Постановление главы администрации Астраханской области
от 1 сентября 1999 г. N 305
"О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Астраханской области в военное время"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 23 ноября 2006 г. N 464 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение требований Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации от 30.10.93 и в целях своевременной разведки радиационной, химической, биологической обстановки для принятия экстренных мер по защите населения и сельскохозяйственного производства в чрезвычайных ситуациях военного времени постановляю:
1. Утвердить Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Астраханской области в военное время (СНЛК) (прилагается).
2. Возложить общее руководство по координации использования сил учреждений СНЛК в чрезвычайных ситуациях на областную комиссию по чрезвычайным ситуациям, повседневное руководство возложить на главное управление по делам ГО и ЧС администрации области (Копылец С.Ф.), непосредственное руководство - на руководителей учреждений и организаций, включенных в структуру СНЛК (приложение).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Володина Э.М.
Глава администрации области |
А.П. Гужвин |
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Астраханской области в военное время
(утв. постановлением главы администрации области от 1 сентября 1999 г. N 305)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны Астраханской области в военное время, созданной на основании Федерального закона "О гражданской обороне" и Положения "О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации".
1.2. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны области в военное время функционирует в составе подсистемы ЕАСВОП (единой автоматизированной системы выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения).
1.3. Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны области в военное время возлагается на главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации области. Непосредственное руководство подведомственными СНЛК осуществляют руководители учреждений и организаций, включенных в структуру СНЛК.
1.4. Наблюдение и лабораторный контроль в Астраханской области в военное время организуется и проводится в целях:
- своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической (РХБ) обстановки;
- определение степени загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химическими веществами и биологическими средствами;
- принятия управленческих решений и экстренных мер по защите населения и территорий.
1.5. Основными задачами СНЛК являются:
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки в зонах применения противником современного оружия;
- своевременное выявление и оценка РХБ обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;
- участие в определении зон радиоактивного, химического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
- обобщение и передача данных о РХБ обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
1.6. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Астраханской области имеет три уровня: территориальный (областной), местный (районный) и объектовый.
Территориальный (областной) уровень СНЛК формируется на основе учреждений и организаций, функционирующих на территории области и решающих задачи в интересах области. Координацию деятельности СНЛК на областном уровне в военное время осуществляет главное управление по делам ГО И ЧС администрации области.
Местный (районный) уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, функционирующих на соответствующей территории района. Координацию деятельности на местном (районном, городском) уровне СНЛК в военное время осуществляют районные, городские органы управления по делам ГО и ЧС.
Объективный уровень СНЛК состоит из производственных лабораторий министерств и ведомств, производственных объединений, акционерных обществ и ассоциаций. Координацию деятельности СНЛК на объектовом уровне осуществляют соответствующие органы управления по делам ГО и ЧС объектов.
1.7. Территориальные органы управления по делам ГО и ЧС организуют и координируют деятельность учреждений, включенных в СНЛК на подведомственной территории; руководят их деятельностью при ликвидации ЧС военного времени; контролируют состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях военного времени; организуют обучение, подготовку (переподготовку) специалистов; обеспечивают взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
1.8. Основу СНЛК гражданской обороны области составляют: центр госсанэпиднадзора в Астраханской области, областная ветеринарная лаборатория, Нижне-Волжский зональный центр госсанэпиднадзора на транспорте; Астраханская противочумная станция; государственный центр агрохимической службы "Астраханский"; областная станция защиты растений; областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; специализированная инспекция государственного экологического контроля и анализа государственного комитета по охране окружающей среды области. Данные учреждения являются головными, как наиболее подготовленные к функционированию в военное время. Повседневное руководство деятельностью СНЛК ГО в военное время возлагается непосредственно на химико-радиометрическую лабораторию (ХРЛ ГО) главное управление по делам ГО и ЧС администрации области. Головные учреждения СНЛК являются подразделениями постоянной готовности со сроками приведения в готовность 6 - 8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
1.9. В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в военное время головным учреждениям назначаются дублеры, на которых возлагаются функции областных учреждений СНЛК.
2. Порядок функционирования учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля в военное время
2.1. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Учреждения СНЛК (головные и их дублеры) создают и освежают запасы материальных средств, занимаются подготовкой и обучением специалистов, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
В режиме повышенной готовности (прогноз об угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме основных задач СНЛК, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновое значение или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваниях людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующие территориальные органы управления по делам ГО и ЧС.
2.2. Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения, и далее с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Объем и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются каждому учреждению СНЛК вышестоящей организацией, территориальными органами управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и закрепляются соответствующей инструкцией.
В режиме чрезвычайной ситуации (применение противником современных средств поражения) наблюдения и лабораторный контроль проводится в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, воде, почве), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о массовых вспышках особо опасных инфекций (поражениях) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный орган управления по делам ГО и ЧС.
Передача экстренной информации о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4 часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
2.3. На областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, специализированную инспекцию государственного экологического контроля и анализа государственного комитета по охране окружающей среды области возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
- определение загрязнения атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности радиоактивными и химически опасными веществами;
- установление границ зон радиоактивного и химического загрязнения;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб.
2.4. На гидрометеорологические станции и посты возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
- установление наличия химически опасных веществ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов химически опасных веществ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов и на местности;
- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды, открытых водоемов и доставка их в ЦГМС.
2.5. На центр госсанэпиднадзора в Астраханской области, Нижне-Волжский зональный центр госсанэпиднадзора на транспорте возлагается:
- выявление в зонах применения противником современных средств поражения биологической, радиационной, химической обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля и ее прогнозирование;
- проведение специфической индикации возбудителей инфекционных заболеваний в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;
- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;
- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами с выдачей заключения о пригодности к использованию по назначению;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб;
- определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами.
2.6. На городские, районные центры госсанэпиднадзора, центр госсанэпиднадзора Астраханского отделения Приволжской железной дороги возлагается:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
- исследования проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на зараженность известными возбудителями;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
- установление наличия в объектах окружающей среды химически опасных веществ и проведение их предварительной идентификации;
- отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными и химически опасными веществами, и доставка их в головные ЦГСЭН для лабораторных исследований и проведение санитарной экспертизы.
2.7. На Астраханскую противочумную станцию и ее отделения возлагается:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах бактериального заражения;
- осуществление идентификации штаммов микроорганизмов бактериальной группы, выделенных из различных проб в результате проведения специфической индексации;
- доставка (при получении сомнительных результатов) в соответствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов, взятых от больных и трупов людей;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- установление наличия в окружающей среде химически опасных веществ и проведение индексации.
2.8. На областную ветеринарную лабораторию возлагается:
- проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
- установление вида биологических средств в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
- проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
- осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб, загрязненных радиоактивными веществами,
- определение загрязнения сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды химически опасными веществами, а также осуществление их индикации;
- проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных радиоактивными и химически опасными веществами;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также фуражного сырья, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, биологическими средствами, с выдачей заключения о возможном их использовании по назначению.
2.9. На районные ветеринарные лаборатории возлагается:
- проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств; - проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водохозяйственных животных) на загрязнение радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами с выдачей заключений о возможности использования их по назначению;
- проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждений;
- установление факта загрязнения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды радиоактивными, химически опасными веществами и осуществление их индикации;
- отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала больных животных и птиц, трупов животных и птиц, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, биологическими средствами, и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы.
2.10. На областной государственный центр агрохимслужбы "Астраханский" возлагается:
- выявление в зонах применения противником современных средств поражения радиационной и химической обстановки;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;
- установление наличия в объектах окружающей среды химически опасных веществ в районе расположения учреждения и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов, воды;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб;
- определение на объектах сельскохозяйственного производства загрязнения почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды химически опасными веществами, пестицидами, фитотоксикатами и осуществление их окончательной идентификации.
2.11. На районные агрохимические лаборатории возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения лаборатории и на территории контролируемых объектов;
- установление наличие во внешней среде химически опасных веществ в районе расположения лаборатории и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их предварительной идентификации;
- установление факта загрязнения почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений химически опасными веществами;
- отбор на контролируемых объектах проб почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, пестицидами, и доставка их в головное учреждение для лабораторных исследований.
2.12. На областную станцию защиты растений Минсельхозпрода России возлагается:
- выявление в зонах применения современных средств поражения химической и фитопатологической обстановки;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения станции и на территории контролируемых объектов;
- установление наличия в объектах окружающей среды химически опасных веществ и возбудителей болезней растений на объектах растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий, проведение индикации;
- установление вида биологических средств, боевых рецептур и возбудителей различных болезней растений в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений;
- определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территории сельскохозяйственных угодий.
2.13. На государственную пограничную инспекцию по карантину растений по Астраханской области возлагается:
- проведение фитопатологической разведки на объектах растениеводства, установление факта появления и распространения возбудителей карантинных болезней растений.
2.14. На ведомственные и объектовые лаборатории возлагается:
- выявление РХБ обстановки на территории расположения лаборатории, в границах объекта или санитарно-защитной зоны;
- установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) химически опасных веществ и проведение их индикации;
- установление на контролируемой территории факта загрязнения радиоактивными и химически опасными веществами воды открытых водоемов, используемых для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых водных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации химически опасных веществ;
- установление наличия радиоактивных и химически опасных веществ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
- установление вида биологических средств боевых рецептур в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др.;
- отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению загрязнения их радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами.
2.15. Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях министерств, государственных комитетов и ведомств, в населенных пунктах и других объектах осуществляют наблюдение с целью своевременного обнаружения в окружающей среде радиоактивных, химически опасных веществ и их индикацию техническими средствами.
2.16. Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:
ведомственное Положение (инструкцию) о работе учреждения СНЛК;
соответствующий штат и табель оснащения;
план перевода учреждения с мирного на военное положение;
план подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;
схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
функциональные обязанности специалистов учреждений;
перечень особо опасных инфекций и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
перечень химически опасных веществ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;
перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического наблюдения (разведки) и порядок оповещения о загрязнении объектов окружающей среды;
инструкцию о порядке передачи информации о загрязнении объектов окружающей среды со схемой связи;
методики отбора проб и проведения исследований на загрязнение радиационными, химически опасными веществами и биологическими средствами, определенными перечнем особо опасных инфекций и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно допустимых концентраций химически опасных веществ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на военное время;
карту (схему) контролируемого района для отображения радиоактивной, химической и биологической обстановки;
журнал радиационного, химического и биологического наблюдения (разведки);
инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, загрязненными радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
3. Материально-техническое обеспечение, подготовка кадров специалистов сети наблюдения и лабораторного контроля
3.1. Штаты и табели оснащения учреждений СНЛК на военное время разрабатываются министерствами и ведомствами Российской Федерации и согласовываются с МЧС России.
Приборы радиационной, химической и биологической разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с табелями оснащения в военное время.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время, хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК, используются только по прямому назначению и освежаются в установленном порядке.
Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводится по методикам, утвержденным Минздравом России, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.
Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводится по методикам, утвержденным Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России.
Лабораторный контроль (кроме биологических средств) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и Росгидрометом.
Все учреждения (лаборатории) СНЛК, как правило, должны быть аккредитованы в системе аккредитации, соответствующей профилю деятельности лабораторий. Область аккредитации должны охватывать и задачи, возлагаемые на учреждения СНЛК настоящим Положением.
3.2. Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.
Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится министерствами и ведомствами Российской Федерации по планам и программам, согласованным с МЧС России. В целях совершенствования деятельности учреждений СНЛК ежегодно планируются и проводятся учения, тренировки и контрольные проверки.
3.3. Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации по подчиненности, а также в территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
4. Финансирование сети наблюдения и лабораторного контроля
Финансирование организаций и учреждений СНЛК осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета федеральных органов исполнительной власти, бюджета области и местных органов самоуправления, а также средств, получаемых в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации.
Основанием для финансирования СНЛК являются планы текущего и перспективного их развития, разрабатываемые министерствами и ведомствами, организациями и учреждениями, согласованные с МЧС России и его функциональными органами на местах.
Финансирование мероприятий, связанных с участием СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, страховых и резервных финансовых фондов, создаваемых министерствами и ведомствами, а также органами местного самоуправления на местах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 1 сентября 1999 г. N 305 "О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Астраханской области в военное время"
Текст постановления официально опубликован не был
Зарегистрировано в Федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов РФ 22 ноября 2001 г.
Регистрационный N ru30000199900109
Постановлением Губернатора Астраханской области от 23 ноября 2006 г. N 464 настоящее постановление признано утратившим силу
Настоящий документ снят с контроля