Постановлением Администрации городского округа Саранск от 17 января 2014 г. N 72 в наименование настоящего постановления внесены изменения
Постановление Администрации городского округа Саранск
от 30 января 2013 г. N 167
"Об утверждении Муниципальной целевой программы "Городские ливневые стоки на 2013 год"
17 января 2014 г.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, Администрация городского округа Саранск постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Муниципальную целевую программу "Городские ливневые стоки 2013 - 2017 гг.".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации городского округа Саранск |
П.Н. Тултаев |
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 17 января 2014 г. N 72 настоящая Муниципальная целевая программа изложена в новой редакции
См. текст Муниципальной целевой программы в предыдущей редакции
Муниципальная целевая программа
"Городские ливневые стоки на 2013 г."
(утв. постановлением Администрации городского округа Саранск
от 30 января 2013 г. N 167)
17 января 2014 г.
Паспорт
муниципальной целевой программы "Городские ливневые стоки на 2013 г."
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная целевая программа "Городские ливневые стоки на 2013 г." (далее - Программа) |
Основные разработчики муниципальной программы |
Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск |
Основные исполнители муниципальной программы |
КУ городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", учреждения, организации и предприятия городского округа Саранск |
Цели и задачи муниципальной программы |
Цели Программы: - реализация основных принципов экологической политики городского округа в соответствии с действующим законодательством; - улучшение экологической обстановки путем снижения уровня негативного воздействия неочищенного поверхностного стока на водные объекты. Задачи Программы: - повышение уровня экологического образования и просвещения населения городского округа Саранск путем привлечения внимания общественности к состоянию водных объектов и выявления несанкционированных врезок в ливневую канализацию |
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
2013 г. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
I. Проектирование очистных сооружений ливневого стока. II. Строительство очистных сооружений ливневого стока. III. Контроль состояния очистных сооружений и качества природной и сточной воды |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования программы составляет 2013 год - 1000,00 тыс. руб. Объемы и источники финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке, исходя из имеющихся возможностей бюджета |
Ожидаемые конечные результаты |
В результате выполнения мероприятий Программы ожидается улучшение экологической обстановки в целом по городскому округу Саранск, в том числе: - снижение уровня загрязнения поверхностных вод; - повышение рекреационного потенциала города; - сохранение прибрежных природных комплексов; - вовлечение населения городского округа Саранск в деятельность по охране окружающей среды и формированию экологической культуры |
Система организации управления и контроль за исполнением муниципальной программы |
Реализация мероприятий Программы контролируется Департаментом городского хозяйства Администрации городского округа Саранск |
Раздел I. Содержание проблемы.
Обоснование необходимости разработки Программы
Комплекс водных объектов городского округа Саранск - это гидрографическая система, состоящая из трех основных рек - Инсара, Тавлы и Саранки, 4 малых рек, являющихся их притоками, 6 ручьев, а также и других многочисленных ручьев без географического названия, 71 водоема и более 80 родников и общественных колодцев. Эта сеть водных объектов обеспечивает регулирование и отвод поверхностного стока.
Поверхностный сток с селитебных территорий и площадок предприятий является одним из интенсивных источников загрязнения окружающей среды различными примесями природного и техногенного происхождения. Водным законодательством запрещается сбрасывать в водные объекты неочищенные до установленных нормативов дождевые, талые и поливомоечные воды, организованно отводимые с селитебных территорий и площадок предприятий.
Антропогенная нагрузка на водоемы в пределах города включает:
- нерациональную хозяйственную деятельность на водосборной площади рек без учета водоохранных мероприятий;
- сброс в водоемы загрязненных промышленных, хозбытовых и ливневых вод.
В связи с тем, что территория города расположена на пересеченной холмистой местности, наиболее серьезной проблемой является организация сбора и очистки ливневых поверхностных вод. Усугубляется ситуация тем, что в городе не завершены работы по строительству сетей ливневой канализации и их очистных сооружений, слабо развита сеть хозфекальной канализации в районах частной застройки, неблагоустроенны территории, прилегающие к поймам малых рек.
Общая протяженность сети ливневой канализации в городе в настоящее время составляет порядка 53,9 км, дренажной канализации - 27,6 км. Из общего объема ливневого стока отводится по существующим системам канализации лишь около 30%, а остальная часть стока поступает в водоемы по рельефу, что ведет к активизации оползневых процессов, способствующих росту оврагов, заболачиванию, и, как следствие, повышению загрязнения водоемов.
На очистные сооружения должна отводиться наиболее загрязненная часть поверхностного стока, которая образуется в периоды выпадения дождей, таяния снега и от мойки дорожных покрытий, в количестве не менее 70% годового объема стока для селитебных территорий и площадок предприятий, близких к ним по загрязненности, и всего объема стока с площадок предприятий, территория которых может быть загрязнена специфическими веществами с токсичными свойствами или значительным количеством органических веществ.
Системы отведения атмосферных осадков с городских территорий призваны обеспечить нормальные условия жизнедеятельности в населенных пунктах во время выпадения дождей и снеготаяния. Недостаточное внимание к своевременному отведению атмосферных осадков нередко приводит к затоплению территорий, перерывам в работе предприятий и транспорта, порче оборудования и материалов, размещенных на складах и в подвалах (нижних этажах) зданий, и другим чрезвычайным ситуациям.
Поверхностный сток является одним из самых серьезных источников загрязнения водных объектов городского округа Саранск. Развитие системы поверхностного водоотвода предусматривает решение двух основных задач:
- организацию своевременного отвода дождевых, талых и поливомоечных вод, исключающую длительные затопления и застои воды;
- очистку указанных стоков до нормативных требований.
Полный перечень выпусков ливневой канализации приведен в приложении 1. Наибольшее количество выпусков ливневой канализации приходится на бассейн реки Саранка. В центральной части города сеть дождевой канализации принимает неочищенные дождевые и талые воды с городских территорий и территории организаций и предприятий.
Эти сточные воды сбрасываются без очистки в реку Саранка. Для этого на реке имеется 14 выходов для сброса непосредственно в открытое русло реки: поверхностный сток автодороги по ул. Московской, поверхностный сток с Советской площади, Московского спуска, поверхностный и дренажный сток со склона левого берега р. Саранка, а также еще выпуски в пойму реки.
Сброс из городских водосточных ливневых сетей в реку Инсар также осуществляется в открытое русло и в пойму реки (оголовок коллектора в районе Поташного оврага, в районе плотины ТЭЦ-2, в районе г/к "Волга", в районе переулка Ардатовский (по пр. 70 лет Октября, 30), у Благодать Церкви Евангельских Христиан и др.).
Часть поверхностного стока сбрасывается в реку Тавла через 3 выпуска, предвидится увеличение количества ливневых выпусков в связи с активным освоением поймы р. Тавла.
Значительная часть неочищенного поверхностного ливневого стока с территории жилого массива Светотехстрой приходится на бассейн Блохинского ручья.
Одним из самых нерациональных видов водопользования является использование водоемов в качестве приемников сточных вод предприятий и коммунальных служб, что определяет основное направление в вопросе охраны поверхностных вод. С целью решения вышеназванных проблем разработана данная Программа, мероприятия которой направлены на оздоровление водных объектов на территории городского округа, формирование и развитие системы очистных сооружений ливневого стока, создание и поддержание благоприятных условий жизни, труда и отдыха населения.
Программа предусматривает внедрение системного подхода в вопросах очистки поверхностного стока для обеспечения статуса города как имеющего высокую экологическую культуру и обладающего эстетически привлекательными свойствами с высоким уровнем качества жизни населения.
Реализация мероприятий данной Программы будет начальным этапом создания системы очистки ливневого стока городского округа. В дальнейшем работы по оздоровлению водных объектов города необходимо развивать и совершенствовать.
Раздел II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Цели Программы:
- реализация основных принципов экологической политики городского округа в соответствии с действующим законодательством;
- улучшение экологической обстановки путем снижения уровня негативного воздействия неочищенного поверхностного стока на водные объекты.
Задачи Программы:
- за состоянием водных объектов и состава сточной и природной воды;
- повышение уровня экологического образования и просвещения населения городского округа Саранск путем привлечения внимания общественности к состоянию водных объектов и выявления несанкционированных врезок в ливневую канализацию.
Раздел III. Система программных мероприятий
Все запланированные мероприятия систематизированы по направлениям природоохранной деятельности и сгруппированы с учетом их однородности и взаимосвязанности с муниципальной программой городского округа Саранск "Модернизация и развитие ливневой и дренажной канализации в городском округе Саранск" (утв. решением Совета депутатов городского округа Саранск от 24 марта 2011 г. N 725).
Система программных мероприятий Программы включает в себя:
- проведение аналитического контроля состояния сточной и природной воды;
- изготовление технических планов на ливневую и дренажную канализацию.
Мероприятия Программы формируются и финансируются по статьям расходов на научно-исследовательские, капитальные вложения и прочие нужды, а также по направлениям деятельности и видам работ Программы.
Таблица 1
Мероприятия по совершенствованию муниципальных правовых актов
N |
Основание для разработки правового акта |
Содержание |
Сроки |
Разработчик |
Ожидаемый результат |
1 |
Необходимо регламентировать действия и определить порядок приема сточных вод в ливневую канализацию, исключить вероятность попадания загрязняющих веществ в ливневую канализацию |
Правила пользования ливневой и дренажной канализации |
2013 |
КУ г. о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" |
Позволит сократить поступление загрязняющих веществ в окружающую среду |
Раздел IV. Организационно-экономический и финансовый механизм управления программой
Реализация Программы обеспечивается Администрацией городского округа Саранск. Администрация города обеспечивает согласованные действия по подготовке реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование соответствующей документации организационного плана действий по реализации мероприятий Программы, проектов, муниципальных контрактов, соглашений, заключаемых с исполнителями программных мероприятий, с определением объемов и источников финансирования.
При необходимости заказчик вносит предложения о корректировке Программы, в том числе о включении в нее новых мероприятий, а также продлении срока ее реализации.
Общие функции планирования, контроля и методологического руководства возложены на КУ г. о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства".
После выделения денежных средств на реализацию Программы (I квартал года) объявляются конкурсные торги для определения исполнителя мероприятий Программы. Во II - IV кварталах года выполняются работы по выполнению мероприятий Программы.
Заказчики Программы несут ответственность за качественное и своевременное исполнение мероприятий Программы, эффективное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
Исполнители Программы представляют отчеты о ходе реализации программных мероприятий в Администрацию городского округа Саранск до 1 марта года, следующего за отчетным календарным годом.
Отчет о реализации Программы в соответствующем году должен содержать:
- общий объем фактически произведенных расходов, всего и в том числе по источникам финансирования;
- перечень завершенных в течение года мероприятий по Программе;
- перечень не завершенных в течение года мероприятий Программы и процент их незавершения;
- анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий;
- предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных способах достижения программных целей либо о прекращении дальнейшей реализации Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых в установленном порядке муниципальным заказчиком с исполнителями мероприятий Программы, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Отбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Финансирование Программы за счет средств городского бюджета осуществляется через муниципальных заказчиков в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год.
При изменении объемов финансирования, предусмотренных Программой, заказчики уточняют объемы финансирования за счет средств муниципального бюджета, федерального бюджета, иных источников, готовят предложения по внесению изменений в перечень мероприятий Программы и сроки их исполнения.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Программы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных мероприятий Программы, проектов договоров, заключаемых государственным заказчиком с исполнителями мероприятий Программы, перечня работ по подготовке и реализации мероприятий Программы конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
Раздел V. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств муниципального бюджета с привлечением средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств.
Общий объем финансирования Программы составляет 1000,00 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
2013 год |
Финансовые ресурсы: |
|
|
Средства городского бюджета |
тыс. руб. |
1000,00 |
Стоимость материально-технических, трудовых и прочих ресурсов учитывается в общих объемах финансирования.
Мероприятия по реализации Программы по разделам, годам, объемам и источникам финансирования приведены в приложении N 1 к Программе.
Потребность в финансовых средствах по объектам проектирования, строительства определена на основании укрупненных расчетов. Мероприятия и объем расходов на выполнение системы программных мероприятий ежегодно уточняются при формировании городского бюджета на очередной финансовый год.
Раздел VI. Возможные риски в ходе реализации муниципальной программы
На результаты реализации Программы могут повлиять несвоевременное и недостаточное ее финансирование, нарушение сроков выполнения работ.
Снижению возможных рисков будет способствовать качественное выполнение договорных обязательств исполнителями работ, а также организация Администрацией городского округа Саранск контроля за наличием необходимых документов по реализации Программы.
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации Программы предусматривается проведение мониторинга выполнения Программы, регулярного анализа причин отклонения от плановых значений конечных показателей. При необходимости может осуществляться корректировка показателей и мероприятий Программы, а также перераспределение объемов финансирования в зависимости от изменения значимости решаемых задач в ходе реализации Программы.
Раздел VII. Социально-экономическая эффективность муниципальной программы
В результате реализации программных мероприятий будет достигнут социально-экологический эффект, выражающийся в оптимизации качества окружающей и визуальной среды города за счет получения следующих результатов:
- эффективного правового регулирования в области водопользования города;
- улучшения состояния водных объектов на городских территориях за счет создания системы очистных сооружений ливневой канализации.
Реализация муниципальной целевой Программы позволит:
1. Обеспечить экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
2. Повысить культурный и эстетический уровень развития города.
3. Создать условия для полноценного и культурного отдыха детей и взрослых.
Приложение 1
к Муниципальной целевой программе
"Городские ливневые стоки на 2013 гг."
Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Годы |
Стоимость работ, тыс. руб. |
1 |
Проведение аналитического контроля состояния сточной и природной воды |
2013 |
147,5 |
2 |
Изготовление технических планов на ливневую и дренажную канализацию |
2013 |
852,5 |
Итого |
2013 |
1000,00 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа разработана в целях улучшения экологической обстановки путем снижения уровня негативного воздействия неочищенного поверхностного стока на водные объекты.
Программа рассчитана на 2013 - 2017 годы, и на ее финансирование выделено 52 500,74 тыс. рублей.
В рамках реализации программы предусмотрено 3 подпрограммы, а именно проектирование очистных сооружений ливневого стока, строительство очистных сооружений ливневого стока и контроль состояния очистных сооружений и качества природной и сточной воды.
В результате выполнения программных мероприятий ожидается улучшение экологической обстановки в целом по городскому округу Саранск, в том числе снижение уровня загрязнения поверхностных вод, повышение рекреационного потенциала города, сохранение прибрежных природных комплексов, вовлечение населения городского округа Саранск в деятельность по охране окружающей среды и формированию экологической культуры.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 30 января 2013 г. N 167 "Об утверждении Муниципальной целевой программы "Городские ливневые стоки на 2013 год"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации городского округа Саранск от 17 января 2014 г. N 72