В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Республики Мордовия от 3 октября 2011 г. N 600-Р Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Республики Мордовия" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа).
2. Установить, что приведенные объемы финансирования Программы являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С. Сезганова.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Сушков |
Республиканская целевая программа
"Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Республики Мордовия" на 2013 - 2015 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 24 декабря 2012 г. N 477)
Паспорт
Республиканской целевой программы "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Республики Мордовия" на 2013 - 2015 годы
Наименование программы |
- |
Республиканская целевая программа "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Республики Мордовия" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение Правительства Республики Мордовия от 3 октября 2011 г. N 600-Р |
Государственный заказчик координатор Программы |
- |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
Основные разработчики Программы |
- |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия; Министерство культуры и туризма Республики Мордовия; Министерство образования Республики Мордовия; Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия; Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия; Министерство печати и информатизации Республики Мордовия; Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия; Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения; Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи |
Цели Программы |
- |
значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции; повышение эффективности регулирования алкогольного рынка; повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией; создание условий для приостановления роста злоупотребления алкоголем и профилактика алкоголизма среди населения; вовлечение молодежи в активную созидательную деятельность |
Задачи Программы |
- |
повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией: анализ динамики показателей уровня злоупотребления алкогольной продукцией на территории Республики Мордовия; изменение структуры потребления населением Республики Мордовия алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции; выработка негативного отношения населения к употреблению алкоголя и создание стимулов для проявления общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения, и механизмов их поддержки государством; привлечение несовершеннолетних и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни; организация новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого населения, исключающих традицию употребления алкогольной продукции; повышение трудовой занятости и мотивации к трудовой деятельности; обеспечение культурного досуга населения, проживающего в малых городах и сельской местности; информирование населения о негативных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией (медицинских, юридических, социальных); совершенствование организации оказания наркологической медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией и больным алкоголизмом; создание эффективной системы раннего выявления, лечения и медико-социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, среди населения республики; повышение эффективности регулирования алкогольного рынка: противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции; применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи; создание механизмов применения мер социальной ответственности к производителям алкогольной продукции; подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях упорядочения торговли и ограничения доступности алкогольной продукции, сокращения ее незаконного оборота |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
уровень потребления абсолютного алкоголя на душу населения (в литрах); удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (в процентах); заболеваемость алкогольными психозами (на 100 000 человек); количество несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с злоупотреблением алкоголем, в подразделениях по делам несовершеннолетних и защите их прав (человек); доля больных алкоголизмом, длительность ремиссии у которых от 1 года и более, по отношению к числу больных алкоголизмом, состоящих на учете (в процентах); удельный вес молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, (в процентах); удельный вес молодежи, принимающей участие в добровольческой деятельности (в процентах); удельный вес несовершеннолетних от 8 до 18 лет, охваченных систематическими занятиями спортом (в процентах) |
Срок реализации Программы |
- |
2013 - 2015 годы |
Объемы и источники - финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 68065,0 тыс. рублей: в 2013 г. - 25860,0 тыс. рублей, в 2014 г. - 26035,0 тыс. рублей, в 2015 г. - 16170,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств: республиканского бюджета Республики Мордовия - 68065,0 тыс. рублей: в 2013 г. - 25860,0 тыс. рублей, в 2014 г. - 26035,0 тыс. рублей, в 2015 г. - 16170,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
- |
снижение потребления абсолютного алкоголя на душу населения до 6,4 л; увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 34 процентов; снижение заболеваемости алкогольными психозами до 19,3 на 100 000 человек; снижение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с злоупотреблением алкоголем, в подразделениях по делам несовершеннолетних и защите их прав до 710 человек; увеличение доли больных алкоголизмом, длительность ремиссии у которых от 1 года и более, по отношению к числу больных алкоголизмом, состоящих на учете, до 17,2 процента; увеличение удельного веса молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, до 74 процентов; увеличение удельного веса молодежи, принимающей участие в добровольческой деятельности, до 10,5 процента; увеличение удельного веса несовершеннолетних от 8 до 18 лет, охваченных систематическими занятиями спортом, до 78 процентов. |
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Настоящая Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р, распоряжением Правительства Республики Мордовия от 3 октября 2011 г. N 600-Р, Порядком разработки и реализации республиканских целевых программ и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384, Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Республикой Мордовия по обеспечению взаимодействия по выработке и реализации государственной политики в сфере здравоохранения и социального развития от 15 марта 2007 г. N 15.
Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, государственная политика нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.
Высокий уровень потребления алкоголя населением республики (7,1 л абсолютного алкоголя на душу населения по данным реализации алкогольной продукции в республике) непосредственно влияет на уровень преступности. По данным Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, 10% преступлений от числа расследованных совершаются в состоянии алкогольного опьянения.
Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию республики. К экономическим потерям относятся снижение производительности труда, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, сокращение продолжительности здоровой жизни и повышенный уровень смертности, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.
В текущем году в медицинских организациях Республики Мордовия зарегистрировано 16026 человек с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением алкоголя, в том числе 1881 человек, обратившийся по вопросу употребления алкоголя с вредными последствиями, и 512 человек, перенесших алкогольный психоз.
За последние 3 года показатель распространенности алкоголизма в республике увеличился на 1,9% и занимает шестую ранговую позицию из 14 в Приволжском федеральном округе. Из зарегистрированных больных алкоголизмом 37,7% являются сельскими жителями. Доля женщин, страдающих от употребления алкоголя, составляет 14,5%.
У больных, страдающих алкоголизмом, потребность в медицинской помощи возрастает по мере ухудшения их состояния. Их лечение требует привлечения дополнительных средств и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения. Значительная часть находящегося в эксплуатации медицинского оборудования выработала свой ресурс и не может гарантировать качественное обследование и лечение больных данной категории.
Высокий уровень распространенности злоупотребления алкоголем, наркотиками и иными психоактивными веществами является острой проблемой для современного общества. На протяжении последних пяти лет (2007 - 2011 годы) показатель распространенности наркологических расстройств в республике вырос на 0,2% (с 1,9% общей численности населения в 2007 году до 2,1% в 2011 году).
Ввиду доступности алкогольных напитков для широких слоев населения и с учетом динамики основных показателей распространенности употребления психоактивных веществ за предыдущие годы в Республике Мордовия, в 2013 - 2015 годах увеличится число зарегистрированных больных с наркологическими расстройствами на 0,5% (с 17562 человек (2108,3 на 100 000 человек) в 2013 г. до 17654 (2119,2 на 100 000 человек) в 2015 году).
Анализ уровня распространенности злоупотребления алкоголем населением республики показывает, что данная проблема не может быть решена усилиями только исполнительных органов государственной власти, так как затрагивает компетенцию ряда отраслей экономики и социальной сферы, носит комплексный, системный характер. Единая государственная политика по снижению алкоголизации населения возможна только при межотраслевом подходе и активном участии общественных организаций.
Сегодня в нашей республике создана уникальная спортивная инфраструктура, получившая признание в стране и за рубежом. Мордовия стала одним из самых спортивных регионов России. В Республике Мордовия насчитывается 2453 спортивных сооружения, из них 1648 находятся в сельской местности. В г. Саранске функционируют такие уникальные спортивные объекты как Спортивный комплекс "Мордовия", пропускная способность которого составляет 3000 чел. в день, Республиканский лыжно-биатлонный комплекс, Ледовый дворец Республики Мордовия. Продолжается строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в муниципальных районах.
Ежегодно в рамках Единого календарного плана комплексных и спортивно-массовых мероприятий Министерством спорта и физической культуры Республики Мордовия совместно с Министерством здравоохранения Республики Мордовия и другими заинтересованными государственными органами проводятся спортивные соревнования и мероприятия под девизом "Спорт - против наркотиков и алкоголя". В их числе "Кросс нации" и "Лыжня России", спартакиады среди детских домов и школ-интернатов, игра "Сын полка", всероссийские и республиканские соревнования по различным видам спорта.
Всего в коллективах и по индивидуальным программам физической культурой занимаются 208 тыс. человек. Более 112 тыс. детей, подростков, молодежи охвачено государственными программами физического воспитания в образовательных учреждениях разного уровня. Дальнейшее развитие получила система дополнительного спортивного образования в детско-юношеских спортивных школах, развивается адаптивный спорт. Тем не менее по результатам профилактических медицинских осмотров нормальное физическое развитие имеют 91,9% дошкольников и 83,3% школьников. За период обучения в школе число детей с нарушениями осанки возрастает в 2,7 раза, сколиозом - в 7,8 раз. Одной из причин развития данных форм патологии является недостаточная двигательная активность учащихся, поэтому развитие и эффективное использование средств физической культуры и спорта в республике является наиболее приоритетным направлением укрепления здоровья, профилактики заболеваемости и инвалидизации населения, особенно подрастающего поколения.
Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией среди населения, обусловлена рядом следующих объективных причин:
сложностью и многообразием методов профилактики, лечения и реабилитации больных алкоголизмом, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
необходимостью выполнения инвестиционных и научно-технических проектов;
потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, включая общественные объединения.
Таким образом, разработка эффективной государственной политики по снижению алкоголизации населения Республики Мордовия невозможна без использования программно-целевого метода. Это позволит разработать мероприятия по снижению употребления алкогольной продукции, обеспечить комплексное решение проблем, учесть все многообразие факторов, определяющих динамику снижения алкоголизации населения республики, предусмотреть более долговременные мероприятия.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения могут стать:
ухудшение демографической ситуации в республике;
увеличение уровня смертности;
сокращение продолжительности жизни.
Программа может рассматриваться в качестве одного из этапов решения всего комплекса проблем, связанных со стабилизацией демографической ситуации в Республике Мордовия. Комплекс мероприятий Программы предусматривает снижение уровня потребления алкогольной продукции, повышение эффективности механизмов регулирования алкогольного рынка и системы профилактики алкоголизма среди населения Республики Мордовия. Такой подход принесет максимальный эффект от вложения бюджетных средств и обеспечит наибольшие социально-экономические результаты.
Решение проблемы снижения алкоголизации населения Республики Мордовия программными средствами будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия. Координация мероприятий Программы способствует эффективности их реализации, достижению целей и задач в области охраны здоровья населения Республики Мордовия.
При решении проблем, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, программно-целевым методом возможны 3 варианта реализации Программы, отличающиеся объемами финансирования.
Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах.
Реализация Программы по первому варианту позволит достичь поставленных целей.
При этом варианте реализация Программы сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита.
Второй вариант - принятие Программы с объемом финансирования от 50 до 80% заявленного объема. При этом варианте финансирование Программы будет сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, обеспечивающих стабилизацию основных показателей заболеваемости социально значимыми заболеваниями, а также на мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования. Этот вариант предполагает в рамках стандартных процедур реализации Программы проведение мероприятий, которые позволят осуществлять отдельные проекты и выявлять возможные области их взаимодействия и совместного использования достигнутых результатов. Указанный вариант не предусматривает изменения принципов реализации Программы. Однако реализация Программы сопряжена с риском разобщенности мероприятий по обеспечению единой политики в области оказания медико-социальной помощи при социально значимых заболеваниях и, как следствие, неполного достижения целей.
Третий вариант - принятие Программы с объемом финансирования менее 50 процентов. По этому варианту финансирование Программы сосредоточено на наименее затратных первоочередных мероприятиях.
Мероприятия Программы направлены на снижение уровня алкоголизации населения Республики Мордовия, а сама Программа не предусматривает существенного изменения объемов финансирования деятельности заинтересованных исполнительных органов государственной власти, можно считать ее не чувствительной к основным категориям рисков.
Однако при реализации Программы возможен финансовый риск, связанный с неполным или несвоевременным финансированием Программы, что повлечет невыполнение мероприятий в запланированные сроки. Однако влияние этого фактора на объемы оказания бюджетных услуг в среднесрочной перспективе будет несущественно.
Раздел 2. Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели
Основные цели Программы:
значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции;
повышение эффективности регулирования алкогольного рынка;
повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией;
создание условий для приостановления роста злоупотребления алкоголем и профилактика алкоголизма среди населения;
вовлечение молодежи в активную созидательную деятельность.
Для достижения поставленных целей определены следующие задачи Программы:
1) повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией:
анализ динамики показателей уровня злоупотребления алкогольной продукцией на территории Республики Мордовия;
изменение структуры потребления населением Республики Мордовия алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции;
выработка негативного отношения населения к употреблению алкоголя и создание стимулов для проявления общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения, и механизмов их поддержки государством;
привлечение несовершеннолетних и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;
организация новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого населения, исключающих традицию употребления алкогольной продукции;
повышение трудовой занятости и мотивации к трудовой деятельности;
обеспечение культурного досуга населения, проживающего в малых городах и сельской местности;
информирование населения о негативных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией (медицинских, юридических, социальных);
совершенствование организации оказания наркологической медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией и больным алкоголизмом;
создание эффективной системы раннего выявления, лечения и медико-социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, среди населения республики;
2) повышение эффективности регулирования алкогольного рынка:
противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции;
применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи;
создание механизмов применения мер социальной ответственности к производителям алкогольной продукции;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях упорядочения торговли и ограничения доступности алкогольной продукции, сокращения ее незаконного оборота.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на 2013 - 2015 годы. В Программе предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по снижению алкоголизации населения Республики Мордовия на протяжении всего срока действия Программы, в связи с чем отдельные этапы ее реализации не выделяются.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности:
снижение потребления абсолютного алкоголя на душу населения до 6,4 л;
увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 34 процентов;
снижение заболеваемости алкогольными психозами до 19,3 на 100 000 человек;
снижение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с злоупотреблением алкоголем, в подразделениях по делам несовершеннолетних и защите их прав до 710 человек;
увеличение доли больных алкоголизмом, длительность ремиссии у которых от 1 года и более, по отношению к числу больных алкоголизмом, состоящих на учете, до 17,2 процента;
увеличение удельного веса молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, до 74 процентов;
увеличение удельного веса молодежи, принимающей участие в добровольческой деятельности, до 10,5 процента;
увеличение удельного веса несовершеннолетних от 8 до 18 лет, охваченных систематическими занятиями спортом, до 78 процентов.
Программа не предусматривает условия досрочного прекращения реализации. Целевые индикаторы и показатели Программы представлены в приложении 1.
Раздел 3. Программные мероприятия
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
В рамках Программы обеспечивается поддержка перспективных исследований и разработок.
В Программе используются механизмы определения приоритетных направлений на основе критериев, позволяющих обеспечить принятие совместных решений представителями исполнительных органов государственной власти и научного сообщества.
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и внебюджетных источников.
Общие затраты на реализацию мероприятий Программы составляют 68065,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы и источники финансирования Программы
Источники финансирования |
Всего |
в том числе (тыс. рублей) |
||
Всего, в том числе: |
68065,0 |
25860,0 |
26035,0 |
16170,0 |
Республиканский бюджет Республики Мордовия |
68065,0 |
25860,0 |
26035,0 |
16170,0 |
Предложения по финансированию Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия носят предельный (прогнозный) характер и ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующий год и плановый период.
Средства внебюджетных источников привлекаются на основе участия в мероприятиях Программы некоммерческих фондов, предприятий, учреждений и общественных организаций. Расчетные объемы и источники финансирования мероприятий Программы представлены в приложении 2.
Возможно софинансирование из федерального бюджета. Основанием для предоставления Республике Мордовия субсидии из федерального бюджета будет являться соответствующее соглашение, заключаемое между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Республики Мордовия по результатам конкурса.
Раздел 5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство здравоохранения Республики Мордовия.
Реализация Программы в Республике Мордовия осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактику алкоголизма среди населения.
Для управления реализацией мероприятий Программы создается координационный совет (далее - совет), формируемый из должностных лиц государственного заказчика Программы и заинтересованных исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия.
Совет осуществляет следующие функции:
вырабатывает предложения по тематике и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках Программы;
рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий Программы;
организует проверки выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на их реализацию;
готовит рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития Республики Мордовия;
выявляет научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы;
рассматривает результаты экспертизы проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году, в части их содержания и стоимости.
Совет утверждает разработанные государственным заказчиком:
детализированные организационно-финансовые планы реализации мероприятий Программы;
показатели мониторинга реализации мероприятий Программы.
Совет возглавляет первый заместитель Министра здравоохранения Республики Мордовия. Положение о совете и его состав утверждаются Министром здравоохранения Республики Мордовия.
Министерство здравоохранения Республики Мордовия:
осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы;
готовит проекты нормативных правовых актов Правительства Республики Мордовия, необходимых для выполнения Программы;
ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации Программы, целевые индикаторы и показатели, расходы на реализацию мероприятий Программы;
готовит с учетом хода реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономики Республики Мордовия сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году;
представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия доклад об исполнении мероприятий по реализации Программы, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств;
инициирует при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
вносит в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия предложения о корректировке мероприятий по реализации Программы либо прекращении ее выполнения;
по завершении Программы представляет в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия доклад о выполнении Программы и об эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Раздел 6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В результате реализации Программы предполагается создать условия для уменьшения остроты сложившейся негативной ситуации, сформировать правовую, организационную и финансовую базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций.
Созданные условия позволят:
реализовать меры по преодолению сложившихся негативных тенденций, связанных с большим объемом потребления алкогольной продукции;
ужесточить требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольной;
усилить ответственность за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая продажу алкогольной продукции несовершеннолетним;
снизить уровень потребления алкогольной продукции населением республики на 10%;
разработать в республике широкую социальную систему профилактики пьянства и алкоголизма, направленную на утверждение здорового образа жизни как альтернативы употребления алкогольной продукции;
увеличить процент населения республики, систематически занимающегося физической культурой и спортом, путем пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации;
создать необходимые условия для занятий спортом всех категорий населения.
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе сравнения с данными за 2012 год и с учетом необходимости достижения следующих показателей:
снижение потребления абсолютного алкоголя на душу населения до 6,4 л;
увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 34 процентов;
снижение заболеваемости алкогольными психозами до 19,3 на 100 000 человек;
снижение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в связи со злоупотреблением алкоголя, в подразделениях по делам несовершеннолетних и защите их прав до 710 человек;
увеличение доли больных алкоголизмом, длительность ремиссии у которых от 1 года и более, по отношению к числу больных алкоголизмом, состоящих на учете, до 17,2 процента;
увеличение удельного веса молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, до 74 процентов;
увеличение удельного веса молодежи, принимающей участие в добровольческой деятельности, до 10,5 процента;
увеличение удельного веса несовершеннолетних от 8 до 18 лет, охваченных систематическими занятиями спортом, до 78 процентов.
Предполагается, что общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы будет достигнут за счет снижения смертности населения от злоупотребления алкогольной продукцией и стабилизации численности населения республики. Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена в улучшении качества и увеличении продолжительности жизни населения Республики Мордовия, сохранении трудового потенциала, формировании основ здорового образа жизни, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы роста алкоголизации населения.
Реализация мероприятий Программы не имеет экологических последствий.
Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении 3.
Приложение 1
к Республиканской целевой программе
"Снижение масштабов злоупотребления
алкогольной продукцией и профилактика
алкоголизма среди населения Республики
Мордовия" на 2013 - 2015 годы
Целевые индикаторы и показатели Программы
N |
Наименование показателя |
Показатель по состоянию на 1 декабря 2012 года |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1. |
Уровень потребления абсолютного алкоголя на душу населения (в литрах) |
7,1 |
6,9 |
6,6 |
6,4 |
2. |
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (в процентах) |
28,3 |
30,2 |
32,6 |
34,0 |
3. |
Заболеваемость алкогольными психозами (чел. на 100 тыс. нас.) |
25,3 |
23,3 |
21,3 |
19,3 |
4. |
Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с злоупотреблением алкоголем, в подразделениях по делам несовершеннолетних и защите их прав (человек) |
733 |
720 |
715 |
710 |
5. |
Доля больных алкоголизмом, длительность ремиссии у которых от 1 года и более, по отношению к числу больных алкоголизмом, состоящих на учете (в процентах) |
16,1 |
16,6 |
16,9 |
17,2 |
6. |
Удельный вес молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений (в процентах) |
71 |
72 |
73 |
74 |
7. |
Удельный вес молодежи, принимающей участие в добровольческой деятельности (в процентах) |
7,5 |
8,5 |
9,5 |
10,5 |
8. |
Удельный вес несовершеннолетних от 8 до 18 лет, охваченных систематическими занятиями спортом (в процентах) |
65 |
70 |
75 |
78 |
Приложение 2
к Республиканской целевой программе
"Снижение масштабов злоупотребления
алкогольной продукцией и профилактика
алкоголизма среди населения Республики
Мордовия" на 2013 - 2015 годы
Расчетные объемы и источники финансирования мероприятий Программы
N |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Государственные заказчики, исполнители программных мероприятий |
Источники финансирования |
Всего |
Планируемый объем финансирования, в том числе по годам (тыс. рублей) |
||
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1. |
Организация в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, выставки детских работ на тему: "Здоровый образ жизни" |
2013 - 2015 годы |
Министерство социальной защиты Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
150,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
2. |
Проведение информационно пропагандистской# работы антиалкогольного характера в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации |
2013 - 2015 годы |
Министерство социальной защиты Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
3. |
Своевременное выявление, постановка на учет семей с несовершеннолетними и детьми, находящимися в социально опасном положении, принятие мер по оказанию им социальной поддержки |
2013 - 2015 годы |
Министерство социальной защиты Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
4. |
Проведение молодежных акций по пропаганде здорового образа жизни |
2013 - 2015 годы |
Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
5. |
Обеспечение работы молодежного телефона доверия |
2013 - 2015 годы |
Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
6. |
Оказание со стороны учебных заведений помощи органам здравоохранения и социологическим службам в проведении анализа ситуации, связанной с употреблением спиртных напитков и незаконным потреблением наркотических средств, психотропных и токсических веществ учащимися |
2013 - 2015 годы |
Министерство образования Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
7. |
Обеспечение приориета# в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних |
2013 - 2015 годы |
Министерство образования Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
8. |
Осуществление социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и несовершеннолетних, совершивших правонарушения |
2013 - 2015 годы |
Министерство образования Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
9. |
Проведение профориентационной работы, оказание безработным гражданам в возрасте от 16 до 18 лет, не имеющим профессии, в приоритетном порядке услуг по профессиональному обучению, организации трудовой занятости несовершеннолетних в каникулярное время |
2013 - 2015 годы |
Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
10. |
Организация и проведение республиканских спортивно-массовых мероприятий среди учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования |
2013 - 2015 годы |
Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
11. |
Разработка и выпуск средств наглядной агитации по пропаганде здорового образа жизни и популяризации массового спорта |
2013 - 2015 годы |
Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
12. |
Приобщение несовершеннолетних группы риска к здоровому образу жизни, т. е. стимулирование занятий физической культурой и спортом, в особенности экстремальными и популярными в молодежной среде видами спорта, туристической, краеведческой деятельностью; проведение спортивных мероприятий среди подростков данной группы |
2013 - 2015 годы |
Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
13. |
Организация и проведение ежегодных республиканских конкурсов, фестивалей песни под девизом "Мы выбираем жизнь!" |
2013 - 2015 годы |
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
1050,0 |
300,0 |
350,0 |
400,0 |
14. |
Организация и проведение республиканских мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди населения: конкурс плакатов, рисунков, выставка работ о здоровом образе жизни |
2013 - 2015 годы |
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
600,0 |
150,0 |
200,0 |
250,0 |
15. |
Разработка и издание методико-библиографических пособий, сборников, памяток по профилактике алкоголизма для библиотечных и клубных учреждений республики |
2013 - 2015 годы |
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
195,0 |
60,0 |
65,0 |
70,0 |
16. |
Проведение обучающих семинаров для работников библиотек и клубных учреждений "Особенности работы учреждений культуры по профилактике пагубных привычек" |
2013 - 2015 годы |
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
70,0 |
0,0 |
70,0 |
0,0 |
17. |
Проведение республиканского конкурса среди библиотечных и клубных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике пагубных привычек |
2013 - 2015 годы |
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
18. |
Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в целях упорядочения торговли и ограничения доступности алкогольной продукции, сокращения ее незаконного оборота |
2013 - 2015 годы |
Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия |
- |
- |
- |
- |
- |
19. |
Организация мониторинга ситуации в сфере производства, поставки и розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Мордовия |
2013 - 2015 годы |
Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
20. |
Информационно-пропагандистские мероприятия антиалкогольного содержания |
2013 - 2015 годы |
Министерство печати и информации Республики Мордовия, печатные электронные средства массовой информации |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
21. |
Проведение ежегодного анализа причин и условий, способствующих распространению пьянства среди населения |
2013 - 2015 годы |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
22. |
Участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных районов и городского округа Саранск, проведение профилактической работы с детьми и подростками, склонными к употреблению психоактивных веществ, с привлечением спецалистов# (детский психиатр-нарколог, психолог, психотерапевт) |
2013 - 2015 годы |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
23. |
Издание и распространение памяток антиалкогольного содержания среди населения Республики Мордовия |
2013 - 2015 годы |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
600,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
24. |
Сотрудничество и поддержка общественных групп самопомощи - сообществ АА (анонимных алкоголиков) в Республике Мордовия |
2013 - 2015 годы |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
25. |
Организация республиканской ежегодной (3 октября) целевой акции, посвященной Всемирному дню трезвости (видеоролик, реклама на телевидении, буклеты, памятки) |
2013 - 2015 годы |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
26. |
Завершение реконструкции складских помещений под поликлинический корпус ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканский наркологический диспансер" (ул. Сычкова, 7) |
2013 - 2015 годы |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
21000,0 |
11000,0 |
10000,0 |
- |
27. |
Укомплектование медицинских организаций республики, оказывающих наркологическую помощь, детскими врачами психиатрами-наркологами |
2013 - 2015 годы |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
в рамках текущего финансирования |
|||
28. |
Дополнительное обеспечение медицинских организаций Республики Мордовия, оказывающих наркологическую помощь, медикаментами и перевязочными средствами |
2013 - 2015 годы |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
16800,0 |
5600,0 |
5600,0 |
5600,0 |
29. |
Внедрение новых методов лечения и реабилитации больных алкоголизмом (внедрение в практику лечения больных алкоголизмом современных противоалкогольных лекарственных препаратов) |
2013 - 2015 годы |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
30. |
Обеспечение медицинским оборудованием медицинских организаций Республики Мордовия, оказывающих наркологическую помощь населению, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 225 ан "Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации" |
2013 - 2015 годы |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
18000,0 |
8000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
31. |
Разработка и внедрение системы автоматизированных рабочих мест врача психиатра-нарколога диспансерного отделения и стационара ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканский наркологический диспансер" |
2013 - 2015 годы |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
8000,0 |
- |
4000,0 |
4000,0 |
|
Итого по Программе: |
|
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
68065,0 |
25860,0 |
26035,0 |
16170,0 |
Приложение 3
к Республиканской целевой программе
"Снижение масштабов злоупотребления
алкогольной продукцией и профилактика
алкоголизма среди населения Республики
Мордовия" на 2013 - 2015 годы
Методика
оценки эффективности Программы
1. Назначение Методики
Настоящая Методика предназначена для оценки соответствия Программы требованиям нормативно-правовой базы, определения ее рейтинга и принятия решений о необходимости внесения в нее изменений или дополнений. Расчет произведен в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации республиканских целевых программ, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских целевых программ и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".
2. Критерии, применяемые для определения рейтинга Программы
Система определения рейтинга Программы основана на расчете пяти комплексных критериев (Ki). Каждый комплексный критерий (Ki) рассчитывается на основе первичных критериев (ki).
Комплексные критерии (Ki) используются для оценки Программы по следующим направлениям:
К1 - соответствие Программы системе приоритетов социально-экономического развития страны и региона;
К2 - постановка в Программе задач, условием решения которых является применение программно-целевого метода;
К3 - уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы;
К4 - уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры;
К5 - организация управления и контроля за ходом исполнения Программы.
3. Общая схема расчета оценок
Первоначально определяется соответствие Программы первичным критериям (ki).
Оценка по первичным критериям выглядит следующим образом:
k1.1 = 0,4 Ч 10 = 4
k1.2 = 0,4 Ч 10 = 4
k1.3 = 0,2 Ч 8 = 1,6
k2.1 = 0,5 Ч 10 = 5
k2.2 = 0,5 Ч 8 = 4
k3.1 = 1 Ч 10=10
k4.1 - k4.5 = 0
k5.1 = 0
k5.2 = 0,8 Ч 10 = 8
На основе оценок по первичным критериям (ki) рассчитывается оценка по комплексным критериям (Ki). Оценка Программы по комплексным критериям выглядит следующим образом:
К1 =4 + 4 + 1,6 = 9,6
К2 = 5 + 4 = 9
КЗ = 10
К4 = 0
К5=8
4. Формирование интегральной оценки Программы
Интегральный (итоговый) показатель рейтинга Программы (R) составляет:
R = 9,6 Ч 0,2 + 9 Ч 0,2 + 10 Ч 0,3 + 0 Ч 0,2 + 8 Ч 0,1 = 7,52
Численное значение интегрального показателя рейтинга удовлетворяет условию .
Таким образом, Программа относится к умеренно эффективной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа разработана в целях снижения уровня потребления алкогольной продукции, повышения эффективности регулирования алкогольного рынка, повышения эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией, а также создания условий для приостановления роста злоупотребления алкоголем и профилактики алкоголизма среди населения.
Программа рассчитана на 2013 - 2015 годы и на ее финансирование выделено 68065 тыс. рублей.
Ее реализация осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения.
Социальная эффективность реализации программных мероприятий будет выражена в улучшении качества и увеличения продолжительности жизни населения, сохранения трудового потенциала, формирования основ здорового образа жизни, снижения социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы роста алкоголизации населения.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. N 477 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Республики Мордовия" на 2013 - 2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Известия Мордовии" от 18 января 2013 г. N 7-2