Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VIII. Голосование и определение результатов выборов
Статья 55. Помещение для голосования
1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется; в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования.
Помещение для голосования определяется не позднее чем за 30 дней до дня голосования и предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии.
2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В зале должны быть установлены также ящики для голосования, количество которых определяет участковая избирательная комиссия.
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и избирательные ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает информационные материалы обо всех зарегистрированных кандидатах. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде помещаются также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилий зарегистрированных кандидатов.
4. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
Статья 56. Избирательный бюллетень
1. Избирательные бюллетени изготовляются исключительно по решению и под контролем избирательной комиссии области и являются документами строгой отчетности. Число избирательных бюллетеней, изготовленных в порядке, установленном настоящим Законом, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей.
2. Форма избирательного бюллетеня, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются избирательной комиссией области не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня утверждается окружной избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Степень защиты избирательного бюллетеня определяется в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
3. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства (город, район), наименование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае его отсутствия - род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, наименование занимаемой им должности, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. Эти данные вносятся на основании документов, представленных зарегистрированным кандидатом, и согласовываются с ним. Принадлежность кандидата к зарегистрированному в установленном порядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем указываются в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом этого общественного объединения. В случае, если кандидатом был зарегистрирован псевдоним, этот псевдоним также указывается в избирательном бюллетене.
В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене указываются номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения.
4. Заказ типографиям на изготовление избирательных бюллетеней делает окружная избирательная комиссия. После передачи избирательных бюллетеней по акту окружной избирательной комиссии, сделавшей заказ, и в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов окружной избирательной комиссии, доверенных лиц кандидатов уничтожают отбракованные и изготовленные сверх заказанного количества избирательные бюллетени, о чем составляется акт в двух экземплярах, который подписывается всеми присутствующими лицами. Избирательные бюллетени изготавливаются не позднее 20 дней до дня голосования.
5. Окружная избирательная комиссия передает избирательные бюллетени по акту в участковые избирательные комиссии не позднее чем за четыре дня до дня голосования. Ответственность за правильность передачи - приемки избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу и получение избирательных бюллетеней.
6. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, определяется окружной избирательной комиссией. Данное число не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента.
7. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Незаверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
8. В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружной избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидатов, вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах.
9. Избирательные бюллетени, оставшиеся в окружной избирательной комиссии на момент окончания голосования, подсчитываются и погашаются окружной избирательной комиссией непосредственно сразу после окончания голосования. Окружная избирательная комиссия составляет акт о количестве погашенных бюллетеней, упаковывает и опечатывает их.
Статья 57. Время и порядок голосования
1. Голосование проводится с 8.00 до 20.00 часов. При совмещении выборов, проводимых в соответствии с настоящим Законом, с выборами в федеральные органы государственной власти время голосования устанавливается федеральным законом. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии оповещают избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а при проведении досрочного и повторного голосования - не позднее чем за пять дней до дня голосования.
2. В день голосования в 8.00 часов председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые стационарные и переносные избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются (опломбируются). Затем, в соответствии с пунктом 4 статьи 58 настоящего Закона, в избирательные ящики опускаются бюллетени граждан, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа.
Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно, заявление (обращение) избирателя о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования.
При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия, избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссий зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, наблюдателем. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательных бюллетеней". При этом указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.
При совмещении выборов разных уровней в случае отказа избирателя взять какой-либо бюллетень в списке избирателей делается соответствующая отметка.
4. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.
5. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".
6. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
7. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.
8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный председателем комиссии.
9. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель или иные лица немедленно удаляются из помещения для голосования, если они совершили или пытались совершить действия, препятствующие работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также нарушающие тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
10. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам, уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.
Статья 58. Порядок досрочного голосования
1. Избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой (за 3 - 1 день до дня голосования) избирательной комиссии. Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования и определении результатов выборов.
2. Если избиратель голосует досрочно в помещении окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов соответствующей окружной избирательной комиссии, которые заверяются печатью окружной избирательной комиссии.
3. Заполненный избирательный бюллетень избиратель, проголосовавший досрочно, вкладывает в конверт, который заклеивает. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии, которые заверяются печатью избирательной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. Окружная избирательная комиссия составляет списки досрочно проголосовавших избирателей по каждому избирательному участку и передает списки, а также конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей в соответствующие участковые избирательные комиссии одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия продолжает составление поступившего из окружной избирательной комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно.
Досрочное голосование в помещении избирательного участка осуществляется в аналогичном порядке.
4. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии после официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц, указанных в пункте 2 статьи 24, сообщает о количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты и список досрочно проголосовавших избирателей. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. После этого председатель участковой избирательной комиссии вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях окружной и участковой избирательных комиссий будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов, проставляется печать участковой избирательной комиссии.
Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно - в окружной избирательной комиссии), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке избирателей против соответствующих фамилий избирателей делается отметка "Проголосовал досрочно".
5. В случае, если отдельные группы избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом, избирательная комиссия области вправе разрешить провести голосование этих групп избирателей досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования.
Для проведения досрочного голосования используются переносные ящики для голосования, количество которых определяется избирательной комиссией области. До проведения досрочного голосования пустые переносные ящики для голосования предъявляются в помещении участковой избирательной комиссии большинству ее членов, а также присутствующим лицам, о чем составляется акт. После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются (пломбируются).
На лицевой стороне избирательного бюллетеня, выдаваемого голосующему досрочно избирателю, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, выписку из списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, к которым они выезжают для проведения досрочного голосования, либо список избирателей, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем избирательного бюллетеня.
Избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему избирательного бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей. В указанных выписке либо списке члены участковой избирательной комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку о том, что избиратель проголосовал досрочно, проставляют дату и время голосования. Если избиратель расписывался в выписке из списка избирателей, то указанные отметки, а также серия и номер паспорта или заменяющего его документа после окончания проведения досрочного голосования вносятся в список избирателей; Указанная выписка из списка избирателей хранится вместе со списком избирателей. Избиратель заполняет избирательный бюллетень и опускает его в переносной ящик для голосования.
О проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов избирательной комиссии и других лиц, присутствовавших при голосовании. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования.
С момента окончания досрочного голосования прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются председателем участковой избирательной комиссии. Хранение переносных ящиков для голосования обеспечивается секретарем участковой избирательной комиссии. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала подсчета голосов избирателей на избирательном участке. Переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, опущенными досрочно проголосовавшими избирателями, запрещается использовать для проведения голосования в день голосования.
При проведении досрочного голосования с использованием переносных ящиков для голосования участковая избирательная комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования.
Досрочное голосование проводится только в установленное решением соответствующей участковой избирательной комиссии время, что должно быть доведено до сведения избирателей через средства массовой информации и (или) иным образом.
При проведении досрочного голосования участковая избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования.
Статья 59. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования
1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья и другим причинам) прибыть в помещение для голосования.
2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования в день голосования.
Участковая избирательная комиссия регистрирует все поступившие заявления (обращения) в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибытии членов комиссии к избирателю обращение подтверждается письменным заявлением избирателя. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, а также внесены те же данные об избирателе, которые содержатся в списке избирателей.
3. Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством (но не более трех) переносных ящиков для голосования, которое определяется решением окружной избирательной комиссии.
4. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям (обращениям), получают под роспись избирательные бюллетени. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы. Заверенную выписку из реестра, указанного в пункте 2 настоящей статьи, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившее письменное заявление избирателя о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем избирательного бюллетеня.
Председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования.
5. Голосование вне помещения для голосования осуществляется с соблюдением требований настоящего Закона. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня. Члены комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного.
6. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе списка избирателей делается особая отметка "Голосовал вне помещения для голосования".
7. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав, а равно искажения волеизъявления избирателя.
8. В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, член участковой избирательной комиссии не вправе выдать, ему в помещении комиссии избирательный бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя, и установления того факта, что голосование указанным избирателем вне помещения для голосования не производилось.
9. По окончании проведения голосования вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования участковой избирательной комиссией составляется акт, в котором указывается число избирательных бюллетеней, выданных членам участковой избирательной комиссии, проводившим голосование вне помещения для голосования с данным переносным пуганом для голосования, число письменных заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, число выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) избирательных бюллетеней, а также сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и о наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
Статья 60. Протокол участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
2. Протокол участковой избирательной комиссии должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать:
а) номер экземпляра;
б) название выборов, дату голосования;
в) слово "Протокол";
г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка;
д) строки протокола в следующей последовательности:
строка 1: число избирателей, внесенных в список;
строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно,
в том числе отдельной строкой 4 - в помещении окружной избирательной комиссии;
строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней;
строка 6: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
строка 7: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
строка 8: число избирательных бюллетеней содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 10: число действительных избирательных бюллетеней;
строка 11: число недействительных избирательных бюллетеней,
в том числе отдельными строками 12 и 13 - число бюллетеней, признанных недействительными вследствие обнаружения в переносных избирательных ящиках большего количества избирательных бюллетеней, чем число заявлений избирателей, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций;
строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата, фамилии которых включены в избирательный бюллетень, включая позицию "Против всех";
е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;
ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии и их подписи;
з) дата и время подписания протокола;
и) печать избирательной комиссии.
3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью.
Статья 61. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола участковой избирательной комиссией
1. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится членами избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации без перерыва до установления итогов голосования. Итоги голосования оглашаются в присутствии членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
2. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах и от строки "Против всех кандидатов"), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования на увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.
3. Перед подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
а) число избирателей, внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
г) число досрочно проголосовавших избирателей.
4. После внесения указанных в пункте 3 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом избирательной комиссии, который проставляет эти данные, затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 2 статьи 24 настоящего Закона.
5. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
а) число избирателей, внесенных в список избирателей;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией от окружной избирательной комиссии (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении окружной избирательной комиссии, в указанное число не входят).
6. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:
а) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).
7. После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 19 настоящей статьи.
8. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах в помещении для голосования, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете.
9. При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
Бюллетенями неустановленной формы являются бюллетени, изготовленные не по установленной избирательной комиссией области форме, а также бюллетени, не заверенные подписью членов избирательной комиссии и печатью.
10. В первую очередь проводится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала - с избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, затем - с избирательными бюллетенями, оставленными избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов избирателей лицам. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму и не учитывается при непосредственном подсчете голосов избирателей. Эти избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
11. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
12. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени.
Члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном>бюллетене отметки избирателя и предоставляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим.
Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается. Содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя оглашаются при непосредственном подсчете голосов.
13. Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату, а также по позиции "Против всех кандидатов". Полученные данные заносятся в строки 14 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.
14. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях окружной и участковой избирательных комиссий будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), участковая избирательная комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по избирательным бюллетеням, извлеченным из конвертов досрочно проголосовавших избирателей. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При этом избирательные бюллетени, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей упаковываются отдельно и опечатываются.
15. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя: избирательные бюллетени, которые не содержат отметок избирателей ни по одной из позиций, бюллетени, содержащие более одной отметки. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии и заверяется печатью комиссии. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму.
16. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней.
17. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
18. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
19. Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней.
20. Протокол подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
21. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
22. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
23. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 2 статьи 24 настоящего Закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовив копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
24. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящего Закона, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии, составленные участковой избирательной комиссией акты. Заверенные копии указанных документов решений избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
25. Второй экземпляр протокола вместе со списком избирателей, с избирательными бюллетенями, списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии, а потом передаются по акту на ответственное хранение в окружную избирательную комиссию.
Третий экземпляр протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.
26. В случае обеспечения участковых избирательных комиссий компьютерной техникой и электронными каналами связи данные протокола об итогах голосования в установленном порядке передаются по техническим каналам связи в электронном виде (в рамках Государственной автоматизированной информационной системы "Выборы") в окружную избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования, а также всей избирательной документации, включая избирательные бюллетени. При этом должна быть обеспечена сохранность избирательной документации и доставка ее по назначению.
27. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в окружную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных), она обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию. Ранее представленный участковой избирательной комиссией в окружную избирательную комиссию протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу.
Статья 62. Установление результатов выборов окружной избирательной комиссией
1. На основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия не позднее чем через три дня со дня выборов устанавливает результаты выборов в соответствующем округе. Суммирование содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий данных осуществляют непосредственно члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2. Избранным по избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей. При равном числе полученных голосов зарегистрированными кандидатами избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Число избирателей, принявших участие в голосовании определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
3. Выборы признаются окружной избирательной комиссией несостоявшимися, если в них приняли участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования, либо если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (другим кандидатам),
Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу избирательных бюллетеней, полученных избирателями.
4. Окружная избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
б) в случае, если итоги голосования признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков;
в) по решению суда.
5. В случаях, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, назначаются повторные выборы.
6. По итогам голосования окружная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, числе протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол о результатах выборов в избирательном округе, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий и сводная таблица о результатах выборов.
Протокол окружной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. К протоколу приобщается составляемая в трех экземплярах сводная таблица о результатах выборов в соответствующем избирательном округе, включающая в себя полные данные всех поступивших в окружную избирательную комиссию протоколов об итогах голосования. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
7. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов избирательной комиссии, составлявшей протокол, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в окружную избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений окружной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
8. Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется вместе с первым экземпляром сводной таблицы о результатах выборов в избирательную комиссию области.
Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы о результатах выборов и списками членов окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 2 статьи 24 настоящего Закона, присутствовавших при установлении результатов выборов и составлении протокола, хранятся секретарем окружной избирательной комиссии в охраняемом помещении.
Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы о результатах выборов предоставляются для ознакомления и снятия копий членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам, представителям средств массовой информации.
9. В случае, если после подписания протокола о результатах выборов в избирательном округе и (или) сводной таблицы и направления их первых экземпляров в избирательную комиссию области окружная избирательная комиссия выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов участковых избирательных комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае окружная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в избирательную комиссию области.
10. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей избирательной комиссии, вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или избирательной комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц, представителей средств массовой информации, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
Статья 63. Установление общих результатов выборов
На основании первых экземпляров протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов и решений окружных избирательных комиссий о регистрации избранных депутатов избирательная комиссия области не позднее чем через три дня после их получения определяет общие результаты выборов в Астраханское областное Представительное Собрание. Члены указанной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично.
Статья 64. Опубликование итогов голосования и результатов выборов
1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, округу, на которые распространяется деятельность избирательной комиссии, в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления избирателям, зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательным объединениям, избирательным блокам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет соответствующая избирательная комиссия.
2. Окружная избирательная комиссия направляет общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.
3. Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется окружной избирательной комиссией не позднее десяти дней со дня голосования.
4. Избирательная комиссия области направляет в средства массовой информации данные об общих результатах выборов в Астраханское областное Представительное Собрание в течение одних суток после принятия соответствующего постановления.
5. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в Астраханское областное Представительное Собрание, содержащихся в протоколах нижестоящих избирательных комиссий, осуществляется избирательной комиссией области в течение двух месяцев со дня голосования.
Статья 65. Повторные выборы. Дополнительные выборы
1. В избирательных округах, выборы в которых признаны несостоявшимися или недействительными, либо если окружная избирательная комиссия в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Закона отменила свое решение о признании избранным кандидата, избирательная комиссия области назначает повторные выборы по соответствующему избирательному округу в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. Повторные выборы проводятся не позднее чем через 90 дней со дня первоначальных выборов или не позднее чем через 90 дней со дня признания выборов недействительными.
3. Избирательная комиссия области вправе принять решение о продлении полномочий участковой избирательной комиссии, либо об ее формировании в новом составе в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
4. Процедура голосования и подведения итогов выборов в этом случае производится в соответствии с требованиями главы VIII настоящего Закона. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации.
5. В случае досрочного прекращения полномочий депутата в избирательном округе избирательной комиссией области в течение месяца со дня такого прекращения полномочий назначаются дополнительные выборы. Решение о прекращении полномочий депутата принимается Астраханским областным Представительным Собранием и оформляется постановлением. Дополнительные выборы проводятся в трехмесячный срок с момента выбытия депутата при соблюдении требований настоящего Закона.
6. Повторные и дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Астраханского областного Представительного Собрания не может быть избран на срок более одного года до окончания срока, на который было избрано Астраханской областное Представительное Собрание соответствующего созыва.
7. В случае, если повторные и дополнительные выборы, проведенные в сроки, установленные настоящим Законом, были признаны несостоявшимися по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 62 настоящего Закона, следующие повторные и (или) дополнительные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий 1 года.
8. В случае выбытия из состава Астраханского областного Представительного Собрания нескольких депутатов в срок, когда проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи не предусмотрено, а Астраханское областное Представительное Собрание осталось в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 66. Регистрация избранных депутатов Астраханского областного Представительного Собрания
1. Окружная избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов по избирательному округу незамедлительно извещает зарегистрированного кандидата, о том, что он избран депутатом Астраханского областного Представительного Собрания, после чего зарегистрированный кандидат, выполняющий обязанности, несовместимые со статусом депутата Астраханского областного Представительного Собрания, обязан в пятидневный срок представить в окружную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Астраханского областного Представительного Собрания, либо копии документов, удостоверяющих, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.
2. Если зарегистрированный кандидат не выполнит требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, окружная избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата. Если требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не выполнены кандидатом без вынуждающих к тому обстоятельств, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью возместить связанные с проведением повторных выборов расходы средств областного бюджета, произведенные соответствующими избирательными комиссиями.
Вынуждающими обстоятельствами, при наличии которых указанное возмещение не производится, являются: признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
3. Окружная избирательная комиссия после официального опубликования результатов выборов и представления зарегистрированным кандидатом копии приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Астраханского областного Представительного Собрания, либо копии документов, удостоверяющих, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей, регистрирует избранного депутата Астраханского областного Представительного Собрания и выдает ему удостоверение об избрании.
Статья 67. Использование Государственной автоматизированной информационной системы "Выборы"
1. При проведении выборов депутатов Астраханского областного Представительного Собрания, в том числе при проведении регистрации (учета) избирателей, составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, для оперативного получения, передачи и обработки информации используется Государственная автоматизированная информационная система "Выборы" в целом либо отдельные ее технические средства.
2. При использовании Государственной автоматизированной информационной системы "Выборы" в целом либо отдельных ее технических средств при проведении выборов, в том числе при регистрации (учете) избирателей, составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и результатов выборов, соответствующая избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием Государственной автоматизированной информационной системы "Выборы" (отдельных ее технических средств). Все члены избирательной комиссии, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в Государственную автоматизированную информационную систему "Выборы".
3. С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования соответствующей избирательной комиссией Государственная автоматизированная информационная система "Выборы" используется для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через Государственную автоматизированную информационную систему "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией.
4. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся секретарем избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащий данные, введенные в Государственную автоматизированную информационную систему "Выборы". Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием Государственной автоматизированной информационной системы "Выборы" и лица, ответственного за введение информации.
5. В случае использования в ходе выборов Государственной автоматизированной информационной системы "Выборы" данные об участии избирателей, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования. Порядок и сроки предоставления таких данных не должны противоречить требованиям федерального законодательства.
Статья 68. Порядок хранения избирательной документации
1. Документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени и списки избирателей, подлежит хранению в течение одного года со дня публикации итогов голосования и результатов выборов, а протоколы об итогах голосования и сводные таблицы избирательных комиссий - в течение года со дня объявления даты следующих выборов депутатов Астраханского областного Представительного Собрания.
2. Порядок хранения и передачи в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, утверждается избирательной комиссией области по согласованию с государственными архивными органами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.