Решение Арбитражного суда Кировской области от 13 октября 2016 г. по делу N А28-6011/2016
г. Киров |
|
13 октября 2016 г. |
Дело N А28-6011/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 13 октября 2016 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Андриянова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурдиной О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (юридический адрес: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12; адрес Волго-Вятского управления банка: 603008, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 26)
к публичному акционерному обществу страховой компании "Росгосстрах"
(ИНН 7707067683, ОГРН 1027739049689, юридический адрес: 140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д.3),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора (потерпевший) - Папырин Сергей Владимирович (613315, Кировская область, Верхошижемский район, с. Верхолипово)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле
установил:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении публичного акционерного общества страховой компании "Росгосстрах" (далее - ответчик, общество, ПАО СК "Росгосстрах", страховщик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование требования заявитель указал, что ответчик при осуществлении страховой деятельности на основании выданной ему лицензии допустил нарушение требований подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". По мнению заявителя, указанные действия ответчика образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ответчик представил отзыв на заявление от 20.06.2016. В отзыве возражает против доводов заявителя, указывая на отсутствие факта нарушения им законодательства, вмененного протоколом об административном правонарушении.
Третье лицо, не заявившее самостоятельных требований относительно предмета спора, письменный отзыв не представило.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о его дате, времени и месте, не явились. На основании положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных представителей.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
Публичное акционерное общество СК "Росгосстрах" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027739049689.
Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (правопредшественник ответчика) до 07.12.2015 имело лицензию ФССН России С N 0977 50, в том числе на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а с 07.12.2015 - лицензию Банка России на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОС N 0977-03 от 07.12.2015.
31.12.2015 была завершена реорганизация ООО "Росгосстрах" путем его присоединения к ПАО "Росгосстрах", в результате чего с 31.12.2015 ПАО "Росгосстрах" является правопреемником ООО "Росгосстрах" на основании лицензии Банка России на осуществление ОСАГО ОС N 0001-03 от 18.09.2015.
14.04.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об смене наименования ПАО "Росгосстрах" на ПАО СК "Росгосстрах".
В ходе рассмотрения обращения потерпевшего (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Папырин С.В.) установлено нарушение обществом срока рассмотрения его заявления, что является нарушением страхового законодательства Российской Федерации (пункта 21 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
При проверке сведений, указанных в обращении Папырина С.В. выявлено следующее.
17.11.2015 потерпевший обратился к страховщику с заявлением о прямом возмещении убытков в рамках полиса ССС 0702952794 по факту ДТП, произошедшего 03.11.2015.
В пределах предусмотренного пунктом 21 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" 20-дневного срока ответчик заявление потерпевшего не рассмотрел.
Письменный отказ в осуществлении страховой выплаты датирован ответчиком 10.03.2016 (исх N 6252) и направлен потерпевшему 11.03.2016.
26.04.2016 по данному факту начальником отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе Даниловой С.И. в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя Общества, в отношении ПАО СК "Росгосстрах" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела с заявлением о привлечении ПАО СК "Росгосстрах" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, переданы в арбитражный суд.
Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) определено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. Пунктом 11 части 2 статьи 1 данного Федерального закона предусмотрено, что его положения не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности.
В силу статьи 938 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, в том числе правовые основы регулирования отношений по обязательному страхованию, регулируются Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
В силу статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами, при этом лица, осуществляющие деятельность субъектов страхового дела, признаются некредитными финансовыми организациями.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховой надзор осуществляется Банком России.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Данное требование является общим независимо от вида страхования.
Исходя из положений статьи 32 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" право на осуществление страховой деятельности предоставляется субъекту страхового дела на основании соответствующей лицензии.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Закона о лицензировании положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности. При этом согласно части 3 статьи 1 Закона о лицензировании лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Законодательство, регулирующее страховое дело в Российской Федерации, не предусматривает наличие специального нормативного правового акта по лицензированию деятельности по ОСАГО.
Соответственно, соблюдение лицензионных требований означает соблюдение норм страхового законодательства.
Так, согласно Федеральному закону от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) одним из видов обязательного страхования является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона об ОСАГО порядок реализации прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств устанавливается Банком России в правилах обязательного страхования.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона об ОСАГО Потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
Заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда жизни или здоровью потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред. Заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.
Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, направляется страховщику по месту нахождения страховщика или представителя страховщика, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат или прямого возмещения убытков.
Место нахождения и почтовые адреса страховщика, а также всех представителей страховщика, средства связи с ними и сведения о времени их работы должны быть указаны в перечне представителей страховщика, являющемся приложением к страховому полису.
При недостаточности документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер подлежащего возмещению страховщиком вреда, страховщик в течение трех рабочих дней со дня их получения по почте, а при личном обращении к страховщику в день обращения с заявлением о страховой выплате или прямом возмещении убытков обязан сообщить об этом потерпевшему с указанием полного перечня недостающих и (или) неправильно оформленных документов.
Обмен необходимыми документами о страховой выплате для проверки их комплектности по желанию потерпевшего может осуществляться в электронной форме, что не освобождает потерпевшего от представления страховщику документов в письменной форме о страховой выплате по месту нахождения страховщика или представителя страховщика. Страховщик обязан обеспечить рассмотрение обращения заявителя, отправленного в виде электронного документа, и направление ему ответа в течение срока, согласованного заявителем со страховщиком, но не позднее трех рабочих дней со дня поступления указанного обращения.
Страховщик не вправе требовать от потерпевшего представления документов, не предусмотренных правилами обязательного страхования.
Согласно пункту 21 статьи 12 Закона об ОСАГО (в редакции, действующей с 01.09.2014) в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.
Как следует из материалов дела, 17.11.2015 Папырин С.В. лично обратился к страховщику с заявлением о возмещении убытков в рамках полиса ССС 0702952794 по факту ДТП, произошедшего 03.11.2015.
После принятия указанного заявления ответчиком с одновременным сообщением потерпевшему о недостаточности документов, приложенных к нему, путем проставления отметки об их отсутствии в приложениях, в предусмотренный пунктом 21 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" 20-дневный срок ответчик заявление потерпевшего не рассмотрел. Письменный отказ в осуществлении страховой выплаты датирован ответчиком 10.03.2016 (исх N 6252) и направлен потерпевшему 11.03.2016.
Перечисленные обстоятельства страховщиком не оспорены. Доводы общества о том, что срок на рассмотрение заявления Папырина С.В. не начал течь ввиду непредоставления им обществу всех необходимых документов суд находит надуманным и противоречащим материалам дела, поскольку это обстоятельство не влияет на названный срок.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом пункта 1 статьи 12 Закона об ОСАГО.
Вместе с тем, объективных причин, препятствующих соблюдению установленного законом порядка принятия заявления, судом не установлено, Обществом не приведено.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, а также чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.
Рассматривая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии в деянии ПАО СК "Росгосстрах" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.
На основании изложенного, требование Центрального Банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о привлечении публичного акционерного общества СК "Росгосстрах" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ подлежит удовлетворению.
Суд не находит оснований для применения положения о малозначительности совершенного административного правонарушения в силу следующего.
Отличительным признаком малозначительного правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества и государства.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Отсутствие вредных последствий в виде ущерба обществу, государству, гражданам не может свидетельствовать о малозначительности правонарушения, имеющего формальный состав.
Принятие мер по устранению допущенных нарушений также не свидетельствует о малозначительности совершенного административного правонарушения, данные обстоятельства в силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Исследовав и оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, характер общественных отношений, на которые посягает совершенное предпринимателем правонарушение, суд приходит к выводу, что правонарушение совершено по причине пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовых обязанностей, возложенных на него условиям лицензирования конкретной деятельности, в связи с чем не находит оснований для признания его малозначительным.
Решая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает повторный характер совершенного обществом правонарушения, поскольку, как это следует из материалов дела, ответчик к моменту совершения рассматриваемого правонарушения являлся лицом, привлеченным к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (в том числе дела N N А43-22282/2015, А43-21460/2015, А43-21842/2015 и другие) в связи с допущенными правонарушениями в анализируемой в настоящем деле сфере.
Изложенное обстоятельство в силу системного толкования положений пункта 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ не позволяет суду назначить обществу иное наказание за совершенное правонарушение, кроме административного штрафа.
Вместе с тем, поскольку иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено, принимая во внимание отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба, а также, принимая во внимание необходимость соблюдения принципа соразмерности ответственности совершенному деянию, суд считает возможным назначить обществу штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в размере 30 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь публичное акционерное общество страховой компании "Росгосстрах" (ИНН 7707067683, ОГРН 1027739049689, юридический адрес: 140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д.3) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Нижегородской области (Волго-Вятское ГУ Банка России),
ИНН - 7702235133,
код ОКТМО - 22701000,
расчетный счет - 40101810400000010002 в Волго-вятском ГУ Банка России
БИК - 042202001
КПП - 526045005
КБК - 99911690010016000140
Наименование платежа - административный штраф (с указанием номера дела и даты судебного решения)
УИН 99902200301115240122
ЕИП 25027089703502701001.
Административный штраф должен быть уплачен в течение 60 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу с направлением суду сведений об уплате штрафа в этот же срок. Принудительное исполнение решения суда производится непосредственно на основании настоящего решения.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Вступившее в законную силу решение по делу о привлечении к административной ответственности может быть пересмотрено Верховным Судом Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья |
А.А. Андриянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.