Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24 октября 2016 г. по делу N А79-7922/2016
г. Чебоксары |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А79-7922/2016 |
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе судьи Каргиной Н.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г.Н.Новгород
к страховому акционерному обществу "ВСК", г.Москва
о привлечении к административной ответственности,
потерпевший Васильев И.М.,
без вызова сторон,
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с заявлением к страховому акционерному обществу "ВСК" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявление мотивировано тем, что в адрес Банка России поступило обращение Васильева Игоря Михайловича о нарушении САО "ВСК" требований страхового законодательства.
В ходе осуществления надзора за деятельностью САО "ВСК", проводимого Банком России на основании статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в связи с поступлением вышеуказанного обращения, было выявлено нарушение САО "ВСК" требований страхового законодательства Российской Федерации, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 16.08.2016 N С59-7-2-5/8793 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Правонарушение страховщиком совершено 13.05.2016 по месту нахождения филиала страховщика в Чувашской Республике: ул. Гагарина, д. 23 г.Чебоксары.
Заявитель также просит учесть, что САО "ВСК" неоднократно привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ Банк России просит назначить наказание в виде административных штрафов в размере 40 000 руб.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.09.2016 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства, установлен пятнадцатидневный срок для представления САО "ВСК" отзыва на заявленные требования или других доказательств, а также тридцатидневный срок для представления сторонам документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Копии определения о принятии заявления в порядке упрощенного производства лицами, участвующими в деле получены, о чем в материалах дела имеются уведомления.
САО "ВСК" в отзыве на заявление просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Считает, что в действиях САО "ВСК" отсутствует состав административного правонарушения, так как страховщиком были разъяснены, какие действия надлежит совершить потерпевшему для заключения договора. На осмотр транспортного средства перед заключением договора страхователь не явился. Кроме этого, страхователь также не явился для получения расчета страховой премии.
Заявитель возражениями на отзыв считает доводы САО "ВСК", изложенные в отзыве, несостоятельными.
В порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по истечению сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Сторонами возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не представлены.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
САО "ВСК" было зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1027700186062.
Как следует из материалов дела, в ходе работы Управления Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе по рассмотрению обращения гражданина Васильева И.М. установлено следующее.
Деятельность по заключению договоров ОСАГО на территории Республики Чувашия страховщик осуществляет через филиал САО "ВСК" в Республике Чувашия (428003, Республика Чувашия, г.Чебоксары, ул. Гагарина, д. 23).
06.05.2016 Васильев И.М. направил в адрес САО "ВСК" заявление о предоставлении расчета страховой премии, а также заявление о заключении договора ОСАГО, составленное по форме, утвержденной Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П, с приложением пакета необходимых документов, а именно: копию паспорта и водительского удостоверения на имя лица, допущенного к управлению (Васильева И.М.), копии свидетельства о регистрации транспортного средства, копии диагностической карты транспортного средства. Таким образом, в распоряжении страховщика были представлены все документы, необходимые для осуществления расчета страховой премии по договору ОСАГО.
В ответ на запрос Управления страховщик сообщил об отсутствии в его распоряжении вышеописанных документов, в связи с чем в адрес заявителя не был направлен расчет страховой премии и решение по результатам рассмотрения заявления о заключении договора ОСАГО.
Вместе с тем, указанный пакет документов был передан Васильевым И.М. лично в Чувашский филиал САО "ВСК" и был зарегистрирован страховщиком за N 694 от 06.05.2016.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил ОСАГО страховщик был обязан направить в адрес Васильева И.М. расчет страховой премии в срок до 12.05.2016 (включительно).
Как следует из документов, поступивших в распоряжение Управления в ответ на уведомление Управления, САО "ВСК" представило копию письма от 11.05.2016 N 303, которым Васильеву И.М. сообщалось о необходимости предоставления заявления о заключении договора ОСАГО по форме, установленной приказом Минфина России от 01.07.2009 N 67н, который утратил силу в 2014 году, в связи с вступлением в силу Положения Банка России "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 19.09.2014 N 431-П (Правила ОСАГО).
Таким образом, страховщиком был направлен ответ заявителю не соответствующий требованиям действующего законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств. Следовательно, до настоящего времени в адрес Васильева И.М. не направлен надлежащий ответ на заявление о предоставлении расчета страховой премии. В связи с чем, Управлением было направлено предписание от 29.07.2016 N С59-7-2-5/8127 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации.
По изложенным основаниям Управлением составлен протокол от 16.08.2016 N С59-7-2-5/8793 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании изложенного Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении САО "ВСК" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).
Субъектами нарушения могут выступать индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и юридические лица. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное данной статьей, может быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.
Одним из видов обязательного страхования является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закона об ОСАГО) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Указанной обязанности корреспондирует встречная обязанность страховщиков заключать с владельцами транспортных средств договор обязательного страхования их гражданской ответственности (абзац 8 статьи 1 Закона об ОСАГО). Договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об ОСАГО, и является публичным (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
Применительно к договору ОСАГО аналогичная норма непосредственно установлена пунктом 1.5 Положения Банка России "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила ОСАГО). Таким образом, страховщик не имеет права отказывать владельцу транспортного средства в заключении договора ОСАГО.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Лицо, намеренное заключить договор ОСАГО вправе потребовать от страховщика предоставление расчета страховой премии, подлежащей уплате при заключении договора страхования.
Пунктом 2.1 Правил ОСАГО предусмотрено, что расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.
Страхователь вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от страхователя.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что 06.05.2016 Васильевым И.М. направлено в адрес САО "ВСК" заявление о предоставлении расчета страховой премии, а также заявление о заключении договора ОСАГО, составленное по форме, утвержденной Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П, с приложением пакета необходимых документов, а именно: копии паспорта и водительского удостоверения на имя лица, допущенного к управлению (Васильева И.М.), копии свидетельства о регистрации транспортного средства, копии диагностической карты транспортного средства. В этой связи, в распоряжении страховщика были представлены все документы, необходимые для осуществления расчета страховой премии по договору ОСАГО.
В ответ на запрос Управления страховщиком сообщено об отсутствии в его распоряжении вышеописанных документов, в связи с чем в адрес заявителя не был направлен расчет страховой премии и решение по результатам рассмотрения заявления о заключении договора ОСАГО.
Между тем, указанный пакет документов был передан Васильевым И.М. лично в Чувашский филиал САО "ВСК" и зарегистрирован страховщиком за N 694 от 06.05.2016.
Таким образом, в порядке пункта 2.1 Правил ОСАГО страховщик был обязан направить в адрес Васильева И.М. расчет страховой премии в срок до 12.05.2016.
Как следует из материалов дела, САО "ВСК" направило Васильеву И.М. письмо от 11.05.2016 N 303, которым Васильеву И.М. сообщалось о необходимости предоставления заявления о заключении договора ОСАГО по форме, установленной приказом Минфина России от 01.07.2009 N 67н, который утратил силу в 2014 году, в связи с вступлением в силу Положения Банка России "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 19.09.2014 N 431-П (Правила ОСАГО).
Следовательно, страховщиком был направлен ответ заявителю не соответствующий требованиям действующего законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств.
В адрес Васильева И.М. до настоящего времени не направлен надлежащий ответ на заявление о предоставлении расчета страховой премии.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 16.08.2016 N С59-7-2-5/8793, материалами проверки по обращению Васильева И.М.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", пункт 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства.
Под страховым законодательством в соответствии с пунктами 1-3 статьи 1 указанного Закона Российской Федерации понимаются федеральные законы и нормативные акты Банка России, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - принимаемые в соответствии с ними нормативные правовыми акты, которыми регулируются, в том числе отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием.
Из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование. Поэтому в рассматриваемых правоотношениях под лицензионными условиями следует понимать непосредственно требования страхового законодательства. В свою очередь осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, установленных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона об ОСД право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
В силу статьи 938 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющее разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона об ОСД субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Таким образом, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.
Вина общества заключается в том, что оно при необходимой степени осмотрительности и заботливости оно имело возможность для соблюдения требований страхового законодательства, но не предприняло необходимых мер для их соблюдения.
При этом сведения об объективных обстоятельствах, препятствующих выполнению обществом своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Доводы общества не опровергают установленные судом по делу обстоятельства.
Суд считает, что совершенное обществом административное правонарушение не является малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. В данном случае суд не усматривает оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности совершенного административного правонарушения.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении Общества к административной ответственности, заявителем не допущено.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного обществом административного правонарушения, его добровольного устранения, суд пришел к выводу о необходимости привлечения Общества к административной ответственности в виде минимального размера административного штрафа в сумме 35 000 руб.
При этом суд учитывает, что решением Арбитражного суда Кировской области от 30.12.2015 по делу N А28-13018/2015 САО "ВСК" было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Постановлением второго арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 решение суда оставлено без изменения.
Суд также учитывает, что в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение страхового законодательства составляет один год.
Вопрос о распределении судебных расходов арбитражным судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Привлечь страховое акционерное общество "ВСК" (ОГРН 1027700186062, ИНН 7710026574, дата регистрации 11.02.1992), зарегистрированное по адресу: г.Москва, ул. Островная, д. 4, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей (тридцать пять тысяч рублей 00 коп.).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя - Управление Федерального казначейства по Нижегородской области (Волго-Вятское ГУ Банка России), УИН: 0355263902200160816087938, ЕИП: 27710026574775001001, номер р/с - 40101810400000010002 в Волго-Вятском ГУ Банка России, КПП получателя - 526045005, код ОКТМО - 22701000, БИК получателя - 042202001, ИНН - 7702235133, код бюджетной классификации - 999 116 90 01001 6000 140, назначение платежа - административный штраф (с указанием номера дела и даты судебного решения).
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.
Судья |
Н.А. Каргина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.