыночные перспективы.
Натриевые лампы высокого давления мощностью от 50 до 1000 Ватт, которые имеют высокую световую эффективность, надежность, стабильность и долговечность. Эти лампы являются одними из массовых источников света для наружного освещения.
Металлогалогенные лампы с кварцевыми горелкой мощностью от 70 до 3500 Вт, лампы имеют высокую световую эффективность, высокие индексы цветопередачи, стабильные светотехнические характеристики.
Металлогалогенные лампы с керамическими горелками мощностью от 50 до 400 Вт, которые имеют высокую световую эффективность, стабильные цветовые характеристики, надежность и долговечность по сравнению с лампами с кварцевыми горелками.
Компактные люминесцентные лампы мощностью от 5 ватт до более 100 ватт, различного исполнения и назначения.
Лампы и осветительные приборы различного исполнения и назначения с использованием светоизлучающих диодов.
Безэлектродные высокочастотные (плазменные, индукционные) лампы и осветительные приборы на их базе.
Электронная пускорегулирующая аппаратура на основе современной компонентной базы.
Интеллектуальные системы управления освещением.
Комплектующие к источникам света и световым приборам.
Основной тенденцией на мировом и российском светотехническом рынке является начавшийся процесс замещения электрических ламп накаливания на энергоэкономичные компактные люминесцентные лампы, лампы на основе светоизлучающих диодов.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ожидается снижение объемов производства электрических ламп накаливания мощностью 25 - 75 ватт в 2013 - 2014 годах. В связи с этим, возможен рост объемов поставок от зарубежных производителей и фирм-экспортеров компактных люминесцентных ламп и светодиодных ламп и осветительных приборов с ними.
По экспертным оценкам, наметившаяся в 2010 - 2011 годах тенденция к увеличению объемов импортных электрических ламп и осветительных приборов на российском рынке, в ближайшие 2 - 3 года продолжится, что может привести к сокращению отечественного производства некоторых групп светотехнических изделий.
Рост объемов производства компактных люминесцентных ламп на российских предприятиях будет нестабильный, в связи с неконкурентоспособностью по цене с продукцией производителей из стран Юго-Восточной Азии.
Объемы производства светодиодных ламп (ретрофитов) и осветительных приборов со светоизлучающими диодами на российских предприятиях пока незначительные, почти полностью базируются на импортных комплектующих (Китай, Тайвань, Корея и другие зарубежные страны). В ближайшие годы рост объемов производства в России будет нестабильный, в связи с неконкурентоспособностью по цене с аналогичной импортируемой продукцией от производителей из стран Юго-Восточной Азии.
Одной из проблем по импортозамещению энергоэффективных ламп и осветительных приборов является отсутствие в Российской Федерации их производства по полному технологическому циклу из-за отсутствия современного автоматизированного оборудования, современных высокочистых материалов и комплектующих - электронных ПРА, систем автоматизированного управления.
По прогнозам, среднегодовой темп роста рынка светодиодов будет составлять около 50%. Наибольший перспективы продаж имеют мощные светодиоды, предназначенные для уличного, офисного, промышленного и бытового освещения. Мощные светодиоды потребляются в основном производителями светильников, поэтому тенденции развития светодиодного рынка определяются тенденцией развития рынка светодиодных светильников. В настоящее время основными потребителями светодиодных светильников являются большие компании, особенно с большой долей государственного капитала, а также бюджетные муниципальные учреждения.
Общий объем продаж светотехнической продукции в России за 2011 год составил примерно 1,5 млрд. долларов. Из них 60% составляет потребление импортных светильников. Доля продаж светодиодных светильников составляет 7% от общего объема продаж, т. е. около 103 млн. долларов. На рисунке 3 показана динамика роста рынка потребления светодиодной продукции за последние годы и на перспективу до 2015 года (данные предоставлены Некоммерческим партнерством Производителей Светодиодов и Систем на их основе).
В последние годы произошло интенсивное расширение номенклатуры и объемов производства ЭПРА для газоразрядных ламп и светильников с их применением. Это вызвано более высокой энергоэффективностью современных световых приборов с ЭПРА по сравнению с традиционно применявшимися ранее для этих целей электромагнитными (дроссельными) ПРА, которые в настоящее время запрещены для нового применения в странах Евросоюза по санитарным и эргономическим причинам.
Крупные потребители осветительных приборов (муниципальные предприятия, занимающиеся городским освещением, крупные предприятия, территория которых составляет десятки и сотни га) начинают проявлять активный интерес к интеллектуальным системам управления освещением со встроенной дистанционной диагностикой состояния световых приборов, позволяющим оперативно с центрального пульта осуществлять управление всей системой освещения и каждым светильником в отдельности, в т. ч. плавно регулировать яркость каждого светильника. В дальнейшем интерес к подобным системам будет только возрастать, т. к. такие системы позволяют уменьшить расходы на обслуживание и экономить до 30 - 40% электроэнергии за счет снижения яркости (и потребляемой мощности) светильников в период, когда обеспечение максимального уровня освещенности необязательно, а также обеспечения оптимального момента включения и выключения освещения в зависимости от метеоусловий. Последнее, кроме того, способствует повышению уровня безопасности.
Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение
Транспортное машиностроение
В современных условиях транспортный комплекс является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста. Его активное развитие и эффективное функционирование являются базовыми условиями перехода экономики страны на инновационный путь развития. Важнейшая роль транспорта в решении задач развития всех секторов экономики и регионов страны, переход экономики России на инновационный путь развития на фоне постоянно увеличивающегося спроса на транспортно-логистические услуги требует соответствующего научно-технологического развития транспортного комплекса. Эта задача рассматривается в качестве одного из национальных приоритетов научно-технологического развития России в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ 22 ноября 2008 г. (N 1734-р), поскольку современное состояние транспортного комплекса может стать системным ограничением социально-экономического развития страны.
Одним из стратегических направлений развития транспортной системы, играющей важную роль в инфраструктурном обеспечении жизнедеятельности общества, активно влияющим на уровень социально-экономического развития России, является развитие транспортного машиностроения и системы его материально-технического, технологического, научного (инновационного), кадрового и прочего обеспечения.
Основные направления структурного развития отрасли в России определяются, в первую очередь, двумя факторами:
ходом выполнения III этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте;
необходимостью повышения эффективности, инвестиционной привлекательности отрасли и поддержания высоких темпов развития.
В результате реализации мероприятий III этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте предполагается организационное разделение видов деятельности ОАО "РЖД" по обслуживанию инфраструктуры и осуществлению перевозок. Предполагается формирование нормативной базы, способствующей приходу на рынок транспортных компаний, владеющих магистральными локомотивами, частных пассажирских компаний. Такие изменения должны привести к росту спроса на высокопроизводительную продукцию транспортного машиностроения, росту ритмичности закупок. В то же время наличие большого количества независимых владельцев подвижного состава обострит конкуренцию отечественных предприятий транспортного машиностроения с зарубежными производителями по критерию "качество-производительность" продукции. Положительные результаты конкурентной борьбы с зарубежными производителями - снижение цен и рост качества продукции могут быть достигнуты только в условиях сопоставимости технического, научного и инвестиционного потенциалов конкурентов. В сложившихся же условиях отсутствие мер государственного протекционизма по отношению к отечественным производителям в отрасли может привести к самым негативным последствиям. Повышение эффективности и инвестиционной привлекательности отрасли должно быть достигнуто, в первую очередь, путем концентрации капитала. Реализация концепции крупной российской компании в сфере транспортного машиностроения позволит эффективно загрузить производственные мощности, привлечь достаточный объем инвестиций и сконцентрировать средства НИОКР на ключевых направлениях развития. Также будут существенно сокращены сроки разработки и освоения серийного производства подвижного состава новых поколений.
Приоритетные направления развития рынка в стратегической перспективе:
1. Применение базовых платформ в производстве подвижного состава.
Мировая практика свидетельствует, что для того, чтобы снизить затраты и время, необходимое на проектирование, постановку в производство и собственно производство подвижного состава целесообразно внедрение базовых платформ при разработке всей линейки тягового подвижного состава, грузовых и пассажирских вагонов. Этот подход позволит наиболее полно обеспечить требуемые функциональные характеристики подвижного состава для различных видов перевозок и условий эксплуатации с использованием оптимального ограниченного набора конструктивных и технологических решений по подвижному составу и его отдельным узлам и системам.
2. Расширение номенклатуры выпускаемой продукции.
В настоящее время на сети железных дорог РФ наиболее остро стоит проблема дефицита пассажирских электровозов (по оценкам ОАО "РЖД", необходимо заменить 2029 пассажирских электровозов постоянного и переменного тока), магистральных грузовых электро- и тепловозов.
3. Повышение технического уровня продукции транспортного машиностроения.
Совершенствование механизмов государственного регулирования
Основным направлением развития государственного регулирования в отрасли является совершенствование технических норм, определяющих параметры технической и экологической безопасности подвижного состава. При этом необходимо учитывать технические и финансовые возможности предприятий отрасли с тем, чтобы в результате установления государством технических норм, превышающих эти возможности не произошло их вытеснение даже с внутреннего рынка.
4. Повышение инвестиционной привлекательности транспортного машиностроения.
Основными источниками привлечения инвестиций в отрасль являются:
привлечение частных инвестиций в развитие предприятий;
размещение облигаций на финансовых рынках и привлечение инвестиционных кредитов кредитных организаций;
реализация отдельных проектов в отрасли на принципах государственно-частного партнерства. К таким проектам можно отнести создание подвижного состава нового поколения.
Кроме того, в условиях наличия стабильного прогнозируемого спроса на продукцию предприятия отрасли получают возможность формирования значительных собственных источников инвестиций, которые могут быть направлены на техническое развитие и перевооружение.
5. Повышение инновационной активности транспортного машиностроения.
По экспертным оценкам, на начало 2011 года потребность в финансировании НИОКР на развитие высокопроизводительного подвижного для внутреннего рынка составляет около $650 млн., для создания подвижного состава, ориентированного на рынки стран Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии - еще не менее $200 млн. За счет собственных средств предприятия транспортного машиностроения могут профинансировать не более $200 млн.
С целью согласования научно-технических отраслевых программ и учитывая тенденции развития конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок возникает необходимость создания межведомственного координационного научно-технического центра в данной сфере под эгидой Минпромэнерго России, выступающий как орган государственной поддержки научно-технического развития отрасли. В данном межведомственном координационном научно-техническом центре целесообразно организовать постоянное представительство крупнейших предприятий отрасли и ОАО "РЖД" как основного заказчика продукции. К функциям данного центра также может быть отнесены вопросы, связанные с актуализацией и координацией исполнения "Межведомственной программы сотрудничества по обеспечению железнодорожного транспорта новыми высокоэффективными технологиями и конкурентной продукцией российских предприятий на среднесрочную и долгосрочную перспективу".
Важным элементом развития научной базы отрасли может стать передача конверсионных технологий. Учитывая существенный рост объемов производства продукции отрасли, рост инвестиционной привлекательности предприятий отрасли и задачи по обеспечению железнодорожного транспорта современным подвижным составом, можно предположить, что в ближайшие годы структура отрасли претерпит значительные эволюционные изменения.
По наиболее важным направлениям НИОКР в плане мероприятий предусмотрена разработка ведомственной целевой программы.
Основные изменения в отрасли можно разделить на два направления:
формируемые органами государственного управления;
формируемые рыночной и макроэкономической средой.
От органов государственного управления ожидаются следующие меры:
завершение формирования нормативной базы транспортного машиностроения - разработка и принятие технических регламентов;
осуществление прямых государственных инвестиций в проекты НИОКР, направленные на доведение технического уровня продукции отрасли до мировых стандартов;
поддержка реализации экспортных проектов, как путем предоставления государственных гарантий, так и путем продвижения отечественных производителей на межправительственном уровне.
6. Стимулирование продвижения продукции отрасли на внешних рынках
Продвижение продукции отрасли на внешних рынках способствует развитию экспортного потенциала Российской Федерации, укреплению влияния в экспортных регионах. Привлекательность экспортного направления определяется следующими параметрами:
технологическими показателями транспортной инфраструктуры страны потенциального импортера, которые определяют принципиальную возможность выхода с отечественной продукцией на данный рынок;
потенциалом рынка страны, который, в свою очередь, определяется:
уровнем экономического развития (ВВП, ВВП на душу населения, динамика ВВП);
развитостью транспортной инфраструктуры с точки зрения общей протяженности железнодорожных путей;
уровнем конкуренции на рынке страны;
политической обстановкой в стране и др.
С точки зрения ассортимента выход на внешние рынки может осуществляться двумя альтернативными способами:
с продукцией без принципиального изменения ее технологического уровня;
с продукцией на новом технологическом уровне.
Реализация первого направления экспансии на внешние рынки может позволить предприятиям отрасли накопить необходимые финансовые средства для инвестирования в НИОКР с целью налаживания выпуска техники на новом технологическом уровне и реализации второго направления экспансии.
Соответствие продукции техническим требованиям является ключевым параметром, определяющим конкурентоспособность российской продукции на данном рынке.
Опыт торговых отношений в сфере транспортного машиностроения влияет на потребные инвестиции в продвижение и сбыт отечественной продукции на рынке рассматриваемой страны, поскольку определяет известность российской продукции на данном рынке и доступность внутренних каналов сбыта.
По результатам оценки потенциально привлекательных экспортных направлений страны были разделены на следующие группы по перечисленным выше параметрам:
Наиболее привлекательные страны (5 стран): Украина Белоруссия, Индия, Иран, Казахстан. Страны характеризуются сравнительно высоким рыночным потенциалом; сложность проникновения на рынок (с точки зрения сопротивления локальных игроков и наличия косвенных ограничительных мер со стороны государства) оценивается как низкая или средняя. Стратегия выхода на рынки этих стран помимо прямого экспорта и сотрудничества с локальными дилерами, может предусматривать заключение контрактов с дистрибьюторами, организацию представительств и совместных производств.
Привлекательные страны, сложные для проникновения (4 страны): Венгрия, Польша, Румыния, Чехия. Страны характеризуются сравнительно высоким рыночным потенциалом; сложность проникновения на рынок (с точки зрения сопротивления локальных игроков и наличия косвенных ограничительных мер со стороны государства) оценивается как высокая. Стратегия выхода на рынки этих стран может предусматривать реализацию ограниченного ассортимента продукции, например, в сегментах средне и низко технологичных товаров, где предложение западных конкурентов ограничено.
Страны со средним рыночным потенциалом (7 стран): Узбекистан, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия, Монголия, Туркмения. Рынки стран характеризуются средним рыночным потенциалом; сложность проникновения на рынок оценивается как низкая или средняя. Стратегия выхода на рынки этих стран предусматривает прямой экспорт или сотрудничество с локальными дилерами. В перспективе обслуживание данных рынков может осуществляться дистрибьюторами или представительствами смежных более привлекательных стран.
Наименее привлекательные страны (12 стран): Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Хорватия, Сербия и Черногория, Болгария, Словения, Македония, Босния и Герцеговина, Таджикистан, Киргизия. Реализацию продукции на рынки этих стран следует осуществлять в том случае, если это не требует затрат на продвижение (например, в случае инициативы со стороны страны-импортера).
Экспансия отечественного машиностроения на рынки прочих стран потребует значительных инвестиций как в продвижение продукции (страны Южной Америки), так и в НИОКР (страны Северной Америки, Западной Европы, Австралия).
Сельскохозяйственное машиностроение.
Развитое сельскохозяйственное машиностроение является индикатором развития АПК любой страны. Высокая механизация труда является залогом роста объемов и качества производимой сельхозпродукции. В то же время, необеспеченность отрасли необходимым количеством сельскохозяйственной техники является серьезным барьером для развития сельского хозяйства.
Несмотря на мировой финансовый кризис (и снижение объемов сбыта продукции у ряда зарубежных компаний до 25%) в 2010 году мировой рынок сельскохозяйственной техники превысил 103 млрд. долларов. С 2004 г. по 2010 г. он стабильно рос с годовым темпом 5%. Положительная динамика, по мнению отраслевых экспертов, сохранится до 2014 года, когда рынок достигнет отметки 123 млрд. долларов США.
За последние 20 лет в Европе, в результате слияний или поглощений, перестали существовать многие предприятия сельхозмашиностроения. К примеру, компания Kverneland приобрела 8 предприятий сельхозмашиностроения. Новыми участниками рынка стали вновь созданные предприятия, такие как AGCO и Case New-Holland (CNH). Возможно, в ближайшем будущем произойдут очередные слияния или поглощения компаний на мировом рынке сельхозтехники. К примеру, по данным СМИ американский производитель сельскохозяйственной техники AGCO заинтересован в покупке активов компании CNH Global, входящей в состав итальянской промышленной группы Fiat Industrial *(1).
Структура мирового рынка сегодня представлена четырьмя крупными компаниями, на которые и приходится основной объем выпуска продукции (40%). Наибольшую долю (18%) занимает американский производитель John Deere. У Case New-Holland - 11%, у AGCO - 7% и у Claas 4%.
Вместе с тем, в отрасли много "нишевых" игроков. Например, на производстве кормоуборочных машин специализируются Fella (Германия), Krone (Германия), Welger (Германия). На почвообрабатывающей и кормоуборочной технике - Kverneland (Норвегия), Kuhn (Франция), Pottinger (Австрия) и другие.
Основными странами-производителями сельхозтехники являются США, Германия, Франция и Италия.
Обороты крупнейших мировых сельхозмашиностроительных концернов значительно превышают объемы производства сельскохозяйственной техники всей отрасли в России. Объемы реализации отдельных, даже самых крупных российских производителей в десятки раз меньше зарубежных конкурентов.
Анализируя рынки сельхозтехники ряда стран - Бразилии, США, Франции, Германии и России, эксперты пришли к следующему выводу - ни в одной стране нет такой высокой доли импорта. Российский рынок на сегодняшний день является наиболее открытым для зарубежных производителей машин и оборудования для АПК.
Наиболее защищенные рынки у Бразилии и США (членов ВТО). Они полностью обеспечивают себя тракторами и другой сельскохозяйственной техникой за счет развития собственного производства и активно препятствуют проникновению импорта на внутренний рынок.
Сельскохозяйственное машиностроение России является базовой составляющей развития агропромышленного комплекса страны. Сегодня, по данным Росстата, в отрасли занято более 41 тысячи человек (в 2009 году насчитывалось более 51 тысячи человек, это 0,1% от общей численности занятого населения).
С учетом производства в смежных секторах (производство комплектующих и запчастей, сервисного обслуживания и дилерских центров), а также непрофильных производителей (заводы, имеющие в своем производственном портфеле выпуск отдельных (единичных) видов сельхозтехники), общая численность достигает 200 тыс. рабочих мест *(2).
Для анализа отрасли в настоящей Стратегии использовались производственные и финансово-экономические показатели 55 ведущих российских предприятий, на долю которых приходится около 90% производимой в стране сельхозтехники.
Производство сельхозмашин в России сосредоточено в 10 ключевых сегментах, в которых отечественные компании сохранили существенные компетенции:*(3)
Тракторы сельскохозяйственные.
Машины для обработки почвы (плуги, бороны, культиваторы, комбинированные агрегаты).
Машины для посева (сеялки, посевные комплексы и машины посадо-рассадочные).
Машины для внесения удобрений и полива (машины для внесения органических и минеральных, жидких и твердых удобрений, ирригационные системы).
Машины для защиты растений (опрыскиватели самоходные, прицепные и навесные).
Машины для уборки зерновых и зернобобовых.
Машины для уборки корнеклубнеплодов.
Машины и оборудование для послеуборочной обработки и хранения урожая.
Оборудование для животноводства и птицеводства.
Машины для заготовки кормов.
Сельхозмашиностроение России в основном представлено предприятиями крупного и среднего бизнеса, тогда как в странах с развитым сельхозмашиностроением явно преобладают (по количеству) предприятия малого бизнеса. Это связано, в первую очередь, с наследием советской экономики, высокой конкурентностью производства однородных запчастей и комплектующих, оказанием услуг и пр. Уровень развития этих предприятий в России крайне низок, что подтверждается отсутствием официальной статистики.
С точки зрения концентрации производства, российское сельхозмашиностроение имеет схожую структуру с западными странами. Так, на американских производителей сельхозтехники John Deere и AGCO приходится 68% внутреннего производства США. Схожая ситуация с российскими компаниями "Ростсельмаш" и КТЗ ("Концерн "Тракторные заводы"), на долю которых приходится 53,4% отечественного производства.
Что касается конкурентоспособности. Главным преимуществом российской сельхозтехники остается низкая стоимость владения. С ростом технологичности, развитием модельного ряда в некоторых сегментах цена приближается к уровню зарубежных конкурентов. И при этом уступает по потребительским характеристикам ввиду недостаточного уровня инвестиций в модернизацию производства, НИОКР, подготовку кадров и пр.
Ключевые тенденции в современном сельхозмашиностроении - создание конструкций машин, позволяющих применять высокоэффективные интенсивные технологии, значительно увеличивать производительность труда, создавать благоприятные условия для растениеводства, повышать урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, сокращать потери при посеве, внесении удобрений, уборке урожая, обеспечивать экологическую безопасность и безопасные условия труда.
В тракторостроении большое внимание уделяется использованию электроники и гидравлики. Широкое практическое внедрение получили электронные системы управления подачей топлива, положения колес с независимой подвеской, гашения колебаний сидений, выравнивания кабины на склоне, переключения передач под нагрузкой, скоростными и нагрузочными режимами бесступенчатой трансмиссии, регулирования навесной системы *(4).
Короткие периоды уборки зерновых культур и постоянно усложняющиеся условия проведения полевых работ, а также непредсказуемые погодные условия требуют от производителей сельхозтехники создания мощных, надежных и высокопроизводительных комбайнов. Качество урожая стоит на первом месте. Поэтому тенденция в комбайностроении направлена в сторону автоматизации обмолота и разработки сенсорных датчиков для постоянного контроля качества убираемого урожая.
Мощность двигателей достигает 550 л. с. и более. Комбайны располагают жатками с шириной захвата до 9 - 18 м и пропускной способностью до 50 и более т/ч. Комбайны с роторными сепараторами характеризуются более высокой пропускной способностью.
Преобладающий в настоящее время тренд в комбайностроении направлен большей частью на:
достижение более высокой производительности при компактных габаритах;
наличие автоматизированных систем исполнения и контроля функций машины;
улучшение комфортабельности работы водителя.
В растениеводстве востребованы машины с высокой производительностью и возможностью агрегатирования с различным навесным и прицепным оборудованием. Использование таких систем как Glonas и GPS повышают точность выполнения работ в среднем на 7%. Это в свою очередь ведет к сокращению затрат труда, расходу топлива, минудобрений и средств защиты.
В настоящее время в стране обострилась проблема механизации послеуборочной обработки и хранения зерна. Особенно актуален вопрос подготовки семян, которому в России никогда не уделялось должного внимания.
По данным Госсеминспекции, в последние годы в России семян 1 класса высевают не более 20%, тогда как в ведущих зернопроизводящих странах - 90 - 95%. Некондиционных семян высевают 10,5 - 35%. Поэтому урожайность зерновых культур в России, как правило, не превышает 17 - 18 ц/га, тогда как, например, в Канаде, имеющей похожие погодно-климатические условия, она составляет 50 - 60 ц/га.
В области машин для животноводства преобладают тенденции к созданию высокопроизводительных технологий в прицепных или самоходных косилках с большой шириной захвата. Новые поколения пресс-подборщиков для рулонов и тюков с измельчителями и высокой степенью уплотнения обеспечивают высокое качество заготавливаемых кормов. Электронные системы управления помогают водителю и обеспечивают оптимальную подачу массы в машину.
Переход к 2020 году к выпуску современной сельхозтехники с необходимыми техническими и технологическими требованиями возможен в несколько этапов:
2011 г. - 2012 г. |
Стабилизация и увеличение уровня производства техники на предприятиях России. |
2011 г. - 2013 г. |
Начало внедрения программы локализации производства техники, узлов и агрегатов. Дальнейшее увеличение производства техники, начало модернизации производств техники. |
2012 г. - 2013 г. |
Расширение программ НИОКР по разработке и внедрению новых образцов и моделей техники в АПК России. Расширение производства техники, отвечающей рекомендуемым требованиям. |
2012 г. - 2015 г. |
Внедрение новых технических регламентов по технике. |
2011 г. - 2015 г. |
Увеличение инвестиций в производство техники, дальнейшее расширение производства и внедрение техники, отвечающей рекомендуемым требованиям. |
2015 г. - 2020 г. |
Расширение внедрения техники, отвечающей рекомендуемым требованиям. |
До 2008 года рынок сельхозтехники в России рос среднегодовым темпом 45% и достиг в докризисный год своего максимума - 150 миллиардов рублей (около 6% мирового рынка), а доля импорта превысила 64%. *(5) На 150% в год росло "отверточное" производство и лишь на 22% увеличивался выпуск отечественной сельхозтехники.
Столь высокие показатели российского рынка во многом были связаны с обновлением устаревшего парка, улучшением финансового состояния сельхозпредприятий. Сыграли свою положительную роль и реализация Национального проекта "Развитие АПК", а впоследствии принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
Ключевыми игроками на рынке сельхозтехники (см. таблицу 5) среди отечественных компаний являются комбайновый завод "Ростсельмаш" (производство зерно- и кормоуборочных комбайнов, прицепной и навесной сельхозтехники, тракторов сельскохозяйственных), "Концерн "Тракторные заводы" (производство зерно- и кормоуборочных комбайнов, прицепной и навесной сельхозтехники, сельскохозяйственных тракторов), а также "Петербургский тракторный завод" (производство сельхозтракторов с мощностью двигателя свыше 250 л. с.). У перечисленных компаний уровень локализации продукции достигает 92%.
В числе производителей стран СНГ лидирующие позиции занимают белорусские компании - "Минский тракторный завод" (производит около 30 моделей сельхозтракторов, имеет три сборочных предприятия на территории России c уровнем локализации до 15%) и ПО "Гомсельмаш" (производитель зерно- и кормоуборочных комбайнов с уровнем локализации до 25%). Среди предприятий Украины - лидер "Харьковский тракторный завод" (локализация не более 10%).
Самую крупную группу представляют глобальные зарубежные производители сельхозтехники. В их числе John Deere, CNH, Claas, AGCO, SDF. Все эти компании имеют сборочное производство на территории России, однако уровень локализации у них не превышает 5 - 10% (за исключением Claas - 17,30%).
Электротехника и приборостроение
Электротехническая промышленность и приборостроение включает производство электротехнических устройств и систем, электронной компонентной базы, специальных материалов и оборудования для производства электротехнических изделий и приборов.
Производство электротехнических устройств и систем финальной продукции в свою очередь, делится на 3 крупные группы:
потребительская электроника массовый сегмент изделий радиоэлектроники. Состоит из аудио-, видео-, бытовой техники, абонентского телекоммуникационного оборудования, компьютеров и периферии;
профессиональная электроника. В категорию включаются сегменты: операторское телекоммуникационное оборудование, промышленная электроника, автомобильная электроника, электроника для энергетического оборудования, для медицинского оборудования, для систем безопасности, а также высокопроизводительные системы обработки информации;
электроника специального назначения. Категория может быть разделена на крупные блоки по типам: авиационные и космические системы, системы сухопутного и морского базирования и т. д.
Объем мирового рынка электротехнических устройств и приборов составил в 2011 году 2,3 трлн. долларов США, в том числе: объем рынка конечной продукции составил 1,7 трлн. долларов США, объем рынка электротехнической компонентной базы 483 млрд. долларов США, объем рынка материалов для электротехники и приборостроения 77 млрд. долларов США, объем рынка оборудования для микроэлектроники 63 млрд. долларов США.
В сегменте конечной продукции доля специальной электротехники составляет малую часть мирового промышленного производства около 7%, а сегменты профессиональной и потребительской радиоэлектроники примерно равны по объему и составляют 42% и 51% соответственно.
В сегменте электронной компонентной базы доля компонентов для потребительской электротехники составляет 65%, доля компонентов для профессиональной электроники 24%, доля компонентов для специальной электроники - 11%.
Доля электротехнической промышленности в добавленной стоимости мирового обрабатывающего производства выросла с 2000 по 2010 год с 17% до 26%.
Электротехника - одна из наиболее быстрорастущих отраслей промышленности в мире, в которой реализуется большое число инновационных проектов, темп роста промышленности за последние 30 лет составил в среднем около 8% в год.
Ожидается рост мирового рынка радиоэлектронной продукции на уровне 5% до 2025 года. К 2025 году объем мирового рынка радиоэлектроники составит 4 трлн. долларов США.
Рост рынка электротехники и приборостроения в основном ожидается за счет устойчивых мировых тенденций, связанных с постоянным ростом миниатюризации и производительности электронной техники и ее компонентов (правило Мура):
1. Увеличивается комплексность (расширение функций, взаимосвязей) решений в радиоэлектронной промышленности, что затрагивает все сегменты рынка - формируются новые продуктовые ниши, существенно меняются требования к продукции, смещаясь в сторону интегрированности. В результате:
в профессиональных сегментах происходит развитие сетевых систем и формирование новых быстро растущих ниш: комплексные системы безопасности, smart grid, управление инфраструктурой, телемедицина и др.;
в массовых сегментах продолжается конвергенция устройств и их объединение в сети;
в специальной электронике (сетецентрические системы наблюдения и управления) становятся одной из ключевых составляющих национальной безопасности.
2. Глобальные тренды, такие как: повышенное внимание к экологии, старение населения и рост внимания к здравоохранению, растущие террористические угрозы и повышенное внимание к безопасности - ведут к активному росту соответствующих ниш профессионального сегмента электротехники, а совершенствование технологий электротехники существенно усиливает ее проникновение в производство и на транспорт.
В потребительской электронике растет уровень стандартизации и унификации компонент, снижается себестоимость производства.
Таким образом, несмотря на то, что рынки потребительской и профессиональной электротехники близки по объему, наиболее быстро растущими сегментами рынка с лучшими возможностями для появления новых компаний будут сегменты профессиональной электротехники: системы энергоэффективности и электротехнического оборудования, автомобильной электроники, медицинской техники, систем безопасности и промышленной электроники.
На начальных этапах развития электротехнической промышленности доминирующие позиции занимали вертикально интегрированные компании. Однако в течение последних 30-ти лет устойчиво действует ряд глобальных трендов, трансформировавших промышленность и продолжающих на нее действовать, в том числе:
концентрация на ключевых направлениях. Возрастающая комплексность, сложность и капиталоемкость новых разработок, рост требований к эффективности вынуждают компании концентрировать ресурсы на ключевых процессах;
усиление роли кооперации. Специализация организаций на ключевых операциях и распространение модульной электроники способствовали развитию глобальных кооперационных сетей;
возрастающая роль гибкости производств, скорости вывода продуктов на рынок;
растущие требования к ориентации решений под требования заказчика во многих сегментах, быстрые изменения в спросе и высокие требования к эффективности привели к тому, что гибкость и мобильность производственных систем стали одним из основных требований к организациям.
В результате сформировались устойчивые модели существенно отличающиеся по ключевым факторам успеха:
разработчики продукции;
дизайнеры (организации, специализирующиеся на разработке продукции и ее дальнейшему продвижению на основе системы лицензирования);
контрактные разработчики и производители (организации, специализирующиеся на контрактной разработке и производстве конечной продукции или электронных компонентов);
контрактные сборщики и тестировщики (контрактные производители электронных компонентов или сборщики и тестировщики готовой продукции);
организации, контролирующие ключевые процессы (вертикально интегрированные организации в сегменте конечной продукции и в сегменте электронных компонентов).
Таким образом, в различных сегментах и нишах рынка электротехники могут быть успешны как крупные организации, реализующие эффект масштаба, так и малые/средние инновационные организации, участвующие в кооперационных цепочках. Для развития успешной организации необходим правильный выбор потребительского сегмента и развитие ключевых факторов успеха, соответствующих целевой бизнес-модели компании в этом сегменте.
При этом, выше уровня безубыточности находятся либо очень крупные организации, либо небольшие организации с "нишевыми" решениями. Но небольшие организации находятся в тесных кооперационных связях с крупными. Большинство малых инновационных организаций, например, в области микроэлектроники, строятся вокруг существующих крупных центров технологического развития, которые интегрируют "нишевые" разработки в глобальные решения, продвигают их на мировой рынок, обладают крупными финансовыми ресурсами и готовы поглощать небольшие перспективные инновационные компании (в том числе и с участием государственной поддержки). Таким путем развиваются мировые лидеры в области радиоэлектроники IBM, Intel, Samsung и др.
В большинстве стран проводилась активная государственная промышленная политика для успешной реализации той или иной модели развития.
Объем российского рынка электротехники составляет 930 млрд. рублей. Структура российского рынка близка к структуре мирового рынка электротехники, за исключением несколько большего спроса на изделия сегмента специальной радиоэлектроники. Ожидаемый объем рынка к 2025 году - более 3 трлн. рублей.
Электротехническая промышленность России на сегодняшний день представлена более чем 1800 организациями, занятыми разработкой и производством электротехнического оборудования, радиоэлектронных систем и приборов промышленного и военного, бытового и иного назначения.
Электротехническая промышленность России обеспечивает в настоящее время 275 тыс. рабочих мест и вносит существенный вклад в валовый внутренний продукт (ВВП) страны.
В 2011 году российские организации произвели товарной продукции на 12 млрд. долларов, заняв менее 0,3 процента мирового рынка. Производство ориентировано главным образом на внутренний рынок: менее 25 процентов от производимой продукции экспортируется. В экспорте преобладает продукция специального назначения. Доля отечественного производства на внутреннем рынке не превышает 20 процентов.
В России разделения бизнес-моделей не произошло из-за значительного фокуса на оборонных задачах, ограниченной конкуренции, недофинансирования промышленности в 90-х - начале 2000-х годов и массовых банкротств компаний в 90-е годы.
На российском рынке выделяются три основные группы производителей: первая - организации, частично или полностью контролируемые государством. Вторая группа - частные организации с российским капиталом, третья - организации, контролируемые иностранным капиталом, в основном это дочерние организации крупных иностранных производителей. К этой группе, в том числе, можно отнести формирующиеся в последние годы совместные предприятия российских организаций с иностранными производителями.
Каждая из перечисленных групп отличается продуктовой направленностью, в каждой из них преобладают свои особенные модели организаций.
Организации первой группы ориентированы главным образом на производство продукции специального назначения. Сюда входит 378 организаций, объединенных в 9 крупных интегрированных структур, 4 из которых входят в состав Государственной корпорации "Ростехнологии". В организациях первой группы занято 249,6 тыс. человек. Производители радиоэлектронной аппаратуры в этом сегменте - вертикально интегрированы и специализированы по видам конечной продукции. Производители компонентной базы, напротив, широко диверсифицированы и характеризуются низкой, но стабильно растущей степенью интеграции в производство аппаратуры и специальных материалов. Российские производители преобладают в сегменте специальной радиоэлектроники в силу исторических причин, приоритетов предыдущих программ в промышленности, а так же закрытости этого сегмента для конкуренции со стороны иностранных компаний.
Группа частных российских организаций состоит из более чем 1400 организаций, подавляющее большинство из которых малые с численностью сотрудников менее 50 человек. Всего в них занято около 25 тыс. работников. Эти организации ориентированы на широкий спектр конечной продукции и компонентов в нишах профессиональной электроники, также зачастую выступают субподрядчиками государственных организаций, выполняющих оборонный заказ. Частные организации специализированы на отдельных процессах создания стоимости, таких как, например, сборка электронной компонентной базы, производство интегральных схем, проектирование, дистрибуция. Суммарная выручка по группе оценивается в 60 млрд. рублей.
Третью группу - дочерних организаций глобальных игроков - составляют сборочные производства потребительской аппаратуры и бытовой техники. Организации отличаются высокой эффективностью операций, западными стандартами управления. При общей выручке, сравнимой с выручкой государственных организаций - около 150 млрд. рублей, занято всего 12 тыс. человек. Это объясняется низкой долей добавленной стоимости, характерной для сборочных производств.
Среднегодовой рост российского рынка электротехники в докризисный период превысил 35 процентов в год. Достигнутые темпы роста определялись интенсивным ростом экономики России в целом и общемировой тенденцией опережающего роста промышленности радиоэлектроники, а также в какой-то мере эффектом низкой базы.
Начиная с 2007 года, благодаря государственной поддержке, удалось осуществить системный подход к планированию развития радиоэлектронной промышленности и перейти от разрозненных действий к внедрению программно-целевых методов планирования и управления развитием промышленного комплекса.
Разработаны "Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года", подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы на период 2007 - 2011 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на период 2007 - 2011 годы, федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы, научно-технические программы Союзного государства.
Основная работа по развитию радиоэлектронной промышленности проводится в рамках федеральных целевых программ "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы и "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года".
Первый этап федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы выполнялся в 2008 - 2011 годах.
Объем финансирования на реализацию первого этапа программы за счет средств федерального бюджета составлял 29490,7 млн. рублей, из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 21772 млн. рублей, на капитальные вложения - 7718,7 млн. рублей.
За период 2008 - 2011 годы выполнялось 806 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (223 научно-исследовательская работа и 583 опытно-конструкторская работа), из которых 413 завершилось (136 научно-исследовательских работ и 277 опытно-конструкторских работ). Наибольшее количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ выполнялось и завершилось в 2011 году.
Полученные результаты реализации программы направлены на создание:
ракетно-космической и авиационной техники;
средств радиолокации;
цифрового телевидения и приборов отображения информации;
средств широкополосной и сверхширокополосной связи, вычислительной техники и радиочастотной идентификации;
средств микросистемотехники;
средств контроля и измерения параметров изделий и материалов;
средств обеспечения антитеррористической деятельности;
медицинского оборудования;
перспективных материалов и составных частей изделий.
-------------------------------------------
*(1) Компания Agco Corp. заявила о своем желании купить CNH. Экскаватор.ру. 09.12.10
*(2) Оценка Ассоциации "Росагромаш"
*(3) См. приложение Стратегии "Производственные показатели предприятий отрасли по сегментам"
*(4) "Главные тенденции мирового сельскохозяйственного машиностроения". Белгородский агропортал. http://www.belapk.ru
*(5) В виду отсутствия статистики по объему рынка сельскохозяйственной техники России для целей Стратегии в качестве оценки рынка используются данные предприятий об отгрузках техники. Данный способ оценки рынка часто используется ведущими мировыми аналитическими агентствами (например, Freedonia group). Погрешность такой оценки не превышает 10%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.