Решение Арбитражного суда Пензенской области от 2 ноября 2016 г. по делу N А49-9213/2016
город Пенза |
|
02 ноября 2016 г. |
Дело N А49-9213/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено 02 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Дудоровой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мещеряковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ванина Константина Васильевича (ОГРН 310583525000030, ИНН 583500568240)
к Администрации города Пензы (ОГРН 1025801358945, ИНН 5836010360)
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании: от заявителя - Ванина К.В. (паспорт); от ответчика - Купреевой Я.В. - главного специалиста отдела по земельным правоотношениям правового управления по доверенности N 1-14-660 от 23.05.2016,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ванин Константин Васильевич (далее - заявитель, ИП Ванин К.В., Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании несоответствующим законодательству отказа Администрации города Пенза (далее - так же, ответчик), выраженного в письме N 4-В-4819 от 22.06.2016, о включении земельного участка, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Лермонтова/Красная,14/53, в схему размещения нестационарных торговых объектов в целях расположения на указанном земельном участке нестационарного торгового павильона для розничной торговли продуктами питания.
В ходе судебного разбирательства заявитель поддержал свои требования по основаниям, подробно изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Ответчик отклонил требования заявителя по доводам, приведенным в письменном отзыве на заявление (л.д. 32-35, 60-63).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ИП Ванин К.В. 08.06.2016 обратился в Администрацию города Пензы с заявлением о включении торгового павильона по адресу: г. Пенза, ул. Лермонтова/Красная, 14/53 в схему дислокации нестационарных торговых объектов (л.д. 10).
Администрация письмом N 4-В-4819 от 22.06.2016 сообщила Предпринимателю о том, что по запрашиваемому адресу инфраструктура торговли сформирована, устойчивое развитие территорий обеспечено, норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов достигнут и превышен. Вместе с тем, в письме приведены микрорайоны, в которых возможно размещение нестационарных торговых объектов, а также указано на возможность участия в аукционе на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресам, включенным в схему размещения, а также предложено рассмотреть возможность осуществления предпринимательской деятельности в стационарных предприятиях торговли (л.д. 12).
Заявитель считает, что ему неправомерно отказано в удовлетворении его обращения, обратился в суд с заявлением о признании решения Администрации незаконным.
Арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 17 данного Закона органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Положениями Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 10 части 1 статьи 14, пункт 18 части 1 статьи 15, статья 15.1, подпункт 15 части 1 статьи 16, глава 8) к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относится создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли; утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Администрации города Пензы N 470 от 09.04.2015 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 772 от 29.09.2010 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области N 1174 от 23.11.2010 утвержден Порядок разработки схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области (далее - Порядок N 1174).
Данный Порядок имел различную редакцию на дату обращения предпринимателя с заявлением в Администрацию (08.06.2016) и на дату издания оспариваемого решения Администрации (22.06.2016).
Приказом Минсельхоз Пензенской области N 242 от 21.06.2016 о внесении изменений в Порядок N 1174 в данный нормативный правовой акт включены нормы, устанавливающие основания включения и исключения нестационарных торговых объектов в схему, порядок рассмотрения предложений заинтересованных лиц о включении нестационарных торговых объектов в схему, перечень документов, которые должны быть представлены с заявлением о включении объекта в схему. Данный приказ вступил в силу 22.06.2016, т.е. в день издания оспариваемого решения Администрации.
На дату обращения Предпринимателя в Администрацию нормы Порядка N 1174 не устанавливали перечень документов, необходимых для представления в орган местного самоуправления с обращением о включении нестационарного торгового объекта в схему. В этой связи приведенные ответчиком в отзыве ссылки на факт непредставления Предпринимателем документов, перечисленных в пункте 8.1 Порядка N 1174 в редакции приказа N 242 от 21.06.2016, как на самостоятельное основание для отказа в удовлетворении заявления Предпринимателя, суд отклоняет как неправомерные.
Вместе с тем, при оценке обращения на наличие оснований для его удовлетворения ответчик должен был руководствоваться нормами Порядка N 1174 в редакции, актуальной на дату рассмотрения обращения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1174 при разработке схем учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схемой должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (пункт 7).
В пункте 8.3 Порядка N 1174 предусмотрены основания для отказа во включении нестационарного торгового объекта в схему. Одним из таких оснований является размещение объекта по адресному ориентиру, находящемуся полностью или частично в границах красных линий.
Таким образом, у органа местного самоуправления нет безусловной обязанности включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов тот или иной объект при наличии заявления заинтересованного лица. Целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не регулирование отношений по распоряжению земельными участками в границах муниципального образования, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и Методика расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно справке Управления содействия развитию малого и среднего предпринимательства Администрации города Пензы N 527-09 от 28.09.2016 норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по г. Пензе составляет 1474,0 объекта, в то время как по данным статистической отчетности фактическая обеспеченность населения города Пензы площадью торговых объектов составляет 2119,0 объектов, что превышает норматив на 44% (л.д. 70-72).
Из заявления Предпринимателя следует, что его действия направлены на узаконивание используемого им торгового павильона по данному адресу, в отношении которого судом в деле N А49-3941/2016 разрешается спор по иску Администрации города Пензы о сносе павильона.
Частью 6 статьи 10 Закона N 381 предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При рассмотрении данного довода оценке подлежат обстоятельства, с которыми Предприниматель связывает возникновение у него права на размещение торгового объекта, правовые основания предоставления в пользование соответствующего земельного участка или наличие разрешения на размещение нестационарного торгового объекта до утверждения схемы расположения таких объектов на территории города Пензы.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривалось, что данный торговый объект в Схему размещения нестационарных торговых объектов никогда не был включен, договор аренды земельного участка под павильоном никогда не заключался, правоустанавливающих документов на земельный участок не имелось. То есть, на момент утверждения Схемы эксплуатация Предпринимателем торгового павильона осуществлялась без каких-либо правовых оснований.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Предпринимателя законного права требовать включения эксплуатируемого им торгового объекта в Схему.
Кроме того, согласно справке Управления градостроительства и архитектуры администрации города Пензы N 2121 от 14.09.2016 объект нестационарной торговли, расположенный по адресу: г. Пенза, в районе ул. Лермонтова/Красная,14/53, полностью находится в границах красных линий, утвержденных постановлением Администрации города Пензы N 1248/1 от 23.10.2014, в составе проекта планировки территории планировочного района "Веселовка - Центр" (л.д. 66).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов предложенного заявителем объекта не противоречит нормам приведенных нормативных правовых актов, не нарушает прав и охраняемых законом интересов Предпринимателя.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящему делу составляет 300 руб.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2700 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ванину Константину Васильевичу в удовлетворении заявленного требования.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ванину Константину Васильевичу (ОГРН 310583525000030) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2700 руб., уплаченную по чеку-ордеру от 27.07.2016.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья |
Н.В. Дудорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.