Постановление главы администрации Астраханской области
от 17 ноября 1999 г. N 418
"О предоставлении субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг при реформировании жилищно-коммунального хозяйства области"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 16 июня 2003 г. N 265 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" и в целях социальной поддержки населения области постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов области:
2.1. При формировании на основе действующей бюджетной классификации расходных статей бюджета района (города) предусмотреть выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
2.2. Обеспечить предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам в соответствии с установленными тарифами на жилищно-коммунальные услуги. Органы местного самоуправления имеют право в течение переходного периода устанавливать размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.
При этом установление предельных размеров доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ниже федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения средств.
2.3. При поэтапном прекращении перекрестного субсидирования платы за газ. электрическую энергию и другие коммунальные услуги одновременно отражать в счете-квитанции на оплату гражданами указанных коммунальных услуг соответственно пересчитанные платежи граждан и ежемесячные субсидии.
В отношении отдельных видов коммунальных услуг могут быть введены в установленном порядке дополнительные меры социальной защиты граждан, связанные с оплатой этих услуг. При расчете субсидий, предоставляемых в соответствии с Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным настоящим постановлением, такие дополнительные меры социальной защиты не учитываются.
2.4. Осуществлять выдачу необходимых справок для оформления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам бесплатно.
3. Признать утратившим силу постановление главы администрации области от 14.08.97 N 346 "О предоставлении субсидий малообеспеченным гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг при реформировании жилищно-коммунального хозяйства".
4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Жилкина А.А.
Глава администрации области |
А.П. Гужвин |
Положение
о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья
и коммунальных услуг
(утв. постановлением главы администрации области от 17 ноября 1999 г. N 418)
I. Общие положения
1.1. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее именуются - субсидии) предоставляются гражданам органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.
При этом в семье, в которой совокупный доход на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума, собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на одного человека.
1.2. Предоставление субсидий осуществляется в установленном порядке в соответствии с ежегодно утверждаемыми федеральными (территориальными) стандартами:
См. также постановление главы администрации области от 27.04.94 г. N 138, постановление администрации города Астрахани от 25.08.94 г. N 3832
- социальной нормы площади жилья;
- предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья;
- максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
1.3. При расчете величины субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.) недопустимо исключение отдельных видов фактически предоставляемых услуг. При этом величина ежемесячных субсидий на оплату указанных услуг, определяемая в установленном порядке, должна указываться в соответствующем платежном документе (счете-квитанции).
2. Субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах (включая общежития), относящиеся к жилищному фонду, независимо от формы собственности.
Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем, утрачивают право на субсидию.
При этом граждане, проживающие в жилищном фонде индивидуальной застройки, могут претендовать на субсидию только в случае потребления коммунальных услуг (в части оплаты стоимости этих услуг в пределах нормативов потребления).
3. Гражданам, проживающим в домах ведомственной принадлежности жилищные субсидии могут быть рассчитаны работниками районных служб по жилищным субсидиям после заключения договоров с собственниками жилищного фонда на выполнение такого вида работ. Финансирование затрат в данном случае будет произведено за счет средств балансодержателя независимо от форм собственности.
4. Размер субсидии определяется в соответствии с методикой назначения и расчета субсидий.
II. Порядок обращения граждан (квартиросъемщиков) и представление документов для назначения жилищной субсидии
2.1. По вопросу назначения жилищной субсидии граждане обращаются в районные отделы адресной поддержки - службы (секторы) по жилищным субсидиям, где специалисты во время собеседования разъясняют цель данной процедуры, основные принципы назначения, проводят предварительный расчет субсидий.
2.2. Для оформления жилищной субсидии заявитель должен представить в службу по субсидиям не позднее 20 числа текущего месяца следующие документы:
- заявление установленной формы;
- справку из жилищно-эксплуатационного предприятия (паспортной службы), содержащую сведения о составе семьи, прописанной на данной жилплощади;
- расчетную книжку с калькуляцией расходов на оплату жилья и коммунальных услуг (лица, имеющие льготы - с учетом предоставленных льгот);
- документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи по каждому источнику их получения в отдельности (за предыдущие 3 месяца), а трудоспособные неработающие - справку из районного центра (службы) занятости населения;
- справку о форме собственности занимаемого жилого помещения (при необходимости).
2.3. В некоторых случаях при определении совокупного дохода семьи, состава семьи и т.п. проводится обследование материально-бытового положения семьи с составлением акта обследования. Обследование проводится комиссией в составе представителей управлений (отделов соцзащиты, служб по жилищным субсидиям, работников ЖЭУ, администраций села, района, города.
2.4. Не допускается отказ в выдаче субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность к оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это даст возможность исключить просроченную задолженность наименее обеспеченных семей.
III. Порядок рассмотрения документации и назначения квартиросъемщику жилищных субсидий
3.1. Период с момента регистрации заявления граждан в случае представления всех необходимых документов в полном объеме (до окончательного расчета и назначения субсидии) не должен превышать 10 дней.
3.2. Специалист районной службы (сектора) по жилищным субсидиям на основании полученных документов производит начисление субсидии и заполняет графу "субсидия" расчетной книжки квартиросъемщика, либо выдает расчетный листок.
3.3. Завершающим этапом оформления документации на предоставление жилищных субсидий является оформление распоряжение и реестра, направленного службой по жилищным субсидиям в административно-муниципальные образования.
IV. Порядок перерасчета жилищных субсидий
4.1. Началом срока предоставления жилищных субсидий является первое число текущего месяца в случае подачи документов до 20 числа месяца и первое число последующего месяца в случае подачи документов после 20 числа месяца.
4.2. Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется сроком на три месяца.
4.3. В случае введения новых тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг перерасчет размера жилищных субсидий производится автоматически (при изменении доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг перерасчет размеров жилищных субсидий производится по заявлению квартиросъемщика в сроки, определенные п. 3.1 настоящего Положения).
4.4. По истечении трех месяцев с момента назначения субсидии гражданин должен представить в службу (сектор) по жилищным субсидиям обновленные документы, необходимые для нового ее оформления.
4.5. Выплата субсидий прекращается:
- по желанию заявителя;
- при перемене места жительства;
- при представлении семьей ложной информации, повлекшей необоснованную выплату субсидии.
V. Ответственность и права граждан, претендующих на субсидии:
5.1. В случае умышленного занижения реальных доходов ответственный квартиросъемщик и его семья лишаются права на получение субсидии сроком на 1 год с возмещением незаконно полученных сумм субсидии путем зачетов при последующей оплате за квартиру. При повторном нарушении квартиросъемщик и его семья лишаются права на получение субсидии на весь период проживания на данной площади.
Причиненный ущерб может быть взыскан в судебном порядке.
5.2. При отказе в назначении жилищной субсидии гражданин вправе потребовать в письменной форме подтверждения этого факта.
5.3. При обнаружении ошибок в расчета субсидии, либо при отмене ее назначений в текущем месяце производится корректировка предыдущих расчетов.
VI. Определение состава семьи при исчислении совокупного дохода
6.1. При исчислении среднего совокупного дохода семьи в составе членов семьи учитываются: супруги, их дети, родители и другие родственники, иждивенцы, прописанные совместно с нанимателем (собственником) жилья и оплачивающие жилье и коммунальные услуги по единому лицевому счету, а также иные лица, имеющие в соответствии с законами и иными нормативными актами равные с нанимателем жилья и остальными членами его семьи права пользования жилым помещением.
6.2. В случае, если по одному адресу проживают несколько семей (лиц), которые имеют отдельные лицевые счета (коммунальная квартира), то доходы учитываются отдельно по каждому лицевому счету.
6.3. В составе семьи не учитываются отсутствующие длительный срок лица, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется право на жилую площадь (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; лица, находящиеся в местах лишения свободы; дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях; лица, находящиеся в розыске и т.п.).
При этом в расчете компенсации необходимо исходить из социальной нормы жилой площади на семью без отсутствующего длительное время члена семьи. При составе семьи в два человека, один из которых длительно отсутствует по вышеприведенным причинам, присутствующий член семьи не считается одиноко проживающим.
6.4. Состав семьи определяется на начало месяца, в котором последовало обращение за субсидией.
VII. Доходы семьи, учитываемые при расчете жилищных субсидий
7.1. При расчете жилищных субсидий учитываются все виды доходов, подлежащих налогообложению в соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц", в том числе:
- заработная плата, начисленная в соответствии с принятыми на предприятии, в учреждении, в организации (независимо от форм собственности) системами и формами оплаты труда;
- все виды надбавок и доплат к тарифным ставкам и должностным окладам;
- стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;
- все виды премий и вознаграждений;
- оплата ежегодных и дополнительных отпусков, денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
- оплата за работу в выходные, праздничные дни, в сверхурочное время;
- выходные пособия при прекращении трудового договора; выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности работников и штатов;
- пособия по социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком в период его болезни);
- материальная помощь;
- доход от работы в частном бизнесе или от индивидуальной трудовой деятельности, получаемый в официально зарегистрированном месте работы;
- стоимость сельскохозяйственной продукции, выращенной в личном подсобном хозяйстве;
- доходы от акций и других ценных бумаг.
7.2. Кроме того, учитываются доходы, не подлежащие налогообложению:
- все виды пенсий, назначаемых в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации;
- единые ежемесячные пособия на детей в возрасте до 16 лет (учащимся - до окончания ими учебного заведения), выплачиваемые работодателями или органами соцзащиты населения в соответствии с действующим законодательством;
- стипендии, выплачиваемые аспирантам ВУЗов, колледжей и других учебных заведений;
- пособия по безработице, а также стипендии, получаемые в период профессионального обучения из фонда занятости населения;
- денежное довольствие военнослужащих российской армии, органов внутренних дел, службы безопасности, а также приравненных к ним категорий граждан;
- стоимость натурального довольствия, предоставляемого в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами, а также сумм, выплачиваемых взамен того довольствия;
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком;
- сумма полученных алиментов;
- денежные переводы из-за границы.
VIII. Доходы, не учитываемые в совокупном доходе семьи:
- для неработающих одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов - компенсационные выплаты к пенсиям, назначаемые в порядке, установленном федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации, в размерах, принятых на каждый из месяцев расчетного периода;
- разовые (единовременные) целевые и ежемесячные социальные выплаты, субсидии и т.п. малообеспеченным гражданам, выплачиваемые на основании постановлений и распоряжений администрации области, города и районов из фондов социальной поддержки населения и других внебюджетных источников;
- пособия по беременности и родам;
- ссуды, субсидии, кредиты, выданные на приобретение и строительство жилья, включая средства для вступления в жилищные кооперативы;
- вознаграждения за сданную кровь;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- единовременное пособие на погребение;
- целевая помощь, выданная на частичную компенсацию затрат, вызванных критической ситуацией;
- оплата командировочных расходов;
- сумма уплаченных алиментов;
- стипендии студенток - одиноких матерей.
IX. Исчисление дохода семьи
9.1. Среднемесячный совокупный доход семьи складывается из доходов всех членов семьи и исчисляется как сумма дохода за 3 календарных месяца, предшествовавших месяцу обращения за субсидией, деленная на количество месяцев в расчетном периоде.
9.2. Заработная плата и другие выплаты, произведенные по месту работы или иными учреждениями, начисленные, но фактически не выплаченные, учитываются в том месяце, в котором они были начислены.
9.3. Все справки, подтверждающие доход каждого члена семьи, должны быть заверены печатью и подписаны руководителем и главным бухгалтером.
9.4. Для лиц, не имевших доходов в течение последних трех календарных месяцев, вопрос о выплате жилищных субсидий выносится на рассмотрение районной комиссии по жилищным спорам и нестандартным ситуациям.
9.5. В случае развода супругов, отсутствия исполнительного листа и документов о получении алиментов в совокупный доход семьи включается сумма, равная минимальной заработной плате, на каждого ребенка.
9.6. В случаях, не оговоренных данным Положением, подсчет совокупного дохода производится по решению районных комиссий.
X. Методика расчета величины жилищной субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг
Величина субсидий рассчитывается по двум вариантам:
I вариант. Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, а максимально допустимая доля собственных расходов на доплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг ниже половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и максимально допустимой долей собственных расходов в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Для граждан, в семья которых совокупный доход семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, а максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг равна половине или выше половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и половиной установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
II вариант. Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека выше установленного прожиточного минимума, величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и максимально допустимой долей собственных расходов в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Примеры расчетов субсидий
I вариант
Пример 1. Семья из 3 человек проживает в благоустроенной 3-комнатной квартире площадью 54 кв. м. Совокупный доход 200 руб., что ниже установленного прожиточного минимума.
Максимальная допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи:
20019% = 38 руб. - ниже половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда
41 руб. 75 коп. (50% МЗП)
38 руб. < 41 руб. 75 коп.
Субсидия = Размер оплаты жилья и коммунальных услуг минус максимально допустимая доля собственных расходов в совокупном доходе семьи
Плата за жилищно-коммунальные услуги данной семьи в месяц составляют:
|
Водопровод и канализация |
- |
17 руб. 80 коп.3 чел. = 53 руб. 40 коп. |
|
Теплоэнергия |
- |
1 руб. 17 коп.54 кв. м = 63 руб. 18 коп. |
|
Электроэнергия |
- |
100 кВт36 коп. = 36 руб. |
|
Жилищные услуги |
- |
31 руб. 50 коп.54 кв. м = 17 руб. 01 коп. |
|
Газовая плита |
- |
3 руб. 66 коп.3 чел. = 10 руб. 98 коп. |
|
Вывоз сухого мусора |
- |
2 руб. 14 коп.3 чел. = 6 руб. 42 коп. |
|
Итого: |
|
186 руб. 99 коп. |
РС = 1286 руб. 99 коп. - 38 руб. = 148 руб. 99 коп.
Плата за жилье и коммунальные услуги за счет средств семьи составит:
ПС = П - РС = 186 руб. 99 коп. - 148 руб. 99 коп. - 38 руб. в месяц.
Пример 2. Состав семьи, жилищные условия те же, что и в предыдущем примере. Совокупный доход семьи 1000 руб. (1000 : 3 = 333 руб. 33 коп. - среднедушевой доход ниже прожиточного минимума). Максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи:
1000 руб. х 19% = 190% - выше половины МЗП
190 руб. > 41 руб. 75 коп.
где:
N - количество членов семьи.
РС = 186 руб. 99 коп. - 41 руб. 75 коп.3 чел. = 61 руб. 74 коп.
Тогда плата за жилье и коммунальные услуги за счет средств семьи составит:
ПС = 186 руб. 99 коп. - 61 руб. 74 коп. = 125 руб. 25 коп.
Пример 3. Одинокий пенсионер, получающий минимальную пенсию 304 руб., проживает в однокомнатной, благоустроенной квартире общей площадью 33 кв. м.
304 руб.19% - 57 руб. 76 коп.
57 руб. 76 коп. > 41 руб. 75 коп.
Плата за жилищно-коммунальные услуги составляет:
|
Водопровод и канализация |
- |
17 руб. 80 коп. |
|
Теплоэнергия |
- |
1 руб. 17 коп.33 кв. м = 38 руб. 61 коп. |
|
Электроэнергия (фактическая) |
- |
60 кВт36 коп. = 21 руб. 60 коп. |
|
Жилищные услуги |
- |
31 руб. 50 коп.33 кв. м = 10 руб. 40 коп. |
|
Газовая плита |
- |
3 руб. 66 коп. |
|
Вывоз мусора |
- |
2 руб. 14 коп. |
|
Итого: |
|
94 руб. 21 коп. |
РС = 94 руб. 21 коп. - 41 руб. 75 коп.1 чел. - 52 руб. 46 коп.
Тогда плата за жилье и коммунальные услуги за собственные средства составит:
АС = 94 руб. 21 коп. - 52 руб. 46 коп. = 41 руб. 75 коп.
II вариант
Пример 1. Состав семьи, жилищные условия те же, что и в предыдущих примерах. Совокупный доход семьи 3100 руб. (среднедушевой доход 3100 руб. : 3 = 1033 руб. 33 коп. - выше прожиточного минимума)
РС = 186 руб. 99 коп - 19%3100 = - 402 руб. 01 коп.
РС < 0, субсидия не положена.
В данном примере теоретически субсидия будет рассчитана со знаком + в случаях, если плата за ЖКУ составит выше 589 руб.
XI. Распределение субсидий
Распределение субсидий осуществляется пропорционально платежам граждан за жилье и коммунальные услуги в соответствии с платежным документом (счетом-квитанцией). Оплата жилищно-коммунальных услуг осуществляется семьей ежемесячно по предъявленному к оплате за жилищно-коммунальные услуги платежному документу (счету-квитанции), за вычетом начисленной субсидии.
Районные финансовые отделы ежемесячно перечисляют на расчетный счет жилищно-коммунальных, водоканализационных, газоснабжающих и энергоснабжающих предприятий денежные средства в сумме, равной величине жилищных субсидий, начисленных гражданам в соответствии со сводным реестром по району за текущий месяц.
XII. Права районных комиссий по жилищным спорам и нестандартным ситуациям
В целях создания эффективной системы мер воздействия на должников при оплате жилищно-коммунальных услуг, а также дополнительной защиты граждан от необоснованных санкций организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, контроль обоснованности применения мер принуждения к должникам целесообразно возложить на специальную комиссию (комиссию по жилищным спорам), куда следует включать представителей органов местного самоуправления, работников территориальных государственных жилищных инспекций, органов социальной защиты населения, налоговой инспекции, а также юристов.
К компетенции комиссии могут быть отнесены:
- проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;
- консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействие в получении этой помощи;
- организаций добровольного обмена жилыми помещениями;
- формирование обменного жилищного фонда для переселения;
- выявление нанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация подачи судебного иска.
Данная комиссия наделяется правами решения всех спорных вопросов по назначению субсидий в случае нестандартных ситуаций, не оговоренных данным Положением. Решения, принятые комиссией, являются обязательными для выполнения районными службами (секторами) по жилищным субсидиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 17 ноября 1999 г. N 418 "О предоставлении субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг при реформировании жилищно-коммунального хозяйства области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Астраханской области от 16 июня 2003 г. N 265 настоящее постановление признано утратившим силу
Зарегистрировано в Федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов РФ 26 ноября 2001 г.
Регистрационный N ru30000199900128