Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
главы администрации
Астраханской области
от 9 марта 1999 г. N 83
Концепция
региональной комплексной программы повышения конкурентоспособности предприятий путем создания и сертификации систем обеспечения качества
1. Обоснование необходимости целевого комплексного подхода к проблеме повышения качества продукции и конкурентоспособности предприятий
В условиях острой конкуренции товаропроизводителей на внешнем и внутреннем товарном рынке необходимым условием для выживания и развития предприятий и организаций является производство продукции высокого качества.
Последнее диктует и соответствующую производственную политику предприятий, которая должна обеспечить такую организацию работы, которая бы отвечала требованиям, заложенным в само понятие качества. Эти требования, определяющие программу действий предприятия, можно сформулировать следующим образом: качество - это совокупность свойств объекта, удовлетворяющих потребности и возможности приобретения его покупателями, а обеспечение качества - это способность предприятия постоянно находить своего покупателя.
Производство продукции высокого качества означает, что она:
- отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;
- удовлетворяет требованиям потребителя;
- соответствует государственным стандартам или ТУ;
- отвечает требованиям (ожиданиям) общества;
- учитывает требования охраны окружающей среды;
- предлагается потребителям по конкурентоспособным ценам;
- является экономически выгодной (приносит прибыль).
На решение ряда из перечисленных выше требований направлены законы РФ "О сертификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей", а также постановление правительства РФ от 02.02.98 N 113 "О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг".
Несмотря на предпринимаемые органами государственной власти меры, проблема качества до настоящего времени не приобрела статуса приоритетной проблемы в социально-экономической политике страны по ряду причин, к числу которых относятся:
- предпочтение разовой, сиюминутной выгоды долгосрочным гарантиям высокой конкурентоспособности, а следовательно, выживанию и развитию в условиях рыночных отношений;
- слабое информационное обеспечение и недостаточная научно-техническая поддержка предприятий;
- недостаточное использование региональных экономических стимулов для повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг;
- отсутствие региональной системы подготовки квалифицированного персонала по созданию на предприятиях систем обеспечения качества (первых руководителей, руководителей служб качества и др.);
- эпизодическое экспертно-консультационное обеспечение предприятий рекомендациями по вопросам разработки, внедрения, оценки, сертификации и поддержания систем качества;
- недостаток материальных и финансовых средств для проведения в необходимом объеме работ по повышению качества продукции;
- незнание большинством руководителей предприятий методов обеспечения качества как способа ориентирования предприятий на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции.
Для коренного изменения ситуации в решении проблемы качества необходимо придание ей региональными органами государственной власти статуса "приоритетной" в социально-экономической политике области.
Это подразумевает разработку и запуск механизма оказания дополнительной поддержки и стимулирования предприятий на выпуск безопасной высококачественной и конкурентоспособной продукции и услуг, объединение усилий органов государственной власти, ведомств и общественных организаций, занимающихся проблемами качества на основе специально разработанной региональной программы качества.
Эта работы должна использовать мировой опыт в этой области и средства достижения поставленной цели, которыми являются, например, системы обеспечения качества на основе международных стандартов серии ИСО9000. Последнее объясняется тем, что разработка и внедрение систем качества связано с глубокими изменениями в профессиональной подготовке персонала, структуре производственных отношений, методах изучения потребностей потребителей и организации производства.
2. Цель программы
Целью региональной программы качества являются:
- повышение уровня жизни населения Астраханской области за счет создания в регионе организационных, экологических и социальных условий для устойчивого повышения качества продукции и услуг;
- повышение конкурентоспособности региональных предприятий и организаций на товарном рынке Астраханской области, Российской Федерации и зарубежных стран;
- обеспечение соответствия качества продукции (услуг) астраханских товаропроизводителей международным требованиям по безопасности и качеству продукции (услуг);
- разработка и внедрение на предприятиях и организациях области систем качества на базе международных стандартов серии ИСО 9.00.14.000 и т.д.;
- всемерное содействие товаропроизводителям Астраханской области в реконструировании и модернизации производства на основе современных достижений науки, техники и технологии;
- обеспечение безопасности продукции и услуг для окружающей среды, имущества, жизни и здоровья людей;
- создание условий для насыщения товарного рынка области товарами, производимыми астраханскими товаропроизводителями;
- развитие добровольной сертификации.
3. Участники программы
В разработке и реализации региональной программы участвуют:
- Администрация Астраханской области;
- Астраханский научно-технический центр Поволжского отделения Академии проблем качества РФ (разработчик программы);
- Астраханская торгово-промышленная палата (соисполнитель);
- Астраханский центр стандартизации, метрологии и сертификации (соисполнитель);
- Астраханское территориальное управление государственного антимонопольного комитета (соисполнитель);
- государственный комитет по охране окружающей среды области (соисполнитель);
- Астраханская инспекция Российского морского регистра судоходства (соисполнитель);
- ведущие предприятия, организации и предприниматели региона (соисполнители).
Руководящим органом по разработке и исполнению программы является научно-технический совет (НТС) при администрации области.
Разработка программы осуществляется Астраханским научно-техническим центром Поволжского отделения Академии проблем качества РФ при участии соисполнителей.
4. Содержание программы
В региональной программе качества должны быть отражены следующие направления:
4.1. Создание информационно-консультационного центра (ИКЦ) при Астраханской торгово-промышленной палате, призванного обеспечить:
- содействие предприятиям в поиске зарубежных потребителей продукции;
- подготовку в реализации продукции предприятий, слабо знакомых с требованиями международного рынка;
- активное содействие предприятиям по всем вопросам разработки, внедрения и сертификации систем обеспечения качества и сертификации продукции в системе ГОСТ Р;
- предоставление предприятиям информации о современных научных разработках, новейших технологиях;
- организацию и проведение пропаганды в регионе по преимуществу получаемым предприятиями в результате внедрения системы обеспечения качества продукции или услуг.
4.2. Выработка эффективных механизмов стимулирования деятельности предприятий в области повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг.
4.3. Создание региональной системы подготовки специалистов обеспечению качества в сфере производства и услуг (на базе АГТУ и Академии проблем качества РФ).
4.4. Дальнейшее развитие сети аккредитованных испытательных лабораторий для проведения сертификационных испытаний.
4.5. Выработка предложений и организация реализации мероприятий стимулированию и привлечению предприятий к экологической сертификационной системе обязательной экологической сертификации Российской Федерации.
4.6. Создание на предприятиях и организациях систем обеспечения качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9000 и системы сертификации ГОСТ Р.
5. Нормативно-правовое обеспечение программы
Нормативно-правовое обеспечение программы базируется на:
- постановлениях и иных документальных актах органов федеральной и региональной государственной власти по материальной, социальной, экономической поддержке и стимулированию деятельности предприятий региона по повышению качества и конкурентоспособности продукции;
- нормативно-правовых актах в области качества продукции и услуг;
- протекционистских мерах администрации области по защите товаропроизводителей региона от потока некачественных, но дешевых импортных товаров;
- нормативно-правовых актах в области государственного контроля надзора за качеством и безопасностью продукции;
- региональном реестре предприятий, фирм и организаций, отмеченных товарным знаком "Астраханская марка";
- Положении и документальных актах по материально-техническому обеспечению и финансированию программы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации Астраханской области от 9 марта 1999 г. N 83 "О региональной политике в области повышения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.