Постановление главы администрации Астраханской области
от 16 ноября 2001 г. N 550
"О концепции развития судостроительной промышленности Астраханской области на период до 2005 года"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 6 мая 2008 г. N 241 настоящее постановление признано утратившим силу
С целью более полного использования судостроительного потенциала области и повышения конкурентоспособности продукции данной отрасли постановляю:
1. Утвердить концепцию развития судостроительной промышленности Астраханской области на период до 2005 года (прилагается).
2. Департаменту промышленности, транспорта, связи, науки и технологий администрации области (Терсков):
2.1. Осуществлять координацию работы в судостроительной отрасли в соответствии с основными направлениями утвержденной концепции.
2.2. В срок до 15 декабря 2001 года подготовить план первоочередных мероприятий по выполнению основных положений концепции.
3. Комитету экономического развития и торговли администрации области (Максимова) оказывать предприятиям судостроительного комплекса консультативную и методическую помощь при разработке бизнес-планов на инвестиционные проекты.
4. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации администрации области (Блиер) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области - начальника департамента промышленности, транспорта, связи, науки и технологий администрации области Терскова С.К.
Глава администрации области |
А.П. Гужвин |
Концепция
развития судостроительной промышленности Астраханской области на период до 2005 года
(утв. постановлением главы администрации области от 16 ноября 2001 г. N 550)
1. Введение
В середине 50-х годов на территории Астраханское области был сформирован комплекс высокопроизводительных индустриально-развитых судостроительно-судоремонтных предприятий, занимающий одно из ведущих мест в России. Ежегодно наращивая свой потенциал, судостроительная промышленность к 1992 году обеспечивала 13% общего объема промышленного производства Астраханской области. На предприятиях данной отрасли было занято более 30 тыс. человек или около 10% всего трудового потенциала региона. К сожалению, пострадав от разрыва экономических связей вследствие распада СССР, судостроительная отрасль снизила объемы производства более чем в три раза, численность персонала сократилась почти в четыре раза, произошло размывание и потеря квалификации кадров судостроителей.
На сегодняшний день необходимо принятие действенных мер по более полному использованию судостроительного потенциала области, его Дальнейшему развитию и повышению эффективности работы.
Одним из основных инструментов решения этой задачи должна стать концепция развития судостроительной промышленности Астраханской области на период до 2005 года.
Данная концепция разработана для определения основных задач, направлений и приоритетов развития судостроительной отрасли области.
Одной из задач концепции является определение мер и способов поддержки органами государственной власти и местного самоуправления развития судостроительного потенциала с целью создания условий, направленных на дальнейшее увеличение объемов производства и поступательное развитие производственной базы предприятий данной отрасли.
2. Характеристика и основные показатели деятельности судостроительной отрасли
В Астраханской области действуют 12 предприятий, способных строить суда практически любого назначения и вести ремонт судов весом до шести тысяч тонн с поднятием их в док или на стапель.
Предприятия отрасли выпускают суда разных классов - сухогрузные суда, танкеры, суда-контейнеровозы, плавучие причалы, мотоботы, рефрижераторы, плав-заводы, самоходные суда типа "река - море", несамоходные баржи, плавучие буровые платформы, самоподъемные буровые установки, крановые суда различной грузоподъемности и т.п.
Широко известны буровые установки типа "Шельф" для добычи нефти в море. За последние годы сданы компании ЛУКОЙЛ СПБУ "Астра" (ОАО "Красные Баррикады"), а международному нефтяному концерну "ОКИОК" - буровая баржа "Сункар" (ОАО "Морской судостроительный завод"). На астраханских верфях строятся сухогрузные суда для Венгрии, грузовые суда, танкеры-химовозы для Нидерландов.
Судостроительная отрасль Астраханской области представлена следующими наиболее крупными предприятиями:
1. ОАО "Морской судостроительный завод" ("Астраханский Корабел")
2. ОАО "Судостроительный завод Лотос"
3. ОАО "ССЗ Красные Баррикады"
4. ОАО "ССЗ им. III Интернационала"
5. ЗАО "ССЗ им. Ленина"
6. ЗАО "ССЗ им. XXX годовщины Октябрьской революции"
7. ОАО "Ахтубинский ССЗ"
8. ОАО "ССЗ им. Урицкого"
9. ОАО "Волго-Каспийский СРЗ"
10. ОАО "ССЗ им. Карла Маркса"
11. ОАО "Астраханская судостроительная верфь"
12. ОАО "Первомайский СРЗ".
В последние несколько лет наблюдается стабильный рост объемов продукции судостроения.
На судостроительных предприятиях трудятся около 7000 человек, что составляет 3% от общего количества работников крупных и средних промышленных предприятий области.
Основные показатели работы судостроительной отрасли приведены в приложении.
Вместе с тем при наличии положительных тенденций имеется ряд факторов, негативно сказывающихся на дальнейшем развитии судостроения в регионе. Так, например, средняя загрузка производственных мощностей судостроительных предприятий составляет всего 43%. Это является следствием как объективных, так и субъективных причин.
Сказывается слабая финансовая возможность потенциальных российских заказчиков на строительство нового современного транспортного, нефтеналивного, рефрижераторного, рыбопромыслового и вспомогательного флота. В то же время привлечению заказчиков мешает инертность ряда руководителей по разработке четкой маркетинговой стратегии, отсутствие гибкого подхода к системе поиска заказов. Отрицательное влияние также оказывает недостаточная оснащенность судостроительных предприятий современным оборудованием с применением новых технологий, слабое применение более совершенных систем управления производством, имеющиеся кадровые проблемы.
3. Стратегия развития судостроительной промышленности области на период
С учетом существующего состояния судостроительной отрасли области, наличия проблем и нерешенных вопросов основными задачами ее развития на ближайшие годы являются:
- более полное использование имеющегося производственного потенциала судостроительной отрасли области;
- повышение роли и места судостроительной отрасли в промышленном комплексе области и в формировании доходной части бюджетов всех уровней;
- устранение резких диспропорций в промышленном развитии (экономических показателях) отдельных судостроительных предприятий.
Предпосылками дальнейшего развития судостроительной промышленности области являются:
- развитие международного транспортного коридора "Север-Юг". По прогнозам Минтранса России в ближайшие несколько лет грузопоток на данном направлении увеличится в несколько раз. В то же время средний возраст транспортных судов, работающих на Каспийском море, которых и так не хватает, составляет около 20 лет. Все это позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время значительно увеличится потребность в транспортных судах различного назначения, строительство которых можно будет осуществить на астраханских верфях;
- оптимистические прогнозы по наличию на шельфе Каспийского моря значительных запасов нефти. В связи с этим в скором времени понадобятся морские сооружения для разведки и добычи нефти, а впоследствии и большое количество специализированного флота для транспортировки нефти и нефтепродуктов. В Каспийском регионе только астраханские предприятия имеют опыт строительства буровых установок и танкерного флота;
- тенденция развития рыбной отрасли на Каспии, которая определяет необходимость строительство большого количества новых типов судов для ведения лова рыбы частиковых пород на шельфе Каспийского моря, а также рефрижераторного флота или плавучих рефрижераторных пунктов для приема улова. Строительство данного вида флота также можно вести на специализированных судостроительных предприятиях области;
- при наличии в области широких возможностей отдыха на воде, развития туристического бизнеса в нашем регионе, а также с ростом благосостояния населения будет развиваться процесс строительства яхт, прогулочных катеров различного класса, небольших круизных судов. Ряд судостроительных предприятий области уже имеет опыт строительства судов такого класса.
С увеличением количества судов и плавучих инженерных сооружений на Каспийском море значительно вырастет потребность в судоремонте, что должно стать одним из важных направлений деятельности судостроительных предприятий.
Стратегической основой развития судостроителей промышленности области должно стать сохранение и совершенствование ее специализации, ориентированной на максимальное использование производственной базы региона.
В связи с этим основными направлениями развития судостроительной промышленности Астраханской области на период до 2005 года должны стать:
- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции путем сокращения сроков постройки судов, улучшения качества работ и снижения стоимости заказов;
- реконструкция и техническое перевооружение существующих производственных мощностей;
- решение кадровых проблем;
- усиление маркетинговой политики на внешнем и внутреннем рынках;
- расширение сотрудничества с западными судостроительными компаниями;
- государственная поддержка судостроительной отрасли.
3.1. Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и технического уровня производства
В последние годы на астраханских судостроительных предприятиях значительно сократилось число заказов для других регионов России. В этих условиях наиболее перспективным, с учетом развития транспортных потоков и началом разработки нефтяных месторождений, рынком судостроения остается Каспийский бассейн.
Вместе с тем после получения прикаспийскими республиками суверенитета и приходом в регион западных компаний конкуренция на судостроительном рынке региона значительно усилится.
При этих обстоятельствах важнейшими условиями получения заказов астраханскими судостроительными предприятиями является значительное повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и технического уровня производства.
Как правило, потенциальный заказчик при выборе партнера учитывает следующие критерии:
- сроки постройки;
- качество выполняемых работ;
- стоимость.
3.1.1. Сокращение сроков выполнения заказов
Сроки постройки судов являются довольно важным показателем для заказчика при размещении заказа на том или ином предприятии. Учитывая, что судостроительная продукция является довольно дорогостоящей, заказчик стремится к сокращению сроков постройки для уменьшения времени, когда денежные средства не работают и не приносят отдачи.
В связи с этим при прочих равных условиях заказчик, как правило, выбирает партнера, который предлагает наименьшие сроки строительства судна.
Решение данного вопроса предусматривает:
- более широкое применение межзаводской кооперации, когда заказ разбивается на несколько частей (объемов), каждая из которых выполняется на отдельном судостроительном предприятии;
- применение новых высокопроизводительных технологий и вспомогательного инструмента;
- совершенствование системы управления производственным процессом, более четкая организация труда с использованием современных компьютерных программ;
- своевременное обеспечение материалами и комплектующими при более четкой работе маркетинговых и снабженческих служб;
- создание специализированных фирм по оказанию услуг сварочных, судосборочных и других видов судостроительных работ.
3.1.2. Повышение качества работ
Уменьшение за годы реформ объемов инвестиций в судостроительную отрасль привело к резкому снижению коэффициента обновления основных фондов (около 0,1% по сравнению с 7% в 1990 году) и увеличению степени их изношенности. На сегодняшний день износ основных фондов на большинстве судостроительных предприятий области составляет от 50 до 80%. Недостаточное использование в промышленном производстве новых современных технологий не позволяет предприятиям повышать конкурентоспособность, технический уровень производства и, как следствие, выдерживать высокое качество выпускаемой продукции.
Решение данного вопроса предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- своевременное проведение модернизации и реконструкции производственных мощностей;
- обеспечение необходимой динамики обновления технологий;
- проведение планомерной политики по внедрению на предприятиях современных систем управления качеством на базе международных стандартов (ИСО 9000 и т.д.) и последующих разработок в этой области;
- повышение квалификации производственного персонала;
- получение судостроительными предприятиями разрешения на работу по стандартам западных классификационных обществ (немецкий и английский ЛЛОЙД, Американское бюро судоходства и т.д.).
3.1.3. Снижение стоимости заказов
Одним из важнейших вопросов повышения конкурентоспособности продукции, производимой судостроительными предприятиями, является ее цена.
В настоящее время за счет несколько более низкой стоимости заказов судостроительные предприятия региона еще могут конкурировать с верфями более развитых стран. Вместе с тем в скором времени с ростом заработной платы, цен на энергоносители, металл, комплектующие стоимость выполнения заказов будет неуклонно расти. Для снижения себестоимости выпускаемой продукции необходимо добиться снижения ее следующих составляющих:
- фонда зарплаты (представляет собой долгосрочный процесс, так как требует сокращения численности персонала путем внедрения автоматизации производственных процессов и современного высокопроизводительного оборудования);
- стоимости материалов и комплектующих (путем усиления маркетинговой политики предприятий на рынках данной продукции, поиску наиболее выгодных партнеров с возможностью установления скидок);
- затратив энергообеспечение предприятий (представляет собой наиболее реальный вклад в снижение себестоимости продукции. Необходимо внедрять современные энергосберегающие технологии, прорабатывать с поставщиками энергоносителей систему тарифных скидок);
- затрат, не связанных с производственным процессом.
3.2. Кадровая политика и подготовка специалистов в судостроительной отрасли
Развитие судостроительного комплекса неразрывно связано с необходимостью восстановления его кадрового потенциала. За последние годы многие предприятия по ряду причин потеряли опытные кадры основных рабочих профессий - сварщиков, судосборщиков, наладчиков и т.д.
Прогнозный дефицит рабочих специальностей на период до 2005 года по судостроительному комплексу:
Профессия, специальность |
Требуемое количество |
Судосборщик |
180 |
Электросварщик |
156 |
Слесарь-монтажник судовой |
119 |
Трубопроводчик судовой |
70 |
Электромонтажник судовой |
128 |
Маляр |
115 |
Изолировщик судовой |
70 |
Станочник |
130 |
Итого |
968 |
В то же время планируемый выпуск специалистов учреждениями начального образования за этот же период составляет:
|
ПУ N 3 |
ПУ N 7 |
ПУ N 9 |
ПУ N 16 |
ПУ N 32 |
Итого |
Судосборщик |
106 |
30 |
85 |
35 |
30 |
286 |
Электросварщик |
63 |
118 |
19 |
|
37 |
237 |
Слесарь-монтажник судовой |
|
48 |
167 |
37 |
8 |
260 |
Трубопроводчик судовой |
|
|
|
|
|
|
Электромонтажник судовой |
54 |
|
|
|
|
54 |
Маляр |
|
|
|
|
|
|
Изолировщик судовой |
|
|
|
|
|
|
Станочник |
77 |
72 |
|
|
|
149 |
Итого |
300 |
268 |
271 |
72 |
75 |
986 |
Срок подготовки специалистов в учебных заведениях профтехобразования - 2 - 3 года, причем после окончания обучения молодые специалисты призываются в армию. После службы лишь 20% специалистов, уже частично утративших профессиональные навыки, идут работать на судостроительные предприятия, остальные "рассеиваются" в малом бизнесе и на предприятиях других отраслей.
Реально судостроительная отрасль получит не более 200 рабочих, из которых на предприятии после профессионального отбора останется не более 70%, т.е. 140 - 150 человек.
Более того, специфика судостроения заключается в том, что профессионально-технические училища дают выпускникам в основном только первоначальную базу. По-настоящему профессионалом, к примеру, судовой сварщик становится только после 4 - 5 лет, а судосборщик через - 6 - 7 лет практической работы.
В то же время существующая на ряде предприятий практика использования труда судостроителей из стран ближнего зарубежья в скором времени может прекратиться вследствие их оттока на судостроительные предприятия ряда стран Восточной Европы, где им предлагают более лучшие условия работы.
Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время практически отсутствует подготовка специалистов среднего звена. Так, в средних специальных учебных заведениях области не ведется обучения ни по одной судостроительной специальности. С другой стороны, количество выпускников АГТУ перекрывает потребность судостроительных предприятий в молодых специалистах.
Для решения кадровой проблемы необходимо:
- при участии судостроительных предприятий пересмотреть программы, формы и сроки обучения специалистов основных судостроительных специальностей для значительного повышения качества знаний практических навыков и количества выпускников;
- распространить имеющийся опыт подготовки и переподготовки на базе АГТУ судовых сварщиков (для аттестации на соответствие требованиям западных классификационных обществ немецкого ЛЛОЙДа и т.д.), на проведение аналогичного обучения для повышения квалификации по другим основным судостроительным специальностям;
- рассмотреть необходимость и возможность обучения по судостроительным специальностям в средних специальных учебных заведениях области;
- использовать возможность обучения молодых руководителей судостроительных предприятий в рамках Президентской программы подготовки кадров для народного хозяйства;
- рассмотреть возможность создания специализированных фирм по выполнению сварочных, судосборочных и других видов судостроительных работ.
3.3. Разработка стратегии маркетинга, сотрудничество с западными компаниями
Несмотря на усилия, предпринимаемые руководством судостроительных предприятий. Администрацией области по продвижению продукции судостроения, проблема получения заказов остается одной из самых важных.
В этой связи особое значение должно придаваться созданию и налаживанию эффективной работы на предприятиях отрасли служб маркетинга.
В настоящее время для того, чтобы занять свою нишу на рынке судостроения, необходимо разработать стратегию маркетинга:
- определить территориальные границы рынка судостроительной продукции в регионе, России и мире в целом;
- проанализировать работу предприятий, выпускающих аналогичную продукцию, определить основных конкурентов, их сильные и слабые стороны;
- выявить потенциальных заказчиков на судостроительную продукцию астраханских предприятий;
- провести анализ системы сбыта, т.е. предложить заказчикам более выгодные условия (стоимость, сроки);
- провести мероприятия по продвижению судостроительной продукции на рынке (участие в выставках и т.д.).
Другим важным направлением дальнейшего развития судостроительной отрасли является сотрудничество с западными компаниями. Это связано со следующими обстоятельствами:
- значительное количество заказов по судостроению распределяется на условиях тендера. Данная практика уже давно существует на западе, однако в России такие формы до последнего времени не применялись. Руководители наших судостроительных предприятий не имеют опыта участия в тендерах, что заранее ставит их в невыгодное положение;
- структура управления производством на судостроительных предприятиях области еще далека от оптимальной. В связи с этим для повышения эффективности работы наших заводов следует использовать уже имеющийся опыт западного менеджмента;
- соответствующие структурные подразделения предприятий судостроительной отрасли еще довольно слабо знают мировой рынок новых технологий, материалов, оборудования, других комплектующих, используемых при строительстве судов и инженерных сооружений.
В связи с этим важным направлением развития судостроительного комплекса области является создание операционных компаний, совместных предприятий, использование других видов сотрудничества с ведущими западными судостроительными компаниями.
3.4. Государственная поддержка судостроительной отрасли
Стоящая на сегодняшний день задача повышения эффективности использования судостроительного комплекса области, выравнивания экономических показателей работы предприятий отрасли требует государственной поддержки со стороны администрации области.
Так, одним из инструментов реализации инвестиционной политики должен стать бюджет развития, который будет способствовать реализации проектов, инвестированных администрацией области, и денежные средства которого будут направляться на финансирование:
- участия администрации области в уставном капитале вновь создаваемых для целей реализации инвестиционных проектов предприятий;
- инвестиционных проектов в рамках областных целевых программ производственного направления;
- инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями на условиях лизинга;
- особо важных инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями, в состав учредителей которых входит администрация области.
Актуальным остается оказание государственной поддержки инвестиционной деятельности судостроительных предприятий в рамках уже существующего законодательно-нормативного поля, действующего на территории области, в виде:
- предоставления налоговых льгот при осуществлении инвестиционной деятельности;
- предоставления государственных гарантий области под привлеченные для реализации инвестиционных проектов кредитные ресурсы:
- оказания поддержки по снижению процентной ставки по привлеченным для реализации проектов кредитам банков.
Другой основной задачей государственной поддержки является расширение международных и межрегиональных связей для обеспечения продвижения судостроительной продукции астраханских предприятий на соответствующие рынки.
Внимание органов власти в сфере внешнеэкономической деятельности должно быть сосредоточено на создании условий, инициирующих судостроительные предприятия к производству экспортной продукции и стимулирующих интерес зарубежных партнеров к сотрудничеству с предприятиями области.
Для решения этого вопроса необходимы:
- разработка и внедрение на судостроительных предприятиях системы качества выпускаемой продукции на базе международных стандартов (ИСО-9000 и др.);
- создание информационно-консультационного центра для подготовки предприятий к реализации продукции в соответствии с требованием международного рынка и поиска зарубежных потребителей продукции;
- получение судостроительными предприятиями разрешения на работу по стандартам западных квалификационных агентств (немецкий и английский ЛЛОЙД, АБС и т.д.);
- предоставление в пределах полномочий Астраханской области льгот по уплате отдельных видов налогов судостроительным предприятиям-экспортерам, отвечающим определенным критериям по финансово-экономическим характеристикам;
- создание более современной системы страхования внешнеэкономической деятельности и долгосрочных кредитов иностранных инвесторов путем определения условий возможного допуска на астраханский рынок зарубежных страховщиков;
- содействие в участии судостроительных предприятий в региональных и международных семинарах, конференциях, выставках по проблемам и перспективам мирового судостроения, обучении и повышении квалификации персонала, занятого в сфере экспорта и международного маркетинга.
В области налоговой политики предусматривается предоставление судостроительным предприятиям всего спектра налоговых льгот в рамках реализации Закона Астраханской области "О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области".
В сфере бюджетного стимулирования судостроительного производства следует учитывать потребности области не только в развитии социальной сферы, но и в развитии экономики и производственной инфраструктуры.
В настоящее время бюджет сориентирован главным образом на обеспечение социальной сферы, предусматривая расходы на капитальные вложения по остаточному принципу. Практически отсутствуют расходы на развитие производства. Поэтому одной из задач бюджетной политики необходимо считать увеличение доли расходов на капитальные вложения, главным образом производственного назначения.
Важной задачей является совершенствование системы взаимоотношений с федеральными органами, привлечение федеральных ресурсов для использования загрузки судостроительного комплекса области при решении проблем территории, имеющей стратегическое значение для Российской Федерации.
Для этого целесообразным является создание рабочих групп или комиссий для организации взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и федеральными министерствами и ведомствами в целях обеспечения включения предложений и проектов, связанных с увеличением объемов судостроительного производства в Астраханской области, для участия в разрабатываемых и действующих федеральных целевых программах.
4. Заключение
Концепция развития судостроительной промышленности Астраханской области на период до 2005 года определяет основные направления, в соответствии с которыми должны строить программу действий предприятия отрасли и органы государственного управления.
Конечной целью концепции является рост промышленного производства в судостроении, увеличение доходной части бюджета и, как следствие, дальнейшее повышение уровня жизни населения области.
Реализация отдельных положений концепции будет осуществляться в рамках:
- целевой Федеральной программы "Возрождение торгового флота России";
- целевой Федеральной программы "Модернизация транспортной системы России";
- программы "Социально-экономическое развитие Юга России на период до 2006 года" (подпрограмма "Воспроизводство и сохранение биоресурсов бассейнов Каспийского и Азовского морей);
- целевой программы Астраханской области "Государственная поддержка реструктуризируемым предприятиям Астраханской области";
- Указа Президента Российской Федерации "О возрождении торгового флота на Каспии";
- постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 278 "О мерах государственной поддержки обновления парка морских, речных, воздушных судов и их строительства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 16 ноября 2001 г. N 550 "О концепции развития судостроительной промышленности Астраханской области на период до 2005 года"
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 31 января 2002 г. N 5 (576)
Постановлением Губернатора Астраханской области от 6 мая 2008 г. N 241 настоящее постановление признано утратившим силу