Постановление главы администрации Астраханской области
от 2 августа 2001 г. N 402
"О Концепции развития промышленности муниципальных образований Астраханской области на период до 2005 года"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 25 мая 2010 г. N 201 настоящее постановление признано утратившим силу
С целью развития промышленного потенциала сельских районов области, повышения его эффективности, а также ориентации на использование собственной сырьевой базы и выпуск конкурентоспособной продукции:
1. Утвердить Концепцию развития промышленности муниципальных образований Астраханской области на период до 2005 года (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления районов (городов) области при разработке программ социально-экономического развития районов (городов) на период до 2005 года учитывать основные направления данной Концепции.
3. Отраслевым управлениям и департаментам администрации области оказывать органам местного самоуправления районов (городов) консультативную и методологическую помощь по курируемым направлениям.
4. Возложить на комитет экономического развития и торговли администрации области (Максимова) организационно-методологическую работу по созданию органами местного самоуправления районов (городов) бизнес-планов инвестиционных проектов.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области - начальника департамента промышленности, транспорта, связи, науки и технологий администрации области Терскова С.К.
И.о. главы администрации области |
А.А. Жилкин |
Концепция
развития промышленности муниципальных образований Астраханской области на период до 2005 года
(утв. постановлением главы администрации области от 2 августа 2001 г. N 402)
1. Введение
Основной целью администрации области на ближайшие пять лет является радикальное улучшение уровня и качества жизни населения области, в первую очередь, жителей сельских районов области.
В результате свертывания промышленного и сельскохозяйственного производства в сельских районах области за последние 5 лет произошло существенное сокращение рабочих мест и высвобождено около 15 тыс. человек, что составляет 11% всех занятых в экономике муниципальных образований области.
Результаты проведенного обследования состояния занятости населения в сельских районах области показали, что 84 населенных пункта (22,2%), в которых проживает 6,7 тыс. трудоспособных граждан, не имеют работодателей, 60 населенных пунктов (15,8%) имеют уровень общей безработицы от 20 до 40%, а в 33 населенных пунктах (8,7%) уровень безработицы превысил 40%.
На сегодняшний день наблюдается значительная дифференциация сельских районов по уровню жизни населения: денежным доходам, степени занятости в экономике района и другим показателям.
Следует отметить, что сложившаяся еще в дореформенный период система размещения производительных сил "обделила" многие районы области промышленными предприятиями, которые в условиях новой экономики являются донорами бюджетов (таблица 1).
На сегодняшний день необходимо принятие действенных мер по развитию промышленного потенциала сельских районов области, повышению его эффективности. Одним из основных инструментов решения данной проблемы станет Программа развития промышленности муниципальных образований.
Концепция развития промышленности муниципальных образований Астраханской области на период до 2005 года разработана для определения основных задач, направлений и приоритетов развития основных отраслей промышленного производства в районах области.
Основной задачей Концепции является определение мер и способов поддержки органами государственной власти и местного самоуправления развития промышленного потенциала муниципальных образований с целью создания условий, направленных на стабилизацию и дальнейшее увеличение объемов производства, поступательное развитие хозяйственной базы субъектов Астраханской области, ориентацию на использование собственной сырьевой базы и выпуск конкурентоспособной продукции.
2. Характеристика и основные показатели деятельности промышленности муниципальных образований
На сегодняшний день на долю сельских районов в объемах промышленного производства области приходится 72,3%, однако данный высокий показатель складывается за счет промышленности Красноярского района, представленной крупнейшим предприятием топливно-энергетического комплекса ООО "Астраханьгазпром" (удельный вес этого предприятия в промышленном производстве области 62,4%). Реальный промышленный сектор экономики остальных 10 районов составляет всего лишь 13,6% областного объема промышленного производства (таблица 2).
Производственный потенциал в районах области представлен как крупными предприятиями, так и предприятиями системы потребкооперации, предпринимателями, индивидуальными частными предприятиями, перерабатывающими цехами в колхозах и сельскохозяйственных предприятиях (приложение 1).
В структуре промышленности муниципальных образований области (за исключением Красноярского района, где доля топливной промышленности составляет 99% промышленного производства района) доминируют пищевая отрасль, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов. Доля остальных отраслей практически незначительна (таблица 3).
В машиностроительной отрасли ведущие позиции принадлежат Икрянинскому (его удельный вес составляет 64,2%), Ахтубинскому (9%) и Наримановскому (8,6%) районам, что обусловлено наличием на их территории крупных судостроительно-судоремонтных предприятий - ОАО "Судостроительно-судоремонтный завод "Красные Баррикады", ОАО "Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод", ОАО "Судостроительно-судоремонтный завод "Лотос". Кроме того, в Икрянинском районе в последние два года интенсивно развивается машиностроительное предприятие - ЗАО "Юг-Танкер".
В промышленности строительных материалов наибольший удельный вес занимают Ахтубинский (40,9%), Икрянинский (10,3%), Лиманский (4,1%) и Наримановский (9,6%) районы. Позитивные изменения в строительной отрасли Ахтубинского района обеспечены постоянным наращиванием выпуска гипсовой продукции ЗАО "Минерал-Кнауф".
Пищевая промышленность районов представлена в основном рыбной, овощеперерабатывающей, молочной, мясной, хлебопекарной и мукомольно-крупяной отраслями (таблица 4).
В областных объемах пищевой промышленности (без г. Астрахани) на долю Ахтубинского района приходится 24,6%, Икрянинского - 27,6%, Володарского - 19,3%, Камызякского - 13,7% (таблица 5).
Следует отметить, что муниципальные образования области имеют четко выраженную специализацию перерабатывающей промышленности. В Икрянинском, Володарском и Камызякском районах развита рыбопереработка. На долю этих районов на сегодняшний день в общем производстве товарной пищевой рыбной продукции приходится соответственно 40%, 24%, 15,8%.
Среди районов области в производстве плодоовощных консервов лидируют Харабалинский и Камызякский районы (84,5% и 12,1% от общего производства плодоовощных консервов).
Переработка молока сосредоточена в основном в Камызякском, Ахтубинском, Харабалинском, Володарском районах.
Мясопереработкой занимаются Ахтубинский, Харабалинский, Черноярский районы.
Камызякский район - лидер среди сельских районов по выращиванию риса - зерна (более 50% от областных объемов) и его переработке (более 30%).
В пищевой промышленности Ахтубинского района лидирующее место занимает ОАО "Бассоль", которое эксплуатирует крупнейшее Баскунчакское месторождение.
Проведенная администрацией области в 1997 - 2000 годах работа по укреплению и развитию промышленного потенциала региона создала условия для возрождения и развития промышленности муниципальных образований.
Успешно проведенная реструктуризация таких крупных рыбоперерабатывающих предприятий, как ОАО "Рыбокомбинат им. Куйбышева", ОАО "Володарский рыбокомбинат" и ОАО "Кировский рыбозавод" с выделением самостоятельных производств позволила за два последних года увеличить производство рыбной продукции на этих предприятиях в 2,1 раза.
К 1998 году в критической ситуации находилась плодоовощная промышленность. Своевременно проведенная реструктуризация Ахтубинского консервного завода (ныне ОАО "Консервный завод") и Харабалинского консервного завода (ООО "Астраханские консервы") вывела эти предприятия в лидеры консервной промышленности области.
Введены в эксплуатацию новые предприятия: ООО ПКФ "Астраханьстекло" в Приволжском районе, ООО ПКФ "Тумакский рыбокомбинат" в Володарском районе.
Возобновили производственную деятельность отдельные кирпичные заводы малой мощности (Яксатовский кирпичный завод, ООО "Керамик", Ахтубинский кирпичный завод).
Целенаправленная работа по привлечению заказов на судостроительные и судоремонтные предприятия региона позволила увеличить загрузку и сохранить квалифицированные кадры таких предприятий, как ОАО "Судостроительно-судоремонтный завод "Красные Баррикады" (Икрянинский район), ОАО "Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод", ОАО "Судостроительно-судоремонтный завод "Лотос" (Наримановский район).
Государственная поддержка промышленных предприятий осуществлялась и в рамках исполнения государственного заказа (ОАО "Судостроительно-судоремонтный завод "Красные Баррикады", ЗАО "Камос" и др.). Предоставлялись различные налоговые льготы (в частности, по налогу на прибыль и налогу на имущество), не используемое в производственном процессе имущество было законсервировано по решению органов власти. Под гарантию администрации области осуществлялось кредитование ряда предприятий. Оказывалось содействие техническому переоснащению предприятий и освоению новых видов продукции, продвижению местных товаров на рынки России и зарубежных стран (выставки, ярмарки, установление необходимых контактов с отечественными и зарубежными деловыми кругами и т.п.).
Результатом проделанной работы явилось восстановление производства на многих простаивавших в течение ряда лет промышленных предприятиях, увеличение объемов выпускаемой продукции, рост числа прибыльных предприятий, размера балансовой прибыли.
Так, за четыре последних года объемы промышленного производства возросли в Харабалинском районе в 2,8 раза (в том числе в пищевой промышленности - в 3,5 раза), в Икрянинском районе - на 52,9% (в том числе в пищевой промышленности - на 63,5%), в Приволжском районе на - 49,6%, в Ахтубинском районе на - 12,5% (таблицы 6, 7).
Наибольшее количество прибыльных предприятий (свыше 70% общего количества) сосредоточено в промышленности Икрянинского, Камызякского и Ахтубинского районов.
Практически в каждом районе области можно выделить ряд крупных промышленных предприятий, оказывающих значительное влияние на формирование доходной части бюджета данного муниципального образования. В Красноярском районе - это ООО "Астраханьгазпром" (100% прибыли промышленности района), в Ахтубинском районе - ОАО "Бассоль" (91,2%), ЗАО "Минерал-Кнауф" (8,4%), в Икрянинском районе - ЗАО "Юг-Танкер" (31,6%), ОАО "Судостроительно-судоремонтный завод "Красные Баррикады" (35,6%), ОАО "База морлова" (21,3%), в Камызякском районе - ОАО "Камызякская рыбопромысловая компания" (52,6%) и ОЭСП-2 (37,5%), в Харабалинском районе - ОАО "Астраханские консервы" (100%).
Несмотря на отмеченные позитивные изменения, в промышленности сельских районов области за последние годы существует ряд серьезных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие промышленного потенциала муниципальных образований:
- низкая техническая оснащенность промышленных предприятий;
- обеспечение сырьем и, как результат, низкая загрузка перерабатывающих мощностей районной промышленности;
- трудности в сбыте отдельных видов продукции (молочная, мясная).
3. Стратегия развития промышленности муниципальных образований на период до 2005 года
Исходя из современного состояния промышленности муниципальных образований области, наличия проблем и нерешенных вопросов, основными задачами ее развития на ближайшую перспективу являются:
- восстановление роли и места промышленности в хозяйственном комплексе муниципальных образований и в формировании доходной части районных бюджетов;
- устранение особо резких диспропорций в промышленном развитии отдельных муниципальных образований, в том числе путем создания новых предприятий.
В основу стратегии развития промышленного потенциала конкретного муниципального образования должно быть заложено сохранение и совершенствование его ведущей базовой специализации, ориентированной на максимальное использование местной сырьевой базы (приложение 2).
В связи с этим основными направлениями развития промышленности муниципальных образований на период до 2005 года должны стать:
- повышение технического уровня производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции с использованием результатов инновационной деятельности;
- продолжение реконструкции и технического перевооружения существующих мощностей, создание новых производств, в том числе ориентированных на переработку нетрадиционных сельскохозяйственных культур;
- расширение сырьевой базы перерабатывающих производств, углубление интеграции и кооперации сельхозтоваропроизводителей и переработчиков с целью максимальной загрузки производственных мощностей;
- стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности;
- увеличение доли добавленной стоимости, создаваемой в промышленности, путем увеличения объемов продукции глубокой переработки сырья;
- стимулирование экономического роста через создание благоприятного инвестиционного и налогового климата, поддержку реализации инвестиционных проектов, направленных на использование новейших технологий;
- организация продвижения продукции промышленных предприятий на внутренний и внешний рынки.
3.1. Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и технического уровня производства, внедрение результатов инновационной деятельности
Уменьшение за годы реформ объемов инвестиций практически во все отрасли промышленности привело к резкому снижению коэффициента обновления основных фондов (около 0,01% по сравнению с 5% в 1991 году) и увеличению степени их изношенности. На сегодняшний день степень износа основных фондов на большинстве промышленных предприятий муниципальных образований составляет от 50 до 80%. Слабое использование в промышленном производстве новых современных технологий, невосприимчивость к результатам прикладных исследований и разработок ученых не позволяют предприятиям, в основном перерабатывающей промышленности, осуществлять дальнейшую переработку сельскохозяйственной продукции в конкурентоспособную пищевую продукцию. Это не только ставит сельхозтоваропроизводителей в зависимость от иногородних переработчиков и создает неэффективные экономические цепочки, когда выращенная на территории Астраханской области продукция перерабатывается за пределами региона, а затем ввозится для реализации по завышенной цене, но и угрожает продовольственной безопасности области. Кроме этого, немалая часть добавленной стоимости, создаваемой при переработке, вывозится за пределы области и формирует бюджеты других регионов.
В районах области на сегодняшний день практически единицы инновационно-активных предприятий (ОАО "Бассоль", ЗАО "Минерал-Кнауф", ООО ПКФ "Астраханьстекло"). Данное направление развития промышленности муниципальных образований предусматривает реализацию комплекса мероприятий по повышению технического уровня производства и конкурентоспособности продукции, а именно:
- внедрение ресурсосберегающих технологий, которые позволят существенно снизить уровень материальных затрат предприятий и в конечном итоге повлияют на ценовую конкурентоспособность продукции местных производителей;
- увеличение доли продукции высокой степени переработки, при которой обеспечиваются высокие потребительские свойства продукции и создается основной объем добавленной стоимости;
- обеспечение необходимой динамики обновления технологий;
- обеспечение гибкости производства и способности промышленных предприятий к быстрому обновлению номенклатуры выпускаемой продукции;
- восстановление на новой технической основе традиционных для муниципальных образований отраслей промышленности.
В 2001-2005 годах предусматривается:
- модернизация и реконструкция производственных мощностей ОАО"Судостроительно-судоремонтный завод "Лотос", ОАО "Судостроительно-судоремонтный завод "Красные Баррикады" и других предприятий;
- ввод новых мощностей в ЗАО "Юг-Танкер" (Икрянинский район);
- строительство нового кирпичного завода в Наримановском районе, завода по производству пектина в Камызякском районе, асфальтобетонного завода в Черноярском районе;
- запуск линий и мини-цехов по переработке плодоовощной, рыбной, мясной продукции, риса в ряде районов области;
- приобретение мини-цехов контейнерного типа для переработки молока, закупаемого у населения;
- внедрение новых технологий на предприятиях хлебопекарной, мясной, молочной отраслей;
- освоение на предприятиях новых видов продукции и расширение ассортимента выпускаемой продукции с ориентацией на местное сырье.
Планируется также создание новых производств по переработке нетрадиционных сельскохозяйственных культур (подсолнечник, горчица, сахарная свекла и др.)
Внедрение результатов инновационной деятельности будет осуществляться также в рамках реализации Программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере Астраханской области на 2001-2005 года. Предусматривается, в частности, реализация разрабатываемого учеными АГТУ проекта "Научное обеспечение перевооружения предприятий пищевой отрасли", в т.ч. первого его этапа - "Глубокая переработка овоще-бахчевой продукции на предприятиях Астраханской области".
Конечным результатом реализации данного направления станет повышение конкурентоспособности астраханской продукции, увеличение объемов продукции глубокой переработки, рост добавленной стоимости при ее производстве, которая является основой формирования доходной части бюджетов районов.
3.2. Расширение сырьевой базы промышленности муниципальных образований
Пищевая промышленность муниципальных образований представлена всеми видами переработки (рыбной, плодоовощной, мясной, молочной, крупяной). И это не случайно. Сырьевая база перерабатывающей промышленности - продукция агропромышленного комплекса, представлена овощами, бахчевыми, рисом, табаком, хлопчатником, картофелем, сахарной свеклой, горчицей, подсолнечником. В животноводческой отрасли разводят молочный и мясной скот, овец, занимаются коневодством и верблюдоводством.
Вместе с тем, степень загрузки перерабатывающих мощностей крайне низкая (на сегодняшний день использование среднегодовой мощности промышленных предприятий, перерабатывающих плодоовощную продукцию, составляет в среднем 15%, животноводческую - 17%, зерновые культуры - 30%), что связано, в первую очередь, со снижением в последние годы производства продукции в общественном секторе (сельхозпредприятиях) - основном поставщике сырья на перерабатывающие предприятия области.
Второй причиной является несовершенство взаимоотношений между производителями сельскохозяйственной продукции и переработчиками (невозможность установления адекватных закупочных цен, отсутствие оборотных средств у перерабатывающих предприятий для расчетов за поставленное сырье), что делает невыгодной для сельскохозяйственных производителей поставку сырья на переработку.
Вместе с тем, в последние годы растет производство сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах и в личных подсобных хозяйствах населения. На сегодняшний день в общем объеме сельскохозяйственного производства на долю личных подсобных хозяйств населения приходится 77%, в том числе в производстве овощей - 44%, бахчевых - 49%. Картофель (98%) почти полностью выращивают частники. По сравнению с 1996 годом личные подсобные хозяйства увеличили сбор бахчевых в 48 раз, овощей в 3,2 раза. Среди районов области в производстве овощей лидируют личные хозяйства Приволжского и Ахтубинского районов (14,9% и 10,4% от общего производства овощей всеми личными хозяйствами области), в производстве бахчевых - Енотаевского (41,9%), Черноярского (18,8%), Ахтубинского (16,5%), Харабалинского (13,5%) районов, в производстве картофеля - Ахтубинского (25,6%), Харабалинского (21,0%), Енотаевского (13,6%) районов.
Приоритетным направлением для личных хозяйств населения остается производство животноводческой продукции: 70% крупного рогатого скота, 75% коров, 65% свиней сосредоточено в личных хозяйствах населения. В 2000 году частниками произведено 81% молока, 70% мяса. Продуктивность животных в хозяйствах населения выше, чем в сельхозпредприятиях (надой молока на одну корову в хозяйствах населения - 1613 кг, в сельхозпредприятиях - 1361 кг). Лидерами среди районов области в производстве мяса и молока являются личные подсобные хозяйства Камызякского (12,7% по мясу и 16% по молоку), Володарского (11,5% и 11,5%), Харабалинского (10,1% и 11,4%) районов. В производстве яиц наибольший удельный вес занимают хозяйства Икрянинского (19,4%), Камызякского (18,0%), Харабалинского (13,8%), Ахтубинского (12,1%) и Володарского (10,7%) районов.
К 2005 году производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйств населения составит:
- овощей - свыше 200 тыс. тонн (в 2,5 раза к уровню 1999 года);
- бахчевых - до 68 тыс. тонн (141,7%);
- картофеля - свыше 90 тыс. тонн (130%);
- скота и птицы - до 42 тыс. тонн (в 2 раза);
- молока - до 110 тыс. тонн (126,9%);
- яиц - до 32 млн. штук (114%),
чему будет способствовать реализация областной целевой программы "Развитие личных подсобных хозяйств Астраханской области на 2000-2005 годы".
Привлечение продукции личных подсобных хозяйств населения на переработку предусматривается по следующим каналам:
- закуп продукции у населения предприятиями потребкооперации (которая на сегодняшний день практически полностью сохранила материально-техническую базу для осуществления заготовительной деятельности) через систему заготовительных пунктов с последующей поставкой на перерабатывающие предприятия;
- развитие заготовительной деятельности самих перерабатывающих предприятий с целью приобретения ими сельскохозяйственной продукции напрямую у личных подсобных хозяйств населения (прежде всего это относится к закупу молока (имеется положительный опыт Ахтубинского и Володарского районов) и мяса.
Реализация данных мероприятий возможна при условии кредитования потребкооперации и перерабатывающих предприятий под оборотные средства на закуп сырья и организации соответствующим образом оборудованных приемных пунктов.
Другим направлением увеличения сырьевых потоков на переработку станет развитие интеграции и кооперации сельхозпроизводителей и переработчиков.
Проведенная работа по взаимовыгодной интеграции производителей овощной продукции Харабалинского района и ООО "Астраханские консервы" того же района позволила в 1,5 раза увеличить объем переработанных заводом овощей.
Уже сегодня в области функционируют вертикально интегрированные системы, объединяющие: закуп (производство) - переработку - реализацию. В Володарском районе функционирует СПОК "Володаровец", занимающийся закупом молока у сельхозтоваропроизводителей, его переработкой и реализацией готовой продукции. Наращивает объемы производства ООО "Ахтубинский молзавод", где успешно функционирует система закупа молока у сельхозтоваропроизводителей с дальнейшей переработкой и выпуском разнообразного ассортимента продукции, пользующейся повышенным спросом у покупателей. В Камызякском районе успешно работает ООО "Консервный завод "Самосдельский". Овощи, выращенные на полях предприятия, перерабатываются, а выпускаемая томатная паста реализуется потребителям.
Следует отметить, что каждый район имеет четкую специализацию по выращиванию сельхозпродукции.
Среди районов области наибольший удельный вес в производстве овощей занимает Харабалинский (23,8%), Приволжский (9,7%), Черноярский (9,5%), Камызякский (9,2%) районы. Значительное увеличение объемов производства на период до 2005 года прогнозируют сельхозтоваропроизводители Черноярского (178%), Харабалинского (163%) и Ахтубинского (148%) районов. Вопросы производства овощебахчевой продукции в последнее время приобрели принципиально новое значение. Расширение ассортимента овощей с учетом потребностей перерабатывающей промышленности и изменений конъюнктуры рынка, повышение качества выращиваемой продукции стали результатом проводимой работы по восстановлению и укреплению связей с потребителями плодоовощной продукции.
Наибольший удельный вес в объеме производства молока занимают Камызякский (15,7%), Харабалинский (11%), Володарский (10,8%) районы. Практически каждый район прогнозирует увеличение производства не менее чем на 12%.
Среди районов области наибольшие объемы мяса будут произведены в Харабалинском (12,4% областных объемов), Камызякском (11%), Наримановском (10,7%) районах. Увеличение объемов производства мяса прогнозируется в каждом районе примерно на 5% в связи с тенденцией сохранности поголовья скота. В 2005 году в области прогнозируется:
- производство овощей - 262 тыс. тонн (138% к уровню 2000 года);
- производство молока - 129,7 тыс. тонн (113%);
- производство мяса - 34,2 тыс. тонн (5%).
Расширение сырьевой базы районных перерабатывающих предприятий невозможно без финансовой поддержки всех направлений развития агропромышленного комплекса, в числе которых:
- выполнение комплекса мер по повышению плодородия почв как основа увеличения объемов производства;
- дальнейшее применение прогрессивной технологии полива - капельной системы орошения;
- внедрение научно обоснованных технологий возделывания и применение новых высококачественных сортов овощей;
- выращивание новых нетрадиционных сельхозкультур;
- развитие отрасли молочного животноводства, которое предусматривает, прежде всего, сохранение имеющегося в области генетического потенциала животных, улучшение селекционно-племенной работы, создание прочной кормовой базы;
- развитие личных подсобных хозяйств населения путем реализации областной целевой программы "Развитие личных подсобных хозяйств Астраханской области на период до 2005 года", предусматривающей организацию закупа сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения, материально-техническое обеспечение хозяйств, оказание им финансовой поддержки.
3.3. Реструктуризация и реформирование предприятий в районах области
В последние годы в Астраханской области были активизированы процессы реформирования предприятий путем их реструктуризации, направленной на осуществление комплекса мероприятий по улучшению управления, повышению эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, росту производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.
В сельских районах области наиболее успешно процессы реструктуризации идут в пищевой промышленности. И это не случайно. Эта отрасль является традиционной и перспективной для области, а ее предприятия - хорошим примером того, как реструктуризация может превратить убыточное предприятие в прибыльное.
В 2002 - 2005 годах данная тенденция продолжится. Основой для этого станет реализация областной целевой программы "Государственная поддержка реструктурируемым предприятиям Астраханской области", утвержденной постановлением главы администрации области от 02.03.2000 N 79, главной задачей которой является повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий путем их реструктуризации. Программой предусматривается оказание различных форм государственной поддержки реструктуризации предприятий области, в том числе:
- оказание финансовой поддержки в санации и перепрофилировании производств;
- обучение управленческого звена предприятий;
- оказание содействия в разработке проектов реструктуризации и финансового оздоровления предприятий.
В 2001 году планируется выделить из областного бюджета на исполнение программных мероприятий финансовые средства в сумме 2,7 млн. руб. До 2005 года программой предусмотрено выделение из областного бюджета более 20 млн. руб.
Основными направлениями реструктуризации и реформирования перерабатывающих предприятий в районах области в ближайшие годы станут:
1. Реформирование заготовительной системы
Близость к источникам сырья создает определенные конкурентные преимущества для перерабатывающих предприятий, находящихся в сельских районах области, и является их основным конкурентным преимуществом. В связи с этим в ближайшие годы одним из направлений реструктуризации перерабатывающих предприятий сельских районов области станет реформирование системы заготовки сельскохозяйственной продукции как путем создания пунктов закупки напрямую у личных подсобных хозяйств (прежде всего молока и мяса), так и путем вертикальной интеграции с сельхозпредприятиями области.
2. Повышение эффективности управления производством
Значительная часть районных перерабатывающих предприятий к 2001 году уже прошла реструктуризацию. Появились новые производства, свободные от груза ненужных основных фондов и старых долгов, тем самым созданы предпосылки для экономического роста. Однако методы управления этими предприятиями и производственными процессами фактически остались прежними. Это существенно ограничивает рост производительности труда в промышленности и может в дальнейшем стать причиной поражения в конкурентной борьбе с более эффективными иностранными и иногородними компаниями. В связи с этим основным направлением реформирования перерабатывающих предприятий в ближайшие годы должно стать внедрение информационных технологий в процесс управления производством и финансами.
3. Управление затратами
Основным фактором низкой конкурентоспособности продукции предприятий области являются высокие издержки производства и, в первую очередь, материальные затраты. Следовательно, ресурсосбережение должно рассматриваться как одно из важнейших направлений реструктуризации перерабатывающих предприятий.
3.4. Государственная поддержка промышленности муниципальных образований
Без вложения инвестиций в экономику муниципальных образований невозможен экономический рост, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, как результат, повышение уровня жизни населения.
Стоящая на сегодняшний день задача сбалансирования развития всех отраслей экономики, выравнивания экономического потенциала районов области, создания новых производств в местах традиционного поселения людей диктует необходимость изменения приоритетов в инвестиционной политике администрации области. Если раньше поддерживались инвестиционные проекты, предлагаемые предприятиями и инвесторами, то в ближайшие годы ставка будет делаться на стимулирование реализации проектов, инициированных администрациями области и муниципальных образований, исходя из общей концепции социально-экономического развития региона и стоящих перед ними основных целей и задач.
Одним из инструментов реализации инвестиционной политики станет Бюджет развития, который будет способствовать реализации проектов, инициированных администрацией области, и денежные средства которого будут направляться на финансирование:
- участия администрации в уставном капитале вновь создаваемых для целей реализации инвестиционных проектов предприятий;
- особо важных инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями, в состав учредителей которых входит администрация области;
- инвестиционных проектов в рамках областных целевых программ производственного назначения;
- инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями на условиях лизинга в объемах не более первоначальной (авансовой) суммы лизингового платежа;
- снижения процентной ставки по привлеченным для реализации инвестиционных проектов кредитам.
Посредством средств Бюджета развития администрация области своим участием в реализации проектов будет мобилизовать средства частных инвесторов, значительно превышающие объемы расходов Бюджета развития, обеспечивая мультипликативный эффект инвестиций. Так, на каждый рубль вложенных бюджетных средств предполагается привлечение 5,15 рубля дополнительных инвестиций.
Особую важность в связи с этим приобретают разработка и принятие областных целевых программ производственного назначения, а также программ развития экономики районов области.
Основным видом государственной поддержки реализации инвестиционных проектов в соответствии с законами Астраханской области "Об инвестиционной деятельности в Астраханской области" и "О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области" станет льготное налогообложение предприятий, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов, одобренных администрацией области и особо важных инвестиционных проектов. Средства, высвободившиеся у предприятий в результате предоставления льгот при реализации таких проектов, будут являться своеобразным косвенным финансированием предприятий за счет средств бюджета.
В области налоговой политики предусматривается предоставление промышленным предприятиям всего спектра налоговых льгот в рамках реализации Закона Астраханской области "О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области".
3.5. Организация сбыта производимой продукции
Несмотря на усилия, предпринимаемые в последние годы администрацией области по продвижению продукции местных производителей на рынки России и зарубежных стран, проблема сбыта отдельных видов астраханской продукции, таких, как молочная и мясная, стоит достаточно остро.
На сегодняшний день рынок сбыта данной продукции находится под контролем иногородних производителей. Общепризнанно, что качество астраханской молочной и мясной продукции уступает по качеству продукции, ввозимой из других регионов России и дальнего зарубежья. Вдобавок, региональная продукция уступает иногородней по качеству упаковки и срокам хранения. Нельзя не учитывать того, что объективно Астраханская область не относится к так называемым "молочным" и "мясным" регионам России, вследствие чего ограниченность сырьевой базы влияет на закупочные цены. Цены на региональную продукцию, как правило, превышают цены на аналогичную продукцию, ввозимую из других регионов Российской Федерации.
Данное направление предусматривает реализацию в 2001 - 2005 годах целого комплекса мероприятий:
1. Содействие в организации сбыта на территории региона производимой продукции:
- расширение сети магазинов "Астрахань без Америки" в районах области;
- открытие дополнительных собственных магазинов предприятий - производителей в районах области;
- заключение дилерских соглашений между предприятиями промышленности, юридическими и физическими лицами различной формы собственности в районах области;
- преобразование свободных торговых площадей под крытые рынки или торговые центры в Лиманском и Икрянинском районах;
- увеличение объемов реализации через Астраханский оптово-продовольственный рынок (выделение площадей);
- проведение областных выставок-ярмарок по заключению договоров на поставку продукции;
- размещение государственного заказа на промышленных предприятиях.
2. Содействие в продвижении продукции астраханских производителей на внутренний и внешний рынки:
- организация торговли астраханскими товарами на ОАО "Волгоградский оптовый продовольственный рынок" посредством аренды торговой площади (200 кв. м) через ГУ "Торговое представительство Астраханской области в г. Волгограде";
- участие астраханских товаропроизводителей в постоянно действующей выставке-ярмарке "Нижняя Волга" в г. Волгограде;
- расширение состава ассоциации астраханских производителей и увеличение арендных площадей на оптовом рынке "Отрадное" (Москва) для увеличения объемов реализации астраханской продукции;
- в рамках расширения взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества между Москвой и Астраханской областью открытие в Москве магазина розничной торговли "Астрахань";
- проведение дней Астрахани в городах России;
- формирование и реализация ежегодной выставочно-ярмарочной программы;
- содействие в возобновлении деятельности представительства Астраханской области (ТПП) в центре интеграции и развития в Москве с целью организации постоянно действующей выставки-ярмарки.
4. Заключение
Разработка конкретных мероприятий Программы развития промышленности муниципальных образований будет проводиться совместно с органами местного самоуправления с учетом специфики каждого района.
В качестве контрольных цифр (минимальных) следует использовать прогнозируемые темпы развития отраслей промышленности, предусмотренные Программой повышения уровня жизни населения Астраханской области до 2005 года.
Конечной целью Программы явится рост промышленного производства, увеличение доходной части бюджета и, как результат, повышение уровня жизни населения конкретного района. Поэтому целесообразно в дальнейшем включить мероприятия Программы отдельным разделом в разрабатываемую Программу социально-экономического развития районов области на период до 2005 года.
Реализация отдельных мероприятий Программы развития промышленности муниципальных образований будет осуществляться в рамках следующих программ:
- "Государственная поддержка реструктурируемым предприятиям Астраханской области";
-"Развитие личных подсобных хозяйств Астраханской области на 2001-2005 годы";
- "Развитие птицеводства в области в 1999 - 2005 годах";
- "Повышение плодородия почв";
- "Зерно",
а также Концепции развития рыбохозяйственного комплекса Астраханской области.
Таблица N 1
Налоговая нагрузка на одного работающего в отраслях экономики за 2000 год
Поступило по налоговым платежам | Всего | Численность (тыс. чел) | Налоговая нагрузка на 1 работающего (тыс. руб) |
|||||||||||||
промышл. | с/х | стр-во | транс- порт |
др. от- расли |
промышл. | с/х | стр-во | транс- порт |
др. от- расли |
промышл. | с/х | стр-во | транс- порт |
др. от- расли |
||
Астраханская область |
4481,1 |
72,8 |
669,2 |
359,7 |
1463,0 |
7045,9 |
59,97 |
32 |
26,52 |
24,88 |
150,38 |
74,72 |
2,28 |
25,24 |
14,46 |
9,73 |
в том числе по районам: |
||||||||||||||||
г. Астрахань Ахтубинский район |
724,6 94,5 |
9,3 3,3 |
472,4 9,9 |
256,5 27,0 |
1030,4 74,8 |
2493,1 209,5 |
34,75 2,15 |
0,95 2,21 |
12,90 1,26 |
19,51 2,85 |
91,98 8,17 |
20,85 43,93 |
9,75 1,50 |
36,62 7,85 |
13,15 9,49 |
11,20 9,16 |
Володарский район |
13,9 |
8,3 |
2,2 |
1,4 |
10,7 |
36,6 |
1,68 |
4,50 |
0,27 |
- |
5,24 |
8,29 |
1,85 |
8,32 |
2,04 |
|
Енотаевский район |
6,2 |
2,4 |
10,6 |
7,1 |
23,1 |
49,3 |
0,19 |
1,71 |
0,20 |
0,07 |
2,77 |
32,76 |
1,38 |
52,80 |
100,87 |
8,35 |
Икрянинский район |
50,6 |
16,4 |
16,1 |
0,0 |
33,9 |
116,9 |
4,03 |
4,54 |
0,60 |
- |
6,59 |
12,55 |
3,61 |
26,79 |
5,14 |
|
Камызякский район |
23,5 |
12,9 |
4,0 |
2,7 |
21,7 |
64,8 |
1,98 |
6,08 |
0,61 |
- |
6,11 |
11,87 |
2,12 |
6,58 |
3,55 |
|
Красноярс- кий район |
3513,7 |
2,5 |
74,7 |
5,2 |
86,6 |
3682,7 |
10,93 |
2,25 |
6,37 |
0,02 |
5,23 |
321,47 |
1,09 |
11,72 |
262,20 |
16,56 |
Лиманский район |
4,5 |
5,8 |
2,4 |
24,2 |
15,0 |
52,0 |
0,56 |
2,06 |
0,45 |
0,66 |
3,78 |
8,09 |
2,84 |
5,32 |
36,71 |
3,97 |
Наримановс- кий район |
27,5 |
2,4 |
39,9 |
28,8 |
31,5 |
130,2 |
1,22 |
2,20 |
1,45 |
0,84 |
5,05 |
22,57 |
1,10 |
27,53 |
34,31 |
6,24 |
Приволжский район |
9,6 |
1,7 |
27,0 |
3,9 |
30,5 |
72,6 |
1,25 |
1,30 |
1,70 |
0,44 |
4,23 |
7,66 |
1,30 |
15,86 |
8,97 |
7,20 |
Харабалинс- кий район |
6,0 |
5,1 |
6,5 |
1,0 |
42,6 |
61,2 |
1,11 |
2,32 |
0,54 |
0,46 |
4,56 |
5,39 |
2,20 |
12,08 |
2,18 |
9,35 |
Черноярский район |
1,2 |
2,3 |
0,7 |
1,7 |
11,9 |
17,9 |
0,12 |
1,88 |
0,17 |
0,03 |
2,66 |
10,22 |
1,24 |
3,99 |
57,33 |
4,49 |
Таблица N 2
Удельный вес районов в общем производстве промышленной продукции по области за 1997 - 2000 (по полному кругу предприятий без г. Астрахани)
N | Районы области | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год | ||||
% | ранг | % | ранг | % | ранг | % | ранг | ||
Всего по районам области: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|||||
1 | Ахтубинский район | 8,5 | 2 | 6,6 | 2 | 4,5 | 3 | 3,1 | 3 |
2 | Володарский район | 2,7 | 5 | 1,3 | 7 | 0,9 | 7 | 2,0 | 4 |
3 | Енотаевский район | 0,5 | 11 | 0,4 | 11 | 0,2 | 10 | 0,1 | 10 |
4 | Икрянинский район | 8,1 | 3 | 6,4 | 3 | 6,1 | 2 | 4,4 | 2 |
5 | Камызякский район | 4,6 | 4 | 3,0 | 4 | 1,7 | 5 | 1,9 | 5 |
6 | Красноярский район | 69,5 | 1 | 77,0 | 1 | 82,1 | 1 | 86,4 | 1 |
7 | Лиманский район | 1,1 | 8 | 0,8 | 9 | 0,6 | 9 | 0,4 | 9 |
8 | Наримановский район | 1,7 | 6 | 1,6 | 5 | 0,7 | 8 | 0,5 | 7 |
9 | Приволжский район | 1,1 | 9 | 0,9 | 8 | 1,0 | 6 | 0,4 | 8 |
10 | Харабалинский район | 1,5 | 7 | 1,6 | 6 | 2,0 | 4 | 0,7 | 6 |
11 | Черноярский район | 0,6 | 10 | 0,5 | 10 | 0,1 | 11 | 0,1 | 11 |
12 | г. Знаменск | 0,2 | 12 | 0,1 | 12 | 0,1 | 12 | 0,1 | 12 |
Таблица N 3
Структура
промышленного производства муниципальных образований области (по итогам 2000 года)
Отрасли | Районы Астраханской области | ||||||||||
Ахтубинс- кий |
Володарс- кий |
Енотаевс- кий |
Икрянинс- кий |
Камызякс- кий |
Красноярс- кий |
Лиманс- кий |
Нарима- новский |
Приволжс- кий |
Харабалинс- кий |
г. Зна- менск |
|
Электроэнергетика | - | 0,07 | - | 0,3 | 0,06 | - | - | 0,2 | - | 0,004 | - |
Топливная | - | - | - | - | - | 99,6 | - | - | - | - | - |
Цветная металлур- гия |
0,02 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,07 |
Химическая, неф- техимическая |
0,04 | - | - | - | - | 5,06 | - | - | - | - | |
Машиностроение и металлообработка |
6,8 | 0,22 | 9,55 | 33,6 | 7,7 | 0,07 | 3,8 | 43,96 | 32,9 | 2,1 | 12,2 |
Лесная, деревооб- рабатывающая и целлюлозно-бумаж- ная |
0,17 | - | 0,8 | 0,05 | 0,01 | - | 0,05 | 24,5 | 3,3 | 0,1 | - |
Производство строительных ма- териалов |
11,1 | 0,39 | 8,3 | 1,95 | 2,75 | 0,02 | 8,1 | 17,7 | 35,3 | 2,75 | - |
Легкая | 0,02 | - | 0,8 | 0,06 | 8,8 | 0,001 | 0,04 | 0,12 | 0,02 | 0,01 | 24,5 |
Пищевая | 81,1 | 99,1 | 78,3 | 63,1 | 71,8 | 0,3 | 86,8 | 8,5 | 13,6 | 92,4 | 56,4 |
Мукомольно-крупя- ная и комбикормо- вая |
0,6 | - | - | 0,8 | 8,6 | - | - | - | - | 1,7 | 6,9 |
Полиграфическая | 0,2 | 0,16 | 2,3 | 0,07 | 0,3 | 0,003 | 1,1 | - | 1,8 | 0,8 | - |
Стекольная и фар- форофаянсовая |
- | - | - | 0,02 | - | - | - | - | - | - | - |
Таблица N 4
Наличие перерабатывающих предприятий по районам области
Районы области | Отрасли пищевой промышленности | |||||||
Хлебопекарная | Кондитерская | Мясная | Молочная | Соляная | Плодоовощная | Рыбная | Мукомольно-крупяная и комбикормовая |
|
Ахтубинский | + | + | + | + | + | + | + | + |
Володарский | + | + | + | + | ||||
Енотаевский | + | + | + | + | + | |||
Икрянинский | + | + | + | + | ||||
Камызякский | + | + | + | + | + | |||
Красноярский | + | + | + | + | + | + | ||
Лиманский | + | + | + | + | ||||
Наримановский | + | + | ||||||
Приволжский | + | + | + | |||||
Харабалинский | + | + | + | + | + | + | ||
Черноярский | + | + | + | + | + | |||
г. Знаменск | + | + | + |
Таблица N 5
Удельный вес районов области в пищевой промышленности в 1997 - 2000 годах (по полному кругу предприятий)
N | Районы области | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год | ||||
% | ранг | % | ранг | % | ранг | % | ранг | ||
Всего по районам об- ласти (без города Астрахани) |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||||
в т.ч. | |||||||||
1 | Ахтубинский район | 33,5 | 1 | 35,4 | 1 | 28,1 | 2 | 24,6 | 2 |
2 | Володарский район | 10,8 | 4 | 7,5 | 4 | 6,3 | 5 | 19,3 | 3 |
3 | Енотаевский район | 1,2 | 8 | 1,3 | 8 | 1,1 | 9 | 0,8 | 8 |
4 | Икрянинский район | 26,8 | 2 | 27,9 | 2 | 31,3 | 1 | 27,6 | 1 |
5 | Камызякский район | 12,6 | 3 | 10,8 | 3 | 8,2 | 4 | 13,7 | 4 |
6 | Красноярский район | 4,4 | 6 | 3,8 | 7 | 2,1 | 8 | 2,3 | 7 |
7 | Лиманский район | 3,9 | 7 | 4,1 | 6 | 3,7 | 7 | 3,6 | 6 |
8 | Наримановский район | 1,0 | 9 | 0,5 | 10 | 0,4 | 11 | 0,4 | 11 |
9 | Приволжский район | 0,0 | 12 | 0,4 | 11 | 4,0 | 6 | 0,6 | 9 |
10 | Харабалинский район | 4,7 | 5 | 7,5 | 5 | 14,2 | 3 | 6,5 | 5 |
11 | Черноярский район | 0,7 | 10 | 0,6 | 9 | 0,3 | 12 | 0,2 | 12 |
12 | г. Знаменск | 0,4 | 11 | 0,31 | 12 | 0,4 | 10 | 0,5 | 10 |
Таблица N 6
Производство промышленной продукции по полному кругу предприятий по районам области за 1997 - 2000 годы (в сопоставимых ценах в % к предыдущему году)
N | Районы области | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год | 2000 г. к 1996 г. | |||||
% | ранг | % | ранг | % | ранг | % | ранг | % | ранг | ||
Всего по области: в том числе по рай- онам: |
107,1 | 115,6 | 120,9 | 121,6 | 182 | ||||||
1 | Ахтубинский район | 90,2 | 7 | 105,4 | 8 | 104,5 | 9 | 113,3 | 2 | 112,5 | 8 |
2 | Володарский район | 83,9 | 9 | 67,4 | 11 | 129,2 | 5 | 118 | 1 | 86,2 | 9 |
3 | Енотаевский район | 76,9 | 12 | 114,8 | 4 | 80,5 | 11 | 94,8 | 10 | 67,4 | 11 |
4 | Икрянинский район | 106,6 | 4 | 109,8 | 6 | 126,4 | 6 | 103,4 | 6 | 152,9 | 4 |
5 | Камызякский район | 83,5 | 10 | 87,1 | 12 | 102,1 | 10 | 107,4 | 5 | 80,4 | 10 |
6 | Красноярский район | 124,9 | 1 | 139,3 | 3 | 116,7 | 8 | 108,4 | 4 | 220,1 | 2 |
7 | Лиманский район | 103,1 | 5 | 101,2 | 9 | 122,5 | 7 | 101,1 | 7 | 129,2 | 7 |
8 | Наримановский район | 110,6 | 2 | 131,5 | 2 | 131,0 | 4 | 90,2 | 11 | 171,8 | 3 |
9 | Приволжский район | 91,5 | 6 | 106,5 | 7 | 152,6 | 3 | 100,6 | 8 | 149,6 | 6 |
10 | Харабалинский район | 87,3 | 8 | 153,5 | 1 | 212,4 | 1 | 100,3 | 9 | 285,4 | 1 |
11 | Черноярский район | 103,8 | 3 | 113 | 5 | 46,6 | 12 | 75,4 | 12 | 41,2 | 12 |
12 | г. Знаменск | 83 | 11 | 88,9 | 10 | 181,8 | 2 | 110,6 | 3 | 148,3 | 5 |
Таблица N 7
Производство продукции пищевой промышленности в 1997 - 2000 по районам области (в сопоставимых ценах в % к предыдущему году)
N | Районы области | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год | 2000 г. к 1996 г. | |||||
% | ранг | % | ранг | % | ранг | % | ранг | % | ранг | ||
Всего по районам в т.ч. |
104,7 | 91,7 | 138,5 | 120,4 | 160,1 | ||||||
1 | Ахтубинский район | 89,4 | 8 | 97,6 | 5 | 102,8 | 9 | 109,1 | 3 | 97,9 | 6 |
2 | Володарский район | 91,1 | 7 | 60,4 | 12 | 132,3 | 5 | 118,6 | 2 | 86,3 | 9 |
3 | Енотаевский район | 63 | 11 | 100,8 | 3 | 99,1 | 10 | 103 | 4 | 64,8 | 10 |
4 | Икрянинский район | 103,5 | 4 | 96,1 | 6 | 167,2 | 4 | 98,3 | 8 | 163,5 | 2 |
5 | Камызякский район | 99,7 | 5 | 79,3 | 9 | 109,9 | 8 | 100,9 | 6 | 87,7 | 8 |
6 | Красноярский район | 223,2 | 1 | 71,1 | 10 | 64,8 | 11 | 95 | 9 | 97,7 | 7 |
7 | Лиманский район | 113,8 | 3 | 98,6 | 4 | 126,8 | 6 | 100,1 | 7 | 142,4 | 3 |
8 | Наримановский район | 165,5 | 2 | 64,1 | 11 | 112,4 | 7 | 95 | 10 | 113,2 | 5 |
9 | Приволжский район | 7,3 | 12 | 729,5 | 1 | 236,7 | 2 | 40,9 | 12 | 51,6 | 11 |
10 | Харабалинский район | 99,6 | 6 | 141,3 | 2 | 244 | 1 | 101,9 | 5 | 350,0 | 1 |
11 | Черноярский район | 84,9 | 9 | 81,9 | 7 | 48,2 | 12 | 87,8 | 11 | 29,4 | 12 |
12 | г. Знаменск | 69,7 | 10 | 79,6 | 8 | 175 | 3 | 137 | 1 | 133,0 | 4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 2 августа 2001 г. N 402 "О Концепции развития промышленности муниципальных образований Астраханской области на период до 2005 года"
Текст постановления официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Губернатора Астраханской области от 25 мая 2010 г. N 201 настоящее постановление признано утратившим силу