Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10
Порядок
предоставления жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим в г. Астрахани и Астраханской области
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 425 от 28 апреля 1997 года "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и постановлением главы администрации Астраханский области N 213 от 29.05.1997 года "О некоторых мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусматривается введение дифференцированной оплаты за содержание (техническое обслуживание) жилья и отопление в зависимости от занимаемой общей площади жилых помещений на переходный период до полного возмещения затрат предприятий жилищно-коммунального хозяйства за счет средств населения.
Необходимым условием этого периода является обеспечение мер социальной защиты граждан путем выплаты компенсаций (субсидий).
1.2. Жилищные субсидии - это адресные компенсации, которые предоставляются низко доходным семьям, имеющим среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, в безналичной форме в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом действующих льгот.
1.3. Граждане признаются нуждающимися в получении субсидии, если сумма расходов на оплату жилья, рассчитанная в пределах социального норматива, общей площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, превышает установленную на данный период долю расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в составе совокупного дохода семьи:
1997 год - 16%;
1998 год - 18%;
1999 год - 19%;
2000 год - 20%;
2001 год - 22%;
2002 год - 23%;
2003 год - 25%.
1.4. Размер субсидии определяется в соответствии с методикой назначения и расчета субсидий.
1.5. Жилищные субсидии предоставляются гражданам (основным квартиросъемщикам), проживающим в домах государственного, ведомственного, муниципального, общественного жилищного фонда, членам жилищно-строительных кооперативов, арендующим жилье, а также гражданам, имеющим в собственности жилые помещения. При этом граждане, проживающие в жилищном фонде индивидуальной застройки, могут претендовать на жилищную субсидию только в случае потребления коммунальных услуг (в части оплаты стоимости этих услуг).
1.6. Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем, наем или забронировавшие жилье, а также семьи, имеющие две или более квартиры, утрачивают право на субсидию по оплате жилья и коммунальных услуг.
1.7. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между организациями на местном уровне не может служить основанием для отказа, либо задержки предоставления гражданам компенсаций.
2. Порядок обращения граждан (квартиросъемщиков) и предоставления документов для назначения жилищной субсидии
2.1. По вопросу назначения жилищной субсидии граждане обращаются в районные отделы адресной поддержки, службы субсидий, где специалисты во время собеседования разъясняют цель данной процедуры, основные принципы назначения, проводят предварительный расчет субсидий.
2.2. Для оформления жилищной субсидии заявитель должен представить в службу субсидий не позднее 20 числа текущего месяца следующие документы:
- заявление установленной формы;
- справку из жилищно-эксплуатационного предприятия (паспортной службы), содержащую сведения о составе семьи, прописанной на данной жилплощади;
- расчетную книжку с калькуляцией расходов на оплату жилья и коммунальных услуг; лица, имеющие льготы - с учетом предоставленных льгот;
- документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи по каждому источнику их получения в отдельности (за предыдущие 3 месяца), а трудоспособным неработающим - справку из районного центра (службы) занятости населения;
- справку о форме собственности занимаемого жилого помещения (при необходимости).
2.3. В некоторых случаях при определении совокупного дохода семьи, состава семьи и т.п. проводится обследование материально-бытового положения семьи с составлением акта обследования. Обследование проводится комиссией в составе представителей управлений (отделов) соцзащиты, служб субсидий, работников ЖЭУ, администрации села, района, города.
2.4. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" N 425 от 28 апреля 1997 года не допускается отказ в выдаче субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это даст возможность исключить просроченную задолженность наименее обеспеченных семей.
3. Порядок рассмотрения документации и назначение квартиросъемщику жилищных субсидий
3.1. Период с момента регистрации заявления граждан в случае представления всех необходимых документов в полном объеме (до окончательного расчета и назначения субсидии) не должен превышать 10 дней.
3.2. Специалист районной службы (сектора) субсидий на основании полученных документов производит начисление субсидии и заполняет графу "субсидия" расчетной книжки квартиросъемщика, либо выдает расчетный листок.
3.3. Завершающим этапом оформления документации на предоставление жилищных субсидий является оформление распоряжения и реестра по ЖЭУ.
4. Порядок переаттестации и перерасчета жилищных субсидий
4.1. Началом срока предоставления жилищных субсидий является первое число текущего месяца в случае подачи документов до 20 числа месяца и первое число последующего месяца в случае подачи документов после 20 числа месяца.
4.2. Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг назначается сроком на три месяца.
4.3. В случае введения новых тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг перерасчет размера жилищных субсидий производится автоматически.
При изменении доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг перерасчет размеров жилищных субсидий производится по заявлению квартиросъемщика в сроки, определенные п. 3.1 настоящего порядка.
4.4. По истечении трех месяцев с момента назначения субсидий гражданин должен представить в отдел субсидий обновленные документы, необходимые для нового ее оформления.
4.5. Выплата субсидий прекращается:
- по желанию заявителя;
- при перемене места жительства;
- при значительном увеличении совокупного дохода семьи, в случае, если среднедушевой доход превысит прожиточный минимум, установленный на данный период;
- при представлении семьей ложной информации, повлекшей выплату необоснованных субсидий.
5. Ответственность и права граждан, претендующих на субсидию
5.1. В случае умышленного занижения реальных доходов ответственный квартиросъемщик и его семья лишаются права на получение компенсации сроком на 1 год с возмещением незаконно полученных сумм субсидий путем зачетов при последующей оплате за квартиру. При повторном нарушении квартиросъемщик и его семья лишаются права на получение субсидии на весь период проживания на данной площади. Причиненный ущерб может быть взыскан в судебном порядке.
5.2. При отказе в назначении жилищной субсидии гражданин вправе потребовать в письменной форме подтверждения этого факта.
5.3. При обнаружении ошибок в расчете субсидий, либо при отмене назначений в текущем месяце производится корректировка предыдущих расчетов.
6. Определение состава семьи при исчислении совокупного дохода
6.1. При исчислении среднего совокупного дохода семьи в составе членов семьи учитываются: супруги, их дети, родители и другие родственники, иждивенцы, прописанные совместно с нанимателем (собственником) жилья и оплачивающие жилье и коммунальные услуги по единому лицевому счету, а также иные лица, имеющие в соответствии с законами и иными нормативными актами равные с нанимателем жилья и остальными членами его семьи права пользования жилым помещением.
6.2. В случае, если по одному адресу проживает несколько семей (лиц), которые имеют отдельные лицевые счета (коммунальная квартира), то доходы учитываются отдельно по каждому лицевому счету.
6.3. В составе семьи не учитываются отсутствующие длительный срок лица, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется право на жилую площадь (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; лица, находящиеся в местах лишения свободы; дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях; лица, находящиеся в розыске и т.п.).
При этом в расчете компенсации необходимо исходить из социальной нормы жилой площади на семью без отсутствующего длительное время члена семьи. При составе семьи в два человека, один из которых длительно отсутствует по выше приведенным причинам, присутствующий член семьи не считается одиноко проживающим.
6.4. Состав семьи определяется на начало месяца в котором последовало обращение за субсидией.
7. Доходы семьи, учитываемые при расчете жилищных компенсаций (субсидий)
7.1. При расчете жилищных компенсаций (субсидий) учитываются все виды доходов, подлежащие налогообложению в соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц", в том числе:
- заработная плата, начисленная в соответствии с принятыми на предприятии, в учреждении, организации (независимо от форм собственности) системами и формами оплаты труда;
- все виды надбавок и доплат к тарифным ставкам и должностным окладам;
- стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;
- все виды премий и вознаграждений;
- оплата ежегодных и дополнительных отпусков, денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
- оплата за работу в выходные, праздничные дни, в сверхурочное время;
- выходные пособия при прекращении трудового договора; выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий и организаций в связи с их ликвидацией; реорганизацией, сокращением численности работников и штатов;
- пособия по социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком в период его болезни);
- материальная помощь;
- доход от работы в частном бизнесе или от индивидуальной трудовой деятельности, получаемый в официально зарегистрированном месте работы;
- доходы от акций и других ценных бумаг.
7.2. Кроме того, учитываются доходы, не подлежащие налогообложению:
- все виды пенсий, назначаемые в порядке, установленном федеральным законами и иными нормативными актами Российской Федерации;
- единые ежемесячные пособия на детей в возрасте до 16 лет (учащимся - до окончания ими учебного заведения), выплачиваемые работодателями или органами соцзащиты населения в соответствии с действующим законодательством;
- стипендии, выплачиваемые аспирантам вузов, колледжей и других учебных заведений;
- пособия по безработице, а также стипендии, получаемые в период профессионального обучения из фонда занятости населения;
- денежное довольствие военнослужащих Российской Армии, органов внутренних дел, службы безопасности, а также приравненных к ним категорий граждан;
- стоимость натурального довольствия, предоставляемого в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами, а также сумм, выплачиваемых взамен этого довольствия;
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком;
- сумма полученных алиментов;
- денежные переводы из-за границы.
Примечание: в случае получения доходов в натуральной форме, квартиросъемщик декларирует этот доход в денежном выражении при подаче заявления о назначении жилищной субсидии.
8. Доходы, не учитываемые в совокупном доходе семьи
Для не работающих одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов:
- компенсационные выплаты к пенсиям, назначаемые в порядке, установленном федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации, и размерах, принятых на каждый из месяцев расчетного периода;
- разовые (единовременные) целевые и ежемесячные социальные выплаты, субсидии и т.д. малообеспеченным гражданам, выплачиваемые на основании постановлений и распоряжений администраций области, города и районов из фондов социальной поддержки населения и других внебюджетных источников;
- стоимость сельскохозяйственной продукции, выращенной в личном подсобном хозяйстве;
- пособия по беременности и родам;
- ссуды, субсидии, кредиты, выданные на приобретение и строительство жилья, включая средства для вступления в жилищные кооперативы;
- вознаграждения за сданную кровь;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- единовременное пособие на погребение;
- целевая помощь, выданная на частичную компенсацию затрат, вызванных критической ситуацией;
- оплата командировочных расходов;
- сумма уплаченных алиментов;
- стипендии студенток - одиноких матерей.
9. Исчисление дохода семьи
9.1. Среднемесячный совокупный доход члена семьи складывается из доходов всех членов семьи и исчисляется как сумма дохода за 3 календарных месяца, предшествовавших месяцу обращения за субсидией, деленных на количество месяцев в расчетном периоде, а также на количество членов семьи на дату обращения.
9.2. Заработная плата и другие выплаты, произведенные по месту работы или иными учреждениями, начисленные, но фактически не выплаченные, учитываются в том месяце, в котором они были начислены.
9.3. Все справки, подтверждающие доход каждого члена семьи, должны быть заверены печатью и подписаны руководителем и главным бухгалтером.
9.4. Для лиц, не имевших доходов в течение трех полных календарных месяцев, доходы учитываются только за полные календарные месяцы.
9.5. В случае развода супругов, отсутствия исполнительного листа и документов о получении алиментов, в совокупный доход семьи включается сумма, равная минимальной заработной плате на каждого ребенка.
9.6. В случаях, не оговоренных данным Порядком, подсчет совокупного дохода проводится по решению районных комиссий.
10. Методика расчета величины жилищной субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг
10.1. Величина субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг определяется как разница между принятым на соответствующий период размерами платы в зависимости от качества и площади жилья (в пределах соцнормы) и предельно допустимыми расходами на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.
10.2. При определении размера жилищных субсидий льготы на оплату жилья и коммунальных услуг применяются только к фактической плате за жилье и коммунальные услуги.
10.3. Субсидии предоставляются в безналичной форме и используются только для оплаты жилья и коммунальных услуг.
11. Определение размера жилищных субсидий
Расчет размера жилищных субсидий осуществляется районными службами субсидий.
11.1. Величина жилищных субсидий () определяется как разница между размером квартирной платы в пределах социальной нормы площади жилья () и нормативом потребления коммунальных услуг с учетом действующих льгот, и размером предельно-допустимых расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья с учетом среднедушевого дохода семьи.
11.2. Размер жилищных субсидий не должен превышать размера фактически начисленной платы за жилье и коммунальные услуги и определяется по формуле:
где:
- доля расходов семьи на оплату жилья, принятая в соответствии с разделом 1.3 настоящего Порядка;
- среднемесячный совокупный доход семьи, рассчитываемый в соответствии с порядком исчисления совокупного дохода.
Пример 1
Семья из трех человек проживает в благоустроенной, не приватизированной квартире.
Среднемесячный совокупный доход семьи равен 500 рублей. Общая площадь жилья - 66 кв. м. Семья не имеет льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (380 руб.).
Семья относится к категории низкодоходных.
Ставка оплаты жилья - 1,92 руб. за 1 кв. м общей площади в месяц. Ставка оплаты услуг отопления - 5,42 рубля за 1 кв. м общей площади. Ставка оплаты услуг водоснабжения, канализования и слив горячей воды - 9,15 рублей с человека в месяц; газовая плита при наличии центрального отопления - 0,61 рублей с человека в месяц, горячего водоснабжения - 5,3 рублей с человека в месяц. Тариф на электроэнергию - 0,14 рублей за 1 кВт/час. Фактическое потребление электроэнергии семьей за месяц составило 130 кВт/час. Социальная норма площади жилья - 54 кв. м общей площади. Плата за жилье и коммунальные услуги, начисляемая гражданину (П):
оплата жилья |
- |
1,92 * 66 = 12,67 руб. |
оплата отопления |
- |
5,42 * 66 = 35,77 руб. |
оплата водоснабжения и канализования и слив горячей воды |
- |
9,15 * 3 = 27,45 руб. |
газовая плита |
- |
0,61 * 3 = 1,83 руб. |
оплата электроэнергии |
- |
0,14 * 130 = 18,2 руб. |
Итого: |
|
= 111,84 руб. |
Величина максимально допустимой доли собственных расходов (в процентах от совокупного семейного дохода) на 1997 год установлена в размере 16%.
111,84 > 80, следовательно, семья имеет право на субсидию.
Платежи в пределах социальной нормы площади и нормативов потребления услуг ():
оплата жилья |
- |
1,92 * 54 = 10,37 руб. |
оплата отопления |
- |
5,42 * 54 = 29,27 руб. |
оплата других коммунальных услуг (суммарно) |
- |
15,06 * 3 = 45,19 руб. |
оплата электроэнергии |
- |
0,14 * 100 = 14,0 руб. |
Итого: |
|
= 98,83 руб. |
Компенсация (субсидия) исчисляется по формуле:
Плата за жилье и коммунальные услуги за счет средств семьи:
Пример 2
Семья имеет льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги (50% оплаты социальной нормы площади жилья и норматива потребления коммунальных услуг).
Остальные условия аналогичны, приведенным в примере 1.
Плата за жилье и коммунальные услуги, начисляемая гражданину с учетом действующих льгот :
Субсидия не положена.
11.3. Оплата жилищно-коммунальных услуг осуществляется семьей ежемесячно в виде внесения в Сбербанк суммы, предъявленной к оплате по жилищно-коммунальным услугам за вычетом начисленной субсидии.
11.4. Районные финансовые отделы ежемесячно перечисляют на расчетный счет жилищно-коммунальных предприятий, денежные средства в сумме, равной величине жилищных субсидий, начисленных гражданам в соответствии со сводным реестром по району за текущий месяц.
11.5. Расчеты с газораспределительными, водопроводно-канализационными и энергоснабжающими предприятиями проводятся предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
12. Права районных комиссий по жилищным спорам и нестандартным ситуациям
В целях создания эффективной системы мер воздействия на должников при оплате жилищно-коммунальных услуг, а также дополнительной защиты граждан от необоснованных санкций организаций осуществляющих управление жилищным фондом, контроль обоснованности применения мер принуждения к должникам целесообразно возложить на специальную комиссию (комиссию по жилищным спорам), куда следует включать представителей органов местного самоуправления, работников территориальных государственных жилищных инспекций, органов социальной защиты населения, налоговой инспекции, а также юристов.
К компетенции комиссии могут быть отнесены:
- проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;
- консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействия в получении этой помощи;
- организация добровольного обмена жилыми помещениями;
- формирование обменного жилищного фонда для переселения;
- выявление нанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация подачи судебного иска.
Данная комиссия наделяется правами решения всех спорных вопросов по назначению субсидий в случае нестандартных ситуаций, не оговоренных данным Порядком. Решения, принятые комиссией, являются обязательными для выполнения районными службами субсидий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.