Решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 сентября 2016 г. по делу N А49-9138/2016
город Пенза |
|
16 сентября 2016 г. |
Дело N А49-9138/2016 |
.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Стрелковой Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства дело по исковому заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области (Управление Роскомнадзора по Пензенской области) (ИНН 5836013227, ОГРН 1045803007139)
к Публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области (далее - административный орган, Управление Роскомнадзора) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Определением от 28.07.2016 заявление административного органа принято к производству Арбитражного суда Пензенской области в соответствии со статьёй 203 АПК РФ по месту совершения правонарушения и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В материалах дела имеются надлежащие доказательства уведомления сторон о начавшемся процессе и рассмотрении дела в порядке упрощённого судопроизводства в соответствии со статьёй 123 АПК РФ.
Лицо, привлекаемое к ответственности, представило письменный отзыв на заявление, согласно которому просит суд отказать в удовлетворении заявления Управления Роскомнадзора и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения и истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Административный орган представил возражения на отзыв, в которых не согласен с доводами лица, привлекаемого к административной ответственности.
Исходя из положений частей 5 и 6 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается судом на основании доказательств, представленных в течение установленных арбитражным судом сроков.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027700198767, и имеет лицензию N 135993 от 16.02.2016 на телематические услуги связи сроком действия до 16.02.2021, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В результате осуществления государственного контроля и надзора за выполнением обязательных требований нормативно-правовых актов Российской Федерации в области связи, в отношении Публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" проводимого в рамках профилактической и пресекательной деятельности на основании информации Прокуроров, выявлен факт совершения административного правонарушения в сфере связи, а именно: осуществление Обществом предпринимательской деятельности с нарушением пункта 5 лицензионных требований лицензии N 135993 от 16.02.2016 на оказание телематических услуг связи.
При проведении мероприятия: 17.06.2016 с 14 ч. 10 мин мск. по 15 ч. 10 мин. мск. помощником прокурора Лунинского района Пензенской области юристом 3 класса Тарховым А.О. в ходе проведения осмотра Интернет-сайтов на предмет наличия в общем доступе сведений и информации, запрещённой законом к свободному распространению, проводившемуся посредством подключения к сети "Интернет" через сеть передачи данных оператора связи (провайдера) ПАО "Ростелеком", был получен доступ к страницам сайтов http://ichkeria.info/index.php/articles/9104-my-tatary-a-ne-russkie, http://music.nur.kz/1128881 -valerij-shunt-nigeri-na-snegu.
Страница http://m11sic.nur.k2/1128881-valerij-shunt-nigeri-na-snegu включена в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", реестровый номер 109207-РИ, на основании Решения Балашовского районного суда Саратовской области от 12.05.2015 N 2-319(3)/2015.
Сайт http://ichkeria.info включен в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, реестровый номер 58753-РИ, на основании Решения Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 19.01.2011 N 2-248/2011.
Таким образом, оператором связи (провайдером) ПАО "Ростелеком" не выполнены требования ч. 10 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), абз. 1 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), пп. "а", п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила N 575).
Факт нарушения зафиксирован в акте осмотра сайта сети Интернет от 17.06.2016.
По результатам выявленных нарушений должностным лицом административного органа в отношении ПАО "Ростелеком" в присутствии представителя Общества Крутякова К.В. по доверенности от 21.03.2014 N 5 (л.д. 48-19) 26.07.2016 составлен протокол об административном правонарушении в области связи N АП-58/3/337 (л.д. 7-10).
На основании части 3 статьи 23.1. КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ПАО "Ростелеком к административной ответственности.
Часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Из содержания данной нормы следует, что объективная сторона данного правонарушения состоит, в частности, в нарушении требований предусмотренных лицензией.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о связи, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии с п. 16 Перечня, в данный Перечень включены телематические услуги связи.
Разделом XVI Перечня устанавливаются лицензионные условия осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи.
Федеральной службой по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций ПАО "Ростелеком" выдана лицензия N 135993 от 16.02.2016 на оказание телематических услуг связи.
В соответствии с п. 5 Лицензионных требований лицензии N 135993 от 16.02.2016 на оказание телематических услуг связи, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила оказания телематических услуг связи утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила N 575).
На основании абз. 1 ч. 1 ст. 46 Закона о связи, пп. "а", п. 26 Правил N 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правилами, лицензией и договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 149-ФЗ, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральными законами может устанавливаться ограничение доступа к информации.
На основании ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет" содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Частью 10 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ установлено, что оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к сайту в сети "Интернет" содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать указанный сайт.
На основании ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗв Единый реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 2 Порядка получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утверждённого Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21.02.2013 N 169, оператору связи обеспечивается в круглосуточном автоматическом режиме выгрузка следующей информации из реестра:
а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию;
б) сетевой адрес, позволяющий идентифицировать конкретный сайт в сети "Интернет";
в) реквизиты решения уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр или реквизиты вступившего в законную силу решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией.
Как видно из материалов дела по результатам осмотра помощником прокурора Лунинского района интернет-сайтов на предмет наличия в общем доступе сведений и информации, запрещенной законом к свободному распространению установлено, что оператору связи ПАО "Ростелеком" нарушена процедура осуществления ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При подключении к Интернету был получен доступ к страницам сайтов http://ichkeria.info/index.php/articles/9104-my-tatary-a-ne-russkie, http://music.nur.kz/1128881 -valerij-shunt-nigeri-na-snegu, которые включены в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Факт нарушения Обществом приведённых выше требований нормативных правовых актов и требований лицензии N 135993 от 16.02.2016 на оказание телематических услуг связи при осуществлении лицензируемой деятельности подтвержден материалами дела и установлен судом.
Допущенные Обществом нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что в результате возможного изменения IP-адреса владельцем ресурса с целью обхода блокировки, появилась кратковременная доступность запрещенных интернет страниц (URL), В случае, если владелец ресурса с целью обхода блокировки сайта меняет IP-адрес, системе фильтрации трафика оператора связи требуется некоторое время для распознавания нового IP-адреса и последующей адаптации настроек блокировки на серверах системы, не принимается судом, поскольку оператор связи может производить блокировку по двум идентифицирующим признакам: сетевому адресу(IP-адрес в числовом формате) и доменному имени (адрес сайта или его страницы в сети "Интернет" в числово-буквенном формате).
Довод Общества о том, что действия оператора связи по ограничению доступа к сайту в сети Интернет, содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в силу статьи 2 Закона о связи, не являются действиями по оказанию услуг связи, суд не принимает как противоречащие приведённым выше положениям законодательства и нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Довод лица, привлекаемого к административной ответственности, об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности за вменяемое деяние, суд считает ошибочным.
Вменяемое в вину Обществу нарушение состоит в нарушении лицензионных требований, выразившихся в предоставлении доступа к сайтам в сети Интернет, содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в силу статьи 2 Закона о связи и является длящимся.
В силу положений части 2 статьи 4.5. КоАП РФ срок давности в этом случае исчисляется с момента обнаружения правонарушения.
Таким образом, установленный законом срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истёк.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае Общество не представило доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего лицензионного законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что их соблюдение было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
При таких обстоятельствах у административного органа имелись достаточные основания для обращения в суд с заявлением о привлечении ПАО "Ростелеком" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при осуществлении производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Протокол составлен уполномоченным лицом в соответствии с частью 3 статьи 28.3. КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, суд учитывает совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.1. КоАП РФ, впервые.
Оснований для применения норм статьи 2.9. и части 2.2. статьи 4.1. КоАП РФ суд не находит, поскольку материалами дела не подтверждено наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям совершённым Обществом правонарушением.
Часть 3 статьи 14.1. КоАП РФ предусматривает в качестве меры административного наказания предупреждение.
Согласно статье 3.4. КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая изложенное, а также степень общественной опасности допущенных ПАО "Ростелеком" нарушений, наличие смягчающих обстоятельств, а также наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4. КоАП РФ, арбитражный суд считает, что цели административного наказания могут быть достигнуты в данном случае наложением административного наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767, юридический адрес: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15; адрес осуществления деятельности на территории Пензенской области: 440000, г. Пенза, ул. Куприна, 1/3) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение в течение пятнадцати дней со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (г. Самара) через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья |
Е.А. Стрелкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.