Постановление Губернатора Астраханской области
от 18 июля 2003 г. N 335
"Об утверждении Положения об управлении государственным внутренним долгом Астраханской области"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 8 февраля 2008 г. N 65 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с областной целевой программой реформирования региональных финансов на 2002 - 2003 годы, утвержденной постановлением главы администрации области от 27.03.2002 N 124, постановляю:
1. Утвердить Положение об управлении государственным внутренним долгом Астраханской области.
2. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации администрации области (Блиер) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Жилкина А.А.
Губернатор области |
А.П. Гужвин |
Положение
об управлении государственным внутренним долгом Астраханской области
(утв. постановлением Губернатора области от 18 июля 2003 г. N 335)
Настоящее Положение разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях максимальной мобилизации финансовых ресурсов для социально-экономического развития Астраханской области, создания благоприятных условий для развития экономики региона и привлечения инвестиций, а также совершенствования бюджетной политики, проводимой администрацией области.
1. Цели и задачи долговой политики
1.1. Основными целями долговой политики администрации области являются управление государственным внутренним долгом Астраханской области, удовлетворяющее потребности бюджета Астраханской области в (финансировании при недостаточности собственных поступлений; обеспечение исполнения обязательств Астраханской области по возврату долга в полном объеме; оптимизация стоимости обслуживания государственного долга и снижение степени риска.
1.2. Основными задачами долговой политики администрации области являются:
- организация учета текущих долговых обязательств, позволяющего обеспечить полноту информации о размере государственного внутреннего долга Астраханской области, единообразие, корректность и преемственность долговых обязательств Астраханской области;
- анализ долговой нагрузки областного бюджета;
- своевременность погашения долговых обязательств, недопущение просроченных долговых обязательств всех видов;
- организация порядка использования заемных средств;
- деятельность по привлечению новых заемных средств.
1.3. Для реализации поставленных задач необходимо осуществление следующих мероприятий:
- внедрение процесса управления государственным внутренним долгом Астраханской области;
- введение системы учета и регистрации долговых обязательств Астраханской области;
- введение практики расчета долга по его приведенной стоимости, позволяющего осуществлять прогноз долговой нагрузки, и способности областного бюджета осуществлять необходимые платежи;
- закрепление приоритетных статей расходов на обслуживание и погашение долговых обязательств, недопущение секвестирования этих расходов, разработка планов погашения существующей просроченной кредиторской задолженности;
- переориентация целей привлечения заемных средств с решения текущих проблем на финансирование капитальных расходов и бюджетных инвестиций;
- введение практики принятия решений по привлечению средств на рефинансирование долга, учитывающей изменение структуры рисков и долговой нагрузки;
- обеспечение информационной прозрачности областного бюджета, систематическое проведение независимой оценки кредитоспособности Астраханской области, присвоение и публикация соответствующих кредитных рейтингов.
2. Принятие решений по привлечению заемных средств
2.1. Привлечение заемных ресурсов администрацией области производится в целях решения проблем социально-экономического развития области или для рефинансирования существующего государственного внутреннего долга Астраханской области.
2.2. Решение о привлечении средств принимается на основе:
- оценки кредитоспособности региона;
- оценки изменения долга и проведения анализа изменения рисков;
- соблюдения требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2.3. При намерении привлечения средств на внутреннем рынке используется оценка кредитоспособности Астраханской области относительно других регионов, производимая как силами структурных подразделений администрации области, так и с привлечением независимых экспертов.
По результатам проведенной оценки кредитоспособности, оценки изменения долга и анализа изменения рисков определяются форма и параметры предстоящего заимствования, делаются выводы и вносятся предложения.
2.4. При принятии решения о привлечении средств на рефинансирование долга проводятся оценка изменения долга и анализ изменения рисков.
Оценка изменения государственного внутреннего долга Астраханской области осуществляется в соответствии с методикой расчета приведенной стоимости долга по обязательствам Астраханской области (приложение 1).
Фактическая приведенная стоимость обслуживания и погашения нового долгового обязательства должна быть ниже, чем фактическая приведенная стоимость обслуживания и погашения существующего обязательства.
Основными факторами, влияющими на фактическую приведенную стоимость государственного долга, являются:
- снижение ставки кредитования, по которой привлекаются средства;
- увеличение срока, в течение которого обязательства могут быть погашены (в случае если выбираемая ставка дисконтирования выше ставки, по которой привлекаются средства).
Привлечение новых заемных средств не должно создавать пиковых выплат в консолидированном графике обслуживания и погашения долга.
2.5. По результатам расчета приведенной стоимости долга осуществляется анализ изменения рисков в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению.
2.6. Привлечение средств долга должно соответствовать следующим требованиям:
- не должно ухудшать структуру рисков относительно исходного состояния,
- расходы на обслуживание долговых обязательств Астраханской области должны быть минимальными,
- текущие расходы бюджета не должны превысить объем доходов бюджета.
2.7. Для принятия решения о целесообразности привлечения средств создается специальная комиссия, в состав которой входят представители комитета экономического развития и торговли, финансового управления и комитета имущественных отношений администрации области. Председателем комиссии является первый заместитель главы администрации области, курирующий вопросы экономики и финансов.
2.8. Обоснование целесообразности привлечения средств представляется Губернатору области, который принимает окончательное решение. Решение оформляется распоряжением Губернатора Астраханской области.
3. Управление государственным внутренним долгом Астраханской области
3.1. Процесс управления государственным внутренним долгом Астраханской области включает в себя следующие основные этапы:
- учет и регистрация долговых обязательств Астраханской области;
- анализ и оценка текущего состояния рисков;
- управление рисками.
3.2. Для учета и регистрации долговых обязательств Астраханской области финансовое управление администрации Астраханской области ведет государственную долговую книгу Астраханской области.
3.3. Анализ и оценка текущего состояния рисков и управление ими осуществляются в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению.
Приложение 1
к Положению об управлении
государственным внутренним долгом
Астраханской области
Методика
расчета приведенной стоимости долга по обязательствам Астраханской области
Настоящая методика разработана в целях повышения эффективности системы управления государственным долгом Астраханской области и осуществления постоянного мониторинга изменений его объемов в зависимости от изменения макроэкономической ситуации на территории области.
Под приведенной стоимостью долга по обязательствам Астраханской области понимается ее дисконтированная стоимость, рассчитанная с учетом срока до осуществления этой выплаты и заданной ставки дисконтирования.
Под ставкой дисконтирования понимается процентная ставка, используемая при расчете текущей стоимости выплат.
Для расчета приведенной стоимости долга составляется график поступления средств. Приведенная стоимость долга по обязательствам Астраханской области рассчитывается по следующей формуле:
где:
- объем поступающих ресурсов в период ;
- ставка, по которой привлекаются заемные средства;
- периоды поступления заемных средств.
В качестве ставки дисконтирования используется ставка, по которой привлечены ресурсы. Выбор величины (т.е. длительности каждого периода) зависит от условий, на которых привлекаются заемные средства.
Для расчета приведенной стоимости обслуживания и погашения обязательств составляется график выплат по обслуживанию и погашению обязательств на основании условий, на которых были привлечены заимствования (с учетом льготного периода, размера ставки, периодичности выплаты процентов и т.п.). На основании составленного графика рассчитывается приведенная стоимость обслуживания и погашения обязательств по формуле, аналогичной приведенной выше.
При этом ставка дисконтирования рассчитывается, как средняя ставка по срочным депозитам, предлагаемым банками региона юридическим лицам. В качестве срока депозита для определения ставки используется период, равный промежутку времени от текущего момента (на который рассчитывается приведенная стоимость) до момента, в который должна быть произведена соответствующая выплата. Соответственно для каждого из предусматриваемых платежей должна использоваться разная ставка. В данном случае формула для расчета приведенной стоимости будет выглядеть следующим образом:
где:
- платеж по обслуживанию заемных средств, который должен быть произведен в период ;
- платеж в погашение основной суммы долга, который должен быть произведен в период ;
- ставка по депозитам на срок .
Приложение 2
к Положению об управлении
государственным внутренним долгом
Астраханской области
Методика
анализа и оценки рисков по привлечению администрацией области заемных средств
1. Под риском по привлечению администрацией области заемных средств понимается степень неопределенности будущих доходов. Риски классифицируются по источникам их возникновения:
кредитный риск - риск потерь из-за невыполнения Астраханской областью обязательств по привлеченным ссудам и кредитам;
операционный риск (охватывает целый ряд различных видов риска) - риск, возникающий из-за операционных ошибок, недостатков и сбоев в механизмах внутреннего контроля или в системах и службах; риск репутации; юридический риск; нарушение профессиональной тайны или стихийные бедствия, воздействующие на деловую активность;
рыночный риск - это риск неизвестности будущих доходов из-за изменения рыночных условий (процентных ставок). Риск изменения процентной ставки существует, когда изменение процентных ставок в будущем может привести к значительным изменениям в исполнении бюджета Астраханской области или возможности обслуживания долга. Изменение процентных ставок сказывается на стоимости обслуживания задолженности по новым выпускам ценных бумаг при рефинансировании задолженности по фиксированной ставке и при пересмотре ставок по задолженности по плавающей ставке. При этом задолженность с коротким сроком погашения (краткосрочная или по плавающей ставке) является более рискованной, чем долгосрочная задолженность по фиксированной ставке;
валютный риск - риск, связанный с изменением валютного курса, т.е. когда долговые обязательства привлечены в валюте, а доходы (генерирующие денежные потоки, необходимые для обслуживания долга) деноминированы в рублях. Соответственно изменяется и объем рублевых средств, необходимых для обслуживания государственного долга Астраханской области;
риск пролонгации - когда задолженность по долговым обязательствам Астраханской области пролонгируется по высокой цене или (в крайних случаях) вообще невозможна пролонгация.
2. Для определения и оценки рисков по долговым обязательствам Астраханской области осуществляются выявление и определение рисков, проводится их качественный и количественный анализ, определяются стоимость рисков и вероятность их наступления.
3. Во избежание рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом Астраханской области, финансовым управлением администрации области проводится анализ долговых обязательств Астраханской области с использованием следующих основных критериев:
а) наличие (текущего или реструктуризированного) просроченного прямого долга; (текущих или реструктуризированных) просроченных гарантий. Показатель свидетельствует о том, что кредитоспособность Астраханской области при невыполнении своих долговых обязательств находится на минимально возможном уровне;
б) соотношение объема краткосрочной и долгосрочной задолженности. Значительное превышение объема краткосрочной задолженности над долгосрочной негативно влияет на кредитоспособность Астраханской области, поскольку свидетельствует о нерациональной долговой политике и отсутствии инвестиционных заимствований;
в) доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в структуре долговых обязательств. В условиях высокого валютного риска большая доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, значительно повышает вероятность невыполнения Астраханской областью своих обязательств, поскольку бюджет Астраханской области имеет источники доходов в рублевом эквиваленте;
г) доля основных составляющих прямого долга в его структуре. Она позволяет оценить приоритеты долговой политики Астраханской области;
д) долговая нагрузка на областной бюджет Астраханской области. Рассчитывается как отношение баланса привлеченных и погашенных заемных средств и расходов на обслуживание долговых обязательств к доходам областного бюджета Астраханской области;
е) доля выплат по краткосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Значение показателя более 0,15 свидетельствует о недостаточности бюджетных средств для выполнения собственных обязательств и, как следствие, чрезмерном количестве кредитов на покрытие кассовых разрывов;
ж) доля выплат по долгосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Показывает долговую нагрузку Астраханской области по инвестиционным заимствованиям;
з) доля обслуживания по долговым обязательствам в структуре долговой нагрузки. Определяет, насколько выгодны условия заимствования, а также оценивает размер дополнительной нагрузки на бюджет Астраханской области в результате использования заемных средств;
и) отношение выплат по полному долгу (основной долг плюс обслуживание) к поступлениям в денежной форме за вычетом обязательных (текущие расходы плюс капитальный ремонт объектов социальной сферы) расходов в денежной форме.
Позволяет оценить техническую способность Астраханской области выполнять обязательства по собственным долгам после осуществления текущих обязательных денежных расходов. Значение этого показателя больше 0 свидетельствует о том, что у Астраханской области недостаточно денежных средств для погашения долгов в текущем году и они могут быть погашены только за счет перекредитования, что значительно повышает кредитный риск;
к) доля бюджетных гарантий за коммерческие предприятия в общей сумме гарантий. Оценивает рациональность долговой политики Астраханской области. Значение показателя, превышающее 0,5, свидетельствует об использовании Астраханской областью бюджетных средств для поддержки коммерческих проектов, что противоречит целям рациональной бюджетной политики и увеличивает расходы бюджета Астраханской области.
4. Принятие решений в области управления внутренним долгом производится с учетом возможных рисков, в зависимости от которых планируются действия, адекватные меры, направленные на сохранение (принятие) рисков, предотвращение (исключение) рисков, минимизацию рисков, и используются различные методы управления рисками.
5. Управление рисками - это процесс подготовки и реализации мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного решения и уменьшить возможные негативные последствия нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений. Основными методами управления рисками являются:
- реструктуризация задолженности;
- передача рисков;
- распределение рисков;
- эккаунтинг.
6. Реструктуризацией задолженности является прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг Астраханской области, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Для проведения реструктуризации задолженности оформляется соглашение между администрацией области и кредитором.
Для достижения эффективности реструктуризации необходимо:
- осуществление дисконтирования всей задолженности или, как минимум, суммы просроченного долга;
- перевод валюты платежей по договорам (соглашениям) в национальную валюту должника или, как минимум, фиксирование ее по приемлемому курсу;
- увеличение срока платежей до уровня, приемлемого для должника. Важнейшим элементом долговой политики и управления кредитным риском является оптимальное распределение задолженности по срокам погашения. При этом необходимо достижение баланса между риском изменения курса национальной валюты и перспективами изменения налоговой политики.
7. Передача риска может производиться путем заключения договоров (соглашений), учитывающих вероятные в будущем изменения обменных валютных курсов или процентных ставок и преследующих цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений.
8. Под распределением риска подразумевается снижение риска путем частичной его передачи кредитору. Распределение риска используется для снижения валютного риска в виде специальных валютных оговорок, указанных в договоре (соглашении) или дополнительных соглашениях, в соответствии с которыми сумма платежа (или ее часть) не может быть пересмотрена в той же пропорции, в которой произойдет изменение курса валюты платежа по отношению к валюте оговорки,
9. При управлении рисками может быть использован метод эккаунтинга, то есть сбора, обработки, классификации, анализа и оформления различных видов финансовой информации, который направлен на снижение риска путем нахождения и использования необходимой информации для принятия рискового решения.
10. При управлении рисками в сфере долговой политики может быть применим метод минимизации кредитного риска - привлечение дешевых ресурсов для обеспечения погашения сложившейся задолженности, то есть перекредитование в условиях дефицита денежных средств (выпуск облигаций), перевод валютной задолженности в рублевую.
Форма анализа рисков
Индикаторы |
Рекомендуемое значение целевой модели |
Фактическое значение |
Доля просроченного прямого долга в структуре долговой нагрузки |
0,0 |
|
Доля просроченных гарантий в структуре долговой нагрузки |
0,0 |
|
Доля обслуживания по долговым обязательствам в структуре долговой нагрузки |
0,30 |
|
Доля выплат по долгосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки |
0,75 |
|
Доля выплат по краткосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки |
0,25 |
|
Долговая нагрузка на областной бюджет Астраханской области |
0,20 |
|
Доля основных составляющих прямого долга в его структуре |
0,70 |
|
Доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в структуре долговых обязательств |
Меньше 0,25 |
|
Соотношение объема краткосрочной и долгосрочной задолженности |
Не более 1,0 |
|
Доля бюджетных гарантий за коммерческие предприятия в общей сумме гарантий |
0,50 |
|
Отношение выплат по полному долгу к поступлениям в денежной форме за вычетом обязательных расходов в денежной форме |
Не более 1,0 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Астраханской области от 18 июля 2003 г. N 335 "Об утверждении Положения об управлении государственным внутренним долгом Астраханской области"
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 14 августа 2003 г. N 33 (656)
Постановлением Губернатора Астраханской области от 8 февраля 2008 г. N 65 настоящее постановление признано утратившим силу