Решение Арбитражного суда Пензенской области от 14 сентября 2016 г. по делу N А49-6004/2016
город Пенза |
|
14 сентября 2016 г. |
Дело N А49-6004/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено 14 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Дудоровой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мещеряковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" (ОГРН 1026300956505, ИНН 6315000291) к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ОГРН 1125834000071, ИНН 5834054235) об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании: от заявителя - Родомакиной Л.П. - ведущего юрисконсульта юридического отдела по доверенности от 09.01.2014 (до объявления перерыва); от ответчика - Канатьевой Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела лесного хозяйства и использования лесов по доверенности N 80 от 05.07.2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - так же, ответчик) в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда, выраженного в письмах N 2-3-7/663 от 15.02.2016, N 2-3-19/1140 от 11.03.2016.
В ходе судебного разбирательства представитель Общества поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, подробно изложенным в заявлении, дополнении к нему (л.д. 60-62).
Ответчик в письменном отзыве на заявление (л.д. 42-44) и в судебном заседании отклонил заявленные требования, указав, что претензий по полноте представленных Обществом с обращением документов не имеется, однако, испрашиваемый земельный участок из земель лесного фонда должен быть предоставлен в порядке, установленном нормами Лесного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 31.08.2016 был объявлен перерыв до 15 час. 00 мин. 07.09.2016 для представления сторонами дополнительных доказательств по делу. После перерыва в назначенное время судебное заседание продолжено с участием представителя ответчика.
Как следует из материалов дела и установлено судом, одним из уставных видов деятельности Общества является капитальный ремонт, реконструкция и техническое перевооружение действующих объектов газотранспортной сети и ее инфраструктуры.
Магистральный газопровод - отвод и газораспределительная станция - 96 (г. Кузнецк) является объектом недвижимости, введенным в эксплуатацию в 1986 году, право собственности на который 07.06.2005 зарегистрировано за ОАО "Газпром" (л.д. 79).
Согласно техническому паспорту сооружение "Газопровод - отвод и ГРС-96 г. Кузнецк" представляет собой единый производственный имущественный комплекс, состоящий из подземно расположенного газопровода диаметром 1020 мм и многочисленных подземных и наземных элементов. Объект "КЛС вдоль газопровода - отвода к ГРС-96 г. Кузнецк" является составляющим элементом имущественного комплекса.
Общество использует данный объект недвижимого имущества на основании договора аренды N 01/1600-Д-18/16 (N ГтС 16-15-02174) от 30.11.2015 (л.д. 68-70).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 69-ФЗ от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации" на владельца объекта газоснабжения возложена обязанность осуществления непрерывного функционирования Единой системы газоснабжения Российской Федерации.
В целях проведения планового капитального ремонта линейного объекта "КЛС вдоль г/п - отвода к ГРС-96 г. Кузнецк" (на участке НУП 1к-НУП 2к - ГРС-96 г. Кузнецк) Общество в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации направило в Минлесхоз Пензенской области заявление о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 26,1 га из земель лесного фонда Кузнецкого лесничества в соответствии с прилагаемой схемой на срок с 01.02.2016 по 31.12.2016 (л.д. 16).
Указанное обращение оставлено Министерством без удовлетворения по основаниям, приведенным в письмах N 2-3-7/663 от 15.02.2016 и N 2-3-19/1140 от 11.03.2016 (л.д. 17, 19). Министерство указало, что нормы главы V.6 ЗК РФ (статьи 39.33 - 39.36) об использовании земельных участков, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков не распространяются на земли лесного фонда, в связи с чем лесной участок может быть предоставлен Обществу в соответствии с нормами лесного законодательства, на правах аренды.
Общество с данным решением Минлесхоза Пензенской области не согласилось, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным и с требованием обязать Министерство выдать соответствующее разрешение.
По результатам рассмотрения спора суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и названного Кодекса.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (пункт 6 статьи 101 ЗК РФ).
Статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 названной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 от 03.12.2014 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В указанный Перечень, в том числе, включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1244 от 27.11.2014.
Названными Правилами определено, кто может обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения, что должно быть указано в заявлении (пункт 3), какие документы должны быть приложены в обязательном порядке (пункт 4) и какие могут быть приложены (пункт 5) либо запрошены уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 6).
В соответствии с пунктом 7 названных Правил решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
Согласно пункту 9 Правил решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 Правил;
б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ;
в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Указанный перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Из оспариваемых отказов следует и представителем ответчика в судебном заседании подтверждено, что претензий к полноте и качеству представленных заявителем документов у уполномоченного органа не возникло.
Доказательств, нахождения испрашиваемого земельного участка в пользовании иных лиц ответчиком в материалы дела не представлено.
Разрешение на использование земельного участка испрашивается обладателем прав на линейный объект в целях его капитального ремонта, что соответствует целям использования земель, предусмотренным в пункте 1 статьи 39.34 ЗК РФ. Заявление адресовано уполномоченному органу.
В соответствии с нормами статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно Положению о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утвержденному постановлением Правительства Пензенской области N 965-пП от 22.12.2011 Минлесхоз Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, осуществляющим- государственное управление в области лесных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области (пункт 1.1). Министерство владеет государственным имуществом на праве оперативного управления и распоряжается этим имуществом в установленном действующим законодательством порядке (пункт 1.8), к его полномочиям отнесены владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Пензенской области (пункт 2.2.1).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у Министерства предусмотренных пунктом 9 Правил оснований для отказа в выдаче разрешение на использование лесного участка.
Приведенный ответчиком в качестве основания для отказа довод о том, что выдача разрешения на использование лесного участка для выполнения работ по текущему и капитальному ремонту линейных объектов без предоставления лесного участка не предусмотрена лесным законодательством, суд находит неправомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации допускает использование лесов без предоставления лесных участков.
Статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно части 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Земельным законодательством, подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33, пунктом 3 статьи 39.34 ЗК РФ, а также принятым в соответствии с данными нормами Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 от 03.12.2014 установлено, что использование земель и земельных участков муниципальной или государственной собственности осуществляется без предоставления земельных участков и без установления сервитутов в том числе для подземных линейных сооружений и их наземных частей и сооружений, технологически необходимых для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство; нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Таким образом, нормы Лесного кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями земельного законодательства, предусматривают возможность использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов без оформления прав на земельный участок.
С учетом установленных обстоятельств суд считает, что оспариваемый отказ противоречит приведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку является препятствием в реализации одного из видов деятельности в области промышленной безопасности, направленного на обеспечение безопасной эксплуатации опасного производственного объекта.
Поскольку судом установлена совокупность обстоятельств, при наличии которых в силу статьи 198 АПК РФ ненормативный акт подлежит признанию недействительным, суд в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ принимает решение об удовлетворении заявленных требований. По правилам части 5 статьи 201 АПК РФ в целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя суд возлагает на ответчика обязанность выдать Обществу разрешение на использование земельного участка из земель лесного фонда Кузнецкого лесничества площадью 26,1 га для проведения капитального ремонта линейного объекта "КЛС вдоль г/п-отвода к ГРС-96 г. Кузнецк" (на участке НУП 1к-НУП 2к-ГРС-96 г. Кузнецк).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. подлежат возмещению за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным отказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда, выраженный в письмах N 2-3-7/663 от 15.02.2016, N 2-3-19/1140 от 11.03.2016.
Обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области выдать обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Самара" разрешение на использование земельного участка из земель лесного фонда Кузнецкого лесничества площадью 26,1 га для проведения капитального ремонта линейного объекта "КЛС вдоль г/п-отвода к ГРС-96 г. Кузнецк" (на участке НУП 1к-НУП 2к-ГРС-96 г. Кузнецк).
Взыскать с Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ОГРН 1125834000071, ИНН 5834054235) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Самара" (ОГРН 1026300956505, ИНН 6315000291) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья |
Н.В. Дудорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.