Распоряжение Правительства Республики Мордовия
от 4 июня 2012 г. N 327-Р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2012 - 2018 годы)" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Минкультуры Республики Мордовия.
3. Установить, что предельный объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составит 530,0 млн. рублей.
4. Минкультуры Республики Мордовия, Минспорту# Республики Мордовия в установленном порядке разработать проект Программы и представить его в Правительство Республики Мордовия.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Минкультуры Республики Мордовия.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Сушков |
Концепция
республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2012 - 2018 годы)"
(утв. распоряжением Правительства Республики Мордовия
от 4 июня 2012 г. N 327-Р)
Республиканская целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2012 - 2018 годы)" (далее - Программа) направлена на создание в Мордовии конкурентоспособного туристского комплекса, ориентированного на развитие внутреннего и въездного туризма, вносящего вклад в экономическое и социальное развитие региона.
Настоящая Концепция разработана на основании положений, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах от 25 мая 2009 г., Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 02 октября 2000 г. N 41-З "О туризме в Республике Мордовия", Федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644.
Настоящая Концепция представляет собой комплекс целей, задач и приоритетов органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций, являющихся субъектами туристской деятельности, по реализации государственной политики в сфере туризма на территории Республики Мордовия.
Глава 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Мордовия
В соответствии с Законом РМ от 02.10.2000 N 41-З "О туризме в Республике Мордовия" основными приоритетами в области развития туризма являются: создание условий для развития и модернизации туристской инфраструктуры на территории Республики Мордовия, определение приоритетных направлений развития туристской деятельности, содействие туристской деятельности, создание благоприятных условий для ее развития, стимулирования внутреннего и въездного туризма, притока туристов из других регионов Российской Федерации и иностранных государств; оказание содействия в повышении роли туризма в формировании доходной части республиканского и местных бюджетов, в создании новых рабочих мест, содействие инвестированию средств в развитие туристской индустрии на территории Республики Мордовия, обеспечение охраны окружающей природной среды, сохранения исторического и культурного наследия.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.
Необходимость формирования конкурентоспособного туристского комплекса подчеркивается мировыми и общероссийскими положительными тенденциями развития туризма как одной из самых прогрессивных отраслей мировой экономики, а также широким мультипликативным эффектом развития внутреннего и въездного туризма, оказывающим стимулирующее воздействие на сопряженные с ним отрасли, такие как транспорт, строительство, общественное питание, реклама, связь, страхование, сельское хозяйство, производство и реализация сувенирной продукции и прочих товаров народного потребления. 1 рубль вложений в туризм приносит 3 рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости - 1 рабочее место в туризме приводит к появлению 3 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта. Так, прямые доходы от туризма в мире составляют 3,2% в ВВП, в России - 2,5%, с учетом мультипликативного эффекта - 9,4% в мире и 6,3% в ВВП Российской Федерации.
Особое значение туризма в формировании валового регионального продукта Мордовии заметно возрастает на фоне отсутствия в республике значимых запасов минеральных, топливных и иных ресурсов.
Туризм способствует сохранению историко-культурных и природных памятников, развитию народных промыслов, удовлетворяет потребность населения в отдыхе и досуге, является неотъемлемым элементом укрепления физического и нравственного здоровья нации, способен поддерживать благоприятный имидж региона, в том числе с точки зрения его инвестиционной привлекательности. ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения "диалога между культурами".
В настоящее время в условиях положительного изменения социально-экономической ситуации в Республике Мордовия туризм может стать весомым фактором, поддерживающим процессы дальнейшего социально-экономического развития, обеспечивая приток денежных средств, создавая рабочие места, стимулируя производство товаров, улучшая инфраструктуру и коммуникации, внося реальный вклад в улучшение платежного баланса региона.
В период с 2005 по 2010 годы в республике объем платных туристских услуг, оказанных населению, увеличился с 48,3 млн. руб. до 246,1 млн. руб.; услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - с 57,4 млн. руб. до 94,7 млн. руб.; санаторно-оздоровительных услуг - с 21,9 млн. руб. до 80,5 млн. руб.
Подробный анализ статистических данных показывает, что спрос на услуги туризма в последние годы растет стабильно и динамично как в самой Мордовии, так и за ее пределами.
Вместе с тем, объективно оценивая ситуацию, необходимо отметить, что рынок туристских услуг в Республике Мордовия значительно отстает в своем развитии как от мировых, так и от общероссийских стандартов. Очевидным является тот факт, что туристский потенциал республики используется далеко не в полной мере. Во многих районах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания необходимой базовой инфраструктуры и их рекламного продвижения. В связи с этим в Мордовии наблюдается значительный перевес в сторону выездного туризма (как за рубеж, так и в другие регионы России). Республика лишается дополнительного дохода и инвестиций, рабочих мест, развития малых и средних предприятий, условий для полноценного отдыха населения. Вместо этого происходит значительный отток капитала из региона.
Основа туристского потенциала Мордовии заключается в следующем:
- расположение в центре главной зоны расселения России (расстояние от г. Саранска до Москвы - 640 км, до Нижнего Новгорода - 330 км, до Казани - 400 км, до Самары - 460 км);
- хорошая транспортная доступность и транзитное положение региона (автомобильные дороги: трасса М5 Москва - Челябинск, Москва - Ульяновск, Нижний Новгород - Пенза; развитое железнодорожное сообщение практически со всеми регионами страны; аэропорт в г. Саранск);
- мягкий умеренно-континентальный климат с четкой выраженностью сезонов года;
- значительное природное разнообразие, обусловленное пограничным положением региона между лесной и степной природными зонами, а также наличием более ста особо охраняемых природных территорий;
- высокие темпы развития спорта, а также проведение крупных национальных праздников и фестивалей, деловых мероприятий как основа спортивного, событийного и делового туризма;
- большое количество объектов религиозно-паломнического и этнического туризма;
- широкая музейная сеть республики, наличие прочих объектов показа (архитектурные, исторические, археологические памятники и т. д.);
- объекты санаторно-курортной инфраструктуры, созданные на основе имеющихся в республике различных лечебных факторов;
- наличие потенциальных брендов, способных привлечь внимание туристов (к которым можно отнести имена С.Д. Эрьзи, Ф.Ф. Ушакова и другие, а также статус Мордовии как признанного центра финно-угорских народов России, значимого спортивного региона, узнаваемого паломнического центра).
Необходимо понимать, что перечисленные факторы сами по себе практически не дают Мордовии конкурентного преимущества и являются лишь основой для развития туристского комплекса региона. На сегодняшний день наличие в республике определенного туристского потенциала не может качественно изменить ситуацию из-за неразвитой туристской инфраструктуры, которая требует значительных инвестиций.
Сегодня республика стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо активное государственное участие в решении таких проблем, как:
- слабое финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству мест отдыха туристов и жителей республики;
- отсутствие благоприятных условий для инвестиций и слабая предпринимательская активность в области индустрии туризма (высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры (сетей энергоснабжения, водоснабжения, транспортных сетей, очистных сооружений и т. д.) для создаваемых туристско-рекреационных комплексов; отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки);
- слабая активность туристских фирм республики в работе по направлениям внутреннего и въездного туризма;
- недостаточное понимание на уровне отдельных муниципальных образований значения туризма для социально-экономического развития региона;
- дефицит квалифицированных туристских кадров;
- невысокое разнообразие услуг;
- низкое качество обслуживания туристов в целом;
- недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;
- отсутствие активного продвижения туристских услуг региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках (в том числе отсутствие качественной системы информирования туристов на территории республики, отсутствие сильных туристских брендов).
К числу проблем, характерных для туристской сферы Мордовии, можно также отнести преобладание въезда в рамках экскурсионного, а также спортивного, событийного, делового туризма с характерными для этого "пиковыми" нагрузками и краткосрочным пребыванием туристов, в результате чего наблюдается низкий коэффициент загрузки гостиниц и аналогичных средств размещения (в 2010 году - 32%). Это в свою очередь приводит к необоснованному завышению цен на услуги размещения.
По вышеуказанным причинам Мордовия имеет существенное отставание от целого ряда регионов России, и создание крупного и конкурентного туристского комплекса на территории республики невозможно без активного проведения государственной политики в сфере туризма. В настоящее время требуется принципиально новый подход к формированию и адекватному финансированию программы по туризму. При этом следует исходить из того, что туризм - это сложнейший межотраслевой комплекс, требующий системного подхода к регулированию на государственном уровне возникающих взаимодействий многих отраслей хозяйства.
Только гармоничное развитие всех составляющих туристского продукта (историко-культурных и природных объектов, средств размещения, предприятий питания, развлечения и торговли, транспортного обслуживания, информационного и кадрового обеспечения) позволит обеспечить устойчивое развитие туризма, изменить его положение в экономике региона и принести ощутимые доходы в бюджет. Для исполнения программных мероприятий потребуется привлечь как научный потенциал, так и все профильные министерства, ведомства и другие структуры, от которых зависит слаженное функционирование туриндустрии нашего региона.
Глава 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Основными субъектами туристского рынка Мордовии являются мелкие и средние предприятия, которые на данном этапе развития отрасли в одиночку не способны создать высококачественный туристский продукт, участвовать в развитии инфраструктуры. Процесс формирования и развития индустрии туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства. Реальная поддержка со стороны государства должна заключаться в формировании механизмов государственно-частного партнерства, которое подразумевает тесное и эффективное взаимодействие всех органов государственной власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации проектов, направленных на развитие экономически эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
В настоящий момент имеется острая необходимость создания эффективного инструмента координации в реализации мер по развитию туристского сектора. Использование программно-целевого метода позволит наиболее качественно оптимизировать деятельность органов исполнительной власти при решении обозначенных Программой проблем.
В течение последнего десятилетия более чем в 50 субъектах Российской Федерации были разработаны концепции, стратегии и региональные программы развития туризма на среднесрочную перспективу. В результате к настоящему моменту накоплен определенный положительный опыт использования программно-целевого метода с применением механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего решить весь комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг.
Целесообразность такого подхода подтверждена положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах от 25 мая 2009 г., зафиксировавшего доминирующую роль программно-целевых методов бюджетного планирования в среднесрочной перспективе, а также обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:
значительная ресурсоемкость мероприятий Программы, необходимость концентрации бюджетных средств, а также привлечения частных инвестиций;
межотраслевой и межрегиональный характер мероприятий, определяющий потребность в организации эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений;
необходимость внедрения новых инструментов и технологий реализации приоритетов развития туристского комплекса;
необходимость централизованной координации действий для исключения дублирования с мероприятиями, проводимыми в рамках других программ и ведомственной деятельности;
возможность привлечения дополнительных средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", требующей наличие аналогичной региональной программы;
системообразующий характер Программы, позволяющий определить конкретные приоритеты, цели и методы развития туристской отрасли региона, привлечь к проблеме внимание отдельных муниципальных образований Республики Мордовия.
Одновременно программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы в рамках конкретных проектных мероприятий и предотвратить их распыление и освоение без ориентации на результат.
Таким образом, реализация Программы является эффективным способом создания конкурентоспособного туристского комплекса Республики Мордовия.
Глава 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Сложившаяся в Республике Мордовия ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по развитию туристского комплекса не оказывает значительного влияния на позитивные изменения в отрасли.
Поступательное увеличение внутреннего туристского потока сегодня является следствием увеличения спроса на услуги туризма в целом и не является показателем динамичного развития отрасли в регионе. На фоне незначительного увеличения внутреннего и въездного потоков происходит обнажение и усугубление существующих в отрасли проблем:
недостаточное качество туристских услуг, оказываемых населению;
низкая конкурентоспособность туристского продукта Мордовии по отношению к соседним регионам;
значительное преобладание выездного туризма над внутренним и въездным, в результате чего образуется отрицательный вклад в платежный баланс Мордовии;
малые поступления от туризма в бюджеты всех уровней;
отсутствие потенциальных инвесторов, готовых вкладывать средства в экономику региона;
незначительный вклад туристского комплекса республики в развитие инфраструктуры и отраслей, сопряженных с туризмом.
В условиях современной конкуренции между регионами, а также с ростом популярности зарубежных туров недостаточная государственная поддержка сферы туризма в Мордовии в ближайшие годы будет способствовать усилению перечисленных выше тенденций.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
разрозненные действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и проявление бессистемности в решении стоящих задач в данной области;
распыление бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере туризма.
Отказ от решения обозначенных проблем программно-целевым методом не позволит реализовать инновационный сценарий развития отрасли. Развитие туризма по-прежнему будет идти по инерционному пути, доля выездного туризма в регионе будет расти по отношению к внутреннему и въездному турпотокам, в отсутствии благоприятного инвестиционного климата будет затруднительно реализовать значимые проекты в сфере туризма, социальная и экономическая отдача от туристского сектора по прежнему будет минимальной.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении сформулированных в настоящей Концепции задач с использованием программно-целевого подхода.
Глава 4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Вариантами решения проблемы являются:
реализация мероприятий государственной политики в сфере туризма в рамках действующих республиканских и ведомственных целевых программ, а также в рамках планово-нормативного метода;
создание единого программного механизма - республиканской целевой программы и финансирование программы в полном объеме.
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма реализации государственной политики в сфере туризма и связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленных целей и задач. Прежде всего, не будет решена проблема привлечения дополнительных инвестиций, а также координации действий между заинтересованными органами исполнительной власти.
Основным преимуществом второго варианта является возможность оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов развития туризма, возможность создания основы для саморазвития туристской сферы и увеличения вклада туристского сектора в социально-экономическое развитие республики.
Основные риски второго варианта связаны с длительностью ведомственных согласований, сложностью процедур экспертизы и мониторинга мероприятий Программы, необходимостью создания новых инструментов управления и контроля в туристской сфере.
Несмотря на определенные организационные сложности, возникающие при реализации второго варианта, лишь создание целевой программы и ее финансирование в полном объеме позволит решить системные проблемы в данной сфере в установленные Программой сроки.
Глава 5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Программа предполагает достижение основных целей развития внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия в течение 2012 - 2018 годов.
Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых общественно значимых результатов реализации мероприятий по развитию туристско-рекреационного комплекса региона.
Меньший срок реализации Программы не позволит в полной мере оценить полученный результат и эффективность принятых мер государственной поддержки для создания комфортной предпринимательской среды в регионе, позволяющей привлечь инвестиции для развития внутреннего и въездного туризма на основе государственно-частного партнерства.
Длительный срок реализации Программы вносит значительные сложности, связанные с неминуемым возрастанием неопределенности, и без того присутствующей благодаря специфике отрасли, плохо поддающейся прогнозированию, зависимой от внешних и слабо управляемых факторов.
Программу планируется реализовывать в два этапа:
Первый этап - 2012 - 2013 годы - организационный. На данном этапе должен быть сформирован перечень объектов туристской привлекательности, находящихся в республиканской и муниципальной собственности, претендующих на проведение работ по их реконструкции и благоустройству. Кроме того, за это время будет подготовлена система грантов для субъектов туризма Республики Мордовия, призванная стимулировать деятельность учреждений и предприятий по развитию внутреннего и въездного туризма.
Второй этап - 2014 - 2018 годы - основной. Данный этап реализации Программы предполагает выделение бюджетных средств на финансирование работ по обустройству и реконструкции туристских объектов, а также грантов для субъектов туризма.
Глава 6. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам
Основополагающей целью Программы является создание в Республике Мордовия конкурентоспособного туристского комплекса, направленного на развитие внутреннего и въездного туризма, вносящего вклад в экономическое и социальное развитие региона.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) создание эффективной системы мониторинга и управления туристской отраслью:
разработка нормативных правовых актов, направленных на регулирование деятельности в туристско-рекреационной сфере в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
участие в формировании современной системы статистики туризма;
разработка и ведение единого туристского кадастра Республики Мордовия;
осуществление маркетинговых исследований туристского рынка региона с целью детального изучения его потенциала, выявления и сегментирования спроса на туристские услуги, разработки оптимальной схемы развития и продвижения регионального туристского продукта;
2) привлечение частных и бюджетных инвестиций в туристскую сферу и развитие материально-технической базы туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства:
работа над усовершенствованием региональной нормативной правовой базы в рамках действующего российского законодательства, подразумевающая установление льготного налогообложения, субсидирование процентных ставок по кредитам, создание прочих стимулов и мер государственной поддержки для развития предприятий туристского комплекса, работающих на прием туристов;
разработка проекта по созданию основных туристско-рекреационных зон на территории Республики Мордовия и программы их развития;
создание пакета инвестиционных предложений по развитию туризма в республике, поиск заинтересованных инвесторов;
строительство и реконструкция объектов туристской инфраструктуры (музеев, санаторно-курортных, гостиничных и иных предприятий), а также благоустройство рекреационных зон, находящихся в республиканской, муниципальной, частной собственности;
3) формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта:
стимулирование деятельности учреждений, организаций и частных лиц, направленной на разработку новых и усовершенствование старых туристских маршрутов, услуг, мероприятий, способствующих привлечению туристов, развитее# народных промыслов, выставочной деятельности и т. д. (предполагается проведение конкурсов и вручение грантов, иные формы поддержки);
стандартизация и классификация туристских объектов и услуг, паспортизация туристских маршрутов;
создание календаря наиболее значимых событий, связанных с туризмом в республике;
4) развитие рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли:
создание пакета необходимых текстовых, фото-, видео- и других материалов:
издание базового пакета рекламно-информационной продукции (каталоги, буклеты, карты, путеводители, презентационные открытки, календари, компакт-диски, и прочая полиграфическая и рекламная продукция);
размещение рекламы туристского потенциала республики в специализированных изданиях, а также региональных и федеральных СМИ;
оптимизация и популяризация официального туристского сайта Мордовии, размещение информации о туристских ресурсах республики в сети Интернет;
формирование и продвижение туристских брендов Мордовии, опирающихся на наиболее известные и значимые имена, объекты и события республики;
развитие системы визуальной ориентации для туристов, установка указательных знаков и рекламно-информационных щитов по направлению к основным аттрактивным объектам;
участие в туристских выставках различных уровней, а также проведение подобных мероприятий в республике;
проведение рекламных туров для журналистов и представителей турфирм;
5) кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма:
создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области туризма на базе центров обучения, высших и средне-специальных учебных заведений Мордовии;
вовлечение высших учебных заведений, музеев, иных учреждений и организаций республики в научно-исследовательскую деятельность в сфере туризма, в том числе по вопросам разработки инвестиционных проектов, программ развития и продвижения регионального турпродукта;
участие представителей Республики Мордовия в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и иных рабочих встречах, проводимых в регионах России, с целью обмена опытом в области развития внутреннего и въездного туризма;
организация и проведение подобных мероприятий на территории Республики Мордовия.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены в таблице.
Таблица - Целевые индикаторы и показатели Программы
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
2011 год (оценка) |
2012 год (прогноз) |
2013 год (прогноз) |
2014 год (прогноз) |
2015 год (прогноз) |
2016 год (прогноз) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
1. |
Численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха |
тыс. чел. |
85,0 |
93,0 |
101,0 |
109,0 |
117,0 |
125,0 |
133,0 |
141,0 |
2. |
Количество предоставленных гостиницами ночевок за год |
тыс. |
165,0 |
179,0 |
193,0 |
207,0 |
221,0 |
235,0 |
249,0 |
263,0 |
3. |
Число гостиниц |
ед. |
25 |
28 |
28 |
29 |
30 |
30 |
33 |
33 |
4. |
Номерной фонд гостиниц |
номеров |
684 |
915 |
915 |
1074 |
1154 |
1194 |
3553 |
3553 |
5. |
Численность обслуженных в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах |
тыс. чел. |
23,0 |
24,5 |
26,0 |
27,5 |
29,0 |
31,5 |
33,0 |
34,5 |
6. |
Объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха |
млрд. руб. |
15,4 |
17,6 |
19,8 |
22,0 |
24,2 |
26,4 |
28,6 |
30,8 |
Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результативности реализации Программы могут уточняться в установленном порядке на стадии разработки конкретных программных мероприятий.
Глава 7. Предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы
Реализацию мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, средств местных бюджетов, и средств из внебюджетных источников.
Объем финансирования Программы в 2012 - 2018 годах составит 5657 млн. рублей, из них: за счет средств местных бюджетов - 600,0 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников - 4527,0 млн. рублей (размер средств подлежит согласованию с потенциальными инвесторами), за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 530,0 млн. рублей, в том числе по годам:
за счет средств местных бюджетов:
в 2012 году - 0 млн. рублей;
в 2013 году - 0 млн. рублей;
в 2014 году - 0 млн. рублей;
в 2015 году - 200,0 млн. рублей;
в 2016 году - 200,0 млн. рублей;
в 2017 году - 200,0 млн. рублей;
в 2018 году - 0 млн. рублей;
за счет средств внебюджетных источников:
в 2012 году - 337,5 млн. рублей;
в 2013 году - 475,0 млн. рублей;
в 2014 году - 602,0 млн. рублей;
в 2015 году - 875,0 млн. рублей;
в 2016 году - 1137,5 млн. рублей;
в 2017 году - 1100,0 млн. рублей;
в 2018 году - 0 млн. рублей;
за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия:
в 2012 году - 8,0 млн. рублей;
в 2013 году - 60,0 млн. рублей;
в 2014 году - 80,0 млн. рублей;
в 2015 году - 105,0 млн. рублей;
в 2016 году - 110,0 млн. рублей;
в 2017 году - 117,0 млн. рублей;
в 2018 году - 50 млн. рублей.
Приведенные объемы финансирования Программы являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней.
Глава 8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Как следует из обозначенной цели Программы, важнейшим результатом ее реализации станет формирование конкурентоспособного туристского комплекса Республики Мордовия, способного вносить существенный вклад в экономическое и социальное развитие региона.
Главным экономическим эффектом станет рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с туризмом, таких как транспорт, строительство, общественное питание, реклама, связь, страхование, сельское хозяйство, производство и реализация сувенирной продукции и прочих товаров народного потребления.
С увеличением популярности внутреннего туризма по отношению к выездному будет наблюдаться значительное снижение оттока капитала из региона. В свою очередь, развитие въездного туризма будет способствовать оседанию в республике личных средств жителей других регионов, посетивших Мордовию.
Помимо расходования средств республиканского и муниципальных бюджетов республики Программа предполагает привлечение дополнительных частных инвестиций, которые будут направлены на развитие инфраструктуры региона и увеличение валового регионального продукта.
Программа призвана стимулировать предпринимательскую деятельность, предполагает создание новых рабочих мест, в том числе в малых городах и сельской местности республики.
Социальная значимость Программы обусловлена характерными особенностями туризма, как отрасли, направленной на удовлетворение широкого спектра потребностей населения: в отдыхе, оздоровлении, развлечении, спорте, общении, образовании, культурном просвещении, в деловых, религиозных и иных связях.
Кроме того, Программа направлена на сохранение и развитие природного и культурно-исторического наследия Мордовии, искусства, на обеспечение правопорядка и безопасности, улучшение экологической обстановки.
В конечном счете, вышеперечисленные эффекты развития туризма окажут благоприятное влияние на имидж Мордовии не только как успешного туристского региона, но и как благополучной во всех отношениях республики.
Глава 9. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Ответственные за разработку и реализацию основных мероприятий Программы:
Минкультуры Республики Мордовия;
Минспорт Республики Мордовия;
Минпечати Республики Мордовия;
Минздрав Республики Мордовия;
Миннац Республики Мордовия;
Госкоммолодежи Республики Мордовия.
Глава 10. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам целевой программы
Государственным заказчиком и основным разработчиком Программы является Минкультуры Республики Мордовия. Также в разработке Программы должны принять участие:
Минспорт Республики Мордовия;
Минпечати Республики Мордовия;
Минздрав Республики Мордовия;
Миннац Республики Мордовия;
Госкоммолодежи Республики Мордовия;
Администрация городского округа Саранск (по согласованию);
ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева" (по согласованию).
К разработке Программы могут привлекаться иные общественные объединения и научные организации, заинтересованные субъекты туризма, муниципальные образования Республики Мордовия.
Глава 11. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации целевой программы
В Программе необходимо реализовать 6 основных разделов, в рамках каждого из которых обеспечивается выполнение комплекса взаимоувязанных программных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, сформулированных в Программе.
Ниже рассмотрены основные направления расходования средств республиканского бюджета в соответствии с выделяемыми задачами Программы.
1. Создание эффективной системы мониторинга и управления туристской отраслью.
Средства республиканского бюджета выделяются на проведение необходимых маркетинговых исследований туристского рынка региона, создание и ведение единого туристского кадастра Республики Мордовия.
Планируемый объем финансирования из республиканского бюджета Республики Мордовия по данному направлению составит 2,0 млн. рублей.
2. Привлечение частных и бюджетных инвестиций в туристскую сферу и развитие материально-технической базы туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства.
Основная часть средств республиканского бюджета будет направлена на капитальные вложения по трем направлениям:
реконструкция и обустройство объектов культурно-исторического и природного наследия, а также объектов транспортной, санаторно-оздоровительной и гостиничной инфраструктуры, находящихся в республиканской и муниципальной собственности.
реконструкция, строительство, поддержание важнейших объектов инфраструктуры (дороги и придорожная инфраструктура, береговая инфраструктура, энергоснабжение, водоснабжение и водоотведение и т. д.), в рамках софинансирования инвестиционных проектов;
субсидирование процентных ставок по кредитным займам для инвестиционных проектов.
Частные инвестиции будут направлены на строительство и реконструкцию туристско-рекреационных объектов, гостиничных комплексов, объектов индустрии развлечений и др.
Планируемый объем финансирования из республиканского бюджета Республики Мордовия по данному направлению составит 490,0 млн. рублей.
3. Формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта.
Средства республиканского бюджета будут направлены на материальное обеспечение системы конкурсов и грантов для организаций и частных лиц, занимающихся разработкой туристских маршрутов, музейной и выставочной деятельностью, событийными и другими проектами, способными генерировать широкий туристский спрос.
Планируемый объем финансирования из республиканского бюджета Республики Мордовия по данному направлению составит 9,0 млн. рублей.
4. Развитие рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли.
Средства республиканского бюджета будут направлены на издание базового пакета рекламно-информационных материалов по туризму в Мордовии, оптимизацию и поддержание официального туристского сайта республики, некоммерческую рекламу туристского потенциала Мордовии в СМИ, установку указательных знаков и рекламно-информационных щитов по направлению к основным объектам туристско-экскурсионного показа, участие в туристских выставках и ярмарках различных уровней, а также проведение подобных мероприятий в республике, проведение рекламных туров для журналистов и туристских фирм.
Планируемый объем финансирования из республиканского бюджета Республики Мордовия по данному направлению составит 24,0 млн. рублей.
5. Кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма.
Планируется расходование бюджетных средств, связанное с организацией научно-практических семинаров и конференций по вопросам развития туризма, а также мероприятий по повышению квалификации работников туристской сферы.
Планируемый объем финансирования из республиканского бюджета Республики Мордовия по данному направлению составит 5,0 млн. рублей.
Предлагаемые сроки реализации Программы - 2012 - 2018 годы.
Программу планируется реализовывать в два этапа. Первый этап - 2012 - 2013 годы - организационный, второй этап - 2014 - 2015 годы - основной.
На первом этапе (наряду с работой по рекламному продвижению туристских продуктов Республики Мордовия, совершенствованию нормативно-правовой базы, поддержанию научной и исследовательской деятельности в сфере туризма) должны быть подготовлены предложения по реконструкции и обустройству объектов туристской привлекательности, находящихся в республиканской и муниципальной собственности, а также сформирована система грантов для субъектов туризма.
На втором этапе реализации Программы планируется выделение средств республиканского бюджета на реконструкцию и обустройство объектов туристской привлекательности, финансирование системы грантов.
Глава 12. Предложения по механизмам формирования мероприятий целевой Программы
Государственный заказчик Программы координирует деятельность разработчиков Программы по формированию мероприятий Программы.
Разработчики Программы готовят предложения, на основании которых совместно с государственным заказчиком Программы в установленные сроки формируют основные разделы перечня ее мероприятий.
На этапе формирования перечня мероприятий Программы государственный заказчик и разработчики Программы осуществляют анализ возможности привлечения к их реализации максимально широкого круга исполнителей.
Государственный заказчик Программы организует утверждение в установленном порядке мероприятий Программы и объемов их финансирования.
На этапе реализации мероприятий Программы разработчики осуществляют мониторинг эффективности их реализации на основе утвержденного перечня целевых показателей. С учетом данных мониторинга эффективности (при необходимости) готовят соответствующие предложения по корректировке перечня, содержанию и финансированию мероприятий Программы, а также осуществляют ежегодное уточнение целевых показателей и затрат с учетом выделяемых на реализацию Программы средств.
Глава 13. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Управление и контроль за выполнением Программы осуществляется государственным заказчиком Программы в соответствии с разделом VII Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденного постановлением Правительства РМ от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".
Формы и методы управления реализацией Программы основываются на разграничении функций между органами, осуществляющими управление Программой, к которым относятся:
государственный заказчик Программы;
разработчики программных мероприятий.
Эффективная реализация Программы достигается путем создания адекватного механизма по ее управлению, предусматривающего:
формирование системы нормативных документов, определяющих порядок реализации Программы;
регулярную адаптацию положений и мероприятий Программы с учетом результатов мониторинга ее реализации;
предоставление разработчикам программных мероприятий необходимой и достаточной самостоятельности в процессе текущего управления реализацией Программы при одновременном осуществлении государственным заказчиком Программы оперативного контроля.
Государственным заказчиком, ответственным за разработку и реализацию Программы, является Минкультуры Республики Мордовия. В число исполнителей мероприятий Программы включены исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия, органы местного самоуправления, заинтересованные организации и учреждения.
Минкультуры Республики Мордовия обеспечивает принятие необходимых для реализации Программы нормативных правовых актов.
Подготовка системы программных мероприятий и их реализация осуществляется путем ежегодного выделения бюджетных средств на выполнение программы Минкультуре Республики Мордовия как государственному заказчику, главному распорядителю бюджетных средств и основному исполнителю Программы.
Минкультуры Республики Мордовия разрабатывает и направляет в Министерство финансов Республики Мордовия сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Минфин Республики Мордовия на основании заявок Минкультуры Республики Мордовия перечисляет средства республиканского бюджета Республики Мордовия, выделяемые в пределах утвержденной бюджетной росписи, на лицевой счет Минкультуры Республики Мордовия.
Минкультуры Республики Мордовия несет ответственность за целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию предусмотренных мероприятий.
Минкультуры Республики Мордовия обеспечивает выполнение Программы и в случае необходимости определяет соисполнителей по профилю предусматриваемых мероприятий посредством заключения договоров.
Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных инвестиционных проектов за счет как государственных, так и внебюджетных средств, привлекаемых в ходе принятия мер государственной поддержки предпринимательства.
Минкультуры Республики Мордовия при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, Правительство Республики Мордовия с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в реализации программы, инвестиционных кредитов, целевых субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки.
С целью координации работ по реализации Программы отдельные вопросы выносятся на рассмотрение Координационного совета по вопросам туризма при Правительстве Республики Мордовия.
В течение всего периода реализации Программы Минкультуры Республики Мордовия осуществляет мониторинг реализации Программы.
Министерства и ведомства, являющиеся разработчиками и исполнителями Программы, ежегодно до 1 февраля направляют в Минкультуры Республики Мордовия аналитическую информацию по выполнению мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
Минкультуры Республики Мордовия ежегодно до 15 февраля направляет в Министерство экономики Республики Мордовия обобщенную аналитическую информацию по выполнению мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
На основании данных мониторинга Минкультуры Республики Мордовия дает оценку эффективности механизмов реализации Программы, вносит уточнения в перечень и содержание мероприятий Программы, состав исполнителей Программы, уточняет показатели Программы, уточняет затраты на осуществление программных мероприятий с учетом выделяемых средств.
Минкультуры Республики Мордовия осуществляет размещение текста Программы и отчетов о ее реализации в сети Интернет.
Минкультуры Республики Мордовия, при необходимости, вносит в Министерство экономики Республики Мордовия предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации Программы.
Внесение изменений и дополнений, досрочное прекращение Программы осуществляется постановлением Правительства Республики Мордовия. Изменения в объемы финансирования Программы осуществляются постановлением Правительства Республики Мордовия с одновременным внесением изменений в республиканский бюджет на очередной финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Мордовия от 4 июня 2012 г. N 327-Р
Текст распоряжения официально опубликован не был