Постановление главы администрации Астраханской области
от 15 мая 1998 г. N 194
"О программе жилищно-коммунальной реформы в Астраханской области на 1997 - 2003 годы"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 23 марта 2007 г. N 120 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение указов Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", от 27.05.97 N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.97 N 621 "О Федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" постановляю:
1. Принять программу жилищно-коммунальной реформы в Астраханской области на 1997 - 2003 годы (прилагается).
2. Департаменту строительства и коммунального хозяйства администрации области (Рыжов) внести программу жилищно-коммунальной реформы в Астраханской области на 1997 - 2003 годы на утверждение в Астраханское областное Представительное Собрание.
3. Департаменту строительства и коммунального хозяйства администрации области (Рыжов), отделу ценовой политики администрации области (Тюрина), ГОП ЖКХ "Астраханжилкомхоз" (Тюменцев, Чеботарев), государственной жилищной инспекции Астраханской области (Глебов), департаменту социальной защиты населения администрации области (Наговицын) обеспечить ежегодную, с учетом корректировок и дополнений, подготовку предложений по выделению бюджетных ассигнований на реализацию основных направлений жилищно-коммунальной реформы для рассмотрения и утверждения их координационным советом по реформированию ЖКХ области (Жилкин) с последующим вынесением вопроса на бюджетную комиссию областного Представительного Собрания.
4. Поручить первому заместителю главы администрации области Жилкину А.А. в мае решить вопрос кредитования производства приборов учета и контроля коммунальных услуг АО "МЗ Прогресс" в объеме 5 млн руб.
5. Рекомендовать главам органов местного самоуправления разработать и утвердить местные программы реформирования ЖКХ в срок до 30 мая 1998 года.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Жилкина А.А.
Глава администрации области |
А.П. Гужвин |
Программа
жилищно-коммунальной реформы в Астраханской области на 1997 - 2003 годы
(утв. постановлением главы администрации области от 15 мая 1998 г. N 194)
1. Введение
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране" отмечается, что реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера деятельности, в которой устойчивое функционирование системы жизнеобеспечения приобретает первостепенное значение в свете задач по стабилизации и улучшению качества жизни всего населения.
Необходимость проведения реформы очевидна. Она вытекает из проводимого Правительством РФ курса рыночных реформ, дефицита бюджета и сравнительно низкой эффективности ЖКХ.
Данная программа разработана администрацией Астраханской области, администрациями г. Астрахани и районов области при участии специалистов Астраханского инженерно-строительного института и Астраханского научного центра Жилищно-коммунальной академии. Основанием для разработки являлись действующее законодательство, Указ Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", постановления Правительства РФ и администрации Астраханской области, рекомендации Жилищно-коммунальной академии и опыт аналогичных разработок Нижнего Новгорода, Волгограда, Новгорода (Великого), Самары.
В программе даны обоснования принятой схемы структурной перестройки ЖКХ Астраханской области и ее экономической целесообразности, основные нормативно-правовые документы, принятые администрацией Астраханской области.
2. Состояние жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
Жилой фонд Астраханской области составляет 16496,8 тыс. кв. метров общей площади, в том числе муниципальный жилой фонд - 3761,2 тыс. кв. м и ведомственный жилой фонд - 1718,7 тыс. кв. м. Доля ветхого и аварийного жилья составляет около 2%, проживают в нем более 21 тыс. человек. Несмотря на постоянный рост доли расходов консолидированного бюджета на ЖКХ (с 15% - в 1994 до 28% - в 1996), средств на содержание и ремонт объектов ЖКХ постоянно не хватает. Так, в 1996 году по всем источникам финансирования на ЖКХ было выделено лишь 67% от потребности.
Недостаточное выделение средств на ремонтно-восстановительные работы и капитальное строительство увеличивает износ основных фондов, который по инженерных сетям и теплоэнергетическим объектам превысил 60%.
В результате несвоевременной оплаты потребителями коммунальных услуг образовалась задолженность муниципальным предприятием ЖКХ области в сумме 332,3 млн рублей. Задолженность местных администраций предприятиям ЖКХ по выплате разницы в тарифах за коммунальные услуги населению составила 72,4 млн рублей.
Все более обостряются проблемы, связанные с содержанием жилых домов ведомственного подчинения, так как предприятия-собственники не имеют возможности выделять средства не только на их обслуживание и ремонт, но и на аварийные работы.
Недопустимо низкий уровень оборотных средств в ЖКХ делает нецелесообразным сохранение существующей структуры ЖКХ как системы жизнеобеспечения населения астраханского региона.
3. Основные цели реформы, сроки
Настоящая программа призвана решить важнейшие задачи, стоящие перед жилищно-коммунальным хозяйством области в ближайшее время, главными из которых являются улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и наиболее полное удовлетворение возрастающих потребностей населения. Определены основные цели реформы ЖКХ области:
- перевод жилищно-коммунального хозяйства на режим безубыточного функционирования с обеспечением социальной защиты малоимущих граждан;
- реформирование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, демонополизация отрасли и создание в ней конкурентной среды;
- ресурсосбережение и снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества условий проживания и предоставляемых услуг.
Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области рассчитана на срок до 2003 года. Сроки реализации конкретных направлений реформы приведены в разделах данной программы.
4. Основные направления реформы
4.1. Реформирование системы управления и создание конкурентной среды в ЖКХ.
Реорганизация структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством предопределена самой целью реформирования - переходом к рыночному принципу ведения хозяйства.
В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством будут положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.
Таким образом, в будущей схеме управления должны быть сформированы структуры, обеспечивающие рыночные функции:
- менеджмента и маркетинга;
- свободной конкуренции;
- кредитно-денежных отношений;
- контроля качества жилищно-коммунальных услуг, определенного государственными и региональными стандартами.
Структурная схема функционирования системы управления в службе заказчика прилагается (приложение 11).
Таблица N 4
Совершенствование системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве
N |
Направления |
Пути решения |
Ответственность |
Сроки исполнения |
Примечание |
1. |
Разделение функций управления и обслуживания |
1.1. Завершение процесса разграничения и оформления прав собственности на объекты ЖКХ по уровням и субъектам хозяйствования |
1.1. Комитет по управлению госимуществом Астраханской области, главы органов местного самоуправления |
до 01.01.99 г. |
|
1.2. Создание служб "Заказчика" в составе субъектов местного самоуправления |
1.2. Главы органов местного самоуправления |
до 01.08.98 г. |
- 10% |
||
до 01.01.99 г. |
- 40% |
||||
до 01.01.2000 г. |
- 100% |
||||
1.3. Завершение процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов ЖКХ |
1.3. Комитет по управлению госимуществом области, департамент строительства и коммунального хозяйства, главы органов местного самоуправления |
до 01.01.2001 г. |
|
||
2. |
Переход на договорные отношения между субъектами собственности, хозяйствования и потребления в жилищно-коммунальной сфере |
2.1. Разработка механизма договорных отношений, включающих в себя принципы оценки результатов деятельности предприятий ЖКХ, формирования платы за услуги, и системы контроля и оценки качества обслуживания с применением экономических санкций при снижении уровня качества услуг |
2.1. ГОП "Астраханжилкомхоз", главы органов местного самоуправления |
до 01.11.97 г. |
|
2.2. Создание систем договорных отношений, включающих основные группы договоров: - на обслуживание между органами местного самоуправления (службы заказчика) и организациями ЖКХ различных форм собственности; - между юридическими лицами, товариществами собственников жилья и гражданами, имеющими в собственности жилищный фонд или объекты коммунального назначения, и организациями различных форм собственности; - между организациями ЖКХ различных форм собственности и организациями-потребителями услуг; - между организациями различных видов деятельности ЖКХ |
2.2. Главы органов местного самоуправления, департамент строительства и коммунального хозяйства, ГОП "Астраханжилкомхоз" |
до 01.06.98 г. |
|
||
2.3. Создание системы административно-правовой ответственности заказчика и потребителя за несвоевременную и неполную оплату услуг, а также за уклонение от заключения договоров |
2.3. Государственно-правовое управление администрации области, государственная жилищная инспекция |
до 01.08.98 г. |
|
||
2.4. Создание системы контроля, качества и технического обеспечения, включая автоматизированные системы контроля и управления организационно-экономическими и технологическими процессами, моделирование |
2.4. Департамент строительства и коммунального хозяйства, главы органов местного самоуправления, АИСИ |
до 01.01.98 г. |
|
||
3. |
Демонополизация ЖКХ, развитие конкурентной среды, конкурсный отбор подрядчика |
3.1. Формирование органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения |
3.1. Главы органов местного самоуправления |
ежегодно |
|
3.2. Привлечение на равноправной конкурсной основе организаций различных форм собственности, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с системой инженерной инфраструктурой, а также для выполнения работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства, проектно-изыскательских и строительных работ |
3.2. Главы органов местного самоуправления, департамент строительства коммунального хозяйства |
01.08.1998 г. |
- 20% |
||
01.01.1999 г. |
- 40% |
||||
01.01.2000 г. |
- 50% |
||||
01.01.2001 г. |
- 60% |
||||
01.01.2002 г. |
- 70% |
||||
01.01.2003 г. |
- 80% |
||||
3.3. Создание предприятий различных форм собственности по строительству и ремонту объектов инженерной инфраструктуры, жилого фонда и других объектов коммунального назначения |
3.3. Главы органов местного самоуправления |
Постоянно |
|
||
3.4. Разработка и принятие на региональном уровне положения "О порядке конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и муниципального жилого фондов" |
3.4. Главы органов местного самоуправления, департамент строительства и коммунального хозяйства |
до 01.05.98 г. |
|
||
4. |
Предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг возможности выбора обслуживающей организации, влияния на объем и качество представляемых услуг |
4.1. Продолжение приватизации жилищного фонда |
4.1. Главы органов местного самоуправления |
|
100%-я приватизация малоквартирных жилых домов до 2003 г. |
4.2. Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров |
4.2. Главы органов местного самоуправления, департамент строительства и коммунального хозяйства |
постоянно |
|
||
4.3. Принятие нормативно-правовых актов представительных и исполнительных органов власти Астраханской области и решений органов местного самоуправления о льготном налогообложении и финансировании товариществ собственников жилья |
4.3. Областное Представительное Собрание, глава администрации области, органы местного самоуправления, департамент строительства и коммунального хозяйства |
до 01.12.98 г. |
|
||
4.4. Разработка и принятие с утверждением на областном Представительном Собрании положения "О порядке создания, регистрации и финансировании товариществ собственников жилья" |
4.4. Областное Представительное Собрание, глава администрации области, департамент строительства и коммунального и хозяйства |
до 01.12.98 г. |
|
||
4.5. Создание товариществ собственников жилья (кондоминиумов, домкомов) |
4.5. Главы органов местного самоуправления, ведомства, имеющие на балансе жилой фонд |
1998 г. |
- 10% от жилого фонда |
||
1999 г. |
- 20% от жилого фонда |
||||
2000 г. |
- 30% от жилого фонда |
||||
2001 г. |
- 40% от жилого фонда |
||||
2002 г. |
- 15% от жилого фонда |
||||
2003 г. |
- 50% от жилого фонда |
4.2. Ресурсосбережение в системе ЖКХ.
Жилищно-коммунальное хозяйство Астраханской области представляет собой многоотраслевой комплекс жизнеобеспечения населения. Сложившийся уровень развития жилищно-коммунального хозяйства области не соответствует современным требованиям.
Разработка программы ресурсосбережения области определяется необходимостью поддержания надежности и улучшения качества систем жизнеобеспечения всего комплекса. За последние годы крайне нерационально расходуются ресурсы в результате применения несовершенной технологии и отсутствия на объектах потребления коммунальных услуг приборов учета и регулировки. По этой причине допускается значительный перерасход питьевой воды, тепловой и электрической энергии и газа.
В результате неэффективных технологий, отсутствия контроля качества, несоблюдения стандартен надежности, дефицит мощностей водопровода превысил 25% установленной мощности, в тепловых сетях - 37%; потери в электросетях значительно превысили допустимые значения.
Уровень надежности работы инженерных сетей ниже требований правил технической эксплуатации.
Основной задачей данного раздела программы является создание условий для сбалансированного развития коммунального хозяйства и упорядочения потребления коммунальных услуг.
Внедрение приборов учета холодной и горячей воды только на объектах здравоохранения и просвещения области позволит сократить водопотребление на 30% от ежегодного потребления, в жилых домах, в зависимости от степени санитарно-технического обустройства, экономия воды составит в пределах 15%.
Применение на очистных сооружениях водопровода в г. Астрахани и городах и районах области современной технологии очистки воды с применением сульфоугля и передовых методов обеззараживания ее дает возможность обеспечить подачу питьевой воды высокого качества на европейском уровне, но более эффективными средствами и при низких затратах. Внедрение на водопроводных сооружениях в ночное время бустерных насосов обеспечит экономию воды питьевого качества 250 - 270 тыс. куб. м в год и расход электроэнергии сократится на 30%.
Строительство артезианских скважин в Енотаевском районе решит полностью проблему обеспечения населения с. Енотаевки высококачественной питьевой водой без строительства дорогостоящих гидротехнических очистных водопроводных сооружений. Стоимость строительства скважин на воду составляет 1200 тыс. рублей, а сооружений водопровода 5500 тыс. рублей, экономия определена в сумме 4300 тыс. рублей. Работы по исследованию и изысканию пресноводных линз и источников водоснабжения будут продолжены.
В целях экономии электроэнергии предусмотрено внедрение высокочастотных регулируемых приводов как на сооружениях, так и на запорно-регулирующей арматуре магистральных трубопроводов.
Необходимо отметить, что за последние 3 года динамика показателей надежности электроустановок и линий электропередач резко снизилась по всем районам и городам области.
В неудовлетворительном техническом состоянии находится 35% линий электропередач и трансформаторных подстанций, в результате чего потери электроэнергии в системе достигают 38% сверх допустимых нормативных требований (до 8%).
Достаточно высокие затраты производятся на выработку тепловой энергии в коммунально-бытовых котельных при применении в качестве топлива мазута и печного топлива. Стоимость выработки 1 Гкал/час. тепла при сжигании мазута составляет 176,2 рубля, при сжигании печного топлива 262,2 руб., при сжигании газа - 140 руб.
Программой предусмотрено перевести на газообразное топливо в 1997 г. - 17 и в 1998 г. - 223 котельных.
В целях рационального использования сетевого газа населением в быту в 1997 году будут начаты работы по изготовлению и монтажу приборов учета сетевого газа в каждой квартире.
Таким образом, установление должной технологической дисциплины во многих случаях позволяет снять дефицита сегодняшнего дня, а строгий "рыночный" контроль создает условия для существенного сокращения энергетических потерь в регионе.
В целях обеспечения потребности области в приборах учета и контроля предусматривается размещение заказа на их изготовление на предприятиях области.
Проектно-изыскательским институтам Астраханской области, управлениям архитектуры и градостроительства Астраханской области и г. Астрахани при проектировании объектов жилищно-коммунального назначения необходимо производить корректировку систем инженерного обеспечения с учетом установки минимального количества приборов учета холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения. При проектировании всех категорий объектов необходимо предусматривать обязательную установку всех необходимых приборов учета.
Таблица N 4.2.1
Ресурсосбережение в системе жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 1997 - 2000 годы
N п/п |
Наименование |
Объекты, исполнители |
Единицы измерения |
Экономия энергоресурсов |
Стоимость внедрения (тыс. руб.) |
Экономический эффект, тыс. руб. |
Источник финансирования |
|||||
по годам |
Всего |
в т.ч. |
||||||||||
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
год |
стоимость |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. |
Установка приборов учета холодной воды |
10 квартир в г. Астрахани |
|
|
|
|
5175 |
1997 |
15 |
1270 |
областной бюджет |
|
12 больниц, 4 школы 2 объекта соц. сферы 2 объекта культуры |
-"- |
|
|
|
|
1998 |
1360 |
4340 |
-"- |
|||
23 больницы, 10 школ 4 об. соц. сферы 4 об. культуры |
-"- |
|
|
|
|
1999 |
1700 |
6400 |
-"- |
|||
16 больниц, 10 школ 8 об. соц. сферы 8 об. культуры |
-"- |
|
|
|
|
2000 |
2100 |
22872 |
-"- |
|||
администрации и департаменты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-"- |
||
2. |
Внедрение обеззараживания питьевой воды с применением гипохлорида натрия взамен жидкого хлора |
г. Астрахань |
|
|
|
2300 |
1998 |
640 |
762 |
городской, районные бюджеты |
||
г. Ахтубинск |
-"- |
|
|
|
|
1999 |
160 |
1074 |
-"- |
|||
г. Харабали |
-"- |
|
|
|
|
1999 |
160 |
986 |
-"- |
|||
г. Камызяк |
-"- |
|
|
|
|
2000 |
160 |
1386 |
-"- |
|||
п. Володарский |
-"- |
|
|
|
|
2000 |
160 |
1698 |
-"- |
|||
МП "Водоканал" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ГП "Сельхозвод" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3. |
Установка частотно-регулируемых электроприводов на сооружениях и задвижках магистральных линий г. Харабали |
г. Астрахань |
|
|
|
1400 |
1998 |
900 |
100 |
областной бюджет |
||
г. Ахтубинск |
-"- |
|
|
|
|
1998 |
100 |
168 |
|
|||
г. Харабали |
-"- |
|
|
|
|
1998 |
100 |
236 |
|
|||
г. Камызяк |
-"- |
|
|
|
|
1998 |
100 |
304 |
|
|||
п. Володарский |
|
|
|
|
|
1999 |
100 |
316 |
|
|||
п. Лиман, органы местного самоуправления |
|
|
|
|
|
2000 |
100 |
328 |
|
|||
4. |
Наладка оптимального режима работы систем и распределения воды с применением ЭВМ |
г. Астрахань |
|
|
|
580 |
1998 |
300 |
176 |
городские бюджеты |
||
г. Ахтубинск |
-"- |
|
|
|
|
1998 |
100 |
186 |
|
|||
г. Харабали |
-"- |
|
|
|
|
1999 |
90 |
196 |
|
|||
г. Камызяк |
-"- |
|
|
|
|
2000 |
90 |
206 |
|
|||
5. |
Установка расходомеров и дифманометров самописцев на магистральных водопроводных сетях |
г. Астрахань |
|
|
|
85 |
|
|
|
городские и местные бюджеты |
||
г. Ахтубинск-2 |
-"- |
|
|
|
|
1998 |
10 |
4 |
|
|||
г. Харабали-2 |
-"- |
|
|
|
|
1999 |
35 |
8 |
|
|||
г. Камызяк-2 |
-"- |
|
|
|
|
2000 |
10 |
6 |
|
|||
п. Володарский-2 |
-"- |
|
|
|
|
1999 |
10 |
7 |
|
|||
п. Лиман-2 |
-"- |
|
|
|
|
2000 |
10 |
8 |
|
|||
г. Нариманов-2, МП "Водоканал" администрации районов |
-"- |
|
|
|
|
2000 |
10 |
9 |
|
|||
6. |
Строительство артезианских скважин для получения питьевой воды без применения очистных сооружений водопровода |
с. Енотаевка, 12 скважин |
|
|
1200 |
1998 1999 |
400 800 |
1600 4300 |
областной бюджет |
|||
Приволжский р-н, 5 скважин ГОП "Астраханжилкомхоз" |
-"- |
|
|
500 |
1999 2000 |
200 300 |
5100 7300 |
|
||||
7. |
Прочистка магистральных и разводящих сетей водопровода |
г. Астрахань |
|
120 |
1998 |
258 |
452 |
городской, районные бюджеты |
||||
г. Ахтубинск |
-"- |
|
30 |
1999 2000 |
330 588 |
797 1399 |
|
|||||
г. Камызяк |
-"- |
|
40 |
|
|
|
|
|||||
г. Черный Яр |
-"- |
|
15 |
|
|
|
|
|||||
с. Енотаевка |
-"- |
|
15 |
|
|
|
|
|||||
п. Володарский |
-"- |
|
20 |
|
|
|
|
|||||
8. |
Замена ветхих сетей водопровода |
г. Астрахань 165 км, райсельцентры 71,5 км, администрации города и районов |
10800 |
1997 1998 1999 2000 |
3300 2000 3000 5000 |
100 300 600 1000 |
городской и районные бюджеты, средства предприятий |
|||||
9. |
Восстановление подземных т/проводов способом антикоррозийного покрытия без вскрытия траншей |
г. Астрахань ПО "Водоканал" |
|
2600 |
1998 1999 2000 |
400 900 1300 |
200 650 1250 |
городской бюджет |
||||
10. |
Внедрение погружных насосов на ГКНСх Северного и Южного бассейна |
г. Астрахань, администрация |
|
|
3000 |
2000 |
3000 |
3360 |
городской бюджет |
|||
11. |
Строительство самотечных коллекторов вместо существующих временных КНС |
г. Астрахань, администрация |
|
2500 |
1999 2000 |
2500 |
4100 |
городской бюджет |
||||
12. |
Прочистка сетей канализации для улучшения гидравлического режима работы сетей |
г. Астрахань |
|
800 |
1998 1999 2000 |
400 500 800 |
560 840 1400 |
городской бюджет |
||||
г. Камызяк |
|
600 |
1998 1999 2000 |
200 200 200 |
2240 5040 5200 |
районный бюджет -"- -"- |
||||||
п. Володарский |
|
650 |
1998 1999 2000 |
200 200 250 |
2400 5200 5600 |
-"- |
||||||
п. Лиман |
|
600 |
1998 1999 |
200 200 |
|
-"- |
||||||
13. |
Перевод котельных на газообразное топливо |
г. Астрахань |
22500 |
1997 |
5000 |
- |
областной бюджет, кредиты банков |
|||||
п. Лиман |
-"- |
3800 |
1998 |
22300 |
12700 |
-"- |
||||||
с. Икряное |
-"- |
1800 |
1999 |
22300 |
20200 |
-"- |
||||||
г. Камызяк |
-"- |
3100 |
2000 |
22300 |
25300 |
-"- |
||||||
г. Харабали |
-"- |
|
1400 |
|
|
|
-"- |
|||||
п. Володарский |
-"- |
|
4000 |
|
|
|
|
|||||
г. Нариманов |
-"- |
1400 |
|
|
|
|
||||||
с. Енотаевка |
-"- |
1900 |
|
|
|
|
||||||
Приволжский район |
-"- |
2700 |
|
|
|
|
||||||
Красноярский район |
-"- |
|
|
|
|
|
|
|||||
14. |
Строительство блочных (крышных) котельных на газообразном топливе в Астрахани, с. Началово, Наримановский район |
администрация г. Астрахани, администрация области |
|
17600 |
1998 1999 2000 |
3500 7100 7000 |
500 1200 1400 |
областной бюджет |
||||
15. |
Установка приборов учета тепловой энергии (теплосчетчики) |
г. Астрахань районы области |
|
3300 |
1997 1998 1999 2000 |
45 900 1300 2700 |
500 800 1100 |
бюджет города |
||||
16. |
Внедрение системы учета расхода горячей воды |
администрация г. Астрахани |
|
3400 |
1998 1999 2000 |
400 1100 1900 |
200 300 400 |
бюджет города |
||||
17. |
Применение отопительных приборов нового поколения с терморегуляторами |
администрация г. Астрахани |
|
1500 |
1998 1999 2000 |
400 1100 1900 |
200 300 400 |
бюджет города |
||||
18. |
Монтаж гелиоколлекторов для приготовления горячей воды в малоэтажной застройке |
Районы области |
|
|
1300 |
1999 2000 |
400 900 |
200 400 |
областной бюджет |
|||
19. |
Разработка режимных карт по котельным и проведение оптимальных пуско-наладочных работ |
г. Астрахань и районы области предприятия ЖКХ |
650 |
1997 1998 1999 2000 |
50 100 200 300 |
50 150 250 550 |
бюджет города и районов |
|||||
20. |
Внедрение теплоизоляционных перлитовых скорлуп для теплоизоляции теплопроводов |
г. Астрахань и районы области ГОП "Астраханжилкомхоз" |
|
1200 |
1998 1999 2000 |
1200 |
400 1100 |
областной бюджет |
||||
21. |
Создание альтернативных организаций по эксплуатации теплоисточников |
г. Астрахань и районы области |
|
600 |
1998 1999 2000 |
200 400 600 |
100 200 300 |
|
||||
22. |
Внедрение автономных газовых теплоисточников в квартирах |
Районы области |
2000 |
1997 1998 1999 |
600 400 600 |
30 400 700 |
областной бюджет |
|||||
23. |
Реконструкция ветхих линии электропередач в: г. Ахтубинске, г. Харабали, г. Камызяке, г. Знаменске, п. Володаровка, п. Капустин Яр с целью уменьшения потерь в электросетях |
г. Астрахань и районы области |
|
900 |
1998 1999 2000 |
250 300 150 |
50 150 1000 |
областной бюджет |
||||
24. |
Внедрение частотно-регулирующих устройств на распределительных пунктах и у потребителей энергии |
г. Астрахань и районы области, предприятия ЖКХ |
|
1500 |
1998 1999 2000 |
300 500 700 |
100 200 300 |
городской и районные бюджеты |
||||
25. |
Монтаж газовых счетчиков в жилых домах и газопотребляющих предприятиях |
ж/дома, котельные, столовые, городские и районные администрации |
|
35750 |
1998 1999 2000 |
5500 11000 16500 |
650 1650 3150 |
городской и областной бюджеты |
Таблица 4.2.2
Экономический эффект от реализации ресурсосберегающих мероприятий и технологий
Основные показатели |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
Стоимость внедрения, тыс. руб. |
8950 |
45892 |
56685 |
69028 |
Экономия, тыс. руб. |
9130 |
65392 |
112670 |
149448 |
Экономический эффект, тыс. руб. |
180 |
19494 |
55985 |
80420 |
Таблица 4.2.3
Организация серийного производства счетчиков энергоресурсов на предприятиях области
Вид счетчика |
Выпуск по годам(x), |
Цена, тыс. руб. (условн.) |
Затраты на подготовку производства, млн руб. |
Кредит на пополнение оборотных средств, млн руб. |
Источник финансирования |
Заводы-изготовители |
|||
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
||||||
1. Счетчики учета расхода холодной и горячей воды (Ду = 15; Ду = 20) (со стационарным и выносным счетным устройством) |
- |
130 |
2,02 |
2,04 |
областной бюджет, кредиты банков |
АООТ "МЗ "Прогресс", АО "АКМА" |
|||
2. Счетчик тепла индивидуальный испарительного типа (визуальный, электронный) |
- |
60 - 240 |
1,0 |
0,4 |
областной бюджет, кредиты банков |
АООТ "МЗ "Прогресс" |
|||
3. Счетчики учета расхода газа (4 куб. м/час; 6 куб. м/час) (со стационарным и выносным счетным устройством) |
- |
390 |
15,5 |
1,52 |
областной бюджет, кредиты банков |
АООТ "МЗ "Прогресс", АО "АКМА" АО "АЗХО" |
|||
4. Система учета энергоресурсов |
- |
850 |
0,65 |
0,08 |
областной бюджет, кредиты банков |
АООТ "МЗ "Прогресс" |
|||
5. Расходный узел областной ванной комнаты из пропилена |
|
300 |
0,9 |
0,6 |
областной бюджет, кредиты банков |
АО "АКМА" |
Примечание: (x) объем выпуска определяется госзаказом администрации области.
Таблица 4.2.4
Программа
серийного изготовления энергетического оборудования
Наименование оборудования |
Объем выпуска(x), |
Цена, тыс. руб. (условн.) |
Затраты на подготовку производства, млн руб. |
Кредит на пополнение оборотных средств, млн руб. |
Заводы-изготовители |
|||
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
|||||
1. Гелиоводоподогреватели для приготовления горячей воды в малоэтажной застройке (стандартный гелиомодуль = 2 куб. м с баком аккумулятора на 260 - 300 л) |
- |
6.0 |
0,7 |
0,3 |
АООТ "МЗ "Прогресс", Астраханский государственный технический университет |
|||
2. Бытовые автономные водонагреватели |
- |
1,0 |
0,5 |
0,01 |
АООТ "МЗ "Прогресс" |
|||
3. Терморегуляторы для отопительных приборов (водяных) нового поколения |
- |
0,22 |
1,5 |
0,02 |
АООТ "МЗ "Прогресс" |
|||
4. Блочные, в т.ч. крышные котельные на газообразном топливе |
- |
250 |
0,5 |
1,0 |
АООТ "МЗ "Прогресс" Астраханский государственный технический университет |
Примечание: (x) - объем выпуска определяется госзаказом администрации области.
4.3. Контроль и управление качеством обслуживания в ЖКХ.
Контроль и управление качеством обслуживания осуществляется в процессе функционирования ЖКХ как системы и соответствии с регламентом работ каждой из служб, содержащим нормативы качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и четкие предписания о порядке действий в случае отклонения от них.
Одной из форм обеспечения контроля качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является лицензирование подрядных организаций, а также предлицензионная их подготовка. Весь комплекс обучающих мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов для ЖКХ реализует учрежденный областной администрацией Астраханский инженерно-строительный институт.
Повышение качества обслуживания необходимо для обеспечения:
- соответствия между качеством жилищно-коммунальных услуг и их стоимостью;
- комфортности условий проживания.
Оно достигается путем выполнения приоритетных решений:
- лицензирование деятельности в системе ЖКХ;
- конкурсная основа в подборе подрядных организаций;
- разделение функций заказчика и подрядчика;
- инспекционное обследование качества представляемых жилищно-коммунальных услуг;
- договорные отношения между "Исполнителем" и "Потребителем";
- совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг;
- совершенствование системы социальной защиты населения.
Качество предоставления жилищно-коммунальных услуг определяется своевременностью, полнотой и параметрами в соответствии с разработанными нормативами (приложения 1 - 8), условиями снижения оплаты при снижении качества жилищно-коммунальных услуг (приложение 9), "Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории", "Правилами предоставления коммунальных услуг". Зависимость прогрессивной оплаты труда работников жилищно-эксплуатационных организаций от качества предоставляемых услуг и полноты сбора с населения платежей за жилищно-коммунальные услуги определяется "Положением об оплате труда", при этом в тариф жилищно-коммунальных услуг включаются:
- тарифная ставка (должностной оклад) работника;
- премиальная доплата, максимальный размер которой определяется контрактом с работником.
Контроль за качеством предоставляемых услуг осуществляет Государственная жилищная инспекция с участием (при необходимости):
- государственного комитета по антимонопольной политике;
- государственного комитета стандартизации, метрологии, сертификации;
- государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора;
- общественных организаций потребителей, специалистов АИСИ путем участия в обследовании.
Обследования проводятся по плану инспекционных проверок, по заявкам и жалобам потребителей, в случае аварийных и других подобных ситуаций. По каждому обследованию составляются акты и предписания с указанием мероприятий, сроков их устранения и ответственных лиц.
4.4. Реформирование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг.
С вводом в действие реформы жилищно-коммунального хозяйства изменяется подход формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В связи с тем, что на предыдущем этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило в основном путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и выплаты дотации предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги для населения, то на новом этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства изменяется подход к формированию тарифов.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны быть "прозрачными" и иметь объективную оценку экономических затрат. В расчетах использованы нормативные документы Правительства РФ о прекращении перекрестного субсидирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, природный газ и другие услуги. Одновременно с ростом доли платежей населения за жилищно-коммунальные услуги производится оценка реальных доходов всех слоев населения. Прогнозируемая социально-экономическая ситуация и уровень доходов населения позволяет сделать оценку экономической эффективности проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Из расчетов оплаты за жилищно-коммунальные услуги, а также дотации предприятиям на возмещение разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги, дотации на возмещение льготных тарифов, жилищных субсидий населению и др. видно, что при незначительном росте реальных доходов населения за период с 1997 года по 2003 год и увеличении доли платежей населения за жилищно-коммунальные услуги от экономически обоснованных тарифов растет дотация предприятиям из бюджета на возмещение льготных тарифов за период 1998 - 2003 гг. в среднем в 1,23 раза, а также предоставление жилищных субсидий населению в среднем в 1,08 раза.
Таблица N 4.4.1
Стоимость жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м жилья* в 1997 году
|
Экономически обоснованный тариф, руб./кв. м |
Средний тариф для населения, руб./кв. м |
% |
Благоустроенное жилье |
6.78 |
2,37 |
35 |
Неблагоустроенное жилье, в том числе: |
|
|
|
жилье с частичными удобствами (отопление газом) |
2,87 |
1,92 |
66,7 |
жилье без удобств (отопление углем) |
3,16 |
2,17 |
68,7 |
В среднем по области |
3,61 |
1,35 |
37 |
* - экономически обоснованный тариф рассчитан без учета затрат на капитальный ремонт.
Таблица N 4.4.2
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
N |
|
Ед. изм. |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
1. |
Экономически обоснованный тариф на жилищно-коммунальные услуги для населения области |
3,61 |
4,22 |
4,69 |
5,06 |
5,47 |
5,85 |
6,26 |
|
2. |
Доля платежей населения за жилищно-коммунальные услуги от эконом. обоснованных тарифов |
% |
37 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
3. |
Средний тариф на жилищно-коммунальные услуги для населения по области |
1,35 |
2,11 |
2,81 |
3,54 |
4,36 |
5,26 |
6,26 |
|
4. |
Оплата за жилищно-коммунальные услуги в благоустроенном жилом фонде на среднестатистическую семью в месяц |
руб. |
123,0 |
157,3 |
188,7 |
238,7 |
294,5 |
356,0 |
425,4 |
5. |
Дотация предприятиям на возмещение разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги |
млн руб. |
261,9 |
317,3 |
285,9 |
252,3 |
181,6 |
97,5 |
- |
6. |
Дотация предприятиям на возмещение льготных тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения |
млн руб. |
34,7 |
60,2 |
72,1 |
91,2 |
112,5 |
135,9 |
162,4 |
7. |
Максимально допустимая доля платежей населения на жилищно-коммунальные услуги от совокупного семейного дохода |
% |
16 |
18 |
19 |
20 |
22 |
23 |
25 |
8. |
Предоставление жилищных субсидий населению |
млн руб. |
0,1 |
31,3 |
36,9 |
42,3 |
46,5 |
45,1 |
46,9 |
|
Итого |
млн руб. |
296,7 |
408,8 |
394,9 |
385,8 |
340,6 |
278,5 |
209,3 |
Таблица N 4.4.3
Динамика
денежных доходов населения
|
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Рост номинальных доходов на 1 чел. в месяц в % к 1995 году |
100 |
139,1 |
167,6 |
187,1 |
204,7 |
224,2 |
245,6 |
267,8 |
290,4 |
Рост реальных доходов на 1 чел. в месяц в % к 1995 году |
100 |
89,9 |
93,4 |
93,8 |
95,1 |
97,2 |
100,0 |
102,9 |
106,3 |
Таблица N 4.4.4
Мероприятия
по реформированию системы оплаты за жилищно-коммунальные услуги
Наименование |
Срок исполнения |
Исполнители |
1. Проведение аудиторских проверок на предприятиях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги |
1997 - 1999 |
Аудиторские службы, отдел ценовой политики, департамент строительства и коммунального хозяйства (ДС и КХ) |
2. Определение темпов повышения уровня оплаты населением услуг ЖКХ |
1997 - 1998 |
Отдел ценовой политики, ДС и КХ, департамент социальной защиты |
3. Введение полной оплаты за второе жилье и за жилье значительно превышающее социальные нормативы |
1998 - 2003 |
Главы органов местного самоуправления, ГОП "Астраханжилкомхоз" |
4. Подготовить среднеобластной стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг |
1997 - 1998 |
Отдел ценовой политики и ДС и КХ |
5. Поэтапное внедрение индивидуальных приборов регулирования и учета воды, газа и других энергоресурсов |
|
Главы органов местного самоуправления, ГОП "Астраханжилкомхоз" |
- в целом по зданию |
1998 - 1999 |
|
- по подъезду |
2000 - 2001 |
|
- по квартире |
2002 - 2003 |
|
6. Повысить дисциплину платежей через создание расчетно-кассовых центров при службе заказчика с введением единой расчетной книжки |
1997 - 1998 |
Главы органов местного самоуправления |
7. Ввести в структуру оплаты жилищных услуг затраты на капитальный ремонт |
1997 - 1998 |
Отдел ценовой политики, департамент строительства и коммунального хозяйства |
8. Введение платы за наем жилья государственного и муниципального жилищных фондов |
1997 - 1998 |
-"- |
9. Поэтапное включение затрат по страхованию жилья в оплату жилищных услуг |
1999 - 2003 |
-"- |
10. Ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг |
1997 - 2000 |
-"- |
4.5. Передача ведомственных объектов ЖКХ в ведение органов местного самоуправления.
Источниками финансирования программы передачи ведомственных объектов ЖКХ в ведение органов местного самоуправления являются федеральный, областной и местные бюджета, а также внебюджетные средства.
Финансирование затрат, связанных с покрытием убытков от передачи ведомственных объектов ЖКХ, предусматривается в расходной части местных бюджетов из расчета не менее 10% поступлений от подоходного налога с физических лиц, собираемого на территории.
В области по состоянию на 1997 год потребность в финансировании на передачу всех ведомственных объектов ЖКХ в ведение органов местного самоуправления, согласно реестру, составляет более 118,0 млн руб.
Передача ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность должна быть завершена к 2001 году с учетом финансирования и первоочередных приоритетов.
Таблица N 4.5.1
Объем и финансирование
передачи ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность
Год |
Прогноз финансирования, млн руб. |
Объем передаваемого жилья, тыс. кв. м |
1997 |
24,0 |
304,4 |
1998 |
42,0 |
668,4 |
1999 |
31,0 |
482 |
2000 |
21,0 |
263,9 |
Итого |
118,0 |
1718,7 |
Предприятия и ведомства должны передавать жилой фонд и объекты коммунального назначения в муниципальную собственность в технически исправном состоянии, вместе с производственными базами, мастерскими, оборудованием и материалами в соответствии с нормативами.
Приоритет в первоочередном приеме ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность должен быть отдан предприятиям и учреждениям военно-промышленного комплекса, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства путей сообщения РФ, Министерства топлива и энергетики РФ, ведомствам, имеющим жилой фонд и объекты коммунального назначения, территориально удаленные от головного предприятия, предприятиям, находящимся в тяжелом финансовом состоянии. Предприятиям, имеющим большой жилой фонд, при передаче в муниципальную собственность жилья необходимо организовывать на базе этих домов товарищества собственников жилья из расчета до 20% от общей площади передаваемого жилья.
4.6. Социальная защита малоимущих слоев населения при реформировании жилищно-коммунального хозяйства.
В условиях проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства одним из способов преодоления кризиса является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного датирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.
Осуществление мер социальной защиты населения непосредственно зависит от социально-экономической ситуации в Астраханской области и уровня жизни населения. С 1997 года ситуация с жизненным уровнем астраханцев хотя в целом и не улучшилась, но появились положительные тенденции по ее оздоровлению.
Общая численность безработных в 1997 году составила 46,1 тыс. человек, в том числе официально зарегистрированных в службе занятости - 17,3 тыс. человек.
Темпы роста цен продолжали снижаться. Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги в 1997 году составил по области 114.5% (в 1996 года он составил 124,0%), в том числе на продовольственные товары - 114,1%, непродовольственные товары - 111,0% и платные услуги - 121,3%.
В наибольшей степени подорожали товары и услуги, пользующиеся повышенным спросом, в том числе жилищные услуги - на 125,8%.
Прожиточный минимум за полугодие вырос на 10,3% и составил в декабре в среднем по области 397,4 тыс. рублей. Из регионов самыми дорогими оказались г. Астрахань (405,7 руб.), г. Ахтубинск (371,1 руб.), с. Красный Яр (381,7 руб.), с. Икряное (373,9 руб.), самым дешевым с. Черный Яр (355,1 руб.).
Заработная плата трудящихся области росла несколько быстрее, чем цены. К соответствующему периоду прошлого года цены выросли на 17,0%, а заработная плата на - 29,8%. Причем повышение темпов роста зарплаты над ценами постоянно нарастало. Реальная зарплата выросла на 13,0%. Рост тарифов на жилищно-коммунальные и бытовые услуги, пассажирский транспорт и энергоресурсы оказался особенно болезненным для малообеспеченных групп населения: одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей, семей с детьми-инвалидами, имеющих среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума.
Кроме нетрудоспособных категорий за чертой бедности зачастую оказываются и работающие, так как наряду с ростом заработной платы росла и задолженность по ее выплате. В этом плане ситуация в сравнении с прошлым годом не только не улучшилась, но даже усугубилась. Так, если задержки зарплаты на 01.01.97 г. (в декабре 1996 года) составляли в среднем по области по данным статистики 1,4 месячного фонда оплаты труда, то на 01.01.98 г. общая сумма задержек составила 1,5 месячного фонда. Особенно велика задолженность в отраслях сельского хозяйства (3,8 месячного фонда), строительства (2,8), транспорта (2,3), в районном разрезе - в Черноярском (3,6) и Приволжском (5,2) районах.
Реальные доходы населения повысились и в ноябре составили 102,9%.
Чтобы стабилизировать уровень жизни населения области, в первую очередь необходимо приостановить спад производства и добиться своевременной выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. Особенно важным на данном этапе является то, чтобы повышение тарифов на всевозможные платные услуги (в том числе и жилищно-коммунальные) производить соразмерно с ростом доходов населения.
На первом этапе реформы жилищно-коммунального хозяйства особенно остро встает задача обеспечения социальной поддержки незащищенных низкодоходных категорий населения.
Поэтому в соответствии с Указом Президента одной из основных целей реформирования жилищно-коммунального хозяйства является смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, ударит в первую очередь по малообеспеченным категориям населения. Это вызывает необходимость совершенствования системы социальной защиты в области, упорядочения льгот и усиления адресной направленности выделяемых на эти цели средств с целью сохранения оплаты жилищно-коммунальных услуг доступной для потребителей.
С этой целью намечается введение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям (квартиросъемщикам).
Другим видом социальной поддержки является предоставление значительной части населения области льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Общее количество льготников (всех категорий) на 01.01.98 составляет 225541 человек.
Установление повышенных ставок оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, а также тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг повлекут за собой неизбежный процесс перераспределения жилья, связанный со стимулированием проживания в жилом помещении и пределах социальной нормы. Нельзя допустить, чтобы этот процесс приобрел неуправляемый характер и привел к ухудшению положения малообеспеченных групп населения.
Важной задачей при реформировании жилищно-коммунального хозяйства является также формирование жилищного фонда социального использования для предоставления его социально незащищенным слоям населения, в первую очередь, многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами и другим категориям граждан, имеющим право на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством или не имеющим социальной нормы жилой площади за счет жилья, освобождаемого населением, имеющим сверхнормативную жилую площадь, в установленном законом порядке.
Обеспечение социальной защиты населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг со стороны государственной власти, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций заключается в следующем:
1. Невключение в тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций жилищно-коммунального хозяйства.
2. Развитие программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям как одного из видов адресной социальной поддержки.
3. Сохранение качества, предусмотренного договорами найма на техническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг.
4. Введение оправданного, научно обоснованного уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
5. Обоснование и введение ставок на оплату жилья для семей, не имеющих социальной нормы жилья.
6. Упорядочение на основе пересмотра правовой базы предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг и четкого определения источника финансирования каждой из льгот.
7. Создание повсеместно отделов (секторов, служб) по предоставлению гражданам жилищных субсидий в системе органов социальной защиты населения на базе имеющихся штатных единиц сотрудников адресной поддержки.
8. Разработка совместно с жилищно-коммунальным хозяйством программного обеспечения службы жилищных субсидий с использованием компьютерной техники, имеющейся в системе адресной поддержки.
Меры по совершенствованию механизма предоставления жилищных субсидий предполагают исключение возможности отказа в выделении жилищных субсидий не только гражданам, имеющим на них право (независимо от форм собственности на жилье), но и имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативные затраты, связанные с пользованием жилищно-коммунальными услугами, должны оперативно отражаться в методике расчета прожиточного минимума.
Необходимо учитывать, что потребность в субсидиях на оплату жилищно-коммунальных услуг для низкодоходных категорий граждан будет рассчитываться исходя из следующих величин максимально допустимой доли расходов (в процентах от совокупного семейного дохода):
1998 год - 18%;
1999 год - 19%;
2000 год - 20%;
2001 год - 22%;
2002 год - 23%;
2003 год - 25%.
Реализацию программы выделения жилищных субсидий целесообразно рассматривать в рамках общей системы адресной социальной защиты населения.
Таблица N 4.6.1
Жилищные субсидии
|
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Прожиточный минимум на 1 человека в месяц (руб.) |
395 |
463 |
530 |
593 |
652 |
707 |
760 |
Нижний предел среднедушевого дохода, дающего право на получение субсидии (руб.) |
214,3 |
264,0 |
318,0 |
380,0 |
388,0 |
537,0 |
635,0 |
Количество семей, имеющих право на субсидии (тыс. семей) |
71,0 |
74,6 |
78,3 |
81,9 |
81,9 |
71,3 |
60,6 |
То же в % к общему числу семей |
20 |
21 |
22 |
23 |
23 |
20 |
17 |
Объем выплаченных субсидий в год (млн руб.) |
0,1 |
31,3 |
36,9 |
42,3 |
46,5 |
45,1 |
46,9 |
Сумма месячной субсидии на 1 семью (руб.) |
63,5 |
35,0 |
39,3 |
43,0 |
47,3 |
52,7 |
64,5 |
Затраты на содержание структурного подразделения, занимающегося назначением субсидий (тыс. руб.) |
- |
3397,6 |
3107,1 |
3094,6 |
3107,1 |
3094,6 |
3060,3 |
Таблица 4.6.2
Количество
льготников по оплате за жилищно-коммунальные услуги
Категория льготников |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Инвалиды и участники войны |
18000 |
17676 |
17352 |
17028 |
16704 |
16380 |
16056 |
Ветераны боевых действий на территории других государств |
2200 |
2200 |
2200 |
2200 |
2200 |
2200 |
2200 |
Труженики тыла |
71000 |
69700 |
68400 |
67100 |
65800 |
64500 |
63200 |
Семьи погибших (вдовы) |
8500 |
8350 |
8220 |
8090 |
7960 |
7830 |
7700 |
Ветераны труда |
80500 |
100500 |
100500 |
100500 |
100500 |
100500 |
100500 |
Граждане, пострадавшие от воздействия радиации |
1300 |
1275 |
1250 |
1225 |
1200 |
1175 |
1150 |
Реабилитированные и пострадавшие от политических репрессий |
3200 |
3140 |
3080 |
3020 |
2960 |
2900 |
2840 |
Инвалиды всех групп и дети-инвалиды (Закон "О социальной защите инвалидов в РФ") |
22000 |
22700 |
23400 |
24100 |
24800 |
25500 |
26200 |
Общее количество льготников |
206700 |
225541 |
224402 |
223263 |
222124 |
220985 |
219846 |
Таблица N 4.6.3
Затраты
на содержание структурного подразделения, занимающеюся назначением субсидий
Годы |
Штатная численность службы субсидий (единиц) |
Расходы на заработную плату (тыс. руб.) |
Затраты на функционирование (тыс. руб.) |
Всего затрат (тыс. руб.) |
Источник финансирования |
1997 |
198,5 |
1727,5 |
1277,6 |
3005,1 |
Областной бюджет |
1998 |
206,5 |
1786,0 |
1611,6 |
3397,6 |
Местные бюджеты |
1999 |
206,5 |
1786,0 |
1321,0 |
3107,1 |
Местные бюджеты |
2000 |
206,5 |
1786,0 |
1308,6 |
3094,6 |
Местные бюджеты |
2001 |
206,5 |
1786,0 |
1321,0 |
3107,1 |
Местные бюджеты |
2002 |
206,5 |
1786,0 |
1308,6 |
3094,6 |
Местные бюджеты |
2003 |
201,5 |
1749,3 |
1311,0 |
3060,3 |
Местные бюджеты |
5. Этапы реализации программы реформирования ЖКХ и контроль за ходом ее выполнения
I этап: 1997 - 1998 годы
Завершение разграничения функций заказчика и подрядчика в предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
Переход на договорные отношения во всех сферах предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Обеспечение контроля за обоснованностью и уровнем тарифов на жилищно-коммунальные услуги с учетом реализации программы снижения затрат на их предоставление.
Включение в ставку оплаты жилья платы за наем и затрат на капитальный ремонт. Введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифа на услуги предприятий - естественных монополистов.
Дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении.
Демонополизации деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства. Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья включая помощь в обучении кадров.
Переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье.
II этап: 1999 - 2000 годы
Доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 100%. Широкое использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Переход на полную оплату населением затрат на содержание жилья. Завершение в основном перевода жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования.
Поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг.
III этап: 2001 - 2003 годы
Завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт (включая капитальный) жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек.
Завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья.
Обязательная установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов.
Контроль за реализацией Программы реформирования ЖКХ возлагается на администрацию Астраханской области. администрация области координирует работу органов местного самоуправления в части ее реализации, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на финансирование Программы бюджетами всех уровней, в том числе за счет внебюджетных источников.
Положение
о службе (секторе) по жилищным субсидиям
(утв. постановлением главы администрации области от 15 мая 1998 г. N 194)
1. Общие положения
1. Служба (сектор) по жилищным субсидиям предназначена для предоставления гражданам субсидий при оплате жилья и коммунальных услуг и является структурным подразделением отделов адресной социальной поддержки в управлениях (отделах) социальной защиты населения города, района.
2. Служба (сектор) создается, реорганизуется и ликвидируется решением администрации города, района по согласованию с департаментом социальной защиты населения администрации области.
3. В своей работе служба (сектор) по жилищным субсидиям руководствуется законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, администрации области, города, района, а также настоящим Положением.
4. За работу службы (сектора) отвечает ведущий специалист по жилищным субсидиям, который непосредственно подчиняется начальнику отдела адресной поддержки (главному специалисту) и начальнику управления (заведующему отделом) социальной защиты населения города (района), который производит назначение и освобождение от должности.
2. Основные задачи и функции службы (сектора)
Основными задачами службы (сектора) являются:
- применение мер социальной защиты граждан в виде предоставления им субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот;
- обеспечение правильного и своевременного назначения установленных законодательством субсидий;
- обеспечение своевременного представления в финансовые отделы списков граждан, которым предоставлена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг за истекший квартал;
- учет лиц по категориям, которым предоставлена субсидия;
- организация бухгалтерского учета;
- периодическая (квартальная, полугодовая, годовая) переаттестация семей на их право получать субсидии;
- проверка достоверности представляемых гражданами данных о совокупном доходе семьи и принятие мер в случае представления гражданами ложной информации;
- осуществление контроля за предоставлением гражданам действующих льгот, преимуществ по оплате жилья и коммунальных услуг;
- оказание на договорной основе правовой помощи предприятиям, учреждениям и организациям, имеющим ведомственное жилье;
- проведение информационно-разъяснительной работы по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- совершенствование форм обслуживания граждан и организации труда с использованием средств оргтехники и персональных ЭВМ;
- внесение на рассмотрение городской (районной администрации) проектов постановлений и распоряжений по вопросам предоставления субсидий и льгот на оплату жилья и коммунальных услуг.
Служба (сектор) по жилищным субсидиям для выполнения возложенных на нее задач имеет право получать от органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций вне зависимости от форм собственности информацию (материал, документы) по вопросам, входящим в ее компетенцию.
3. Взаимодействие с другими отделами
Служба (сектор) в своей работе взаимодействует с налоговой инспекцией, отделом по учету и распределению жилья, службой занятости, отделами жилищно-коммунального хозяйства, а также с другими отделами и управлениями администрации района (города).
Примерная структура
службы (сектора) по жилищным субсидиям
I. При численности на территории района, города от 10000 и свыше квартиросъемщиков структура службы (сектора) по жилищным субсидиям в составе отдела адресной поддержки может быть следующая:
1. ведущий специалист - 1
2. специалист I категории - бухгалтер - 1
3. специалист II категории/число специалистов II категории - исходя из расчета на одного работника - не более 2000 квартиросъемщиков.
4. специалист I категории - оператор ЭВМ - 1
II. При численности на территории города от 4000 до 10000 квартиросъемщиков структура службы (сектора) по жилищным субсидиям может быть следующей:
1. ведущий специалист-бухгалтер - 1
2. специалист II категории (число рассчитывается при норме на 1 работника не более 2000 квартиросъемщиков).
III. При наличии на территории района, города от 2000 до 4000 квартиросъемщиков в штат службы на начисление субсидий вводится две ставки специалист I категории и специалист II категории.
IV. При наличии на территории района, города до 2000 квартиросъемщиков - одна ставка специалиста I категории по жилищным субсидиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 15 мая 1998 г. N 194 "О программе жилищно-коммунальной реформы в Астраханской области на 1997 - 2003 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Астраханской области от 23 марта 2007 г. N 120 настоящее постановление признано утратившим силу