Постановление главы администрации Астраханской области
от 9 августа 2000 г. N 265
"Об областной целевой программе "Страховая защита населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 25 мая 2010 г. N 201 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации требований статьи 8 Закона Астраханской области от 26 мая 2000 года N 22/2000-ОЗ "О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказа МЧС России от 11 мая 1999 года N 261 "О мерах по совершенствованию и развитию в субъектах Российской Федерации страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Страховая защита населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Программа).
2. Комитету экономики и инвестиционной политики (Максимова), финансовому управлению (Евлашев) администрации области в течение всего периода реализации Программы при формировании бюджета включать ее в перечень областных целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Володина Э.М.
И.о. главы администрации области |
А.А. Жилкин |
Областная целевая программа "Страховая защита населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(утв. постановлением главы администрации области от 9 августа 2000 г. N 265)
Введение
Программа "Страховая защита населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Программа) разработана на основании Закона Астраханской области от 26 мая 2000 года N 22/2000-ОЗ "О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказа МЧС России от 11 мая 1999 года N 261 "О мероприятиях по совершенствованию и развитию в субъектах Российской Федерации страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
Программа направлена на повышение защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций, изыскание местных финансовых и материальных ресурсов в целях создания их резервов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), создание страховых гарантий возмещения ущерба от ЧС населению и хозяйствующим субъектам области.
Разработка Программы осуществлена главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Астраханской области (далее - ГУ по делам ГО и ЧС администрации области).
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
Программа "Страховая защита населения и территории Астраханской области от ЧС природного и техногенного характера" |
Основание для разработки Программы |
|
Закон Астраханской области от 26 мая 2000 года N 22/2000-ОЗ "О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказ МЧС России от 11 мая 1999 года N 261 "О мероприятиях по совершенствованию и развитию в субъектах Российской Федерации страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" |
Заказчик Программы |
|
Администрация Астраханской области |
Цель и основные задачи Программы |
|
Целью Программы является обеспечение достаточного уровня защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих организаций области в условиях возможных ЧС за счет страхования; разработка системы мер, обеспечивающих создание организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС |
|
|
Основными задачами Программы являются: 1. Разработка мер по выявлению и регистрации источников природных и техногенных ЧС на территории области, оценке риска возникновения ЧС и оценке последствий ЧС. |
|
|
2. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих создание организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС, повышение устойчивости функционирования организаций при ЧС, возмещение в достаточном объеме вреда, нанесенного населению, окружающей природной среде в результате хозяйственной деятельности опасных производственных объектов. |
|
|
3. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих проведение обязательного страхования ответственности организациями за причинение вреда населению и окружающей природной среде при эксплуатации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, мер, стимулирующих добровольное страхование физическими и юридическими лицами имущества, жизни и здоровья; разработка и внедрение экономических и социально эффективных страховых программ. |
|
|
4. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих инвестирование страховыми организациями программ (проектов) по снижению рисков ЧС природного и техногенного характера. |
Сроки реализации Программы |
|
Программа выполняется в 2001 - 2003 годах. Исходя из достигнутых результатов, дальнейшее развитие Программы будет связано с разработкой мероприятий на 2004-2006 годы по предупреждению и смягчению последствий промышленных аварий и стихийных бедствий, финансируемых за счет внебюджетных средств. |
Основные исполнители Программы |
|
Администрация Астраханской области в лице своих структурных подразделений, территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственную надзорную и лицензионную деятельность в области промышленной безопасности, охраны окружающей природной среды, безопасности дорожного движения, охраны природных ресурсов, экологической безопасности; предприятия и организации, на которых техногенные аварии могут привести к возникновению ЧС, страховые компании, инженерно-консалтинговый центр "Промтехбезопасность" МЧС России (далее - ИКЦ "Промтехбезопасность"). |
|
|
Координацию исполнения Программы осуществляет ГУ по делам ГО и ЧС администрации области. |
Объемы и источники финансирования Программы |
|
Общий объем финансирования Программы за счет всех источников составляет 150 тыс. рублей. Источники финансирования Программы: бюджет Астраханской области - 110 тыс. рублей, денежные средства страховых компаний - 40 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
|
В результате реализации Программы предусматривается: |
|
|
- достижение уровня компенсации ущерба физическим и юридическим лицам от ЧС техногенного характера - не менее 60 процентов и от ЧС природного характера не менее 30 процентов; |
|
|
- достижение уровня страховой защиты от ЧС природного и техногенного характера, имущественных интересов физических лиц, связанных с их жизнью, здоровьем, владением, использованием, распоряжением недвижимым имуществом, - не менее 15 минимальных размеров оплаты труда; |
|
|
- достижение уровня страховой защиты имущественных интересов юридических лиц (предприятий промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства), связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом, возмещением причиненного вреда третьим лицам, позволяющего обеспечить устойчивое функционирование объекта экономики 6 условиях возникновения ЧС (восстановление основных и оборотных производственных фондов предприятий, обеспечение выпуска объема продукции не менее чем на 50 процентов от объема выпуска до возникновения ЧС); |
|
|
- обеспечение страховой защиты объектов социального, культурного назначения, коммунального хозяйства, транспорта и энергетики, находящихся в государственной, муниципальной и федеральной собственности; |
|
|
- создание резервов финансовых и материальных средств предприятиями и организациями для предупреждения и ликвидации ЧС за счет страхования. |
Система контроля за исполнением Программы |
|
Текущее управление Программой осуществляет главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляет контрольная инспекция главы администрации области. |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости реализации Программы в Астраханской области
На территории области функционируют 29 предприятий, использующих в технологическом цикле производства активные химически опасные вещества (АХОВ). Это хлор, аммиак, соляная кислота, сероводород. Возможность возникновения аварий на этих химически опасных производствах сегодня усугубляется тем, что на большинстве из них высокая степень износа производственных установок, отсутствуют эффективные системы контроля за технологическим процессом, автоматическим отключением производственного оборудования в случае аварий, не созданы локальные системы оповещения о возникновении ЧС и действиях в таких случаях рабочих и служащих объекта, населения, проживающего в санитарно-защитной зоне.
На территории области осуществляют производственную деятельность 40 взрыво- и пожароопасных объектов. Ежегодный ущерб от пожаров, включая частный жилой сектор, составляет до 35% от общего ущерба, наносимого хозяйству и имущественному состоянию населения области от ЧС природного и техногенного характера.
Постоянными и основными источниками ущерба хозяйству области являются последствия чрезвычайных ситуаций природного характера. Актуальной остается проблема предупреждения ЧС в жилищно-коммунальном хозяйстве населенных пунктов области.
На всех видах транспорта области ежегодно не снижается число чрезвычайных ситуаций, ликвидация последствий которых требует значительных затрат материальных и финансовых ресурсов.
В соответствии с Положением о классификации ЧС природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 N 1094, в Астраханской области за 1999 год зарегистрировано и ликвидировано 25 ЧС природного и техногенного характера, подлежащих государственному статистическому учету (в 1998 году - 18 ЧС).
Заявленный ущерб от последствий ЧС в 1999 году составил 68,8 млн. рублей от ЧС природного характера, при этом величина компенсированного ущерба составила 4,3 млн. рублей из областного бюджета (в 1998 году заявленный ущерб составлял 43,5 млн. рублей, компенсированный ущерб - 3,6 млн. рублей из федерального бюджета и 30 млн. рублей из областного бюджета).
Заявленный ущерб от последствий ЧС в 1999 году составил 2,4 млн. рублей от ЧС техногенного характера, при этом величина компенсированного ущерба составила 50 тыс. рублей из областного бюджета (в 1998 году заявленный ущерб составлял 500 тыс. рублей, компенсированный ущерб - 237 тыс. рублей из областного бюджета).
Приведенные данные указывают, что дефицит бюджетных средств не позволяет в полной мере осуществлять в необходимом объеме компенсацию ущерба от ЧС.
В то же время администрацией области с функционирующими на территории области страховыми организациями взаимодействия по вопросу создания необходимого фонда финансовых средств для покрытия дефицита бюджетных средств на предупреждение и ликвидацию ЧС не осуществлялось.
В настоящее время функционирующие на территории области страховые организации предпочитают заниматься такими видами страхования, которые с большой вероятностью гарантируют их от страховых выплат. Некоторые из них, занимаясь обязательным страхованием ответственности опасных производственных объектов за ущерб, нанесенный здоровью людей, вред окружающей среде, в случаях возникновения ЧС по их вине, и в целях привлечения страхователей, бесконтрольно и необоснованно занижают страховой тариф на опасный страхуемый вид производственной деятельности объекта.
В то же время помимо непосредственного осуществления функции компенсации ущерба страхование является механизмом, стимулирующим проведение производственными объектами мероприятий, направленных на предупреждение ЧС. Учитывая, что затраты на предупреждение ЧС (прогнозирование, предотвращение, обеспечение готовности сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС) в 5-7 раз меньше затрат на покрытие ущерба от ЧС, становится возможным уменьшение реального дефицита средств на восполнение потерь от ЧС на 50-70%.
Реализация Программы предусматривает как обязательное условие содействие страховым компаниям, заинтересованным в установлении прочных и долговременных связей с администрацией области и территориальными органами, осуществляющими контрольные и разрешительные функции в Астраханской области, прежде всего, с территориальными структурами МЧС России, Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства природных ресурсов РФ, Транспортной инспекции Минтранса РФ, Главгосэнергонадзора, Министерства энергетики РФ, Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и других.
Опыт работы со страховыми компаниями на территории субъектов России свидетельствует о возможной организации взаимодействия страховщиков и государственных органов в виде:
- реализации программ обязательного и добровольного страхования в установленном законодательством порядке;
- привлечения страховых компаний администрациями регионов к проведению и развитию видов страхования в своих регионах;
- совместного исследования причин возникновения и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- участия в реализации программ страховой защиты населения и территории региона.
Одной из основных трудностей при организации страхования гражданской ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, является неадекватное риску определение размеров страховых сумм, что происходит из-за желания страховщиков привлечь к себе больше страхователей, а также отсутствия реальных статистических данных по ЧС на страхуемых объектах, отсутствие в страховых организациях специалистов и методик по оценке риска возникновения ЧС.
Между тем реальный страховой тариф при страховании техногенных и экологических рисков приведет к тому, что эксплуатация опасного производственного объекта с соответствующими риску страховыми платежами будет невыгодной. Предприятию будет выгодней вкладывать средства в безопасность промышленного производства и, таким образом, снижать тариф страхования.
Большой опыт работы по экспертизе рисков, оценке ущербов от ЧС и идентификации опасных объектов имеет привлекаемый к реализации Программы ИКЦ "Промтехбезопасность" МЧС России.
Проведенный анализ существующей тенденции возрастания природных и техногенных опасностей, возможностей организаций по предупреждению и ликвидации ЧС, недостаточная их обязательность по компенсации ущерба позволяет сделать следующие выводы о том, что:
- одним из механизмов решения проблемы является развитие процесса страхования рисков ЧС природного и техногенного характера;
- внедрение механизма страхования обеспечит взаимодействие населения, хозяйствующих субъектов, страховых и кредитных организаций, органов государственного управления и надзора в интересах защиты от ЧС.
Все это требует принятия и реализации специальной областной целевой программы "Страховая защита населения и территории Астраханской области от ЧС природного и техногенного характера".
3. Главная цель Программы и ее целевые показатели
Главной целью Программы является обеспечение достаточного уровня защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих организаций области в условиях возможных ЧС за счет страхования, разработка системы мер, обеспечивающих создание организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС.
Целевые показатели Программы:
1. Достижение уровня компенсации ущерба физическим и юридическим лицам от ЧС техногенного характера не менее 60% и от ЧС природного характера не менее 30%.
2. Достижение уровня страховой защиты имущественных интересов физических лиц, связанных с жизнью, здоровьем, владением, пользованием, распоряжением недвижимым имуществом, не менее 15 МРОТ от ЧС природного и техногенного характера.
3. Достижение уровня страховой защиты имущественных интересов юридических лиц (предприятий промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства), связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом, возмещение причиненного вреда третьим лицам, позволяющее обеспечить устойчивое функционирование объекта экономики в условиях возникновения ЧС (восстановление основных производственных фондов предприятий, обеспечение выпуска объема продукции), не менее чем на 50% от объема выпуска до возникновения ЧС.
4. Обеспечение страховой защиты объектов социального, культурного назначения, коммунального хозяйства, транспорта и энергетики, находящихся в государственной, муниципальной и федеральной собственности.
4. Сроки выполнения Программы
Программа рассчитана на три года и выполняется в 2001 - 2003 годах. Исходя из достигнутых результатов, будет определено дальнейшее развитие Программы, связанное с разработкой мероприятий по предупреждению и смягчению последствий промышленных аварий и стихийных бедствий, повышению инвестиционного потенциала области за счет страхования.
5. Структура системы Программных мероприятий по страховой защите населения и территории от ЧС
Программа предусматривает систему целевых мероприятий, объединяющих и реализующих цели, задачи, состав исполнителей, необходимое ресурсное обеспечение для достижения главной цели Программы с заданными целевыми показателями и ожидаемым уровнем экономической эффективности.
Мероприятия распространяются на отношения, возникающие в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти на территории области, органов государственной власти области и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов на территории области и населения.
Заложенный экономический механизм регулирования защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций учитывает следующие факторы:
- уровень возможных природных и техногенных рисков;
- состояние и перспективы социально-экономического развития области;
- объемы направляемых средств хозяйствующими субъектами области на решение проблем безопасности своих объектов;
- уровень защиты от ЧС социальной сферы и среды обитания населения;
- достигнутый уровень защищенности населения существующей системой мер защиты (в том числе за счет страхования) от последствий чрезвычайных ситуаций.
Одним из важных элементов механизма регулирования является реализация стимулирующих льгот и мер принуждения хозяйствующих субъектов к снижению опасности эксплуатации объектов, повышению ответственности за страхование рисков, ответственности за причинение вреда от ЧС. В этих целях особое значение имеет действенный оперативный надзор за источниками ЧС техногенного и природного характеров.
Важным элементом оперативного надзора является информационно-аналитическая база данных об опасных объектах и других источниках ЧС, количественная оценка основных природных и техногенных рисков, данных по авариям и факторам риска, страховым случаям. Такая база создается как инструмент для объективной оценки уровня безопасности территории области, оценки необходимости и достаточности финансовых и материально-технических средств для предупредительных мероприятий от ЧС и ликвидации ущерба от ЧС.
Реализация механизма регулирования осуществляется внедрением системы программных мероприятий. Структурно мероприятия Программы распределены на взаимоувязанные блоки, позволяющие обеспечить достижение программных целей и задач.
Программные мероприятия обеспечивают основные процедуры механизма государственного регулирования рисков и обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Система программных мероприятий состоит из четырех основных комплексов мероприятий:
1. Система мер по выявлению, регистрации источников природных и техногенных ЧС на территории, их мониторингу, оценке риска возникновения ЧС и последствий ЧС.
2. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих создание организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, повышение устойчивости функционирования организаций в условиях ЧС, возмещение в полном объеме вреда, причиненного в результате деятельности организаций, связанных с повышенной опасностью.
3. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих проведение обязательного страхования ответственности организаций за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, мер, стимулирующих добровольное страхование физическими и юридическими лицами имущества, жизни, здоровья, ответственности от рисков ЧС, разработка и внедрение экономически и социально эффективных страховых программ.
4. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих инвестирование страховыми организациями программ (проектов) по снижению рисков ЧС природного и техногенного характера.
Развернутый состав программных мероприятий приведен в разделе 9 Программы.
Реализация первого комплекса программных мероприятий предполагает создание компьютерной информационно-аналитической базы данных об источниках техногенных природных и экологических рисков, статистических данных и определение количественных характеристик рисков эксплуатации промышленных объектов, гидротехнических сооружений, природных и экологических рисков, рисков в сфере водо- и природопользования.
Программные мероприятия по выявлению, оценке и учету (идентификации) техногенных, природных и экологических источников риска предусматривают:
- формирование реестра опасных производственных объектов Астраханской области, его уточнение и дополнение на основании результатов декларирования, лицензирования, экспертизы опасных производственных объектов, сведений об условиях хранения опасных веществ и токсичных отходов;
- инвентаризацию водных объектов и формирование регистра гидротехнических сооружений области;
- формирование карты природных, техногенных и экологических рисков и ее зонирование по типу и степени проявления опасности для населения и территорий области.
Формирование реестра опасных производственных объектов Астраханской области будет осуществляться в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".
Данные мониторинга и прогнозирования ЧС будут использоваться страховыми компаниями для определения оптимальных тарифов страхования.
Особое место отведено разработке Паспортов безопасности категорированных административных территориальных единиц области в соответствии с ГОСТ Р 22.2.03-97.
Второй комплекс программных мероприятий содержит мероприятия по созданию нормативно-правовых документов, определяющих порядок формирования и использования внебюджетных финансовых резервов в области для предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
Предусматривается повышение ответственности хозяйствующих организаций за безопасность эксплуатируемых ими опасных объектов, установление действенного контроля за реализацией мер по предупреждению ЧС, мер повышения готовности и обеспечения достаточности средств к локализации ЧС и ликвидации последствий ЧС.
Реализация мероприятий этого комплекса позволит профинансировать мероприятия, направленные на снижение риска аварий и повышение уровня промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости, застрахованных объектов, создать систему проведения превентивных (предупредительных) мероприятий по управлению риском, уменьшению возможного ущерба жизни, здоровью людей, имуществу других лиц и окружающей природной среде, созданию дополнительного источника финансирования мероприятий, направленных на снижение риска возникновения страховых событий и возможных расходов на их ликвидацию.
В рамках Программы предусмотрен ряд скоординированных по времени мероприятий, направленных на повышение эффективности страховой защиты граждан и юридических лиц области от техногенных, природных и экологических рисков.
Третий комплекс мероприятий направлен на привлечение страховых компаний к участию в решении проблем страховой защиты населения и территории области, на создание условий развития страхового рынка путем реализации страховых программ, создание методической базы для перспективных видов страхования, создание условий поддержки местным и привлекаемым страховым организациям при реализации Программы. Одной из целей реализации мероприятий этого комплекса является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, имущественное страхование, максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.
Эти мероприятия позволят расширить региональный рынок страховых услуг, существенно увеличить объем страховых гарантий по защите населения и территорий, сформировать дополнительные источники финансовых средств для решения задач предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
К основным мероприятиям по экономическому регулированию вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций отнесены виды страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам, имущественное страхование (в том числе основных фондов), страхование от катастрофических природных рисков физических и юридических лиц и др.
Большое значение этому комплексу мероприятий придается в связи с тем, что на основе действующего страхового законодательства страховые компании могут:
- финансировать реализацию предупредительных мероприятий по снижению страхуемых рисков из средств создаваемого ими резерва предупредительных мероприятий;
- создавать, накапливать и выплачивать по заключенным договорам большие объемы средств при наступлении страховых случаев (страховые выплаты);
- инвестировать существенные объемы средств своих резервов в региональные программы, проекты, ценные бумаги субъекта России и муниципальные ценные бумаги органов местного самоуправления.
Данный блок является важной финансовой составляющей в обеспечении готовности предприятий и организаций к решению проблем предупреждения и ликвидации ЧС, компенсации ущерба от ЧС, в финансировании программ и планов снижения риска на предприятиях.
Система государственного регулирования предусматривает создание дополнительных внебюджетных средств, т.е. средств для образования областного внебюджетного резервного фонда предупреждения и ликвидации ЧС.
Четвертый комплекс программных мероприятий должен обеспечить инвестирование средств страховых компаний в проекты по снижению рисков ЧС в промышленности, сельском хозяйстве и других сферах экономики области.
Развитие страхования в области опирается на выработку единых методических принципов организации страхования в рамках действующего законодательства и ведомственных нормативных актов с учетом следующих условий:
- страховая деятельность на территории области осуществляется страховыми организациями, зарегистрированными в Астраханской области и имеющими лицензии Департамента страхового надзора Минфина России на конкретные виды страхования;
- правила размещения страховых резервов устанавливаются Департаментом страхового надзора Минфина России;
- обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта от 31.03.98, утвержденными Минфином России и согласованными с Госгортехнадзором России и МЧС России, и методическими рекомендациями по идентификации опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 25.01.99 N 10.
Поэтому предусмотрены мероприятия по:
- разработке мер правового и экономического регулирования, осуществляемых администрацией области в целях содействия развитию страхового рынка, обеспечению эффективности страховой защиты населения и территорий от техногенных и природных рисков;
- созданию системы информационного обеспечения субъектов страхового рынка и заинтересованных организаций по вопросам страхования;
- принятию организационно-правовых решений по развитию страхования в области и организации взаимодействия администрации области со страховыми компаниями по реализации страховых программ.
6. Ресурсное обеспечение
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться из средств бюджета области, средств страховых организаций и предприятий (страхователей), осуществляющих производственную деятельность на территории области (предприятий и организаций, эксплуатирующих опасные объекты).
За счет областного бюджета финансируются работы по созданию в интересах администрации области информационно-аналитического обеспечения системы управления рисками. Финансированием обеспечиваются программные мероприятия по разделу 9 Программы в следующих объемах:
Сроки финансирования Программы |
Объем финансирования Программы |
||
общий объем финансирования Программы (тыс. руб.) |
объем бюджетных средств (средства бюджета субъекта РФ) (тыс. руб.) |
объем внебюджетных средств (средства страховых организаций) (тыс. руб.) |
|
2001 г. |
110 |
110 |
- |
2002 г. |
40 |
- |
40 |
2003 г. |
|
|
|
Итого | |||
2001 - 2003 гг. |
150 |
110 |
40 |
7. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Заказчиком Программы является администрация Астраханской области.
Реализацию Программы осуществляют:
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие госнадзорную деятельность;
- структурные подразделения администрации области;
- администрации муниципальных образований области;
- специализированные экспертные организации;
- хозяйствующие субъекты;
- страховые организации, заключившие соглашения с администрацией области.
Участие госнадзорных органов в реализации Программы в части обеспечения страховой защиты подконтрольных объектов определено ведомственными распорядительными документами. Привлечение специалистов государственных учреждений к реализации программных мероприятий осуществляется в рамках их учредительных документов.
Разработка сценариев возможных аварий на промышленных объектах и определение количественных характеристик ущерба вследствие аварий осуществляется главным управлением по делам ГО и ЧС администрации области и ИКЦ "Промтехбезопасность" МЧС России.
Идентификацию источников риска в сфере промышленной безопасности, природо- и водопользования, охраны окружающей среды, определение количественных характеристик возможного ущерба осуществляют экспертные центры, созданные при территориальных структурах Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, МЧС России.
Страховые организации участвуют в реализации мероприятий Программы на принципах конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров, определяющих условия и порядок страхования имущественных интересов юридических и физических лиц, финансирования предупредительных мероприятий, договоров по использованию информации о природных и техногенных рисках на территории области, выполнению работ, оказанию услуг, поставок продукции.
Заказчик:
- распределяет ежегодно выделяемые средства из бюджета области и осуществляет контроль за их целевым использованием;
- принимает в пределах своей компетенции нормативно-правовые и организационно-распорядительные документы по вопросам обеспечения страховой защиты населения и территории от ЧС, подготовки и реализации экономически эффективных программ снижения рисков и смягчения последствий ЧС;
- организует разъяснительную работу среди хозяйствующих субъектов и населения об экономической целесообразности и необходимости страхования рисков ЧС природного и техногенного характера, разрабатывает и реализует систему мероприятий, стимулирующих страхование имущества, ответственности юридических и физических лиц, жизни и здоровья физических лиц;
- предоставляет исполнителям Программы информацию о рисках природного и техногенного характера на территории области, оказывает содействие в разработке и реализации организационных, инженерно-технических мероприятий, направлений на снижение рисков, финансируемых с привлечением средств резервов предупредительных мероприятий страховых организаций.
Страховые компании:
- осуществляют страховую защиту населения и территории области от природных и техногенных рисков;
- совместно с администрацией области участвуют в разработке и реализации организационных, инженерно-технических мероприятий, направленных на снижение рисков, финансируемых за счет средств резервов предупредительных мероприятий;
- участвуют в создании и ведении информационно-аналитической базы данных по природным и техногенным рискам на территории области.
Страхователи:
предприятия и организации, эксплуатирующие опасные объекты, градообразующие предприятия и организации, эксплуатирующие объекты жизнеобеспечения.
8. Оценка эффективности и ожидаемые результаты
В качестве критериев оценки эффективности социально-экономических последствий реализации Программы принимаются:
- уровень страховой защиты суммарных рисков предпринимательской деятельности, жизни, здоровья и имущественных интересов граждан от возможных природных и техногенных катастроф, как отношение доли застрахованных рисков ко всей совокупности потенциальных рисков на территории области;
- уровень бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф.
Расчетными показателями эффективности реализации Программы являются:
- объем страховых гарантий защиты населения и территорий как суммарная страховая сумма по региону в рамках заключенных договоров за год;
- суммарный объем средств резервов предупредительных мероприятий (РПМ) страховых компаний по заключенным договорам в регионе, в том числе объем освоенных средств;
- объем инвестиций страховых компаний (за счет части свободных резервов) в ценные бумаги области и в проекты, программы области;
- размер снижения затрат из областного бюджета на предупреждение и ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф (в том числе произведенных страховых выплат).
Количественная оценка эффективности экологических последствий реализации Программы в настоящее время затруднена из-за отсутствия нормативной базы, регламентирующей нормы страховой защиты природных ресурсов и среды обитания от вредных последствий техногенного характера.
Заключение
Данная Программа страховой защиты населения и территорий Астраханской области от ЧС природного и техногенного характера предусматривает комплекс реализуемых мероприятий, обеспечивающих в 2001 - 2003 годах получение результатов по созданию практических мер предупреждения и смягчения последствий ЧС.
Отличительной особенностью Программы является ее комплексно-целевая направленность решения проблем безопасности и защиты населения и территории области через интеграцию усилий органов различного назначения.
Особое место в Программе отведено снижению нагрузки на областной и местные бюджеты, привлечению ресурсов хозяйствующих субъектов и страховых компаний к решению проблемы страховой защиты населения и территории, обязательности возмещения ущерба, реализации стимулирующих и предупредительных мер по обеспечению защищенности и устойчивости функционирования объектов экономики.
Центральное место в Программе занимают вопросы по изысканию дополнительных источников финансовых средств, которые, в первую очередь, будут направляться на предупредительные мероприятия от возникновения возможных ЧС.
Программой предусматриваются пути повышения эффективности государственного надзора и контроля на основе информационно-аналитической базы данных (по объектам повышенной опасности), аппарата прогнозирования ЧС, расчета ожидаемой величины ущерба от них, осуществление оперативного планирования снижения риска и смягчения последствий ЧС.
Определены цели, задачи, сроки, этапы и исполнители реализации мероприятий в увязке с источниками и объемами необходимого финансирования.
9. Программные мероприятия страховой защиты населения и территории Астраханской области от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций
N п/п |
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Срок реализации |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Разработка и реализация системы мер по выявлению, регистрации источников природных и техногенных ЧС, их мониторингу, оценке риска возникновения ЧС и последствий ЧС: |
Федеральные и территориальные надзорные органы, ГУ по делам ГО и ЧС администрации области, ИКЦ "Промтехбезопасность" |
II кв. 2001 г. |
Финансирование осуществляется за счет средств, выделяемых на годовое обеспечение работы федеральных и территориальных надзорных органов, ГУ по делам ГО и ЧС администрации области из соответствующих бюджетов |
Создание и дальнейшее ведение реестра опасных производственных объектов |
1.1 |
Разработка и ведение информационно-аналитической базы данных об источниках ЧС и последствиях ЧС для оценки ущерба от природных и техногенных ЧС |
ГУ по делам ГО и ЧС администрации области |
III кв. 2001 г. |
50 из областного бюджета |
База данных об источниках техногенных и природных ЧС для управления рисками, их возможного возникновения и принятия мер по минимизации ущерба от последствий ЧС |
1.2 |
Разработка и ведение паспорта безопасности области и паспортов безопасности городов и районов области в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.2.03-97 |
ГУ по делам ГО и ЧС администрации области, управление по делам ГО и ЧС г. Астрахани, отделы по делам ГО и ЧС органов местного самоуправления городов и районов области |
III кв. 2001 г. |
финансирование не требуется |
Паспорта безопасности |
1.3 |
Формирование карт природных, техногенных и экологических рисков |
ГУ по делам ГО и ЧС администрации области, комитет природных ресурсов по Астраханской области, государственный комитет по охране окружающей среды области. |
IV кв. 2001 г. |
10 из областного бюджета |
оперативное слежение за источниками вероятных ЧС на территории области |
1.4 |
Определение экспертными организациями на договорной основе количественных характеристик основных природных и техногенных рисков |
ГУ по делам ГО и ЧС администрации области, организации, осуществляющие госнадзорную деятельность на территории области, ИКЦ "Промтехбезопасность" |
IV кв. 2001 г. |
50 из областного бюджета |
Определение лимита ответственности организаций, предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты и сооружения |
1.5 |
Разработка страховыми компаниями проектов новых видов услуг страхования, предложений по их реализации и стимулированию осуществления программ страхования |
Страховые компании, ГУ по делам ГО и ЧС администрации области |
IV кв. 2001 г. |
40 финансируется страховыми организациями |
Проекты новых видов услуг страхования и предложения по их реализации на территории области |
1.6 |
Разработка требований администрации области к страховым организациям, участвующим в организации страховой защиты населения и территории области от ЧС, заключение соглашений о сотрудничестве между администрацией области и страховыми организациями |
ГУ по делам ГО и ЧС администрации области, ИКЦ "Промтехбезопасность" |
IV кв. 2001 г. |
финансирование не требуется |
Определение лимита ответственности предприятий и оптимизация страховых тарифов |
1.7 |
Реализация системы мер, обеспечивающих проведение опасными производственными объектами обязательного страхования ответственности за причинение вреда жизни и здоровью людей, окружающей природной среде в результате возможных ЧС на объектах, а также мер, стимулирующих добровольное страхование физическими и юридическими лицами имущества, жизни и здоровья |
ГУ по делам ГО и ЧС администрации области, страховые компании, заключившие договор с администрацией области на осуществление совместной деятельности по обеспечению условий повышения уровня безопасности опасных производств, охраны окружающей природной среды, защите населения от ЧС |
IV кв. 2001 г. до конца 2003 г. |
финансирование осуществляется по договорам страхования |
Обеспечение гарантированной страховой защиты физическим и юридическим лицам области от последствий ЧС природного и техногенного характера |
2. |
Создание и ведение информационно-аналитической базы данных о состоянии страховой защиты населения и территории области от ЧС природного и техногенного характера: |
ГУ по делам ГО и ЧС администрации области |
I кв. 2002 г. |
финансирование не требуется |
База данных о состоянии страховой защиты населения и территории области от ЧС природного и техногенного характера |
2.1 |
Принятие распорядительных актов, определяющих порядок создания и использования предприятиями, организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера |
Предприятия и организации, осуществляющие производственную деятельность, связанную с возникновением и ликвидацией возможных ЧС, ГУ по делам ГО и ЧС администрации области |
I кв. 2002 г. |
финансирование не требуется |
Принятие распределительных актов, определяющих порядок создания и использования предприятиями, организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера |
2.2 |
Реализация системы мер, обеспечивающих создание предприятиями и организациями собственных резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС |
ГУ по делам ГО и ЧС администрации области, предприятия и организации, осуществляющие производственную деятельность, связанную с возникновением и ликвидацией возможных ЧС |
IV кв. 2002 г. |
Резервы финансовых ресурсов создаются предприятиями и организациями за счет собственных средств |
Создание предприятиями и организациями собственных резервов - финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС |
3. |
Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих инвестирование страховыми организациями программ (проектов) по снижению рисков ЧС природного и техногенного характера |
Комитет экономики и инвестиционной политики администрации области, ГУ по делам ГО и ЧС администрации области |
I кв. 2003 г. |
|
Инвестирование страховыми организациями программ (проектов) по снижению рисков ЧС природного и техногенного характера |
3.1 |
Осуществление страхования на территории области по страховым программам: |
страховые компании |
2003 г. |
Реализация за счет средств предприятий страхователей |
Максимальный охват страховыми услугами различных видов хозяйственной деятельности на территории области, включая обязательное страхование и личное страхование населения |
- программа страхования природных рисков (паводков, пожаров и т.д.); | |||||
- программа страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты; | |||||
- программа страхования рисков объектов, отнесенных к сфере нефтепродуктообеспечения; | |||||
- программа страхования рисков железнодорожных, автомобильных, речных коммуникаций; | |||||
- программа страхования рисков связанных с эксплуатацией складов, хранилищ, инженерных сооружений, разрушение повреждение) которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения населения; | |||||
- страхование рисков автодорожных предприятий, предприятий, содержащих на балансе дороги, мосты; | |||||
- страхование транспортных средств, перевозки опасных грузов автотранспортом; | |||||
- страхование рисков, связанных с водохозяйственными бедствиями, влияющими на окружающую среду; | |||||
- страхование рисков, связанных с непредназначенным нарушением технологии добычи и переработки местных природных ресурсов; | |||||
- программа страхования аграрных рисков; | |||||
- программа страхования экологических рисков при эксплуатации газонефтепроводов; | |||||
- программа страхования жилого фонда; | |||||
- программа страхования объектов производственного, социального назначения, находящихся в муниципальной собственности (мосты, коллекторы, газопроводы, электросети, подстанции и т.п.); |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа направлена на повышение защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций, изыскание местных финансовых и материальных ресурсов в целях создания их резервов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание страховых гарантий возмещения ущерба от ЧС населению и хозяйствующим субъектам области, а главной целью Программы является обеспечение достаточного уровня защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих организаций области в условиях возможных ЧС за счет страхования, разработка системы мер, обеспечивающих создание организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС.
Программа рассчитана на три года и выполняется в 2001 - 2003 годах.
Постановление главы администрации Астраханской области от 9 августа 2000 г. N 265 "Об областной целевой программе "Страховая защита населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 31 августа 2000 г. N 35 (502)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Губернатора Астраханской области от 25 мая 2010 г. N 201 настоящее постановление признано утратившим силу