Постановление Губернатора Астраханской области
от 9 января 2003 г. N 7
"Об утверждении методики оценки кредитоспособности Астраханской области"
12 февраля 2003 г.
Постановлением Губернатора Астраханской области от 26 сентября 2008 г. N 499 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях повышения информированности о позициях региона как заемщика на коммерческом кредитном рынке, качества принятия решений в данной сфере и эффективности проводимой долговой политики постановляю:
1. Утвердить прилагаемую методику оценки кредитоспособности Астраханской области.
2. Комитету экономического развития и торговли (Максимова) и финансовому управлению (Евлашев) администрации области обеспечить своевременное проведение оценки кредитоспособности в соответствии с утвержденной методикой.
И.о. Губернатора области |
А.А. Жилкин |
Методика
оценки кредитоспособности Астраханской области
(утв. постановлением Губернатора области от 9 января 2003 г. N 7)
12 февраля 2003 г.
Настоящая методика кредитоспособности разработана с использованием методических материалов ведущих рейтинговых агентств (Standard&Poor's и Moody's) и Временного порядка оценки кредитоспособности и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при предоставлении средств целевых иностранных кредитов, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 71.
Целью применения разработанной методики оценки кредитоспособности силами администрации области является повышение информированности сотрудников администрации о позициях региона как заемщика на коммерческом кредитном рынке, а, следовательно, повышение качества принятия решений в данной сфере и увеличение эффективности проводимой долговой политики.
В предлагаемой методике оценки кредитоспособности под понятием "бюджет" понимается неконсолидированный бюджет субъекта РФ (областной бюджет Астраханской области); под понятием "долг" - прямой долг и условные обязательства бюджетного сектора (т.е. задолженность администрации области и бюджетных учреждений); задолженность региональных государственных унитарных предприятий и предприятий, в которых субъект имеет долю собственности, не рассматривается.
Предлагаемая методика касается только внутренних долговых обязательств в силу следующих причин:
- у Астраханской области отсутствуют внешние долговые обязательства, и привлечение новых внешних заимствований невозможно вследствие ограничений, наложенных статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 05.08.2000 N 116-ФЗ;
- построение внешнего кредитного рейтинга изначально ограничено суверенным рейтингом РФ и в существенно большей степени зависит от решений, принимаемых на федеральном уровне.
Методика оценки кредитоспособности носит относительный характер, то есть она направлена на определение не абсолютного уровня кредитоспособности Астраханской области, а сравнение ее рисков и возможностей с другими регионами, присутствующими на рынке, при заданном состоянии кредитного рынка.
Разработанная методика носит полностью формализованный характер. Основным достоинством такого подхода является простота оценки и доступность информации не только по своему региону, но и по регионам, являющимся объектами сопоставления, что позволяет отслеживать состояние кредитного рынка и позиции Астраханской области на данном рынке.
Для определения условной оценки кредитоспособности региона необходимо произвести расчет параметров по следующим группам:
социально-экономические риски (внешние условия),
финансовые риски (способность региона платить по долговым обязательствам),
долговые риски (готовность региона платить по долговым обязательствам).
Вес данных групп факторов в оценке кредитоспособности возрастает от первой к третьей, поскольку именно в таком порядке возрастает явное и непосредственное влияние перечисленных параметров на оценку Потенциального заемщика потенциальным кредитором.
Оценки, полученные по всем параметрам внутри группы, суммируются между собой и умножаются на вес данной группы факторов в общей оценке:
социально-экономические риски - 20%;
финансовые риски - 35%;
долговые риски - 45%.
Полученная сумма является искомой условной оценкой кредитоспособности.
Таблица 1. Социально-экономические риски
------------------------------------------------------------------------\
N п/п| Критерий | Значение | Оценка |
------------------------------------------------------------------------|
1. Уровень безработицы 0-5% 3 |
5-10% 2 |
10-20% 1 |
>20% 0 |
2. Доля нетрудоспособного населения в общей <15% 3 |
численности населения 15-30% 2 |
31-50% 1 |
>50% 0 |
3. Среднедушевые денежные доходы населения >2 3 |
региона относительно среднероссийского 1-2 2 |
уровня 0,5-0,99 1 |
0,5 0 |
4. Рост ВРП за последние три года относи- >2 3 |
тельно среднего по субъектам РФ уровня 1,2-2 2 |
0,7-1,2 1 |
0,7 0 |
5. Отношение объема экспорта к объему про- >50% 3 |
мышленного производства в регионе 30-50% 2 |
15-29% 1 |
<15% 0 |
6. Прирост инвестиций в экономику региона >2 3 |
за счет всех источников за последние три 1,2-2 2 |
года по сравнению со среднероссийским 0,7-1,2 1 |
уровнем 0,7 0 |
7. Доля прибыльных предприятий в общем чис- >90% 3 |
ле предприятий региона 70-90% 2 |
50-69% 1 |
<50% 0 |
8. Степень диверсификации экономики региона <15% 3 |
(доля выпуска, приходящаяся на три круп- 15-30% 2 |
нейшие отрасли) 31-50% 1 |
>50% 0 |
------------------------------------------------------------------------/
Таблица 2. Финансовые риски
------------------------------------------------------------------------\
N п/п| Критерий | Значение | Оценка |
------------------------------------------------------------------------|
1. Соотношение дефицита (-) / излишка (+) >(+15)% 3 |
бюджета и собственных доходов 0-(+15)% 2 |
(-15)-0% 1 |
<(-15)% 0 |
2. Соотношение текущего дефицита (-) / из- >(+30)% 3 |
лишка (+) и собственных доходов (+15)-(+30)% 2 |
0-(+14,9)% 1 |
<0 0 |
3. Доля перечислений из бюджетов других <10% 3 |
уровней в собственных доходах 10-30% 2 |
31-50% 1 |
>50% 0 |
4. Концентрация налоговых доходов - какая <30% 3 |
часть налоговых поступлении приходится 30-49% 2 |
на три налога, имеющих наибольшую долю в 50-70% 1 |
поступлениях >70% 0 |
5. Концентрация доходов по источникам - <30% 3 |
какая часть налоговых доходов бюджета 30-49% 2 |
приходится на долю пяти крупнейших нало- 50-70% 1 |
гоплательщиков >70% 0 |
6. Уровень неденежного исполнения доходной <5% 3 |
части бюджета 5-10% 2 |
11-20% 1 |
>20% 0 |
7. Рост собственных доходов бюджета за пос- >2 3 |
ледние три года по сравнению со средним 1,2-2 2 |
по регионам РФ уровнем 0,7-1,2 1 |
<0,7 0 |
8. Отклонение исполнения бюджета по сравне- <10% 3 |
нию с первоначальным показателем по до- 10-20% 2 |
ходам и расходам за последний завершен- 21-40% 1 |
ный бюджетный год (оценка по худшему по- >40% 0 |
казателю) |
------------------------------------------------------------------------/
Таблица 3. Долговые риски
------------------------------------------------------------------------\
N п/п| Критерий | Значение | Оценка |
------------------------------------------------------------------------|
1. Отношение долга к собственным доходам за <20% 3 |
год 20-40% 2 |
41-70% 1 |
>70% 0 |
2. Отношение краткосрочного долга к собствен- <10% 3 |
ным доходам за год 10-30% 2 |
31-50% 1 |
>50% 0 |
3. Отношение прямого долга к собственным до- <10% 3 |
ходам за год 10-30% 2 |
31-50% 1 |
>50% 0 |
4. Процент превращения условных обязательств <10% 3 |
в реальные за последние три года 10-30% 2 |
31-50% 1 |
>50% 0 |
5. Доля расходов на обслуживание и погашение <10% 3 |
долга в собственных доходах в среднем за 10-20% 2 |
последние три года 21-30% 1 |
>30% 0 |
6. Доля задолженности коммерческим кредиторам >90% 3 |
в общей сумме прямого долга 60-90% 2 |
30-59% 1 |
<30% 0 |
7. Доля просроченной задолженности коммерчес- <5% 3 |
ким кредиторам в общей сумме долга 5-15% 2 |
15-30% 1 |
>30% 0 |
8. Наличие отклонений от первоначального гра- <15% 3 |
фика платежей коммерческим кредиторам пос- 15-30% 2 |
ле 1998 г. (отношение суммы отклонений к 31-50% 1 |
общему объему выплат, предусмотренных в >50% 0 |
данном году, оценка по худшему году) |
------------------------------------------------------------------------/
Для определения относительной кредитоспособности региона на рынке необходимо сравнить показатель рассматриваемого региона с показателями других регионов.
Кроме оценки кредитоспособности по предлагаемой методике администрации области необходимо оценить значения ряда параметров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------------\
N п/п| Параметр |Предельное значение|
------------------------------------------------------------------------|
1. Соотношение полного долга региона и собствен- 1 |
ных доходов (без учета перечислений из бюдже- |
тов других уровней) |
2. Соотношение текущих расходов бюджета и собст- 1 |
венных доходов |
3. Соотношение дефицита бюджета региона и его 0,15 |
собственных доходов |
------------------------------------------------------------------------/
Для активного участия на коммерческом кредитном рынке необходимо удерживать значения названных параметров ниже предельного уровня.
По результатам проведенной оценки кредитоспособности сделать выводы и внести предложения по устранению недостатков, если таковые имеются.
Оценка кредитоспособности производится два раза в год (за первое полугодие и за год) и при необходимости по запросам кредиторов.
Постановлением Губернатора Астраханской области от 12 февраля 2003 г. N 64 настоящий абзац изложен в новой редакции
Комитет экономического развития и торговли администрации области заполняет и представляет в финансовое управление администрации области таблицу 1 "Социально-экономические риски" с выводами и предложениями:
- за первое полугодие не позднее 30 сентября;
- за год не позднее 30 марта.
Финансовое управление администрации области:
1. Заполняет таблицу 2 "Финансовые риски" и таблицу 3 "Долговые риски":
- за первое полугодие не позднее 30 сентября;
- за год не позднее 30 марта.
2. Делает общее заключение по результатам проведенной оценки кредитоспособности и представляет его на согласование и подписание и комитет экономического развития и торговли администрации области, первому заместителю главы администрации области не позднее 5 сентября и 5 апреля соответственно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Астраханской области от 9 января 2003 г. N 7 "Об утверждении методики оценки кредитоспособности Астраханской области"
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 13 февраля 2003 г. N 7 (630)
Постановлением Губернатора Астраханской области от 26 сентября 2008 г. N 499 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Астраханской области от 12 февраля 2003 г. N 64