Постановление главы администрации Астраханской области
от 18 июля 2001 г. N 370
"Об утверждении Основных направлений инвестиционной политики администрации области на 2001 и последующие годы"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 30 декабря 2016 г. N 113 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях стимулирования инвестиционной активности предприятий и привлечения инвесторов, создания условий, способствующих привлечению инвестиций в приоритетные отрасли экономики региона, а также во исполнение решения инвестиционного совета администрации области (протокол от 25.06.2001 N 1) постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления инвестиционной политики администрации области на 2001 и последующие годы.
2. Установить, что первоочередное право на разработку и реализацию имеют областные целевые программы и инвестиционные проекты, соответствующие приоритетным отраслям экономики региона, определенным Основными направлениями инвестиционной политики администрации области на 2001 и последующие годы.
3. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации администрации области (Блиер) опубликовать Основные направления инвестиционной политики администрации области на 2001 и последующие годы в средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации области |
А.П. Гужвин |
Основные направления
инвестиционной политики администрации области на 2001 и последующие годы
(утв. постановлением главы администрации области от 18 июля 2001 г. N 370)
Позитивные тенденции в инвестиционной сфере, наметившиеся в области в 1997 году, получили свое дальнейшее развитие в последующие годы. На протяжении 4 лет наблюдается рост объемов инвестиций (1997 г. - 109%; 1998 г. - 101%; 1999 г. - 109%; 2000 г. - 137%), в результате чего наш регион вошел в 20 регионов с лучшей динамикой инвестиций, занимая там 7 место. Кроме того, растет доля инвестиций в ВРП (1997 г. - 21,3%; 1998 г. - 24,7%; 1999 г. - 30,7%; 2000 г. - 36,4%). Объем полученной в экономике области прибыли по прибыльным предприятиям области в 2000 году по сравнению с 1997 годом увеличился более чем в 11 раз, что позволило предприятиям переориентировать свои финансовые ресурсы на инвестиционные цели.
Инвестиционная политика администрации области в 2001 - 2005 годах будет направлена на стимулирование инвестиционной активности предприятий и привлечение инвесторов, создание условий, способствующих привлечению инвестиций в приоритетные отрасли экономики региона.
Наибольшим инвестиционным потенциалом обладают следующие отрасли экономики области:
- нефтегаздобыча:
Астраханская область является обладателем крупнейшего в Европе газоконденсатного месторождения, разработка которого выдвинула область на одно из ведущих мест в России по газодобыче и переработке. При этом, известные месторождения характеризуются крайне низкой степенью разработанности. Деятельность газовой и нефтяной промышленности Астраханской области способна стать локомотивом не только для экономики области, но и оказать значительное влияние на деятельность промышленного сектора России, обеспечив поставку наиболее дешевых и энергоемких видов топлива, а также стать источником экспортных валютных поступлений. Разработка новых месторождений в полной мере отвечает стратегическим интересам экономической безопасности России и способна в результате их многолетней эксплуатации полностью удовлетворить потребность российских потребителей в энергоресурсах.
В связи с этим ведущими направлениями развития нефтегазового комплекса становятся:
- развитие геологоразведочных работ по поиску новых месторождений,
- освоение разведанных месторождений,
- строительство инфраструктуры для освоения и развития нефтегазовых месторождений.
- транспортный комплекс:
Астраханский транспортный узел, занимая ключевые позиции на Юге России, приобрел в последние годы статус стратегически важного портово-торгового центра России на Каспии.
Благодаря Волге и Каспийскому морю Астрахань располагается на кратчайшем и удобном пути, связывающем европейскую Россию со странами Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами бассейна Индийского океана.
В связи с этим приоритетными направлениями развития транспортного комплекса являются:
- строительство морского торгового порта Оля и железнодорожной ветки к нему;
- реконструкция и обновление Астраханского объединенного порта, включающие постройку причальных сооружений и причального покрытия, приобретение портовой техники (контейнерных погрузчиков и портальных кранов);
- создание компаний - операторов для обслуживания грузового потока;
- развитие существующих и создание новых судоходных компаний, обновление парка судов;
- реконструкция аэропорта "Астрахань", включая усиление взлетно-посадочной полосы, а также оснащение аэропорта новейшим оборудованием и модернизация аэровокзала;
- строительство объездной дороги с восточной стороны г. Астрахани, подъездных путей к морским портам, строительство паромной транскаспийской переправы, реконструкция мостов.
- судостроение:
Астраханская область представляет собой крупный центр судостроительной промышленности. На ее территории располагается 12 судостроительных и судоремонтных заводов, имеющих вековую традицию и огромный производственный потенциал, что позволяет производить продукцию самого широкого спектра.
На судостроительных предприятиях области производятся не только суда различных типов (сухогрузные, нефтеналивные суда дедвейтом до 6 тыс. тонн, вспомогательные, трубоукладочные, пассажирские, рыболовный флот), но и плавучие буровые установки типа "Каспий" и "Шельф", отдельное оборудование для морского и океанического шельфа, понтоны.
В настоящее время предприятия судостроительной отрасли ориентированы на российских и зарубежных заказчиков и готовы выполнять заказы практически любого уровня сложности.
- рыбохозяйственный комплекс:
Рыбная отрасль Астраханской области занимает ведущее место в местной пищевой промышленности: удельный вес в объемах производства пищевой промышленности постепенно увеличивается в последние годы и достиг в 2000 году 56%. Рыбопродукция, произведенная в Астраханской области, имеет достаточно устойчивый спрос и реализуется не только за пределами области, но и поставляется на экспорт.
На территории области имеются высокие запасы частиковых рыб, осуществляются добыча и искусственное выращивание осетровых видов рыб, а также гидробионтов.
Наиболее приоритетными направлениями развития рыбохозяйственного комплекса являются:
1) развитие сырьевой базы:
- охрана водных биологических ресурсов;
- естественное воспроизводство водных биологических ресурсов (мелиорация естественных нерестилищ и дельты р. Волги);
- искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов (осетровые рыбоводные заводы, нерестово-выростные хозяйства);
- товарное рыбоводство (в т.ч. осетроводство, выращивание новых объектов аквакультуры).
2) освоение водных биологических ресурсов:
- создание рациональной структуры промыслового флота путем замен подлежащих списанию судов новыми, оснащенными современным и технологическим оборудованием;
- строительство маломерного флота для освоения промысла на мелководной части Северного Каспия;
- организация промышленного лова перспективных объектов (долгинская сельдь, кефаль, каспийский пузанок, тюлень и пр.);
- проведение технического перевооружения и реконструкция береговых обрабатывающих предприятий с целью обеспечения выпуска продукции, соответствующей требованиям внутреннего и внешнего рынка;
- развитие экспортного потенциала рыбной отрасли путем коренного изменения структуры производимой продукции, в т.ч. за счет выпуска продукции глубокой переработки;
- создание новых социально значимых и экономически эффективных рабочих мест в рыбохозяйственном комплексе;
3) укрепление научно-технического потенциала рыбохозяйственного комплекса;
- туризм:
Богатые природно-климатические условия Астраханской области, в частности дельты р. Волги, создают благоприятные возможности для формирования туризма в качестве одного из самых быстроразвивающихся и перспективных направлений экономики региона. Широкая развитая сеть транспортной инфраструктуры, гарантированная доступность рекреационных ресурсов делают экономически выгодными финансовые вложения в эту сферу экономики.
Перспективными направлениями развития туристского комплекса являются:
- строительство и реконструкция гостиниц, в том числе создание сети малых гостиниц;
- восстановление недействующих оздоровительных центров и баз отдыха;
- обустройство территории Астраханского биосферного заповедника, целью которого является развитие экологического туризма;
- создание сети зеленых стоянок.
- агропромышленный комплекс:
Астраханская область традиционно славилась своими помидорами и арбузами. Ведущее место область занимает по выращиванию риса. В последнее время начинают осваиваться новые, нетрадиционные для региона культуры, такие как хлопок, табак, соя, сахарная свекла.
Агропромышленный комплекс является одной из базовых отраслей экономики Астраханской области. Учитывая, что в сельской местности проживает примерно половина населения области, развитие сельскохозяйственного комплекса в этой связи приобретает важное экономическое и социальное значение.
Наиболее перспективными направлениями развития агропромышленного комплекса являются:
- развитие личных подсобных хозяйств;
- развитие производства и переработки хлопчатника;
- развитие производства и переработки табака;
- освоение новых видов культур с созданием базы для их переработки;
- введение в хозяйственный оборот лекарственных трав, в том числе за счет развития фармацевтической промышленности;
- развитие и переработка мясной продукции;
- развитие и переработка молочной продукции;
- развитие птицеводства;
- совершенствование технологии переработки сельскохозяйственной продукции с использованием инновационных технологий;
- развитие стекольной и полиграфической промышленности как базы для увеличения производства и расширения ассортимента продукции сельхозпереработки;
- развитие жилищного строительства и производства строительных материалов:
Несмотря на достигнутые успехи жилищного строительства, в Астраханской области складывается крайне неблагоприятная социальная обстановка, обусловленная большим объемом ветхого и аварийного жилого фонда.
Ликвидация ветхого и аварийного жилья является одной из особо острых проблем Астраханской области.
Из 8,7 млн. кв. м городского жилого фонда более 1,2 млн. кв. м составляет ветхий и аварийный жилой фонд, где проживает свыше 32 тыс. семей. Это требует строительства более 2 млн. кв. м нового благоустроенного жилья.
Вместе с тем Астраханская область располагает всеми необходимыми условиями для решения данной проблемы, а именно: широкой сетью строительных фирм и производственных объединений; хорошо развитой промышленностью строительных материалов, на которую приходится 2,5% общего объема всей промышленной продукции области, богатыми месторождениями полезных ископаемых, являющимися основой для производства таких строительных материалов, как красный керамический кирпич, сыромолотый гипс, гипсовый камень.
Кроме того, имеются большие запасы песчаных отложений. Большинство месторождений способно обеспечивать работу промышленных предприятий в течение 50 - 60 лет.
Основными направлениями развития жилищного строительства и производства строительных материалов являются:
- организация производства облицовочных керамических материалов, дорожного битума, серобетонной смеси и серополимерного цемента;
- организация производства строительных материалов на основе гипса;
- модернизация существующих предприятий стройиндустрии;
- внедрение передовых технологий строительства.
Для осуществления массированного целенаправленного привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие вышеназванных приоритетных отраслей экономики области, отвечающее потребностям сбалансированного роста, необходима реализация следующих задач:
- инициирование реализации инвестиционных проектов, отвечающих стратегическим направлениям развития экономики области;
- государственная поддержка инвестиционных проектов, реализуемых по инициативе предприятий или инвесторов;
- совершенствование работы с федеральными органами власти по решению проблем территорий, стратегически важных для Российской Федерации;
- организация взаимодействия со стратегическими инвесторами;
- формирование инвестиционного имиджа области, способствующего привлечению инвестиций в регион;
- усиление контроля за эффективностью использования инвестиций, ходом реализации инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке администрации области;
- развитие отраслей экономики области через реализацию федеральных и областных целевых программ.
Мероприятиями, посредством которых будет осуществляться инвестиционная политика, будут:
1. Реализация Закона "О бюджете развития Астраханской области", направленного на обеспечение развития приоритетных направлений экономики области, путем финансирования:
- участия администрации области в уставном капитале вновь создаваемых для реализации инвестиционных проектов предприятий;
- особо важных инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями, в состав учредителей которых входит администрация области;
- инвестиционных проектов в рамках областных целевых программ производственного назначения;
- инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями на условиях лизинга;
- с целью снижения процентной ставки, не более чем на 50%, по кредитам, привлеченным предприятиями для реализации инвестиционных проектов.
Основной целью бюджета развития является обеспечение реализации инвестиционных проектов, направленных на структурную перестройку экономики Астраханской области и рост производства, стимулирование инвестиционной активности на приоритетных для области направлениях развития. Использование механизма бюджета развития позволит обеспечить не только прямую финансовую поддержку инвестиционной деятельности предприятий, но и мультипликативный эффект привлечения дополнительных инвестиций на реализацию проектов (не менее 5 руб. на каждый рубль вложенных бюджетных средств).
2. Оказание государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий и организаций области в рамках существующего законодательно-нормативного поля, действующего на территории области в виде:
- предоставления налоговых льгот при осуществлении инвестиционной деятельности;
- льготирования процентной ставки по кредитам, предоставляемого предприятиям при реализации инвестиционных проектов;
- предоставления государственных гарантий области под привлеченные для реализации инвестиционных проектов кредитные ресурсы;
- оказания помощи в поиске инвесторов.
3. Достижение максимальной концентрации финансовых ресурсов для решения ключевых проблем региона путем участия в федеральных целевых программах:
- "Модернизация транспортной системы России"
- "Развитие образования"
- "Экология и природные ресурсы"
- "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера"
- "Защита морских побережий от опасных природных явлений"
- "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники"
- "Обеспечение населения питьевой водой"
- "Содействие занятости населения Российской Федерации"
- "Социальное развитие села до 2010 года"
- "Зерно"
- "Жилище"
- "Создание автоматизированной системы ведения, государственного кадастра недвижимости в Российской Федерации"
- "Интеграция высшего образования и науки России"
- "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации"
- "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации".
4. Введение в действие механизма реализации Закона Астраханской области "О бюджете развития Астраханской области" и внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
5. Организация сопровождения (со стороны комитета экономического развития и торговли и отраслевых структурных подразделений администрации области) инвестиционных проектов, осуществляемых при государственной поддержке администрации области, а также налаживание постоянного контроля и анализа за ходом их реализации.
6. Формирование инвестиционно привлекательного имиджа Астраханской области. Проведение экономических миссий, обеспечение участия области в крупнейших международных представительских мероприятиях, размещение в популярных зарубежных изданиях и Интернет информации об инвестиционных возможностях Астраханской области.
7. Разработка и принятие областных целевых программ, позволяющих сосредоточить силы и средства бюджета и других ресурсных источников на решении приоритетных проблем развития отраслей экономики области и социальных проблем территории.
8. Разработка и принятие целевых областных программ развития экономики районов области, которым при наличии потенциальных возможностей для динамичного экономического развития требуется первоначальная поддержка на областном уровне для достижения в ближайшее время бюджетной самодостаточности.
9. Оказание финансовой поддержки путем создания фонда муниципального развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 18 июля 2001 г. N 370 "Об утверждении Основных направлений инвестиционной политики администрации области на 2001 и последующие годы"
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 2 августа 2001 г. N 31 (550)
Постановлением Губернатора Астраханской области от 30 декабря 2016 г. N 113 настоящее постановление признано утратившим силу