Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VII. Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
Статья 50. Самовыдвижение кандидата
1. Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом.
2. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном избирательном округе. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не может быть выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком. В случае нарушения данного требования действительным считается выдвижение, о котором избирательная комиссия была уведомлена раньше, если в течение суток после приема избирательной комиссией более позднего уведомления кандидат не подаст заявление об отзыве ранее представленного уведомления.
3. Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.
4. Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу на досрочных, повторных и дополнительных выборах может производиться после официального опубликования решения о назначении этих выборов.
5. Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу, направляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Закону.
6. Одновременно с уведомлением, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены:
1) заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В этом заявлении указываются сведения биографического характера: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимостях кандидата. В заявлении должно указываться гражданство кандидата, а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - также гражданство иностранного государства с указанием наименования иностранного государства, даты и оснований приобретения гражданства (далее - сведения об иностранном гражданстве кандидата);
2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налогового органа по месту представления). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Закону. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения о которых должны представляться согласно настоящему пункту, это указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться;
3) если кандидат одновременно выдвинут на других выборах, - письменное уведомление о его выдвижении на других выборах.
7. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, вправе указать в заявлении, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, свою принадлежность не более чем к одной политической партии, зарегистрированной в установленном федеральном законом порядке, либо общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения. При этом кандидат согласует с указанным общественным объединением и окружной избирательной комиссией краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование данного общественного объединения.
8. Уведомление о самовыдвижении кандидата и иные документы, предусмотренное настоящей статьей, кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, обязан представить в окружную избирательную комиссию лично. Уведомление о самовыдвижении кандидата и иные документы, предусмотренные настоящей статьей, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть нотариально удостоверена либо письменно заверена администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого).
9. Если к моменту выдвижения кандидата окружная избирательная комиссия не сформирована, уведомление, указанное в пункте 5 настоящей статьи, заявление кандидата о согласии баллотироваться и другие документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, представляются в избирательную комиссию Астраханской области, которая осуществляет функции окружной избирательной комиссии по работе с представленными документами до ее сформирования. Избирательная комиссия Астраханской области передает указанные документы в окружную избирательную комиссию после ее сформирования и назначения ее председателя.
10. Уведомление о самовыдвижении кандидата и прилагаемые к нему документы принимаются окружной избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если уведомление представляется иным лицом, - при предъявлении копии документа, удостоверяющего личность кандидата). Копия документа, удостоверяющего личность кандидата, изготавливается в окружной избирательной комиссии в присутствии кандидата, заверяется подписью лица, принявшего уведомление, и прилагается к уведомлению. Кандидат (иное лицо) также предъявляет документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), сведения о том, что кандидат является депутатом представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.
11. Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения уведомления, указанного в пункте 5 настоящей статьи, заявления кандидата о согласии баллотироваться и других документов, указанных в настоящей статье, лицам, представившим эти документы. Указанное письменное подтверждение выдается незамедлительно после представления этих документов.
Статья 51. Выдвижение кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам
1. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением принимается тайным голосованием на съезде (конференции, собрании) избирательного объединения в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и уставом соответствующей политической партии.
2. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата. Кандидат может быть выдвинут только по одному одномандатному избирательному округу.
3. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам на повторных и дополнительных выборах после официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов может быть принято постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения, если это предусмотрено его уставом, уполномоченным органом избирательного блока, список кандидатов которого допущен к распределению депутатских мандатов на выборах, если это предусмотрено соглашением о создании избирательного блока.
4. При выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным блоком кандидатуры, предложенные блокообразующим объединением к выдвижению от избирательного блока, должны быть поддержаны на съезде (конференции, собрании) соответствующего блокообразующего объединения тайным голосованием и с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом "О политических партиях" к выдвижению кандидатов. Съезд (конференция, собрание) блокообразующего объединения утверждает также представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам на съезде (конференции) представителей блокообразующих объединений. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам от избирательного блока принимается на указанном съезде (указанной конференции) представителей блокообразующих объединений.
5. Выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением, избирательным блоком производится в течение 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов.
6. На досрочных, повторных и дополнительных выборах выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением, избирательным блоком может производиться с момента официального опубликования решения о назначении выборов.
7. Решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных участников съезда (конференции);
2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом соответствующей политической партии, соглашением о создании избирательного блока;
3) решение о выдвижении кандидатов (с указанием наименования и номера избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат) и итоги голосования по этому решению;
4) дата принятия решения.
8. Решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным округам заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения. При выдвижении кандидатов от избирательного блока решение блокообразующего объединения о выдвижении кандидатур, намеченных к выдвижению кандидатами, заверяется подписью руководителя этого блокообразующего объединения и печатью блокообразующего объединения, а решение съезда (конференции, собрания) избирательного блока, - подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями блокообразующих объединений либо подписывается и заверяется в ином порядке, установленном соглашением о создании избирательного блока.
9. Избирательное объединение, избирательный блок по решению уполномоченных на то органов избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 50 дней до дня голосования вправе с согласия кандидата изменить одномандатный округ, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут, подав письменное уведомление об этом в избирательную комиссию Астраханской области и соответствующие окружные избирательные комиссии. Избирательное объединение, избирательный блок также вправе по решению уполномоченных на то органов избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 50 дней до дня голосования с согласия кандидата, включенного в список кандидатов, выдвинуть его в любом одномандатном избирательном округе, подав письменное уведомление об этом в избирательную комиссию Астраханской области и соответствующую окружную избирательную комиссию (в случае, если к этому моменту она уже сформирована).
Законом Астраханской области от 4 марта 2004 г. N 7/2004-ОЗ в пункт 10 статьи 51 настоящего Закона внесены изменения
10. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами (участниками) соответствующей политической партии, политических партий, которые (региональные отделения в Астраханской области которых) вошли в избирательный блок.
Статья 52. Выдвижение списка кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком
1. Решение о выдвижении списка кандидатов избирательным объединением принимается тайным голосованием на съезде (конференции, собрании) избирательного объединения.
2. При выдвижении списка кандидатов избирательным блоком кандидатуры, намеченные к выдвижению кандидатами от блокообразующего объединения в составе списка кандидатов избирательного блока, должны быть поддержаны на съезде (конференции, собрании) соответствующего блокообразующего объединения тайным голосованием и с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом "О политических партиях" к выдвижению кандидатов. Съезд (конференция, собрание) блокообразующего объединения утверждает также представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении списка кандидатов от избирательного блока на съезде (конференции) представителей блокообразующих объединений. Решение о выдвижении списка кандидатов принимается на указанном съезде (конференции) представителей блокообразующих объединений.
3. Выдвижение списка кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов.
4. Решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных участников съезда (конференции);
2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом соответствующей политической партии, соглашением о создании избирательного блока;
3) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов);
4) дата принятия решения.
Законом Астраханской области от 4 марта 2004 г. N 7/2004-ОЗ в пункт 5 статьи 52 настоящего Закона внесены изменения
5. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в составе списка кандидатов лиц, не являющихся членами (участниками) соответствующей политической партии, политических партий, которые (региональные отделения в Астраханской области которых) вошли в избирательный блок.
6. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения. При выдвижении списка кандидатов от избирательного блока решение блокообразующего объединения о выдвижении кандидатур, намеченных к выдвижению кандидатами в составе списка кандидатов, заверяется подписью руководителя этого блокообразующего объединения и печатью блокообразующего объединения, а список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, - подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями блокообразующих объединений либо подписывается и заверяется в ином порядке, установленном соглашением о создании избирательного блока.
7. Состав списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением, избирательным блоком.
8. В список кандидатов могут входить кандидаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам.
9. Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением, избирательным блоком по единому избирательному округу, не может в 1,5 раза превышать общее количество депутатов, избираемых по единому округу.
10. В списке кандидатов указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого кандидата (если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), сведения о судимости и об иностранном гражданстве кандидатов, а также по желанию кандидата его принадлежность не более чем к одному зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования общественному объединению и статус в нем при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения.
Статья 53. Представление списков кандидатов и иных избирательных документов избирательных объединений, избирательных блоков в избирательную комиссию Астраханской области
1. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком и список кандидатов, выдвинутых ими по одномандатным округам представляется уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока в избирательную комиссию Астраханской области в печатном и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией Астраханской области не позднее чем через 20 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.
2. Одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет следующие документы:
1) нотариально удостоверенные копии устава соответствующей политической партии и документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц;
2) решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов;
3) документы, указанные в пункте 4 статьи 24 настоящего Закона;
4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам, указанное в пункте 3 статьи 25 настоящего Закона, с приложением письменного согласия каждого из названных лиц осуществлять указанную деятельность.
3. Уполномоченный представитель избирательного блока представляет в избирательную комиссию Астраханской области следующие документы:
1) протоколы съездов (конференций, собраний) блокообразующих объединений с решениями о выдвижении кандидатур, намеченных к выдвижению кандидатами от избирательного блока;
2) решение съезда (конференции) представителей блокообразующих объединений о выдвижении списка кандидатов избирательным блоком;
3) документы, указанные в пункте 3 статьи 24 настоящего Закона;
4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного блока по финансовым вопросам, указанное в пункте 4 статьи 25 настоящего Закона, с приложением письменного согласия каждого из названных лиц осуществлять указанную деятельность.
4. Уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока одновременно с указанными в пунктах 1, 2, 3 настоящей статьи документами представляет в избирательную комиссию Астраханской области в отношении каждого из кандидатов:
1) заявление кандидата о согласии баллотироваться по единому избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В этом заявлении указываются сведения биографического характера: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий; если кандидат является депутатом представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи. Кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность не более чем к одной политической партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке, либо общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения. При этом кандидат согласует с указанным общественным объединением и с избирательной комиссией Астраханской области краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование данного общественного объединения. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата. В заявлении должно указываться гражданство кандидата, а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - также сведения об иностранном гражданстве кандидата;
2) сведения о размере и источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налогового органа по месту представления). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, от организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Закону. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения о которых должны представляться согласно настоящему пункту, это также указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться.
5. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, может быть включен в состав только одного списка кандидатов. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.
6. Список кандидатов и прилагаемые к нему документы принимаются избирательной комиссией Астраханской области вместе с заверенными уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока копиями документов, удостоверяющих личность кандидата, подтверждающих указанные в его заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Заверенные копии документов представляются в отношении каждого кандидата, включенного в список.
7. Избирательная комиссия Астраханской области в трехдневный срок рассматривает представленные документы и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока заверенную копию списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в выдаче таковой. В случае, если избирательный блок одновременно представил в избирательную комиссию Астраханской области документы для регистрации избирательного блока в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона, и список кандидатов, избирательная комиссия Астраханской области рассматривает все представленные документы не позднее чем в пятидневный срок.
8. Основанием для отказа избирательному объединению, избирательному блоку в выдаче заверенной копии списка кандидатов могут служить отсутствие, неполный набор либо ненадлежащее оформление документов, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 настоящей статьи, нарушения порядка выдвижения кандидатов, установленного статьей 52 настоящего Закона и пункта 5 настоящей статьи.
9. Отказ в выдаче заверенной копии списка кандидатов может быть обжалован избирательным объединением, избирательным блоком в Астраханский областной суд.
10. После представления в избирательную комиссию Астраханской области списка кандидатов в состав списка и в порядок размещения в нем кандидатов не могут быть внесены изменения, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов либо по их личным заявлениям, либо в связи с отзывом кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком, либо в связи со смертью кандидата, либо в связи с обстоятельствами, указанными в пункте 9 статьи 51 настоящего Закона, либо в связи с исключением кандидата из списка кандидатов решением избирательной комиссии Астраханской области.
11. Избирательная комиссия Астраханской области обеспечивает оперативную доступность заверенных списков кандидатов и информации об изменениях в них (в режиме "Только чтение") абонентам информационно-коммуникационных сетей общего пользования.
Статья 54. Представление документов кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками в одномандатных избирательных округах, в окружные избирательные комиссии
1. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию заверенную избирательным объединением, избирательным блоком копию решения съезда (конференции, собрания) избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидата, свое заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, и с иными сведениями о себе, указанными в подпункте 1) пункта 4 статьи 53. Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе.
2. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат представляет в окружную избирательную комиссию сведения о размере и источниках своих доходов и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налогового органа по месту представления). Если, в соответствии с законодательством Российской Федерации, гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, от организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Закону. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения о которых должны представляться согласно настоящему пункту, это также указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться.
3. Если кандидат одновременно выдвинут на других выборах, он представляет в окружную избирательную комиссию письменное уведомление о его выдвижении на других выборах.
4. Если окружная избирательная комиссия еще не сформирована, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи документы представляются в избирательную комиссию Астраханской области, которая осуществляет функции окружной избирательной комиссии по работе с представленными документами до ее сформирования. Избирательная комиссия Астраханской области передает указанные документы в окружную избирательную комиссию после ее сформирования и назначения ее председателя.
5. Уведомление о выдвижении кандидата и прилагаемые к нему документы принимаются окружной избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если уведомление представляется иным лицом, - при предъявлении копии документа, удостоверяющего личность кандидата). Копия документа, удостоверяющего личность кандидата, изготавливается окружной избирательной комиссией в присутствии кандидата, заверяется подписью лица, принявшего уведомление, и прилагается к уведомлению. Кандидат (иное лицо) также предъявляет документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
6. Окружная избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, лицам, представившим эти документы. Подтверждение выдается незамедлительно после представления документов.
7. Окружные избирательные комиссии обеспечивают доступ к информации, содержащей сведения о кандидатах, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, а также к информации об изменении сведений о кандидатах.
Статья 55. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения
1. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, начинается со дня, следующего за днем уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии в порядке, установленном статьей 50 настоящего Закона.
2. Если в поддержку кандидата собираются подписи избирателей, то их должно быть собрано не менее 2 процентов от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а в случае проведения досрочных выборов - не менее 1 процента.
3. Подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда по форме, установленной в приложении 3 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), если кандидат является депутатом представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства кандидата, и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе должны быть указаны сведения об иностранном гражданстве кандидата с указанием наименования соответствующего государства.
4. В подписном листе указываются также сведения о принадлежности кандидата к общественному объединению, если о членстве в нем он указал в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 7 статьи 50 настоящего Закона, и о его статусе в этом общественном объединении.
5. Подписи могут собираться только среди избирателей того избирательного округа, в котором выдвинут кандидат.
Статья 56. Сбор подписей в поддержку кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком
1. Если избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов по одномандатным избирательным округам, осуществляют в поддержку кандидата сбор подписей избирателей того избирательного округа, в котором выдвинут кандидат, то в поддержку каждого кандидата должны быть собраны подписи не менее 2 процентов избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а случае проведения досрочных выборов - не менее 1 процента.
2. Если избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, собирают в его поддержку подписи избирателей, то они обязаны собрать не менее двух процентов от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Астраханской области. В случае проведения досрочных выборов указанное количество подписей сокращается вдвое.
Законом Астраханской области от 4 марта 2004 г. N 7/2004-ОЗ в пункт 3 статьи 56 настоящего Закона внесены изменения
3. Избирательное объединение, избирательный блок вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов со дня, следующего за днем заверения избирательной комиссией Астраханской области копии этого списка кандидатов. До заверения копии списка кандидатов сбор подписей не допускается. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, начинается со дня, следующего за днем получения окружной избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата.
4. Подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда по форме, установленной приложениями 4 и 5 к настоящему Закону.
5. При сборе подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства первых трех кандидатов, возглавляющих список кандидатов. В случае наличия у кого-либо из указанных кандидатов неснятой и непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. В случае наличия у кого-либо из указанных кандидатов помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе должны быть указаны сведения об иностранном гражданстве кандидата с указанием наименования соответствующего государства. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, является депутатом представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, по желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. По желанию кандидата, сведения о котором содержатся в подписном листе, в нем могут также указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с подпунктом 1) пункта 4 статьи 53 настоящего Закона, и о его статусе в этом общественном объединении. По требованию избирателя лицо, осуществляющее сбор подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов, обязано предъявить копию заверенного избирательной комиссией Астраханской области списка кандидатов.
6. Если сбор подписей осуществляется в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, в подписном листе указываются перечисленные в пункте 5 настоящей статьи сведения о кандидате, а также о том, какое избирательное объединение, какой избирательный блок выдвинули этого кандидата.
Статья 57. Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов и оформления подписных листов
1. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат.
2. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
3. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов может осуществляться по месту учебы, жительства, а также в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены федеральным законом, настоящим Законом.
4. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов (списков кандидатов), но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата (списка кандидатов). Избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, содержащем сведения об адресе места жительства. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только от руки.
5. При сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и на оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.
6. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
7. При сборе подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
8. После окончания сбора подписей избирателей в поддержку списка кандидатов уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока подсчитывают общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается уполномоченными представителями избирательного объединения, избирательного блока.
9. Кандидат или уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока подсчитывают количество подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляют и подписывают протокол об итогах сбора подписей избирателей.
10. Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 25 процентов.
11. Подписные листы, представляемые в соответствующие избирательные комиссии, должны быть сброшюрованы и пронумерованы.
Статья 58. Представление избирательных документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов
1. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией Астраханской области (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 50, пунктами 1 и 2 статьи 54 настоящего Закона;
4) первый финансовый отчет кандидата.
2. Для регистрации списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию Астраханской области следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов (если в поддержку выдвижения списка кандидатов осуществлялся сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией Астраханской области (если в поддержку выдвижения списка кандидатов осуществлялся сбор подписей);
3) сведения об изменениях, происшедших в списке кандидатов после заверения его копии, и изменениях в данных о каждом кандидате из списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 53 настоящего Закона;
4) первый финансовый отчет избирательного объединения, избирательного блока.
3. При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема подписных листов. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, в случае, если документы доставлены до истечения указанного в пунктах 1 и 2 настоящей статьи времени.
4. Если к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов на специальный счет избирательной комиссии Астраханской области этим кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшими данный список кандидатов, перечислен избирательный залог, а затем представлены подписные листы с подписями избирателей, то соответствующая избирательная комиссия производит проверку представленных подписей. В случае регистрации кандидата, списка кандидатов по представленным подписям избирателей избирательная комиссия Астраханской области в течение 10 дней перечисляет избирательный залог на специальный счет соответствующим кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку.
5. Кандидат вправе не собирать подписи в поддержку своего выдвижения, а избирательное объединение, избирательный блок в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, а также не представлять в избирательную комиссию собранные подписи. В этом случае регистрация кандидата, списка кандидатов может производиться соответствующей избирательной комиссией на основании избирательного залога - денежных средств, внесенных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком на специальный счет избирательной комиссии Астраханской области. Указанный счет открывается в филиале Сберегательного банка Российской Федерации. Внесение избирательного залога кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком должно сопровождаться представлением ими в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа о перечислении средств избирательного залога с отметкой Сберегательного банка Российской Федерации о принятии к исполнению, а также других документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, указанных соответственно в пунктах 1 и 2 настоящей статьи и не связанных со сбором подписей избирателей. Размер избирательного залога и порядок его внесения устанавливаются статьей 34 настоящего Закона.
6. Представление в окружные избирательные комиссии подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, не требуется, если список кандидатов, выдвинутый этим избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрирован на основании представленных подписей избирателей.
7. Представление в окружные избирательные комиссии подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, не требуется, если федеральный список кандидатов, выдвинутый соответствующей политической партией, по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов.
8. Представление в избирательную комиссию Астраханской области подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, не требуется, если федеральный список кандидатов, выдвинутый соответствующей политической партией, по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов.
Статья 59. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками
1. Избирательная комиссия Астраханской области проверяет соблюдение порядка выдвижения списка кандидатов, предусмотренного настоящим Законом, каждым избирательным объединением, избирательным блоком, представившими установленные настоящим Законом документы. Если избирательным объединением, избирательным блоком представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов, избирательная комиссия Астраханской области проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия Астраханской области вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствии с настоящим Законом.
2. Соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения, кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, избирателем в соответствии с настоящим Законом.
3. Избирательная комиссия обязана обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный избирательной комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки.
4. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов территориальных органов: органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
5. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. При проведении проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу, или их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов по одномандатному избирательному округу, а в избирательной комиссии Астраханской области - уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов. О времени проведения проверки подписных листов должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата, списка кандидатов количество подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших список кандидатов. Избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком.
6. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
7. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию, если исключение (вычеркивание) специально отмечено указанными лицами в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию.
8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
10. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом соответственно в одномандатном избирательном округе, в Астраханской области;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки территориального органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;
4) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлением в дате их внесения в подписной лист, если это исправление специально не отмечено избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно;
6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока и (или) собственноручной подписью кандидата либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом;
8) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата, либо до дня, следующего за днем заверения копии списка кандидатов избирательной комиссией Астраханской области;
9) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат;
10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
11. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7) пункта 10 настоящей статьи.
12. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с пунктами 8, 9, 10 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
13. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
14. Регистрация кандидата, списка кандидатов не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
15. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Если количества достоверных подписей избирателей недостаточно, кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится, а также копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными или недействительными.
Статья 60. Регистрация списка кандидатов, кандидата
1. Избирательная комиссия Астраханской области не позднее чем через семь дней после приема необходимых для регистрации списка кандидатов документов (а в отношении избирательного объединения, избирательного блока, внесших для регистрации списка кандидатов избирательный залог, - после поступления избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии Астраханской области) обязана принять решение о регистрации списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного списка.
2. Окружная избирательная комиссия не позднее чем через пять дней после приема необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу документов (а в отношении кандидатов, внесших для регистрации избирательный залог, - после поступления избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии Астраханской области) обязана принять решение о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.
3. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении окружной избирательной комиссии о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующими избирательным объединением, избирательным блоком.
4. В решении о регистрации кандидата, списка кандидатов указываются дата и время регистрации.
5. Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном списке кандидатов, а также более чем по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат от избирательного объединения, избирательного блока. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, не может одновременно входить в зарегистрированный список кандидатов другого избирательного объединения, избирательного блока.
6. Одно и то же лицо может быть одновременно зарегистрировано кандидатом по единому избирательному округу и по одному одномандатному избирательному округу, если кандидат по одномандатному избирательному округу и список кандидатов были выдвинуты одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком.
7. В случае нарушения правил регистрации кандидата, установленных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, действительной считается регистрация кандидата, решение о которой принято раньше. Решение о регистрации, принятое позже, аннулируется соответствующей избирательной комиссией, если в течение суток после принятия более позднего решения о регистрации кандидат не подаст заявление об отказе от регистрации, состоявшейся раньше.
8. Приняв решение об отказе зарегистрировать кандидата, список кандидатов, соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату либо уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших список кандидатов, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:
1) отсутствие у кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, пассивного избирательного права. Отсутствие пассивного избирательного права у отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов, может служить основанием только для исключения этих кандидатов из заверенного списка кандидатов;
2) для кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, для списков кандидатов - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидатов, предусмотренных федеральными законами "О политических партиях" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом;
3) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, списка кандидатов;
4) грубое или неоднократное нарушение запрета на сбор подписей избирателей в местах, где в соответствии с федеральным законом, настоящим Законом эта деятельность запрещена, если представленные для регистрации кандидата, списка кандидатов подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей в местах, где сбор подписей запрещен;
5) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если сбор подписей необходим), если после представления в избирательную комиссию подписей не был внесен избирательный залог;
6) недостоверность сведений, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с подпунктом 1) пункта 6 статьи 50, подпунктом 1) пункта 4 статьи 53 и пунктом 1 статьи 54 настоящего Закона. Недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, может служить основанием только для исключения этих кандидатов из заверенного списка кандидатов;
7) несоздание кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного фонда;
8) использование кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
9) превышение кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
10) превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения, избирательного блока (за исключением кандидатов, выбывших по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов;
11) установление судебным решением факта нарушения кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока в течение агитационного периода пункта 1 статьи 74 настоящего Закона;
12) использование кандидатом (в том числе из списка кандидатов), его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения;
13) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением, избирательным блоком одновременно по одномандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов.
9. Факт сбора и представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в избирательную комиссию подписей избирателей для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
10. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное их выдвижение возможно при соблюдении порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
11. В случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, избирательная комиссия направляет в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и для решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.
12. Решение избирательной комиссии Астраханской области о регистрации списка кандидатов либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Астраханский областной суд, а решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации - в избирательную комиссию Астраханской области или в Астраханский областной суд.
13. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации.
14. Соответствующие избирательные комиссии передают в средства массовой информации зарегистрированные списки кандидатов со сведениями о включенных в них кандидатах и сведения о кандидатах, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам, в течение 48 часов после регистрации. Перечень подлежащих опубликованию сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов и кандидатов, включенных в зарегистрированные списки кандидатов, устанавливается избирательной комиссией Астраханской области.
15. Окружные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах и списках кандидатов с указанием сведений, предусмотренных пунктами 3, 4, 5 статьи 75 настоящего Закона. В том же порядке сообщается информация об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов, списков кандидатов, изменениях в составах избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов, о выбытии кандидатов из зарегистрированных списков кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах, в том числе включенных в зарегистрированные списки кандидатов, об избирательных объединениях, избирательных блоках размещаются в той же последовательности, что и в избирательных бюллетенях.
Законом Астраханской области от 4 марта 2004 г. N 7/2004-ОЗ в пункт 16 статьи 60 настоящего Закона внесены изменения
16. Если ко дню голосования по одномандатному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат либо будет зарегистрирован только один кандидат, а равно если по единому избирательному округу будет зарегистрировано менее двух списков кандидатов, выборы по решению соответственно окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии Астраханской области откладываются на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Статья 61. Выбытие кандидатов, отзыв списков кандидатов
1. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответствующую окружную избирательную комиссию. Указанное заявление не подлежит отзыву. Если кандидат был зарегистрирован, то на основании полученного заявления окружная избирательная комиссия в течение суток принимает решение об аннулировании регистрации подавшего заявление кандидата.
2. Кандидат, состоящий в списке кандидатов, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах в составе данного списка кандидатов, подав письменное заявление в избирательную комиссию Астраханской области. Указанное заявление не подлежит отзыву. На основании полученного заявления избирательная комиссия Астраханской области в течение суток исключает подавшего заявление кандидата из соответствующего списка кандидатов.
3. Действия, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не лишают лицо, их совершившее, права на повторное выдвижение на тех же выборах по любому одномандатному избирательному округу в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.
4. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования отозвать список кандидатов по решению уполномоченного на то органа соответствующего избирательного объединения, избирательного блока, подав письменное заявление в избирательную комиссию Астраханской области. Указанное заявление не подлежит отзыву. В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об отмене его регистрации.
5. Блокообразующее объединение вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах в составе данного избирательного блока по решению уполномоченного на то органа соответствующего блокообразующего объединения, подав письменное заявление в избирательную комиссию Астраханской области. Блокообразующее объединение, отказавшееся от дальнейшего участия в выборах в составе избирательного блока, вправе войти в другой избирательный блок, а избирательное объединение вправе также участвовать в выборах самостоятельно в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом. Если после заверения избирательной комиссией Астраханской области копии списка кандидатов, выдвинутых избирательным блоком, от участия в выборах откажутся входящие в данный избирательный блок блокообразующие объединения, за исключением одного избирательного объединения, это избирательное объединение вправе продолжать участвовать в выборах в качестве избирательного блока с использованием его наименования и эмблемы, а также с сохранением прав и обязанностей избирательного блока, представившего соответствующий список кандидатов. Это правило не распространяется на случай отказа в регистрации списка кандидатов или аннулирования его регистрации в соответствии с подпунктом 10) пункта 8 статьи 60 и пунктом 4 статьи 62 настоящего Закона. Если в результате отказа от участия в выборах в составе избирательного блока в нем не останется ни одного избирательного объединения, избирательной комиссией Астраханской области отменяются решения о регистрации избирательного блока, о заверении списка кандидатов, выдвинутого (выдвинутых) этим избирательным блоком, либо аннулируется регистрация списка кандидатов, выдвинутого этим избирательным блоком.
Законом Астраханской области от 4 марта 2004 г. N 7/2004-ОЗ в пункт 16 статьи 61 настоящего Закона внесены изменения
6. Отказ избирательного блока от участия в выборах не лишает входившие в него избирательные объединения, права на участие в этих выборах, для чего необходимо повторное выдвижение кандидатов и осуществление иных избирательных действий в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.
7. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то блокообразующими объединениями, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования исключить некоторых кандидатов из списка кандидатов, заверенного (зарегистрированного) избирательной комиссией Астраханской области.
8. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него блокообразующими объединениями, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования отозвать выдвинутого ими по одномандатному избирательному округу кандидата, подав письменное заявление об этом в соответствующую окружную избирательную комиссию, которая в случае, если кандидат был зарегистрирован, принимает решение об аннулировании регистрации кандидата.
9. Не допускается дополнительное включение в список лиц ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение в списке кандидатов, за исключением случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием некоторых кандидатов, а также случая, предусмотренного пунктом 9 статьи 51 настоящего Закона.
10. Если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо останется только один зарегистрированный кандидат, а равно если в едином избирательном округе останется менее трех списков кандидатов, то выборы по решению соответственно окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии Астраханской области откладываются на срок не более двух месяцев в одномандатном избирательном округе и не более трех месяцев в едином избирательном округе для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
11. Если указанные в пункте 10 настоящей статьи обстоятельства наступили в результате того, что зарегистрированный кандидат снял свою кандидатуру без вынуждающих к тому обстоятельств либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, либо избирательное объединение, избирательный блок без вынуждающих к тому обстоятельств отозвали зарегистрированный список кандидатов, то все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Если обязанность возместить средства возлагается на избирательный блок, то указанные средства распределяются в равных долях между блокообразующими объединениями, входящими в этот блок на день принятия соответствующего решения избирательным блоком либо принятия избирательной комиссией Астраханской области решения об отмене регистрации списка кандидатов, если иное распределение не предусмотрено в решении о создании данного избирательного блока, представленном в избирательную комиссию Астраханской области.
12. Под обстоятельствами, вынуждающими кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение, избирательный блок - отозвать кандидата, в настоящем Законе понимаются признание кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья кандидата, его супруга, близких родственников либо смерть его супруга, близких родственников. Под обстоятельствами, вынуждающими избирательное объединение, избирательный блок отозвать список кандидатов, понимаются выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам либо в связи со смертью или с признанием умершими кандидатов, занимавших первые три места в списке кандидатов, и (или) выбытие более чем 25 процентов кандидатов из списка кандидатов.
Статья 62. Аннулирование регистрации кандидата, списка кандидатов
1. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата аннулируется избирательной комиссией Астраханской области в случае нарушения требования пункта 5 статьи 60 настоящего Закона. При этом аннулированию подлежат все решения о регистрации кандидата, за исключением первого.
2. Регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения, избирательного блока об отзыве кандидата, списка кандидатов, представленного в данную избирательную комиссию в соответствии со статьей 61 настоящего Закона.
3. Регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права.
4. Регистрация списка кандидатов аннулируется, если число кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения, избирательного блока об исключении кандидатов из состава списка кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии об исключении кандидатов из состава списка кандидатов по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 60 настоящего Закона, превышает 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов.
5. Избирательная комиссия, принявшая решение об аннулировании регистрации кандидата, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято данное решение, и выдает ему копию решения.
Статья 63. Отмена регистрации кандидата, списка кандидатов
1. Регистрация кандидата, списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавших список кандидатов, не позднее чем за пять дней до дня голосования в случаях;
1) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным пунктом 8 статьи 60 настоящего Закона;
2) использования кандидатом, руководителем избирательного объединения, избирательного блока преимуществ должностного или служебного положения;
3) установления факта подкупа избирателей, то есть факта совершения деяния, запрещенного пунктом 2 статьи 74 настоящего Закона, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими список кандидатов, их уполномоченным представителем, доверенным лицом, а также по их просьбе или поручению - иным лицом;
4) использования кандидатом, баллотирующимся по одномандатному избирательному округу, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в целях получения определенного результата на выборах помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной в соответствии с настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата;
5) использования избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими список кандидатов, их уполномоченным представителем в целях получения определенного результата на выборах помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной в соответствии с настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока;
6) превышения кандидатом, баллотирующимся по одномандатному избирательному округу, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам расходов из средств избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленной в соответствии с настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата;
7) превышения избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими список кандидатов, их уполномоченным представителем расходов из средств избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленной в соответствии с настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока;
8) нарушения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пункта 1 статьи 74 настоящего Закона;
9) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости или наличии гражданства иностранного государства (установление такого факта в отношении кандидата из списка кандидатов может служить основанием только для исключения данного кандидата из списка кандидатов).
2. Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.