Постановление главы администрации Астраханской области
от 27 декабря 1999 г. N 467
"Об областной целевой программе "Развитие земельной реформы в Астраханской области на 2000 - 2002 годы"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 23 марта 2007 г. N 120 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2000 годы" и в целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами, усиления контроля за использованием и охраной земель постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие земельной реформы в Астраханской области на 2000 - 2002 годы" (далее именуется - Программа).
2. Определить заказчиком - координатором Программы комитет по земельным ресурсам и землеустройству области (Животов), заказчиком по соответствующему направлению Программы - департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области (Нестеренко).
3. Комитету экономики и инвестиционной политики администрации области (Максимова) включить Программу в перечень областных целевых программ.
4. Финансовому управлению администрации области (Евлашев) обеспечить выделение средств на реализацию основных положений Программы на 2000 - 2002 годы.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области до 15.01.2000 разработать и представить в администрацию области план действий по реализации Программы на своей территории.
Глава администрации области |
А.П. Гужвин |
Областная целевая программа
"Развитие земельной реформы в Астраханской области на 2000 - 2002 годы"
(утв. постановлением главы администрации области от 27 декабря 1999 г. N 467)
Паспорт
областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Астраханской области на 2000 - 2002 годы"
Наименование Программы |
|
- областная целевая программа "Развитие земельной реформы в Астраханской области на 2000 - 2002 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы |
- распоряжение главы администрации Астраханской области от 14.10.99 N 1368-р "О разработке областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Астраханской области на 1999 - 2002 годы" |
|
Государственный заказчик Программы |
- комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области (координатор), департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области |
|
Основные разработчики Программы |
- комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области комитет экономики и инвестиционной политики администрации области, департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области, областной кадастровый центр "Земля" |
|
Цели и задачи Программы |
- повышение эффективности использования земель, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производственного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста |
|
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2000 - 2002 годы: I этап - 2000 год; II этап - 2001 - 2002 годы |
|
Перечень основных мероприятий Программы |
- разработка и совершенствование на всех уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений; |
|
- создание механизма, реализующего права собственников земельных долей; | ||
- создание механизма, обеспечивающего приватизацию городских земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий и развитие оборота земель в городах и поселках; | ||
- разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности; | ||
- создание инфраструктуры рынка земли; | ||
- развитие механизма ипотечного кредитования; | ||
- ведение государственного земельного кадастра; | ||
- совершенствование системы земельных платежей; | ||
- зонирование территории; | ||
- проведение массовой оценки земель; | ||
- картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы; | ||
- ведение мониторинга земель; | ||
- техническое оснащение службы государственного контроля за использованием и охраной земель, создание денежного фонда охраны земель; | ||
- проведение информационно-разъяснительной работы среди населения; | ||
- создание специализированных информационно-консультационных центров; | ||
- организация в высших и средних специальных учебных заведениях лабораторий современных геоинформационных технологий; | ||
- подготовка и переподготовка кадров; | ||
- установление правил бухгалтерского учета для сельскохозяйственных организаций, отражающих операции с земельными долями; | ||
- разработка и осуществление программы по картографическому обеспечению учета использования земель и инвентаризации земель поселений |
(млн. руб.)
Объемы и источники финансирования |
2000 - 2002 годы |
2000 год |
Всего |
87,81 |
26,69 |
в том числе: |
|
|
федеральный бюджет |
21,7 |
7,3 |
областной бюджет |
10,12 |
3,49 |
местный бюджет |
48,49 |
13,4 |
Прочие источники |
7,5 |
2,5 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: |
|
- закрепление конституционных прав граждан свободно распоряжаться участком земли и земельной долей под жестким контролем государства; |
- разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности; | ||
- развитие ипотеки земли и создание благоприятных условия для инвестиций; | ||
- эффективное и рациональное использование земельных ресурсов на всех уровнях управления ими; | ||
- увеличение поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджета |
Введение
В области завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные изменения форм собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под строительство жилья, сады, огороды, на расширение личных подсобных хозяйств и организацию крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако земельная реформа в области не доведена до конца. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее работающим хозяйственникам. Система гарантий прав на земельные участки отсутствует, что снижает интерес инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений областной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Астраханской области.
Перед руководством области стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания областной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли и не противоречила бы российской национальной системе землепользования.
Областная целевая программа "Развитие земельной реформы в Астраханской области на 2000 - 2002 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.99 N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" и распоряжением главы администрации Астраханской области от 14 октября 1999 г. N 1368-р "О разработке областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Астраханской области на 1999 - 2002 годы".
I. Основные положения программы
1.1. Основные итоги земельных преобразований в Астраханской области в 1991 - 1998 годах
В ходе земельной реформы к началу января 1999 года произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация 145 колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 823,4 тыс. га их земель. В итоге 87,7 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован ряд крестьянских (фермерских) хозяйств (1779), в распоряжении которых передано 214,4 тыс. га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 88 тыс. га. В собственность граждан передано 91,9 тыс. гектаров или 27 процентов всех сельскохозяйственных угодий области, из них 11,9 тыс. га - для развития садоводства, огородничества, 11,1 тыс. га - для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, 67,3 тыс. га - крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено 54 земельных участка под такими предприятиями и объектами на площади 296,6 га.
Органам местного самоуправления (445 населенных пунктов) передано в ведение 565,2 тыс. га земель. В городах и поселках городского типа из 69,6 тыс. га земли в собственность граждан и юридических лиц передано 4,0 тыс. га или 5,7%.
В основном решена проблема обеспечения граждан земельными участками. 311,1 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства. В настоящее время в их собственности, владении, пользовании находится 26,5 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств возрос с 0,06 до 0,11 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,08 га.
Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 291,8 тыс. гражданам (17,8%) и 9,5 тыс. юридическим лицам (2,2%) и крестьянским хозяйствам.
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней:
в 1995 году - 29,9 млн руб.;
в 1996 году - 33,7 млн руб.;
в 1997 году - 97,5 млн руб.;
в 1998 году - 76,7 млн руб.
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно растет, и в настоящее время достигло 3978 в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом осуществлялись непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.
В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства. На областном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программа и план реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.
Принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю во все уровни бюджетов, часто расходуются не по целевому назначению, тем самым нарушается законодательство.
До сих пор отсутствуют правовая база и механизмы разграничения земель по видам собственности на государственную и муниципальную.
В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач:
- собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению;
- переход земель к эффективно хозяйствующим субъектам осуществляется медленно;
- новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земель, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий;
- действующим законодательством не допускается ипотека сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств.
Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель, исходя из требований рынка и развития городов.
Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформы (особенно в 1997 - 1998 годах) осуществлялись крайне плохо:
- в 1997 году финансирование земельной реформы из областного бюджета составило 3643 тыс. руб. или 59,7%;
- в 1998 году - 333 тыс. рублей или 11% от заложенных бюджетных назначений.
В итоге в 1998 году были практически свернуты землеустроительные работы, тормозятся создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономическое зонирование территорий, информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений и другие работы.
1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики области, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которой на нынешнем этапе являются:
- осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;
- вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в области регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;
- перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим субъектам;
- повышение плодородия почв и охрана земель;
- приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
- разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности;
- создание системы государственного земельного кадастра, проведение массовой оценки земли на территории области.
Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы в Астраханской области и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Выделяются два этапа Программы. На I этапе (2000 год) осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, которые приведут к качественным изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат и обеспечивающим экономическую базу проведения второго этапа.
На II этапе (2001 - 2002 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.
1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими областными программами
Настоящая Программа является составной частью областных прогнозов и программ социально-экономического развития Астраханской области. В Программе определены направления реализации Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", которая вошла в программу социально-экономического развития области и утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.01.97 N 47, ориентирована на формирование земельных отношений и поддержки цивилизованного рынка, оперативного контроля за эффективностью хозяйственного использования и оборота земель.
В Программу включены вопросы по порядку и содержанию мониторинга земель области, развиваются положения Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.12.96 N 1499, в части совершенствования земельных отношений и стабилизации финансового положения аграрного сектора.
2. Система программных мероприятий
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции РФ о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и будет осуществляться на территории Астраханской области по следующим направлениям:
- передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота);
- установление принципов, порядка согласительных процедур и сроков разграничения земель Астраханской области на земли федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;
- дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях;
- инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц.
2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:
- обеспечить всем гражданам Астраханской области возможность получить земельный участок в собственность, владение, пользование;
- обеспечить права граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке законно используемую ими землю;
- обеспечить всем гражданам Астраханской области, собственникам земельных участков и земельных долей свободу в распоряжении этими участками и земельными долями в той мере, в какой их оборот допускается федеральным законодательством Российской Федерации;
- активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей.
2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости
За годы земельной реформы оборот земель в области, по данным статистической отчетности, включая сделки с земельными участками, проведенные между гражданами, юридическими лицами, в том числе местными администрациями, среди которых купля-продажа составила 13467 сделок, дарение - 900 сделок, наследование - 5034 сделки и другие - 139. Общее число сделок с земельными участками за указанный период составило 19540.
Незначительно количество сделок по продаже земельных участков приватизированным предприятиям: приватизировано всего 296,57 га земель 55 приватизированными предприятиями.
Земельный рынок в области еще недостаточно развит и не подкреплен в полном объеме законодательной базой. Сделки, в основном, сводятся к купле-продаже земельных участков между гражданами. Практически не сформировались цены на землю, занятую сельскохозяйственными и промышленными предприятиями. Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике области, обеспечивается реализация ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли.
Основные направления государственной политики по развитию рынка земли в области включают в себя:
- развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
- создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
- информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости в области направлена на:
- установление категорий земель в области, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;
- введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;
- стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа предприятия - имущественного комплекса;
- повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, определение путей из разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;
- переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продаж) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- развитие ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв, обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных;
- расширение возможности аренды земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
- совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство;
- установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий населенных пунктов.
Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществляться путем:
- создания механизма формирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также для развития рынка землеустроительных услуг;
- создания системы государственного земельного кадастра и на его основе - градостроительного кадастра недвижимости;
- проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения;
- создания системы ведения государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним;
- создания системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли и другой недвижимости.
В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости в области будет осуществляться:
- создание баз данных государственной системы регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществе;
- создание доступа для граждан и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них;
- создание информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием технологий, а также организация защиты информации и баз данных.
2.4. Земельные преобразования в сельской местности. Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
При проведении земельной реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Принятый порядок проведения земельной реформы, в основе которой лежат требования о бесплатной передаче основной части земель из государственной в частную собственность граждан, предопределил и метод раздела земли на равные доли в пределах различных групп землепользователей по селам и хозяйствам по среднерайонным нормам бесплатной передачи земли.
Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без правового, экономического и экологического обоснования решений по перераспределению земель. Большая площадь, около 450 тыс. га приватизированных земель сельскохозяйственного назначения, перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры хозяйств, работники социальной сферы, подростки до 16 лет и другие).
Аграрная реформа направлена на комплексное переустройство сельскохозяйственного производства на основе многообразия форм хозяйствования и различных форм собственности на землю и другие средства производства, создание конкурентной среды в агропромышленном комплексе, развитие аграрного рынка. Наиболее важными направлениями аграрной реформы являются:
совершенствование земельных отношений;
формирование многоукладной экономики отраслей агропромышленного комплекса;
кооперация и агропромышленная интеграция;
создание рыночной инфраструктуры;
решение проблем социального развития села.
С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимы:
совершенствование землеустройства с учетом форм собственности, требований рациональной организации территории и компактного землепользования;
обеспечение условий для поддержания и восстановления плодородия почвы, создание механизма экономического стимулирования рационального использования земель;
сохранение государственного управления в части обеспечения целевого использования земли и предотвращения необоснованного аккумулирования земельных участков и долей в собственности физических и юридических лиц;
уточнение числа сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена;
уточнение списков сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации;
корректировка созданного земельного фонда для расселения в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, семей бывших военнослужащих, лиц других категорий, мигрирующих граждан, а также создание специального земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам;
содействие процессу концентрации земельных долей в руках эффективно хозяйствующих субъектов;
уточнение списков лиц, не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями, или не использующими их.
Органы местного самоуправления в целях укрепления индивидуального сектора на селе должны увеличить в установленном порядке за счет земельных долей (паев) предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
Для успешной реализации настоящей Программы необходимо финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территории, а также подготовку кадров для реализации земельной реформы производить за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
2.5. Развитие ипотечного кредитования
Развитие системы ипотечного кредитования затруднено по нескольким причинам. Экономическая ситуация не способствует заключению долгосрочных кредитных договоров, обязательства по которым, как правило, обеспечиваются залогом недвижимости, в том числе земли. За период проведения земельной реформы в области совершена 41 сделка по залогу земельных участков, предоставленных гражданам, для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и садоводства.
Для большинства граждан ипотечный кредит недоступен в связи с большими процентами по кредиту, отсутствием дохода, позволяющего вернуть заложенную землю.
Система подтверждения права на заложенное имущество посредством его государственной регистрации недостаточно развита и не может на данном этапе обеспечить должного уровня гарантий для залогодержателя (кредитора). Сложен порядок обращения взыскания на заложенную землю. Процедура обращения взыскания и реализации имущества занимает значительный период времени.
В целях использования потенциала земельной ипотеки на 1 этапе реализации Программы обеспечивается:
- разработка мер по защите залогодателей;
- использование ипотеки в качестве обеспечения обязательств по договорам купли-продажи, аренды, подряда и иным договорам, налоговых обязательств;
- учет особенностей регистрационных действий при ипотечных отношениях, гарантирующих в итоге соблюдение интересов залогодержателя.
Необходимо разрешить ипотеку сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств граждан. При этом учитывать специфику залога земель сельскохозяйственного назначения. Ограничить случаи залога земель сельскохозяйственного назначения предоставлением кредита, непосредственно связанного с сельскохозяйственным производством и развитием социальной инфраструктуры в сельской местности. Преимущественное право покупки на публичных торгах заложенных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при их реализации следует предоставлять гражданам и организациям, владеющим соседним участком. Реализация заложенных земельных участков допускается только на торгах, в том числе публичных.
Для развития ипотечных отношений использовать возможности инструментов фондового рынка, в частности закладных ценных бумаг. На этапе становления рынка закладных предусматривается запрет на выпуск закладных, удостоверяющих право залога на уже заложенное по иному договору об ипотеке имущество.
2.6. Совершенствование земельных платежей
Введение платного землепользования в области позволило:
- постепенно реализовать переход от чисто административных мер регулирования землепользования к экономическим мерам и стимулам;
- в финансовом плане - обеспечить получение всеми уровнями бюджета целевых средств на улучшение земель, обустройство территории, проведение землеустройства и земельного кадастра.
В то же время, существующая система земельных платежей с точки зрения фискальной политики и рационального использования несовершенна, установление ставок земельного налога в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" с их последующей индексацией не учитывает действительной ценности земли. Основными причинами такого положения является низкий уровень земельного налога и неоправданно большое количество льготников по земельному налогу.
Земельный налог и арендная плата уплачиваются только с 42% земель, а в городах и рабочих поселках - с 35%. Абсолютно малый налог за землю остается в сельской местности, где налог за участки, предоставленные гражданам для садоводства, личного подсобного хозяйства, огородничества и сенокошения, равен 0,03 руб. за сотку, что делает экономически невыгодным сам сбор налога с этой категорией налогоплательщиков. Значительная разница между ставками земельного налога и арендной платы за использование государственных и муниципальных земель препятствует процессу приватизации земель.
Анализ предложений органов местного самоуправления по совершенствованию механизма платежей за землю, льгот по земельному налогу, а также законодательных актов в области местного самоуправления, земельной и налоговой политики настоятельно требует разработки нового федерального закона в форме общих принципов платежей за землю и увязки его с нормами Налогового кодекса РФ.
Одним из главных направлений совершенствования механизма исчисления земельного налога является переход по мере становления земельного рынка к определению налога на базе оценочной стоимости земель (кадастровой оценки или нормативной цены), согласующейся с реальным спросом и предложением на земли различных категорий.
Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает:
- установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц;
- расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель;
- более полное использование своих полномочий администрацией области и органами местного самоуправления по установлению базовых ставок арендной платы и нормативной цены земли. Земельные комитеты готовят предложения органам власти на базе оценки земель, в т.ч. рыночной, по введению оптимальных нормативов платежей для земель различной ценности и видам использования;
- выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемых с пользователей государственных и муниципальных земель;
- инвентаризация земель, уточнение их учета, регистрация собственников, землевладельцев и землепользователей позволит постоянно уточнять списки плательщиков земельного налога и арендной платы, выявлять пользователей, не учтенных в качестве плательщиков за землю;
- ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их централизация в бюджеты всех уровней;
- существенное сокращение льгот по земельному налогу, установленных областным Представительным Собранием и органами местного самоуправления.
2.7. Ведение государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки оборота земли и недвижимости.
Для обеспечения выполнения поставленных задач в области была разработана программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", которая вошла в областную программу социально-экономического развития области (проект 16), утвержденную Постановлением Правительства РФ N 47 от 27 января 1997 года "Об утверждении федеральной целевой программы социально-экономического развития Астраханской области на 1997 - 2000 годы".
К основным мероприятиям по реализации Программы в этой области относятся:
- проведение кадастрового зонирования территории области в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;
- внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию всей технологической цепочки земельного кадастра от формирования объекта до государственной регистрации прав на него;
- обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра на всей территории области;
- формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных областных землях и землях муниципальных образований;
- организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур.
2.8. Оценка земель
Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земель - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости.
Основными направлениями государственной политики при оценке земель на первом этапе реализации Программы являются:
- установление единого для всех органов местного самоуправления порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной цены стоимости земель;
- определение порядка, оснований и методов проведения оценки рыночной стоимости земельных участков;
- внедрение различных категорий для целей налогообложения;
- государственная поддержка подготовки и деятельности частных земельных оценщиков для обслуживания формирующегося рынка земли, организаций государственного регулирования их деятельности (лицензирование, сертификация), законодательное определение их ответственности за достоверность результатов оценки.
В текущем году провести оценочное зонирование территории области и массовую оценку сельскохозяйственных угодий области. На втором этапе Программы организовать проведение массовой оценки земель различных категорий. В первую очередь, в городах и поселениях, для целей налогообложения на всей территории области.
2.9. Земельные преобразования в городах и других поселениях Астраханской области
Земельная реформа в городах и других поселениях в основном была сведена к проведению сплошной инвентаризации земель и выдаче правоустанавливающих документов всем землепользователям как на основе материалов инвентаризации, так и по итогам работы мерных комиссий.
Сплошная инвентаризация земель проводится на территориях городов Астрахани и Знаменска, поселков Икрянинского района и сельских поселений Красноярского района. К выполнению работ приступили в городах Нариманов и Харабали.
Основными недостатками, Выявленными в ходе инвентаризации земель, являются: отсутствие кадастровых планов объектов учета в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области и утвержденных в установленном порядке административных границ (черты) поселений.
Отсутствие планово-картографического материала и документации по инвентаризации не позволяет в полной мере проводить на территориях поселений земельно-оценочное и кадастровое зонирование. Это в свою очередь создает определенные трудности в организации и ведении автоматизированной системы государственного земельного кадастра, совершенствовании системы земельных платежей, проведении сплошной оценки земель, развитии рынка земли и ипотечного кредитования.
Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на создание государственного земельного кадастра, разграничение земель на земли государственной и муниципальной собственности по материалам инвентаризации, развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для развития инвестиционного потенциала земельных ресурсов, активно влияющего на принятие социально-экономических решений.
На первом этапе реализации Программы проводятся следующие мероприятия:
разработка и осуществление программы по картографическому обеспечению учета использования земель и инвентаризация земель поселений;
создание на основе картографического материала электронно-цифровых карт поселений, необходимых для ведения государственного земельного кадастра;
разработка проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель с последующим выполнением работ по уточнению и внесению на местность черты поселений, выявлению территориальных резервов и созданием резервных земельных фондов поселений;
проведение земельно-оценочного и кадастрового зонирования территорий поселений, разграничение земель на земли государственной и муниципальной собственности;
развитие рынка земли и, в первую очередь, проведение приватизации земель государственной и муниципальной собственности под приватизированными или приватизируемыми предприятиями, внедрение ипотечного кредитования при залогах земельных участков.
На втором этапе реализации Программы предусматривается выполнение следующих мероприятий:
- ведение государственного земельного кадастра;
- разработка долгосрочных планов использования земель и на этой основе схем землепользования поселений;
- обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участии в принятии решений по земельному регулированию территорий поселений;
- отслеживание рынка земли и подготовка на базе полученных результатов предложений по установлению ставок земельного налога и базовой величины арендных платежей, формирование прогнозов поступления земельных платежей.
2.10. Информационно-консультационное обеспечение
На 1 этапе реализации Программы в средствах массовой информации проводится систематическая работа по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы, федеральном и региональном законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю.
В этих целях организуется издание брошюр, систематическая публикация в периодических изданиях нормативных правовых актов по земельным вопросам, статей по освещению опыта земельных преобразований в области, проведение специальных передач на радио и телевидении.
Предусматривается создание на областном уровне самостоятельно специализированного информационно-консультационного центра с частичным финансированием его деятельности за счет средств федерального бюджета и бюджета области. Задачей центра должно стать проведение консультаций и оказание практической, организационной и правовой помощи гражданам в реализации их прав на земельные участки и земельные доли, выборе наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной собственностью, юридическом оформлении совершаемых сделок, документальном оформлении договорных отношений между пользователями и собственниками земельных участков и долей, а также в осуществлении других операций.
2.11. Комплекс работ по землеустройству за счет средств федерального бюджета
Совершенствование отношений собственности и формирование новой хозяйственной структуры аграрной экономики должны стать важным фактором стабилизации и роста агропромышленного производства, а также повышения его эффективности.
Для осуществления земельных преобразований и реализации Программы предусматриваются:
разработка землеустроительных проектов перераспределения земель сельскохозяйственных предприятий, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц;
составление предварительного реестра земель, относящихся к федеральной собственности;
составление дежурных карт ограничений и обременений по районам области;
землеустроительные работы по упорядочению границ области;
межевание границ государственных предприятий;
составление схем формирования социального земельного фонда для предоставления земельных участков казачьим обществам;
инвентаризация и упорядочение границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различных правах;
почвенные и геоботанические обследования государственных предприятий;
землеустроительные работы по отнесению земель к федеральной и областной собственности;
корректировка Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием Черных земель;
уточнение и вынесение в натуру черты города Астрахани.
Также следует разработать комплекс мер по содействию создания частных землеустроительных организаций, деятельность которых подлежит лицензированию.
Комплекс работ по землеустройству за счет средств областного бюджета
Проводимые комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области работы по землеустройству за счет средств областного бюджета направлены на землеустроительное обеспечение земельных преобразований в области, связанных с перераспределением земель, реформированием сельскохозяйственных предприятий и организаций, оформлением правоустанавливающих документов на землю, установлением в натуре границ земельных участков.
В рамках реализации Программы предусматривается:
проведение землеустроительных работ, связанных с установлением земель, относящихся к областной собственности;
проведение инвентаризации и упорядочение границ земельных участков, соответствующих невостребованным земельным долям, собственники которых не реализовали свои права;
оказание практической помощи в оформлении взаимоотношений с пользователями земельных долей;
обследование земельных угодий для целей оценки земель и землеустройства (почвенные и геоботанические обследования);
уточнение и вынесение в натуру черты сельских поселений.
2.12. Мониторинг земель
Анализ состояния земельного фонда области показал, что в области существуют зоны экологического неблагополучия, которые требуют постоянного контроля за их состоянием, разработки и осуществления мер по предотвращению негативных процессов, своевременному выявлению изменения состояния земельного фонда, происходящего с земельными угодьями при их использовании. Систематический контроль за состоянием земель достигается ведением мониторинга земли.
Целью реализации программы мониторинга земель является разработка технологии регионального и локального мониторинга земель области для информационного обеспечения государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель, своевременного выявления изменений состояния земельного фонда, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов. Мониторинг земель ведется на всех категориях земель независимо от их правового режима и характера использования.
В настоящее время из 5292,4 тыс. га земель площадь засоленных земель составляет 189,2 тыс. га, подверженных ветровой эрозии - 2031,2 тыс. га, площадь песков составляет 542,7 тыс. га.
В связи с необходимостью изучения прибрежной полосы Каспийского моря в области создан экспериментальный полигон "Дельта" на площади 150,0 тыс. га. Полигон "Дельта" является составной частью системы мониторинга земель России и Астраханской области. В границах полигона "Дельта" отобрано 14 ключевых участков в различных эколого-ландшафтных зонах. На участках проведены различные обследования, где определены стартовые параметры и оценка воздействия на землю различных факторов.
Проведенные экспериментальные работы позволили выделить основные типы затопления и подтопления земель Астраханской области и дельты Волги:
прогрессирующее затопление и подтопление, связанное с подъемом уровня Каспийского моря;
природно-техногенное подтопление от сильного до слабого;
потенциально-возможное природно-техногенное подтопление;
периодическое затопление, связанное с половодьем и паводками;
техногенное затопление - устойчивое и периодическое.
При вторичном обследовании земельных участков имеется возможность анализировать состояние земельных угодий.
Кроме дельты р. Волги мониторингом земель охвачена и остальная территория области, на которой организовано шесть полигонов: "Черные земли", "Степной-1", "Степной-2", "Дефляция", "Волго-Ахтубинская пойма" "Солевой". На этих полигонах в 1995 году начались экспериментальные работы для выявления оценки и предупреждения процессов опустынивания, засоления, обеспеченности питательными элементами, развития процессов эрозии, прослеживания за состоянием растительности на сенокосах и пастбищах в условиях длительного затопления паводковыми водами; предлагалось также изучать участки, используемые под посевами сельскохозяйственных культур в орошении. Таким образом, вся территория области охвачена сетью ключевых участков для наблюдения за различными негативными процессами, происходящими с земельными угодьями.
Периоды переобследования на полигонах определены один раз в пять лет. К выполнению работ по мониторингу земель области привлечены РосИМЗ, Астраханское предприятие института "Южгипрозем", Астраханская станция химизации, гидрогеологическая экспедиция и другие организации.
В настоящее время существует необходимость продолжить работы по мониторингу земель. Процессы опустынивания имеют место в Наримановском, Красноярском и Харабалинском районах, общая площадь песков составляет 453 тыс. га.
2.13. Усиление контроля за использованием и охраной земель
В процессе осуществления земельной реформы в Астраханской области, как и во всех субъектах РФ, встречаются случаи нарушения земельного законодательства. Имеются факты нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель, уничтожению плодородного слоя почвы, случаи злоупотребления при совершении сделок с земельными участками, самовольного занятия земель, уклонения от оформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей и так далее. Органами государственного контроля за использованием и охраной земель за 1991 - 1998 годы проведено более 19,0 тыс. проверок на площади 9,74 млн га, устранено более 6 тыс. нарушений земельного законодательства.
На основе действующего Постановления Советов Министров Правительства РФ от 23.12.1993 N 1362 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации" до введения федеральных законов и нормативных правовых актов в части контроля за использованием и охраной земель принято распоряжение главы администрации области от 23.09.99 N 303-р "О мерах по усилению государственного контроля за использованием и охраной земель в Астраханской области", предусматривающее усиление контроля за соблюдением действующего земельного законодательства.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 N 1056 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по земельной политике", важнейшей задачей в деятельности по государственному земельному контролю считать защиту государственных интересов, конституционных прав граждан и юридических лиц в сфере земельных отношений.
На основе существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по контролю за соблюдением требований земельного законодательства, рай(гор)комземам оказывать практическую помощь в организации государственного земельного контроля, заключить соглашения по совместному взаимодействию органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, а также органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства. При проведении совместных проверок с органами местного самоуправления и другими контрольно-инспекционными службами предусмотреть комплекс мер по:
- систематическому выявлению неиспользуемых и нерационально используемых земель в соответствии со ст. 3 Закона РФ "О плате за землю";
- контролю за рациональным использованием и охраной особо ценных земель;
- соблюдению порядка предоставления земельных участков в водоохранных зонах и их прибрежных полос, подготовки землеустроительных документов, необходимых для регистрации прав на землю;
- усилению контроля за режимом хозяйственной деятельности и использования земель в водоохранных зонах и прибрежных полосах;
- контролю за соблюдением требований земельного законодательства при выделении земельных участков под строительство жилых и коммерческих помещений;
- контролю за использованием земель, предоставленных Вооруженным Силам РФ.
Улучшить работу по взысканию наложенных штрафов за нарушение земельного законодательства и в случае их неуплаты в установленные сроки своевременно направлять необходимые материалы судебным приставам-исполнителям в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", для принудительного взыскания денежных средств. В качестве одного из главных показателей эффективности работы по государственному земельному контролю считать количество проведенных проверок, процент устраненных нарушений, привлечения нарушителей к ответственности, взыскания штрафов.
Осуществлять регулярные проверки работы горрайкомземов по вопросам обеспечения соблюдения требований земельного законодательства с оказанием им необходимой помощи в организации государственного земельного контроля, устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к ответственности.
Развивать информационно-пропагандистскую деятельность по вопросам обеспечения соблюдения требований земельного законодательства на основе тесного сотрудничества со средствами массовой информации, совершенствовать формы и методы привлечения широкой общественности к осуществлению контроля за использованием и охраной земель (предоставление райгоркомземами информации о соблюдении земельного законодательства не реже 2 раз в год).
На II этапе реализации Программы создать за счет средств, поступающих от взимаемого земельного налога и арендной платы, специальный денежный фонд охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности.
2.14. Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами
Одним из основных условий осуществления программных мероприятий является наличие рационального и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение в Астраханской области земельной реформы.
Государственное управление земельными ресурсами в Астраханской области осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области и его территориальные органы.
В целях усиления государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы предусматривается осуществить следующие организационные меры:
укрепить материально-техническую базу комитета по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области, сохранив за ним основные функции государственного управления: нормативно-методическую документацию, государственный контроль за охраной и использованием земель, организацию проведения землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель на территории области в целом;
создать в области и районных муниципальных образованиях учреждения - кадастровые палаты и передать им часть управленческих функций территориальных органов комитета по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области и функций по оказанию услуг при проведении землеустроительных и кадастровых работ, а также функции по оценке земель для государственных и иных нужд;
финансирование кадастровых палат осуществлять за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от юридических лиц и граждан за произведенные работы и оказанные услуги.
В системе государственного управления земельными ресурсами большое значение придается государственной политике в области рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и воспроизводства плодородия почв. При этом будет повышена роль департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации области в сфере осуществления государственной политики в области мелиорации земель, организации разработки, экспертизы и реализации федеральных и других программ проведения земельных преобразований в сельской местности, оказания помощи органам исполнительной власти Астраханской области в организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
3. Правовое обеспечение программы
Действующее законодательство не отражает направленности преобразований земельных отношений, а также тенденций их развития на современном этапе.
Проведение земельной реформы и эффективные результаты на всех этапах могут быть достигнуты исключительно при наличии полноценного, реально действующего земельного законодательства.
Для правового обеспечения развития земельной реформы приоритетными направлениями развития правовой базы и правового обеспечения земельной реформы следует считать:
регулирование отношений собственности на землю;
создание гарантий конституционных прав участников земельных правоотношений;
правовое обеспечение рационального использования и охраны земель как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного назначения;
разграничение земель по видам собственности;
предоставление земель в аренду;
разграничение земель на земли городов и иных поселений, установление правового режима использования земель, земель поселений, порядок их оборота;
порядок изъятия земельных участков в государственную и муниципальную собственность;
вопросы земельного кадастра, землеустройства, оценки земли, регулирования и ограничения оборота земли, а также иные вопросы и проблемы, не разрешенные на федеральном уровне, начиная с 1993 года.
4. Международное сотрудничество
В соответствии с Приказом Минземстроя России N 104 от 14.10.98 Астраханская область утверждена как участник российско-германского проекта "Гермес". В область будут поставлены ПТК-1 для крупного города стоимостью 179371 DM и ПТК-Р для районов стоимостью 108019 DM по существующему курсу на 6,5 млн рублей.
В 2000 - 2002 годах будет продолжено международное сотрудничество, направленное на решение задач в области реформирования земельных отношений. В связи с дефицитом бюджета для реализации Программы временным проектом по созданию земельно-кадастровой информационной системы в Астраханской области является российско-германский инвестиционный проект "Гермес", в рамках которого ведутся работы по адаптации программных средств и технологий работ по созданию и ведению земельного кадастра; осуществляется подготовка специалистов для работы, связанной с организацией промышленной эксплуатации автоматизированной системы государственного кадастра.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы, включая финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляется государственным заказчиком-координатором за счет различных источников финансирования. Расчеты выполнены в ценах соответствующих лет с учетом коэффициентов-дефляторов.
Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной реформой, составляют 87,81 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета на прочие нужды - 21,7 млн руб. или 24,7%, за счет областного бюджета - 10,12 млн руб. или 11,5% и за счет местного бюджета - 48,49 млн руб. или 55,2%, а также за счет внебюджетных источников - 7,5 млн руб. или 8,6% от общего объема затрат.
Средства на прочие нужды из федерального бюджета направляются на финансирование следующих мероприятий:
картографирование и землеустроительное обеспечение учета использования федеральных земель - 21,5 млн руб., оценка земель - 0,2 млн руб.
Средства областного и местного бюджета, а также средства внебюджетных источников в сумме 66,11 млн руб. будут направлены на:
картографическое, землеустроительное обеспечение учета, оценки и использование земель области;
мониторинг земель;
организацию управления и контроль за ходом реализации Программы.
На финансирование мероприятий Программы, выполняемых за счет средств федерального бюджета, на I этапе будут направлены 7,3 млн руб. и на II этапе - 14,4 млн руб.
Затраты на реализацию мероприятий Программы приведены в таблице.
Таблица
(млн. руб.)
|
2000 - 2002 годы |
В том числе |
|
2000 год |
2001 - 2002 гг. |
||
Средств - всего |
87,81 |
26,69 |
61,12 |
Из них за счет федерального бюджета |
21,7 |
7,3 |
14,4 |
областного бюджета |
10,12 |
3,49 |
6,63 |
местного бюджета |
48,49 |
13,4 |
35,09 |
прочие источники |
7,5 |
2,5 |
5,0 |
6. Организация управления и контроля
Государственным заказчиком-координатором Программы является комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области, государственным заказчиком по соответствующему направлению - департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области. Для организации выполнения намеченных Программой мероприятий на основе действующего земельного законодательства разрабатываются и вводятся в действие отраслевые и областные нормативно-технические документы.
Мероприятия Программы реализуются:
государственным заказчиком путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств федерального, областного и местного бюджетов среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (контрактов);
Администрацией области и органами местного самоуправления путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников и осуществления контроля за их использованием.
План основных мероприятий по реализации Программы, проводимых в 2000 - 2002 годах, прилагается.
Механизм реализации Программы разработан с учетом экономической ситуации в стране, области и состояния их бюджетов на ближайшую перспективу. Важной задачей государственного заказчика - координатора является привлечение средств областного и местных бюджетов для реализации мероприятий Программы.
В качестве соисполнителя при реализации программных мероприятий привлекается Астраханское аэрогеодезическое предприятие.
Порядок размещения заказов на закупку продукцию для государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов) определяет государственный заказчик-координатор. При этом он руководствуется Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров (государственных контрактов) между государственным заказчиком и исполнителями мероприятий,
Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения открытых торгов (конкурсов).
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству области при необходимости оказывает консультационную помощь исполнителям программных мероприятий в материально-техническом обеспечении государственных контрактных работ, в предоставлении коммерческой и другой информации.
Государственный заказчик-координатор ежегодно направляет в Госкомзем РФ предложения по объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Программой для включения в проект федерального бюджета.
Государственный заказчик-координатор анализирует ход реализации Программы и представляет в Госкомзем РФ:
статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
ежегодно, до 15 января, отчет о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования выделяемых финансовых средств;
доклад о ходе реализации Программы;
сведения об экспертных проверках хода реализации Программы, организуемых органами исполнительной власти Астраханской области, и по их результатам комитет подготавливает предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Программы. При необходимости государственные заказчики вносят в комитет экономики, финансовое управление администрации области предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации Программы или отдельных мероприятий.
7. Эффективность реализации программных мероприятий
Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации под жестким контролем государства.
Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит:
обеспечит их целевое использование;
решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и, особенно, права соседа в процессе купли-продажи земельных участков;
создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руки эффективно хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства.
Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечить в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства.
Развитие рынка земли и связанной с ней недвижимостью в городах, поселках городского типа и сельских поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию стройиндустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.
Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходную часть бюджетов.
Выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить экономический эффект в основном за счет дальнейшей приватизации земель, находящихся в пользовании государственных и муниципальных предприятий, обеспечить гражданам свободу права распоряжаться своими земельными долями, развить ипотеку земельных участков, включая зоны земель сельскохозяйственного назначения, перейти на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков, дифференцировать ставки земельного налога в городах и других поселениях, провести массовую оценку земель и совершенствовать систему оплаты за землю и сократить льготы за пользование земельными участками в городских поселениях.
Ожидаемый экономический эффект от проведения земельной реформы 2000 - 2002 г. по области составит 747,1 млн руб.
Приложение
к программе
"Развитие земельной реформы
в Астраханской области
на 2000 - 2002 годы"
План
основных мероприятий по реализации областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Астраханской области на 2000 - 2002 годы", проводимых в 2000 - 2002 годах
N п/п |
Наименование мероприятий |
Исполнитель |
Срок реализации мероприятий или представление документов в администрацию |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Нормативно-правовое обеспечение | |||
1.1. |
Разработка и утверждение нормативно-технической документации по осуществлению землеустройства |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области |
После введения в действие Закона "О землеустройстве" |
1.2. |
Подготовка порядка прекращения прав на земельные участки и их изъятия |
-"- |
2000 год |
Обеспечить подготовку проектов, соглашений, положений | |||
1.3. |
Проект соглашения о разграничении полномочий между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области и администрацией Астраханской области в сфере управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений |
-"- |
2000 год |
1.4. |
Проект положения об учете, ведения реестра государственного имущества, отнесенного к государственной собственности |
-"- |
2000 год |
2. Научное обеспечение | |||
|
Внедрение научных основ, методов, положений в области земельных преобразований, разработанных федеральными органами исполнительной власти |
-"- |
2000 - 2002 годы |
3. Мероприятия по организационному обеспечению | |||
3.1. |
Кадастровая оценка (массовая оценка) земель |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области Райгоркомземы |
2000 - 2002 годы |
3.2. |
Проведение инвентаризации земель и уточнение списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области Райгоркомземы Органы местного самоуправления |
2000 - 2002 годы |
4. Методическое обеспечение | |||
|
Учет земель государственной собственности, ведение реестра |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области Райгоркомземы |
2000 - 2002 годы |
5. Мониторинг земель | |||
5.1. |
Обеспечить своевременное ведение мониторинга земель с выявлением негативных процессов, изменений и оценки состояния земель |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области |
2000 - 2002 годы |
5.2. |
Обеспечить разработку прогноза по выявлению последствий негативных процессов в области |
-"- |
2000 - 2002 годы |
5.3. |
Обеспечить ежегодное составление и издание областного доклада о состоянии и использовании земель области |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области |
2000 - 2002 годы |
6. Землеустроительное обеспечение | |||
6.1. |
Обеспечение земельных преобразований в сельской местности |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области |
2000 - 2002 годы |
6.2. |
Организация комплекса работ по землеустроительному обеспечению земельных преобразований |
-"- |
2000 - 2002 годы |
6.3. |
Подготовка материалов по утверждению границ ЗАТО |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области администрации г. Знаменска |
2002 год |
Проект указа Президента РФ об утверждении границ ЗАТО |
Горкомзем г. Знаменска |
||
7. Контроль за исполнением и охраной земель | |||
|
Проведение комплекса мероприятий по государственному контролю за использованием и охраной земель |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области |
2000 - 2002 годы |
8. Картографическое обеспечение | |||
|
Топообеспечение земельных ресурсов по населенным пунктам области |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области Астраханское аэрогеодезическое предприятие |
2000 - 2002 годы |
9. Ресурсное обеспечение | |||
9.1. |
Подготовка заявок о бюджетном финансировании и доведение до районов объемов финансирования программных мероприятий за счет средств федеральных и областных бюджетов |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области |
2000 - 2002 годы |
9.2. |
Укрепление материально-технической базы комитетов |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области Органы местного самоуправления |
2000 - 2002 годы |
10. Информационно-просветительские и консультационные мероприятия | |||
10.1. |
Обеспечение информационно-консультационной работы среди населения по вопросу земельной политики |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области Райгоркомземы |
2000 - 2002 годы |
10.2. |
Создание информационно-консультационного центра |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области |
2001 годы |
10.3. |
Издание брошюр, систематизация публикаций в периодических изданиях, проведение специальных передач по радио и телевидению |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области Райгоркомземы |
2000 - 2002 годы |
11. Кадровое обеспечение | |||
11.1. |
Создание федерального государственного учреждения "Земельно-кадастровая палата Астраханской области" и его филиалов в районах и городах области |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области Областной кадастровый центр "Земля" |
2000 годы |
11.2. |
Подготовка и переподготовка специалистов на курсах повышения в вузах РФ |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области Госкомзем России |
2000 - 2002 годы |
11.3. |
Проведение выездных учебных семинаров с главами сельских и поселковых муниципальных образований по вопросам земельных отношений |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области администрация Астраханской области Органы местного самоуправления |
2000 - 2002 годы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 27 декабря 1999 г. N 467 "Об областной целевой программе "Развитие земельной реформы в Астраханской области на 2000 - 2002 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Астраханской области от 23 марта 2007 г. N 120 настоящее постановление признано утратившим силу