Постановление Губернатора Астраханской области
от 18 февраля 2003 г. N 84
"Об областной целевой программе "Поэтапное развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области на 2003 - 2006 годы"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 25 ноября 2004 г. N 583 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2005 г.
В целях реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 N 122-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 273 "Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" постановляю:
1. Утвердить областную целевую программу "Поэтапное развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области на 2003 - 2006 годы" (далее - Программа) (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком Программы государственно-правовое управление администрации области (Неронов).
3. Комитету экономического развития и торговли (Максимова), финансовому управлению (Евлашев) администрации области в течение всего периода реализации Программы при формировании бюджета включать ее в перечень областных целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Жилкина А.А.
Губернатор области |
А.П. Гужвин |
Областная целевая Программа
"Поэтапное развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области на 2003 - 2006 годы"
(утв. постановлением Губернатора области от 18 февраля 2003 г. N 84)
Паспорт
областной целевой программы "Поэтапное развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области на 2003 - 2006 годы"
Наименование Программы - "Поэтапное развитие системы
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним на
территории области на 2003 - 2006 годы"
(далее - Программа)
Основания для разработки - Федеральный закон "О государственной
Программы регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним" от 21.07.97 N 122-ФЗ,
постановление Правительства Российской
Федерации "Об утверждении Федеральной
программы поэтапного развития системы
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" от
09.04.2001 N 273
Государственный заказчик - Государственно-правовое управление
администрации области
Основные разработчики - Государственно-правовое управление
Программы администрации области, учреждение юстиции
по государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним на
территории Астраханской области (далее -
учреждение юстиции)
Исполнители - Государственно-правовое управление
администрации области; территориальное
управление Министерства имущественных
отношений Российской Федерации по
Астраханской области; федеральное
государственное учреждение "Земельная
кадастровая палата" Астраханской области;
управление Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по
Астраханской области; комитет
имущественных отношений администрации
области; главное управление природных
ресурсов и охраны окружающей среды МПР
России по Астраханской области; комитеты
по управлению муниципальным имуществом
(по согласованию); специализированное
государственное унитарное предприятие,
уполномоченное на осуществление
государственного технического учета и
технической инвентаризации (далее - иные
заинтересованные органы и организации)
Цели и задачи Программы - развитие и поддержание системы
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним на
территории области
Основные мероприятия - развитие и укрепление учреждения юстиции
Программы и его филиалов на территории области;
организационное, информационное,
финансовое методическое,
материально-техническое и кадровое
обеспечение учреждения юстиции и его
филиалов на территории области;
организация и совершенствование
взаимодействия учреждения юстиции с
органами государственной власти и
местного самоуправления на территории
Астраханской области и иными
заинтересованными органами и
организациями
Сроки и этапы реализации - I этап - до 2004 года;
Программы II этап - до 2006 года
Источники финансирования - средства, получаемые в виде платы за
Программы проведение государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с
ним и за предоставление информации о
зарегистрированных правах;
Ожидаемые конечные - иные, не запрещенные законом, источники
результаты реализации формирование системы государственной
Программы регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним на территории области,
обеспечивающей государственные гарантии
зарегистрированных прав; создание системы
электронного обмена информацией между
структурными подразделениями учреждения
юстиции, учреждениями юстиции по
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним
Российской Федерации, учреждением юстиции
и иными заинтересованными органами и
организациями
Контроль за реализацией - государственно-правовое управление
Программы администрации области, комитет
экономического развития и торговли
администрации области
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Развитие рыночных отношений, основанных на праве собственности, проводимые социально-экономические реформы, а также становление демократических институтов власти повлекли за собой необходимость создания новой системы правового регулирования в сфере недвижимости.
Гражданский кодекс Российской Федерации, регулирующий договорные и иные обязательства, а также имущественные отношения, в том числе отношения, связанные с возникновением и порядком осуществления права собственности и других вещных прав, послужил основой для принятия Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в этой сфере. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является одним из способов снижения риска на рынке недвижимости, защиты имущественных прав участников гражданского оборота и, как следствие, формирования отвечающих требованиям закона отношений va рынке недвижимости и привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику.
До принятия Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона действовали нормативные правовые акты, предписывающие необходимость осуществления регистрации прав и сделок с объектами недвижимости. Вместе с тем к моменту вступления в силу Федерального закона действовавшая ранее система регистрации характеризовалась:
- отсутствием единой системы органов, осуществляющих регистрацию;
- отсутствием единых принципов, правил и методов государственной регистрации;
- смешением двух систем регистрации: регистрации документов и регистрации прав на недвижимое имущество.
Указанные особенности действовавшей системы регистрации прав и сделок с недвижимостью не способствовали формированию эффективного механизма управления рынком недвижимости со стороны государства, в том числе по причине отсутствия консолидированного банка данных о правах на недвижимость, их переходе от одного правообладателя к другому, об ограничениях (обременениях) прав и иных сделках с недвижимостью. Как следствие, у государства отсутствовал в достаточной степени эффективный механизм предоставления гарантий зарегистрированных прав и сделок с недвижимым имуществом, что влекло за собой при осуществлении сделок с недвижимостью увеличение риска ее добросовестных приобретателей.
Таким образом, с момента введения в действие Федерального закона встала задача скорейшего создания и развития на территории субъектов Российской Федерации учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - государственных органов, призванных обеспечить создание на территории Российской Федерации единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 33 Федерального закона был определен срок создания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - 1 января 2000 года. К этому времени в регионах Российской Федерации должны были быть созданы и приступить к работе учреждения юстиции по регистрации прав с разветвленной сетью филиалов и представительств, охватывающих всю территорию Российской Федерации. При этом органы (организации), на которые временно, до создания учреждений юстиции по регистрации прав, было возложено осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляли эти полномочия только до указанного срока.
На территории области учреждение юстиции создано 1 апреля 1998 года и приступило к непосредственной функциональной деятельности по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 3 августа 1998 года. За период с 3 августа 1998 года по 1 января 2000 года на территории всех муниципальных образований области образованы и функционируют 12 филиалов учреждения юстиции.
В ходе формирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним был выявлен ряд проблем, тормозящих ее создание и развитие.
На сегодняшний день не преодолены трудности во взаимодействии органов (организаций), осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, органов по управлению государственным и муниципальным имуществом, комитетов природных ресурсов и иных заинтересованных органов и организаций с учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что создает сложную для граждан и юридических лиц процедуру оформления необходимых документов.
Необходимо совершенствовать и расширять нормативную правовую базу по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, равно как и по вопросам государственного кадастрового учета, государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества.
Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним должна обеспечить:
- развитие рынка недвижимости в Российской Федерации в целом и на территории области, создание эффективных механизмов государственного управления этим рынком;
- защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости;
- эффективную экономическую деятельность участников гражданского оборота на рынке недвижимости;
- возможность предоставления любому заинтересованному лицу достоверной информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество;
- привлечение дополнительных инвестиций в российскую экономику и экономику области;
- упорядочение сбора налогов, связанных с объектами недвижимого имущества и их обладателями;
- создание дополнительных гарантий безопасности для участников рынка недвижимости.
В этой связи Программа предусматривает реализацию мероприятий по следующим направлениям:
а) первое направление включает в себя совершенствование финансового механизма развития и поддержания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая в настоящее время развивается в основном за счет средств, получаемых в виде платы за государственную регистрацию прав и за предоставление информации о зарегистрированных правах. В рамках реализации данного мероприятия следует решить вопрос о финансовой поддержке системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе за счет средств, привлекаемых из иных, не запрещенных законом, источников;
б) второе направление включает в себя формирование единой информационной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с последующей ее интеграцией в иные информационные системы, связанные с объектами недвижимого имущества и их правообладателями;
в) третье направление включает в себя формирование комплексного подхода с позиций государственных интересов к созданию единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Это связано с решением задач по координации деятельности учреждения юстиции и органов (организаций), осуществляющих государственный кадастровый учет, государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, направленной на минимизацию усилий и затрат участников гражданского оборота в процессе осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, необходима комплексная проработка вопросов развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним во взаимосвязи с системой налогообложения (объектов недвижимого имущества и их правообладателей);
г) четвертое направление включает в себя разработку и принятие нормативных правовых актов по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствовании действующей нормативной правовой базы по данному вопросу.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются развитие и поддержание на территории области учреждения юстиции как составной части системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Российской Федерации, обеспечивающей государственные гарантии зарегистрированных прав, а также полноту сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним.
Для достижения названных целей Программы требуется решение следующих задач:
- развитие и поддержание учреждения юстиции и его филиалов на территории области;
- обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав на недвижимое имущество;
- развитие и совершенствование законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним;
- обеспечение принципа экстерриториального представления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заинтересованным лицам посредством создания единой системы электронного обмена информацией между учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- введение единых требований к описанию объектов недвижимого имущества в документах, представляемых в учреждение юстиции;
- обеспечение развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в тесном взаимодействии с системами государственного кадастрового учета, государственного технического учета и технической инвентаризации недвижимого имущества, государственного реестра федерального имущества, учета налогоплательщиков, регистрации юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), а также с судами, правоохранительными и налоговыми органами;
- обеспечение совместимости информационных систем по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с иными информационными системами, связанными с объектами недвижимости и (или) их правообладателями;
- обеспечение защиты информации, содержащейся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, от несанкционированного доступа;
- регулярная подготовка, переподготовка регистраторов прав, а также подготовка, повышение квалификации и аттестация иных работников учреждения юстиции.
Программа должна обеспечить создание правового и организационного механизма функционирования единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и способствовать реализации как государственных интересов, направленных на стимулирование экономического развития области и России в целом, обеспечение полноты сбора налогов, борьбу с преступностью и т.д., так и интересов юридических и физических лиц по обеспечению государственных гарантий их прав на недвижимость. Реализация Программы также будет способствовать укреплению рынка недвижимости, решению государственной задачи повышения инвестиционной активности и расширению базы кредитных операций.
Решение перечисленных задач должно осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне области.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа осуществляется в два этапа:
первый этап - до 31 декабря 2004 года;
второй этап - до 31 декабря 2006 года.
К началу первого этапа реализации Программы в соответствии с Федеральным законом (статья 33) на территории области создано учреждение юстиции и его филиалы, закончены подготовка технической базы и формирование кадрового состава.
Первый этап включает в себя:
развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области и России в целом, обеспечивающей государственные гарантии зарегистрированных прав;
внедрение и развитие единой автоматизированной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области;
обеспечение защиты информации учреждения юстиции с использованием современных информационных технологий;
внесение предложений по изменению и дополнению Федерального закона и иных нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ним, а также по разработке и принятию методических рекомендаций и инструктивных указаний, обеспечивающих функционирование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
совершенствование механизма взаимодействия между учреждением юстиции и органами (организациями), осуществляющими государственный кадастровый учет, государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, а также налоговыми органами на территории области, в том числе путем заключения соглашений между указанными органами (организациями);
формирование на территории области механизма электронного обмена информацией между учреждением юстиции, органами (организациями), осуществляющими государственный кадастровый учет, государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, а также налоговыми органами.
В результате реализации первого этапа Программы будет завершено формирование единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, основанной на скоординированном взаимодействии учреждения юстиции с органами (организациями), осуществляющими государственный кадастровый учет, государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, налоговыми органами, иными государственными органами.
На втором этапе реализации Программы предусматривается:
совершенствование механизма сбора и предоставления участниками гражданского оборота документов, связанных с объектами недвижимости, в целях оформления прав и сделок с объектами недвижимого имущества по принципу - "в одно окно" (единовременное представление документов на государственный кадастровый учет, государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества и на государственную регистрацию прав на них и сделок с ними);
осуществление работы по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе по закреплению единых требований к описанию объектов недвижимого имущества в документах, представляемых в учреждение юстиции;
совершенствование и развитие методической базы по вопросам практики проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы потребует привлечения средств в основном из внебюджетных источников. Учитывая, что средства, получаемые за счет внесения платы за проведение государственной регистрации прав и за предоставление информации о зарегистрированных правах, могут быть использованы только на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внебюджетные источники формируются на федеральном уровне и на уровне области в основном за счет платы за государственную регистрацию прав и за предоставление информации о зарегистрированных правах.
На федеральном уровне внебюджетные источники образуются путем перечисления учреждениями юстиции на специальный счет Министерства юстиции Российской Федерации централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за государственную регистрацию прав и предоставление информации о зарегистрированных правах.
Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним также требует и привлечения высококвалифицированных кадров, в первую очередь лиц, имеющих высшее юридическое образование.
Действующая в настоящее время система высшего образования в основном обеспечивает учреждение юстиции достаточным количеством специалистов с высшим юридическим образованием. Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним частично укомплектована за счет работников, имеющих иное высшее образование и опыт работы в органах (организациях), осуществляющих государственный кадастровый учет, государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, которыми ранее также проводилась и регистрация прав на отдельные виды объектов недвижимости.
5. Контроль за реализацией Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет государственно-правовое управление администрации области, которое в установленном порядке представляет в комитет экономического развития и торговли администрации области отчеты о ходе реализации Программы.
6. Программные мероприятия
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок |
1. Совершенствование структуры учреждения юстиции |
Управление государственной службы и кадровой политики администрации Астраханской области, учреждение юстиции |
2003 - 2004 годы |
2. Внесение предложений по изменению и дополнению законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе: |
Учреждение юстиции, иные заинтересованные органы и организации |
2004 - 2006 годы |
а) внесение предложений по изменению и дополнению Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; |
|
2003 - 2004 годы |
б) внесение предложений по изменению и дополнению иных федеральных законов в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним"; |
|
2003 - 2004 годы |
в) внесение предложений по изменению и дополнению решений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Астраханской области по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним |
|
2003 - 2006 годы |
3. Внесение предложений по изменению и дополнению действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и области и принятие иных нормативных правовых актов области по вопросам государственного кадастрового учета, государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, в том числе: |
Учреждение юстиции, иные заинтересованные органы и организации |
2003 - 2006 годы |
а) земельных участков; |
|
|
б) объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности; |
|
|
в) жилых и нежилых помещений, зданий, сооружений; |
|
|
г) участков недр, обособленных водных объектов; |
|
|
д) участков лесного фонда (леса), многолетних насаждений |
|
|
4. Внесение предложений по разработке нормативных правовых актов о взаимодействии учреждения юстиции с органами (организациями), осуществляющими государственный кадастровый учет, государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, налоговыми органами |
Учреждение юстиции, иные заинтересованные органы и организации |
2003 - 2005 годы |
5. Совершенствование механизма взаимодействия между учреждением юстиции и органами (организациями), осуществляющими государственный кадастровый учет, государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, а также налоговыми органами путем заключения соглашении между указанными органами (организациями) |
Учреждение юстиции, иные заинтересованные органы и организации |
2003 - 2006 годы |
6. Информационное обеспечение деятельности учреждения юстиции, в том числе: |
Учреждение юстиции, иные заинтересованные органы и организации |
|
а) внесение предложений по разработке требований (стандартов) к программному обеспечению по ведению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с целью организации информационного обмена в системе учреждений юстиции по регистрации прав. Проектирование и разработка единой информационной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области; |
|
2003 - 2006 годы |
б) внесение предложений по обеспечению технологической совместимости баз данных учреждения юстиции, органов (организаций), осуществляющих государственный кадастровый учет, государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, налоговых органов в области; |
|
2003 - 2005 годы |
в) создание в области системы электронного обмена информацией между центральным аппаратом и филиалами учреждения юстиции, обеспечивающей формирование единого банка данных о зарегистрированных правах; |
|
2003 - 2005 годы |
г) внесение предложений по разработке и внедрению методов, обеспечивающих защиту информации в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от несанкционированного доступа, с использованием современных информационных технологий; |
|
2003 - 2006 годы |
д) создание системы электронного обмена информацией учреждения юстиции с органами (организациями), осуществляющими государственный кадастровый учет, государственный технический учет и техническую инвентаризацию, объектов недвижимого имущества, налоговыми органами |
|
2004 - 2006 годы |
7. Обучение и повышение квалификации работников учреждения юстиции |
Учреждение юстиции |
2003 - 2003 годы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Астраханской области от 18 февраля 2003 г. N 84 "Об областной целевой программе "Поэтапное развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области на 2003 - 2006 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 20 марта 2003 г. N 12 (635)
Постановлением Губернатора Астраханской области от 25 ноября 2004 г. N 583 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2005 г.