Постановление главы администрации Астраханской области
от 5 июля 1999 г. N 233
"Об утверждении программы содействия развитию персонала на производстве на 1999 - 2000 гг."
Постановлением Губернатора Астраханской области от 23 марта 2007 г. N 120 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях рационального использования профессионального потенциала экономики области, его качественного развития, формирования подходов для создания системы развития персонала на производстве: постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия развитию персонала на производстве на 1999 - 2000 годы.
2. Управлению труда администрации области (Абдуллаев) совместно с комитетом экономики и инвестиционной политики администрации области (Максимова), отраслевыми комитетами, департаментами, управлениями и отделами администрации области организовать работу по реализации Программы по курируемым направлениям.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Жилкина А.А. и заместителя главы администрации области Родненко И.В.
Глава администрации области |
А.П. Гужвин |
Областная программа
содействия развитию персонала на производстве на 1999 - 2000 годы
(утв. постановлением главы администрации области от 5 июля 1999 г. N 233)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
Областная Программа содействия развитию персонала на производстве |
Основания для принятия решения о разработке Программы |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.94 N 796 "О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве", поручение Правительства Российской Федерации от 24.04.97 N СО-П12-12685, поручение Правительства Российской Федерации от 13.01.98 N БН-П12-00792 |
Заказчик Программы |
|
Министерство труда и социального развития Российской Федерации, администрация Астраханской области |
Основной разработчик Программы |
|
Управление труда администрации области |
Исполнители и соисполнители Программы |
|
Управление труда администрации области, комитет экономики и инвестиционной политики администрации области, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Астраханской области, департамент общего и профессионального образования администрации области, совет федерации профсоюзов Астраханской области, торгово-промышленная палата Астраханской области, союз промышленников и предпринимателей Астраханской области, филиал Волгоградской академии государственной службы |
Направления основных мероприятий |
|
- приоритетная поддержка организаций, предприятий, осуществляющих обучение работников под будущее развитие производства; - развитие системы консультационных образовательных услуг по вопросам развития кадрового потенциала; - регулирование вопросов профессионального обучения на производстве через систему трудовых соглашений и коллективных договоров; - создание механизма регулирования рынка профессий на региональном уровне |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
Сохранение и обеспечение воспроизводства профессионального потенциала организаций и предприятий, улучшение кадрового обеспечения инновационных процессов на производстве, повышение конкурентоспособности работников на рынке труда, создание и сохранение новых рабочих мест, снижение социальной напряженности на предприятиях и в организациях |
Контроль за реализацией Программы |
|
Администрация Астраханской области |
Сроки реализации Программы |
|
1999 - 2000 годы |
I. Введение
Региональная Программа содействия развитию персонала на производстве на 1999 - 2000 гг. (далее именуемая - Программа) подготовлена управлением труда администрации области с участием заинтересованных органов исполнительной власти региона в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993 г. N 471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан РФ", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1994 г. N 796 "О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве", поручением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1997 г. N СО-П12-12685, поручением Правительства Российской Федерации от 13 января 1998 г. N БН-П12-00792.
Настоящая Программа предусматривает систему мер, направленных на реализацию государственной политики в области содействия организациям и развитии персонала, создании внутрифирменных служб развития персонала, отвечающих по своим функциям требованиям рыночной экономики.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Кадровый потенциал Астраханской области является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимых экономических реформ. Качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможность реализации программы структурной перестройки экономики, диверсификации, расширения производства, повышения качества продукции, ее конкурентоспособности и роста производительности труда, эффективной реализации инвестиционных проектов.
Анализ положения дел показывает, что недостаточная квалификация персонала в организациях является серьезным сдерживающим фактором экономических реформ, препятствует оживлению экономики, повышению конкурентоспособности товаров и услуг, их проникновению на мировой рынок, снижает уровень социальной защищенности населения и во многом не соответствует требованиям рыночной экономики. Именно эти обстоятельства в значительной степени создают социальную напряженность в обществе.
Сложное положение сложилось в настоящее время с квалификацией руководителей и специалистов организаций и предприятий. Не все руководители в полной мере владеют управленческой рыночной культурой, умением работать в ситуациях, формируемых рыночной конъюнктурой, что в значительной степени влияет на устойчивость работы и вызывает банкротство предприятий и организаций.
Качество персонала предприятий и организаций не соответствует европейским и международным стандартам и квалификационным требованиям и делает региональные организации малопривлекательными для зарубежных и отечественных инвесторов.
В то же время система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. Практически перестали действовать различные формы дополнительного профессионального образования, включая переподготовку и повышение квалификации. Средний уровень затрат на подготовку и повышение квалификации кадров на производстве по данным управления труда администрации области составляет только 0,5 - 0,7% от фонда оплаты труда (данные 1997 г.), хотя для поддержания простого воспроизводства профессионального потенциала необходимы затраты на уровне не менее 1,5%. Программы обучения работников на предприятиях ориентированы, в основном, на получение первичной квалификации.
С другой стороны, несмотря на рост подготовки специалистов и квалифицированных рабочих, рынок учебных услуг и рынок профессий региона находятся в состоянии разбалансировки.
Отсутствие в организациях опыта деятельности в условиях рыночной экономики требует организационной, методической, информационной, законодательной государственной поддержки в создании принципиально новой системы управления персоналом, построенный с учетом мировой практики имеющей целью непосредственное вовлечение работников в осуществление экономических реформ. Баланс потребности экономики региона в квалифицированных кадрах и рынка учебных услуг, создание системы внутрипроизводственного обучения кадров обеспечит расширенное воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций в соответствии с текущей ситуацией на рынке труда, требованиями рыночной экономики и перспективами научно-технического прогресса.
Система развития персонала на производстве, являясь составной частью системы развития человеческих ресурсов, должна стать своеобразным корректором государственных образовательных стандартов и образовательных программ на всех ступенях профессионального образования.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой (Германия, Франция, Япония, США и др.) показывает целесообразность, высокую эффективность мер государственной поддержки внутрифирменной подготовки персонала, реализуемых в нормативно-правовой, финансовой, организационной и материальной сферах деятельности предприятий, организаций и учреждений. Комплексность государственного регулирования процессов воспроизводства кадрового потенциала возможна лишь при программном подходе к решению проблемы.
3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Программа предусматривает разработку и реализацию мер государственной поддержки организаций и предприятий в области развития персонала, разработку механизма государственного регулирования рынка профессий и рынка учебных услуг региона. Программа ставит своей главной целью создание и рациональное использование профессионального потенциала экономики региона, обеспечение его эффективной деятельности на основе распространения знаний и опыта применения современных технологий, эффективных методов организации труда и управления производством.
Основными целями Программы являются:
- обеспечение устойчивого развития экономики региона в условиях рыночной экономики на основе организации системы внутрифирменной подготовки персонала в соответствии с целями и задачами обеспечения конкурентоспособности продукции региональных предприятий и организаций, их реструктуризации, решения проблем качества, продуктивности, реализации программ инновационных мероприятий;
- создание условий для реализации мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности работников на российском и международном рынках труда, как основы их высокого благосостояния и социальной защищенности;
- создание условий для организации системы развития персонала на производстве, отвечающей требованиям организаций, работающих в рыночных условиях, и соответствующей рекомендациям МОТ;
- сохранение в организациях имеющихся рабочих мест, создание новых, уменьшение числа безработных на рынке труда;
Для достижения этих целей необходимы:
- совершенствование нормативно-правовой базы, научно-методического и информационного обеспечения системы внутрифирменного развития персонала;
- интеграция интересов работников, работодателей и государства в обеспечении конкурентоспособности организаций и предприятий на основе высокой квалификации персонала, его мотивации и вовлеченности в решение проблем развития производства;
- оказание приоритетной поддержки организациям, осуществляющим будущее развитие (модернизацию, перепрофилирование), переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений;
- оздоровление финансового положения системы развития персонала за счет установления соответствующих финансово-экономических норм и привлечения внебюджетных источников финансирования;
- подготовка и повышение квалификации инструкторско-преподавательского персонала, осуществляющего развитие и профессиональное обучение персонала непосредственно в организациях;
- формирование структур управления развитием персонала, соответствующих требованиям рыночной экономики, в организациях и на предприятиях всех организационно-правовых форм, обеспечение их координации и взаимодействия.
4. Система программных мероприятий
Программой предусматривается создание на региональном уровне системы методической и организационной помощи организациям и предприятиям, нацеленной на:
- распространение отечественного и зарубежного передового опыта в области эффективного использования профессионального потенциала и последовательного его развития;
- организацию труда, управления, применение новых технологий и реорганизацию производства через обучение руководителей и работников, вооружение их знаниями по обеспечению успешной деятельности в условиях рыночной экономики на основе полученной базовой профессиональной подготовки в учреждениях профессионального и дополнительного образования.
Система программных мероприятий состоит из четырех разделов.
4.1. Приоритетная поддержка организаций, осуществляющих под будущее развитие производства обучение работников без прекращения с ними трудовых отношений.
В настоящий раздел включены мероприятия, реализация которых позволит создать организационную основу комплексного решения вопросов адаптации организаций, предприятий и работников к условиям рынка. Предусматривается разработка системы приоритетной поддержки предприятий и организаций всех организационно-правовых форм в развитии кадрового потенциала, в том числе формирование государственного заказа на подготовку специалистов для ведущих отраслей экономики области.
4.2. Развитие системы консультационных и образовательных услуг для предприятий всех организационно-правовых форм по вопросам развития кадрового потенциала.
Мероприятия данного раздела нацелены прежде всего на мобилизацию и эффективное использование существующих интеллектуальных ресурсов региона для оказания услуг предприятиями и организациями в части:
- управленческого консультирования;
- информированности о наличии типовых учебных программ краткосрочной подготовки персонала, их адаптации в соответствии с запросами предприятий;
- информированности о возможности организаций в подготовке кадров в классической системе профессионального образования;
- подготовки инструкторов и преподавателей для организации обучения и развития персонала непосредственно в организациях.
Программой предусмотрено изучение вопроса возможности и целесообразности создания областной Ассоциации развития персонала, основные функции которой предусматривают организацию обучения руководителей и работников кадровых служб предприятий вопросам кадрового менеджмента путем проведения постоянно действующих семинаров, оказание посреднических, организационных и информационных услуг по вопросам формирования на предприятиях и организациях служб управления персоналом, отвечающих требованиям рыночной экономики.
4.3. Регулирование вопросов профессионального обучения на производстве через систему трудовых соглашений и коллективных договоров.
Мероприятия данного раздела предусматривают реализацию государственной кадровой политики через систему трудовых соглашений, коллективных договоров. Предусматривается введение в практику консультаций по вопросам трудовых отношений, коллективных договоров, вопросам, связанным с подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации работников предприятий и организаций области.
4.4. Создание механизма регулирования рынка профессий на региональном уровне.
Мероприятия данного раздела предусматривают создание на региональном уровне взаимоувязанной по целям, задачам и методам системы определения потребности региональной экономики в профессионально подготовленном персонале по профессиям, объемам, структуре и содержанию их обучения. Разработка и реализация подобного механизма включает в себя:
- изучение процессов формирования спроса и предложения по различным профессиям и специальностям;
- прогнозирование спроса организаций на рабочую силу в ее профессионально-квалификационном разрезе с учетом технико-технологического и организационного развития;
- разработку механизмов сдерживания перепроизводства работников по профессиям, не имеющим спроса на региональном рынке;
- изучение формирования спроса населения на учебные услуги в профессиональном разрезе.
В настоящее время, когда инфраструктура регионального рынка находится на стадии становления и по ряду объективных причин невозможно прогнозировать развитие экономики на долгосрочную перспективу, а следовательно, не может быть долгосрочного прогноза востребованности экономикой области кадров в профессионально-квалифицированном разрезе, регулирования рынка профессий и рынка учебных услуг может носить лишь опосредованный и рекомендательный характер. Программой предусмотрен выпуск информационного бюллетеня, который призван сыграть роль основного рычага косвенного регулирования рынка учебных услуг и потребности населения в них.
5. Ресурсное обеспечение программы
При реализации Программы предусматривается максимальное использование сети существующих учреждений профессионального образования всех уровней и профилей подготовки, действующей управленческой, образовательной и информационной инфраструктуры.
Финансирование мероприятий Программы (в том числе создание Ассоциации развития персонала) предусматривается из следующих источников собственные средства предприятий и организаций, другие внебюджетные источники финансирования.
6. Механизм реализации программы
В рамках Программы в течение 1999-2000 гг. предусмотрено подготовить информационно-правовую базу развития персонала, научно-методическое информационное обеспечение, разработать механизм государственного регулирования процессов формирования рынка профессий и рынка учебных услуг области.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы осуществляется управлением труда администрации области.
Отчет о расходовании привлеченных денежных средств организациями осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
8. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы
Разработанная Программа соответствует общей стратегии Правительства РФ по оздоровлению экономики, основным целям и приоритетам социальной политики государства.
Реализация Программы позволит:
- сохранять и обеспечить воспроизводство профессионального потенциала организаций;
- создать и улучшить кадровое обеспечение инновационных процессов на производстве;
- повысить конкурентоспособность работников на рынке труда за счет повышения квалификационных требований и профессионального уровня работников;
- повысить конкурентоспособность товаров и услуг как на внешнем, так и на внутреннем рынке и на этой основе увеличить отчисления в бюджеты всех уровней для решения социальных проблем;
- сохранить рабочие места в организациях и создавать новые, снизить социальное напряжение на предприятиях и в организациях и нагрузку на свободный рынок труда.
Перечень
мероприятий областной Программы содействия развитию персонала на производстве на 1999 - 2000 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответствен. исполнитель |
Соисполнитель |
Срок выполнен. |
Результат |
|
начало |
конец |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Приоритетная поддержка организаций, осуществляющих под будущее развитие производства обучение работников |
|||||
1.1. |
Мониторинг состояния финансирования внутрифирменной подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала |
управление труда администрации области |
департамент федеральной государственной службы занятости населения Астраханской области |
III кв. 1999 г. |
IV кв. 1999 г. |
Информационный бюллетень |
1.2. |
Разработка системы приоритетной поддержки предприятий, осуществляющих опережающее обучение работников, без прекращения с ними трудовых отношений под будущее развитие производства |
управление труда администрации области |
комитет экономики и инвестиционной политики администрации области, отраслевые комитеты, управления, отделы администрации области |
IV кв. 1999 г. |
I кв. 2000 г. |
Положение о приоритетном получении предприятиями всех организационно-правовых форм, осуществляющих обучение персонала на производстве, кредитов банков под поручительство администрации области |
1.3. |
Формирование государственного заказа на подготовку специалистов для ведущих отраслей экономики области за счет средств областного бюджета согласно постановлению главы администрации области N 421 от 24.09.98 |
департамент общего и профессионального образования администрации области |
управление труда администрации области, комитет экономики и инвестиционной политики администрации области, отраслевые комитеты, управления, отделы администрации области |
III кв. 1999 г. |
I кв. 2000 г. |
Государственный заказ на подготовку специалистов для ведущих отраслей экономики области |
2. |
Развитие системы консультационных и образовательных услуг для предприятий всех организационно-правовых форм по вопросам развития кадрового потенциала |
|||||
2.1. |
Мониторинг состояния подготовки персонала на производстве |
управление труда администрации области |
департамент ФГСНЗН по Астраханской области |
I кв. 2000 г. |
II кв. 2000 г. |
Областной банк данных по наличию и состоянию учебно-производственных баз |
2.2. |
Формирование базы данных по возможностям базы учебных услуг области всех уровней и профилей подготовки |
департамент общего и профессионального образования |
управление труда адм. области |
I кв. 2000 г. |
II кв. 2000 г. |
База данных по учебным услугам области |
2.3. |
Информирование предприятий по вопросам возможности учебной базы области, в том числе по учебно-производственным базам предприятий |
управление труда администрации области |
департамент общего и профессионального образования адм. обл., союз промышленников и предпринимателей области, торгово-промышленная палата Астраханской области |
II кв. 2000 г. |
по мере поступления запросов |
Информационный бюллетень по базе учебных услуг области |
2.4. |
Изучение возможности организации региональной ассоциации развития персонала |
управление труда администрации области |
союз промышленников и предпринимателей Астраханской области, торгово-промышленная палата Астраханской области |
I кв. 2000 г. |
II кв. 2000 г. |
Положение об ассоциации развития персонала |
2.5. |
Содействие в проведении научно-практических конференций руководителей предприятий всех организационно-правовых форм по проблемам кадровой политики в рыночной экономике, кадровому менеджменту |
управление труда администрации области |
филиал Волгоградской академии госслужбы по Астраханской обл. |
III кв. 1999 г. |
II кв. 2000 г. |
Научно-практические конференции по вопросам кадровой политики |
3. |
Регулирование вопросов профессионального обучения на производстве через систему трудовых соглашений и коллективных договоров |
|||||
3.1. |
Анализ состояния вопросов профессионального обучения на производстве по трудовым соглашениям и коллективным договорам |
управление труда администрации области |
совет федерации профсоюзов Астраханской области, отраслевые комитеты профсоюзов Астраханской области |
III кв. 1999 г. |
IV кв. 1999 г. |
Аналитическая записка |
3.2. |
Консультационные услуги по регулированию вопросов профессионального обучения на производстве через коллективные договоры |
управление труда администрации области |
|
По мере поступления запросов от предприятий и организаций области и в соответствии с планом обучения работодателей и профактива |
|
|
3.3. |
Организация обучения сотрудников кадровых служб предприятий и организаций всех организационно-правовых форм производственной сферы области по вопросам психологической подготовки |
департамент ФГСЗН по Астраханской области |
Управление труда адм. области |
III кв. 1999 г. |
IV кв. 1999 г. |
Программа подготовки психологов для кадровых структур производственной сферы |
4. |
Создание механизма регулирования рынка профессий на региональном уровне |
|||||
4.1. |
Мониторинг предприятий и организаций области по вопросам перспективной потребности в специалистах и высококвалифицированных рабочих кадрах |
управление труда адм. области |
департамент ФГСЗН по Астраханской области |
II кв. 1999 г. |
IV кв. 1999 г. |
Прогноз перспективной потребности предприятий и организаций области в специалистах и высококвалифицированных рабочих кадрах |
4.2. |
Анализ оперативной востребованности экономикой области специалистов и квалифицированных рабочих в профессиональном разрезе |
департамент ФГСЗН по Астраханской области |
|
III кв. 1999 г. |
IV кв. 1999 г. |
Информация о востребованности кадров в профессиональном разрезе |
4.3. |
Разработка прогноза социально-экономического развития области на 3-5 лет |
комитет экономики и инвестиционной политики администрации области |
|
III кв. 1999 г. |
IV кв. 1999 г. |
Прогноз социально-экономического развития области на 3-5 лет |
4.4. |
Мониторинг востребованности учебных услуг школьниками 9 - 11 классов в профессиональном разрезе |
департамент общего и профессионального образования адм. обл. |
управление труда администрации области |
III кв. 1999 г. |
IV кв. 1999 г. |
Прогноз потребности населения в учебных услугах |
4.5. |
Информирование населения и руководителей учебной базы области по перспективной потребности экономики и населения в учебных услугах |
департамент общего и профессионального образования |
управление труда администрации области, департамент ФГСЗН по Астраханской области, комитет экономики и инвестиционной политики администрации области |
I кв. 2000 г. |
II кв. 2000 г. |
Информационный бюллетень |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 5 июля 1999 г. N 233 "Об утверждении программы содействия развитию персонала на производстве на 1999 - 2000 гг."
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Астраханской области от 23 марта 2007 г. N 120 настоящее постановление признано утратившим силу
Настоящий документ снят с контроля