Постановление главы администрации Астраханской области
от 4 мая 2000 г. N 164
"Об областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера в Астраханской области до 2005 года"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 31 мая 2005 г. N 368 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.99 N 1098 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера в Астраханской области до 2005 года" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области до 2005 года" (далее - Программа).
2. Утвердить главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации области (Копылец) государственным заказчиком - координатором Программы, Астраханский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Синенко), государственный комитет по охране окружающей среды Астраханской области (Чуйков) и комитет природных ресурсов по Астраханской области (Воронин) - государственными заказчиками по отдельным направлениям Программы.
3. Комитету экономики и инвестиционной политики (Максимова), финансовому управлению (Евлашев) администрации области в течение всего периода реализации Программы при формировании бюджета включать ее в перечень областных целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в областном бюджете.
4. Департаменту информации, издательства, полиграфии и связи администрации области (Блиер) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Володина Э.М.
Глава администрации области |
А.П. Гужвин |
Областная целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области до 2005 года"
(утв. постановлением главы администрации области от 4 мая 2000 г. N 164)
Паспорт
областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области до 2005 года"
Наименование Программы |
|
Областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области до 2005 года" |
Основание для разработки Программы |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1098 |
Государственный заказчик - координатор Программы |
|
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации области |
Государственные заказчики по отдельным направлениям Программы |
|
Астраханский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, государственный комитет по охране окружающей среды Астраханской области и комитет природных ресурсов по Астраханской области |
Основные разработчики Программы |
|
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации области |
Цель и основные задачи Программы |
|
Целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Астраханской области для повышения уровня защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации). |
Основными задачами Программы являются: | ||
развитие научно-методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций; | ||
формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения государственного контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций; | ||
создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций; | ||
развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизирования автоматизированных систем управления, совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; | ||
совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; | ||
внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций | ||
Сроки и этапы реализации Программы |
|
Программа выполняется в 2001 - 2005 годах. Исходя из существующего научно-технического и производственного потенциала, а также экономической ситуации в области, выполнение Программы раздельно на два связанных между собой этапа: результаты работ на первом этапе Программы (2001 - 2002 годы) становятся основой для реализации второго этапа (2003 - 2005 годы) |
Перечень основных мероприятий Программы |
|
разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций; |
разработка и реализация системы мер по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций; | ||
развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций; | ||
ввод в действие системы государственного регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций; | ||
разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; | ||
разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, развитию методической базы и совершенствованию материально-технического обеспечения деятельности по снижению и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций | ||
Основные исполнители Программы |
|
Структурные подразделения главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации области, департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации области, управления ветеринарии администрации области, комитета природных ресурсов по Астраханской области, госкомитета по охране окружающей среды Астраханской области, Астраханского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Астраханской горно-технической инспекции, управления лесами Астраханской области, Северо-Каспийского управления АС ПТР, Астраханского ЦКБ, управления по делам ГО и ЧС г. Астрахани, учебного методического центра по делам ГО и ЧС Астраханской области, а также организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" |
Объемы и источники финансирования Программы |
|
Общий объем финансирования Программы за счет всех источников составляет 3,5 млн рублей. Источник финансирования Программы: бюджет Астраханской области - 3,5 млн рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
преодоление неблагоприятной тенденции роста в Астраханской области количества чрезвычайных ситуаций; |
снижение на 40 - 50 процентов рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных факторов природного и техногенного характера; | ||
сокращение в 2 - 3 раза затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций; уменьшение на 30 - 40 процентов потерь населения при чрезвычайных ситуациях | ||
Система контроля за исполнением Программы |
|
Контроль за исполнением Программы возлагается на главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации области. Текущая информация о ходе выполнения Программы и об использовании средств областного бюджета представляется исполнителями Программы в установленном порядке. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области до 2005 года" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1098.
На территории Астраханской области сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и тенденции роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть большие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
Несмотря на сложности социально-экономического развития Астраханской области в последнее время уделялось серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, завершен первый этап создания государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На этом этапе в основном решались задачи спасения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако современное состояние единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и уровень развития ее подсистем таковы, что они еще не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Главной задачей второго этапа развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление заблаговременно комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде.
Целью государственной политики на этом этапе должно стать обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах показателей приемлемого риска, критерии (нормативы) которых устанавливаются для соответствующего периода социально-экономического развития страны с учетом мирового опыта в данной области.
Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Учитывая сказанное, механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.
2. Цель и задачи Программы
Главной целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Астраханской области для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
развитие научно-методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;
формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения государственного контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование систем подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Достижение главной цели Программы позволит осуществлять на территории Астраханской области постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовать систему мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Сроки и основные этапы выполнения Программы
Программа рассчитана на 5 лет и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2001 - 2002 годы) предусматривается определить пути и меры для преодоления неблагоприятной тенденции роста в Астраханской области количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций. Особое внимание будет уделено разработке наиболее эффективных мероприятий, обеспечивающих получение результатов в ближайшей перспективе. Предусматривается разработка нормативно-методических организационных и экономических основ для дальнейшей практической реализации программных мероприятий в полном объеме.
На втором этапе (2003 - 2005 годы) планируется обеспечить практическую реализацию основных положений Программы. Предусматривается возможность корректировки мероприятий, осуществляемых на этом этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе результатов и с учетом выделенных объемов финансирования.
4. Система программных мероприятий
В рамках Программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных во времени мероприятий:
а) разработка нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций предусматривает:
разработку концепции управления комплексными рисками на региональном уровне, в том числе концепции безопасного продвижения населения в районах с высоким уровнем риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
дальнейшее развитие нормативно-методической базы декларирования безопасности потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов;
внедрение методов определения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и эффективности инвестиций в мероприятия по предупреждению, снижению рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
разработку экономических механизмов стимулирования деятельности предприятий по снижению рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
б) разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций предусматривает:
организацию и проведение научных исследований, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по выявлению опасных факторов природного и технического характера;
систематизацию потенциально опасных объектов, производств, технологий и материалов, анализ технического состояния, разработку возможных сценариев чрезвычайных ситуаций;
разработку новых методов оценки вероятности крупных аварий в сложных технических системах, проведение оценки вероятности чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Астраханской области;
развитие научно-методической базы оценки экологических, социальных и экономических последствий чрезвычайных ситуаций и рисков их возникновения для населения;
внедрение системы интегральных показателей рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для проведения комплексного анализа и суммирования рисков различного характера и с различными последствиями, внедрение методов комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
в) разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций предусматривает:
дальнейшее развитие и совершенствование единой государственной автоматизированной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;
г) развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуациях предусматривает:
разработку и совершенствование информационно-управляющих систем прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций в Астраханской области;
дальнейшее развитие системы управления, связи и системы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработку методических основ и построение карт рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для Астраханской области;
д) разработка и реализация системы мер по снижению риска, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
реализацию инженерно-технических мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, а также создание и реконструкцию инженерных сооружений;
разработку и реализацию комплекса мер по выводу из производственного процесса изношенного оборудования, а также по реконструкции жилищного фонда, зданий производственного и общественного назначения в районах, подверженных воздействию опасных природных процессов и явлений;
обеспечение населения и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций средствами индивидуальной защиты, медикаментами и другими средствами защиты;
внедрение систем и средств контроля и оценки обстановки при авариях на потенциально опасных объектах, а также приборов поиска и обнаружения пострадавших;
внедрение системы мобильных робототехнических средств и комплексов для действий в чрезвычайных ситуациях;
создание средств спасения людей, терпящих бедствие на море, и средств подъема затонувших объектов, создание и развитие морского спасательного центра по борьбе с разливами нефти и нефтепродуктов, совершенствование авиационной системы экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях;
е) разработка и реализация системы мер по подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях предусматривает:
организацию обучения населения приемам самозащиты, взаимопомощи и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;
совершенствование учебных программ и пособий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для всех категорий населения;
совершенствование работы и материальной базы учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
подготовку информационных передач на областном и местном телевидении (радио) по проблемам рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.
5. Ресурсное обеспечение Программы
реализация Программы осуществляется в условиях ограниченного финансирования за счет средств областного бюджета.
Из средств бюджета Астраханской области планируется финансировать:
разработку и реализацию мер по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, наиболее характерных для Астраханской области;
подготовку населения Астраханской области к действиям в чрезвычайных ситуациях и его обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты;
материально-техническое обеспечение сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Астраханской области;
создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Астраханской области.
Мероприятия Программы, финансируемые за счет средств областного бюджета, представлены в приложении.
6. Механизм реализации Программы
Государственными заказчиками Программы являются главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации области, Астраханский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, комитет по охране окружающей среды Астраханской области, комитет природных ресурсов по Астраханской области.
Государственный заказчик - координатор Программы организует работу государственных заказчиков.
Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях, учреждениях и на предприятиях-поставщиках посредством заключения государственных контрактов.
Отбор исполнителей программных мероприятий происходит на конкурсной основе. При этом все проекты реализуются в соответствии с Типовым положением о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов, утвержденным Приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 1997 г. N 94/130/74н.
7. Организация управления и контроль за реализацией программы
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и региональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Астраханская область, в соответствии с соглашением о намерениях между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Астраханской области.
Организацию управления и контроль за реализацией Программы осуществляют государственные заказчики.
8. Оценка социально-экономических последствий реализации Программы
Расчетный срок окупаемости затрат на программные мероприятия составит 3,5 - 4 года.
Реализация программных мероприятий позволит по предварительным оценкам в 2 - 3 раза сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях - полностью избежать их, а также снизить на 40 - 50 процентов риски для населения, проживающего в районах, подтвержденных воздействию опасных природных и техногенных факторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области до 2005 года".
Главной целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Астраханской области для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Реализация Программы осуществляется в условиях ограниченного финансирования за счет средств областного бюджета.
Из средств бюджета Астраханской области планируется финансировать:
разработку и реализацию мер по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, наиболее характерных для Астраханской области;
подготовку населения Астраханской области к действиям в чрезвычайных ситуациях и его обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты;
материально-техническое обеспечение сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Астраханской области;
создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Астраханской области.
Мероприятия Программы финансируются за счет средств областного бюджета.
Постановление главы администрации Астраханской области от 4 мая 2000 г. N 164 "Об областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера в Астраханской области до 2005 года"
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 20 июля 2000 г. N 29 (496)
Постановлением Губернатора Астраханской области от 31 мая 2005 г. N 368 настоящее постановление признано утратившим силу