Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 58. Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протоколов об итогах голосования участковыми комиссиями
1. Подсчет голосов участников референдума проводится открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенные формы протоколов об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 5 статьи 17 настоящего Закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов участников референдума и наблюдать за подсчетом.
2. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии объявляет, что получить бюллетени и проголосовать могут только участники референдума, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии и лица, присутствующие в соответствии с настоящим Законом при подсчете голосов участников референдума.
3. После окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 5 статьи 17 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных под позициями "Да" и "Нет"), затем оглашают и вносят в строки 6 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм число погашенных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней и числа бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования. После этого члены участковой комиссии подсчитывают и оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений (при проведении повторного голосования также погашают неиспользованные открепительные удостоверения) и вносят его в строки 14 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм. С погашенными бюллетенями, отрывными талонами и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в пункте 5 статьи 17 настоящего Закона, под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает и вносит в строки 2 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм число бюллетеней, полученных участковой комиссией, а также оглашает и вносит в строки 11 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией.
5. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:
1) число участников референдума, включенных в список участников референдума на момент окончания голосования (без учета участников референдума, которым выданы открепительные удостоверения в участковой комиссии, а также участников референдума, выбывших по другим причинам);
2) число бюллетеней, выданных участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
3) число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
4) число участников референдума, проголосовавших досрочно в соответствии со статьей 55 настоящего Закона (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
5) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке референдума до дня голосования;
6) число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума.
6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит на последнюю страницу списка участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
7. После осуществления действий, указанных в пункте 6 настоящей статьи, со списком участников референдума вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 5 статьи 17 настоящего Закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
8. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, в соответствии с приложением 2 к настоящему Закону. Список участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
9. Непосредственный подсчет голосов участников референдума проводится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
10. При непосредственном подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 5 статьи 17 настоящего Закона.
11. Непосредственный подсчет голосов участников референдума проводится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой комиссии, запрещается при подсчете голосов участников референдума пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов участников референдума, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии.
12. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные комиссией. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов участников референдума не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
13. В первую очередь проводится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала - с бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими участниками референдума, затем - с бюллетенями, оставленными участниками референдума, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление числа участников референдума, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой комиссии предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов участников референдума лицам. Подсчет проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строки 7 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал досрочно, либо число заявлений участников референдума, содержащих отметку о получении бюллетеня, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадраты, относящиеся к позициям "Да" и "Нет", вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов не учитываются.
14. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
15. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, отдельно по каждому вопросу референдума, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", содержащимся в бюллетенях, оглашая содержащиеся в бюллетене отметки участника, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене отметки участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
16. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования на референдуме, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", или содержат отметки и в том, и в другом квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника референдума бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех вызвавших сомнение бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью данной комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 13 настоящей статьи) оглашается и вносится в строки 9 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
17. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней для голосования на референдуме установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому вопросу референдума, отдельно по позициям "Да" и "Нет". При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строки 15 и последующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
18. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строк 15 и последующих строк протоколов об итогах голосования, определяют число действительных бюллетеней, оглашают его и вносят в строки 10 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
19. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и вносят в строки 8 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
20. После этого с рассортированными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
21. После завершения подсчета бюллетени упаковываются в отдельные пачки по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", отдельно по каждому вопросу референдума. В отдельные пачки упаковываются также недействительные и погашенные бюллетени. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней бюллетеней, вопрос референдума либо ставится соответствующая отметка: "Недействительные бюллетени". Сложенные таким образом бюллетени, а также бюллетени, упакованные в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящей статьи, упакованные отрывные талоны либо открепительные удостоверения помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер участка референдума, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных отрывных талонов либо открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 5 статьи 17 настоящего Закона.
22. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов участников референдума, после чего подписываются протоколы участковой комиссии об итогах голосования, а их копии выдаются лицам, указанным в пункте 5 статьи 17 настоящего Закона. Протоколы об итогах голосования составляются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в них проставляются дата и время (час с минутами) их подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после подписания указанными лицами. Не допускаются заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
23. Если во время заполнения протоколов об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколах делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования подпись хотя бы одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса проставлена другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
24. При подписании протоколов члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола (протоколов), вправе приложить к протоколу (протоколам) особое мнение, о чем в протоколе (протоколах) делается соответствующая запись.
25. По требованию члена участковой комиссии, лиц, указанных в пункте 5 статьи 17 настоящего Закона, участковая комиссия немедленно после подписания протоколов об итогах голосования (в том числе составленных повторно) обязана выдать указанным лицам или предоставить им возможность изготовить копии протоколов об итогах голосования, а также заверить их. Участковая комиссия отмечает факт выдачи копии протоколов об итогах голосования в соответствующем реестре. Лицо, получившее копии протоколов об итогах голосования, расписывается в указанном реестре. Ответственность за полноту и достоверность содержащихся в копиях протоколов об итогах голосования данных несет лицо, заверяющее указанные копии протоколов.
26. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования после подписания их всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, либо заверения этих копий незамедлительно направляются в соответствующую территориальную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежат. К первым экземплярам протоколов приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов участников референдума жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией референдума акты. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования с приложенными к ним документами доставляются в территориальную комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии референдума с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии референдума. При указанной передаче протоколов участковой комиссии об итогах голосования вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию.
27. Вторые экземпляры протоколов участковой комиссии референдума об итогах голосования предоставляются для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 5 статьи 17 настоящего Закона, а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, после чего вторые экземпляры протоколов вместе с бюллетенями для голосования на референдуме, а также с печатью участковой комиссии передаются в территориальную комиссию для хранения не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих результатов референдума.
28. При наличии соответствующего оборудования данные протоколов об итогах голосования сразу после подписания протокола членами участковой комиссии, сформированной на участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, передаются по техническим каналам связи в вышестоящую территориальную комиссию с обязательным последующим представлением первых экземпляров протоколов об итогах голосования и другой документации референдума, предусмотренной пунктом 26 настоящей статьи, в вышестоящую территориальную комиссию при первой возможности непосредственно.
29. Порядок использования технической системы передачи информации о референдуме, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных протоколов об итогах голосования, утверждаются избирательной комиссией Астраханской области.
30. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную комиссию участковая комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена территориальной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. Участковая комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную комиссию. Ранее представленный участковой комиссией в территориальную комиссию протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.