Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Областное Представительное Собрание
Глава I. Заседания Собрания
Статья 5
Основной формой работы Собрания являются заседания Собрания, на которых решаются вопросы, отнесенные к ведению Собрания по законам Российской Федерации и заседания постоянных комиссий, объединенных единой повесткой дня.
В работе заседаний Собрания по его решению может быть сделан перерыв на срок, устанавливаемый самим Собранием. Продолжительность заседания определяется Собранием.
Статья 6
Заседания Собрания созываются председателем Собрания.
Председатель Собрания заблаговременно сообщает депутатам о времени созыва и месте проведения заседаний Собрания, а также о вопросах, вносимых на их рассмотрение.
Депутатам предоставляются проекты законов, положений и другие документы не позднее, чем за 7 дней до их рассмотрения на очередном заседании Собрания.
Законом Астраханской области от 18 марта 1997 г. N 5 в статью 7 настоящего регламента внесены изменения
Статья 7
Заседание Собрания правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в Собрание.
Если на заседании Собрания присутствует менее 2/3 от числа депутатов, то оно переносится на другое время. В этом случае в письменном извещении депутатам или телефонограмме, кроме места и времени проведения данного Собрания, сообщается, что, если на заседании Собрания вновь зарегистрируется менее 2/3 депутатов или после регистрации часть депутатов окажется от участия в работе Собрания, заседание считается правомочным при наличии большинства от числа депутатов, избранных в Собрание, при этом решения принимаются в соответствии с настоящим Регламентом от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Для определения правомочности заседания Собрания перед началом утреннего и вечернего заседаний проводятся регистрации депутатов Собрания.
Утреннее заседание проводится с 10 до 13 часов 30 минут, вечернее с 14 часов 30 минут до 18 часов.
Статья 8
Участие в работе Собрания является обязанностью депутата. В случае невозможности прибыть на заседание депутат заблаговременно сообщает об этом председателю или заместителю председателя Собрания.
Статья 9
Депутату обеспечивается возможность активного участия в заседаниях Собрания и в заседаниях его рабочих органов.
Депутаты имеют право участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры (в том числе свою) и высказывать свое мнение по персональному составу избираемых или утверждаемых должностных лиц, обращаться с запросами, задавать вопросы, давать справки, просматривать стенограмму своего выступления до его опубликования, а также пользоваться иными правами в соответствии с Конституцией РФ и другими законами РФ.
Глава II. Первое заседание Собрания
Статья 10
Первое заседание вновь избранного Собрания созывается представителем областной избирательной комиссии не позднее, чем в недельный срок после признания окружной избирательной комиссией полномочий не менее двух третей от числа депутатов, установленного для Собрания (т.е. 17 и более депутатов).
Глава III. Очередное заседание Собрание
Статья 11
Решение о созыве очередного заседания Собрания доводится до сведения депутатов, как правило, за 2 недели до его открытия с указанием основных вопросов, которые предлагаются внести на рассмотрение Собрания, и информация о времени и месте проведения заседания и регистрации депутатов, прибывающих на очередное заседание.
Сообщение о заседаниях Собрания публикуются в средствах массовой информации.
Статья 12
По решению Собрания могут проводиться закрытые заседания.
Глава IV. Внеочередное заседание Собрания
Статья 13
Внеочередные заседания Собрания созываются по инициативе не менее 1/3 от числа депутатов, избранных в Собрание, постоянной комиссии, а также председателя Собрания и главы областной администрации не позднее, чем в недельный срок после поступления предложения о его созыве. Инициатор созыва внеочередного заседания обязан представить пакет материалов и проекты документов по обсуждаемому вопросу.
Предложение о созыве внеочередного заседания Собрания направляется председателю Собрания в письменном виде с указанием вопросов, для рассмотрения которых предлагается созвать Собрание и обоснованием необходимости созыва внеочередного заседания.
Решение о созыве внеочередного заседания Собрания с указанием вопросов, которые предполагается внести на его рассмотрение, не позднее чем за 5 дней до заседания, сообщается в средствах массовой информации.
Глава V. Чрезвычайное заседание Собрания
Статья 14.
Чрезвычайное заседание созывается председателем Собрания незамедлительно при:
- введении на территории Российской Федерации, Астраханской области или части ее режима чрезвычайного положения в соответствии с Законом Российской Федерации "О чрезвычайном положении";
- обращении Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации к народу, органам государственной власти и управления ввиду угрозы конституционному строю государства, внешнего военного нападения, возникновения межнациональных или иных конфликтов;
- массовых нарушениях общественного порядка на территории области;
- возникновении эпидемий, эпизоотий и стихийных бедствий, требующих принятия экстренных решений;
- других чрезвычайных обстоятельствах.
Председатель Собрания обязан продублировать сбор депутатов на чрезвычайное заседание всеми допустимыми ему способами (телеграф, телефон, почта, нарочные, радио, телевидение и т.д., а также через органы власти и управления по месту проживания депутата).
При поступлении депутату сообщения о созыве чрезвычайного заседания он обязан безотлагательно прибыть в здание Астраханского областного Представительного Собрания любыми доступными ему средствами передвижения. При получении соответствующей информации через радио, телевидение, газету депутат должен незамедлительно связаться с председателем Собрания или другим должностным лицом Собрания. О невозможности прибыть на чрезвычайное заседание депутат сообщает без промедления.
Порядок работы чрезвычайного заседания может устанавливаться самим Собранием с учетом чрезвычайного законодательства и конкретной обстановки.
Глава VI. Порядок ведения заседания Собрания
Статья 15
Заседание Собрания ведет председатель Собрания или его заместитель, в случае их отсутствия депутат, избранный большинством голосов от присутствующих.
Статья 16
Депутат Собрания выступает на заседаниях Собрания с разрешения председательствующего.
Председательствующий предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. В необходимых случаях председательствующий, по решению большинства депутатов, присутствующих на заседании, может изменить очередность выступлений с объявлением причин такого изменения.
Статья 17
Слово по порядку ведения Собрания, для справки, ответа на вопрос и дачи разъяснения может быть предоставлено председательствующим вне очереди.
Статья 18
Вопросы к докладчикам направляются в письменном виде или задаются с места.
Статья 19
Председатель Собрания, заместитель председателя Собрания, глава администрации области имеют право взять слово для выступления вне очереди с соблюдением регламента.
Статья 20
Выступающий на заседании Собрания не должен использовать в своей речи грубые и оскорбительные выражения, призывать к противоправным и антиконституционным действиям. Председательствующий в этом случае вправе сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний и призывов.
Если выступающий отклоняется то обсуждаемой темы, председательствующий призывает его придерживаться обсуждаемого вопроса.
Если оратор превысил отведенное ему время для выступления или выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий после одного предупреждения лишает его слова.
Статья 21
Прения прекращаются по решению, принимаемому большинством присутствующих депутатов.
При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом.
Если после решения вопроса о прекращении прений депутатская группа в полном составе настаивает на предоставлении слова депутатам, председательствующий обязан предоставить слово не менее, чем одному депутату от группы.
Статья 22
Лицо, не являющееся депутатом Собрания, в случае грубого нарушения им порядка ведения заседания может быть удалено из зала заседаний по распоряжению председательствующего.
Глава VII. Порядок формирования повестки дня
Статья 23
Повестка дня заседания утверждается Собранием по представлению председателя Собрания на основе поступивших предложений депутатов, постоянных комиссий Собрания, депутатских групп, главы администрации области.
Проекты документов, как правило, не выносятся на рассмотрение заседания Собрания без предварительного рассмотрения на заседании постоянной комиссии.
Все предложения об изменении повестки дня и включении дополнительных вопросов, если они внесены при утверждении повестки дня, рассматриваются непосредственно на заседании Собрания, при необходимости - с участием постоянных или специально создаваемых согласительных комиссий.
Дополнительный вопрос включается в повестку дня, если за него проголосовало более 1/2 от присутствующих.
Статья 24
Каждая поправка повестки дня голосуется отдельно после принятия проекта за основу. Поправка считается принятой, если за нее проголосовало более 1/2 присутствующих на заседании депутатов. После рассмотрения всех изменений и дополнений проводится голосование по повестке дня в целом.
Повестка дня считается принятой, если за нее проголосовало более 1/2 присутствующих на заседании депутатов.
Статья 25
Требования к материалам при внесении вопросов в повестку дня заседания:
- проекты актов, постановлений Собрания, должны иметь указание на органы и лиц, их разрабатывающих;
- проекты областных актов должны пройти правовую, финансовую и профессиональную (по отраслям деятельности, которые затрагивают проект) экспертизу, о чем представляются отзывы (заключения, рецензии), обсуждение в соответствующих постоянных комиссиях Собрания, иметь визы и другие атрибуты в соответствии с установленными Собранием требованиями;
- в сопроводительном письме (справке) дается краткое обоснование причины внесения предложений, его актуальность, состояние проблемы в цифрах и фактах, возможные пути и требуемые средства, источники этих средств для решения вопросов, ожидаемый эффект и возможные негативные последствия;
- на чрезвычайное заседание, а также при включении дополнительного вопроса в уже утвержденную повестку дня заседания, устное обоснование внесенного предложения, подкрепленное необходимыми цифрами и фактами, а при необходимости и свидетельскими данными, а также проект состава группы депутатов, которая разрабатывает проекты актов собрания.
Глава VIII. Рабочие органы Собрания, их образование и порядок работы
Статья 26
Для четкой организации проведения заседаний Собрания из числа депутатов избираются его рабочие органы: секретарь, счетная группа (комиссия), подготовительная и редакционная комиссии. Техническую помощь избранным органам обеспечивает секретариат.
Статья 27
Функции секретариата выполняют назначенные работники аппарата Собрания.
Для участия в работе секретариата могут привлекаться специалисты, консультанты и другие помощники, в том числе и не из числа депутатов, в частности, на договорной основе.
Секретариат на заседании выполняет организационно-управленческие поручения председательствующего по вопросам хода заседания, организует ведение стенограмм и протокола; принимает, регистрирует и незамедлительно передает председательствующему заявки на выступления, депутатские запросы, вопросы и справки (поданные в письменном виде), сообщения, предложения, обращения и жалобы, проекты законов, положений и другие материалы, поступающие от депутатов и иных лиц, присутствующих на заседании, а также поступившие по почте (телеграфу, телефону и т.д.) в адрес Собрания в период работы заседания, секретариат отвечает за правильность записей в протоколе Собрания. Запись выступлений в прениях члены секретариата представляют на подпись авторам в ходе работы Собрания.
Статья 28
Протокол Собрания должен быть оформлен и подписан председательствующим на заседании Собрания и секретарем не позднее, чем в месячный срок после окончания заседания Собрания.
Председательствующий на Собрании, либо руководитель секретариата вправе привлечь для обеспечения нормального хода заседаний вспомогательно-технический персонал: стенографистов, машинисток, работников оперативно-множительной техники, радиофикаторов, телефонистов или работников иных средств внутренней и внешней связи, операторов ЭВМ, регистрации, формирования и использования банков данных, а также при необходимости - переводчиков, работников охраны, служб обеспечения быта и т.д.
Протоколы Собрания предоставляются для ознакомления депутатам Собрания по их требованию, а другим лицам - только с разрешения председателя Собрания или его заместителя.
Статья 29
Счетная группа (счетная комиссия) избирается из числа депутатов открытым голосованием большинством голосов от присутствующих и обеспечивает подсчет голосов при голосовании на заседании в соответствии со статьями настоящего Регламента. Численный состав счетной группы (комиссии) и срок ее деятельности устанавливает Собрание.
Глава IX. Права депутатов на заседании Собрания
Статья 30
Депутат на заседании Собрания вправе:
- избирать (голосовать) и быть избранным в органы Собрания;
- внести депутатский запрос, обоснованно требовать направления его в органы Собрания, либо включить в повестку дня Собрания;
- высказывать свое мнение, либо мнение объединения депутатов (по его официальному поручению) о необходимости образования тех или иных органов Собрания, персональному составу этих органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Собранием, заявлять самоотводы или отводы по кандидатурам;
- предлагать вопросы для рассмотрения Собранием;
- вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
- вносить предложения о заслушивании на заседаниях отчета или информации любого органа, либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Собранию в пределах его компетенции;
- ставить вопрос о доверии составу и отдельным членам образованных, избранных или утвержденных Собранием органов, а также избранным, назначенным или утвержденным Собранием должностным лицам;
- вносить предложения о проверках исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями областных актов Собрания;
- вносить предложения о вынесении поручений Собранием в адрес уполномоченных государственных органов о проверке соблюдения федерального законодательства, указов Президента, решений Правительства Российской Федерации на территории области;
- вносить предложения о проведении депутатского расследования по любому вопросу, отнесенному к ведению Собрания;
- ставить вопрос о разработке нового закона, положения Собрания, вносить проекты их, а равно предлагать изменения и дополнения в действующие законы, положения Собрания;
- участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы председательствующему на заседании, докладчику (содокладчику), требовать ответа на них и давать оценку полноте ответа, либо соответствующим действиям (бездействию) указанных субъектов и по существу вопроса, соблюдая при этом этические нормы и положения настоящего Регламента; вопросы выступающим в прениях могут быть заданы только с их согласия и разрешения председательствующего;
- выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
- вносить поправки к проектам законов, положений, других актов Собрания;
- от своего имени или по поручению депутатского объединения вносить альтернативные проекты или поправки;
- оглашать обращения граждан, имеющие общественное значение;
- получать необходимые для обсуждения вносимых на заседание вопросов документов, справочные и информационные материалы, проекта актов, в том числе альтернативные;
- обращаться к Собранию за защитой своих депутатских прав, чести, достоинства и полномочий;
- приглашать на заседания Собрания избирателей и других представителей, согласовывая это предварительно с председателем Собрания, а в установленных Регламентом случаях оформлять на указанных лиц приглашенные билеты;
- представлять на заседаниях интересы представительных органов местного самоуправления или органа территориального общественного самоуправления, выраженные в форме письменного поручения депутату;
- обратиться к Собранию с просьбой личного характера, если это не противоречит настоящему Регламенту и нормам депутатской этики;
- объединяться во временные нерегистрируемые группы депутатов Собрания в соответствии с личной позицией в целях координации действий;
- знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах Собрания и его органов, в том числе до их опубликования, получать копии этих текстов, а также получать копии текстов своих выступлений, не подлежащих опубликованию (произнесенных или переданных при закрытых заседаниях органов Собрания);
- требовать включения в протокол Собрания текстов выступлений, не озвученных на заседании, а равно и изложенных в письменном виде предложений и замечаний по вопросам повестки дня;
- проявлять иные инициативы, в том числе по изменению и дополнению законодательства, придерживаясь при этом процедур настоящего Регламента и норм депутатской этики.
Глава X. Принятие нормативных и иных правовых актов Собрания
Статья 31
Собрание принимает Устав Астраханской области (основной закон) и законы Астраханской области, регламент, постановления и положения. Собрание может принимать обращения, декларации и заявления.
Постоянные комиссии Собрания принимают решения в форме заключений, рекомендаций и предложений.
Председатель Собрания и его заместитель издают распоряжения, обязательные для исполнения аппаратом Собрания.
Статья 32
Постановления по вопросам, вносимым на заседание Собрания, принимаются открытым (в том числе поименным) или тайным голосованием, и должны соответствовать требованиям статьи 3 Закона Астраханской области "О нормативных и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области".
Постановления о принятии Устава области, законов области, об утверждении областного бюджета, планов, прогнозов и программ развития области и отчетов об их исполнении, утверждении схемы управления областью и регламента Собрания, об установлении областных налогов, сборов и пошлин, установлении административной ответственности граждан и должностных лиц, порядка использования земли и других природных ресурсов и объектов охраны природы и культурного наследия, а также постановления об избрании и освобождении от должности председателя Собрания, его заместителя, председателей постоянных комиссий и других органов Собрания, о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении депутата, привлечение его к уголовной ответственности, арест и применение мер административного взыскания, об отклонении протеста главы областной администрации, прокурора области на постановления Собрания считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в Собрание.
По другим вопросам постановления принимаются большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании Собрания.
Глава XI. Правотворческий процесс
Статья 33
1. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения проектов законов области и иных правовых актов по вопросам, относящимся к ведению Собрания.
Право внесения проектов законов области, иных правовых актов в Собрание принадлежит депутатам Собрания, главе администрации области и органам местного самоуправления. Председатель областного суда, председатель арбитражного суда и прокурор области обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.
Проекты законов области и иных правовых актов, исходящие от государственных и общественных органов, не обладающих правом законодательной инициативы, или от граждан, могут быть внесены в Собрание через государственные органы и лиц, которые обладают правом законодательной инициативы.
Статья 34
1. Необходимым условием для внесения проекта Закона области в Собрание является представление вместе с проектом следующих документов:
а) обоснование необходимости его принятия, его места в системе действующего федерального и областного законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
б) справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;
в) перечень нормативных и иных правовых актов отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного закона;
г) предложения о разработке нормативных и иных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
д) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта закона, реализация которых потребует дополнительных материальных и иных затрат).
При внесении проекта нормативных и иных правовых актов (кроме закона) в Собрание, условие представления документов, указанных в статье 34, обязательным не является. Необходимость и объем дополнительной информации, представляемой с проектом, определяется комиссией, ответственной за его подготовку.
2. Проекты правовых актов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, покрываемые за счет бюджета области, вносятся на рассмотрение Собрания по представлению или при наличии положительного заключения администрации области.
3. После завершения подготовки проекта Закона области, другого нормативного или иного правового акта, он вносится на рассмотрение Собрания.
Статья 35
Внесенные проекты законов области и иных правовых актов рассматриваются Собранием, как правило, в следующем порядке:
- представление проекта;
- экспертиза проекта;
- обсуждение проекта в первом, втором и третьем чтениях;
- принятие постановления по проекту - если Собранием не определен иной порядок рассмотрения.
Процедуре принятия закона могут предшествовать специальные слушания в Собрании.
Статья 36
Проекты нормативных и иных правовых актов, представленные в Собрание, подлежат обязательной регистрации в отделе технического обеспечения Собрания. Контроль за регистрацией осуществляет руководитель аппарата Собрания.
Проекты программ экономического и социального развития области вносятся в Собрание администрации области не позднее, чем за 2 месяца до рассмотрения их на заседании.
Постоянные комиссии Собрания, не позднее, чем за 1 месяц до Собрания не позднее, чем за неделю до рассмотрения на заседании Собрания.
Статья 37
Проекты нормативных и иных правовых актов, подлежащие#
В случае направления проекта правового акта в несколько комиссий проекта.
Статья 38
Порядок рассмотрения проектов нормативных и иных правовых актов, подготовки по ним заключений определяется самостоятельно соответствующей комиссией на основе настоящего Регламента и Положения о постоянных и временных комиссиях Собрания.
Статья 39
По решению комиссии, ответственной за подготовку проекта правового акта, он направляется на рассмотрение администрации области, соответствующих управлений и комитетов, государственных и общественных органов. Комиссией устанавливается срок, до которого необходимо дать замечания и предложения.
Проекты нормативных и иных правовых актов комплексного межотраслевого характера могут подвергаться правовой и иной специализированной экспертизе.
Законом Астраханской области от 16 апреля 1996 г. N 5 в статью 40 настоящего регламента внесены изменения
Статья 40
Обсуждение проектов нормативных и иных правовых актов в комиссиях происходит гласно и открыто.
Депутаты Собрания, не участвующие в работе комиссии, вправе направлять ей свои замечания и предложения, которые должны быть рассмотрены комиссией. О результатах рассмотрения замечаний и предложений комиссия информирует, как правило, в устной форме депутатов на Собрании, направивших такие замечания и предложения.
Если по одному и тому же вопросу имеется два или более проектов, они рассматриваются комиссией одновременно.
Областное Представительное Собрание рассматривает их в ходе первого чтения одновременно и принимает решение, какой из них принять за основу для дальнейшей работы, что означает также отклонение других законопроектов. Отклоненные законопроекты не могут быть внесены в областное Представительное Собрание повторно до принятия им окончательного решения по законопроекту, принятому в первом чтении.
Статья 41
Проекты нормативных и иных правовых актов, подготовленные к рассмотрению Собранием и материалы к ним направляются головной комиссией для внесения на рассмотрение Собрания. Комиссия представляет также список приглашенных на рассмотрение проекта Собранием. Собрание, осуществляется в трех чтениях, два из которых являются обязательными (если применительно к конкретному проекту закона не будет принято другое решение).
Текст проекта закона, подготовленного к рассмотрению в первом чтении комиссией (комиссиями), ответственной за его подготовку, направляется через аппарат Собрания депутатам Собрания не позднее, чем за 7 дней до начала рассмотрения данного проекта.
Статья 42
Рассмотрение проектов областных законов, внесенных в Собрание, осуществляется в трех чтениях, два из которых являются обязательными (если применительно к конкретному проекту закона не будет принято другое решение).
Текст проекта закона, подготовленного к рассмотрению в первом чтении и материалы к нему, представленные инициатором проекта закона и комиссией (комиссиями), ответственной за его подготовку, направляется через аппарат Собрания не позднее, чем за 7 дней до начала рассмотрения данного проекта.
Статья 43
1. При рассмотрении Собранием проекта закона в первом чтении обсуждаются его основные положения, дается общая оценка концепции проект закона и решается вопрос о необходимости его принятия. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта закона и содоклада комиссии Собрания, ответственной за разработку проекта закона или головной комиссии.
2. По результатам обсуждения Собрание может принять одно из следующих решений:
- принять проект закона в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений во втором чтении;
- отклонить проект закона с предложением изменить его концепцию, основные положения и представить для рассмотрения в первом чтении;
- отклонить проект закона в целом.
В случае принятия проекта закона в первом чтении Собрание может установить предельный срок подачи предложений, поправок и внесения его на второе чтение. Собрание может принять решение об областном всенародном обсуждении проекта закона, принятого в первом чтении.
Постановление по проекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа депутатов, избранных в Собрание.
Статья 44
После рассмотрения проекта закона в первом чтении Собрание может передавать его на дополнительное рассмотрение в те же комиссии, либо расширить их число или предложить доработать его главе администрации области или другим органам, если они являлись инициаторами внесения проекта закона на рассмотрение Собрания.
Глава администрации области или другие органы после доработки проекта закона вносят его в установленном порядке в Собрание.
Статья 45
Поправки к обсуждаемому проекту вносятся депутатами в письменном виде в аппарате Собрания, который передает их в соответствующие комиссии не позднее, чем за 7 дней до начала второго чтения по проекту Закона. Поправки к проекту могут вноситься и непосредственно в головную комиссию или главе администрации области или другим органам, если они являются инициаторами внесения проекта Закона на рассмотрение.
Статья 46
Головная комиссия, глава администрации области или другие органы, если они являлись инициаторами внесения проекта закона на рассмотрение Собрания, рассматривают внесение изменений, дополнений и поправки к проекту и готовят его ко второму чтению.
Депутаты вправе уточнять текст поправок в ходе обсуждения проекта в комиссиях.
Головная комиссия, глава администрации или другие органы, если они являлись инициаторами проекта закона, составляют перечень областных нормативных и иных правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием закона области.
Изменения, дополнения и поправки, отклоненные в ходе доработки проекта, прилагаются к тексту проекта для рассмотрения их в ходе второго чтения.
Доработанный проект в установленном порядке вносится на второе чтение.
Статья 47
Каждая поправка обсуждается и голосуется в Собрании отдельно. Если предложено внести несколько поправок в одну и ту же статью проект, то вначале обсуждаются и голосуются те из них, принятие или отклонение которых исключает все остальные поправки.
Статья 48
При втором чтении проекта закона области в Собрании с докладом выступает председатель комиссии, ответственной за его разработку.
Докладчик сообщает об итогах рассмотрения проекта закона в комиссии о поступивших дополнениях, поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступает председатель субъекта законодательной инициативы, внесшего проект закона.
Обсуждение проекта проводится в целом, по разделам, главам и постатейно. Во время обсуждения возможно возвращение отдельных частей или проект в целом на доработку в соответствующие комиссии, либо инициатором внесения проекта закона на рассмотрение Собрания.
Статья 49
На голосование ставится каждый раздел проекта закона. В случае, если раздел в целом не принят, проводится постатейное голосование, а также голосование по каждой внесенной поправке.
Представительное Собрание может принять решение о голосовании сразу по проекту в целом.
Устные поправки, если они предварительно не вносились на рассмотрение комиссии по подготовке проекта, не рассматриваются. Слово для обоснования устной поправки предоставляется только в том случае, когда депутат настаивает на внесении поправки, отклоненной подготовительной комиссией.
Статья 50
В результате голосования Собрание принимает закон во втором чтении, либо отклоняет его.
Решение об отклонении проекта закона или принятии его во втором чтении принимается Собранием большинством голосов от числа депутатов, избранных в Собрание.
Статья 51
1. В отдельных случаях в результате голосования Собрание может принять решение о необходимости третьего чтения проекта закона.
Статья 52
Принятый постатейно проект закона до проведения голосования по нему в целом направляется в ответственную (головную) комиссию для проверки на предмет лингвистических дефектов, отсутствия внутренних противоречий, правильности взаимосвязи статей ввиду изменения текста проекта закона в ходе его постатейного принятия.
После редакционной правки проект закона в течение 10 дней представляется комиссией для включения в проект повестки дня заседания Собрания.
Статья 53
Принятый Собранием закон области передается в течение 7 дней на подписание и обнародование главе администрации области.
Глава администрации области в течение 14 дней с момента поступления закона, либо подписывает его, либо мотивированно отклоняет. Подписанный закон обнародуется главой администрации в недельный срок.
Статья 54
Если глава администрации области в течение 14 дней с момента поступления закона отклоняет его, Собрание рассматривает данный закон повторно.
Статья 55
Законы, возвращенные главой администрации области для повторного рассмотрения, направляются председателем Собрания на заключение комиссии или специально созданной комиссии Собрания, которые рассматривают их в течение 10 дней.
По итогам рассмотрения комиссия может рекомендовать Собранию:
- одобрить закон в ранее принятой редакции;
- согласиться с отдельными изменениями, предложенными главой администрации области;
- согласиться с предложением главы администрации области о нецелесообразности принятия данного закона.
Председатель Собрания по получении заключения комиссии включает в первоочередном порядке вопрос о повторном рассмотрении закона в проект повестки дня заседания Собрания.
О времени проведения заседания не позднее, чем за 3 дня до его проведения сообщается главе администрации области.
Статья 56
Повторное обсуждение закона начинается с выступления главы администрации области, затем заслушивается заключение комиссии.
Статья 57
По окончании обсуждения на голосование ставятся рекомендации специально созданной комиссии (комиссий).
Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в Собрание.
Если предложения специальной комиссии (комиссий) и главы администрации не приняты, на голосование ставится вопрос о повторном принятии закона в редакции, ранее принятой Собранием.
Областной закон может быть принят Собранием в прежней редакции в случае его одобрения большинством не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в Собрание, в этом случае глава администрации области обязан подписать и обнародовать его в течение 7 дней. Если глава администрации не отклонил и не подписал закон в установленные сроки, то он считается принятым и подлежит опубликованию в установленном порядке.
Статья 58
Областные законы, иные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в газете "Астраханские известия" и вступают в силу по истечении 7 дней после официального опубликования, если не указан срок введения их в действие.
Постановления и иные, принятые Собранием документы, носящие нормативный характер (кроме законов), в недельный срок со дня принятия подписываются председателем Собрания и обнародуются в 7-дневный срок со дня подписания.
Глава XII. Порядок голосования на Собраниях
Статья 59
На заседании Собрания решения по рассматриваемым вопросам принимаются:
- открытым голосованием;
- поименным голосованием;
- тайным голосованием.
Статья 60
Перед началом открытого голосования председательствующий на заседании указывает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет (либо зачитывает) им формулировки или указывает страницу, абзац, строку в розданном на руки депутатам проекта предложения; напоминает, каким числом голосов может быть принято каждое предложение в соответствии с настоящим Регламентом.
При голосовании каждый депутат имеет один голос и подает его "за" предложение или "против" него, либо "воздерживается" в оценке предложения, поставленного на голосование. Депутат обязан лично осуществлять свое право на голосование.
Депутат, который отсутствовал во время голосования, не вправе подать свой голос позже.
После окончания подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования: принято предложение или отклонено и каким числом голосов.
Статья 61
Поименное голосование организуется при принятии закона, положения или постановления, а также если за решение какого-либо вопроса на Собрании высказалось не менее 1/3 депутатов присутствующих на заседании.
Поименное голосование проводится с использованием именных бюллетеней, в которых имеется номер или формулировка вопроса, а также номер избирательного округа, фамилия, имя, отчество депутата, три варианта ответа и подпись депутата.
Результаты принятия или отклонения предложения поименным голосованием объявляются председательствующим, а списки депутатов с указанием волеизъявления могут публиковаться в средствах массовой информации по решению Собрания.
Статья 62
Тайное голосование проводится, если за его проведение проголосовало не менее 1/2 от числа избранных депутатов Собрания.
Для проведения тайного голосования и определения его результатов Собрание избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию.
При формировании избираемых (утверждаемых) органов или должностных лиц, выдвинутые кандидаты не могут входить в состав счетной комиссии.
Численный состав счетной комиссии устанавливается Собранием, но не менее трех депутатов. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов.
Заседания счетной комиссии, а также вскрытые урны, подсчет голосов проводятся, если присутствует не менее 2/3 от общего состава счетной комиссии.
Бюллетени изготавливаются под контролем счетной комиссии, по установленной форме и в определенном ею количестве, но не более числа избранных в Собрание депутатов. Допускается на оборотной стороне бюллетеней делать пометку комиссии - подпись члена комиссии (но обязательно одного на всех бюллетенях). Бюллетени для тайного голосования должны содержать необходимую для голосования информацию: текст голосуемых предложений, фамилии кандидатов и т.д., а также порядок заполнения бюллетеня - путем вычеркивания при альтернативных вариантах или вычеркивания имеющихся вариантов ответов "за", "против" (либо этот порядок заполнения разъясняет председатель счетной комиссии устно перед началом выдачи бюллетеней). Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются ее председателем перед началом голосования.
Каждому депутату Собрания выдается один бюллетень. Бюллетени выдаются членами счетной комиссии по спискам депутатов.
Заполнение бюллетеней производится депутатом в кабине для тайного голосования либо в отведенной для этой цели комнате.
При подсчете голосов недействительны считаются бюллетени:
- неустановленной формы;
- не имеющие пометки счетной комиссии, если она проставлялась;
- в которых оставлено более одного альтернативного предложения или более одной кандидатуры на одну должность, если иное не предусмотрено Собранием.
Фамилии, дописанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются.
Подсчет результатов тайного голосования производится на заседании счетной комиссии.
Протокол подсчета голосов подписывают все члены счетной комиссии, при этом каждый из них может записать свое особое мнение.
По докладу счетной комиссии Собрание открытым голосованием принимает решение об утверждении результатов тайного голосования.
Статья 63
Если при голосовании ни один из предложенных проектов законов, положений или кандидатур не набрал необходимого числа голосов, то председательствующий вправе отложить рассмотрение вопроса, создать согласительную комиссию из представителей органов Собрания и депутатских объединений, либо предложить постоянным комиссиям, депутатским объединениям на раздельных и совместных заседаниях сформулировать новые проекты законов, положений и кандидатур, после чего вынести на голосование предложенные новые проекты (кандидатуры).
Статья 64
При выявлении ошибок в порядке и технике проведенного голосования по решению Собрания проводится повторное голосование.
Глава XIII. Гласность в работе Собрания
Статья 65
Заседания Собрания проводятся гласно и носят открытый характер (за исключением закрытых заседаний).
На открытых заседаниях Собрания вправе присутствовать представители средства массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений.
Председательствующий на заседании информирует депутатов о составе и числе лиц, приглашенных на заседание. Представители средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений за 3 дня до заседания подает заявку на участие в работе Собрания.
Представители должны иметь документы, удостоверяющие их полномочия. Для лиц, приглашенных на заседание областного Собрания, отводятся специальные места в зале заседания.
Приглашенные лица не имеют права вмешиваться в работу Собрания, обязаны воздерживаться от проявлений одобрения или недовольства, соблюдать порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего.
Статья 66
Председательствующий на заседании при необходимости может предоставить слово для выступления или поправки присутствующим на заседании с согласия Собрания.
Статья 67
Глава администрации и прокурор, председатели областного и арбитражного судов области имеют право присутствовать на любом (открытом, закрытом) заседании Собрания.
Глава XIV. Протокол заседания Собрания
Статья 68
Во время работы Собрания ведется протокол его заседания. Протокол заседания составляется на основе стенограммы или магнитной записи.
Статья 69
В протокол заседания Собрания вносятся следующие вопросы:
- наименование Собрания, порядковый номер созыва Собрания, порядковый номер заседания и дата его проведения;
- общее число депутатов, избранных в Собрание, число присутствующих на заседании депутатов;
- фамилия, инициалы и должность открывающего заседание;
- утверждение повестки дня заседания, порядок работы Собрания;
- ход обсуждения вопросов, включенных в повестку дня заседания;
- поступившие в ходе заседания запросы депутатов и результаты их рассмотрения.
Статья 70
К протоколу заседания Собрания прилагаются:
- акты, принятые Собранием, стенограмма или магнитная запись заседания, письменные запросы депутатов, рассмотренные на заседании, письменные предложения и замечания депутатов, переданные председательствующему на заседании, тексты не прозвучавших выступлений депутатов, внесенные депутатами проекты актов Собрания, не принятые на заседании, список депутатов, отсутствующих на заседании с указанием причин, список приглашенных лиц.
Статья 71
Протокол должен быть оформлен и подписан председателем и секретарем Собрания не позднее, чем в месячный срок. Ответственность за своевременное оформление протокола и другие материалы заседания Собрания несет заместитель председателя областного Собрания. Протоколы заседания предоставляются для ознакомления депутатам Собрания по их требованию.
Глава XV. Компетенция Собрания
Статья 72
К ведению областного Собрания относятся:
Полномочия по организационным вопросам:
- избрание и освобождение от должности председателя Собрания и его заместителя;
- образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий, иных органов Собрания, изменение их состава;
- отчеты о работе постоянных комиссий и депутатов;
- утверждение регламента Собрания, положений о постоянных комиссиях Собрания, внесение в них изменений и дополнений;
- досрочное прекращение полномочий депутатов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
- осуществление законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ, а также внесение на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проектов, актов, принятие которых находится в компетенции Президента РФ и Правительства РФ;
- утверждение по представлению главы областной администрации схемы управления областью, структуры органов областной администрации и положений о них, внесение в них изменений;
- принятие решений по протестам главы администрации области, прокуратуры области на решения Собрания;
- отмена несоответствующих законодательству РФ и решениям Собрания актов председателя Собрания и органов Собрания;
- утверждение структуры, штатов, сметы расходов Собрания;
- принятие решений об обращении в Конституционный суд РФ, а также в другие суды с исками к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.
Полномочия по социально-экономическому развитию области:
- утверждение областного бюджета, изменений и дополнений, вносимых в него и отчета о его исполнении;
- установление в соответствии с законодательством РФ областных налогов, сборов пошлин и тарифов на оплату услуг предприятий, организаций, находящихся в собственности области и порядка их взимания;
- утверждение нормативов платежей в областной бюджет предприятий и организаций, находящихся в собственности области, установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет;
- утверждение договоров о хозяйственном и ином сотрудничестве с республиками в составе РФ, другими краями, областями, автономной областью, автономными округами, а также министерствами и ведомствами РФ и соглашений об участии области в ассоциациях;
- установление в соответствии с законодательством РФ порядка управления и распоряжения собственностью области, а также объектами Федеральной собственности, переданными в хозяйственное ведение и распоряжение области;
- установление порядка предоставления земельных участков под объекты, имеющие федеральное и межрегиональное значение, для строительства и расширения предприятий, находящихся в собственности области, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и животноводства жителями городов (кроме городов районного подчинения);
- объявление находящихся на территории области природных и иных объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную и научную ценность, охраняемыми памятниками истории, природы и культуры, установление в соответствии с законодательством РФ порядка охраны и использования объектов природного и культурного наследия на территории области;
- решение вопросов административно-территориального устройства области в соответствии с законодательством РФ.
Полномочия по обеспечению прав и законных интересов местного самоуправления и граждан:
- принятие решений о предоставлении дотаций, субвенций районным и городским бюджетам районов и городов (кроме городов районного подчинения), а также займов из средств областного бюджета другим организациям;
- принятие решений, устанавливающих административную ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение решений Собрания по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, использования природных ресурсов и охраны природы, застройки и благоустройства территории населенных пунктов, пожарной и дорожной безопасности и иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ;
- назначение областного референдума в порядке, установленном законодательством РФ;
- отмена противоречащих законодательству РФ решений представительных органов местного самоуправления;
- согласование введения главой администрации новых структурных подразделений, требующих дополнительных бюджетных расходов на содержание администрации.
Статья 73
Собрание не может делегировать свои полномочия председателю и иным должностным лицам областного Представительного Собрания.
Глава XVI. Осуществление Собранием контрольных полномочий
Статья 74
Собрание непосредственно и через создаваемые им органы осуществляет контроль за деятельностью находящихся в государственной собственности предприятий, учреждений и организаций за соблюдением и проведением ими в жизнь Конституции РФ, Законов РФ, законодательных актов Собрания.
Депутат Собрания вправе вносить предложения о заслушивании на заседании Собрания информации о работе любого органа либо должностного лица.
По поручению Собрания или его органов может проверять работу государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и местного самоуправления по вопросам, относящимся к ведению Собрания, знакомиться с необходимыми материалами и документами.
Статья 75
Собрание осуществляет контроль за соблюдением законодательства расположенными на территории области предприятиями, учреждениями и организациями, являющимися федеральной собственностью, контролирует их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения по вопросам совместного ведения.
Статья 76
Собрание, в случае невыполнения его нормативных актов руководителями предприятий, учреждений и организаций федерального уровня, вносит в соответствующие федеральные органы представления о наложении на этих руководителей дисциплинарных взысканий, вплоть до освобождения их от занимаемой должности. Результаты рассмотрения представлений должны быть сообщены Собранию не позднее, чем в месячный срок.
Статья 77
Собрание осуществляет контроль за исполнением принятых им правовых (законодательных) актов, исполнением бюджета и распоряжением (отчуждением) имуществом, относящимся к собственности области.
Собрание осуществляет и другие контрольные полномочия, предусмотренные законодательством РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.