Постановление главы администрации Астраханской области
от 11 ноября 1996 г. N 371
"Об организации и проведении аварийно-спасательных работ
в чрезвычайных ситуациях на территории Астраханской области"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 14 октября 2005 г. N 623 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение требований Федерального Закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в целях организации и проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях
Постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Астраханской области.
2. Председателю областной комиссии по чрезвычайным ситуациям, главам администраций городов и районов области, руководителям учреждений, предприятий и организаций принять данное Положение к исполнению и довести до руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
И.о. главы администрации области
А.А.Жилкин
Зарегистрировано в Федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов РФ 24 декабря 2001 г.
Регистрационный N ru30000199600078
Положение об организации и проведении
аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях
на территории Астраханской области
(утв. постановлением главы администрации области от 11 ноября 1996 г. N 371)
I. Общие положения
Аварийно-спасательные работы (АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельности по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населения, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Необходимый минимум решения вопросов жизнеобеспечения пострадавшего населения включает обеспечение водой, продуктами питания, временным жильем, топливом, предметами первой необходимости и медикаментами.
Организация жизнеобеспечения населения должна осуществляться либо одновременно с ведением АСР и оказанием медицинской помощи, либо не позднее, чем через 10-12 часов после их начала.
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медикосанитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
АСР включает в себя следующие этапы:
проведение комплексной разведки до ввода аварийно-спасательных подразделений на объект (территорию) работ;
рекогносцировка объектов (территорий), где планируется проведение работ;
проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;
выдвижение и ввод на объект (территорию) сил и средств, необходимых для выполнения работ;
проведение АСР;
вывод сил и средств по завершении работ и возвращение их к месту дислокации.
Поиск и спасение людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах, является специфическим видом АСР и проводится в соответствии с существующими положениями по организации работ аварийно-спасательными, поисково-спасательными, поисковыми и спасательными службами (формированиями, командами и подразделениями), специально подготовленными и аттестованными в установленном порядке для спасения людей на море и водных бассейнах.
II. Организация и проведение АСР
2.1. Подготовка к проведению работ на объекте (территории).
До ввода аварийно-спасательных подразделений на объект (территорию) на них должна быть проведена комплексная разведка.
К ведению разведки привлекаются аварийно-спасательные формирования, первыми прибывшие на место чрезвычайной ситуации (ЧС).
При быстроразвивающихся чрезвычайных ситуациях (пожар, авария с выбросом (выливом) СДЯВ и т.д.) разведка проводится одновременно с принятием мер по подавлению опасных факторов ЧС.
При поисково-спасательных работах в состав сил поиска (разведки) включаются специалисты и средства для оказания медицинской помощи, жизнеобеспечения и обозначения местоположения пострадавших.
Разведка устанавливает: наличие радиационного, химического и бактериологического заражения, кратчайшие и наиболее безопасные маршруты движения формирования к объектам работ, степень и характер разрушений зданий и сооружений, сетей коммунально-энергетического хозяйства, местонахождение пострадавших людей и степень угрожающей им опасности, наиболее удобные места для разборки завалов и извлечения пострадавших, а также для прокладки путей их эвакуации, состояние водоисточников и возможность их использования для хозяйственно-питьевых и других нужд, условия и целесообразную очередность производства работ, возможность применения средств механизации и ведения взрывных работ, опасность возникновения (распространения) пожаров и др.
Результаты разведки немедленно докладываются руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации.
На основании данных разведки в ходе рекогносцировки объекта (территории) определяются:
объем и способы ведения АСР;
необходимые для проведения АСР силы и средства;
способы поиска и спасения людей;
необходимость организации комендантской службы в районе ЧС и на прилегающей территории;
необходимость непрерывного метеонаблюдения и порядок информации и его результатах;
необходимость создания резерва сил и средств, организации посменной работы, питания и отдыха личного состава, привлекаемого в АСР;
мероприятия по всестороннему обеспечению проводимых работ и др.
Объект (территория) разбивается на участки проведения работ, а также по видам работ.
К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
2.2. Проведение АСР.
2.2.1. Руководство АСР.
Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
Общее руководство АСР и другими неотложными работами на объекте (территории) осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям объекта (территории).
При проведении работ аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами.
2.2.2. Права и обязанности руководителя ликвидации ЧС.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и принять руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются Правительством Российской Федерации, администрацией области, органами местного самоуправления, руководством организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
о проведении эвакуационных мероприятий;
об обстановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
о проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;
о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;
о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
Руководители ликвидации ЧС, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации.
В случае технологической невозможности проведения всего объема АСР руководители ликвидации ЧС могут принять решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
Руководитель АСР обязан:
произвести разведку и оценить обстановку в месте проведения спасательных работ;
поставить задачу подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
непрерывно следить за изменением обстановки в ходе АСР и принимать соответствующие решения, при необходимости вызывать дополнительные силы и средства и организовать их встречу и расстановку;
создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых;
назначить ответственного за соблюдением мер безопасности;
организовать пункты сбора пострадавших и медицинской помощи;
по окончании работ заслушать командиров (руководителей) подразделений, при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);
определить порядок убытия с места АСР подразделений и взаимодействующих служб.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель АСР должен учитывать:
динамику развития ЧС, воздействия определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и сооружений и эвакуации имущества;
необходимость привлечения специальных служб и средств.
При внесении изменений в расстановку сил и средств участвующих в проведении АСР руководитель АСР должен принять решение о перегруппировке и довести его до руководителей подразделений, указав кому, куда и как производить перегруппировку.
2.2.3. Технология АСР.
Технологические приемы и способы ведения АСР выбираются в зависимости от вида аварии (катастрофы, стихийного бедствия), объекта поражения, объемов зон поражения, наличия источников первичного и вторичного заражения, возможности использования средств большой и малой механизации работ, необходимости использования средств защиты, необходимости проведения работ по локализации первичных и вторичных источников поражения и др.
Руководителям АСР объект разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей работ на участках. Между руководителями работ на участках и руководителем работ на объекте устанавливается радиосвязь.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение.
Последовательность мероприятий по выполнению поисково-спасательных работ и способы их проведения определяются конкретно на объекте поражения с целью решения главной задачи - быстрейшее нахождение пострадавших и оказание им медицинской помощи.
Поиск пострадавших осуществляется способами:
сплошного визуального обследования участка спасательных работ (объекта, здания) поисково-спасательным подразделением, подразделением разведки или специально организованным для этой цели подразделением (группой, командой);
поиск с применением специально обученных собак (кинологический), индивидуальный или групповой;
поиск с использованием специальных акустических приборов в условиях невысоких шумов от работающих механизмов и оборудования;
поиск пострадавших по свидетельствам очевидцев путем опроса спасенных пострадавших, жильцов здания, подвергшегося поражению; работников предприятия и служащих учреждений, оказавшихся вне здания в момент их разрушения; представителей администрации предприятия, работников жилищно-коммунального хозяйства, воспитателей школьных и детских учреждений и др.; личного состава подразделений, выполняющих спасательные работы.
Устанавливаемые места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
Как правило на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе, вся информация о ходе спасательных работ передается при смене. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно.
Деблокирование пострадавших осуществляется такими способами:
устройство лаза в завале с использованием механизмов (приспособлений) или вручную;
устройство галереи в завале с использованием механизмов и ручного труда;
устройство галереи в грунте под завалом с применением механизмов рыхления грунта и ручного труда;
разборка завалов с применением средств механизации и ручного труда;
устройство прохода (проема) в блокированное помещение с применением механических средств разрушения и ручного труда;
обеспечением доступа к пострадавшим на верхние этажи (уровни) разрушенных зданий с дальнейшим использованием для спасения людей автолестниц, автоподъемщиков и вертолетов;
спасение людей по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам.
Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
Для подъема и перемещения конструкций, по возможности, максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
Руководителем АСР одновременно с поисково-спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушной смеси, истечения СДЯВ, поступления горячей, холодной и канализационных вод и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 11 ноября 1996 г. N 371 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Астраханской области"
Зарегистрировано в Федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов РФ 24 декабря 2001 г.
Регистрационный N ru30000199600078
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Астраханской области от 14 октября 2005 г. N 623 настоящее постановление признано утратившим силу