Постановление главы администрации Астраханской области
от 17 февраля 1998 г. N 67
"Об областной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы"
23 октября 2000 г.
Постановлением Губернатора Астраханской области от 13 января 2005 г. N 4 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1090 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы (далее именуется - Программа).
2. Комитету экономики и инвестиционной политики администрации области (Петров), финансовому управлению администрации области (Евлашев) включить данную Программу в перечень целевых программ, подлежащих частичному финансированию за счет средств областного бюджета в 1998 и 1999 годах.
Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов областного бюджета.
3. Департаменту социальной защиты населения администрации области (Наговицын), департаменту федеральной службы занятости России по Астраханской области (Данилов), управление труда администрации области (Абдуллаев), департаменту здравоохранения администрации области (Юшков), департаменту культуры, искусства и кино администрации области (Терещенко), управлению внутренних дел области (Волкодав) обеспечить реализацию мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных им в областном бюджете на 1998 год на текущее финансирование, с отнесением расходов в соответствии с бюджетной классификацией на следующие разделы: 1801, 1806, 1701, 1501, 0501; по экономическим статьям: 130303, 111004.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов области из средств их бюджетов принять участие в реализации мероприятий Программы.
5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации области Родненко И.В., Юшкова В.А.
И.о. главы администрации области |
Э.М. Володин |
Постановлением главы администрации Астраханской области от 23 октября 2000 г. N 371 срок реализации целевой Программы продлен на 2001 год
Областная целевая Программа
"Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы
(утв. постановлением главы администрации области от 17 февраля 1998 г. N 67)
Паспорт
областной целевой программы "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы
Наименование Программы |
- |
Областная целевая программа "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы |
- |
Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы" |
Государственный заказчик Программы |
- |
Администрация Астраханской области |
Основной разработчик Программы |
- |
департамент социальной защиты населения администрации области |
Цель Программы, важнейшие целевые показатели |
- |
формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и повышению степени их социальной защищенности; |
- |
смягчение социально-экономических последствий переходного периода экономики для граждан старшего поколения; |
|
- |
улучшение "социального самочувствия" граждан старшего поколения; |
|
- |
активизация участия граждан в добровольной деятельности по решению проблем пожилых людей |
|
Срок реализации Программы |
- |
1997 - 1999 годы |
Основные исполнители |
- |
департамент социальной защиты населения администрации области, департамент федеральной службы занятости России по Астраханской области, управление труда администрации области, департамент здравоохранения администрации области, департамент культуры, искусства и кино администрации области, управление внутренних дел области, муниципальные образования городов и районов области. |
Введение
Старение населения - объективный общемировой процесс. Это побудило мировое сообщество сформировать особую систему взглядов на это явление.
ООН приняла решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей под девизом "По пути к обществу для людей всех возрастов".
Россия поддержала эту инициативу.
Свыше 30 миллионов россиян принадлежит к старшему поколению. Тенденция к старению населения прослеживается и в Астраханской области. Ухудшается "социальное самочувствие" большинства пожилых людей, оказавшихся среди малообеспеченных.
В связи с этим возрастает ответственность государственных органов перед пожилыми людьми, которые остаются одним из наиболее многочисленных социально-демографических слоев населения.
Данная областная целевая Программа разработана на основе федеральной программы "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы, подготовленной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы".
Областная целевая Программа разработана департаментом социальной защиты населения администрации области при участии заинтересованных департаментов и управлений администрации Астраханской области. Учтены предложения городов и районов области.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Астраханской области, так же как и во всей Российской Федерации, состав населения продолжает иметь тенденцию к старению. Численность молодежи 18 - 29 лет колеблется в пределах от 15 до 18 процентов. Наблюдается устойчивое увеличение в составе населения области доли граждан старшего поколения (женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет):
1959 год - 13,1%, 1970 год - 16,0%, 1979 год - 16,4%, 1989 год - 17,3%, 1996 год - 19,0%.
В настоящее время, по сравнению с 1959 годом, количество людей в возрасте 70 лет и старше увеличилось в 1,5 раза, при незначительной доле очень старых людей (старше 85 лет) в составе населения. Более чем в 3 раза увеличилось количество людей в возрасте старше 85 лет в городских поселениях.
В 1997 году на 100 человек трудоспособного возраста приходилось 34 человека старше трудоспособного возраста.
Доля граждан старшего поколения колеблется по районам области:
г. Астрахань |
- |
19,2% |
г. Ахтубинск |
- |
16,3% |
г. Знаменск |
- |
19,7% |
Ахтубинский район |
- |
24,0% |
Володарский район |
- |
18,4% |
Енотаевский район |
- |
19,0% |
Икрянинский район |
- |
24,0% |
Камызякский район |
- |
20,3% |
Красноярский район |
- |
13,7% |
Лиманский район |
- |
21,3% |
Наримановский район |
- |
14,5% |
Приволжский район |
- |
15,9% |
Харабалинский район |
- |
18,0% |
Черноярский район |
- |
20,2% |
Астраханская область не входит в состав 36 экономических регионов с наиболее высокой численностью пожилого населения и высокой демографической нагрузкой. Эти показатели по области ниже среднероссийских. На 1 января 1998 года по статистическим данным доля пожилых людей в составе сельского населения несколько ниже, чем в городах и городских поселениях (18,8% и 19,1% соответственно).
В целом по РФ за последние годы выявлено резкое снижение средней продолжительности жизни. Достигнув в 1989 - 1990 году 70 лет (мужчины - 64, женщины - 75), к 1994 году она составила 64,1 года (мужчины - 57 лет, женщины - 72,1). Аналогичные показатели характерны для Астраханской области. Рост смертности и сокращение средней продолжительности жизни особенно усилились в 1993 году, когда ожидаемая продолжительность жизни мужчин сократилась сразу на 3 года и достигла 59 лет, женщин - на 1,9 и достигла 71,9 лет. В 1995 году эти показатели достигли 64 лет, 57 лет и 71 года соответственности остаются на этом уровне.
Падение средней продолжительности жизни обусловлено целым рядом факторов.
В 1992 году наметились, а в 1993 - 1995 годах заявили о себе в полный голос признаки серьезной деградации в сфере охраны здоровья населения. Две трети пенсионеров оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное. Нарушения здоровья пожилых людей не в полном объеме компенсируются социальными мерами.
Главными источниками дохода большинства пожилых россиян остается пенсия. За 1995 год (по состоянию на 1 января 1996 года) среднемесячная пенсия, выплачиваемая по старости органами социальной защиты населения, составляла 171165 руб., в то время как средний размер заработной платы за этот же период был 361900 рублей. Таким образом, средний размер ежемесячной пенсии составлял всего 47,3% от средней заработной платы, соответственно за 1996 год эти показатели: 200162 руб. и 620300 руб. Показатель процентного соотношения за год снизился до 32,3%. Поэтому по уровню материального положения значительную часть пожилых людей можно отнести к категории "традиционно бедных". Этот вывод подтверждают данные о прожиточном минимуме пенсионеров по старости: если в 1995 году он составлял 165453, то в 1996 году - уже 255669,4 руб., а в среднем за 10 месяцев 1997 года уже 284182 рубля.
Наиболее тяжелым становится материальное положение пенсионеров в возрасте 61 - 65 лет, что связано со снижением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71 - 75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых людей.
Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета реально ограничивается возрастными нарушениями здоровья, отсутствием у большинства пенсионеров собственности, позволяющей получать доходы. Лишь незначительная часть граждан старшего поколения имеет прибыль от дивидендов, сдачи в аренду жилья, автомобиля и другой собственности.
За последние 2 - 3 года численность населения Астраханской области растет не за счет повышения рождаемости, а за счет увеличения потока беженцев и вынужденных переселенцев (миграционный прирост).
Восприятие пожилыми людьми экологических, социально-экономических факторов, вооруженных конфликтов, как угрозы здоровью и благополучию, приводит их в число мигрантов.
За 5 лет с 1 января 1992 года по 1 января 1997 года через миграционную службу прошло 11890 чел., из них 1805 чел. - одиноких пенсионеров, 243 чел. - инвалидов, 556 семей, которые состоят только из инвалидов и пенсионеров. Таким образом, численность пенсионеров по старости среди беженцев и вынужденных переселенцев достигает 19,2% от общего числа мигрантов. Большинство из них - одинокие пожилые люди, которые не в состоянии самостоятельно обустроиться на новом месте жительства. Только за три квартала 1997 года в миграционную службу обратился 951 чел., из которых 183 - члены семей с пенсионерами и инвалидами. Поэтому среди обращающихся за поддержкой в органы социальной защиты за последнее время резко возросло число беженцев и вынужденных переселенцев, не получающих установленных правительством льгот и пособий, нуждающихся в социальном патронаже.
Постоянно увеличивается количество лиц без определенного места жительства и занятий, которое пополняется за счет освободившихся из мест лишения свободы. Новые реальности требуют пристального внимания к этой категории людей, среди которых 30 - 40 процентов составляют пожилые; лишенные жилья, постоянного дохода и прочных социальных связей они пополняют беднейшие слои населения, оказываются носителями повышенной санитарно-эпидемиологической опасности.
Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует об основных проблемах пожилых людей: неудовлетворительном состоянии здоровья, малообеспеченности, одиночестве и недостаточном развитии государственной системы социальной защищенности. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.
По прогнозам управления труда администрации области 1998 - 2005 будут характеризоваться дальнейшими изменениями возрастной структуры населения. Доля лиц пожилого возраста предполагается стабильно высокой (на уровне 20 процентов общей численности населения области): в 1998 году население в возрасте на 1 - 5 лет старше трудоспособного будет составлять 50,0 тыс. чел. (от 1028,0 тыс. чел. населения), а к 2005 году - 40,0 тыс. чел. (от 1041,0 тыс. чел.). В настоящее время эти показатели соответственно: 53,0 и 1025,0 тыс. чел.
В городах доля граждан старшего поколения по прогнозам остается высокой (1998 - 34,0 тыс. чел. от 685,0 тыс. чел., 2000 год - 29,0 тыс. чел. от 689 тыс. чел., 2005 год - 29,0 тыс. чел. от 695 тыс. чел.), в сельской местности этот показатель несколько снизится: (1998 год - 16,0 тыс. чел. от 345 тыс. чел., 2000 год - 14,0 тыс. чел. от 345 тыс. чел., 2005 г. - 11 тыс. чел. от 346 тыс. чел. общей численности сельского населения).
Сохранение высокой численности пенсионеров в области требует усиления внимания к их роли в социальном развитии региона, повышения уровня предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности.
Принятые в последние годы федеральные законы "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О погребении и похоронном деле", указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ и соответствующие распорядительные документы администрации Астраханской области предусматривают ряд мер, способствующих усилению социальной защиты пожилых астраханцев и жителей области, решению жизненно важных проблем пожилых людей, вопросов по совершенствованию пенсионного обеспечения.
Астраханская область с учетом своих экономических возможностей осуществляет мероприятия по решению проблем граждан старшего поколения главным образом в рамках региональных мероприятий по социальной защите населения путем развития сети учреждений социальной помощи людям пожилого возраста разных профилей, домов-ветеранов и центров социального обслуживания, которые способны предоставить специфические услуги различным категориям граждан. Одной из сложившихся форм социального обслуживания наиболее нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов является сеть стационарных учреждений - домов-интернатов. В области действует 3 дома-интерната для пожилых людей и инвалидов на 1275 мест. При Астраханском доме-интерната открыто реабилитационное отделение для инвалидов и больных старших возрастных групп.
Важная роль в системе социальной защиты населения и поддержки пожилых, инвалидов принадлежит нестационарным формам социального обслуживания. В области действуют 8 центров социального обслуживания и 5 их филиалов. В центрах организованы отделения дневного пребывания для престарелых и инвалидов на 370 мест, стационарные отделения на 60 мест для проживания одиноких престарелых. Для осуществления постоянного или временного социально-бытового обслуживания на дому действует 74 отделения, которыми обслуживаются более 6 тыс. одиноких престарелых, инвалидов, из них одно специализированное отделение для оказания социально-медицинской помощи в домашних условиях.
Введены в практику платные услуги на дому для лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Платным обслуживанием охвачено более 1600 одиноких престарелых. С целью принятия безотлагательных мер по поддержке малоимущих граждан при органах социальной защиты работают пункты срочной помощи.
Развивается и такая наиболее эффективная и экономически выгодная форма социального обслуживания, как небольшие дома ветеранов. Функционирование 7 таких домов-ветеранов в сельских районах позволяет пожилым одиноким людям, не имеющим нормальных условий для проживания, сохранить связь с родными местами и оставаться в своем селе.
Для осуществления разнообразной социальной, медико-психологической и правовой поддержки граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию, в гор. Астрахани действует центр кризисной реабилитации, в структуру которого входят: дом ночного пребывания на 50 человек, центр кризисной реабилитации женщин на 25 человек, благотворительная столовая.
Большой популярностью пользуется областной социально-реабилитационный центр для оказания медико-трудовой и социальной реабилитации пенсионеров, инвалидов. Центр рассчитан на 105 человек.
Однако имеющаяся на сегодняшний день сеть учреждений социального обслуживания населения различных профилей крайне недостаточна. С учетом значимости этой проблемы разрабатывается комплексная программа по развитию учреждений социального обслуживания населения. Это даст возможность более рационально спланировать их развитие с учетом демографических и социально-экономических особенностей каждого района области.
Однако острота проблем пожилых людей, особенно на стыках различных отраслей социальной сферы, сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий государственных органов по усилению социальной защищенности граждан старших возрастных групп (пожилые, старые, долгожители). Решение такого рода задач возможно лишь в рамках областной целевой Программы с применением комплексного подхода при обязательной поддержке федеральных органов.
В основу этой деятельности должны быть положены следующие основные принципы: предупреждение причин, порождающих социальные проблемы пожилых людей; содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан; дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их общее положение; адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни; развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе; содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процессе социального развития; учет изменений в структуре населения в социальной политике и практике.
Основные цели и задачи
Основной целью Программы является формирование взаимоувязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочнения их социальной защищенности с учетом современной социально-демографической и социально-экономической ситуации и прогнозируемой долговременности процесса старения населения.
Указанная цель складывается из отраслевых целей регионального значения, достижение которых будет способствовать повышению уровня и качества жизни пожилых людей, реализации личностного потенциала, созданию им возможности осознавать себя полноправными участниками проводимых преобразований.
Предусматривается решение следующих задач регионального уровня:
проведение Международного года пожилых людей (1999 год);
повышение эффективности механизмов нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, охраны здоровья, посильной занятости и социального обеспечения пожилых людей, предоставления им разносторонней помощи и услуг в целях устранения и предупреждения любых форм их дискриминации;
обеспечение информированности граждан о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости;
повышение качества оказания квалифицированной медицинской и медико-социальной помощи, улучшение специализированной гериатрической помощи и облегчение пожилым людям доступа к получению услуг в сфере здравоохранения, в том числе в специализированных медицинских учреждениях геронтологического профиля;
развитие социального обслуживания пожилых людей с учетом поддержания общественно нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг, внедрение экономически эффективных моделей социального обслуживания;
укрепление взаимодействия государственных, муниципальных и иных систем и служб, признанных способствовать решению социальных проблем старшего поколения;
улучшение подготовки специалистов, занятых предоставлением помощи и услуг гражданам старших возрастных групп.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 1997 - 1999 годы и состоит из двух этапов.
Первый этап (1997 г.), кроме указанных выше проведенных мероприятий (см. стр. 7 - 9), включал и уточнение перечня программных мероприятий и объемов финансирования на последующие годы.
На втором этапе (1998 - 1999 годы) предусматривается реализация основных мероприятий Программы, в том числе подготовка к проведению по специальному плану Международного года пожилых людей (1999 год).
Система программных мероприятий
Программа определяет порядок организации и реализации мер для комплексного решения вопросов укрепления социальной защищенности граждан старшего поколения и учитывает интересы всех категорий и групп пожилых людей. Вместе с тем ряд мероприятий Программы направлен на решение в приоритетном порядке проблем наиболее уязвимых категорий пожилого населения: одиноких престарелых и престарелых супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжело больных ветеранов, пожилых людей, проживающих в сельских районах, пожилых людей, попавших в экстремальные ситуации.
Перечень мероприятий Программы состоит из следующих разделов:
Раздел первый. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения.
Предусматривается проведение мероприятий, направленных на реализацию основных положений современной государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения, разработка дополнительных норм правовой защиты пожилых людей в период социально-экономических преобразований.
В раздел включены мероприятия по совершенствованию правового механизма пенсионного обеспечения пенсионеров.
В соответствии с федеральными законами "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" предусматривается разработка государственных стандартов социального обслуживания населения, устанавливающих основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
В целях улучшения социально-экономического положения граждан старшего поколения в разделе представлены отдельные мероприятия по содействию посильной занятости желающих трудиться граждан пенсионного возраста.
Раздел второй. Меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения.
Выраженные особенности диагностики, течения заболеваний, лекарственного и немедикаментозного лечения и реабилитации заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста обуславливают необходимость проведения специализированной профилактической работы, увеличения объемов и повышения качества оказания медицинской помощи.
В этих целях намечается обеспечение учреждений необходимой медицинской техникой и санитарным автотранспортом; организация массового производства малосложной профилактической ортопедической обуви на базе протезно-ортопедического предприятия; открытие пунктов проката изделий медицинского назначения и предметов ухода за нетранспортабельными больными; открытие выездных служб стоматологической помощи и протезирования на дому для нетранспортабельных больных; открытие коек сестринского ухода для травматологических больных; открытие отделения для лиц без определенного места жительства и занятий, лиц, освобожденных из мест лишения свободы; для освидетельствования в целях оформления в дома-интернаты и установления группы инвалидности; организация групп здоровья в медицинских и социальных учреждениях.
Раздел третий. Меры по оптимизации среды жизнедеятельности граждан старшего поколения.
Оптимизация среды жизнедеятельности граждан старшего поколения связана с необходимостью дооборудования и дооснащения обычной среды с учетом ограничений, обусловленных возрастными изменениями, поддержания особых условий для проживания и осуществления специальных форм обслуживания.
Предполагается развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание граждан старшего поколения (строительство и реконструкция учреждений социального обслуживания различных типов для пожилых людей).
Раздел четвертый. Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения.
Эффективная социализация граждан старшего поколения предусматривает активное включение в социокультурную деятельность, обеспечение выбора досуговых занятий, участие в клубной жизни, самодеятельном творчестве при постоянном учете особенностей культурных запросов пожилых людей.
Намечено улучшить организационно-материальную базу, позволяющую удовлетворять стремление пожилых людей к активному участию в культурной жизни и адекватно учитывающую динамику социально-психологических изменений этой категории населения.
Предусмотрены создание временных клубов для встреч с интересными людьми при ОСУ, организация литературно-музыкальной гостиной, выставок, вернисажей, создание любительских объединений и клубов по интересам на базе культпросветучреждений города и районов области.
В разделе предусматривается осуществление мер по оказанию государственной поддержки деятельности общественных объединений, осуществляемой в интересах пожилых людей.
Раздел пятый. Обеспечение деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения.
В раздел Программы включены мероприятия: по проведению анализа заболеваемости граждан старших возрастных групп; по составлению прогноза состояния их здоровья с целью последующей разработки мер по совершенствованию организации медико-социальной помощи; по разработке и внедрению системы статистических показателей, характеризующих состояние здоровья лиц старшего поколения; по подготовке кадров для органов и учреждений социальной защиты населения, для учреждений здравоохранения и комплектации необходимыми кадрами учреждений здравоохранения и социальной защиты.
Ресурсное обеспечение
Общий объем ассигнований на финансирование Программы на 1998 - 2000 года составляет:
- из средств федерального бюджета - 11,8 млн. рублей;
- из средств областного бюджета - 2,15 млн. рублей;
- в том числе на 1998 год - 1,21 млн. рублей;
- из средств муниципальных образований городов и районов области - 1,5 млн. рублей.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется также за счет средств, выделяемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на текущее финансирование.
Механизм реализации программы
Ответственным за реализацию Программы на региональном уровне является государственный заказчик - администрация Астраханской области.
Основными исполнителями являются: департамент социальной защиты населения администрации области, департамент федеральной службы занятости России по Астраханской области, управление труда администрации области, департамент культуры, искусства и кино администрации области, управление внутренних дел, муниципальные образования городов и районов области.
Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий, принимает возможные меры по полному финансированию Программы.
Основные исполнители Программы разрабатывают ежегодные планы работы по выполнению соответствующих мероприятий, осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой мероприятий, ежеквартально представляют заказчику информацию о ходе реализации Программы.
Организация контроля за ходом реализации программы
Администрация Астраханской области как государственный заказчик Программы осуществляет контроль за ее выполнением, за эффективным использованием финансовых средств.
Социально-экономические последствия и оценка эффективности реализации программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- способствовать выполнению государственных обязательств по отношению к гражданам старшего поколения в соответствии с международными принципами и нормами;
- способствовать установлению приоритетов социальной политики с учетом потребностей граждан старшего поколения, традиционно нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства;
- обеспечить системный подход к решению проблем пожилых людей и способствовать достижению позитивных результатов в развитии государственных систем, направленных на социальную защищенность граждан старшего поколения;
- смягчить негативные социально-экономические последствия переходного периода экономики для самых пожилых людей и для семей, имеющих в своем составе пожилых людей, в первую очередь, за счет совершенствования помощи и услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы;
- привлечь внимание всего общества к проблеме старения населения и способствовать преодолению стереотипа негативного восприятия старости людьми всех возрастов;
- внести достойный вклад в подготовку к проведению в Российской Федерации Международного года пожилых людей (1999 год).
Оценка эффективности программных мероприятий производится посредством наблюдения за изменениями социально-экономического положения пожилых людей, изучения писем и обращений пожилых граждан, а также подготовки и распространения доклада о положении граждан старшего поколения в области.
Мероприятия
областной программы "Старшее поколение" на 1998 - 1999 годы
Раздел первый.
Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения
N п/п |
Мероприятия |
Исполнители |
Сроки |
Стоимость, млн руб. |
Источники финансирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Создать межведомственную комиссию по делам граждан старшего поколения при администрации области в целях взаимодействия и координации деятельности различных служб и ведомств по проблемам граждан старшего поколения |
Департамент социальной защиты населения администрации области |
1998 г. |
|
|
2. |
Ежегодно готовить и распространять доклад о положении граждан старшего поколения в области |
департамент социальной защиты населения администрации области, комитет по труду и занятости Астраханской области, департамент здравоохранения администрации области, областной комитет государственной статистики, управление внутренних дел Астраханской области, муниципальные образования городов и районов области |
1998 - 1999 г. |
|
|
3. |
Подготовить законодательные и иные нормативные акты по активизации исполнения законодательства Российской Федерации в части гарантий прав и интересов граждан, по возрасту относящихся к старшему поколению |
департамент социальной защиты населения администрации Астраханской области |
1998 - 1999 гг. |
в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование |
областной бюджет, бюджеты муниципальных образований городов и районов области |
4. |
Разработать методические рекомендации о порядке патронирования одиноких, одиноко проживающих и проживающих в семьях пожилых людей для участковой службы территориальных поликлиник |
департамент здравоохранения администрации области |
1998 |
|
|
5. |
Готовить проекты нормативных документов, предусматривающих дополнительные меры социальной защиты пожилых людей |
департамент социальной защиты населения администрации области |
1998 - 1999 гг. |
|
|
6. |
В соответствии с федеральными стандартами разработать областные стандарты социального обслуживания, устанавливающие основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания |
комитет экономики и инвестиционной политики администрации области, департамент социальной защиты населения администрации области, департамент здравоохранения администрации обл. |
1998 г. |
|
|
7. |
Разработать и направить муниципальным образованиям городов и районам области инструктивно-методические рекомендации по проведению международного года пожилых людей |
департамент социальной защиты населения, адм. области, департамент здравоохранения администрации обл. |
II полуг. 1998 г. |
|
|
8. |
Проводить работу по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения |
департамент социальной защиты населения администрации области |
1998 - 1999 гг. |
в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование |
|
9. |
Подготовить рекомендации по расчетам прожиточного минимума пенсионера с учетом изменения структуры потребительских расходов населения и введения расчетов величины прожиточного минимума для пенсионеров различных возрастных групп |
управление труда |
1998 |
|
|
10. |
Обеспечить работу по содействию занятости граждан пенсионного возраста с целью поддержания их трудовой активности, реализации остаточного трудового потенциала и улучшению их экономического положения. Для этого: - осуществлять по консультациям подбор подходящей работы (включая временную, сезонную) с использованием данных межрегионального и регионального банка вакансий с учетом состояния здоровья и профессиональных навыков; - оказывать консультативные услуги при организации собственного дела; - оказывать консультативную помощь и предоставлять информацию по рынку труда высвобождаемым пенсионерам |
департамент федеральной службы занятости России по Астраханской области |
1998 - 1999 гг. |
|
|
11. |
Содействовать внедрению новых видов страхования пенсий для улучшения самообеспечения пожилых людей, повышения индивидуальной подготовленности граждан к наступлению старости за счет индивидуального страхования |
администрация Астраханской области |
1998 г. |
|
|
Раздел второй.
Меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения
12. |
Обеспечить приобретение санитарного транспорта, медицинской техники для учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, обслуживающих ветеранов войны и труда, по заявкам департаментов |
департамент социальной защиты населения администрации области, департамент здравоохранения администрации области |
1998 - 1999 |
|
Федеральный бюджет, областной бюджет |
13. |
Организовать на базе протезно-ортопедического предприятия массовое производство профилактической (малосложной) ортопедической обуви для лиц пожилого, старческого и престарелого возраста |
протезно-ортопедическое предприятие |
1998 - 1999 |
в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование |
областной бюджет |
14. |
Открыть пункты проката изделий медицинского назначения и предметов ухода за нетранспортабельными больными при отделениях сестринского ухода в больницах |
департамент здравоохранения администрации области |
1998 - 1999 |
|
|
15. |
Оснастить отделения сестринского ухода в городе и районах области необходимым медицинским оборудованием, а также аппаратами физиотерапевтического лечения: лампа "Бионик", блокираторы боли, детензор, массажеры, набор очковых линз, тест-полоски для определения сахара в моче |
департамент здравоохранения администрации области |
1998 - 1999 |
в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование |
областной бюджет, бюджеты муниципальных образований городов и районов области |
16. |
Оснастить областные учреждения социальной защиты средствами малой механизации для ухода за нетранспортабельными больными и необходимым медицинским оборудованием и медицинскими препаратами |
департамент социальной защиты населения администрации области |
1998 - 1999 |
в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование |
областной бюджет |
17. |
Организовать при терапевтическом отделении одной из городских больниц 15 коек для диагностики и лечения больных гериатрического профиля |
департамент здравоохранения администрации области |
1998 - 1999 |
в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование |
бюджет г. Астрахани |
18. |
Выделить 15 коек сестринского ухода для травматологических больных, нуждающихся в уходе, в одной из больниц города или близлежащих сельских больниц |
департамент здравоохранения адм. области |
1998 - 1999 |
в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование |
бюджет г. Астрахани, бюджет муниципальных образований городов и районов обл. |
19. |
Открыть выездную службу стоматологической помощи и протезирования на дому для нетранспортабельных больных, при необходимости - стационары на дому |
департамент здравоохранения адм. области |
1998 - 1999 |
-"- |
областной бюджет |
20. |
Перепрофилировать отделение областной психиатрической больницы в отделение сестринского ухода |
департамент здравоохранения адм. области |
1998 - 1999 гг. |
-"- |
областной бюджет |
21. |
Открыть социальное отделение на 10 мест для лиц без определенного места жительства и занятий, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, для освидетельствования в целях оформления в дома интернаты и установления группы инвалидности |
департамент здравоохранения администрации области |
1998 - 1999 |
-"- |
-"- |
22. |
Разработать рекомендации по рационализации питания лиц пожилого возраста с учетом местных факторов (козье молоко, местные минеральные воды, зерновой хлеб, арбузы) |
АГМА, департамент здравоохранения адм. обл. |
1998 - 1999 |
|
|
23. |
Разработать тесты определения физической работоспособности лиц пожилого возраста, их функционального состояния (ОВФД) |
департамент здравоохранения администрации обл. |
1998 |
|
|
24. |
Подготовить методики ЛФК занятий для лиц пожилого возраста |
департамент здравоохранения адм. области |
1998 |
|
|
25. |
Изучить возможности материально-технической базы спортивных сооружений города и районов области для организации групп здоровья для лиц пожилого возраста и обеспечить работу этих групп |
департамент здравоохранения администрации области |
I полуг. 1998 г. |
|
|
26. |
Организовать группы здоровья для лиц пожилого возраста в домах-интернатах, центрах социального обслуживания, в областном врачебно-физкультурном диспансере, поликлиниках города и районов области, гор. больнице N 2, МСЧ Газпрома, водников, Ахтубинском районе |
департамент социальной защиты населения администрации области, органы социальной защиты населения районов, департамент здравоохранения администрации обл. |
1998 - 1999 гг. |
|
|
Раздел третий.
Меры по оптимизации среды жизнедеятельности граждан старшего поколения
27. |
Обеспечить лечебные учреждения подъездными путями для безопасности передвижения лиц пожилого возраста. Обеспечить больницы и поликлиники пандусами и поручнями. Оборудовать лечебные учреждения для пожилых людей ограничителями лестничных маршей, опорами для туалетных и ванных комнат |
департамент здравоохранения администрации области, главное управление архитектуры и градостроительства администрации области |
1998 - 1999 |
в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование |
областной бюджет, бюджет муниципальных образований городов и районов области |
28. |
Обеспечить строительство и открытие учреждений социального обслуживания различных типов для лиц пожилого возраста: |
|
|
|
|
- строительство психоневрологического дома-интерната в г. Нариманове |
департамент социальной защиты населения адм. обл. |
1998 - 1999 |
11,8 |
федеральный бюджет |
|
- открытие филиалов центров социального обслуживания: в с. Три Протока Приволжского района |
адм. Приволжского р-на, управление социальной защиты населения Приволжского района |
1998 |
0,25 |
бюджет Приволжского района |
|
0,10 |
областной бюджет |
||||
в с. Татаро-Башмаковка Приволжского района |
администрация Приволжского района, управление социальной защиты населения Приволжского района |
1998 |
0,25 |
бюджет Приволжского района |
|
0,10 |
областной бюджет |
||||
в с. Раздор Камызякского района |
адм. Камызякского р-на, управление социальной защиты населения Камызякского р-на |
1998 |
0,10 |
бюджет Камызякского района |
|
0,13 |
областной бюджет |
||||
в с. Камышово Лиманского района |
адм. Лиманского района, отдел социальной защиты населения Лиманского района |
1999 |
0,40 |
бюджет Лиманского района |
|
0,10 |
областной бюджет |
||||
- открытие домов ветеранов: - в с. Волжское Енотаевского района |
адм. Енотаевского района, отдел социальной защиты населения Енотаевского р-на |
1998 |
0,20 |
бюджет Енотаевского р-на |
|
0,10 |
областной бюджет |
||||
- в с. Зеленга Володарского района |
администрация Володарского района, управление социальной защиты населения Володарского р-на |
1999 |
0,30 |
бюджет Володарского р-на |
|
0,10 |
областной бюджет |
Раздел четвертый.
Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения
29. |
Организовать временные клубы встреч с интересными людьми при ОСУ |
департамент здравоохранения администрации области |
1998 - 1999 |
|
|
30. |
Снабдить ОСУ видеомагнитофонами с набором кассет ностальгического кино (16 больниц), обеспечить настольными играми (шашки, шахматы, лото, домино) 11 больниц |
департамент здравоохранения адм. области |
1998 - 1999 |
в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование |
областной бюджет, бюджеты муниципальных образований городов и районов области |
31. |
Создать библиотеки в учреждениях социальной защиты населения, в больницах |
департамент социальной защиты населения администрации обл., органы и учреждения социальной защиты населения, департамент здравоохранения администрации области |
1998 - 1999 |
в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование |
областной бюджет, бюджеты муниципальных образований городов и районов области |
32. |
Организовать в учреждениях социальной защиты населения, во всех ЛПУ города и области стенды, уголки здоровья, выпускать санитарные бюллетени, посвященные проблемам охраны здоровья пожилых людей |
учреждения социальной защиты населения, ЛПУ города и области |
1998 - 1999 |
|
|
33. |
В программу областного радиолектория "Как быть здоровым" и другие программы ("Чай вдвоем") включать не реже 1 раза в два месяца материалы по охране здоровья людей пожилого возраста |
департамент здравоохранения администрации обл. |
1998 - 1999 |
|
|
34. |
Организовать выступление специалистов-педиатров в программах ТВ "Ваше здоровье" по проблемам охраны здоровья лиц пожилого возраста с целью привлечения внимания общества к проблемам старения населения, способствуя этим преодолению стереотипа негативного восприятия старости людьми всех возрастов |
департамент здравоохранения адм. области |
1998 - 1999 |
в пределах средств, предусмотренных текущим финансированием |
областной бюджет |
35. |
Разработать и издать массовым тиражом памятки для населения по проблемам геронтологии 2-х наименований |
департамент здравоохранения адм. обл. |
1998 - 1999 |
в пределах средств, предусмотренных текущим финансированием |
областной бюджет |
36. |
Организовать и проводить циклы лекций для населения, посвященные Международному году пожилых людей |
департамент здравоохранения области |
1999 |
|
|
37. |
Проведение областного фестиваля народного творчества пожилых людей |
департамент социальной защиты населения адм. обл. департамент культуры, искусства и кино адм. обл. |
1998 - 1999 |
0,16 |
областной бюджет |
38. |
Проведение конкурса музыкальных произведений пожилых людей |
департамент культуры, искусства и кино адм. обл. |
1999 |
0,03 |
областной бюджет |
39. |
Радиоклуб "Наше старшее поколение" |
департамент культуры, искусства и кино адм. обл. дирекция АГТРК "Лотос" |
1998 - 1999 |
0,10 |
областной бюджет |
40. |
Телевизионный клуб "Для тех, кто не считает годы" |
департамент культуры, искусства и кино адм. обл. |
ежеквартально 1998 - 1999 |
0,20 |
областной бюджет |
41. |
Проведение конкурса любительских кино и видеофильмов |
департамент культуры, искусства и кино адм. обл. |
1998 |
0,05 |
областной бюджет |
42. |
Проведение фотоконкурса "Чтоб добрый след оставить на земле" |
департамент культуры, искусства и кино адм. обл. |
1998 |
0,03 |
областной бюджет |
43. |
Организация литературно-музыкальной гостиной "Вдохновение" |
департамент культуры, искусства и кино адм. обл. областная библиотека СТРК |
1998 - 1999 ежеквартально |
0,08 |
областной бюджет |
44. |
Выпуск поэтической тетради (стихи самодеятельных авторов) |
департамент культуры, искусства и кино адм. обл. |
1998 - 1999 2 раза в год |
0,02 |
областной бюджет |
45. |
Организация выставок и вернисажей - художников - мастеров декоративно-прикладного творчества - семейных реликвий "Люди, годы, вещи" - "История пишется судьбами" - "Экспонаты с чердака" |
департамент культуры, искусства и кино адм. обл. |
1998 - 1999 |
0,05 |
областной бюджет |
46. |
Благотворительные ретроспективные показы "Фильмы нашей молодости" |
департамент культуры, искусства и кино адм. обл. |
1998 - 1999 |
0,10 |
областной бюджет |
47. |
Циклы мероприятий, посвященных Дню пожилого человека - "Посидим по-хорошему" - "Дорогие мои старики" - "Согреем ладони, разгладим морщины" |
департамент культуры, искусства и кино адм. обл., АГТРК "Лотос", радиокомитет |
1998 - 1999 |
0,20 |
областной бюджет |
48. |
В целях создания условий для реализации творческого потенциала пожилых людей создать любительские объединения и клубы по интересам на базе культпросветучреждений города и области |
департамент культуры, искусства и кино адм. обл. |
1998 - 1999 |
0,50 |
областной бюджет |
49. |
Осуществлять меры по оказанию государственной поддержки деятельности общественных объединений в интересах пожилых людей |
департамент социальной защиты населения адм. обл. |
1998 - 1999 |
в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование |
областной бюджет |
Раздел пятый.
Обеспечение деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения
50. |
Провести анализ заболеваемости граждан старших возрастных групп по г. Астрахани. Составить прогноз состояния их здоровья в среднесуточной и долгосрочной перспективе с разработкой предложений о мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи пожилым людям г. Астрахани |
департамент здравоохранения администрации области, АГМА |
1998 - 1999 |
|
|
51. |
Продолжить научно-практические исследования здоровья группы зимнего плавания, состоящей из пожилых людей, занимающейся на базе ОВФД |
департамент здравоохранения администрации обл. |
1998 - 1999 |
|
|
52. |
Разработать и внедрить систему статистических показателей, характеризующих состояние здоровья лиц старшего поколения |
департамент здравоохранения адм. обл. |
1998 - 1999 |
|
|
53. |
Предусмотреть в штатах поликлиник города врачей, ответственных за работу с геронтологическими больными |
департамент здравоохранения адм. обл. |
1999 |
в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование |
бюджет г. Астрахани |
54. |
Укомплектовать специалистами каждый психиатрический геронтологический участок в соответствии со штатным расписанием |
департамент здравоохранения адм. обл. |
1999 |
-"- |
областной бюджет бюджеты муниципальных образований |
55. |
Предусмотреть выделение двух ставок врачей-психиатров и довести число врачебных участков до 4 в соответствии с территориальным делением г. Астрахани на районы |
-"- |
1999 |
-"- |
бюджет г. Астрахани |
56. |
Ввести должность внештатного главного геронтолога-психиатра области |
-"- |
1999 |
-"- |
областной бюджет |
57. |
Подготовить для работы с лицами пожилого возраста 11 врачей ЛФК, 20 массажистов (для ЛПУ города и области) |
департамент здравоохранения адм. обл. |
1999 |
|
|
58. |
На курсах и семинарах по повышению квалификации медицинских работников всех профилей включать вопросы гигиенического образования лиц пожилого и старческого возрастов |
департамент здравоохранения адм. обл. |
1998 - 1999 |
|
|
59. |
Проводить консультации для медицинских и немедицинских работников других ведомств, организаций и учреждений по методике формирования здорового образа жизни и профилактике заболевания всех категорий и групп пожилых людей |
департамент здравоохранения адм. обл. |
1998 - 1999 |
|
|
60. |
Разработать специальную программу по гериатрии для подготовки среднего медицинского персонала |
-"- Астраханский медицинский колледж |
1998 - 1999 |
|
|
61. |
Разработать программу по уходу за больными пожилого возраста и применить ее для обучения младшего мед. персонала в ОСУ городской больницы N 2 |
департамент здравоохранения адм. обл. |
1998 - 1999 |
|
|
62. |
Организовать и провести межрегиональную конференцию по проблемам старения населения для городов Нижнего Поволжья в целях распространения опыта и развития взаимодействия с общественностью |
департамент здравоохранения администрации области АГМА |
1998 |
|
|
63. |
Провести работу по определению потребности в специалистах социальной сферы, обеспечивающих предоставление помощи и услуг гражданам старшего поколения |
департамент социальной защиты населения адм. обл. |
1998 - 1999 |
|
|
64. |
Продолжить работу по подготовке кадров для социальных служб и учреждений на базе областной школы работников социальных служб, на базе созданного в г. Астрахани учебно-консультационного пункта Московского социально-технологического института |
департамент социальной защиты населения адм. обл. |
1998 - 1999 |
в пределах средств, предусмотренных в бюджете департамента |
областной бюджет |
65. |
Создать на базе Астраханского дома-интерната для ветеранов войны и труда методический центр по проблемам социальной геронтологии и гериатрии для оказания практической помощи учреждениям социального обслуживания |
департамент социальной защиты населения Астраханский дом-интернат для ветеранов войны и труда |
1999 |
в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование |
областной бюджет |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 17 февраля 1998 г. N 67 "Об областной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Астраханской области от 13 января 2005 г. N 4 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением главы администрации Астраханской области от 23 октября 2000 г. N 371 срок реализации целевой Программы продлен на 2001 год
Постановлением главы администрации Астраханской области от 9 марта 2000 г. действие настоящего постановления продлено на 2000 год