Постановление главы администрации Астраханской области
от 24 сентября 2001 г. N 477
"Об утверждении областной целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств Астраханской области на период до 2005 года"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 22 апреля 2008 г. N 215 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях создания условий устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств, формирования конкретных и эффективных рынков сельхозпродукции и увеличения ее производства, повышения уровня жизни сельского населения, а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 N 927 "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве" и распоряжением главы администрации Астраханской области от 23.10.2000 N 1290-р "О разработке областной целевой Программы развития личных подсобных хозяйств Астраханской области на 2001 - 2005 годы" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств Астраханской области на период до 2005 года".
2. Определить государственным заказчиком Программы департамент сельского хозяйства администрации области (Нестеренко).
3. Комитету экономического развития и торговли администрации области (Максимова), финансовому управлению администрации области (Евлашев) при формировании бюджета на 2002 год и последующие годы включать Программу в перечень областных целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации области начальника департамента сельского хозяйства администрации области Нестеренко И.А.
Глава администрации области |
А.П. Гужвин |
Областная целевая программа
"Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств Астраханской области на период до 2005 года"
(утв. постановлением главы администрации области от 24 сентября 2001 г. N 477)
Паспорт Программы
Наименование Областная целевая программа "Развитие
крестьянских (фермерских) хозяйств
Астраханской области на период до 2005
года"
Заказчик программы Департамент сельского хозяйства
администрации Астраханской области
Основные разработчики Ассоциация крестьянских (фермерских)
Программы хозяйств и сельхозкооперативов Астраханской
области, департамент сельского хозяйства
администрации области, органы местного
самоуправления
Цели Программы Создание условий устойчивого развития
крестьянских (фермерских) хозяйств,
формирование конкретных и эффективных
рынков сельхозпродукции и увеличение ее
производства, повышение уровня жизни
сельского населения
Задачи Программы Принятие правовых, организационных и
экономических нормативов и условий,
внедрение современных технологий
производства и реализации продукции,
укрепление материально-технической базы на
основе лизинга, рациональное использование
орошаемых земель
Срок реализации 2002 - 2005 годы
Программы
Исполнители Департамент сельского хозяйства
мероприятий Программы администрации области, ассоциация
крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельхозкооперативов Астраханской области,
органы местного самоуправления
Объемы и источники Всего 63,5 млн. руб., в т.ч. собственные
финансирования средства хозяйств - 25,5 млн рублей, из
Программы областного бюджета - 18 млн руб., из
районных бюджетов - 5 млн рублей, кредит -
15 млн рублей.
Ожидаемые конечные В 2005 году будет достигнут уровень
результаты Программы производства:
овощей - 80 тыс. руб.
бахчевых - 35 тыс. руб.
картофеля - 5 тыс. руб.
молока - 12 тыс. руб.
мяса - 4 тыс. руб.
прудовой рыбы - 3 тыс. руб.
Контроль за Департамент сельского хозяйства
исполнением Программы администрации области
Настоящая Программа подготовлена во исполнение распоряжения главы администрации области от 23.10.2000 N 1290-р "О разработке областной целевой Программы развития личных подсобных хозяйств Астраханской области на 2001 - 2005 годы" и Постановления Правительства РФ от 07.12.2000 N 927 "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве".
Программа предусматривает осуществление системы мер по государственной поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств Астраханской области.
1. Содержание проблемы
За последние десять лет в Астраханской области получила развитие новая организационно-правовая форма сельхозтоваропроизводителя - крестьянские (фермерские) хозяйства. Сложилась многоукладность в сельском хозяйстве, в котором фермерские хозяйства занимают свою нишу в аграрной экономике.
Об их значимости в продовольственном обеспечении населения свидетельствуют объемы производства сельхозпродукции. В 2000 году фермерские хозяйства произвели валовой продукции в фактически действующих ценах на 287,3 млн. рублей, что в 3 раза превышает объем валовой продукции 1997 года. Крестьянские хозяйства ежегодно увеличивают свою долю в продовольственном балансе Астраханской области. Они производят 37-40% от объемов продукции всех сельхозпредприятий.
Именно фермерские хозяйства наряду с личными подворьями в определенной мере компенсировали спад производства сельхозпродукции и сырья, насытили рынок разнообразной продукцией, обеспечили занятость населения в деревне. Фермеры своим трудом, упорством, открытостью завоевали доверие односельчан, руководителей государственных служб.
На 1 января 2001 года действуют 1732 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые располагают 215 тыс. га земель, в том числе 200 тыс. га сельскохозяйственных угодий (6% от областных), из них 34 тыс. га пашни. На одно хозяйство приходится 116, га сельхозугодий, в т.ч. 20 га пашни. Членами хозяйств являются около 8 тыс. человек, в напряженные периоды страды привлекаются со стороны до 15 тыс. работников. Крестьянские хозяйства в большинстве своем многоотраслевые, что увеличивает их выживаемость в условиях кризиса.
В бедственном положении находится техническая база крестьянских хозяйств. Предполагалось, что основным источником обновления машинного парка будет система лизинга (финансовая аренда).
Дальнейшее развитие фермерских хозяйств сопряжено со значительными капвложениями, особенно в животноводстве. Если товарное растениеводство хотя и на отсталой материально-технической базе имеет некоторые резервы прироста продукции на ближайшие 3 - 5 лет, то создание молочных ферм с высокопродуктивным скотом и современным оборудованием придется формировать. Фермеры доказали: дополнительные инвестиции в молочное скотоводство высокоэффективны, производство надежное.
Неотложного решения требуют вопросы усиления государственного регулирования, направленного на защиту местных сельхозтоваропроизводителей, оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и промышленности.
Возможной альтернативой организации финансово-кредитного обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств может стать кредитная кооперация. Опыт функционирования кредитного кооператива есть в Харабалинском районе.
Являясь основной формой самозанятости сельского населения, семейные хозяйства выполняют функции социального стабилизатора, форпоста в сельской жизни, способствуют сохранению культурного многообразия, народных устоев и традиций. Очевиден факт: от единицы затрат в частных хозяйствах отдача значительно выше, чем в коллективных. И самое важное: развитие крестьянских хозяйств - это путь, который выбирают крестьяне добровольно, исходя из экономических и других соображений.
Крестьянские (фермерские) хозяйства все активнее влияют на все стороны жизни села: экономическую, политическую, социальную, культурную. На селе появились люди, способные развивать реальный сектор сельской экономики, им должна быть оказана практическая, организационная и финансовая поддержка, а также системная консультационная и информационная помощь - главное условие успешной хозяйственной и коммерческой деятельности.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются: обеспечение лучших условий жизни и деятельности крестьян-фермеров, устойчивого развития и повышения эффективности хозяйств, действенная социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений.
Указанные цели требуют решения следующих задач:
- создание правовых, организационных, экономических, бытовых, социальных, производственных условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов;
- совершенствование механизма государственной и общественной поддержки крестьянских хозяйств;
- формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе коопераций и интеграции;
- создание финансово-кредитного механизма, обеспечивающего инвестирование в фермерский сектор за счет собственных возможностей крестьянских хозяйств и привлечения отечественного и зарубежного капитала;
- развитие фермерской кооперации и формирование эффективной рыночной инфраструктуры, сервисного обслуживания и обеспечения крестьянских хозяйств услугами по производству, переработке и реализации сельхозпродукции, а также для инженерного обустройства территории и повышения плодородия сельхозугодий; развитие и укрепление крестьянского самоуправления.
3. Система программных мероприятий
3.1. Приоритетные направления в производстве сельхозпродукции
Большинство крестьянских (фермерских) хозяйств определились со специализацией производства. Однако требования рынка диктуют необходимость целесообразного маневра особенно в растениеводческих отраслях. Это позволяет получать прибыль и вести расширенное воспроизводство.
Приоритетами в растениеводстве останутся:
- ассортиментное овощеводство. Кроме ранних, обычных и поздних сроков уборки помидоров, расширяются посадки сладкого перца, баклажанов, различных сроков созревания капусты, лука, моркови, зеленных культур;
- картофель - ранних и поздних сроков уборки. Основные площади отводятся под летние посадки картофеля. Создание на базе нескольких крестьянских (фермерских) хозяйств семеноводческих центров;
- товарное садоводство - выращивание семечковых плодовых (70 - 80% от общих посадок), косточковых плодовых (20 - 38%), ягодных культур. Половина семечковых плодовых отводится под зимние сорта, 35% - под осенние;
- бахчевые культуры-арбузы, дыни, тыква. Значительная часть этой продукции (арбузы, тыква) реализуется на переработку (соки, повидло, цукаты и др.);
- кормопроизводство, сбалансированное по белку, аминокислотам и особенно по лизину. Эта проблема решается посредством возделывания зернобобовых, масличных, зерновых культур и многолетних трав.
Кроме указанных сельхозкультур, крестьянские хозяйства занимаются возделыванием табака, сои, риса, зерновых колосовых и др.
Приоритетами в животноводстве будут:
- производство молока - в первую очередь в пригороде Астрахани, а также других районах. Приобретение породного поголовья за счет средств областного бюджета (половину стоимости скота выплачивает хозяйство в течение двух лет) и собственных средств;
- прудовое рыбоводство - реальный резерв увеличения производства рыбы. Возможности зарыбления прудов особенно в дельте Волги имеются. Фермерские хозяйства могут увеличить вылов прудовой рыбы к 2005 году до 3 тысяч тонн;
- овцеводство - восстановление поголовья до оптимальных размеров (60 - 70% овцематок в структуре стада) с учетом площади выпасов. Практика убеждает: целесообразно разводить до 60% овец мясного и свыше 40% шерстного направления;
- мясное скотоводство - в основном хозяйства поймы и дельты Волги с максимальным использованием пастбищного периода и введением сезонных отелов (лучший - январь-март). Мясное скотоводство менее затратно, более рентабельно;
- птицеводство - разведение кур, уток, гусей, индеек, страусов. Особенно есть возможности для птицеводства в северных районах области, где производят зерно. Будут организованы товарные птицеводческие хозяйства с оптимальным поголовьем.
Получат развитие коневодство, верблюдоводство - самые технологически дешевые отрасли. На уровне 4 - 5 тыс. голов сохранится поголовье свиней.
Новый качественный уровень приобретут перерабатывающие отрасли: мукомольные мельницы, хлебопечение, первичная переработка молока, консервирование, изготовление колбас, а также сервисное обслуживание крестьян.
3.2. Совершенствование правовой базы
Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства определен Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Гражданским кодексом Российской Федерации. Принудительная перерегистрация в соответствии с Гражданским кодексом в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица не допускается.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве" на крестьянские (фермерские) хозяйства распространяются все меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством.
Слабая правовая база крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов существенно затрудняет их деятельность, в связи с чем необходимо принятие в новой редакции федерального закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве и ряда других нормативных актов.
Кроме того, необходимо создать эффективную систему учета и отчетности крестьянских (фермерских) хозяйств. В настоящее время Астраханский областной комитет государственной статистики не обладает полной и достоверной информацией о деятельности данной категории хозяйств, что существенно затрудняет оценку эффективности их работы и прогнозирование их развития.
Основой в наведении порядка в землепользовании послужит Федеральный закон "О землеустройстве", принятый 18.06.2001 N 78-ФЗ, а также Земельный кодекс Российской Федерации.
3.3. Земельные отношения
Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, создание и укрупнение крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей членов этих хозяйств, аренды и других видов приобретения у частников.
Предусматривается разработка и внедрение механизма залога земель, усовершенствование порядка приобретения земельных участков и предоставления дополнительных земельных участков за счет земельных долей и фонда перераспределения земель.
Осуществится комплекс землеустроительных работ по консолидации земельных участков крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов с учетом региональных природно-экономических особенностей, компактного размещения земельных участков, обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель и создание условий для кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Усилится контроль за использованием земель по целевому назначению крестьянскими хозяйствами и кооперативами.
3.4. Развитие кооперации крестьянских хозяйств
Объединение крестьянских (фермерских) хозяйств в кооперативы - важнейшее условие дальнейшего их развития. Кооперация возможна для совместного производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции; переработки, хранения, сбыта продукции; кредитования и страхования; материально-технического обеспечения; совместного использования техники, орошаемых земель, сенокосов.
Перспективно развитие договорных отношений между фермерскими хозяйствами и коллективными сельхозпредприятиями, а также сервисными службами на оказание услуг по ремонту техники, хранению продукции и горюче-смазочных материалов, переработке сельхозпродукции, проведению полевых работ.
Необходимо способствовать передаче в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельхозкооперативам недостроенных и пустующих животноводческих помещений, неиспользуемых орошаемых земель, находящихся в собственности коллективных сельхозпредприятий, с правом выкупа. Также требуется содействие в выделении крестьянским и кооперативным хозяйствам на взаимовыгодной основе неиспользуемых Помещений для строительства мини-цехов по переработке сельхозпродукции, организации магазинов по ее реализации.
Кроме того, необходимо создание машинно-тракторных станций (машинных дворов) для обслуживания малоземельных экономически слабых и вновь созданных хозяйств.
Необходимо распределительное правовое регулирование производственных и потребительских (обслуживающих) кооперативов с освобождением потребительских кооперативов от налога на прибыль.
Будет формироваться система сельских кредитных кооперативов, ориентированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан.
На основе кооперации усилится взаимодействие коллективных хозяйств с крестьянскими хозяйствами по совместному использованию имеющихся производственных мощностей по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, оборудования, обеспечению горюче-смазочными материалами, семенами, хранению, переработке продукции и другим направлениям хозяйственной деятельности.
Предстоит полностью сформировать систему сельской кредитной кооперации, ориентированной на мелких сельхозтоваропроизводителей.
Предусматриваются меры поддержки, в том числе по формированию уставных паевых фондов кредитных кооперативов, с получением на указанные цели необходимых кредитных ресурсов. Многие кредитные кооперативы будут функционировать во взаимодействии со сбытовыми и снабженческими кооперативами.
Предполагается расширить подготовку и повышение квалификации крестьян и работников органов управления сельским хозяйством по вопросам кооперации, ввести курс сельскохозяйственной кооперации в программы сельскохозяйственных учебных заведений, организовать издание специальных материалов по кооперативной тематике.
3.5. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка крестьянских хозяйств и кооперативов.
В отношении крестьянских хозяйств и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 N 927 "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве".
Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:
- финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почвы, ветеринарному обслуживанию;
- дотирование продукции элитного семеноводства, племенного животноводства, овцеводства;
- дотирование продукции животноводства, реализуемой в госресурсы;
- компенсация затрат товаропроизводителям, специализирующимся на размножении семян овощных, бахчевых, кормовых культур;
- компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений;
- дотация на шерсть, поставляемую в государственные ресурсы;
- дотирование закладки и ухода за молодыми многолетними насаждениями и производства посадочного материала;
- поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
- компенсация до 50 процентов затрат на разработку проектно-сметной документации и осуществление мероприятий по освоению земель;
- финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользовании и организацией устройства их территорий;
- оказание стартовой помощи крестьянским хозяйствам в первые пять лет, включая гарантии получения кредитов вновь созданными хозяйствами, поддержку формирования производственной инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий электропередачи, газификацию, связь, водоснабжение, мелиорацию земель, закладку многолетних насаждений, приобретение сельскохозяйственной техники);
- содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов;
- формирование системы страхования в аграрном секторе;
- финансирование подготовки кадров для агропромышленного комплекса, издание специальной литературы для фермеров;
- компенсация части страховых платежей при страховании урожая;
- развитие межфермерской кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту, агросервису;
- выплата семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских хозяйств.
Из областного и местных бюджетов (на возвратной и безвозвратной основе) средства будут выделяться на инженерное обустройство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, других производственных объектов сельскохозяйственного назначения, жилья, приобретение техники, развитие кооперации, пособия по переселению, помощь начинающим фермерам и сельским семейным домам, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, дотации на отдельные виды продукции, оказание помощи хозяйствам, созданным участниками боевых действий на территории других государств и ликвидаторами последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
На капитальные затраты по приобретению техники, строительству производственных объектов, жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры крестьянским хозяйствам и кооперативам из областного и местного бюджетов будет выделяться не менее 15 процентов средств, предусмотренных на эти цели.
3.6. Научное и информационное обеспечение
Базой научного обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств в технологическом отношении являются разработки Всероссийского НИИ орошаемого овощеводства и бахчеводства, Прикаспийского НИИ аридного земледелия, ряда опытных станций, высших учебных заведений, расположенных в Астраханской области. Практическими пособиями будут книги "Земледелие в Астраханской области", "Животноводство Астраханской области", рекомендации научных учреждений.
Будет создан областной центр единой федеральной информационно-консультативной службы, что поможет освоению достижений науки и техники, прогрессивных технологий производства, а также работе маркетинга, социальной и юридической защиты.
Необходимо расширить исследования по актуальным вопросам деятельности крестьянских хозяйств и кооперативов и, в частности, по разработке оптимальных моделей хозяйств различной специализации.
На качественно новый уровень будет поставлена работа по подготовке и повышению квалификации фермеров и работников кооперативов посредством обучения в высших (средних) учебных заведениях России, стажировки за рубежом. Шире будут практиковаться конкурсы хозяйств, выставки-ярмарки, конференции, семинары. Преимущественное право юридического открытия крестьянского (фермерского) хозяйства будет предоставляться комиссионно, на конкурсной основе людям, имеющим высшее (среднее) образование, опыт работы на селе.
Предусматривается обязательное участие крестьянских (фермерских) хозяйств в выставках, ярмарках, смотрах-конкурсах, научно-практических конференциях и семинарах.
3.7. Развитие крестьянского самоуправления
Государство, в лице областных органов госвласти и органов местного самоуправления, создает условия для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов. Они определяют и осуществляют стратегию и тактику развития хозяйств, организационно-правовые и экономические условия их образования и деятельности, меры государственной поддержки.
Органы управления сельским хозяйством обеспечивают создание системы специального обслуживания: агрономического, зооветеринарного, инженерного, юридического, а также обучение и повышение квалификации фермеров.
Дальнейшее становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств будет проходить путем объединения в различные кооперации. Кооперация должна обеспечивать общественно-политическую и социальную защиту фермеров и их интересов, а также содействовать и помогать в хозяйственной и коммерческой деятельности.
Общественные организации крестьянских (фермерских) хозяйств (областная, районные и местные ассоциации) осуществляют:
- представительство фермеров в законодательных и исполнительных органах власти;
- участие в разработке законодательной и иной нормативно-правовой базы;
- определение условий деятельности крестьянских хозяйств;
- отстаивание интересов фермеров.
Во взаимодействии с государственными органами власти они определяют организационно-экономические и социальные условия деятельности хозяйства, включая меры господдержки, контролируют их выполнение, содействуют госорганам в материально-техническом, технологическом, финансовом, информационно-консультативном, юридическом и ином обеспечении и обслуживании крестьянских (фермерских) хозяйств, переработке и сбыте продукции, распространении и освоении передового опыта.
Одной из главных задач органов крестьянского самоуправления является создание и налаживание деятельности межфермерских кооперативов, а также представительства крестьян в формируемых органах сельского самоуправления.
Органы крестьянского самоуправления осуществляют представительство фермеров в органах государственной власти и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других общественных организациях.
Органы государственной власти взаимодействуют с органами крестьянского самоуправления на основе соглашений и договоров о совместной деятельности в сфере производства, переработки и сбыта продукции, социального развития села, подготовки кадров.
4. Ресурсное обеспечение
Для исполнения положений Программы потребуются средства из всех источников финансирования в сумме 63,5 млн рублей.
Основными источниками финансирования станут:
млн руб.
- собственные средства крестьянских (фермерских) хозяйств 25,5
- из областного бюджета 18,0
- из районных бюджетов 5,0
- кредит 15,0
5. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы
Осуществление данной Программы позволит выйти крестьянским (фермерским) хозяйствам на более качественный этап развития. Укрепится организационно-правовое и социальное положение крестьянских хозяйств, их материально-техническая база, повысится профессиональный уровень и благосостояние фермеров, возрастет ориентация крестьянских хозяйств, расширится сфера занятости на селе, получат дальнейшее развитие фермерское самоуправление, кооперативные и интеграционные связи между собой и другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса в производстве, переработке и сбыте продукции, агросервисном обслуживании, кредитовании, страховании и социальном обустройстве села.
Возрастут объемы производства сельхозпродукции (см. приложение 2) и в 2005 году составят:
тыс. тонн
Зерно - 6,0
Овощи - 80,0
Бахчевые - 35,0
Картофель - 5,0
Скот и птица (жив. вес) - 4,0
Молоко - 12,0
Рыба прудовая - 3,0
Крестьянские хозяйства будут производить все виды растениеводческой и животноводческой продукции. Рост производства продукции будет обеспечен как за счет расширения посевов сельхозкультур, увеличения поголовья скота и птицы, так и повышения урожайности и продуктивности животноводства на базе современных технологий. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме сельхозпродукции области возрастет до 15 - 20%, а к объемам сельхозпредприятий - на уровне 35 - 40%.
Фермерский сектор займет более прочное положение в системе агропромышленного комплекса, возрастет его значение как составной части многоукладной экономики Астраханской области. При этом имеется в виду, что крестьянские (фермерские) хозяйства не только сельхозпроизводители, это - семья, связанная общим трудом и имуществом, где хранятся устои народа, его обычаи, воспитываются дети в труде, чести и достоинстве, национальных традициях. Фермерская семья должна стать основой, фундаментом сельского общества.
6. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией
Государственным заказчиком данной Программы является департамент сельского хозяйства администрации области, который осуществляет контроль за ходом реализации Программы и несет ответственность за выделенные финансовые средства на ее выполнение, а также ежеквартально представляет информацию в комитет экономического развития и торговли администрации области о выполнении программных мероприятий в установленном порядке.
Управление Программой осуществляют департамент сельского хозяйства администрации области и ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Астраханской области и их органы в районах.
С целью эффективного взаимодействия администрации области и органов местного самоуправления при госзаказчике создается межведомственный совет, куда входят специалисты заинтересованных ведомств.
Госзаказчик с участием областной АККОР ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из областного бюджета и направляет их в комитет экономического развития и торговли, финансовое управление администрации области.
Программа предусматривает поэтапное выполнение намеченных мероприятий, увязку государственной политики развития фермерского сектора с общими основами реформирования агропромышленного комплекса.
Мероприятия
по реализации областной целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств Астраханской области на период до 2005 года"
Содержание мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1. Распространить на крестьянские (фермерские) хозяйства все меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемые за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством Астраханской области |
постоянно |
Департамент сельского хозяйства администрации области, департаменты, комитеты управления администрации области, администрации районов |
2. Создавать межфермерские кооперативы для совместного производства сельхозпродукции, ее переработки, хранения и сбыта |
постоянно |
Департамент сельского хозяйства администрации области, областная АККОР, администрации районов |
3. Развивать систему кредитной кооперации среди крестьянских (фермерских) хозяйств в районах области |
постоянно |
Департамент сельского хозяйства администрации области, областная АККОР, администрации районов |
4. Разработать механизм по оснащению крестьянских хозяйств и их кооперативов технологическим оборудованием за счет средств областного бюджета на возвратной и платной основе для последующего предоставления его на условиях финансовой аренды (лизинга) фермерским (смешанным) кооперативам по переработке, хранению и реализации сельхозпродукции |
второе полугодие 2001 года |
Департамент сельского хозяйства администрации области, АООТ "Астраханьагропромтехника" |
5. Внедрять в растениеводческих крестьянских (фермерских) хозяйствах передовые технологии, обеспечивать элитным семенным материалом, осуществлять агротехническое обеспечение |
постоянно |
Департамент сельского хозяйства администрации области, продкорпорация, АООТ "Астраханьагропромтехника", станция по защите растений |
6. Включить в государственную систему племенного, ветеринарного, зоотехнического и агрономического обслуживания крестьянские (фермерские) хозяйства по фиксированным тарифам |
второе полугодие 2001 года, первое полугодие 2002 года |
Департамент сельского хозяйства администрации области, отдел цен, ГСПП "Астраханское", управление ветеринарии администрации области, станция защиты растений |
7. Расширять порядок пополнения товарного стада породным поголовьем на условиях товарного кредита (50% стоимости животных хозяйство гасит в течение двух лет деньгами или продукцией) |
второе полугодие 2001 года |
Департамент сельского хозяйства администрации области, отдел цен, ГСПП "Астраханское" |
8. Практиковать выдачу фермерским хозяйствам кредита и ссуд на строительство и реконструкцию животноводческих помещений, мини-цехов по переработке сельхозпродукции с погашением заимствованных средств поставками сельскохозяйственной продукции для областных государственных продовольственных нужд |
постоянно |
Департамент сельского хозяйства, финуправление, комитет экономического развития и торговли администрации области |
9. Осуществлять закупку у крестьянских (фермерских) хозяйств продукции животноводства и растениеводства по гарантированным ценам для областных государственных продовольственных нужд, на переработку. Разработать порядок и проект договоров с учетом особенностей хозяйств |
постоянно |
Комитет экономического развития и торговли, департамент сельского хозяйства, департамент промышленности, транспорта, связи, науки и технологий администрации области |
10. Отработать порядок выплаты единовременного денежного пособия на хозяйственное обзаведение семьям, переселяющимся в сельскую местность для создания крестьянского (фермерского) хозяйства (Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 N 927) |
второе полугодие 2001 года |
Комитет экономического развития и торговли, департамент сельского хозяйства администрации области |
11. Организовать статистический учет (включая крестьянские (фермерские) хозяйства), обеспечивающий сопоставимость отчетных данных с фактическим состоянием производственно-хозяйственной деятельности |
ежегодно |
Областной комитет государственной статистики, департамент сельского хозяйства администрации области |
12. Осуществлять постоянный контроль за рациональным использованием земельных угодий крестьянскими (фермерскими) хозяйствами |
постоянно |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, департамент сельского хозяйства администрации области |
13. Создать в районах информационно-консультативные службы в форме некоммерческих организаций |
2002 год |
Департамент сельского хозяйства администрации области, областная АККОР, администрации районов |
14. Проводить ежегодные смотры-конкурсы крестьянских (фермерских) хозяйств. Разработать соответствующие нормативные положения |
ежегодно |
Департамент сельского хозяйства администрации области, областная АККОР |
Приложение 1
к целевой Программе
Прогноз
развития крестьянских (фермерских) хозяйств на период до 2005 года
|
|
1999 год (отчет) |
2000 год (отчет) |
2005 год (прогноз) |
1. |
Число крестьянских (фермерских) хозяйств (на начало года) |
1775 |
1758 |
2000 |
2. |
Общая площадь земельных угодий, закрепленных за фермерскими хозяйствами, тыс. га |
220 |
237 |
280 |
|
в том числе: сельхозугодий |
206 |
208 |
225 |
|
из них пашни |
36 |
34 |
40 |
3. |
Размер земельных угодий на одно хозяйство, га |
|
|
|
|
всего земли |
124 |
130 |
133 |
|
сельхозугодий |
116 |
104 |
107 |
|
пашни |
20 |
19 |
20 |
Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общей площади сельхозугодий 9 - 10%.
Приложение 2
к целевой Программе
Прогноз
производства основных видов сельхозпродукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах на период до 2005 года
|
Наименование продукции |
1999 год |
2000 год |
2005 год (прогноз) |
1. |
Зерно, тыс. т |
1,8 |
4,0 |
6,0 |
2. |
Овощи |
42,0 |
35,0 |
80,0 |
3. |
Бахчевые |
29,0 |
20,0 |
35,0 |
4. |
Картофель |
1,0 |
1,5 |
5,0 |
5. |
Скот и птица (живой вес) |
2,2 |
2,6 |
4,0 |
6. |
Молоко |
7,3 |
7,8 |
12,0 |
7. |
Рыба прудовая |
0,2 |
0,3 |
3,0 |
Приложение 3
к целевой Программе
Потребность в финансировании для реализации целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств Астраханской области на период до 2005 года"
Направления финансирования |
Годы |
Финансовые ресурсы, млн рублей |
||||
Областной бюджет |
Бюджеты районов |
Кредитные ресурсы |
Собственные средства хозяйств |
Итого: |
||
Развитие приоритетных производств сельхозпродукции, намеченных в Программе |
Итого: |
7,0 |
1,0 |
5,0 |
13,0 |
26,0 |
2002 |
1,5 |
0,3 |
1,0 |
3,0 |
5,8 |
|
2003 |
2,0 |
0,3 |
1,0 |
3,5 |
6,8 |
|
2004 |
2,0 |
0,3 |
1,0 |
4,0 |
7,3 |
|
2005 |
1,5 |
0,1 |
2,0 |
2,5 |
6,1 |
|
Создание производственной инфраструктуры (переработка, хранение, реализация сельхозпродукции) |
Итого: |
5,0 |
3,0 |
7,0 |
7,0 |
22,0 |
2002 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
2,0 |
4,5 |
|
2003 |
2,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
7,0 |
|
2004 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
5,5 |
|
2005 |
1,0 |
0,5 |
2,5 |
1,0 |
5,0 |
|
Развитие кооперации, научное и информационное обеспечение, повышение квалификации фермеров |
Итого: |
4,2 |
0,5 |
3,0 |
5,5 |
13,2 |
2002 |
0,74 |
0,15 |
0,5 |
1,0 |
2,39 |
|
2003 |
1,5 |
0,2 |
0,5 |
1,5 |
3,7 |
|
2004 |
1,0 |
0,1 |
1,0 |
1,5 |
3,6 |
|
2005 |
1,0 |
0,1 |
1,0 |
1,5 |
3,55 |
|
Единовременное денежное пособие семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских (фермерских) хозяйств |
Итого: |
0,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,8 |
2002 |
0,12 |
|
|
|
0,12 |
|
2003 |
0,16 |
|
|
|
0,2 |
|
2004 |
0,20 |
|
|
|
0,2 |
|
2005 |
0,28 |
|
|
|
0,28 |
|
Финансовая поддержка местных, районных и областной ассоциации (союзов) |
Итого: |
1,0 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
1,5 |
2002 |
0,20 |
0,05 |
|
|
0,25 |
|
2003 |
0,25 |
0,10 |
|
|
0,35 |
|
2004 |
0,25 |
0,15 |
|
|
0,40 |
|
2005 |
0,30 |
0,20 |
|
|
0,50 |
|
По программе |
Всего: |
18,0 |
5,0 |
15,0 |
25,5 |
63,5 |
2002 |
3,56 |
1,00 |
2,50 |
6,00 |
13,06 |
|
2003 |
5,91 |
1,60 |
3,50 |
7,00 |
18,01 |
|
2004 |
4,45 |
1,55 |
3,50 |
7,50 |
17,00 |
|
2005 |
4,08 |
0,85 |
5,50 |
5,00 |
15,43 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 24 сентября 2001 г. N 477 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств Астраханской области на период до 2005 года"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Астраханской области от 22 апреля 2008 г. N 215 настоящее постановление признано утратившим силу