161.Письмом Минфина РФ от 20.05.92 N 110-3-2 были даны разъяснения о том, что объединения и предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства освобождаются от уплаты земельного налога. За 1992-1993 гг. наше структурное подразделение, имеющее самостоятельный баланс и расчетный счет не уплачивало земельный налог. ГНИ не приняла во внимание данные Минфином РФ разъяснения, взыскала налог и штрафные санкции.
Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Действия налоговой инспекции по взиманию штрафных санкций следует признать правомерными по следующим основаниям:
1) как вытекает из ст.10 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" налоговые льготы должны содержаться в законодательных актах (законах) или в нормативных актах органов государственной власти, если законом, регулирующим отношения, связанные с вопросами налогообложения, им предоставлено право издавать такие акты;
2) ст.12 Закона РФ "О плате за землю", устанавливающая категории субъектов права, которые освобождаются от уплаты земельного налога, а также иные нормативные акты, регулирующие отношения по уплате земельного налога, не предоставляет данную льготу объединениям и предприятиям по газификации и эксплуатации газового хозяйства;
3) указанное в вопросе письмо МФ РФ по форме и своему правовому содержанию не является нормативным актом и, следовательно, не может влечь за собой юридически обязательные последствия. Более того, этот документ не соответствует правовой норме, содержащейся в ст.25 Закона о налоговой системе РФ, согласно которой инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах издаются ГНС РФ по согласованию с Минфином РФ.
Тем не менее указанным предприятиям может быть предоставлена льгота, но не на всю сумму земельного налога, если будет принято соответствующее решение нижеперечисленными органами. Согласно ст.13 и 14 Закона РФ "О плате за землю" органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ. Органы местного самоуправления также имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
В заключении хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Согласно ст.7 Закона "О плате за землю" плательщиками земельного налога являются только юридические и физические лица, имеющие в собственности, владении или пользовании земельные участки. Основанием для установления налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком (ст.15 того же закона).
Таким образом, структурное подразделение, не имеющее прав юридического лица, не обязано уплачивать земельный налог. В то же время такая обязанность существует у предприятия, имеющего соответствующий правоустанавливающий документ на земельный участок, на территории которого, возможно, находится его структурное подразделение. С этого предприятия и должны быть взысканы штрафные санкции.
М. Воронин
Выпуск 7, март 1995 г.
Ответ подвергался редактированию в августе 1995 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".