В соответствии с пунктом 1.4 Перечня мероприятий по реализации Плана мероприятий, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 г. N 57 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы), для определения цели, задачи и порядка реализации института наставничества в системе подготовки трудовых кадров, ознакомления специалистов, вновь назначенных на должности со структурой учреждения, структурных подразделений, отделов, а также вхождения их в должность, освоения процедур и операций, необходимых для данного рабочего места, понимания назначения проделанных работ, их результатов, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение об организации наставничества в системе социальной защиты населения Республики Мордовия;
мероприятия по работе с молодыми специалистами.
2. Отделу кадров (С.В. Рыбкина) довести данный приказ до сведения директоров государственных учреждений, подведомственных Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия, обеспечить методическое сопровождение в части реализации настоящего приказа.
3. Директорам государственных учреждений, подведомственных Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия, обеспечить реализацию Положения об организации наставничества в системе социальной защиты населения Республики Мордовия.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Киселеву С.Е.
Министр |
И.В. Князьков |
Положение
об организации наставничества в системе социальной защиты населения Республики Мордовия
(утв. приказом Министерства социальной защиты населения
Республики Мордовия
от 29 марта 2013 г. N 71)
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цель, задачи и порядок реализации института наставничества в системе подготовки кадров системы социальной защиты населения Республики Мордовия.
2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников государственных учреждений системы социальной защиты населения Республики Мордовия (далее - учреждения) по подготовке молодых специалистов (стажеров) к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.
3. Целью наставничества является оказание помощи сотрудникам (стажерам) в их профессиональном становлении.
2. Задачи наставничества
4. Задачами наставничества являются:
ускорение процесса обучения молодых специалистов основным навыкам профессии, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций, правил поведения в коллективе и трудовой деятельности;
оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений сотрудников (стажеров), в отношении которых осуществляется наставничество;
воспитание профессионально-значимых качеств личности сотрудников (стажеров), ознакомление с правилами и традициями учреждения и соответствующего структурного подразделения учреждения;
содействие выработке навыков профессионального поведения сотрудников (стажеров), соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам;
формирование и развитие ответственного и сознательного отношения к работе;
изучение с сотрудниками (стажерами) требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
оказание моральной и психологической поддержки сотрудникам (стажерам) в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей;
развитие у сотрудников (стажеров) интереса к трудовой деятельности.
5. Задачи наставничества реализуются во взаимодействии руководителя учреждения, руководителей структурных подразделений учреждения, наставников и сотрудников (стажеров) в организации и проведении воспитательной работы, психологического обеспечения и профессиональной подготовки.
3. Организация наставничества
6. Наставничество устанавливается в отношении следующих категорий сотрудников (стажеров):
впервые принятых на работу в учреждение на должности, а также выпускников образовательных учреждений;
перемещенных на вышестоящую должность либо на вышестоящую (равнозначную) должность в другое структурное подразделение, если исполнение новых должностных обязанностей требует дополнительных знаний и практических навыков.
7. Наставничество устанавливается продолжительностью до трех месяцев.
8. Наставник назначается из числа сотрудников структурного подразделения учреждения, имеющих высокие показатели, обладающих значительным профессиональным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.
9. Наставник осуществляет мероприятия наставнической деятельности в отношении одного или нескольких сотрудников (стажеров) одновременно, в зависимости от специфики трудовой деятельности.
10. Наставник назначается приказом руководителя учреждения.
11. Ответственность за организацию наставничества несет руководитель структурного подразделения, куда принят на работу сотрудник (стажер).
12. Непосредственное руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет руководитель учреждения.
13. Руководитель структурного подразделения обязан:
организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, формам и методам индивидуальной воспитательной работы;
оказать организационно-методическую помощь наставникам в планировании и реализации учебно-воспитательных мероприятий с сотрудником (стажером);
заслушивать отчеты наставников о проделанной работе, стимулировать положительные результаты наставничества;
анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества;
обеспечить систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы.
4. Права и обязанности наставника
14. Наставник обязан:
знать трудовое законодательство, нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения Республики Мордовия;
изучать личностные качества сотрудника (стажера), его интересы и увлечения, образ жизни и поведение; принимать участие в разработке и реализации комплексной программы изучения личности сотрудника (стажера);
оказывать всестороннюю помощь сотруднику (стажеру) в овладении профессиональными навыками, своевременно выявлять и устранять ошибки в трудовой деятельности наставника;
воспитывать у сотрудника (стажера) дисциплинированность и исполнительность, проявлять требовательность и принципиальность в вопросах соблюдения законности и норм профессиональной этики;
отчитываться по результатам наставнической работы с сотрудником (стажером), участвовать в подготовке заключения о проверке соответствия занимаемой должности стажера по результатам испытательного срока.
15. Наставник имеет право:
знакомиться с персональными данными сотрудника (стажера) с соблюдением требований и условий, предусмотренных трудовым законодательством в целях защиты персональных данных работника;
вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер), о создании необходимых условий для выполнения трудовых обязанностей;
участвовать в аттестации сотрудника (стажера);
вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер), о его поощрении, наложении на него дисциплинарного взыскания, перемещении по службе.
5. Планирование работы наставника
16. Планирование работы наставника по подготовке сотрудника (стажера) к самостоятельной трудовой деятельности осуществляется на весь период организации наставничества для каждого сотрудника (стажера).
17. Индивидуальный план обучения и подготовки сотрудника (стажера) под руководством наставника составляется совместно с руководителем структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер) и утверждается руководителем учреждения по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
6. Завершение наставничества
18. Наставничество завершается отчетом наставника перед руководителем структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер).
19. Деятельность наставника оценивается руководителем структурного подразделения по следующим критериям:
результативность выполнения сотрудником (стажером) должностных обязанностей;
уровень профессиональных знаний, развития навыков и умений сотрудника (стажера);
способность сотрудника (стажера) самостоятельно выполнять должностные обязанности.
20. Отчет наставника утверждается руководителем структурного подразделения и приобщается к личному делу сотрудника.
21. На основании предложения руководителя структурного подразделения руководитель организации (учреждения) рассматривает в установленном порядке вопрос о поощрении наставника.
22. Наставник за ненадлежащее выполнение своих обязанностей может быть отстранен от наставничества, а также привлечен в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.
Приложение 1
к Положению об организации
наставничества в системе
социальной защиты населения
Республики Мордовия
Индивидуальный план
обучения и подготовки сотрудника (стажера)
_____________________________________________________________
(наименование учреждения)
Должность -
Ф.И.О. сотрудника -
Дата принятия в отдел -
Дата окончания адаптационного периода -
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ф.И.О., должность ответственного |
Срок исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Знакомство со структурой, традициями, элементами культуры организации и т. д. |
|
|
2. |
Беседа с целью выяснения мнения сотрудника о рабочем процессе |
|
|
3. |
Знакомство с сотрудниками |
|
|
4. |
Назначение куратора |
|
|
5. |
Ознакомление с нормативно-правовыми актами, относящимися к полномочиям отдела |
|
|
6. |
Ознакомление с основами трудового законодательства и нормативно-правовыми актами в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения Республики Мордовия |
|
|
7. |
Ознакомление с Административными регламентами Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия по предоставлению государственных услуг, относящимися к полномочиям отдела |
|
|
8. |
Отзыв об особенностях социально-психологической адаптации сотрудника |
|
|
9. |
Отзыв о работе сотрудника по окончании адаптационного периода в соответствии с намеченным планом работы |
|
|
Мероприятия
по работе с молодыми специалистами
(утв. приказом Министерства социальной защиты населения
Республики Мордовия
от 29 марта 2013 г. N 71)
Мероприятия по работе с молодыми специалистами включают в себя:
1. Знакомство нового работника с коллегами по отделу, коллегами-смежниками, с которыми будущему сотруднику предстоит взаимодействовать, с должностными обязанностями, схемой функциональных взаимосвязей в процессе их выполнения.
2. Назначение наставника.
3. Проведение тестирования на выявление в прошлом у молодого работника тех моментов, которые не удовлетворяли его на предыдущем месте работы; движущих мотиваторов в профессиональной деятельности. Результаты тестирования могут использоваться для информирования руководителя структурного подразделения и наставника о том, как лучше работать с данным сотрудником.
4. Информирование работника:
об организации, привлечение его к разрешению существующих проблем соответственно его квалификации, навыкам и опыту работы;
о нормах взаимоотношений как в коллективе, так и с высшим руководством;
о неформальных взаимоотношениях в нерабочее время, о корпоративном отдыхе.
5. Дальнейшее курирование нового работника на начальном этапе его деятельности. Консультирование руководителя учреждения по поводу особенностей личности нового сотрудника и лучших способах взаимодействия с ним.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 29 марта 2013 г. N 71 "Об утверждении Положения об организации наставничества в системе социальной защиты населения Республики Мордовия"
Текст приказа официально опубликован не был