Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 10 августа 2012 г. N 3-4/2012
(извлечение)
Верховный Суд Республики Мордовия установил:
постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342 утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия.
Полный текст постановления Правительства Республики Мордовия опубликован официально для всеобщего сведения в газете "Известия Мордовии" от 14 августа 2008 года N 121-22, и часть первая пункта 5 настоящего Положения изложена в следующей редакции:
"5. Для назначения ежемесячной денежной компенсации граждане представляют в государственное учреждение по месту жительства следующие документы:
заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации и способе ее доставки;
копию документа, удостоверяющего личность заявителя и регистрацию по месту жительства;
копии документов, подтверждающих принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в подпунктах 1-22 пункта 2 настоящего Положения;
копию трудовой книжки, заверенную в установленном порядке (для категории граждан, указанной в подпункте 23 пункта 2 настоящего Положения);
копию пенсионного удостоверения (для категорий граждан, указанных в подпунктах 11 и 23 пункта 2 настоящего Положения);
копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением;
документы о составе семьи заявителя.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2011 года N 331 в пункте 5 настоящего Положения в абзаце первом части первой слова "государственное учреждение" заменены словами "государственное казенное учреждение", и часть первая дополнена абзацем девятым следующего содержания:
"документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, за последний месяц перед обращением либо соглашение по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг".
Полный текст указанного постановления Правительства Республики Мордовия опубликован официально для всеобщего сведения в газете "Известия Мордовии" от 2 сентября 2011 года N 132-46.
Г.А.Т. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействующими абзацев первого-девятого части первой пункта 5 настоящего Положения, по существу ссылаясь на то, что она является инвалидом, и ее право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является непосредственно действующим. Для получения льготы необходимо предъявление только справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации права на получение мер социальной поддержки и к периодичности их предоставления федеральное законодательство не содержит, а поэтому оспариваемые положения нормативного правового акта Республики Мордовия противоречат федеральному законодательству.
В обоснование своей правовой позиции заявительница сослалась на судебный прецедент, когда аналогичные положения нормативного правового акта Республики Марий Эл признаны решением Верховного Суда Российской Федерации недействующими. Указанный судебный прецедент приведен в качестве примера в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 2012 года.
В письменных возражениях представитель Правительства Республики Мордовия О.М.З. по существу указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия принят Правительством Республики Мордовия по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий Правительства Республики Мордовия, и его положения федеральному законодательству не противоречат.
В судебное заседание Г.А.Т. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена путем вручения адресату судебной повестки, сведений о причинах неявки не представила, и отложить разбирательство дела не просила. При этом заявительница просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие, высказав свою просьбу в адресованном суду заявлении в письменной форме.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Верховный Суд Республики Мордовия пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие заявительницы.
В судебном заседании представитель А.А.С. от имени Г.А.Т. заявление поддержал по изложенным в заявлении основаниям и доводам.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Мордовия О.М.З. относительно заявления Г.А.Т. возразил по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании прокурор Ю.В.М. в заключении полагала, что производство по делу в части требований Г.А.Т. о признании недействующими абзаца первого в части слова "граждане", абзацев второго-восьмого части первой пункта 5 оспариваемого Положения подлежит прекращению. В удовлетворении требования Г.А. Т. о признании недействующим абзаца первого части первой пункта 5 оспариваемого Положения должно быть отказано, а требование Г.А.Т. о признании недействующим абзаца девятого части первой пункта 5 оспариваемого Положения подлежит удовлетворению.
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 10 августа 2012 года производство по делу в части требований Г.А.Т. о признании недействующими абзаца первого в части слова "граждане", абзацев второго-восьмого части первой пункта 5 оспариваемого Положения прекращено.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, Верховный Суд Республики Мордовия находит требования Г.А.Т. подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По указанному предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издан, в частности, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", его пунктом 2 статьи 14, определено, что порядок и форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе для инвалидов, устанавливаются Правительством Республики Мордовия.
Во исполнение этого закона Республики Мордовия постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342 утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия принят Правительством Республики Мордовия по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных пунктом 1 статьи 95 Конституции Республики Мордовия и пунктом 2 статьи 28 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 года N 42-З "О Правительстве Республики Мордовия", в соответствии с которыми Правительство Республики Мордовия во исполнение законов Республики Мордовия издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Правовые акты Правительства Республики Мордовия, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Мордовия.
Форма (вид) оспариваемого нормативного правового акта Республики Мордовия соблюдена.
Нарушения порядка (процедуры) принятия оспариваемого нормативного правового акта Республики Мордовия не установлено.
Полный текст оспариваемого нормативного правового акта Республики Мордовия, изменения к нему опубликованы официально для всеобщего сведения в газете "Известия Мордовии", что согласуется с положениями пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года N 10-З "О правовых актах Республики Мордовия", в соответствии с которыми официальным опубликованием Конституции Республики Мордовия, закона Республики Мордовия, иного нормативного правового акта Республики Мордовия считается первая публикация полного текста соответствующего нормативного правового акта Республики Мордовия в одном из следующих средств массовой информации: "Известия Мордовии", "Мокшень правда", "Эрзянь правда", "Собрание законодательства Республики Мордовия", "Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия". Датой официального опубликования нормативных правовых актов Республики Мордовия, указанных в настоящей статье, считается дата первой публикации полного текста соответствующего нормативного правового акта Республики Мордовия в одном из указанных средств массовой информации.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия принят в пределах полномочий Правительства Республики Мордовия с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 оспариваемого Положения право на получение ежемесячной денежной компенсации имеют инвалиды.
Как следует из материалов дела, Г.А.Т. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 N 1980335, выданной Федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия", и оспариваемое Положение на нее распространяется.
В заявлении Г.А.Т. просит признать недействующим абзац первый части первой пункта 5 оспариваемого Положения, в соответствии с которым для назначения ежемесячной денежной компенсации граждане представляют в государственное казенное учреждение по месту жительства документы, перечень которых приводится в последующих абзацах части первой настоящего пункта.
Данная норма в ее взаимосвязи с последующими абзацами части первой пункта 5 оспариваемого Положения является общей вводной нормой для всех категорий граждан, указанных в подпунктах 1-22 пункта 2 настоящего Положения и имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации.
Очевидно, что данная норма при наличии последующих взаимосвязанных с ней норм оспариваемого Положения, определяющих перечень документов, которые граждане представляют в государственное казенное учреждение по месту жительства для назначения ежемесячной денежной компенсации, сама по себе не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В связи с этим и на основании части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования Г.А.Т. о признании недействующим абзаца первого части первой пункта 5 оспариваемого Положения должно быть отказано.
Вместе с тем требование Г.А.Т. о признании недействующим абзаца девятого части первой пункта 5 оспариваемого Положения, в той части, в которой он распространяется на инвалидов, подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью тринадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии с положениями пункта 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).
Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Таким образом, право инвалидов на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является непосредственно действующим. Для получения льготы необходимо предъявление только справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации права на получение мер социальной поддержки и к периодичности их предоставления федеральное законодательство не содержит.
При таком положении дела установление оспариваемым Положением перечня иных документов, которые необходимо представить инвалидам, имеющим право на получение меры социальной поддержки в виде 50-процентной оплаты жилья и коммунальных услуг за счет федерального бюджета, является возложением дополнительных обязанностей, не предусмотренных законодательством, фактически ставит получение указанной меры социальной защиты в зависимость от исполнения инвалидами этих обязанностей.
Передача Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не свидетельствует о правомерности установления иных, чем это предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.
Изложенная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 2012 года (Определение 12-Г11-9).
В соответствии с частью второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Абзац девятый части первой пункта 5 оспариваемого Положения распространяется не только на инвалидов, но и на другие категории граждан, указанные в подпунктах 1-22 пункта 2 настоящего Положения.
К числу других категорий граждан заявительница не относится, и предметом судебной проверки в данном случае являлась законность абзаца девятого части первой пункта 5 оспариваемого Положения, но только в той части, в которой он распространяется на инвалидов.
В связи с этим и на основании части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требование Г.А.Т. о признании недействующим абзаца девятого части первой пункта 5 оспариваемого Положения, в той части, в которой он распространяется на инвалидов, подлежит удовлетворению. При этом, поскольку до вынесения решения суда оспариваемое Положение применялось, и, очевидно, на основании этого акта были реализованы права граждан, абзац девятый части первой пункта 5 оспариваемого Положения, в той части, в которой он распространяется на инвалидов, подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Г.А.Т., требования которой подлежат частичному удовлетворению, при подаче заявления уплатила государственную пошлину в размере 200 рублей.
Размер уплаченной государственной пошлины соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному законом.
Так, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче физическим лицом заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей.
Указанные расходы на оплату государственной пошлины подлежат присуждению Г.А.Т. с Правительства Республики Мордовия, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия и обладающего в силу пункта 5 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 года N 42-З "О Правительстве Республики Мордовия" правами юридического лица. При этом суд исходит из того, что по данной категории дел не могут применяться положения части первой статьи 98, части первой статьи 102 и части третьей статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований (пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253, 320.1, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия решил:
требования Г.А.Т. о признании недействующими абзацев первого и девятого части первой пункта 5 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342, удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац девятый части первой пункта 5 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342, в той части, в которой он распространяется на инвалидов.
В удовлетворении требования Г.А.Т. о признании недействующим абзаца первого части первой пункта 5 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342, отказать.
Взыскать с Правительства Республики Мордовия в пользу Г.А.Т. 200 (двести) рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 10 августа 2012 г. N 3-4/2012 (извлечение)
Настоящее решение вступает в законную силу 14 ноября 2012 г.
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Сообщение о настоящем решении опубликовано в газете "Известия Мордовии" от 18 января 2013 г. N 7-2