Постановление главы администрации Астраханской области
от 10 ноября 1996 г. N 365
"О территориальной подсистеме Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 31 мая 2005 г. N 368 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 5 ноября 1995 г. N 1113 постановляю:
1. Преобразовать территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Астраханской области в территориальную подсистему Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной подсистеме Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Возложить на комитеты, управления, отделы администрации Астраханской области, на организации функциональных подсистем различных министерств и ведомств территориального, местного и объектового уровня, осуществляющих свою деятельность на территории области, функции по защите населения и территорий согласно приложению.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать по согласованию со штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Астраханской области и утвердить в установленном порядке положения о районных (городских) территориальных звеньях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Разрешить председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям, его заместителям, руководителям работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации ведомственные системы и сети связи.
Рекомендовать акционерному обществу "Авиакомпания Астраханские авиалинии", акционерному обществу открытого типа "Астраханьавтотранс", Астраханскому порту акционерного общества Волжского объединения речного пароходства, Астраханскому отделению Приволжской железной дороги обеспечивать в первоочередном порядке по заявкам штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и возвращение в места постоянной дислокации сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за счет средств, выделяемых целевым назначением в областном бюджете на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Разрешить председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям, его заместителям в случае необходимости привлекать для указанных целей транспортные средства других ведомственных предприятий и организаций, а также приобретать билеты в приоритетном порядке на все виды транспорта для доставки групп специалистов в районы чрезвычайных ситуаций.
6. Признать утратившим силу постановление главы администрации Астраханской области от 09.03.93 N 47 "О создании территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Астраханской области".
Глава администрации области |
А.П. Гужвин |
Положение
о территориальной подсистеме Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением главы администрации области от 10 ноября 1996 г. N 365)
1. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования территориальной подсистемы Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - территориальная подсистема области);
Территориальная подсистема организуется и функционирует в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законом, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, решениями Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, приказами и распоряжениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), оперативными указаниями Северо-Кавказского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (СКРЦ), законодательством Астраханской области, постановлениями и распоряжениями администрации области, иными нормативными и правовыми актами и настоящим Положением;
МЧС России и СКРЦ в пределах своей компетенции осуществляют координацию деятельности территориальной подсистемы области в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. В соответствии с Федеральным Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основными задачами территориальной подсистемы Астраханской области являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;
осуществлением федеральных и территориальных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждения и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории области, независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее именуются - объекты) в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - силы и средства);
сбор, обработка, обмен и выдача информации в вопросах защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения области к действиям при чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - резервы финансовых и материальных ресурсов);
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в вопросах защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
участие в международном сотрудничестве в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление взаимной информации и взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с соседними территориальными подсистемами РСЧС, оказание взаимопомощи в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
3. Территориальная подсистема объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Астраханской области, органов местного самоуправления, функциональных подсистем различного уровня федеральных органов исполнительной власти и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций.
(Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС РФ);
4. Территориальная подсистема РСЧС имеет три уровня:
территориальный (областной), местный (городской, районный) и объектовый.
Подсистема РСЧС Астраханской области состоит из 17 звеньев (два городских и пятнадцать районных), соответствующих принятому административно-территориальному делению.
Каждое звено предназначено для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории.
5. Каждый уровень территориальной подсистемы области имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
6. Координирующими органами территориальной подсистемы Астраханской области являются:
на территориальном уровне, охватывающем территорию области, - комиссия по чрезвычайным ситуациям органа исполнительной власти Астраханской области;
на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссия по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (объектовые комиссии по ЧС создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы);
Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, а также об объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждается решениями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций.
7. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления являются:
организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержания в состоянии готовности пунктов управления;
организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участие в осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
планирование и организация эвакуации населения, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий то чрезвычайных ситуаций;
руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
8. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация работ по созданию на потенциально-опасных объектах и поддержанию в постоянно готовности локальных систем контроля и оповещения;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях;
9. Постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории, являются:
на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти области и при органах местного самоуправления (комитеты, управления, отделы);
на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
10. Органами повседневного управления территориальной подсистемы области являются:
пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения функциональных подсистем различных министерств и ведомств территориального, местного и объектового уровня, осуществляющих свою деятельность на территории области;
Органы повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС Астраханской области включают:
дежурную службу областной комиссии по чрезвычайным ситуациям (дежурный по администрации области, оперативный дежурный штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);
дежурно-диспетчерскую службу комитета экологии и природных ресурсов Астраханской области;
дежурную службу Астраханского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
дежурно-диспетчерскую службу Астраханского областного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
дежурную службу управления Государственной противопожарной службы управления внутренних дел Астраханской области;
дежурно-диспетчерскую службу Астраханского отделения Приволжской железной дороги;
дежурно-диспетчерскую службу акционерного общества открытого типа "Астраханьавтотранс";
дежурно-диспетчерскую службу Астраханского порта акционерного общества "Волжское объединенное речное пароходство";
дежурную службу спасательно-координационного центра Северо-Каспийского морского пароходства;
дежурную службу управления внутренних дел администрации Астраханской области;
дежурно-диспетчерскую службу областного центра медицины катастроф;
дежурную службу акционерного общества открытого типа "Связьинформ";
дежурную службу городского радиотрансляционного узла;
дежурную службу телерадиокомпании "Лотос";
дежурную службу (ЦДС) акционерного общества "Астраханьэнерго";
дежурную службу Астраханского управления акционерного общества "Волгонефть";
дежурно-диспетчерскую службу центрального поста газовой безопасности предприятия "Астраханьгазпром";
дежурную службу Астраханского управления магистральных газопроводов;
дежурную службу Зензелинского линейного производственного управления магистральных газопроводов;
дежурную службу поисково-спасательного обеспечения полетов акционерного общества открытого типа "Аэропорт Астрахань";
дежурно-диспетчерскую службу муниципального предприятия "Водоканал" Трусовского района;
дежурно-диспетчерскую службу производственного объединения "Водоканал";
дежурную службу военизированной части предприятия "Астраханьгазпром";
дежурную службу Астраханской военизированной части фирмы "Газобезопасность" РАО "Газпром";
дежурную службу Астраханской военизированной части предприятия "Нижневолжскгеология";
дежурную службу государственного предприятия "Астраханьсельхозводопроводы".
Органы повседневного управления размещаются на пунктах управления, диспетчерских пунктах, оснащенных соответствующими средствами связи и оповещения, и осуществляют управление и контроль функционирования подсистемы, звеньев и объектов, а также немедленное реагирование на возникновение аварий, катастроф и стихийных бедствий (на получение о реальных признаках назревания чрезвычайных ситуаций).
11. Задачи наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов на территории Астраханской области выполняют:
от Федерального горного и промышленного надзора России
Астраханская горнотехническая инспекция,
Аксарайская районная горнотехническая инспекция,
от Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации
Астраханский областной центр ГСЭН,
городские районные центры ГСЭН г. Астрахани,
сельские районные центры ГСЭН,
городской центр ГСЭН г. Знаменска (Капустин Яр),
Астраханская противочумная станция;
от Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Астраханский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
районные метеостанции;
от Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
комитет экологии и природных ресурсов Астраханской области (специализированная инспекция государственного экологического контроля, специализированная инспекция по соблюдению природоохранного законодательства на Астраханском газоперерабатывающем заводе, специализированная морская инспекция),
комитет экологии и природных ресурсов г. Астрахани,
городские и районные комитеты экологии и природных ресурсов области;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации
Астраханская областная ветеринарная лаборатория,
сельские районные ветеринарные лаборатории,
хозрасчетный ветеринарно-санитарный отряд г. Астрахани,
Астраханская областная агрохимлаборатория,
лаборатория мясокомбината "Астраханский",
лаборатория хладокомбината "Астраханский",
лаборатория молочного комбината "Астраханский",
от Министерства путей сообщения Российской Федерации
СЭС Астраханского отделения Приволжской железной дороги;
от Министерства транспорта Российской Федерации
Нижневолжский зональный центр ГСЭН на транспорте,
Астраханский линейный отдел судоходной инспекции Волжского бассейна,
Нижневолжская инспекция речного регистра;
от Министерства топлива и энергетики Российской Федерации
Предприятие энергонадзора акционерного общества "Астраханьэнерго"
от Министерства строительства Российской Федерации
Областная инспекция госархстройнадзора;
от Министерства внутренних дел Российской Федерации
СЭС Астраханского управления внутренних дел,
отдел госпожнадзора Государственной противопожарной службы
УВД администрации Астраханской области,
от РАО "Газпром"
Лаборатория охраны окружающей среды предприятия "Астраханьгазпром";
от ПО "Водоканал" администрации г. Астрахани
Лаборатория управления ПО "Водоканал",
лаборатория южных очистных сооружений,
лаборатория левобережных очистных сооружений водопровода;
от МП "Водоканал" Трусовского района г. Астрахани
Лаборатория правобережных очистных сооружений водопровода
12. Задачи предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области решают:
от Министерства внутренних дел Российской Федерации
Части военизированной пожарной охраны управления Государственной противопожарной службы (постоянной готовности),
специализированная военизированная часть управления Государственной противопожарной службы (постоянной готовности);
от Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации
Областной центр медицины катастроф в составе трех бригад медицинской помощи постоянной готовности (хирургической, токсико-терапевтической, инфекционной), бригады скорой медицинской помощи г. Астрахани и районов области; врачебно-сестринские бригады, фельдшерские бригады, бригады специализированной медицинской помощи на базе областных, городских лечебно-профилактических учреждений и центральных районных больниц (хирургические, токсико-терапевтические, ожоговые, травматологические, реанимационные, нейрохирургические, детские и т.д.);
от Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации
бригады экстренной санитарно-профилактической помощи областного центра госсанэпиднадзора,
бригады районных центров Госсанэпиднадзора,
специализированная противоэпидемическая бригада Астраханской противочумной станции;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации
областная и городская станции по борьбе с болезнями животных,
районные станции по борьбе с болезнями животных,
ветеринарные пункты, ветеринарные участки и участковые ветлечебницы колхозов, совхозов и товарищества области,
городские участковые ветлечебницы,
ветеринарно-эпизоотический отряд при ветеринарном отделе области;
от Министерства путей сообщения Российской Федерации
пожарные поезда Астраханского отделения Приволжской железной дороги,
аварийно-восстановительные поезда Астраханского отделения Приволжской железной дороги;
от Министерства транспорта Российской Федерации
Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ Госморспасслужбы,
служба поисково-аварийно-спасательного обеспечения полетов акционерного общества открытого типа "Аэропорт Астрахань";
от Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр
Военизированная часть постоянной готовности по предупреждению возникновения и ликвидации открытия газовых и нефтяных фонтанов предприятия "Нижневолжскгеология";
от Российского акционерного общества "Газпром" военизированные части постоянной готовности по предупреждению возникновения и ликвидации нефтяных и газовых фонтанов фирмы "Газобезопасность" и предприятия "Астраханьгазпром".
13. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС включают силы и средства функциональных подсистем различного уровня федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее силы постоянной готовности).
14. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (медицинских, строительных, химических, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Численность личного состава и техники в этих формированиях определяются необходимостью в них и возможностями формирователей.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администрации организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
15. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
16. Информационное обеспечение функционирования территориальной подсистемы РСЧС осуществляется по средствам связи и передачи данных:
центром управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
информационными центрами федеральных органов исполнительной власти;
Северо-Кавказским региональным информационно-управляющим центром;
Областным информационно-управляющим центром органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
Абонентскими пунктами городских и районных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
информационными центрами организаций.
17. Основными функциями информационно-управляющей системы являются:
сбор и комплексная обработка полученных данных, в том числе оповещение о фактах чрезвычайных ситуаций, их селекция и распределение между абонентами (пользователями) по принадлежности;
сбор и обработка информации от абонентов (пользователей) системы;
обеспечение обмена информацией между различными звеньями подсистемы РСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления сил и средств наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18. Сбор информации от абонентов (пользователей) системы и обмен ею между различными звеньями подсистемы РСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления сил и средств наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется путем передачи формализованных донесений.
Критерии, формы, сроки и порядок представления информации о чрезвычайных ситуациях в территориальной подсистеме определены "Инструкцией о порядке обмена в Астраханской области информацией о чрезвычайных ситуациях".
Обмен информацией между координирующими органами, постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и органами повседневного управления осуществляется как по вертикальным, так и по горизонтальным связям.
19. Система связи территориальной подсистемы РСЧС области предназначена для обеспечения своевременной передачи информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, непрерывного и устойчивого управления звеньями РСЧС и силами наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций в различных режимах функционирования.
Основу системы связи составляют государственная сеть и средства связи АО "Связьинформ", радиосеть комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации области, стационарные и подвижные средства связи штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
20. Система оповещения предназначена для своевременного доведения сообщений до координирующих органов, органов управления (штабов) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органов повседневного управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций по приведение их в готовность к действиям в соответствии с предназначением и до населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и порядке действий.
Систему оповещения составляют совокупность комплекса технических средств автоматизированной системы централизованного оповещения и системы связи, локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах и установленного порядка передачи и доведения сообщений.
Для оповещения населения могут привлекаться силы и средства предприятий, учреждений, организаций.
Организация системы оповещения возлагается на органы управления (штабы) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
21. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением администрации Астраханской области и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования территориальной подсистемы РСЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.
22. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании территориальной подсистемы РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
планирование и осуществление целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращение возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистемы и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
организация защиты населения;
выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего
населения;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
23. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
областной резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет средств областного бюджета
местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;
объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
Чрезвычайные резервные фонды финансовых и материальных ресурсов, созданные за счет бюджетных и внебюджетных источников, используются на покрытие расходов на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и поисково-спасательных подразделений, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшим.
По мере формирования и развития территориальной подсистемы РСЧС резервные фонды и чрезвычайные резервные фонды подлежат пересмотру по необходимости с учетом местных условий и обстановки.
24. Ликвидацию чрезвычайных ситуаций организуют комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Основные задачи, решаемые комиссиями по чрезвычайным ситуациям:
а) в режиме повседневной деятельности;
разработка годового плана работы комиссии по чрезвычайным ситуациям, в котором предусматриваются мероприятия по контролю за реализацией мер, направленных на предупреждение и снижение ущерба от возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, и подготовка к ликвидации их последствий;
руководство разработкой плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время в целях заблаговременной организации работ при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного времени;
проведение заседаний, проверок, экспертиз, рекогносцировок и других работ, связанных с безаварийным функционированием хозяйства области;
организация подготовки членов комиссии по чрезвычайным ситуациям, органов управления к действиям в чрезвычайных условиях, обеспечение их постоянной готовности к ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
обеспечение согласования с управлениями, ведомствами и другими организациями, а также привлекаемыми органами и силами вопросов взаимодействия в интересах решения вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление контроля деятельности предприятий, учреждений и организаций на территории области (города, района) независимо от их организационно-правовых форм, по вопросам снижения опасности возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий, возможного ущерба от них и готовности к ликвидации их последствий;
участие в подготовке и принятии решений о целесообразности размещения на территории области (города, района) объектов, потенциально опасных для жизни и здоровья населения, природной среды;
привлечение к работе комиссии по чрезвычайным ситуациям необходимых специалистов;
разработка и доведение до вышестоящих государственных органов предложений и рекомендаций по вопросам предотвращения аварий, катастроф и стихийных бедствий;
проведение систематических тренировок по оповещению и сбору членов комиссии по чрезвычайным ситуациям;
б) в режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации:
организация непрерывного режима работы с момента возникновения чрезвычайной ситуации;
организация всех видов разведки районов, подвергшихся стихийным бедствиям;
определение масштабов происшествия, размера ущерба и других последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также прогнозирование этих последствий, исходя из предложений специалистов и членов комиссии;
принятие экстренных мер по обеспечению защиты населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, его жизнеобеспечение в чрезвычайных условиях;
обеспечение оперативного управление работами на месте происшествия мобильным оперативными группами комиссии;
осуществление контроля за привлечением, согласно плану, необходимых сил и средств;
доведение информации до вышестоящих органов, заинтересованных организаций и населения о положении дел и результатах работ по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
выявление причин аварий (катастроф) со специальными комиссиями по административному и техническому расследованию.
25. Для организации выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений и организации принятия мер по предотвращению чрезвычайной ситуации, оценки их характера в случае возникновения, выработки предложений по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и окружающей среды и их реализации, непосредственно в районе бедствий из состава комиссии по чрезвычайным ситуациям с привлечением необходимых специалистов в зависимости от типа, характера и масштабов чрезвычайных ситуаций формируются оперативные группы.
Основными задачами оперативных групп в районе бедствий являются:
а) при функционировании в режиме повышенной готовности:
организация выявления причин, оценка характера возможной чрезвычайной ситуации, прогнозирование развития обстановки и подготовка предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, ее локализации и ликвидации;
координация действий территориальных органов или непосредственное руководство осуществлением разработанных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций;
б) при функционировании в режиме чрезвычайной ситуации:
организация оценки масштабов чрезвычайной ситуации и прогнозирования развития обстановки;
подготовка предложений по выбору плана действий из числа заранее разработанных типовых планов локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по его корректировке в соответствии со складывающейся обстановкой, по использованию сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов (средств жизнеобеспечения населения, оборудования для производства неотложных работ, специальной помощи пострадавшим и др.) из резервов;
координация и контроль действий территориальных органов управления в зоне бедствия по эвакуации населения, оказанию помощи пострадавшим и по другим неотложным мерам;
непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с органами власти и управления в зонах бедствия.
26. Для выполнения специальных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовки сил и средств, а также всестороннего обеспечения действий формирований в ходе проведения спасательных и других неотложных работ в случае отсутствия на территории области (города, района) функциональных подсистем соответствующего уровня создаются службы ГОЧС.
Их перечень, состав и задачи определяются с учетом местных условий, возможной обстановки и функций органов исполнительной власти Астраханской области и ведомственных организаций, осуществляющих деятельность на территории области, по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
27. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, областных органов исполнительной власти, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.
При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность на территории области (района).
О гарантиях прав граждан в условиях чрезвычайного положения см. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"
28. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления, администрации области, руководства федерального органа исполнительной власти.
29. Привлечение сил постоянной готовности (аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований) к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
по решению органов управления, осуществляющих руководство деятельностью указанных формирований на основе запроса органов управления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации, либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
30. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
31. Нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, а также спасатели, не входящие в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ, привлекаются к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций решением соответствующих органов управления (руководителя работ) в случае крайней необходимости.
Также в случае крайней необходимости может быть принято решение о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ.
32. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Астраханской области.
33. В целях оперативного привлечения необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств, достижения слаженности между аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями и другими силами при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, организуется взаимодействие, сущность которого заключается в согласовании по целям, задачам, месту, времени и способам действия разнообразных по предназначению и подчиненности сил областной территориальной подсистемы РСЧС, воинских частей и подразделений гражданской обороны, других воинских частей и подразделений видов Вооруженных Сил, родов войск, подразделений МВД России, ведомственных специальных формирований и учреждений, подразделений профессионалов-спасателей, членов различных общественных объединений в интересах успешного решения задачи ликвидации чрезвычайной ситуации, поиска и спасения людей.
Взаимодействие с частями (подразделениями) войск гражданской обороны, дислоцирующимися на территории области, организуется на основании распоряжения начальника Северо-Кавказским регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Взаимодействие с частями и подразделениями Вооруженных Сил, дислоцирующимися на территории области, организуется на основании выписок из приказов (планов) командующего Северо-Кавказским военным округом, командующего Каспийской военной флотилией.
Взаимодействие с частями и подразделениями МВД России организуется в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Астраханской области.
Взаимодействие со специальными формированиями организаций различных министерств и ведомств, осуществляющих свою деятельность на территории области, организуется на основании двухсторонних договоров (соглашений).
Взаимодействие с привлекаемыми силами и средствами осуществляется органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (комитет, управление, отдел).
34. Выполнение целевых программ по защите населения, территории области, окружающей среды, представляющих комплекс мер, увязанных по задачам, срокам выполнения, источникам обеспечения финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, осуществляется соответствующими координирующими органами с целью согласования финансовой, кредитной, инвестиционной политики по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению их дестабилизирующего воздействия, а также с целью подготовки к ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и других бедствий.
Государственные целевые программы разрабатываются в соответствии с решениями федеральных законодательных органов, Президента РФ, Правительства РФ и финансируются из республиканского бюджета. Содержание основных проектов, составляющих программу, и объекты финансирования согласовываются с соответствующими органами государственной власти и управления, участвующими в их реализации.
35. Финансирование территориальной подсистемы области осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством российской Федерации и законодательством области.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
36. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь, в случае возникновения их, осуществляется планирование действий на основе планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий территориальной подсистемы области осуществляет областной орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (комитет, управление, отдел).
В своей работе органы управления территориальной подсистемы области руководствуются нормативно-правовыми актами и другими документами по вопросам защиты населения и территорий от аварий, катастроф, стихийных и других бедствий.
37. Обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях осуществляется самостоятельно на тренировках и занятиях по месту работы, учебы и жительства, через средства массовой информации и в ходе специальных учений.
Подготовка специалистов органов управления областной подсистемы и ее звеньев осуществляется на базе областного учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, курсах гражданской обороны, а также в учебных заведениях повышения квалификации и подготовки кадров министерств и ведомств Российской Федерации непосредственно по месту работы.
38. Для совершенствования организации территориальной подсистемы РСЧС и ее звеньев, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 10 ноября 1996 г. N 365 "О территориальной подсистеме Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Астраханской области от 31 мая 2005 г. N 368 настоящее постановление признано утратившим силу