На основании ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 18 Устава муниципального образования "Город Астрахань", в соответствии с решением постоянной комиссии по социальной политике от 20.06.2002 N 39 городской Совет решил:
1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Астрахани на 2002 - 2005 годы".
2. Пресс-секретарю городского Совета опубликовать настоящее решение в газете "Горожанин".
3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию по социальной политике.
Председатель городского Совета |
И.А. Безрукавников |
Городская целевая программа
"Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Астрахани на 2002 - 2005 годы"
(утв. решением городского Совета города Астрахани от 26 июня 2002 г. N 63)
Паспорт
городской целевой Программы "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Астрахани на 2002 - 2005 годы"
Наименование Программы - городская целевая программа "Обеспечение
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения г. Астрахани на
2002 - 2005 годы"
Основание для разработки - Основы законодательства Российской
Программы Федерации об охране здоровья граждан;
- Федеральные законы "О внесении изменений
и дополнений в Основы законодательства
Российской Федерации об охранен здоровья
граждан";
- "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения";
- "Об иммунопрофилактики инфекционных
болезней";
- постановление Правительства РФ от
24.07.2000 N 554 "Об утверждении
Положения о государственной
санитарно-эпидемиологической службе
Российской Федерации и Положения о
государственном
санитарно-эпидемиологическом
нормировании";
- постановление Правительства РФ от
01.06.2000 N 426 "Об утверждении
Положения о социально-гигиеническом
мониторинге"
Заказчик Программы - администрация г. Астрахани
Основные разработчики - ГУ "Центр государственного
Программы санитарно-эпидемиологического надзора в
г. Астрахани", управление здравоохранения
администрации города
Цели и задачи Программы - обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения г. Астрахани
- изучение и оценка полученной информации
по инфекционной, соматической
заболеваемости населения города,
состоянию среды обитания человека,
социально-экономическим и демографическим
показателям;
- установление, предупреждение, устранение
или уменьшение факторов и условий
вредного влияния среды обитания на
здоровье человека на основе современных
технологий обработка полученной
информации;
- подготовка прогнозов по инфекционной
заболеваемости и разработка мероприятий
по ее предупреждению или снижению;
- определение и оценка риска здоровью
населения и разработка
научно-обоснованных мероприятий для
принятия управленческих решений по
устранению, уменьшению, предупреждение
риска здоровью населения;
- обеспечение необходимых условий для
предупреждения, ограничения
распространения и ликвидации инфекционных
болезней в очагах инфекционных
заболеваний, недопущение групповой и
вспышечной заболеваемости массового
характера
Основные исполнители - ГУ "Центр государственного
Программы санитарно-эпидемиологического надзора в
г. Астрахани", управление здравоохранения
администрации города
Сроки реализации - 2002-2005 годы
Программы
Перечень основных - формирование первичных баз данных
мероприятий Программы состояния здоровья населения города,
среды обитания человека;
- проведение ранжирования и определение
приоритетных направлений в изучении
состояния здоровья населения в связи с
состоянием среды обитания;
- создание лабораторной базы ГУ "Центр
государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в
г. Астрахани";
- проведение лабораторных и
инструментальных исследований объектов
окружающей среды по вопросам обеспечения
доброкачественной питьевой водой,
продуктами питания, условий труда,
воспитания, обучения, оздоровления
населения, в т.ч. детского;
- анализ и оценка результатов наблюдений за
состоянием здоровья детского населения и
среды его пребывания;
- анализ и оценка результатов исследования
воды водоемов 1 и 2 категории, воды
хозяйственно-питьевого назначения и
определение влияния ее на состояние
здоровья населения;
- изучение причин заболеваемости
работающего населения в зависимости от
состояния условий труда и быта;
- оценка безопасности основных пищевых
продуктов, реализуемых на объектах
торговли и общепита;
- определение риска здоровью населения
города;
- совершенствование государственного
контроля за проведением профилактических
и противоэпидемических мероприятий в
очагах инфекционных заболеваний;
- разработка предложений по устранению,
уменьшению или предупреждению
воздействия имеющихся факторов риска на
здоровье населения города для принятия
решений в целях обеспечения
санэпидблагополучия населения города
Источники и объемы финансирования
Городской бюджет и собственные средства
Всего млн. руб. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
||||
Гор. бюджет млн. руб. |
Собственные средства млн. руб. |
Гор. бюджет млн. руб. |
Собственные средства млн. руб. |
Гор. бюджет млн. руб. |
Собственные средства млн. руб. |
Гор. бюджет млн. руб. |
Собственные средства млн. руб. |
|
3,7 |
1,1612 |
3,9 |
1,1612 |
3,97 |
1,1612 |
4,01 |
1,1612 |
Ожидаемые результаты - стабилизация санитарно-эпидемиологической
реализации Программы обстановки в городе;
- стабилизация уровней инфекционной и
неинфекционной заболеваемости населения,
в т.ч. детского;
- снижение общей смертности населения;
- улучшение условий пребывания детей в
детских, подростковых, образовательных
учреждениях;
- улучшение условий труда, быта и отдыха
работающих на промпредприятиях, снижение
риска возникновения профессиональной
заболеваемости;
- улучшение качества продовольственного
сырья и пищевых продуктов, снижение риска
возникновения пищевых отравлений;
- увеличение ожидаемой продолжительности
жизни на 1-1,5 года;
- выявление основных загрязнителей среды
обитания человека и снижение или
устранение их вредного воздействия на
здоровье населения;
- создание системы устойчивого
экономического развития города с учетом
рационального и целевого использования
бюджетных средств в целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия
Система организации - контролирующие органы: городской Совет
контроля за исполнением г. Астрахани; финансово-казначейское
Программы управление города Астрахани
- формы контроля: проверка выполнения
разделов Программы; отчеты и доклады у
мэра города, в городском Совете
г. Астрахани
1. Содержание проблемы
Проблема обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для нашего города является чрезвычайно актуальной. Свидетельством этого являются показатели.
Ухудшается структура и качественные показатели питания населения, сохраняется дефицит белков, микроэлементов, витаминов у значительной части населения, в том числе детей. Недостатки таких важнейших элементов полноценного питания, как йод и железо, страдают от 20% до 60% детей.
Особенностью текущего момента в международной экологической стратегии является возведение в ранг основной задачи приоритета сохранения здоровья населения от вредного воздействия факторов среды обитания. В нашей стране эта позиция закреплена Конституцией Российской Федерации. Охрана здоровья населения рассматривается как важный аспект обеспечения национальной безопасности.
Проблема установления причинно-следственных связей между состоянием (качеством) среды обитания человека и здоровьем населения является одной из ведущих среди социальных задач. Опыт ее разрешения в развитых странах мира уже на протяжении более трех десятилетий доказывает ее актуальность и острую необходимость включения в систему государственного управления механизмов, регулирующих (определяющих) связь "среда-здоровье". Этот подход как элемент государственной политики закреплен международной Хартией по устойчивому развитию государств (Рио-де-Жанейро, 1993 год).
Обеспечение устойчивого развития г. Астрахани и Астраханской области неразрывно связано с построением инвестиционно-экономической политики и решением социальных, медико-профилактических и экологических задач.
Необходимость такого подхода иллюстрирует сегодняшняя ситуация в нашей стране, когда на фоне экономического спада углубляется кризис в состоянии здоровья населения. Причем, если выход из экономического кризиса может быть спрогнозирован во времени при принятии радикальных мер, то кризис в состоянии здоровья будет продолжаться даже после оздоровления экономики в результате определенной инерции в нормализации качества среды обитания, условий проживания человека, его физиологических особенностях. Это обуславливает необходимость создания информационной системы о состоянии среды обитания населения и влиянии ее на здоровье уже сейчас.
Существующие методы и подходы к созданию такой системы базируются на "фотографировании" ситуации и требуют периодического обновления для определения динамики ситуации. Это обуславливает постоянный рост затрат и, главное, не дает возможности прогнозировать социальную ситуацию, состояние здоровья населения в результате проводимых или планируемых мероприятий (крупномасштабные инвестиции в промышленность, транспорт, здравоохранение и пр.).
Сам фактор "здоровье" определяется сегодня только показателями заболеваемости и демографии (результат) и затратами на органы здравоохранения (а не на здоровье населения). Практически не используются разработанные в последнее время у нас и за рубежом методологические подходы качественного и количественного прогнозирования влияния фактора на здоровье. Отсюда и остаточный принцип финансирования такой важной отрасли как здравоохранение и профилактическая медицина (сохранение здоровья).
Используя механизм определения степени влияния факторов среды обитания на здоровье в качественном и количественном выражении, имеется возможность экономического исчисления здоровья населения, включая его в расчеты эффективности, экономичности, рентабельности и других показателей экономической политики.
Следовательно, создаются предпосылки обоснования расходов на сохранение здоровья населения и обеспечения его санитарно-эпидемиологического благополучия за счет финансирования инвестиционных проектов. Это обстоятельство очень важно в условиях дефицита муниципальных бюджетов. При этом определяется комплекс системного подхода.
Городская целевая программа "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Астрахани на 2002 - 2005 годы" (далее именуется - Программа) разработана ГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Астрахани" и управлением здравоохранения администрации города.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Астрахани, разработка и внедрение комплексной системы оценки риска здоровью населения, поддержание устойчивого экономического развития региона на основе медико-экологического благополучия.
Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:
- правовое обеспечение мероприятий по организации и ведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга в г. Астрахани;
- формирование муниципального информационного фонда данных состояния условий труда, быта и отдыха населения, условий пребывания детей в детских, подростковых, образовательных учреждениях, качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, санитарного состояния территории и среды обитания;
- выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов внешней среды;
- расчет риска здоровью населения от ведущих факторов среды;
- построение организационно-методической и правовой систем управления здоровьем населения;
- информирование государственных органов, организаций, граждан о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и имеющихся рисках здоровью.
3. Система программных мероприятий
Правовое обеспечение мероприятий по организации выполнения Программы:
- в связи с выходом новых нормативных правовых актов, других документов, касающихся обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Астрахани, деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы, организации системы и проведения социально-гигиенического мониторинга, планируется проведение учреждениями госсанэпидслужбы систематической работы по их внедрению и координации деятельности уполномоченных служб и ведомств.
Программой предусматривается:
- пересмотр устаревших и разработка новых документов (решения городского Совета г. Астрахани, постановления мэра города, методические указания, приказы, инструкции т.п.), необходимых для реализации Программы;
- заключение совместных договоров с организациями, учреждениями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы госсанэпиднадзора могут разрабатывать и представлять на утверждение в исполнительные и законодательные органы муниципальных образований правила (требования) и другие нормативные правовые документы, мероприятия, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. Построение организационно-методической и правовой систем управления здоровьем населения
Использование системного подхода к организации, ведению санитарно-эпидемиологического надзора, социально-гигиенического мониторинга, определению приоритетных неблагоприятных факторов среды обитания, влияющих на состояние здоровья населения, качественный и количественный анализ ситуации с последующим перспективным прогнозом позволит создать систему устойчивого экономического развития города на основе санитарно-эпидемиологического и медико-экологического благополучия.
При обосновании инвестиционных проектов на основе баз данных рассчитывается оценка риска здоровью и экономические компенсации этого риска, затем через систему муниципального (регионального) законодательства устанавливается правовое поле формирования предложений к инвестициям (отчисления на профилактическую медицину, здравоохранение и природоохранные мероприятия).
В случаях, когда инвестор не в состоянии выполнить условия компенсации, риск здоровью остается неизменным, т.к. инвестиционный проект не реализуется. Более масштабные инвестиционные проекты, следовательно, позволяют расширить мероприятия по охране среды обитания человека и здоровья населения и восстановить баланс.
Программой предусматривается:
- формирование пакета муниципального нормирования и законопроектов;
- юридическая экспертиза, экономические расчеты оценки риска здоровью населения;
- внедрение и апробация системы управления здоровьем;
5. Информирование государственных органов, организаций, граждан о результатах, полученных в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга
Полученные в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга результаты о состоянии здоровья населения, среды его обитания, проводимых мероприятий по уменьшению риска здоровью от влияния неблагоприятных факторов представляют большой интерес не только для органов управления.
Программой предусматривается:
- освещение задач и проводимых мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения города в средствах массовой информации (радио, телевидение, печать) и использование Интернет-ресурсов;
- информирование лиц, принимающих решения, о здоровье населения в связи с состоянием окружающей среды, в том числе подготовка и издание ежегодного регионального доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в г. Астрахани";
- подготовка и издание просветительной литературы по актуальным вопросам.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств городского и федерального бюджетов.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Гор. бюджет |
Собственные средства |
Гор. бюджет |
Собственные средства |
Гор. бюджет |
Собственные средства |
Гор. бюджет |
Собственные средства |
2002 г. |
2002 г. |
2002 г. |
2002 г. |
2002 г. |
2002 г. |
2002 г. |
2002 г. |
||
1. |
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза |
320,0 |
257,0 |
420,0 |
257,0 |
420,0 |
257,0 |
450,0 |
257,0 |
2. |
Оборудование лаборатории, лабораторные и инструментальные исследования, в т.ч. оплата труда |
810,0 |
464,0 |
830,0 |
464,0 |
830,0 |
464,0 |
830,0 |
464,0 |
3. |
Создание банка данных показателей программы в т.ч. оплата договорных исследований |
130,0 |
110,0 |
140,0 |
110,0 |
140,0 |
110,0 |
140,0 |
110,0 |
4. |
Материально-техническое обеспечение компьютерной техникой, транспортом, программными продуктами, средствами защиты информации |
150,0 |
130,0 |
160,0 |
110,0 |
170,0 |
130,0 |
180,0 |
110,0 |
5. |
Профилактические и противоэпидемические мероприятия: дезинфекция, дезинсекция, дератизация |
2100,0 |
- |
2100,0 |
- |
2100,0 |
- |
2100,0 |
- |
6. |
Прочие расходы, в т.ч.: обучение специалистов, транспортные расходы, расходы на связь, направленные на реализацию данной программы |
190,0 |
200,0 |
290,0 |
220,0 |
310,0 |
200,0 |
310,0 |
220,0 |
Итого: |
3700,0 |
1161,0 |
3940,0 |
1161,0 |
3970,0 |
1161,0 |
4010 |
1161,0 |
|
|
Всего: |
4861,0 |
5101,0 |
5131,0 |
5171,0 |
Ориентировочный объем финансирования на 2002 - 2005 годы из городского бюджета составляет:
На 2002 г. - 4861,0 тысяч рублей;
На 2003 г. - 5101,0 тысяч рублей.
На 2004 г. - 5131,0 тысяч рублей.
На 2005 г. - 5171,0 тысяч рублей.
Объемы финансирования уточняются ежегодно в установленном порядке.
Возможно использование прочих источников финансирования, не запрещенных законодательством, привлечение инвестиций.
7. Механизм реализации и организация управления Программой
Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляется руководителем ГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Астрахани".
Заказчик Программы с учетом выделенных на ее реализацию бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
Механизм реализации Программы определяется заказчиком администрацией города, исполнителями ГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Астрахани", управлением здравоохранения администрации города. К участию в реализации Программы привлекаются организации, учреждения, управления, заинтересованные в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Механизмы реализации Программы включает в себя:
- организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию, корректировку и контроль исполнения предусмотренных Программой работ;
- методические и информационные мероприятия.
8. Социально-экономическая эффективность Программы
Реализация Программы позволит достигнуть следующих результатов:
- стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки;
- стабилизацию уровня общей неинфекционной заболеваемости населения, в том числе детского;
- снижение общей смертности населения;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни на 1 - 1,5 года;
- выявление приоритетных загрязнителей среды обитания человека и снижение или устранение их вредного воздействия на здоровье населения;
- создание системы устойчивого экономического развития города с учетом медико-экологического благополучия.
Таким образом, социально-экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь, возможности перераспределения финансовых средств на поддержание социальных программ (профилактическая медицина, здравоохранение и пр.) в условиях дефицита бюджета и тем самым приведет к улучшению состояния здоровья населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа разработана в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Астрахани, разработки и внедрения комплексной системы оценки риска здоровью населения, поддержания устойчивого экономического развития региона на основе медико-экологического благополучия.
Программа реализуется за счет средств городского и федерального бюджетов.
Социально-экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь, возможности перераспределения финансовых средств на поддержание социальных программ (профилактическая медицина, здравоохранение и пр.) в условиях дефицита бюджета и тем самым приведет к улучшению состояния здоровья населения.
Решение городского Совета города Астрахани от 26 июня 2002 г. N 63 "Об утверждении городской целевой Программы "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Астрахани на 2002 - 2005 годы"
Текст решения официально опубликован не был