Во исполнение Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N 110-З "Об обеспечении пожарной безопасности в Республике Мордовия", в целях укрепления пожарной безопасности объектов бюджетной сферы, защиты жизни и здоровья граждан Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Пожарная безопасность" на 2013 - 2017 годы (далее - Программа).
2. Министерству экономики Республики Мордовия и Министерству финансов Республики Мордовия при формировании республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующие годы предусматривать средства на реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия Е.И. Дергунова.
И. о. Председателя Правительства Республики Мордовия |
Н. Петрушкин |
Республиканская целевая программа
"Пожарная безопасность" на 2013 - 2017 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 10 сентября 2012 г. N 336)
Паспорт
Республиканской целевой программы "Пожарная безопасность" на 2013 - 2017 годы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. 9-ФЗ "О пожарной безопасности" и обусловлена необходимостью принятия экстренных мер по обеспечению пожарной безопасности в Республике Мордовия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 69-ФЗ"
Обстановка с пожарами в Республике Мордовия за последние годы является нестабильной. За период 2009 - 2011 годов в республике произошло 3111 пожаров, на которых погибло 255 и травмировано 226 человек. Уничтожено 1629 строений различного назначения, 89 единиц автотракторной техники, 1709 тонн грубых кормов. Только прямые материальные потери составили более 404 млн. рублей.
По сравнению с уровнем 2010 года количество пожаров сократилось на 23,4%, число погибших уменьшилось на 12,5%, травмированных при пожарах уменьшилось на 35%, материальный ущерб возрос в 2,5 раза.
В настоящее время мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Мордовия финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и организаций. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов объектов экономики и построения единой системы управления пожарной безопасностью в республике. Рассматриваемую проблему обеспечения пожарной безопасности в Республике Мордовия невозможно решить в приемлемые сроки за счет использования рыночного механизма без государственной поддержки.
Учитывая существующий уровень пожарной опасности в республике, эффективное обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, направляемых на развитие и совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.
Для решения рассматриваемой проблемы требуется принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений в области пожарной безопасности и повышения на этой основе эффективности системы обеспечения пожарной безопасности в стране.
С учетом передачи полномочий по тушению пожаров на территории Российской Федерации федеральной противопожарной службе и в целях придания системности и скоординированности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и организаций в области обеспечения пожарной безопасности необходимо применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;
повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;
повышения результативности государственных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.
Дополнительные эффекты от применения программно-целевого метода будут достигнуты за счет:
развития и использования научного потенциала страны в исследовании причин возникновения пожаров;
информационной поддержки и создания инфраструктуры для ситуационного анализа рисков пожаров;
координации действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на пожары;
реализации комплекса практических мер, исключающих причины возникновения пожаров;
обеспечения оперативного реагирования на пожары путем оптимизации размещения сил и средств.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Предусмотренные в Программе мероприятия имеют характер первоочередных и ставят своей целью решение наиболее острых проблем укрепления противопожарной службы, а также реализацию ряда дополнительных мер, способных в короткие сроки создать необходимые условия для кардинальных изменений в деле укрепления пожарной безопасности объектов социальной сферы, защиты жизни и здоровья граждан от пожаров.
Целью Программы является снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа пожаров, погибших и получивших травмы в результате пожаров к 2017 г. по сравнению с 2011 г. на 10 процентов, снижение ущерба от пожаров на 15 процентов.
Основными задачами, решение которых предусмотрено Программой, являются следующие:
развитие инфрастуктуры# объектов противопожарной службы, в том числе проведение исследований по совершенствованию системы их оснащения и оптимизации системы управления;
развитие инфраструктуры объектов системы подготовки пожарных;
разработка и реализация мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением и внедрение новых технологий в области подготовки населения к действиям в случае пожара;
формирование нормативно-правовой базы для обеспечения государственного контроля и нормирования рисков возникновения пожаров;
совершенствование систем связи и оповещения населения о пожарах;
совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения к действиям в случае пожара;
обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты, здравоохранения и культуры.
При выполнении намеченных в Программе мероприятий предполагается обеспечить устойчивую тенденцию к снижению рисков возникновения пожаров, создать эффективную скоординированную систему обеспечения пожарной безопасности, укрепить материально-техническую базу функционирования различных видов пожарной охраны.
Программу предлагается осуществить в пять этапов по годам, начиная с 2013 года.
Таблица 1
Ожидаемые результаты Программы
N п/п |
Последствия от пожаров |
По годам |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
1. |
Количество пожаров |
823 |
807 |
790 |
773 |
756 |
2. |
Прямой ущерб (млн. рублей) |
243,5 |
236 |
228,5 |
221 |
212,5 |
3. |
Гибель людей (чел.) |
77 |
75 |
73 |
71 |
69 |
4. |
Травмировано (чел.) |
64 |
63 |
62 |
61 |
59 |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия ежегодно, до 15 февраля, направляет в Министерство экономики Республики Мордовия обобщенный отчет о выполнении показателей Программы.
3. Система программных мероприятий
1. Развитие материально-технической базы противопожарной службы.
На реализацию данного мероприятия предусматривается выделение за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия 195575 тыс. рублей.
2. Мероприятия, направленные на предупреждение пожаров.
На реализацию данного мероприятия предусматривается выделение за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия 2300 тыс. рублей.
3. Мероприятия, направленные на предупреждение пожаров на объектах бюджетной сферы.
На реализацию данного мероприятия предусматривается выделение за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия 251309,2 тыс. рублей.
Фактические объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке и определяются в соответствии с законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период.
3.1. Укрепление материально-технической базы противопожарной службы
В настоящее время в республике создалось критическое положение по оснащенности пожарной техникой. По нормам положенности в пожарных подразделениях республики должно быть 233 единицы основных и специальных пожарных автомобилей, имеется в наличии 160 единиц, что составляет 68,7% от нормативного, из них 79% подлежат списанию в связи с истечением нормативных сроков эксплуатации. Особенно плохая обстановка создалась в подразделениях пожарной охраны, содержащихся за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, где из имеющихся 68 единиц пожарных автомобилей 56 подлежат списанию (82,3%). Средний срок эксплуатации пожарных автомобилей составляет 17 лет при норме 10.
Подразделения Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Управление противопожарной службы" на 59% укомплектованы стационарными автомобильными радиостанциями устаревшего образца, нормативный срок эксплуатации которых истек в 1990 году. Укомплектованность пожарными рукавами составляет 41,5%. Средствами защиты органов дыхания личный состав укомплектован лишь на 25%, которые полностью выработали свой ресурс и требуют замены.
За счет средств федерального бюджета предполагается строительство 1 здания пожарного депо и проведение капитального ремонта 5 зданий пожарных депо.
3.2. Мероприятия, направленные на предупреждение пожаров
Особую роль в предупреждении пожаров играет профилактика. Проведение разъяснительной информационной работы, направленной на повышение уровня противопожарной защиты республики, предотвращение гибели и травмирования людей на пожарах с привлечением средств массовой информации, применением различных форм наглядной агитации - изготовление роликов социальной рекламы, рекламных щитов, размещение рекламы на транспорте, приобретение видеоматериалов и обеспечение ими объектов бюджетной сферы республики - позволит снизить количество пожаров и убытков от них, гибель и травмирование людей. Основной акцент в работе с населением необходимо сделать на детей, так как они более чутко воспринимают информацию о мерах предосторожности и о том, как нужно себя вести на пожаре. Необходимо обновление тематического ряда экспонатов, плакатов в экспозиции центра противопожарной пропаганды и общественных связей.
Ежегодно в Республике Мордовия на пожарах погибает 80 - 90 человек, в том числе и дети. Высок уровень травмированности населения при пожарах. В целях повышения эффективности проводимых мероприятий по профилактике пожаров и уменьшения гибели и травматизма людей на пожарах, а также обучения населения Республики Мордовия мерам пожарной безопасности необходимо совершенствование противопожарной пропаганды.
Существенное значение среди форм и методов ведения противопожарной пропаганды имеют трансляции по телевидению и радио передач с мест пожаров, а также иной информации по вопросам пожарной безопасности. Положительный опыт такой работы в республике имеется.
Предполагается оснастить Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Управление противопожарной службы" современными средствами телевидеоаппаратуры и системами радиотрансляционной связи для оперативного информирования населения о пожарах и проведения противопожарной пропаганды.
На сегодняшний день на территории Республики Мордовия вне нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны находятся 217 населенных пунктов (17,39%). В целях их прикрытия необходимо создание как минимум 46 подразделений пожарной охраны, обеспеченных пожарной либо приспособленной для пожаротушения техникой. Решение данной проблемы возможно лишь путем развития добровольной пожарной охраны.
3.3. Мероприятия, направленные на предупреждение пожаров на объектах бюджетной сферы
Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности объектов учреждений образования, культуры и искусства, здравоохранения, спортивных объектов и учреждений социального обслуживания населения.
В целях повышения уровня защищенности людей, находящихся на объектах бюджетной сферы Республики Мордовия, во время их трудовой, учебной деятельности и проведения досуга Программой предусматривается приобретение, монтаж и ремонт установок автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией, обработка сгораемых конструкций зданий огнезащитными составами, приобретение первичных средств пожаротушения, ремонт основных узлов электроснабжения (с замером сопротивления изоляции электропроводки), монтаж систем дымоудаления.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении 1.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Для финансирования мероприятий Программы предусматривается использование средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия.
Общий объем финансирования на 2013 - 2017 годы за счет средств федерального бюджета составляет 222500 тыс. рублей, в том числе на 2014 г. - 138000 тыс. рублей, на 2015 г. - 84500 тыс. рублей, республиканского бюджета Республики Мордовия - 449184,2 тыс. рублей, в том числе 2013 г. - 30008,3 тыс. рублей, 2014 г. - 122371,7 тыс. рублей, 2015 г. - 102713,5 тыс. рублей, 2016 г. - 94190,9 тыс. рублей, 2017 г. - 99899,8 тыс. рублей (приложение 2).
Объемы финансирования будут ежегодно корректироваться исходя из имеющихся возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия.
5. Механизм реализации Программы
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство культуры Республики Мордовия, Министерство спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия являются основными исполнителями Программы, обеспечивают организацию выполнения мероприятий Программы.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Программы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий по итогам конкурсов, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определенным объемом и источниками финансирования. Общую координацию Программы осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия.
6. Организация управления Программой, контроль за ходом ее реализации
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".
Общий контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы - Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия.
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком - координатором Программы. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия несет ответственность за выполнение Программы, рациональное использование выделяемых бюджетных средств.
Исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия, являющиеся исполнителями Программы, ежегодно, до 1 февраля, направляют в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия аналитическую информацию о выполнении мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия ежегодно, до 15 февраля, направляет в Министерство экономики Республики Мордовия обобщенный отчет о выполнении мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
Оценку реализации Программы предлагается производить ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах в Правительство Республики Мордовия до 1 апреля года, следующего за отчетным.
7. Оценка эффективности социально-экономических результатов реализации Программы
При выполнении намеченных в Программе мероприятий предполагается создать эффективную скоординированную систему противодействия угрозе пожарной опасности, укрепить материально-техническую базу и обеспечить благоприятные условия для функционирования различных видов пожарной охраны. Предусматриваемые затраты за счет всех источников финансирования позволят сократить на 10-15% количество пожаров на объектах с высоким уровнем пожарной опасности, критически важных (потенциально опасных) объектах, объектах с массовым пребыванием людей, включая маломобильные группы населения, в том числе на транспорте, объектах образования, в удаленной и сельской местности, высотных объектах в условиях городов, объектах массовых коммуникаций, связи и культуры.
Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении 3.
Оснащенность пожарными автомобилями, пожарно-техническим вооружением, средствами связи пожарных частей, содержащихся за счет республиканского бюджета Республики Мордовия, приведена в таблице 2.
Таблица 2
Оснащенность подразделений пожарной охраны
Наименование |
Положено по норме |
Имеется в наличии |
Не хватает до нормы |
Оснащенность, % |
Износ (подлежит списанию), % |
Пример-ная стоимость, 1 ед. шт., тыс. руб. |
Примечание |
Основные пожарные автомобили (автоцистерны) |
36 |
68 |
- |
100 |
92 |
4900,0 |
для снижения износа необходимо приобретать ежегодно по 14 единиц |
Пожарные рукава, км: Д - 51 мм Д - 66 мм |
17,28 14,4 |
6,2 13,1 |
11,08 1,3 |
35,8 90,1 |
50 25 |
50 руб. за пог. м |
необходимо ежегодно приобретать по 5 - 6 км |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания (аппараты на сжатом воздухе) |
72 |
75 |
- |
100 |
100 |
25,0 |
необходимо ежегодно приобретать по 24 аппарата |
Средства связи, из них: стационарные мобильные носимые |
-
9 36 45 |
-
9 36 45 |
-
- - - |
54
100 100 100 |
79
100 100 100 |
-
15,0 13,0 9,0 |
необходимо приобретать в год по 60 радиостанций |
Анализ последствий от пожаров за 2008 - 2011 годы приведен в таблице 3.
Таблица 3
Последствия от пожаров с 2008 по 2011 год
Последствия от пожаров |
По годам |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Количество пожаров |
1312 |
1174 |
1097 |
858 |
Прямой ущерб (тыс. руб.) |
50701 |
50582 |
100703 |
253472 |
Гибель людей (чел.) |
93 |
90 |
88 |
77 |
Травмировано (чел.) |
69 |
89 |
83 |
54 |
Общие потери (тыс. рублей) - расходы на восстановление, неполучение доходов (упущенная выгода), затраты на восстановление нанесенного вреда жизни или здоровью людей |
507010 |
505820 |
1007030 |
2534720 |
В результате укрепления материально-технической базы противопожарной службы республики более полное оснащение боевых расчетов исправной, надежной и современной техникой будет осуществляться эффективнее тушение пожаров.
Ожидаемые результаты от реализации мероприятий Программы приведены в таблице 4.
Таблица 4
Ожидаемые результаты при реализации мероприятий Программы
Последствия от пожаров |
По годам |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Количество пожаров |
823 |
807 |
790 |
773 |
756 |
Прямой ущерб (млн. рублей) |
243,5 |
236 |
228,5 |
221 |
212,5 |
Гибель людей (чел.) |
77 |
75 |
73 |
71 |
69 |
Травмировано (чел.) |
64 |
63 |
62 |
61 |
59 |
В рамках календарного года целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы уточняются в установленном законодательством порядке с учетом выделения финансовых средств. По итогам года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования финансовых ресурсов. На основе оценки показателей и целевых индикаторов определяются промежуточные результаты реализации Программы.
Результаты работы подразделений пожарной охраны за 2008 - 2011 годы приведены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты работы пожарной охраны по тушению пожаров
Показатели работы |
По годам |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Спасено людей (чел.) |
378 |
322 |
305 |
357 |
Спасено материальных ценностей (тыс. рублей) |
293336 |
277015 |
343735 |
322967 |
Экономический эффект с учетом снижения потерь от пожаров и спасенных материальных ценностей составит порядка 680,7 млн. рублей в год.
Социальный эффект будет достигнут при снижении количества погибших и травмированных людей, а также увеличении количества спасенных людей при пожарах.
Кроме того, в результате реализации мероприятий Программы снизится опасность лесных пожаров, улучшится экология Республики Мордовия.
Приложение 1
к Республиканской целевой программе
"Пожарная безопасность" на 2013 - 2017 годы
Перечень
мероприятий по реализации Республиканской целевой программы "Пожарная безопасность" на 2013 - 1017 годы
Приложение 2
к Республиканской целевой программе
"Пожарная безопасность" на 2013 - 2017 годы
Объемы и источники финансирования
Республиканской целевой программы "Пожарная безопасность" на 2013 - 1017 годы
Приложение 3
к Республиканской целевой программе
"Пожарная безопасность" на 2013 - 2017 годы
Методика
оценки эффективности Программы
1. Назначение Методики
Настоящая Методика предназначена для оценки соответствия Программы требованиям нормативно-правовой базы, определения ее рейтинга и принятия решений о необходимости внесения в нее изменений или дополнений. Расчет произведен в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации республиканских целевых программ, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских целевых программ и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".
2. Критерии, применяемые для определения рейтинга Программы
Система определения рейтинга Программы основана на расчете пяти комплексных критериев (Ki). Каждый комплексный критерий (Ki) рассчитывается на основе первичных критериев (ki).
Комплексные критерии (Ki) используются для оценки Программы по следующим направлениям:
K1 - соответствие Программы системе приоритетов социально-экономического развития страны и региона;
K2 - постановка в Программе задач, условием решения которых является применение программно-целевого метода;
K3 - уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы;
K4 - уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры;
K5 - организация управления и контроля за ходом исполнения Программы.
3. Общая схема расчета оценок
Первоначально определяется соответствие Программы первичным критериям (ki).
Оценка по первичным критериям выглядит следующим образом:
k1.1 = 0,4 Ч 10 = 4
k1.2 = 0,4 Ч 10 = 4
k1.3 = 0,2 Ч 8 = 1,6
k2.1 = 0,5 Ч 10 = 5
k2.2 = 0,5 Ч 8 = 4
k3.1 = 1 Ч 10 = 10
k4.1 - k4.5 = 0
k5.1 = 0
k5.2 = 0,8 Ч 10 = 8
На основе оценок по первичным критериям (ki) рассчитывается оценка по комплексным критериям (Ki). Оценка Программы по комплексным критериям выглядит следующим образом:
К1 = 4 + 4 + 1,6 = 9,6
К2 = 5 + 4 = 9
К3 = 10
К4 = 0
К5= 8
4. Формирование интегральной оценки Программы
Интегральный (итоговый) показатель рейтинга Программы (R) составляет:
R = 9,6 Ч 0,2 + 9 Ч 0,2 + 10 Ч 0,3 + 0 Ч 0,2 + 8 Ч 0,1 = 7,52
Численное значение интегрального показателя рейтинга удовлетворяет условию .
Таким образом, Программа относится к умеренно эффективной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 10 сентября 2012 г. N 336 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Пожарная безопасность" на 2013 - 2017 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Известия Мордовии" от 14 сентября 2012 г. N 140-50
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 января 2015 г. N 22 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 500
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 20 мая 2013 г. N 177
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления