Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации области
от 22 января 1997 г. N 21
Концепция
адресной социальной поддержки населения Астраханской области в 1997 году
Социально-экономическая обстановка в области характеризуется продолжающимся спадом общественного производства. Ситуация по уровню жизни населения Астраханской области в 1996 году, несмотря на сохранившийся с прошлого года относительно невысокий рост цен, не улучшилась, а по ряду показателей изменилась в худшую сторону.
Среднемесячный рост потребительских цен на товары и платные услуги в сентябре 1996 года ускорился и составил 100,6% в основном цены росли на продовольственные товары - 100,4%.
Прожиточный минимум снизился и для среднестатистического жителя области на 01.10.96 составил 351923 руб.
Темпы роста заработной платы в 2 раза превысили темпы роста цен. Начисленная средняя заработная плата трудящихся области в августе составила 623 тыс. руб.
Доходы населения в отличие от начисленной заработной платы росли значительно медленнее. Основная причина - задержка в выплате заработной платы, пенсий, пособий на детей. Задолженность по выплате заработной платы по данным статистики продолжает возрастать и на конец сентября составила в среднем по народному хозяйству 2,3 месячного фонда оплаты труда. Особенно велика она в строительстве (5,1 месячного фонда) и в сельском хозяйстве (3,2 месячного фонда).
Происходит дальнейшее расслоение общества. Уровень бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума практически не снижается и превышает 50% населения области. Среди бедных большинство составляют промышленные и сельскохозяйственные рабочие, особенно из семей с иждивенцами, больными, престарелыми. По результатам бюджетного обследования, проведенного управлением труда, семьи с тремя и более детьми практически все попадают в зону бедности.
К числу производств, в которых зарплата работающих ниже прожиточного минимума, добавляются и работники бюджетных отраслей, имеющие с 1 по 13 разряды, ставки которых также находятся ниже величины прожиточного минимума.
На 1 октября 1996 года число незанятых трудоспособных граждан ищущих работу, составило 25348 чел., из них 23644 чел. - безработные.
В структуре потребительских расходов семей наибольшей статьей по-прежнему остаются расходы на питание - 55,3%.
За 9 месяцев 1996 года уровень разрыва в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного населения держался выше, чем в 1995 году, и в августе возрос до 30,2%. Уровень бедного населения в области с доходами ниже прожиточного минимума в текущем году не снизился и составил 55,2% (по г. Астрахани - 48,7%).
Демографическая ситуация в области определяется нарастанием неблагоприятных тенденций. Численность населения Астраханской области продолжает иметь тенденцию к старению. Пенсионеры составляют около 25% населения. Они в категории малообеспеченных граждан занимают значительную долю, так как по области получают пенсии ниже минимальных размеров - 16488 чел., от 1 до 2 минимальных пенсий - 57985 чел. и от 2 до 3 минимальных пенсий.
На общую демографическую ситуацию в области главным образом влияет продолжающееся падение рождаемости. За последние 3 года единственным источником роста численности населения области является миграционный прирост.
Имеется тенденция роста получателей пенсий и пособий по инвалидности: с 25,1 тыс. чел. в 1995 г. до 30,0 тыс. чел. в 1996 г. и 32,0 тыс. в 1997 г. (по прогнозу), особенно возросла численность инвалидов при первичном обследовании.
За 1995 год впервые установлена группа инвалидности 6887, а за 8 месяцев 1996 г. - уже свыше 3000 чел. Эта категория населения также имеет доходы, как правило, ниже прожиточного минимума, поэтому вынуждена будет обращаться в органы социальной защиты населения за поддержкой.
Преобразования в экономике области порождают изменения в обществе, которые значительной нагрузкой ложатся на систему социальной защиты населения. Продолжается поиск механизмов системы социальной защиты, с помощью которых она может влиять на сегодняшнюю ситуацию. По-прежнему главной задачей является разработка мер по защите социально-уязвимых категорий населения: инвалидов, пенсионеров, семей с детьми. Многие категории граждан, ранее не нуждавшихся в социальной помощи, оказались в ряду малообеспеченных.
Практика организации социальной защиты во многих регионах Российской Федерации свидетельствует о том, что в условиях перехода к рыночной экономике в основе системы социальной защиты должны быть экономические механизмы, позволяющие, с одной стороны, отслеживать величину прожиточного минимума, в зависимости от уровня инфляции и структуры цен, а с другой стороны, оперативно определять семью (граждан), находящуюся за порогом бедности, по принципу индивидуального адресного подхода.
Из всех вышеназванных категорий малообеспеченных граждан целесообразно поддерживать только нетрудоспособных по причинам болезни, инвалидности, а также возраста.
Механизм выделения граждан, находящихся за порогом бедности, остается прежним и основывается на расчете размера совокупного среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному для различных социально-демографических групп. То есть сохраняется адресный принцип оказания социальной помощи. Это значит, что социальная помощь оказывается только тем, кто не может сам работать, или у кого нет члена семьи, обязанного его содержать. Адресный принцип помощи предусматривает индивидуальный подход и сохраняет стимул к труду.
При определении пособий следует руководствоваться тем, что трудоспособные должны получать социальные компенсации только через фонд пособий по безработице департамента федеральной службы занятости России по Астраханской области.
Практика работы системы адресной социальной поддержки нуждающихся категорий граждан в области показала, что системные (ежемесячные) выплаты дотации зачастую порождали иждивенческие настроения и отдельные трудоспособные родители утрачивали стимул к самостоятельному заработку с целью содержания несовершеннолетних детей и иждивенцев.
Поэтому целесообразно изменить периодичность выплат до 2 - 4 раз в год. Правом на системные выплаты адресной поддержки пользуются следующие категории:
1. Инвалиды I и II гр.
2. Дети-инвалиды до 16 лет.
3. Дети, находящиеся под опекой.
4. Дети из многодетных семей с одним родителем.
5. Больные туберкулезом.
6. Больные сахарным диабетом.
7. Онкобольные.
8. Больные лейкозом.
9. Одинокие пенсионеры, бездетные супружеские пары престарелого возраста (свыше 70 лет).
10. Проезд по остросоциальным нуждам.
Из мероприятий по социальной защите населения раздела II "Малообеспеченные граждане" переносятся в систему адресных выплат в виде единовременного пособия:
1. Материальная помощь на топливо, ремонт жилья и бытовой техники, газификацию, бытовые услуги.
2. Оказание срочной (материальной и натуральной) помощи различным категориям остро нуждающихся граждан.
Кроме этого, в систему адресных выплат переносятся из раздела I "Семья, женщины, дети" следующие мероприятия:
1. Выплата компенсации стоимости продуктов питания детям до 16 лет, пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС, детям, инфицированным вирусом СПИД, и детям, чьи родители погибли при выполнении служебного и воинского долга.
2. Предоставление единовременного пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - выпускникам учебных заведений всех видов.
3. Выплаты на удешевление приобретения спортивной формы детям-школьникам из малообеспеченных многодетных семей (1 раз в год).
Адресная поддержка предусматривает объединение всех видов помощи в одну денежную выплату, величина которой будет определяться по единым нормам (от 1 до 2 минимальных оплат труда для системных выплат) и по нормативным расчетам для единовременных выплат. Это позволит сделать систему помощи более простой, социально-справедливой, доступной и устранить дублирование.
Кроме этого, считаем целесообразным сохранить отдельные значимые проблемы социальной направленности:
областные и федеральные целевые программы, благотворительные акции для малоимущих граждан, инвалидов, семей с детьми;
организацию бесплатного питания, сконцентрировав их в единых областных мероприятиях (расчеты прилагаются):
Раздел I. Семья, женщины, дети.
Раздел II. Малообеспеченные граждане.
Раздел III. Адресная социальная поддержка населения.
Кроме этого, считаем целесообразным ввести в единые мероприятия по социальной защите населения дальнейшее развитие и расширение сети учреждений социальной помощи и спектра предоставляемых гражданам социальных услуг в целях программно-целевого подхода к решению проблем в области социального обслуживания различных категорий населения.
Целью предполагаемых преобразований должно стать содействие гражданам пожилого возраста, инвалидам и другим категориям в развитии собственного потенциала, социально-психологической адаптации к новым рыночным условиям и требованиям, выходе из создавшейся трудной жизненной ситуации.
В решении этих проблем особое значение принадлежит системе социальных служб и учреждений. Причем в целях удешевления стоимости услуг возможно максимальное развитие негосударственных учреждений и предприятий независимо от форм собственности, предоставляющих социальные услуги. Это могут быть различного рода частные фирмы, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Это могут быть и какие-либо временные проекты. В бюджетах области, районов и городов надо закладывать средства на эти цели.
Система социального обслуживания должна развиваться на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии, конфиденциальности, профилактической направленности. До недавнего времени в области социальные услуги оказывались только пожилым гражданам, инвалидам и детям-сиротам через помещение их в стационарные учреждения. Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию и снижение объема бюджетных ассигнований, органы социальной защиты населения проводят определенную работу по расширению сети учреждений и служб социальной помощи, совершенствованию и внедрению новых форм обслуживания.
Объективно происходит процесс расширения категории и групп населения, обращающихся за предоставлением различных социальных услуг. Все это требует развития сети учреждений социального обслуживания разного профиля: комплексных центров социального обслуживания для детей и пожилых детей, центров социального обслуживания с дневным пребыванием и стационаром, с отделениями реабилитации инвалидов и пожилых граждан, отделениями срочной помощи и других.
Социальное обслуживание обратившегося за помощью должно носить комплексный характер: это не только социально-бытовая, но и социально-медицинская, психолого-педагогическая помощь, правовые услуги, коррекционная реабилитация, профессиональная адаптация. Поэтому проблема выходит за рамки одного ведомства и носит межведомственный характер: медицинские органы, система образования, служба занятости должны работать в тесном контакте. Их интеграция в социальной поддержке населения позволит более целенаправленно использовать бюджетные и внебюджетные финансовые средства на развитие социальных услуг.
Особого внимания требуют вопросы, связанные с развитием платных услуг (на условиях полной или частичной оплаты), доля которых в общем объеме пока невелика. Вместе с тем, принцип адресности и дифференцируемого подхода с учетом конкретного социально-экономического положения и потребностей получателя услуг важно реализовывать и в этой сфере. Такой подход необходим в условиях расслоения общества по уровню жизни, но при этом определенный перечень услуг, предоставляемых бесплатно всем гражданам, должен сохраниться.
Принятый Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" позволит органам местного самоуправления создавать различные типы моделей социального обслуживания с учетом потребностей различных категорий и групп населения, особенностей развития района, традиций и обычаев, сложившейся демографической и социально-экономической ситуации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации Астраханской области от 22 января 1997 г. N 21 "О мероприятиях по социальной защите... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.