Постановление главы администрации Астраханской области
от 1 февраля 1995 г. N 32
"О мерах по развитию в области сети территориальных центров социальной помощи семье и детям"
Постановлением.11 Губернатора Астраханской области от 30 декабря 2004 г. N 644 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях совершенствования социального обслуживания семей и детей, формирования оптимальной социальной инфраструктуры, обеспечивающей адресность, полноту и доступность предоставляемых населению социальной помощи и услуг постановляю:
1. Довести до сведения глав администраций городов и районов области Примерное положение о территориальном центре социальной помощи семье и детям, утвержденное Приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14.04.94 N 47 (прилагается).
2. Главам администраций городов и районов области:
2.1. Привести в соответствие с указанным Примерным положением положения о создании территориальных центров социальной помощи семье и детям.
2.2. Осуществить необходимые мероприятия по развитию на подведомственных территориях центров социальной помощи семье и детям, рациональному их размещению с учетом интересов и потребностей населения.
3. Департаменту социальной защиты населения администрации области (Наговицын) совместно с временным научно-исследовательским комитетом при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации завершить в 1995 году разработку и внедрение на территории области программы развития сети территориальных центров социальной помощи семье и детям.
4. Департаментам социальной защиты населения (Наговицын), образования (Шитов), здравоохранения (Юшков) администрации области разработать систему совместных мероприятий по кадровому обеспечению территориальных центров социальной помощи семье и детям, оказанию им материальной помощи в организации педагогических услуг в реабилитации семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке и защите.
5. Финансовому управлению администрации области (Евлашев) финансирование центров социальной помощи семье и детям осуществлять за счет средств, предусмотренных в прогнозе областного бюджета на финансирование мероприятий, предусмотренных на эти цели по программе социальной защиты населения области, по мере поступления доходов в областной бюджет.
6. Главам администраций городов и районов области, департаменту социальной защиты населения администрации области (Наговицын) информировать администрацию области о ходе выполнения данного постановления в июне и декабре 1995 года.
7. Контроль за ходом выполнения данного постановления возложить на заместителя главы администрации Мухатова Т.Д. и начальника департамента социальной защиты населения администрации области Наговицына В.А.
И.о. главы администрации области |
Г.Н. Сагунов |
Примерное положение
о территориальном центре социальной помощи семье и детям
(утв. приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. N 47)
1. Общие положения.(*)
1.1. Территориальный центр социальной помощи семье и детям является учреждением государственной системы социальной защиты населения, предназначенным для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной квалифицированной социальной помощи различных видов: социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и иной.
1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются решением директора Центра по согласованию с территориальными органами социальной защиты населения.
1.3. Центр организуется и содержится за счет средств, предусмотренных бюджетами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, других городов и районов на социальное обеспечение, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.
1.4. Центр осуществляет свою деятельность под руководством соответствующих органов социальной защиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции.
Министерства социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, органы социальной защиты населения краев, областей, городов и районов осуществляют координацию деятельности центров, расположенных на их территории, и оказывают им организационно-методическую и практическую помощь.
1.5. Центр является юридическим лицом, имеет свои банковские счета, печать, штамп и бланк с наименованием Центра.
1.6. Центр и его структурные подразделения размещаются в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, выделенных в здании административного или жилого фонда. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащены телефонной связью отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
1.7. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в т.ч. отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.
Все структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра.
Городской, районный Центр может иметь в качестве структурных подразделений филиалы в микрорайонах.
1.8. Штатное расписание Центра утверждается директором в пределах установленного фонда оплаты труда применительно к прилагаемым штатам.
1.9. Правила внутреннего трудового распорядка Центра и его структурных подразделений утверждаются общим собранием (конференцией) их работников по представлению администрации Центра, а правила поведения граждан, обслуживаемых Центром и его структурными подразделениями, директором Центра.
2. Цель и основные задачи деятельности Центра, категории обслуживаемых лиц.
2.1. Цель деятельности Центра - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизация связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
2.2. Основными задачами Центра являются(*):
- выявление совместно с государственными и неправительственными организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ассоциациями многодетных, неполных семей, родителей детей-инвалидов и другими) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;
- определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защит их прав;
- анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
- привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.
2.3. Категориями и группами населения, которым Центр оказывает социальные услуги, являются:
2.3.1. Семьи:
- многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, несовершеннолетних родителей;
- малообеспеченные;
- имеющие в составе неизлечимо больных людей, инвалидов или лиц, страдающих психическими заболеваниями, злоупотребляющих алкоголем, принимающих наркотики;
- с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтным отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми;
- имеющие в составе лиц, ведущих аморальный, паразитический, криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений.
2.3.2. Дети и подростки:
- оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию;
- осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
- нуждающиеся в устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки;
- проживание с родителями, оформляющими развод или находящимся в состоянии развода, временно не способными заботиться о детях в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к судебной ответственности или пренебрегающими своими родительскими обязанностями, ведущими аморальный и паразитический образ жизни;
- имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды;
- допускающие асоциальное поведение, беспризорные, испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, вымогательство, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность), переживающие острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми;
- имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении.
2.3.3. Взрослые граждане:
- беременные женщины и кормящие матери;
- матери, желающие найти временную работу, работу с сокращенным рабочим днем, на дому или другими определенными условиями;
- имеющие на иждивении несовершеннолетних детей;
- частично трудоспособные, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;
- проживающие в одной квартире бывшие супруги;
- испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами и другими людьми.
2.2.4. Бывшие воспитанники детских домов школ-интернатов (несовершеннолетние и совершеннолетние).
2.3. Клиенты имеют право обратиться в Центр лично, по телефону, а также направить письменное заявление или просьбу.
Допускается анонимное обращение клиентов для получения отдельных видов помощи.
Общение между клиентами и сотрудниками Центра может происходить вне Центра.
По приглашению семей сотрудники Центра могут обслуживать клиентов на дому.
3. Структурные подразделения Центра.
3.1. Отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования.(*)
Отделение предназначается для выявления потребности граждан, обратившихся в Центр, в конкретных видах социальных услуг, выявления таких потребностей у семей и детей, проживающих на территории обслуживания, информирования жителей об услугах, предоставляемых Центром, анализа реальной и перспективной потребности в них.
Направлениями деятельности отделения является:
- первичный прием граждан в Центре и выявление имеющихся у них потребностей в социальных услугах;
- направление их в соответствующие функциональные отделения Центра;
- рекламно-пропагандистская работа (распространение информации о задачах и содержании оказываемой Центром социальной помощи, реклама предоставляемых Центром услуг, пропаганда в местных средствах массовой информации идей укрепления и поддержки семьи и детей, издание листовок, пособий и других информационно-пропагандистских материалов в помощь семье по различным вопросам ее жизнедеятельности);
- аналитико-прогностическая работа (оценка социально-демографических характеристик населения, проживающего на данной территории, тенденций социального и семейного развития, причин неблагополучия, выявление и учет мнения населения о качестве и содержании оказываемой социальной помощи, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по совершенствованию социальной работы, планирование социального развития региона);
- информационная работа (выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных подразделений Центра полученной из местных органов государственного управления и других источников официальной статистики и оперативной информации о нуждающихся в социальной помощи людях или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной "горячей линии" для экстренного обращения граждан в случаях, требующих срочного вмешательства социальной службы; отбор из почты писем, требующих письменной консультации специалистов Центра; создание "банка данных" о семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже);
- методическая работа (изучение, обобщение и распространение эффективных форм и методов социальной работы; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; комплектование методической библиотеки Центра).
3.2. Отделение социально-экономической помощи.
Отделение создается для оказания нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.
Направлениями деятельности отделения являются:
- содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи, кредитов, алиментов, улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;
- организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);
- консультирование по вопросам самообеспечения семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов;
- социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социальная поддержка выпускников детских домов и школ - интернатов на начально этапе самостоятельной жизни до достижения совершеннолетия и материальной независимости;
- содействие в решении вопросов занятости, устройстве на курсы переподготовки;
- консультирование по социально-правовым вопросам (жилищное, семейно-брачное, гражданское, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.4. Отделение медико-социальной помощи.
Отделение создается для осуществления:
- социального патронажа беременных женщин и кормящих матерей, семей, где имеются лица с нарушениями психического здоровья, злоупотребляющие алкоголем, принимающие наркотики, а также прошедшие курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании;
- индивидуальной работы с подростками и молодежью по предупреждению и избавлению от вредных привычек, по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка;
- содействия в налаживании быта, лечении, обучении, профессиональной подготовке инвалидов и детей с недостатками в умственном и физическом развитии, воспитывающихся дома;
- консультирования по медико-социальным вопросам (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, сексуальные расстройства, психосексуальное развитие детей и подростков и т.д.).
3.5. Отделение психолого-педагогической помощи.
Отделение образуется для обеспечения:
- патронажа семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия;
- оказание помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов;
- организации работы групп дневного пребывания детей и матерей с детьми;
- оказание экстренной психологической помощи по "телефону доверия";
- создание обществ, клубов взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории;
- консультирования по психолого-педагогическим вопросам (особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической запущенности, семейных конфликтов, методика семейного воспитания, выбор профессии и жизненное самоопределение, межличностные и внутрисемейные отношения и др.);
- организации семейных и детских праздников, соревнований и конкурсов.
3.6. Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков.
Отделение создается с целью осуществления социального патронажа дезадаптированных детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению, а также социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
3.7. Социальные услуги оказываются Центром, как правило, бесплатно.
По решению руководства Центра и местной администрации отдельные социальные услуги могут предоставляться за плату (консультации, временное содержание детей и т.п.). Денежные средства, взимаемые за предоставление отдельных видов социальных услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие, улучшение социального обслуживания клиентов сверх выделяемых ассигнований по бюджету.
3.8. Специалистам по социальной работе и другим сотрудникам Центра, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, выдаются проездные билеты.
Расходы на обеспечение сотрудников проездными билетами включаются в смету расходов на содержание соответствующего отделения Центра.
Директор Центра, исходя из производственной необходимости, может в пределах установленного планового фонда заработной платы вводить в штат Центра и его структурных подразделений должности, не предусмотренные прилагаемыми нормативами.
Оплата труда работников Центра, находящегося на бюджетном финансировании, производится в соответствии с действующей системой оплаты труда.
________________________
(*) Далее именуется - Центр.
(**) Задачи Центра корректируются в зависимости от социально-демографической ситуации в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной помощи и услуг и других факторов.
(***) В дальнейшем - "отделение".
Приложение
к Примерному положению
Примерное штатное расписание
территориального центра социальной помощи семье и детям и его структурных подразделений
N п/п |
Должность |
Количество штатных единиц |
|
при наличии до 3 отделений |
при наличии 3 и более отделений |
||
1. Аппарат Центра | |||
1. |
Директор Центра |
1,0 |
1,0 |
2. |
Заместитель директора |
1,0 |
2,0 |
3. |
Главный бухгалтер |
1,0 |
1,0 |
4. |
Бухгалтер, кассир |
1,0 |
1,0 |
5. |
Инспектор |
0,5 |
1,0 |
6. |
Заведующий хозяйством |
0,5 |
1,0 |
7. |
Секретарь-машинистка |
0,5 |
1,0 |
8. |
Техник |
0,5 |
1,0 |
9. |
Водитель автомобиля(*) |
- |
1,0 |
10. |
Уборщик служебных помещений |
1,0 |
1,0 |
11. |
Сторож |
3,0 |
3,0 |
2. Отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования | |||
1. |
Заведующий отделением |
1,0 |
|
2. |
Специалист по социальной работе |
1,0 ставка на 15 тысяч населения(**) |
|
3. |
Социолог |
1,0 |
|
4. |
Редактор |
1,0 |
|
5. |
Методист |
1,0 |
|
3. Отделение социально-экономической помощи | |||
1. |
Заведующий отделением |
1,0 |
|
2. |
Специалист по социальной работе |
1,0 ставка на 15 тысяч населения(**) |
|
3. |
Экономист |
1,0 |
|
4. |
Юрисконсульт |
1,0 |
|
4. Отделение медико-социальной помощи | |||
1. |
Заведующий отделением |
1,0 |
|
2. |
Специалист по социальной работе |
1,0 ставка на 15 тысяч населения(**) |
|
3. |
Врач-валеолог |
1,0 |
|
4. |
Врач-нарколог |
1,0 |
|
5. |
Врач-сексопатолог |
1,0 |
|
5. Отделение психолого-педагогической помощи | |||
1. |
Заведующий отделением |
1,0 |
|
2. |
Специалист по социальной работе |
1,0 ставка на 15 тысяч жителей(**) |
|
3. |
Психолог |
1,0 |
|
4. |
Социальный педагог |
1,0 |
|
6. Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков | |||
1. |
Заведующий отделением |
1,0 |
|
2. |
Специалист по социальной работе |
1,0 ставка на 15 тысяч населения(**) |
_______________________
(*) Должность водителя при наличии автомобиля.
(**) При наличии в городе, районе, микрорайоне 15 тысяч населения ставка сохраняется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 1 февраля 1995 г. N 32 "О мерах по развитию в области сети территориальных центров социальной помощи семье и детям"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Астраханской области от 30 декабря 2004 г. N 644 настоящее постановление признано утратившим силу
Настоящий документ снят с контроля