Постановление главы администрации Астраханской области
от 18 июля 2000 г. N 239
"О Программе активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере Астраханской области на 2001 - 2005 годы"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 19 февраля 2007 г. N 74 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях повышения эффективности инновационной деятельности и поддержки создаваемой инфраструктуры в Астраханской области постановляю:
Утвердить областную целевую научно-техническую программу "Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере Астраханской области на 2001 - 2005 годы" и план мероприятий по реализации 1 этапа Программы (прилагаются).
И.о. главы администрации области |
Э.М. Володин |
Областная целевая научно-техническая Программа
"Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере Астраханской области на 2001 - 2005 годы"
(утв. постановлением главы администрации области от 18 июля 2000 г. N 239)
1. Паспорт Программы
Наименование Программы:
"Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере Астраханской области на 2001-2005 годы"
Основными разработчиками Программы являются: комитет экономики и инвестиционной политики администрации области, Астраханский государственный технический университет, Астраханское представительство фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Цель Программы - содействие развитию и превращению научно-технического потенциала в решающий фактор экономического роста Астраханской области, а также формирование региональной инновационной системы, обеспечивающей:
- экономически целесообразное получение, распространение и использование научно-технических результатов и новых технологий;
- создание организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие малых и средних инновационных предприятий, работающих в области коммерциализации технологий;
- поддержку и развитие ИТЦ (инновационно-технологических центров) в качестве элементов инфраструктуры на основе организаций, ведущих в регионах России широкомасштабную инновационную деятельность в сфере высоких технологий.
Задачи:
- осуществление комплекса согласованных мероприятий, связанных с развитием базовых элементов инновационной системы (центры, технопарки и т.п.);
- привлечение и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной системы, федеральных и региональных бюджетных и внебюджетных источников, венчурного капитала, кредитных возможностей коммерческих банков, международных кредитов и технической помощи;
- объединение и координация действий всех участников Программы, использование международного сотрудничества в интересах развития региональной инновационной системы.
Перечень приоритетных направлений Программы:
- создание и развитие в Астраханской области, с учетом имеющегося научно-технологического потенциала, инновационно-технологического центра и других инновационных структур;
- создание системы информационного обеспечения инновационной деятельности, включающей современную компьютерную информационную сеть, осуществляющую информационный обмен между астраханскими пользователями и выход на международные компьютерные сети, необходимую статистику, позволяющую проводить постоянный широкомасштабный мониторинг всех циклов инновационного процесса;
- создание целенаправленной системы обучения научных работников, подготовки и переподготовки кадров для инновационно-технологической деятельности;
- создание организационно-экономических условий для привлечения негосударственных средств в коммерциализацию научно-технических разработок;
- разработка и осуществление на практике организационно-экономических механизмов оказания государственной поддержки при создании независимых малых технологических предприятий;
- разработка механизма и необходимых нормативных документов для оказания государственной поддержки исследовательским проектам, способным пополнить отечественный инновационно-технологический задел;
- формирование правовых условий, обеспечивающих регулирование вопросов интеллектуальной собственности и конкурентной среды в сфере создания и освоения высокотехнологичной продукции, устранения препятствий для осуществления коммерчески взаимовыгодного научно-технологического сотрудничества.
Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование Программы производится за счет средств областного бюджета по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". Объемы финансирования ежегодно уточняются, выделяются в бюджете отдельной строкой в вышеуказанном разделе и не выходят за рамки выделенных средств в целом по разделу.
Ожидаемые конечные результаты и система контроля
за исполнением Программы
При реализации Программы к концу 2001 года ожидаются следующие основные результаты:
- в Астраханской области в число малых предприятий инновационного характера вольются не менее 2 новых внедренческих предприятий научно-технической сферы и один инновационно-технологический центр областного значения;
- будет создано до 80 новых рабочих мест в сфере инновационного предпринимательства;
- информационная компьютерная сеть свяжет инновационно-технологические центры России и технопарки с государственными научными центрами, инновационно активными организациями научно-технической и производственной сферы;
- не менее 35% работников инновационной сферы должны пройти курсы повышения квалификации с присвоением звания магистра технологического менеджмента;
- для инновационных структур Астраханской области будет подготовлено 5 преподавателей, консультантов и тьютеров по вопросам технологического менеджмента и коммерциализации технологий, будут разработаны и изданы пособия и методические материалы по курсу технологического менеджмента.
Контроль за исполнением Программы осуществляет комитет экономики и инвестиционной политики администрации области.
Промежуточные и окончательные итоги реализации Программы систематически рассматриваются на заседаниях совета директоров НИИ, КБ и вузов Астраханской области с привлечением научно-технической общественности. Комитет экономики и инвестиционной политики администрации области ежегодно готовит доклад о ходе выполнения Программы.
2. Содержание Программы
В течение последних десяти лет в Российской Федерации происходит свертывание производства наукоемких видов продукции и, как следствие, деградация технологической структуры промышленности и спад спроса на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и негосударственного сектора. В настоящее время не более 5% общего числа промышленных предприятий осуществляют разработку и освоение технологических новшеств, аналогичный показатель по нашей области составляет менее 2%.
В то же время в Астраханской области имеются значительный научно-технический потенциал и огромные природные ресурсы. Основная задача сегодня состоит в том, чтобы включить все эти ресурсы в экономическое и технологическое возрождение Астраханской области.
В настоящее время развитие инновационной сферы приобретает особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами. В современных условиях возрастает роль малых и средних предприятий, отличающихся повышенной мобильностью и особенностью в меньшие сроки и с меньшими затратами разрабатывать и внедрять наукоемкую продукцию.
В целях повышения конкурентоспособности в условиях открытого рынка и свободных цен, кроме материально-финансовых и информационных ресурсов, инновационным структурам нужен эффективный менеджмент и соответственно подготовленные кадры по всей цепочке инновационного процесса. В подготовке кадров особое внимание должно быть уделено вопросам коммерциализации технологий, проблемам интеллектуальной собственности, управлению инновационными предприятиями и методам работы на рынке нововведений.
Важнейшим элементом создаваемой инновационной инфраструктуры являются инновационно-технологические центры (ИТЦ). В такой структуре должны находиться малые и средние фирмы, осуществляющие инновационные проекты, поддержка которых является главной задачей инфраструктуры.
Требуется активизировать работу в научно-технической сфере и сфере ее управления по отбору из высокоэффективных результатов НИОКР инновационных проектов, разработке бизнес-планов, их экспертизе, финансированию, последующему консалтинговому и информационному сопровождению, возможному участию инвесторов и лиц, инвестирующих инновационные проекты (программы), их управлению.
В целях поддержки и активизации деятельности по вышеперечисленным направлениям в инновационной сфере необходимо объединение организационных и финансовых ресурсов различных ведомств и структур, несущих ответственность за реализацию государственной инновационной политики в научно-технической сфере.
Настоящая Программа является инструментом такого объединения и концентрации сил и средств на приоритетных направлениях. Одним из обобщающих показателей ее эффективности должно стать соотношение государственных (бюджетных) и негосударственных финансовых средств, привлекаемых в инновационно-технологическую сферу.
Концептуальной основой настоящей Программы является концепция инновационной политики Российской Федерации.
3. Основные принципы реализации Программы
- концентрация ресурсов на выделенных приоритетах;
- конкурсность предоставления ресурсной поддержки;
- контрактная форма отношений между заказчиком и исполнителем;
- возвратность внебюджетных финансовых средств.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки: начало - июль 2001 года, окончание - декабрь 2005 года.
Этапы:
1. Организация структуры инновационной сферы Астраханской области, 2001 - 2002 годы.
2. Подготовка кадров для инновационной сферы и нормативно-правовой базы, активизация ее деятельности, 2002 - 2005 годы.
5. Основные разделы и блоки программных мероприятий
5.1. Производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности
В настоящее время в инновационно-технологическом процессе с разной степенью эффективности участвует множество различных и многопрофильных структур инновационного типа: технопарки, бизнес-центры, малые внедренческие, малые научно-внедренческие, производственные предприятия, консультационные агентства и т.п.
Все они являются так называемыми "опорными точками роста". При поддержке со стороны государственных органов власти и эффективной деятельности со временем они могут получить статус инновационно-технологических центров (ИТЦ). Для этого необходимым критерием должен стать выход внедренческих структур на режим финансовой самодостаточности. Государственные органы обеспечивают им разностороннюю поддержку, а главное - содействие в получении инвестиций.
Такую поддержку инновационные структуры получают в рамках настоящей Программы независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
5.2. Информационная поддержка
Эффективное функционирование единого инновационного цикла "Наука - производство - рынок" может быть достигнуто только при достаточной информационной обеспеченности всех этапов данного цикла.
В рамках данной Программы проблема информационного обеспечения сводится к решению следующих задач:
- аппаратная и программная поддержка информационной сети, обеспечивающей деятельность инновационных структур;
- собственно информационное взаимодействие участников Программы, в том числе через глобальную сеть Интернет;
- создание информационных банков данных по основным составляющим инновационного процесса (проекты, кадры, ресурсы, конъюнктура рынка и др.);
- разработка информационных регламентов, согласующихся с международными аналогами;
- статистические и аналитические исследования инновационной сферы для обеспечения выработки и принятия решений;
- рекламно-презентационная деятельность и работа со средствами массовой информации.
Предполагается, что перечисленные задачи могут быть в основном решены за 2,5 - 3 года. К 2005 году планируется связать информационной сетью создаваемые внедренческие структуры.
Большое значение имеет адресованная широкой общественности и проводимая через средства массовой информации информационно-пропагандистская деятельность. Ее содержанием является информация о конкретных научно-технологических наработках и проектах, подготовленных к внедрению, об организационно-экономических механизмах и нормативно-правовой базе инновационной деятельности, информационных системах, технопарках, учебных центрах, консалтинговых фирмах и т.д.; о конкретных успехах в этой сфере и значении (создании рабочих мест, приросте внутреннего валового продукта и т.д.) инновационной деятельности.
Ведущая роль в ее наглядном и убедительном освещении принадлежит телевидению.
5.3. Подготовка и переподготовка персонала в области инновационно-технологического менеджмента
Важнейшим направлением активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере является подготовка и переподготовка персонала, работающего в этой сфере. Дальнейшее широкомасштабное развитие инновационной деятельности невозможно без подготовки достаточного количества специалистов - менеджеров по коммерциализации технологий и управлению технологическими инновациями и инновационными структурами. Такие специалисты должны иметь подготовку по вопросам трансферта и коммерциализации технологий, основам теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами, прогнозирования и оценки коммерческой значимости новых продуктов и технологий на ранней стадии проекта, продвижения их на рынок.
Мероприятия этого раздела Программы направлены на:
- многоуровневую подготовку и переподготовку персонала, включая руководящий состав и научно-технических работников, для инновационно - технологической деятельности;
- поддержку региональной образовательной сети через повышение квалификации преподавателей, консультантов и тьютеров для осуществления подготовки и переподготовки кадров в Астраханской области;
- подготовку программ и других технических средств для системы электронного и дистанционного обучения;
- формирование учебно-методического обеспечения по наиболее актуальным на сегодняшний день учебным курсам для системы подготовки и переподготовки кадров.
Такая система при поддержке Программы должна эффективно действовать для большинства наукоемких структур, в том числе и промышленных предприятий, в ближайшие 2-3 года.
5.4. Формирование организационно-экономических и правовых условий инновационной деятельности
Первоочередные действия, осуществляемые в рамках Программы в 2001 году, предусматривают разработку нормативно-правовой документации и регламентов, определяющих:
- отношения заказчика и исполнителя при финансировании инновационных проектов;
- правила и порядок введения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, создаваемой на основе (или с участием) бюджетного финансирования;
- разработку регламентирующих документов и механизмов долевого государственного участия в финансировании коммерциализуемых научно-технических разработок;
- комплекс мер, снижающих или страхующих риски негосударственных инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкие проекты;
- формирование в регионе системы внебюджетного финансирования наукоемких проектов.
5.5. Поддержка инновационных проектов
Привлечение в инновационную сферу достаточного объема финансовых ресурсов является необходимым условием активизации инновационной деятельности. При этом государственная составляющая этих ресурсов выполняет следующие функции:
- прямое финансирование начальных стадий инновационного цикла (и в их составе заключительных стадий приоритетных прикладных НИОКР), когда затраты на них умеренные, а риски наиболее высокие;
- стимулирование и страхование инвестиций негосударственных финансовых структур.
Поддержка инновационных проектов, а также перспективных НИР, входящих в их состав, из бюджетных и внебюджетных государственных источников осуществляется на основе конкурса с приоритетом для проектов, реализуемых в различных инновационно-технологических структурах и в отдельных случаях на основе возвратности.
В рамках настоящей Программы ставится также задача содействовать и поддерживать, в первую очередь, высокотехнологичные инновационные проекты, связанные с производством принципиально новых продуктов, с выделением средств из областного бюджета на частично возвратной основе.
6. Механизмы реализации Программы
Отбор исполнителей мероприятий Программы и развивающих ее проектов будет осуществляться на конкурсной основе и при контрактно-лицензионном оформлении отношений между заказчиком и исполнителем.
Программа реализуется за счет осуществления плана мероприятий, являющегося ее неотъемлемой частью.
7. Финансирование мероприятий Программы (1 этап: 2001 - 2002 годы)
Источники финансирования:
1. Основной источник финансирования: областной бюджет, раздел "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", ежегодные затраты - 150 тыс. рублей.
2. Собственные средства хозяйствующих субъектов.
3. Кредиты банков.
4. Внебюджетные фонды.
План
мероприятий по реализации 1 этапа Программы активизации инновационной деятельности в Астраханской области на период 2001 - 2002 годов
(утв. постановлением главы администрации области от 18 июля 2000 г. N 239)
N п/п |
Наименование мероприятий |
Дата выполнения |
Конечный результат |
Ответственные за выполнение |
Примечание |
1. Создание нормативно-правовой базы | |||||
1. |
Закон Астраханской области "О науке и инновационной деятельности в Астраханской области" (подготовка и рассмотрение) |
II кв. 2001 г. |
Утверждение в ОПС |
Максимова Т.Н. Зильберборд А.Л. |
|
2. |
Закон Астраханской области "О внебюджетном фонде поддержки науки и инновационной деятельности в Астраханской области" (подготовка и рассмотрение) |
I кв. 2001 г. |
Утверждение в ОПС |
Максимова Т.Н. Зильберборд А.Л. |
|
|
2. Организация инфраструктуры инновационной сферы |
||||
3. |
Определение задач и структуры регионального инновационно-технологического центра |
I кв. 2001 г. |
Положение и устав ИТЦ |
Максимова Т.Н. Кагаков Ю.Н. |
|
4. |
Организационное и законодательное построение ИТЦ |
I кв. 2001 г. |
Положение и госрегистрация центра |
Максимова Т.Н. Кагаков Ю.Н. |
|
5. |
Составление структурной схемы инновационной сферы Астраханской области |
I кв. 2001 г. |
Структурная схема инновационной сферы Астраханской области |
Максимова Т.Н. Кагаков Ю.Н. Иванов В.П. |
|
6. |
Разработка или приобретение методической базы для работы ИТЦ |
I кв. 2001 г. |
Методические материалы |
Максимова Т.Н. Кагаков Ю.Н. |
|
7. |
Отбор по результатам выполненных НИР наиболее эффективных работ и составление перечня инновационных проектов |
Постоянно |
Перечень инновационных проектов |
Максимова Т.Н. Зильберборд А.Л., Иванов В.П. |
|
8. |
Подготовка бизнес-плана на эффективные инновационные проекты |
Постоянно |
Оформленные бизнес-планы, вузы города, внедренческие предприятия области |
Зильберборд А.Л., |
не менее 2 бизнес-планов в год |
9. |
Организационная работа по созданию новых малых внедренческих предприятий |
IV кв. 2002 г. |
Создание 2 малых внедренческих предприятий |
Максимова Т.Н., Иванов В.П. |
|
|
3. Кадровое обеспечение инновационной деятельности |
||||
10. |
Организация при АГТУ постоянно действующего семинара по проблемам коммерциализации нововведений |
III кв. 2001 г. |
Подготовка специалистов в области коммерциализации технологий, ноу-хау изобретений |
Максимова Т.Н., Кагаков Ю.Н. |
|
11. |
Открытие в АГТУ курсов по подготовке работников инновационной сферы по проблемам коммерциализации ноу-хау научных разработок, изобретений |
III кв. 2001 г. |
Открытие и начало работы курсов |
Максимова Т.Н., Кагаков Ю.Н., Шитов В.А. |
|
12. |
Подготовка преподавателей по циклу коммерциализации технологий в федеральных учебных заведениях инновационного профиля |
II кв. 2001 г. |
Подготовка преподавателей с получением государственных дипломов |
Шитов В.А., Кагаков Ю.Н. |
|
13. |
Организация и проведение при областной научной библиотеке им. Крупской семинара работников инновационной сферы по проблемам правовой охраны и введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности |
начиная со II кв. 2001 г. |
Обучение работников инновационной сферы проблемам связанным с введением в хозяйственный оборот объектов ИС |
Максимова Т.Н., Соболева Л.В. |
|
|
4. Информационное обеспечение Программы |
||||
14. |
Создание информационной сети "Инновации" Астраханской области (связь информационной системы, учреждения инновационной структуры) |
III - IV кв. 2002 г. |
Стройная информационная система инновационной деятельности в Астраханской области |
Максимова Т.Н., Блиер М.Б. |
|
15. |
Организация странички по инновационным проектам в Интернете |
II кв. 2002 г. |
Использование системы глобальной связи Интернет для информирования пользователей об инновационных проектах в Астраханской области |
Максимова Т.Н., Блиер М.Б. |
|
16. |
Подготовка информацию о наиболее эффективных инновационных проектах с передачей их в Ассоциацию "Большая Волга" |
IV кв. 2000 г. |
Передача информации в Ассоциацию "Большая Волга" |
Максимова Т.Н., Зильберборд А.Л. |
|
17. |
Подготовка объединенный перечень наиболее эффективных отечественных инновационных проектов университетов прикаспийских государств |
III кв. 2001 г. |
Перечень международных инновационных проектов |
Максимова Т.Н., Кагаков Ю.Н., Иванов В.П. |
|
|
5. Международное сотрудничество |
||||
18. |
Проведение совещания ассоциации университетов прикаспийских государств по вопросам координации инновационной деятельности |
III кв. 2001 г. |
Протокол о совместных действиях ученых в активизации инновационной деятельности. План мероприятий по внедрению совместных инновационных проектов |
Максимова Т.Н., Кагаков Ю.Н., Иванов В.П. |
|
19. |
Совместное внедрение в производство эффективных отечественных и зарубежных разработок |
IV кв. 2002 г. |
Опытная партия новых изделий |
Максимова Т.Н., Кагаков Ю.Н., Иванов В.П. |
|
20. |
Организация показа в областном выставочном центре новой наукоемкой отечественной продукции, изготовленной по совместным с зарубежными организациями (университетами, фирмами, НИОКР |
начиная с I квартала, 1 раз в год |
Выставка наукоемких изделий |
Максимова Т.Н., Кагаков Ю.Н., Кантемиров А.Д. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 18 июля 2000 г. N 239 "О Программе активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере Астраханской области на 2001 - 2005 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 3 августа 2000 г. N 31 (498)
Постановлением Губернатора Астраханской области от 19 февраля 2007 г. N 74 настоящее постановление признано утратившим силу