Постановление главы администрации Астраханской области
от 8 октября 1999 г. N 360
"О региональной концепции сохранения и развития научной, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области на 1999 - 2005 годы"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 25 мая 2010 г. N 201 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 года N 453 и его Распоряжения от 20 мая 1998 года N 573-р, связанных с реформированием российской науки, постановляю:
1. Утвердить региональную концепцию сохранения и развития научной, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области (прилагается).
2. Комитету экономики и инвестиционной политики администрации области (Максимова) ввести в действие региональную концепцию сохранения и развития научной, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области и мероприятия по ее реализации (приложение).
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Жилкина А.А.
И.о. главы администрации области |
Э.М. Володин |
Региональная концепция
сохранения и развития научной, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области
(утв. постановлением главы администрации области от 8 октября 1999 г. N 360)
I. Введение
К концу ХХ века человечество пришло со значимыми научными и техническими достижениями, коренным образом изменившим уклад жизни на планете. В промышленно развитых странах наука стала мощной производительной силой. Научный продукт сегодня, воплощенный в производство, определяет конкурентоспособность изделия.
Что касается региональной науки, она стала более открытой. Расширилось участие астраханских ученых и в целом вузов, научных учреждений в различных программах как федерального, так и регионального уровня, в том числе и международных. Расширились источники финансирования (поддержки) научных исследований, включая и международные гранты. В регионе появились новые формы финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР) на конкурсной основе (например, система грантов). Принятые организационные меры и координация научно-технической деятельности в Астраханской области со стороны как Министерства науки и технологий РФ, так и Астраханской области позволили в сложных экономических условиях работы сохранить существенную и наиболее активную часть научного и научно-технического потенциала Астраханской области.
В то же время, научна, научно-техническая деятельность, в том числе и в регионе, остается еще мало привлекательной для высококвалифицированных специалистов, особенно для талантливой молодежи, что не способствует развитию в полной мере региональной науки.
Настоящая региональная концепция сохранения и развития научной, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области на 1999 - 2005 годы разработана комитетом экономики и инвестиционной политики администрации области в развитие концепции российской науки (1998 г.), постановления Правительства Российской Федерации по поддержке отечественной науки, концепции инновационной деятельности в Российской Федерации (1999 г.), Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (1998 г.) и предусматривает содействие развитию и сохранению наиболее результативной части научного, научно-технического и инновационного потенциала Астраханской области.
Концепция распространяется на научные учреждения, вузовский сектор науки и инновационные организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.
II. Исходная база для сохранения и развития науки, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области
Исходной базой для этой цели являются государственные законодательные и нормативные акты по науки и инновационной деятельности, федеральная целевая программа социально-экономического развития Астраханской области до 2000 года, нормы социальной защиты и охраны прав научных работников.
Научный, научно-технический и инновационный потенциал Астраханской области - это более 50 учреждений научной сферы, в том числе 13 научных учреждений отраслевого профиля, научные центры в государственных вузах (филиалах), более 30 малых научно-технических и инновационных предприятий и творческих коллективов.
Основной объем научно-исследовательских работ (НИР) падает на государственный сектор науки (до 75%), до 15% от общего числа НИР приходится на временные научные коллективы, в том числе и малые научно-технические предприятия. Государственная поддержка в научных учреждениях региона составляет до 50% от общего объема финансирования НИОКР, поддержка из областного бюджета составляет не более 3 - 4% от общего объема финансирования НИОКР. На хозрасчетную тематику в области приходится от 15 до 20% всех выполняемых в научной сфере НИОКР. Инвестиции в науку в регионе и различных источников финансирования практически составляют весьма незаметную долю (до 5 - 6%) всего объема финансирования региональной науки.
Научный потенциал Астраханской области включает в себя свыше 50 академиков и членов-корреспондентов различных академий (в том числе и международных), более 100 профессоров и докторов наук, более 600 кандидатов наук и доцентов. Число обучающихся в аспирантурах за последние два года выросло с 220 до 302 человек. Особенно острым вопросом в организации научно, научно-технической и инновационной деятельности в Астраханской области остается ее финансирование.
В последние годы финансовая поддержка деятельности государственных научных учреждений, в том числе и в академической системе, сократилась почти на 55%. Недофинансируется содержание инфраструктуры научных организаций. Поддержка конкурсных инициативных НИОКР, выполняемых различными научными коллективами, из областного бюджета также весьма незначительна и носит эпизодических характер.
Наиболее острым вопросом функционирования учреждений научной сферы остается также и вопрос практического использования научно-технических разработок. До настоящего времени в Российской Федерации не создан механизм реализации результатов НИОКР, порядок отбора и финансирования инновационных проектов, механизм введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных в результате проведения НИОКР и государственного заказа науке. Все это отрицательно складывается на результативности российской науки.
III. Основные задачи разработки концепции
Основной задачей разработки региональной концепции сохранения и развития научной, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области на 1999 - 2005 годы является обеспечение условий для превращения региональной науки в действенный ресурс социально-экономического обновления Астраханской области, укрепление и наращивание ее интеллектуального и экономического потенциала. Она включает:
- формирование мобильного научно-технического потенциала, отвечающего экономическим и ресурсным возможностям Астраханской области;
- повышение эффективности использования научно-технического потенциала;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки научных кадров;
- определение приоритетов в научной деятельности и концепции на них имеющихся ресурсов;
- ориентирование научно-технического потенциала на решение задач, поставленных в федеральной целевой программе социально-экономического развития Астраханской области на 1997 - 2000 годы;
- обеспечение свободы научного и технического творчества;
- согласованность в действиях с Министерством науки и технологий РФ и академиями наук;
- взаимоинтеграцию академического, вузовского и отраслевого секторов наук;
- совершенствование межрегионального и международного научно-технического сотрудничества;
- совершенствование системы финансирования НИОКР, проводимых различными научными учреждениями и вузами области.
IV. Активизация государственной научной и научно-технической политики
Главное звено активной научной политики в системы ее реализации - государственный заказ науке, определяемый стратегией развития Астраханской области.
Администрация области в целях оказания финансовой поддержки наиболее актуальных тематических направлений НИОКР, начиная с 1998 года, проводит конкурсы с выдачей грантов их победителям. Конкурсный отбор таких работ проводится открыто на основе независимой экспертизы, определяющей обоснованность предложений и их соответствие основным критериям: перспективность выбранного направления, обеспечение экономической и оборонной безопасности, эффективность использования бюджетных ассигнований, потребность рынка.
Органы государственной власти в регионе обязаны поддерживать инициативу научного сообщества Астраханской области, а также деятельность общественного сектора организации науки, включающего отделения академий, научные сообщества, ассоциации и т.д.
Первейшую необходимость в поддержке НИОКР, выполняемых в рамках федеральных и региональных целевых программ администрации области видит в обеспечении концентрации средств по наиболее актуальным и близким к завершению темам, поддерживаемым научными и внебюджетными фондами. В ходе реформы региональной науки, проводимой в рамках федеральной концепции реформирования науки и настоящей концепции, необходимо усилить процесс ее интеграции с образованием, превращение вузов в мощные центры научно-инновационного развития. Ориентиром здесь должная стать уже апробированная в ряде университетов и вузов России практика, при которой ведущие научные сотрудники научно-исследовательских учреждений участвуют в подготовке научных кадров, а преподаватели и студенты активно работают над современными научными проблемами в академических и отраслевых лабораториях, в научных организациях в составе вузов Астраханской области.
Реализацию областной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" следует рассматривать как важный шаг в этом направлении.
Действительным механизмом реализации государственного заказа науки должная стать контрактная системы в сфере проведения НИОКР. Она должная основываться на системе публичных конкурсов, предметом которых станет право заключения на выполнение НИОКР по заданию заказчика. Освоение и использование их результатов будут способствовать решению социально-экономических задач Астраханской области, защите интеллектуальной собственности, отработке механизма долевого участия внебюджетных источников в финансировании НИОКР.
В дальнейшем необходимо расширение различных международных и межрегиональных научно-технических связей с различными образовательными и научными учреждениями Астраханской области. Необходимо выработать региональную политику в области международного научно-технического сотрудничества в полном соответствии с региональными интересами и региональной геополитической ситуацией Астраханской области, ориентируя ее на совместимые конкурентоспособные разработки и продвижение продукции астраханских ученых на рынке. Особая роль должная отведена научно-техническому сотрудничеству со странами СНГ, особенно с приграничными (Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Киргизстан). При этом должна быть обеспечена свобода выбора партнеров в научно-техническом сотрудничестве, направлений, форм коопераций и т.п.
Участие астраханских ученых в международном научно-техническом сотрудничестве должно содействовать дальнейшей интеграции региональной науки в мировую систему разделения труда в сфере науки и техники, а также разрешению внедрения научных достижений в Астраханской области.
Выработка, реализация и корректировка региональной научно-технической политики должная проводиться с широким участием всех заинтересованных в ней сторон: администраций районов, города и области, департамента общего и профессионального образования администрации области, совета ректоров вузов области, промышленных предприятий, банковского капитала, представителей малого бизнеса.
Наиболее активную роль здесь должны сыграть совет директоров научно-исследовательских, опытно-конструкторских организаций и ректоров вузов Астраханской области, созданный при комитете экономики и инвестиционной политики администрации области в соответствии с постановлением главы администрации области от 28.09.98 N 422, научные союзы и ассоциации, отделения общественных академий наук.
V. Укрепление взаимосвязей науки и общества
Известно, что наука является неотъемлемой составляющей общественного воспроизводства и должная рассматриваться как полноправная часть экономики. Необходимо помнить, что научные звания непосредственно воздействуют на общественную, духовную и политическую жизнь любого региона. В современном обществе наука усиливает свое воздействие на систему государственного управления. Успех политических, управленческих и организационных решений уже сейчас зависит от того, насколько они опираются на научную методологию, экономические расчеты. Необходимо всячески поддерживать составление научно-технических прогнозов в составе прогнозов в составе прогнозов социально-экономического развития Астраханской области для принятия различных управленческих решений, развивать научные исследования в областях: национальные и межнациональные отношения, история Астраханского края, перспективные направления развития экономики в Астраханской области и т.д.
В Астраханской области должная постоянно расширяться образовательная и просветительская функции науки (популяризация в наиболее доступной форме научно-технических достижений ученых региона в средствах массовой информации). Необходимо конкретно показывать обществу эффективность проведения научных исследований, на которые были потрачены средства областного бюджета, а также те выгоды, которые Астраханская область получит от их реализации.
Комитету экономики и инвестиционной политики администрации области совместно с ученными следует совершенствовать свои действия по популяризации научно-технических достижений, созданных учеными Астраханской области.
VI. Реструктуризация сети научных организаций
Основой государственной политики в научно-технической сфере является формирование эффективного государственного сектора науки с учетом имеющихся в регионе финансовых и кадровых возможностей, а также потребностей производства.
Государственный сектор науки Астраханской области должен объединять научно-исследовательские организации, имеющие значительные научные заделы и способные по своему оснащению и кадровому потенциалу обеспечить их продвижение в производство, в социальную и управленческую практику в регион, а также на межрегиональный уровень научно-технической продукции. Ограниченность бюджетных возможностей Астраханской области требует реформирования сети учреждений и пересмотра приоритетов финансирования научной тематики.
Формирование сети научных организаций в Астраханской области предусматривает:
- инвентаризацию имеющихся на территории области научных организаций и анализ их деятельности;
- организацию подготовки и представления научных учреждений разных организационно-правовых форм и форм собственности государственной аккредитации и тем самым признание их научного статуса и правомерности предоставления им установленных действующим законодательством различных льгот;
- выдачу предложений о наиболее целесообразных путях функционирования научных учреждений (не федеральной, а региональной подчиненности), в том числе и по их перепрофилированию в связи с утратой своего научного профиля, не получающих в течение длительного времени высоких научно-технических результатов.
К учреждениям, подлежащим реформированию в той или иной степени, следует отнести: АО "АНИИТИВУ", АО "АстрНИИБ", АО "АЦКБ", Астраханский исследовательский комплексный отдел "Транснефтеавтоматика" и ряд малых предприятий научного профиля, которые в настоящее время не определялись в своей научно-технической деятельности как научные организации и значительно утратили свою научную значимость. В то же время, необоснованное сокращение организаций научной сферы недопустимо, так как может лишить региональную науку перспектив развития.
Таким образом, основная задача структурной перестройки региональной науки состоит в том, чтобы добиться повышения эффективности научных исследований, обеспечения исследований по тематике, отражающей социально-экономическую потребность Астраханской области на ближайшую перспективу, и привлечения в научную сферу новых финансовых источников.
Начальным этапом в реструктуризации сети научных организаций Астраханской области, как и во всей России, является их инвентаризация, носящая в регионе обязательный характер, и по итогам которой должно быть принято решение о месте научной организации в научной сфере Астраханской области, а также целесообразности их государственной аккредитации.
Реструктуризация государственного сектора осуществляется федеральными органами управления наукой (по подчиненности).
VII. Кадровое обеспечение и социальная политика в научной сфере
Главным условием улучшения кадровой ситуации является восстановление в обществе престижности научного труда и соответствующей этому труду оплаты. Только решив данную проблему, можно привлечь в научную сферу наиболее талантливую молодежь, окончившую высшие учебные заведения как Астраханской области, так и других регионов. Следует оказывать финансовую поддержку научно-педагогическим кадрам государственных вузов Астраханской области, постоянно совершенствуя формы такой поддержки и направляя ее на получение высоких научных результатов.
В качестве первоочередных мер, способных смягчить кадровые проблемы, следует считать уже начавшийся в ряде вузов области (АГПУ, АГТУ и АГМА) процесс их интеграции с учреждениями академической и отраслевой науки, который необходимо углублять и расширять в процессе государственной аккредитации учреждений научной сферы.
Существенное значение для закрепления в науке молодежи имеет разработанная и осуществляемая областная целевая программа по государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки в Астраханской области на 1997 - 2000 годы и функционирующая поддержка интеллектуального потенциала вузов Астраханской области. Администрация области будет и в дальнейшем поддерживать талантливую молодежь, обучающуюся в аспирантуре и докторантуре.
Крайне необходимо повышение уровня реализации этих программ внимания и ответственности со стороны органов управления образованием, органов исполнительной власти в районах, города и области в целом. Необходимо увеличение финансирования нужд региональной науки в размере 0,5% с 2001 года и доведением до 1,0% в 2005 году от расходной части областного бюджета.
Следует поддерживать подготовку научных кадров как через аспирантуры вузов области, так и через сеть аккредитованных государственных научных организаций России, имеющих собственную аспирантуру.
Необходимо также начать и в дальнейшем совершенствовать подготовку кадров, в том числе и управленческого персонала, для сферы науки и инновационной деятельности на основе новых обучающих технологий.
Структурообразующим ядром научных коллективов являются кадры высшей квалификации - доктора наук, профессора, возглавляющие научные коллективы и имеющие перспективных учеников. При выделении средств на поддержку научных коллективов из областного бюджета в последующие годы следует учитывать число докторов, профессоров и кандидатов наук в них. Одновременно следует принимать во внимание наличие в организации резерва талантливой молодежи.
В условиях дефицита ресурсов возрастает роль системы аттестации научных кадров, которая призвана содействовать выявлению наиболее продуктивных исследований.
Особой всеобщей заботой администрации области, департамента общего и профессионального образования должная стать систематическая работа со школьниками и студентам вузов в целях выявления и подготовки к творческой работе одаренных подростков. В вузах области, колледжах, ПТУ, школах необходимо поддерживать научные общества учащихся, студентов, систему конкурсов научных проектов, олимпиад всех уровней и организацию научно-популярных лекций ведущих ученых для учителей и школьников. Большая часть этих мероприятий должна быть выполнена по линии департамента общего и профессионального образования администрации области, комитетов экономики и инвестиционной политики и по делам молодежи администрации области, вузов области.
VIII. Повышение инновационной активности
В основу развития инновационной инфраструктуры должно быть положено создание инновационно-технологических центров (ИТЦ) и (или) научно-технологических парков (НТП) с последующим их подключением в инновационную сеть России. Приоритетная роль в развитии инновационной деятельности принадлежит Астраханскому государственному техническому университету и Астраханскому инженерно-строительному институту.
При дефиците собственных денежных средств у предприятий и ограниченности государственной поддержки для активизации инновационной деятельности крайне необходимо привлечение финансов из негосударственных источников (коммерческие банки, средства предпринимателей и т.п.).
Учитывая, что учреждения научной и научно-технической сферы Астраханской области обладают большим потенциалом для разработки высокоэффективных технологий и новой техники, они могут стать весьма привлекательными для сферы вложения различными инвесторами.
Следует значительно активизировать работу представительства (при комитете экономики и инвестиционной политики администрации области) фонда содействия развитию малых форм предприятий и научно-технической сфере. Наиболее эффективный путь внедрения научных разработок - через сеть малых и средних инновационных фирм, способных в короткие сроки и с минимальными затратами разрабатывать конкурентоспособную наукоемкую продукцию. Широкое развитие инновационного предпринимательства в Астраханской области позволит вовлечь в процесс рыночных преобразований и оживления региональной экономики большой научно-технический потенциал.
Крайне необходимо принять действенные меры по защите патентного пространства в регионе и, в частности, по защите прав обладателей интеллектуальной собственности на территории Астраханской области. В этих целях необходимо активизировать деятельность патентных служб (служб правовой охраны объектов промышленной собственности) и улучшить методическое руководство их деятельностью со стороны комитета экономики и инвестиционной политики администрации области.
Следует расширять исследование объектов промышленной собственности при реализации внедрения инновационных проектов.
IX. Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности
Первоочередными задачами совершенствования системы финансирования региональной науки в условиях ее реформирования должны стать повышение эффективности работы в условиях ограниченных средств и приоритетности выполняемых исследований и разработок.
Необходимы расширение и конкретизация работ, связанных с деятельностью различных инновационных предприятий. Финансирование деятельности предприятий малого бизнеса в научно-технической сфере должно осуществляться из следующих источников:
- кредиты банков и различных фондов;
- кредиты фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
- бюджетные ассигнования (федерального и областного бюджетов) на конкурсной основе;
- спонсорские средства, в том числе и международные;
- внебюджетные средства науки, техники и инновационной деятельности и других.
Необходимо создание в 2000 году Астраханского областного внебюджетного фонда поддержки науки и инновационной деятельности в соответствии с принятым в декабре 1998 года Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".
Инновационная политика в Астраханской области должна в полной мере соответствовать концепции инновационной деятельности в Российской Федерации, утвержденной правительством Российской Федерации в 1999 году.
Необходимо выделить к 2005 году на нужды региональной науки и инновационной деятельности не менее 1,0% от расходной части областного бюджета, что согласуется с требованиями Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", в котором предусмотрено выделение на науку до 4% от расходной части федерального бюджета.
Следует обеспечить стабильность выделения средств, безусловное исполнение планов и целевых назначений в области финансовой поддержки науки и инновационной деятельности.
В дальнейшем, по мере стабилизации экономики области следует установит долю расходов на науку и инновационную деятельность на уровне 1,0% от расходной части областного бюджета. Только такая поддержка научной и инновационной сфер сможет содействовать ее сохранению и приумножению.
Необходимо также направлять бюджетные средства в первую очередь на поддержку научных исследований по тем направлениям, в которых уже наметился научный и технический прорыв.
Следует разработать и внедрить в практику проведения прикладных исследований положение об их финансировании на возвратной основе по конкурсу в форме льготных кредитов и субсидий администрации области.
Для прикладных исследований исключительно важное значение имеют внебюджетные фонды НИОКР. Именно они могут и должны стать стимуляторами развития рынка технологий в Астраханской области. Поэтому необходимо принять меры по разработке нормативно-правовых актов, в том числе и по механизму финансирования таких фондов, с учетом федеральных законов и нормативных материалов по вопросам науки и инновационной деятельности.
Необходимо обеспечить максимально возможную степень объективности при проведении конкурсных отборов проектов путем привлечения наиболее компетентных и независимых экспертов, их периодическую ротацию, совершенствование методики экспертизы.
Следует привлекать частные инвестиции предпринимателей наиболее взаимовыгодных условиях для вложения их в региональную науку и инновационную деятельность.
Следует считать перспективным финансирование важнейших НИОКР государственным и коммерческим секторами, позволяющее согласовать общественные и частные интересы, интегрировать государственные приоритеты с предпринимательской инициативой.
Вся система областного бюджетного финансирования научно-исследовательских работ и расходования организациями выделенных ассигнований должная быть "прозрачной" для того, чтобы исключить злоупотребления, обеспечить эффективность использования бюджетных средств. Важным катализатором финансирования региональной науки является реформирование местного налогообложения для научных организаций и системы управления наукой, что должно стать первоочередной задачей комитета экономики и инвестиционной политики администрации области.
X. Развитие информационного обеспечения науки и инновационной деятельности
Эффективность научной и инновационной деятельности в решающей степени определяется возможностью доступа к научно-технической информации. Как известно, информационный обмен влияет на научно-информационную деятельность и превышает его в один из важнейших элементов научной инфраструктуры.
Необходимо разработать и принять меры по восстановлению притока научной литературы и периодики, в первую очередь, в областную научную библиотеку им. Крупской. Следует предусматривать, начиная с 2001 года, в областном бюджете средства на приобретение необходимой патентной и научно-технической литературы для ученых города и области.
Необходимо также признать целесообразным расширение издания на полиграфических базах вузов Астраханской области научных сборников, брошюр, монографий местных ученых по приоритетным направлениям науки. Координаторам данной работы должны выступать департамент общего и профессионального образования и комитет экономики и инвестиционной политики администрации области.
Следует в дальнейшем уделять наибольшее и пристальное внимание внедрению новых информационных технологий, что позволит организовать непрерывный мониторинг состояния научно-технического потенциала, включив такие его аспекты, как статистика науки и инноваций. Использование информационных технологий в науке должно обеспечивать более тесное взаимодействие науки, образования, промышленности, социальной сферы, повысить качество исследований и разработок и ускорить реализацию наукоемкости инвестиционных проектов.
Международное сотрудничество в информационной области является важным аспектом. Учитывая возможность разработки учеными Астраханской области и учеными других стран различных научных проблем, необходимо совершенствование сотрудничества ив информационной области. На повестку дня такого сотрудничества выходят вопросы использования полученных результатов и распределения прав на объекты интеллектуальной собственности.
XI. Совершенствование нормативно-правовой базы региональной научной и инновационной сферы
Основными нормативно-правовыми документами для региональной науки и инновационной деятельности являются:
- Доктрина развития российской науки;
- Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (с дополнениями и изменениями 1998 года);
- постановление Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации "О концепции инновационной политики РФ на 1998 - 2000 годы" (N 832 от 24 июля 1998 года).
Изменение в регионе социально-политической и экономической ситуации требует корректировки и совершенствования нормативно-правовой базы науки. В качестве конкретных шагов необходимо назвать разработку и принятие в регионе следующих нормативно-правовых документов:
- закон Астраханской области об инновационной деятельности и инновационной политике;
- закон Астраханской области о внебюджетном фонде поддержки науки и инновационной деятельности;
- положение об инновационной деятельности в Астраханской области;
- положение об охране прав владельцев интеллектуальной собственности;
- положение о порядке введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 8 октября 1999 г. N 360 "О региональной концепции сохранения и развития научной, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области на 1999 - 2005 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Астраханской области от 25 мая 2010 г. N 201 настоящее постановление признано утратившим силу