Постановление главы администрации Астраханской области
от 9 октября 1997 г. N 413
"О развитии геоинформационной системы Астраханской области"
27 декабря 1999 г.
Постановлением Губернатора Астраханской области от 14 января 2004 г. N 13 настоящее постановление признано утратившим силу
Из-за большого объема план мероприятий по развитию геоинформационной системы для социально-экономического развития Астраханской области, приложения, схемы и рисунки к Программе развития ГИС области не приводятся. Но Вы можете получить эту информацию, обратившись по тел. 30-99-90
Учитывая значимость геоинформационной системы для социально-экономического развития Астраханской области, постановляю:
1. Утвердить план мероприятий по развитию геоинформационной системы (ГИС) Астраханской области на 1997-1998 гг. и Программу развития ГИС области до 2000 года (прилагаются).
2. Комитету экономики и инвестиционной политики администрации области (Петров), финансовому управлению администрации области (Евлашев) профинансировать мероприятия ГИС на сумму 178,2 млн. рублей за счет средств, предусмотренных в областном бюджете:
- на реализацию целевой программы "Мониторинг земель РФ", с отнесением расходов на раздел "Сельское хозяйство и рыболовство" (0800), экономическую статью "Прочие текущие расходы" (111004) в сумме 140 млн. рублей;
- на финансирование отрасли "Промышленность, энергетика и строительная индустрия" (0700), по экономической статье "Прочие субсидии" (130104) в сумме 38,2 млн. рублей и предусмотреть соответствующие лимиты по финансированию до 2000 года согласно приложениям 1, 2 к Программе.
3. Научно-производственному центру ГИС:
3.1. Оказать органам местного самоуправления методическую помощь по разработке необходимой проектной документации.
3.2. Продолжить совместно с госцентром "Природа" Роскартографии работу по созданию в Астраханской области опытной площадки по внедрению оболочки ГИС, ОГВ (органов государственной власти).
Глава администрации области |
А.П. Гужвин |
Программа
развития геоинформационной системы Астраханской области на 1997 - 2000 гг.
(утв. постановлением главы администрации области от 9 октября 1997 г. N 413)
Государственный заказчик - администрация Астраханской области
Исполнитель - научно-производственный центр ГИС Астраханской области
1. Постановка проблемы
Для обеспечения процессов переструктуризации экономики по инициативе администрации области в 1992 году была проведена работа по теме: " Разработка нормативно-правовой системы платного природопользования". При ее выполнении четко обозначилась необходимость пространственной привязки ресурсов к местности, применения ГИС-технологий, создания кадастров природных ресурсов. Дальнейшая проработка в этом направлении показала, что сложные региональные задачи управления экономикой требуют новых системных подходов, создания распределенной системы принятия решений. Особое геополитическое положение области, уникальность природных ресурсов, достаточно угнетенных нерациональным их использованием, а также изменение уровня Каспийского моря, влияющее на все отрасли хозяйства области, делают рассматриваемую проблему социально значимой не только для области, но и России. Администрация области рассмотрела предложения по созданию ГИС области для целей экономического управления с применением новых картографических технологий и своими постановлениями (от 23.02.93 N 33, 27.04.94 N 132, от 23.08.95 N 237) определила перечень работ по созданию ГИС.
Проведенные по планам работы создания ГИС Астраханской области определили разработку ГИС органов государственной власти (ГИС ОГВ), определенную постановлением Правительства России от 16.01.95 N 40 и распоряжением от 04.12.95 N 1686-р. При этом два этих подхода определили сферы функционирования для ГИС - экономическое управление изнутри, а ГИС ОГВ - социально-экономическое извне.
Программа подготовлена во исполнение Указа Президента РФ от 26.06.96 N 991 и постановления главы администрации области от 23.08.96 N 264.
2. Структура системы
В предполагаемой схеме работы ГИС Астраханской области заложен двуединый принцип управления: федеральное управление через отраслевые областные комитеты и региональное управление через муниципальные образования.
Управление реализуется на трех уровнях (рис. 1):
- ядро системы, включающее центр ГИС, комитет экономики и инвестиционной политики администрации области и главное управление архитектуры и градостроительства администрации области;
- ведомственные комитеты и службы, включая ведомственные НИИ и проектные организации;
- города, районы и другие поселения.
Исходя из условных принципов, экономико-математических моделей управления, в ядре системы вырабатываются управляющие посылки, служащие основанием для разработки системных решений в муниципальных образованиях городов, районов и других поселений, а также для разработки комплексных решений в ведомственных комитетах и институтах области. Выработанные системные и комплексные решения являются основой построения комплексно-системных (региональных) решений.
Естественно, региональное решение может быть не единственным. Выбор наиболее целесообразного решения осуществляется руководством области, опираясь на дополнительные сведения, получаемые из других систем. Однако этим не ограничивается задача управления. Переход экономической системы из одного состояния в другое требует привлечения творческого осмысления будущего - предпривения. Конструктирование перехода - принципиально интеллектуальный процесс, не поддающийся алгоритмизации.
Стимуляция этого процесса может быть осуществлена в виде целевых инвестиций свободным творческим коллективам, на конкурсной основе по предлагаемым вариантам и другими средствами.
Вне зависимости от организации экономических отношений в стране государственные службы управления экономикой выполняют одинаковые функции: мониторинга природных (и производственных) ресурсов, моделирования экономической ситуации, прогнозирования ситуаций в системе, принятия решения по возможным прогнозным ситуациям и само управление (рис. 2).
Мониторинг включает в себя систему доступа к территориальному кадастру, систему учета использованных природных ресурсов, систему формирования баз данных и систему подготовки отчетов по природным ресурсам.
Система экономико-математического моделирования включает в себя, как подсистемы, систему разработки моделей, систему формирования баз знаний и систему подготовки отчетов по моделированию.
В основе системы прогнозирования экономических ситуаций лежит формируемая информация в системе мониторинга и системе экономико-математического моделирования. В системе осуществляется детальный анализ возможных решений, разрабатываются варианты наиболее рациональных (в экономическом пространстве нельзя говорить об оптимальности) решений.
Система экономического управления представляет собой реализацию общепринятых функций директивного управления, для чего используются стандартные системы управления базами данных (СУБД), принятые в ГИС. Можно полагать, что эта система будет реализована на известных принципах планирования экстремальных экспериментов с ее модификациями адаптационного и ситуационного планирования (по В.В. Налимову). Однако этот блок подлежит тщательной разработке, т.к. вся результативность экономической деятельности определяется рациональностью управляющей модели.
Для того чтобы выделить структурную схему ГИС главного управления архитектуры и градостроительства администрации области, понять какие задачи на нее возложены, перечислим его основные функции:
- территориальная организация расселения, размещения производительных сил, устойчивое развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом состояния окружающей среды;
- экологически безопасное развитие города, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие;
- планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение города, других поселений и их систем;
- рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, инженерная подготовка городов, других поселений и защита территорий от опасных природных и техногенных процессов;
- развитие санаторно-курортных и других рекреационных территорий;
- сохранение, восстановление и защита историко-культурного наследия, памятников градостроительства, архитектуры и монументального искусства, ландшафтов и других охраняемых территорий.
Структурная схема главного управления архитектуры и градостроительства администрации области представлена на рис. 3.
3. Концептуальная экономико-математическая модель управления областью
Основополагающие принципы управления закладываются в экономико-математической модели, которая сама по себе постоянно обновляется по мере наработки в системе (рис. 4). Создание такой модели и ее обновление осуществляется на корпоративных началах всеми участниками процесса управления в порядке исполнения своих функциональных обязанностей. Процесс адаптации моделей отслеживается в системе мониторинга экономики, что, учитывая быструю обратную связь, не позволяет допускать существенных отклонений от намечаемой стратегии управления.
4. Состав работ по программе
Работы по программе представлены в виде пяти проектов, выполняемых по мере обеспечения их финансирования, но так, чтобы не было взаимной неувязки по времени их исполнения (приложения 1, 2).
4.1. Создание ядра системы.
Ядро системы включает в себя центр ГИС, комитет экономики и инвестиционной политики администрации области Астраханской области и главное управление архитектуры и градостроительства администрации области. Создание ядра системы - самый сложный проект. Именно здесь нет достаточно обоснованных теоретических положений управления и принятия решений, а практических реализаций в России и в мировой практике нет вообще. Несмотря на это, макетирование возможных структур позволяет ожидать положительных решений. Основным узлом ядра системы, подлежащим разработке, является создание концептуальной модели и дочерних рабочих моделей, построенных на ее основе.
4.2. Районные и городские подсистемы.
Этот проект характерен тем, что для его реализации, помимо оснащения центров, требуется создание обширной цифровой картографической основы. Не менее важным является подготовка специалистов для этих центров.
4.3. Интеграция кадастрового обеспечения.
В создаваемых в ведомственных комитетах и институтах кадастрах используются различные по своей структуре программные оболочки, что делает задачу их интеграции достаточно сложной. Необходима разработка специальных конверторов и систем согласования.
4.4. Создание коммутационной системы.
Телефонная связь в Астраханской области развита недостаточно. Использование этой сети для передачи сообщений в системе управления требует дополнительных мероприятий, обеспечивающих конфиденциальность сообщений.
4.5. Комплексная системная отладка.
Этот проект должен обеспечить устранение ошибок, выявленных в процессе разработки, поэтапного освоения различных подсистем.
5. Ожидаемые результаты
Результаты разработок по программе внедряются по мере выполнения отдельных этапов.
В 1997 году ожидается апробация концептуальной модели управления, что позволит осуществить системный подход к управлению областью.
В 1998 году предполагается ввод в действие городских и районных подсистем управления, в результате чего будет обеспечиваться централизация управления.
В 1999 году должны быть закончены основные фрагменты ресурсных кадастров в ведомственных комитетах и институтах области, осуществлен системный доступ к этим кадастрам администрации области при решении региональных задач.
В 2000 году система экономического управления будет апробирована в целом и введена в эксплуатацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 9 октября 1997 г. N 413 "О развитии геоинформационной системы Астраханской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Астраханской области от 14 января 2004 г. N 13 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление главы администрации Астраханской области от 27 декабря 1999 г. N 465