Решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 сентября 2016 г. по делу N А49-2534/2016
г. Пенза |
|
20 сентября 2016 г. |
Дело N А49-2534/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Новиковой С. А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бидзян Ц.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Администрации города Пензы (Маршала Жукова пл., 4, Пенза г.; ИНН 5836010360, ОГРН 1025801358945)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ключ здоровья" (Ленина ул., 42, Заречный г., Пензенская область, 442964; ИНН 5837032423, ОГРН 1075837002196)
третье лицо: Управление муниципального имущества администрации города Пензы (Маршала Жукова пл., 4, Пенза г., 440000; ИНН 5836013675, ОГРН 1095836002481)
об освобождении земельного участка
при участии:
от истца: представитель Гурьянова О.А. (доверенность от 23.05.2016)
от ответчика: представитель Бобров В.Н. (доверенность от 11.12.2015)
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Пензы обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ключ здоровья" об обязании последнего освободить земельный участок ориентировочной площадью 3,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Чаадаева, 91, занимаемый киоском по продаже питьевой воды "Чистая питьевая вода", путем демонтажа вышеуказанного объекта, в границах обозначенных:
Точка 1 находится в 31,0 м к северу-востоку от северо-восточного угла здания по ул. Чаадаева, д. 91;
Точка 2 находится в 1,2 м к северо-востоку от точки 1:
Точка 3 находится в 1,2 м к юго-востоку от точки 2;
Точка 4 находится в 1,2 м к югу от точки 3;
Точка 5 находится в 1,2 м к юго-западу от точки 4;
Точка 6 находится в 1,2 м к северо-западу от точки 5 и в 1,2 м к югу от точки 1.
Требования заявлены на основании статей 12, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что спорный земельный участок в схему согласования размещения нестационарных торговых объектов в г. Пенза не включен. Ответчику отказано во включении некоторых земельных участков, в том числе и спорного в Схему, поскольку киоски находятся либо на коммуникациях, либо с расположены с нарушением красных линий.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. В ходе судебного разбирательства представитель ответчика суду пояснил, что ООО "Ключ здоровья" осуществляет деятельность по розничной продаже артезианской питьевой воды на территории города Пензы через сеть нестационарных торговых павильонов. Данная деятельность осуществляется ответчиком в рамках реализации городской программы "Чистая питьевая вода", которая была принята Администрацией г. Пензы в связи с объективной непригодностью для питья воды, подаваемой потребителям по централизованным сетям водоснабжения. Таким образом, установка торговых павильонов на территории города осуществлялась ответчиком с согласия и по прямому указанию Администрации города Пензы. Заявленные истцом требования направлены на ликвидацию более чем 40% нестационарных объектов ответчика. Удовлетворение данных требований связано с возложением на ответчика существенных материальных и организационных затрат. В целях урегулирования возникшей ситуации ООО "Ключ здоровья" обратилось с заявлением в Администрацию г. Пензы о включении спорных киосков в "Схему размещения нестационарных объектов на территории г. Пензы". Однако спорный земельный участок в Схему размещения не включен, в связи с чем, аукцион на право размещения нестационарных торговых объектов истцом не проводится. Поскольку деятельность ответчика носит социально-значимый характер, просил в иске отказать. Кроме того пояснил, что если судом будет принято решение об освобождении земельного участка, то просит суд предоставить срок для его освобождения не менее 60 дней со дня вступления решения в законную силу, поскольку потребуется время и значительные материальные затраты для освобождения одновременно более 20 земельных участков от нестационарных торговых объектов.
Представитель истца пояснил, что возражает против предоставления ответчику времени для освобождения земельного участка в количестве 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
Третье лицо позицию по заявленным исковым требованиям не выразило.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть спор в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 08.02.2016 года специалистами отдела муниципального земельного контроля Управления подготовки документов по земельным вопросам администрации г.Пензы проведен плановый осмотр земельных участков, находящихся в ведении органа местного самоуправления. Осмотр проводился на основании распоряжения Администрации г. Пензы от 11.01.2016 года N 2р об утверждении задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров земельных участков.
В ходе данного осмотра выявлен факт использования ответчиком земельного участка, без правоустанавливающих документов на землю, на котором расположен металлический киоск по продаже питьевой воды "Чистая питьевая вода": земельный участок ориентировочной площадью 3,8 кв.м., расположенный в районе ул.Чаадаева,91.
По результатам осмотра составлен Акт N 39 от 08.02.2016 года.
Факт принадлежности киоска ООО "Ключ здоровья" не оспаривается представителем ответчика и подтверждается фотофиксацией киоска, на котором имеется надпись "Ключ здоровья", а также лист информации для потребителя, в котором указано: Производитель ООО "Ключ здоровья" и юридический адрес: Пензенская область, г.Заречный, ул.Ленина, 42. Фотосъемка велась главным специалистом отдела муниципального земельного контроля администрации г.Пензы А.С.Беляевой. Фототаблица приобщена к акту планового (рейдового) осмотра земельного участка.
Поскольку спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, специалистами МУП "ОГСАГиТИ" составлено описание границ по характерным точкам согласно исполнительной съемке от 02.02.2016 года:
земельный участок расположен по адресу: г.Пенза, в районе ул. Чаадаева, 91, в границах обозначенных: точка 1 находится в 31,0 м к северу-востоку от северо-восточного угла здания по ул. Чаадаева, д. 91; точка 2 находится в 1,2 м к северо-востоку от точки 1; точка 3 находится в 1,2 м к юго-востоку от точки 2; точка 4 находится в 1,2 м к югу от точки 3; точка 5 находится в 1,2 м к юго-западу от точки 4; точка 6 находится в 1,2 м к северо-западу от точки 5 и в 1,2 м к югу от точки 1.
Ссылаясь на то, что спорный земельный участок относится к свободным землям, находящимся в ведении органа местного самоуправления и используется ответчиком под размещение киоска без правоустанавливающих документов на землю, то есть самовольно, при этом спорный земельный участок в схему размещения нестационарных торговых объектов не включен, Администрация города Пензы обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Ключ здоровья" об освобождении спорного земельного участка путем демонтажа металлического киоска по продаже питьевой воды "Чистая вода".
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона РФ N 137-ФЗ от 21.10.2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории поселения, осуществляется органом местного самоуправления данного поселения.
Истец, являющийся органом местного самоуправления, уполномоченным распоряжаться расположенными в границах муниципального образования "Город Пенза" земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, вправе на основании ст. 72 Земельного кодекса РФ осуществлять муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского поселения объектов земельных отношений и в случае выявления нарушений требований земельного законодательства вправе требовать защиты своего нарушенного права на основании статей 301-305 Гражданского кодекса РФ.
Спорный земельный участок расположен в границах муниципального образования "Город Пенза" и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков предусмотрены главой 5.6 Земельного кодекса РФ.
Согласно п/п. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом в силу прямого указания п. 2 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель в целях размещения нестационарных торговых объектов и иных объектов осуществляется без соответствующего разрешения уполномоченного органа.
В соответствии с п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно ст. 10 Закона N 381-ФЗ от 28.12.2009 года размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В целях реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и Приказа Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 года N 32 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области", Администрацией города Пензы принято Постановление N654 от 29.04.2016 года "О порядке проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Пензы".
Согласно данному Постановлению, размещение нестационарного торгового объекта на территории города Пензы осуществляется на основании договора, заключенного по результатам аукциона.
Так, в соответствии с п. 2.1 Порядка отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого аукциона, предметом которого является право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Пензы от 09.04.2015 года N 470 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы".
Решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта принимается организатором аукциона на основании заявок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о проведении аукциона, в которых указываются место размещения, площадь, высота, вид, цель использования нестационарного торгового объекта и площадь, предназначенных для их размещения земельных участков (пункт 2.2 Порядка).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельного участка и при отсутствии разрешения уполномоченных органов, но в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной уполномоченным органом и на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам аукциона.
Постановлением Администрации г. Пензы от 09.04.2015 года N 470 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.
В данную Схему по ул. Чаадаева включены шесть участков: ул.Чаадаева, 29, площадью 14,5 кв.м, ул.Чаадаева 34, остановка "Сурский мост" площадью 50 кв.м, ул.Чаадаева 51А остановка "ул.Долгорукого" площадью 50 кв.м, ул.Чаадаева 93, остановка "станция "ПензаП" площадью 129 кв.м., ул.Чаадаева 107В, остановка "ЖБИ" площадью 112 кв.м.
Спорный земельный участок в Схему размещения нестационарных торговых павильонов и киосков на территории г. Пензы не включен.
Таким образом, металлический киоск по продаже питьевой воды размещен ответчиком на спорном земельном участке без законных оснований.
Сам по себе факт обращения ответчика с заявлением о включении спорного земельного участка в Схему размещения, правового значения не имеет, поскольку не влечет возникновения законного пользования.
Для возникновения права на размещение нестационарных объектов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо не только включение земельных участков в Схему размещения, но и наличие договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам аукциона.
Кроме того, на момент принятия решения ответчик получил отказ во включении спорного земельного участка в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.
В силу частей 2, 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Учитывая, что использование ответчиком земельного участка без законных на то оснований влечет нарушение прав собственника на земельный участок, обусловленное действиями ответчика, носящими противоправный характер и продолжающимися на момент рассмотрения спора, арбитражный суд с учетом положений ст. ст. 60, 62 Земельного кодекса РФ признает требования истца об освобождении спорного земельного участка, путем демонтажа металлического киоска по продаже питьевой воды, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Определяя срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, арбитражный суд исходит из того, что истцом данный срок самостоятельно не определен, а потому признает возможным обязать ответчика демонтировать самовольно установленный металлический киоск по продаже питьевой воды "Чистая питьевая вода" в течение 45 дней после вступления судебного акта в законную силу.
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Однако, поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины, и она им не уплачена, поэтому государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика непосредственно в доход федерального бюджета в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации города Пензы удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Ключ здоровья" в течение сорока пяти дней со дня вступления решения в законную силу освободить земельный участок ориентировочной площадью 3,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Чаадаева, 91, занимаемый киоском по продаже питьевой воды "Чистая питьевая вода", путем демонтажа вышеуказанного объекта, в границах обозначенных:
Точка 1 находится в 31,0 м к северу-востоку от северо-восточного угла здания по ул. Чаадаева, д. 91;
Точка 2 находится в 1,2 м к северо-востоку от точки 1:
Точка 3 находится в 1,2 м к юго-востоку от точки 2;
Точка 4 находится в 1,2 м к югу от точки 3;
Точка 5 находится в 1,2 м к юго-западу от точки 4;
Точка 6 находится в 1,2 м к северо-западу от точки 5 и в 1,2 м к югу от точки 1.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ключ здоровья" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области в месячный срок со дня его принятия.
Судья |
С. А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.