Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации области
от 10 августа 1998 г. N 330
Программа
первоочередных мероприятий по стабилизации экономики и финансов Астраханской области
1. Оценка ситуации
Начиная со второго полугодия прошлого года в экономике области проявились определенные положительные тенденции: по результатам 1997 года рост объема промышленного производства составил 7,6%, возросли на 9% объемы инвестиций в экономику области, в итоге - строительство жилья возросло на 8%, в том числе индивидуального почти в 2 раза, в производственных отраслях достигнут стабильный рост реальной заработной платы, замедлились темпы инфляции, произведенный ВРП позволил обеспечить поступление в бюджетную систему налоговых платежей в сопоставимых ценах на 18% больше предыдущего года.
За 1997 год рост объема производства валовой продукции сельского хозяйства составил 6% к соответствующему периоду прошлого года. Собрано больше овощей (в 1,6 раза), бахчевых (в 2 раза), зерна (в 1,3 раза) и, самое главное, реализовано.
Итоги 6 месяцев текущего года также свидетельствуют о закреплении в области позитивных изменений, полученных во втором полугодии прошлого года.
Объем промышленного производства за 6 месяцев текущего года возрос на 10%. Наиболее значительные темпы достигнуты в следующих отраслях: топливной (+34,4%), химической и нефтехимической (+42,4,0%), мукомольной (+15,1%). Возросли объемы выполненных подрядных работ (+8%), увеличился розничный товарооборот (+3,4%). В результате, объем валового регионального продукта к соответствующему периоду прошлого года увеличился (оценочно) на 1,4%.
Однако платежеспособность предприятий области за период с начала года резко снизилась: в 1,4 раза возросла кредиторская задолженность, просроченная кредиторская задолженность превышает объем валового регионального продукта, произведенного в текущем году.
Основной причиной платежного кризиса является, на наш взгляд, низкая монетаризация экономики. При росте денежной массы (М2) за 1997 год и I квартал 1998 года на 68%, основной прирост происходил за счет эмиссии наличных денег (+85%). При этом денежная масса, в основном, уходит в теневой оборот, в торговый бизнес и вывозится за пределы региона. Безналичных денег на счетах предприятий не хватает для нормального формирования оборотных средств предприятий (на 1 рубль основных фондов - 9 коп.), что приводит к ухудшению их финансового состояния. Одним из следствий платежного кризиса явился рост задолженности по заработной плате (в 2 раза с начала года).
Неустойчивое финансовое положение предприятий, взаимные неплатежи привели к росту задолженности по платежам в бюджет. Предприятия постоянно испытывают недостаток финансовых средств при уплате налогов. Краткосрочные кредиты, которые в 1997 году предприятия привлекли для погашения недоимки в бюджет, с резким увеличением ставки рефинансирования Центрального Банка РФ стали просто недосягаемыми. Производимая государством жесткая налоговая политика выколачивания денег и без того из еле живых предприятий привела к выдавливанию всего, что еще есть живого и эффективного в экономике, в теневой сектор, то есть к уходу от налоговых платежей. В результате недоимка по налоговым платежам во все уровни бюджета увеличилась с начала года в области на 68% и составляет 530,8 млн. руб. или 13% ВРП.
Ухудшение финансовых показателей сферы материального производства, одного из наиболее реальных источников формирования первичных и конечных доходов населения, объективно отразилось на динамике реальных располагаемых доходов населения (96,2%), тогда как на начало года был определенный рост.
Бюджет территории имеет долги по заработной плате работникам бюджетной сферы более 140 млн. рублей. Положение усугубляется еще и тем, что областной бюджет должен возвратить в федеральный бюджет ссуду, взятую на выплату заработной платы в прошлом году, - 94 млн. рублей и погасить товарный кредит, выданный сельхозтоваропроизводителям в 1996 году, рассроченный путем выпуска облигационного займа, в сумме 22 млн. рублей.
Увеличивает нагрузку на областной бюджет финансовая необеспеченность федеральных целевых программ и федеральных социальных законов, предусматривающих значительные льготы как для населения, так и для работников федеральных структур, находящихся на территории области, большая задолженность федерального бюджета перед своими структурами, находящимися на территории области.
Так, задолженность федерального бюджета за выполненные объемы работ тянется с 1996 года и на 01.07.98 г. составляет около 55 млн. рублей. К тому же усугубляет ситуацию секвестирование лимитов капитальных вложений, утвержденных Законом о федеральном бюджете, без учета выполненных на момент сокращения бюджетных расходов объемов подрядных работ. Например, в 1997 году лимиты из федерального бюджета для области утверждены в объеме 146 млрд. рублей, после сокращения бюджетных расходов они составили 80 млрд. рублей (54%), тогда как выполнение объемов подрядных работ к этому времени уже составило 62 млрд. рублей (без учета деноминации).
Стоимость реализации Федерального закона "О ветеранах" составляет 444 млрд. рублей, трансфертом на 1998 год предусмотрено выделение 54,8 млн. рублей.
В соответствии с рядом принятых Законов Российской Федерации прав бесплатного проезда на территории Астраханской области имеют 265,5 тыс. человек. Выпадающие доходы пассажирских автотранспортных предприятий от перевозки всех льготных категорий пассажиров составляют около 30 млн. рублей в год. Областной бюджет не имеет возможности в полном объеме компенсировать выпадающие доходы предприятий, компенсация затрат из федерального бюджета на перевозку льготных категорий пассажиров отсутствует.
Федеральные структуры, расположенные на территории области, имеют долги на предоставленную теплоэлектроэнергию, газ, коммунальные услуги предприятиям области в сумме 172 млн. рублей, в то же время бюджет области профинансировал затраты на содержание федеральных структур на 25 млн. рублей.
Предприятия, финансируемые из федерального бюджета, должны в отделе Пенсионного фонда РФ по Астраханской области по состоянию на 01.05.98 - 4,9 млн. рублей.
Все вышеперечисленное позволяет охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в области, как кризис финансовой системы.
2. Причины кризиса финансовой системы
Основные причины кризиса финансовой системы в области связаны, на наш взгляд с проводимой федеральным Правительством денежно-кредитной политикой, приведшей к резкому уменьшению монетаризации экономики (12% от ВВП против обычных в рыночной экономике - 50 - 100%), и, как следствие, к уменьшению платежеспособности предприятий, усугубленному резким запретом взаимозачетов, потерей государственной монополии на алкогольном и табачном рынках, недостаточной государственной поддержкой отечественных товаропроизводителей.
Вместе с тем, существуют и чисто внутренние (областные) причины кризиса финансовой системы:
Высокая степень зависимости от федерального бюджета;
Низкий уровень уплаченных налогов (при росте объемов производства растет недоимка);
Неэффективная структура бюджетных расходов;
Высокая степень "теневизации" торговли (по экспертным оценкам теневой товарооборот превышает официальный в 2,5 - 3 раза).
Все это требует принятия экстренных мер по преодолению кризиса финансовой системы и корректировке проводимой администрацией области экономической политики.
3. Задачи администрации в области стабилизации экономики и финансов
Основными задачами администрации области по стабилизации экономики финансов являются:
Преодоление кризиса финансовой системы.
Оказание действенной государственной поддержки местным товаропроизводителям.
Для преодоления кризиса финансовой системы необходимо решение следующих вопросов:
Поиск новых доходных источников;
Увеличение собираемости налогов, в том числе за счет уменьшения "теневизации" торговли;
Сокращение бюджетных расходов.
Оказание действенной государственной поддержки местным товаропроизводителям должно осуществляться путем создания условий для дальнейшего роста производства, в том числе по направлениям:
Снижение налогового бремени для предприятий, обеспечивших прирост объема реализованной продукции, услуг к уровню соответствующего периода прошлого года, а также реализацию инвестиционных проектов;
Организация продвижения астраханской продукции на внешние рынки сбыта;
Разработка и проведение мероприятий по оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных предприятий.
Разработка мероприятий для решения этих задач осуществлялась на основе предложенного Правительством РФ плана стабилизационных мер, исходя из особенностей экономической ситуации в нашей области.
4. Меры по преодолению кризиса финансовой системы
4.1. Укрепление доходной базы областного бюджета.
Администрацией области в рамках своей компетенции проработаны соответствующие нормативные акты по укреплению доходной базы областного бюджета.
Укрепление доходной базы бюджета предполагает:
1) введение новых налогов (налог с продаж, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности), плата за пользование водными объектами на территории Астраханской области;
2) введение платы за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
3) увеличение ставки земельного налога;
4) увеличение собираемости налога на имущество физических лиц за счет упорядочения учета и оценки недвижимости на территории Астраханской области;
5) отмену некоторых действовавших льгот и отсрочек по налогам;
6) консолидацию в бюджете внебюджетных фондов и штрафов, взимаемых различными организациями;
7) введение лицензирования лотерейного и игорного бизнеса, а также усиление государственного контроля за лицензируемыми видами деятельности;
8) упорядочение оптовой и розничной торговли алкогольной и табачной продукцией;
9) увеличение доходов областного бюджета от использования государственной собственности;
10) введение дополнительных неналоговых сборов муниципальными образованиями.
При введении на территории налога с продаж с учетом отмены ряда местных налогов (сбор на нужды образовательных учреждений, сбор за право торговли, налог на перепродажу автомобилей, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями и др.) в 1998 году (при условии реализации этих установок с 1 августа) областной бюджет должен получать 12 млн. рублей дополнительного дохода, местные бюджеты - 4,8 млн. рублей. Сумма налога с продаж направляется на социальные нужды малообеспеченных групп населения.
Введение единого налога на вмененный доход по предварительным просчетам позволит собрать налоговых платежей минимум в 2 раза, а максимально в 5 - 6 раз больше.
На 01.01.97 в государственной налоговой инспекции по Астраханской области были зарегистрированы 21 тыс. предпринимателей без образования юридического лица, которыми в налоговую систему за год уплачено платежей в размере 12,0 млн. рублей, что в расчете на одного предпринимателя составило 571 рубль в год, что естественно не соответствует действительному положению дел.
Введение водного налога с одновременной отменой платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, позволит привлечь до конца года в территориальный бюджет 3,4 млн. рублей. Закон "О плате за пользование водными объектами на территории Астраханской области" определяет перечень объектов, облагающихся водным налогом, а также повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от использования установленных лимитов, наличия разрешения, качества используемой воды. Кроме того, за счет бюджета области вводятся льготы для сельхозводоснабжения, предприятий жилищно-коммунального хозяйства в части обслуживания населения и бюджетных организаций.
Вводимое с 1 сентября 1998 года увеличение ставок земельного налога для участков в границах городской (поселковой) черты, занимаемых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами - в 2 раза, для земельных участков прочих категорий - в 4 раза, позволит получить дополнительно в областной бюджет 3 млн. рублей, в местный бюджет - 31 млн. рублей.
Практически неиспользуемым резервом местных бюджетов является налог на имущество физических лиц. По состоянию на 01.01.98 на учете в налоговых органах области состоит 295 тысяч строений с общей инвентаризационной стоимостью 2220 млн. рублей. Средняя оценка одного строения составляет 7,5 тыс. руб., по России в 1997 г. - 22,3 тыс. рублей. Такая низкая стоимость объясняется не только достаточно изношенным состоянием жилого фонда.
Инвентаризационная стоимость, на основании которой производится оценка имущества, подлежащего налогообложению, рассчитывается по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину износа с учетом повышающих коэффициентов переоценки. Но в действительности, статистические показатели, используемые при расчете коэффициентов, не отражают реальной ситуации в сфере жилищного производства.
Органы местного самоуправления районов области, самостоятельно утверждая коэффициент переоценки, принимают решение о переоценке жилого фонда, введенного в эксплуатацию и поставленного на учет только в последние 90-е годы.
По данным налогового учета рай(гор) ГНИ области на территории области по состоянию на 01.01.97 19,3 тысячи возведенных строений, коттеджей, садовых домиков и других объектов не имеют оценки, что составляет 6,6% от зарегистрированных налоговыми органами объектов недвижимого имущества.
В результате наличия неоцененного имущества и значительной разницы между суммой оценки строений, помещений и сооружений, по которой исчисляется налог, и рыночной стоимостью жилья в местный бюджет недопоступило 9,8 млн. рублей.
Серьезной проблемой остается отсутствие регистрации в органах БТИ значительного количества выстроенных физическими лицами, в порядке нового строительства, домов, коттеджей, дач, без которой по гражданскому законодательству физическое лицо не может быть привлечено к налогообложению как собственник этих строений.
Так, по состоянию на 01.91.96 на территории г. Астрахани выделено гражданам 1925 земельных участков под индивидуальное строительство, на которых на 01.01.98 г., то есть после более чем двух лет строительства, только 171 объект недвижимого имущества состоит на учете в райГНИ.
Существенный потенциал по этому налогу состоит в наличии в области возведенных домовладений, коттеджей и других объектов недвижимости, которые не завершены строительством, но фактически эксплуатируются их владельцами без регистрации в БТИ, поскольку в соответствии с действующим законодательством физическое лицо становится собственником объекта недвижимости, следовательно, налогоплательщиком на это имущество, при 100% готовности объекта.
В целях привлечения дополнительных денежных средств в местные бюджеты и в соответствии с постановлениями Правительством РФ от 13.10.97 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" и от 22.10.97 N 1348 "О создании и порядке ведения регистрации жилых домов, строящихся на территории субъектов Российской Федерации" предлагаемый проект постановления областного Представительного Собрания направлен на:
- улучшение работы по выявлению объектов обложения налогом на имущество с физических лиц путем проведения повсеместной инвентаризации и паспортизации частных домовладений, квартир, садовых домиков, гаражей и другого имущества, находящегося в собственности граждан;
- организацию учета не завершенных строительством объектов недвижимости и обеспечение возможности прекратить недвижимость в объект налогообложения при его готовности, пригодной для проживания;
- проработку вариантов оценки имущества, обеспечивающих оценку и переоценку жилых помещений, строений и сооружений соразмерно их рыночной стоимости в зависимости от типа жилья, срока ввода в эксплуатацию, месторасположения;
- проведение единой государственной политики в сфере жилищного строительства на территории области.
В связи с явной неэффективностью использования предоставляемых льгот предприятиями области по налогу на законсервированное имущество и прямыми потерями областного бюджета в сумме 7,6 млн. рублей предлагается исключить данную льготу. Тем более, что исходя из анализа представляемой льготы, многие предприятия консервируют имущество на более чем один год, не принимая действенных мер к вовлечению его в производство или к реализации неиспользуемого имущества. Отменив отсрочки по налоговым платежам в областной бюджет 17 предприятиям, бюджет должен получить 0,3 млн. рублей.
Для повышения эффективности использования средств внебюджетных фондов необходимо консолидировать доходы территориальных дорожных и экологических фондов в областной бюджет. Требуется провести учет всех организаций, имеющих право взимать штрафы на территории области, упорядочить деятельность этих организаций и рассмотреть возможность передачи доходов от штрафов в бюджет области.
Расширение лицензируемых видов деятельности за счет введения лицензирования лотерейного и игорного бизнеса позволит получить дополнительно до конца 1998 года 343 тыс. рублей, в том числе в областной бюджет - 172 тыс. рублей, в целом же по году 1029 тыс. рублей, в том числе в областной бюджет - 515 тыс. рублей. Еще больший эффект должно принести усиление государственного контроля за предпринимателями и организациями, занимающимися лицензируемыми видами деятельности с целью выявления уклонения от уплаты лицензионных сборов.
В настоящий момент на территории Астраханской области действует Закон области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Астраханской области", постановление главы администрации области от 15.06.98 N 243 "О временном ограничении торговли алкогольной продукцией на территории Астраханской области", установлен порядок идентификации всей алкогольной продукции, реализуемой в розничной торговой сети на территории области.
Декларирование производства и оборота алкогольной продукции утверждается ст. 15 Закона Астраханской области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Астраханской области"
Введено также декларирование розничного оборота алкогольной продукции.
Однако указанные меры не в полном объеме обеспечивают установление контроля за незаконным оборотом алкогольной продукции, повышением собираемости налогов по достаточно доходному виду предпринимательства.
В рамках программы стабилизации принята новая редакция закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
Основными его моментами являются следующие:
1. Лицензирование оптовой реализации алкогольной продукции передано на федеральный уровень. Консолидированный областной бюджет теряет порядка 2 миллионов рублей. Лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции будет выдаваться при обязательном согласовании с органами исполнительной власти субъекта РФ. Преимущественным правом для получения согласования и выдачи лицензии будут пользоваться предприятия, имеющие договор с местными производителями.
2. В состав алкогольной продукции включено пиво со всеми вытекающими требованиями к его обороту как для алкогольной продукции.
3. Лицензирование розничной реализации алкогольной продукции передано в ведение субъектов РФ. Ставки лицензионных сборов за розничную реализацию алкогольной продукции, установленные еще в 1993 году Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в объеме 50 минимальных размеров заработной платы для юридических лиц и 25 для индивидуальных предпринимателей фактически утратили силу. Их установление отнесено к компетенции субъектов РФ.
4. Введена государственная аккредитация предприятий оптовой и розничной торговли алкогольной продукции.
5. Подтверждено право субъектов РФ вводить региональные системы идентификации алкогольной продукции.
В связи с изложенным рабочая группа предлагает следующее:
1. Внести в Астраханское областное Представительное Собрание в новой редакции проект закона области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Астраханской области" с закреплением в нем следующих норм:
- введение обязательной аккредитации предприятий оптовой и розничной торговли;
- увеличение в качестве компенсации потерь областного консолидированного бюджета, лицензионных сборов за право розничной реализации алкогольной продукции до 50 минимальных размеров оплаты труда для всех лицензиатов;
- запрет на ввоз алкогольной продукции на территорию области предприятиями розничной торговли и предприятиями, не зарегистрированными в установленном порядке на территории области;
- лицензирование и аккредитация, а также выдача согласований для получения федеральной лицензии предприятиями оптовой и розничной торговли, реализующими алкогольную продукцию, проводить только при наличии договоров на получение алкогольной продукции от астраханских предприятий-производителей;
- обязательное требование к предприятиям о наличии в ассортименте всех видов алкогольной продукции;
- запрещение реализации алкогольной продукции на территории Астраханской области предприятиям розничной торговли, площадь торговых и складских помещений в которых меньше 50 кв. метров, а также вне специализированных отделов и магазинов.
2. Принять постановление областного Представительного Собрания о государственной аккредитации предприятий оптовой и розничной торговли, реализующих алкогольную продукцию, с установлением категорий для предприятий по следующим направлениям:
- реализация пива;
- реализация алкогольной продукции до 13 градусов;
- реализация алкогольной продукции до 22 градусов;
- реализация алкогольной продукции свыше 22 градусов;
- реализация алкогольной продукции в розлив.
3. Принятие постановлением главы администрации области нового положения о лицензировании розничной реализации алкогольной продукции с включением в него всех указанных выше норм и требований.
4. Принятие постановления главы администрации области о порядке лицензирования производства и оборота алкогольной продукции в пределах компетенции, утвержденной федеральным законом.
Аналогичные документы должны быть приняты по упорядочиванию оптовой и розничной торговли табачной продукцией.
Предложен комплекс мер по увеличению доходов от использования государственной собственности, обеспечивающих дополнительные поступления средств в областной бюджет за счет доходов от приватизации государственного имущества, повышения эффективности процесса управления имуществом, находящимся в собственности Астраханской области, увеличению поступлений от дивидендов по акциям, паям и долям. Подготовлены проекты законов, обеспечивающих увеличение доходов от сдачи в аренду областного имущества.
С целью укрепления доходной базы и местных бюджетов органам местного самоуправления предложено дополнительно вводить неналоговые сборы, связанные с использованием муниципальной собственности и земель. К ним относятся сборы за почасовое хранение автотранспортных средств, взимание сбора за проезд иногороднего транспорта и т.д.
Кроме того, для увеличения собираемости налогов предполагается:
1) ввести специальный налог на сделки, осуществляемые посредством бартерных операций;
2) организовать реализацию неликвидов по цене ниже себестоимости;
3) активизировать обращение взыскания недоимки на дебиторскую задолженность организации-должника, для чего осуществить комплексную проверку движения денежных средств за поставленную продукцию на предприятиях - импортера денег;
4) увеличить долю расчетов, осуществляемых в денежной форме в сферах деятельности естественных монополий.
Введение специального платежа в размере 3% от объема реализации на бартерные операции, если их объем в общем объеме реализации превышает 40%, заставит предприятия перейти от неденежных форм расчетов к денежным, что является исключительно важным, так как сейчас доля неденежных расчетов в обороте превышает 80%.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" дает возможность предприятиям реализовывать товар по рыночной цене, которая может быть ниже себестоимости, без дополнительного обложения налогом на прибыль. Это позволит предприятиям реализовать неликвиды, что улучшит их финансовое положение и обеспечит условия для уплаты задолженности по налогам.
Для увеличения доли расчетов, осуществляемых в денежной форме, предложено:
1) Постановление "О мерах по привлечению денежных средств в сферы деятельности естественных монополий".
Документ определяет формы бюджетных взаимоотношений областного бюджета, естественных монополий и организаций - импортеров денежных средств и направлен на увеличение денежных поступлений в бюджет области.
В случае неисполнения указанными предприятиями налоговых платежей в денежной форме вносятся предложения о добровольном выпуске ими долговых обязательств, обращающихся в расчетной сети.
В противном случае, предлагается управлению налоговой полиции и долговому центру в установленном (принудительном) законом порядке оформить обязательства недоимщиков, в том числе на дебиторскую задолженность или на ликвидную товарную продукцию с целью обращения взыскания на имущество должников.
2) Постановление "О дополнительных мерах по привлечению денежных средств по погашению задолженностей в областной бюджет и финансированию бюджетной сферы".
Документ предлагает ряд мер по улучшению налоговой дисциплины и дополнительному привлечению денежных средств для погашения задолженностей в областной бюджет и финансирования бюджетной сферы.
С этой целью прием налоговых платежей в областной бюджет от недоимщиков - держателей векселей, обращающихся в расчетной сети, производится денежными средствами, вырученными от учетно-кредитных операций с уполномоченными банками.
Предлагается порядок осуществления учетно-кредитных операций, в том числе по обязательствам организаций-недоимщиков, определяющих привлечение денежных средств для погашения задолженности в областной бюджет.
Для дополнительного стимулирования предприятий, осуществляющих налоговые платежи в денежной форме, предлагается установить им более льготный порядок реструктуризации задолженностей, в том числе сумм потерь (убытков) при учете обязательств.
4.2. Повышение эффективности использования бюджетных средств.
Программа экономии государственных расходов (в дальнейшем - Программа) сформирована в особых условиях, которые характеризуются существенным дефицитом бюджетных средств, в связи с ожидаемым невыполнением прогноза доходов как областного, так и консолидированного бюджетов, и нарастающими до социально опасного уровня задолженностями по заработной плате, социальным выплатам и потребностью в средствах, связанных с подготовкой к зиме.
Исходя из этого, Программа включает в себя совокупность краткосрочных мер, которые необходимо принять уже в текущем году в условиях действующего бюджета и мероприятий среднесрочного и долгосрочного плана, связанных с формированием и исполнением бюджета 1999 года и последующих лет.
Первый комплекс мероприятий формируется при ожидаемом исполнении расходной части бюджета во втором полугодии 1998 года - 403 млн. рублей, при бюджетных назначениях - 777 млн. рублей.
В этих условиях предлагается пронормировать затраты по наиболее важным направлениям финансирования (заработная плата работникам бюджетной сферы, детские пособия, подготовка к зиме, межбюджетные взаимоотношения, прочие социальные выплаты). Одновременно предусматривается временная приостановка действия ряда льгот, введенных областными нормативными актами.
Среднесрочные меры намечается ввести с 1 января 1999 года. При этом предусматривается разработать новый порядок формирования областного бюджета на основе нормативно-целевого подхода, суть которого состоит в нормировании основных направлений расходов бюджета, определении на основании экономически обоснованных смет лимитов по статьям расходов, включении в бюджет целевых программ, имеющих экономически обоснованную социально-экономическую значимость.
Программой предусматривается переход на новую структуру администрации области с общей численностью 600 - 650 единиц и общей стоимостью содержания, не превышающей 3% от доходов областного бюджета. Сокращение составит примерно 40%.
Планируется реализовать комплекс мер, связанных с оптимизацией структуры социальной сферы области и упорядочить социальные выплаты, имея в виду повышение их эффективности за счет перехода на исключительно адресный характер выплат.
Для повышения эффективности использования консолидированного бюджета предусматривается дальнейшее совершенствование межбюджетных взаимоотношений. Для оперативного контроля над исполнением областного и консолидированного бюджета предусматривается создание электронного мониторинга этих бюджетов.
5. Структурная политика
Стабилизация экономики и финансов невозможна без оказания действенной государственной поддержки местных товаропроизводителей. Среди разработанных мероприятий по структурной политике особое значение имеют:
- активизация оборота земли;
- разработка и проведение комплекса мер по повышению качества астраханских товаров и продвижению их на внешние рынки, а именно: разработка и утверждение коллективного товарного знака "Астраханское качество", создание информационно-маркетинговой системы для обслуживания астраханских товаропроизводителей;
- совершенствование налогового законодательства;
- создание в целях проведения реструктуризации предприятий Совета по антикризисным программам при главе администрации области, отработка механизма проведения реструктуризации на примере 2-3 предприятий, разработка и утверждение концептуальных подходов к финансовому оздоровлению предприятий с учетом их приоритетности для хозяйственного комплекса области и частичного финансирования областным бюджетом разработки планов финансового оздоровления предприятий;
- разработка предложений по упорядочению торговли на рынках.
Разработанный комплект законодательных и нормативных документов по активизации оборота земли (законы Астраханской области: "Об обороте земельных участков", "Об охране земель сельскохозяйственного назначения", "Об аренде земельных участков"; постановления главы администрации области: "Об утверждении временного положения о порядке изъятия земельных участков с особым режимом использования на территории Астраханской области и предоставления их гражданам и юридическим лицам для несельскохозяйственных целей", "О базовой величине нормативной цены земли в Астраханской области на 1998 г.", "О реализации постановления Правительства РФ "О порядке определения нормативной цены земли", "Об утверждении временного положения о порядке предоставления земель, находящихся в ведении муниципальных образований гражданам и юридическим лицам для различных целей", "Об утверждении Положения о формировании и использовании областного фонда охраны земельных ресурсов", "О регулировании земельно-правовых отношений при аренде земли в Астраханской области", "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории населенных пунктов, или права их аренды") обеспечит возможность гражданам и юридическим лицам продавать, обменивать, дарить, передавать по наследству, сдавать в залог, аренду, а также передавать в качестве взноса в уставный капитал земельные участки, что, в свою очередь, обеспечит активизацию хозяйственной деятельности предприятий.
В целях продвижения продукции товаропроизводителей Астраханской области на российский и зарубежный рынки областная антикризисная программа предлагает поддержать инициативу предприятий по созданию союза астраханских товаропроизводителей и учреждению коллективного товарного знака "Астраханское качество", которым будут обозначены товары, обладающие высокими потребительскими свойствами, подтвержденными результатами экспертиз органов государственного контроля и надзора.
Каждое предприятие, претендующее на присвоение своим товарам торгового знака "Астраханское качество", должно решить следующие проблемы:
Качество и стандартизация продукции
Упаковка продукции
Кодирование продукции
Необходимым условием является широкая рекламная поддержка данной программы, постоянный мониторинг рекламных мероприятий.
Доходная часть от реализации данного проекта состоит из следующих статей:
послепродажные отчисления (с их последующим использованием для выполнения уставных целей союза "АбА");
рост поступления доходов в областной бюджет.
Необходимость проведения реструктуризации предприятий вызвана тяжелым финансовым положением большинства из них, наличием реальной угрозы проведения процедуры банкротства. Результатом реструктуризации должно стать создание эффективной системы управления, повышение рентабельности и прибыльности предприятий.
Процессы реструктуризации сегодня уже идут практически во всех отраслях экономики области: на базе отдельных производств АО "Машиностроительных завод "Прогресс" созданы дочерние предприятия, ориентированные на выпуск технологической оснастки, инструмента и некоторых видов продукции народно-хозяйственного назначения, в том числе товаров народного потребления: начато производство магнитол, осваивается производство телевизоров. В результате снижена задолженность перед кредиторами на 1616 тыс. рублей, произведены отчисления в бюджет и внебюджетные фонды 1392 тыс. рублей, погашается задолженность по заработной плате.
На АО "Астраханьбумпром" проведена реорганизация путем выделения самостоятельных предприятий ОАО "Грузовая компания "Армада" и ОАО "ТЭЦ-Северная".
На базе АООТ "Лесоперевалочный комбинат" выделены в отдельное производство дочерние компании "Тарное производство" и "Краснодеревщик".
Идет реструктуризация практически на всех предприятиях рыбной отрасли (АО "Каспрыба", АО "Астраханьконсервпром", АООТ "Астраханский рыбокомбинат", ОАО "Фирма "Густера", АООТ "Кировский рыбозавод" и др.).
Во втором полугодии намечена реструктуризация Северо-Каспийского морского пароходства с разделением его на три основные структуры - судоходная компания, дноуглубительное предприятие и судоремонтно-механический завод.
В целях вывода отдельных нерентабельных предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии на позиции стабильности и дальнейшего развития предстоит реструктуризация предприятий этой отрасли с учетом специфики производств, в том числе выделение крупных подсобных производств по выпуску строительных материалов и конструкций из состава подрядных строительных организаций в самостоятельные.
В рамках программы ТАСИС предстоит работа, рассчитанная на ряд лет, по реструктуризации сельскохозяйственных предприятий, целью которой является адаптирование хозяйств на Нижней Волге к условиям свободной рыночной экономики. Более конкретными задачами являются:
- увеличение объема продаж местной сельскохозяйственной продукции;
- развитие коммерческого и кооперативного кредитования сельхозпредприятий;
- содействие развитию всевозможных видов частных рыночных услуг;
Общая стоимость проекта составляет 3,5 млн. ЭКЮ.
Кроме производственной реструктуризации многим предприятиям области необходимо предпринять и финансовую реструктуризацию. Это относится к предприятиям, не способным обслуживать свои долговые обязательства, причем, если предприятие в результате производственной реструктуризации не способно обеспечить положительный операционный денежный поток, то единственным вариантом для него остается ликвидация.
Принятие закона о торговле и оказании услуг населению Астраханской области определит основы государственного регулирования торговой деятельности, порядок ее осуществления, права, обязанности и ответственность субъектов торговой деятельности и обеспечит переход от "дикой" торговли к цивилизованной.
Предлагаемая Программа выхода из кризиса является целостным и экономически обоснованным документом. По нашему мнению, ее выполнение позволит преодолеть финансовый кризис в области. Но для ее реализации необходима консолидация действий представительных и исполнительных властей, добрая воля и сотрудничество органов местного самоуправления, профсоюзов, политических партий и движений, а главное мы надеемся и рассчитываем на понимание и поддержку различных слоев населения области.
Программа
первоочередных мероприятий по стабилизации экономики и финансов
Содержание мероприятий |
Форма представления материалов |
Срок представления |
Ответственный исполнитель |
1. Налогово-бюджетная политика | |||
1.1. Укрепление доходной базы областного бюджета |
|
|
|
1.1.1. Упорядочение налогообложения при реализации продукции ниже себестоимости |
Постановление гл. адм. области "О порядке определения цены реализации товарной продукции (услуг), сложившейся на Астраханском региональном рынке, для целей налогообложения" |
проект подготовлен |
комитет экономики и инвестиционной политики адм. обл. |
1.1.2. Введение специального налога на сделки, осуществляемые посредством бартерных операций |
Закон Астраханской обл. "О специальном платеже за товарообменные (бартерные) операции" |
-"- |
-"- |
1.1.3. Анализ ранее предоставленных отсрочек по уплате налогов в бюджет области и приведение их в соответствие с Законом Астраханской области "Об областном бюджете на 1998 год" |
Распоряжение гл. адм. обл.: "Об отмене отсрочки платежей в обл. бюджет" |
-"- |
Финансовое управление адм. обл. |
1.1.4. Введение упрощенного порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства |
Законы Астраханской обл.: "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"; "О внесении изменений в закон Астраханской области "О введении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства на территории Астраханской области"; Постановление гл. адм. обл.: "О порядке введения в действие закона Астраханской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" |
В течение месяца после принятия закона |
Комитет экономики и инвестиционной политики, финансовое управление, отдел по поддержке и развитию малого предпринимательства адм. обл. |
1.1.5. Подготовка пакетов документов по налогообложению в соответствии с принятыми федеральными законами |
Законы Астраханской обл.: "О внесении изменений и дополнений в Закон Астраханской области "О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области в 1998 году"; "О налоге с продаж" |
Проекты подготовлен |
Комитет экономики и инвестиционной политики финансовое управление адм. области |
1.1.6. Упорядочение учета и оценки недвижимости на территории Астраханской обл. |
Постановление обл. Представительного Собрания |
Проект подготовлен |
Комитет экономики и инвестиционной политики адм. обл., комитет по управлению государственным имуществом области |
1.1.7. Введение на территории Астраханской области платы за пользование водными объектами в соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" N 71-ФЗ от 06.05.98 г. обеспечение выдачи лицензий и лимитов на водопользование, установку водоизмерительной аппаратуры у вновь появившихся налогоплательщиков, разработка методики косвенных расчетов водозабора и сброса сточных вод |
Закон Астраханской обл.: "О плате за пользование водными объектами на территории Астраханской области" |
-"- |
Комитет по водному хозяйству области |
1.1.8. Отмена отчислений в размере 0,5% от стоимости вводимых объектов на развитие системы пожарной безопасности |
Постановление областного Представительного Собрания: "Об отмене постановления главы администрации области от 28.01.97 г. N 23 "Об установлении обязательных отчислений управлению государственной противопожарной службы УВД области" |
-"- |
Комитет экономики и инвестиционной политики адм. обл. |
1.1.9. Усиление государственного контроля над осуществлением лотерейной деятельности |
Постановления главы адм. обл.: "Об утверждении Временного положения о лицензировании деятельности по организации и проведению местных лотерей"; "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 г. N 1004 "О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации"; "О совершенствовании государственного регулировании лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации" |
-"- |
Лицензионная палата адм. обл. |
1.1.10. Разработка мероприятий по консолидации в бюджете внебюджетных фондов и штрафов |
Законы Астраханской области: "О внесении изменений в закон Астраханской области "Об областном бюджете на 1998 год"; "О консолидации в бюджете штрафных санкций" |
проект подготовлен и направлен в ОПС В течение месяца |
Финансовое управление адм. обл. Лицензионная палата адм. обл. |
1.1.11. Уточнение бюджетного устройства и бюджетного процесса в области |
Закон Астраханской обл.: "О внесении изменений и дополнений в закон Астраханской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Астраханской области" |
проект подготовлен и направлен в ОПС |
Финансовое управление адм. обл. |
1.1.12. Обращение взыскания недоимки по платежам в областной бюджет и государственные внебюджетные фонды на дебиторскую задолженность организации-должника. Проверка движения денежных средств за поставленную продукцию на предприятиях - импортерах денег. Увеличение доли расчетов, осуществляемых в денежной форме, в сферах деятельности естественных монополий |
Пост. гл. адм. обл.: "О мерах по привлечению денежных средств в сферы деятельности естественных монополий"; Протокол временной чрезвычайной комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. Постановления гл. адм. обл.: "О дополнительных на мерах по привлечению денежных средств для погашения задолженности в областной бюджет и финансирования бюджетной сферы"; "О выпуске АО "Расчетная палата" векселей, принимаемых по налоговым и иным платежам в областной бюджет" |
проект подготовлен в течение месяца проекты подготовлены |
Гос. учреждение "Расчетный центр" Первый зам. гл. адм. обл. Жилкин А.А. Гос. учр. "Расчетный центр" |
1.1.13. Проверка организаций, незарегистрированных в области и работающих без лицензии. Разработка мероприятий, обеспечивающих их регистрацию |
Акты проверки лицензионной палаты Астраханской обл. |
в течение месяца |
Лицензионная палата Астраханской обл. |
1.1.14. Введение платы за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами |
Законы Астраханской обл.: "О введении платы за право пользования объектами животного мира"; "О введении платы за право пользования объектами водного мира" |
-"- |
Зам. гл. адм. обл. Нестеренко И.А., отдел рыбного хозяйства адм. обл. |
1.1.15. Разработка порядка квотирования вылова водных биологических ресурсов |
Постановление гл. адм. области |
-"- |
Отдел рыбного хоз-ва адм. обл. |
1.1.16. Упорядочение оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией |
Пост. гл. адм. обл.: "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту алкогольной продукции"; "О государственной аккредитации предприятий розничной торговли, реализующих алкогольную продукцию"; Закон Астраханской обл.: "О внесении изменений в закон Астраханской обл. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Астраханской области" |
проекты подготовлены |
Лицензионная палата адм. обл. |
1.1.17. Упорядочение оптовой и розничной торговли табачной продукцией |
Закон Астраханской обл.: "О внесении изменений закон Астраханской обл. "О регулировании производства и оборота табачных изделий на территории Астраханской обл." |
в течение в месяца |
-"- |
1.1.18. Определение перечня государственных органов, уполномоченных на проведение экспертиз и упорядочение платы за их проведение |
Пост. гл. адм. обл.: "О проведении проверки гос. органов, уполномоченных на проведение экспертизы в области" |
проект подготовлен |
-"- |
1.1.19. Увеличение доходов областного бюджета от использования государственной собственности |
Пост. гл. адм. обл.: "О мерах по увеличению доходов от приватизации пакетов акций, находящихся в государственной собственности Астраханской области"; "О мерах по обеспечению поступления в областной бюджет доходов от использования имущества, находящегося в собственности Астраханской обл."; "Об утверждении методики расчета арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности Астраханской обл."; "Об обеспечении мер по увеличению поступлений доходов в областной бюджет от дивидендов по акциям, паям, долям, находящимся в областной собственности" Постановление ОПС: "О Законе Астраханской обл. "Об отмене льготного порядка распределения доходов от сдачи в аренду областного имущества на территории Астраханской области в 1998 г." Закон Астраханской обл.: "Об аренде гос. имущества" |
проекты подготовлены |
Комитет по управлению имуществом обл. |
1.1.20. Дополнительные косвенные сборы в местный бюджет |
Распоряжения адм. г. Астрахани: "О порядке функционирования мест почасового хранения автомототранспортных средств на территории г. Астрахани"; "Об организации на территории г. Астрахани мест почасового хранения автомототранспортных средств" Постановление адм. г. Астрахани: "О взимании сбора за проезд иногороднего транспорта по новому мосту р. Волга, по мосту р. Кривая Болда в г. Астрахани" |
проекты подготовлены |
адм. г. Астрахани |
1.2. Повышение эффективности использования бюджетных средств | |||
Разработка программы сокращения государственных расходов |
Пост. обл. Представительного Собрания: "Об утверждении программы экономии государственных расходов" Постановление главы адм. обл.: "О реализации программы сокращения гос. расходов" |
В течение 10 дней В течение 3 дней после принятия постановления обл. Представительного Собрания |
Финансовое управление, комитет по информатизации и связи адм. обл. |
1.3. Упорядочение межбюджетных отношений | |||
Подготовка предложений по совершенствованию взаимоотношений с федеральным бюджетом |
Постановление областного Представительного Собрания: "О законодательной инициативе в Гос. Думу" |
Проект подготовлен и направлен в ОПС |
Финансовое управление адм. обл. |
2. Структурная политика | |||
2.1. Реструктуризация задолженности предприятий |
Пост. гл. адм. обл.: "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед областным бюджетом" |
Принято 13.07.98 N 296 |
|
2.2. Мероприятия по сокращению числа перепродавцов электроэнергии |
Пост. гл. администрации |
в течение 10 дней |
Управление топливно-энергетического комплекса адм. обл., региональная энергетическая комиссия |
2.3. Организация работы долгового центра при адм. Астраханской обл. |
Пост. гл. адм. области: "О создании гос. учреждения "Долговой центр" Астраханской обл." |
проект подготовлен |
ГУ "Расчетный центр" |
2.4. Проверка исполнения своих обязательств победителями инвестиционных конкурсов по продаже государственного имущества |
Справка или акт |
в течение месяца |
Фонд Госимущества Астраханской обл. |
2.5. Активизация оборота земли |
Законы Астраханской обл.: "Об обороте земельных участков"; "Об охране земель сельскохозяйственного назначения"; "Об аренде земельных участков" Постановления гл. адм. области: "Об утверждении временного положения о порядке изъятия земельных участков с особым режимом использования на территории Астраханской области и предоставления их гражданам и юридическим лицам для несельскохозяйственных целей"; "О базовой величине нормативной цены земли в Астраханской области на 1998 г."; "О реализации постановления Правительства РФ "О порядке определения нормативной цены земли"; "Об утверждении временного положения о порядке предоставления земель, находящихся в ведении муниципальных образований, гражданам и юридическим лицам для различных целей"; "Об утверждении Положения о формировании и использовании областного фонда охраны земельных ресурсов"; "О регулировании земельно-правовых отношений при аренде земли в Астраханской области" "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях населенных пунктов, или права их аренды" |
Подготовлен и направлен в ОПС в течение месяца в течение месяца в течение 10 дней |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству области |
2.6. Инвентаризация лицензий на пользование недрами по наиболее важным месторождениям и анализ выполнения недропользователями условий лицензионных соглашений |
Справка или акт |
в течение месяца |
Комитет по геологии и использованию недр области |
2.7. Организация схемы контроля законности перевозок пассажиров легковым, грузовым транспортом и частными автобусами |
Постановление гл. адм. обл. |
в течение месяца |
Отдел транспорта адм. обл. |
2.8. Разработка мероприятий по целевому использованию амортизационных начислений |
Постановление ОПС |
в течение месяца |
Комитет экономики и инвестиционной политики адм. обл., гос. налоговая инспекция по Астраханской обл. |
2.9. Разработка и утверждение коллективного товарного знака для предприятий Астраханской области |
Постановление гл. адм. обл.: "О коллективном товарном знаке "Астраханское качество" |
проект подготовлен |
Департамент потребительского рынка, отдел промышленности, комитет экономики и инвестиционной политики адм. обл. |
2.10. Разработка мероприятий по оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных предприятий |
Пост. гл. адм. обл.: "О создании Совета по антикризисному управлению при главе администрации области" |
проект подготовлен |
Комитет экономики и инвестиционной политики адм. обл. |
2.11. Разработка предложений по упорядочению торговли на рынках |
Закон Астраханской обл.: "О торговле и оказании услуг населению Астраханской области" |
-"- |
Департамент потребительского рынка адм. обл. |
3. Социальная политика | |||
3.1. Подготовка соглашений с регионами, профсоюзами, работодателями о социальном партнерстве на период реализации антикризисных мер |
Соглашение между Правительством РФ, адм. Астраханской области, объединениями профсоюзов и работодателей о социальном партнерстве на период реализации антикризисных мер Закон Астраханской области: "О коллективных договорах и соглашениях" |
-"- |
Совет Федерации профсоюзов Астраханской обл. |
3.2. Упорядочение социальных льгот с учетом обеспечения их финансовыми ресурсами |
Постановление областного Представительного Собрания |
в течение 10 дней |
Комитет по информатизации и связи адм. области |
3.3. Упорядочение льгот по оплате проезда на транспорте |
Распоряжение гл. адм. обл.: "О проезде отдельных категорий пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда на автомобильном транспорте" |
проект подготовлен |
Отдел транспорта адм. обл. |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации Астраханской области от 10 августа 1998 г. N 330 "О программе первоочередных мероприятий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.