Рассмотрев проект областной целевой программы "Реформирование региональной статистики: создание системы комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития области с использованием статистической информации" (2004-2008 годы):
1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию программы.
2. Департаменту экономического развития Астраханской области (Максимова):
2.1. В срок до 25 ноября представить проект областной целевой программы "Реформирование региональной статистики: создание системы комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития области с использованием статистической информации" (2004-2008 годы) на утверждение администрации области.
2.2. Включить областную целевую программу "Реформирование региональной статистики: создание системы комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития области с использованием статистической информации" (2004-2008 годы) в перечень программ, финансируемых из областного бюджета в 2004 году.
И.о. Губернатора области
А.А.Жилкин
Концепция областной целевой программы
"Реформирование региональной статистики: создание системы комплексного
анализа и прогнозирования социально-экономического развития области с
использованием статистической информации" (2004-2008 годы)
(утв. распоряжением администрации области от 24 октября 2003 N 2/5-р)
1. Наименование проблемы и анализ причин ее возникновения
В условиях постоянных изменений структуры экономики, форм и видов хозяйственной деятельности субъектов, процессов преобразования предприятий (юридических лиц) формирование экономической политики во всех ее аспектах требует надежного информационного обеспечения. Процессы прогнозирования и принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления могут быть эффективными в том случае, если они базируются на однозначно понимаемой информации.
В настоящее время на территории Астраханской области реализуется областная целевая программа "Реформирование системы региональной статистики в условиях рыночной экономики в 2002-2005 годах", утвержденная постановлением главы администрации области от 12.10.2001 N 507. В 2002 году выполнение мероприятий данной программы проходило в рамках областной целевой программы "Реформирование региональных финансов на 2002-2003 годы", утвержденной постановлением главы администрации области от 27.03.2002 N 124.
Главной целью программы являлась задача интеграции существующих информационных систем ресурсов в единое информационное пространство в целях более эффективного анализа социально-экономического развития области.
В рамках данной программы:
- создан комплекс, включающий 160 рабочих мест пользователя, в т.ч. 68 - в департаменте экономического развития, 25 (из них 24 новых) - в экономических службах органов местного самоуправления, 50 (из них 13 новых) - в органах исполнительной власти Астраханской области, 17 - в иных организациях;
- построена локальная информационная сеть, обеспечивающая связь органов исполнительной власти области через единый сервер управления информационных ресурсов аппарата Губернатора Астраханской области;
- приобретены программные средства автоматизированной информационной системы расчета, анализа и прогнозирования основных макроэкономических показателей Астраханской области (модули АИС "Регион-Макро": "Макроэкономические балансы", "Анализ и прогнозирование производственного потенциала и инвестиций по отраслям экономики", "Прогнозирование основных показателей социально-экономической деятельности муниципальных образований");
- усовершенствована система работы с Астраханским областным комитетом государственной статистики (далее - облкомстат) по оперативному получению статистической информации в электронном виде для нужд органов исполнительной власти области;
- проведено обучение сотрудников департамента экономического развития Астраханской области и экономических служб органов местного самоуправления районов области с аттестацией и выдачей свидетельства "Пользователь ПК".
Приобретенная в рамках программы система автоматизированного анализа и прогнозирования социально-экономического развития области позволит перейти от используемого на текущий момент прогнозирования по фиксированным сценариям к ситуационному прогнозированию. Этот подход дает возможность получать ряд независимых прогнозов социально-экономического развития, варьируя основные переменные и внося в систему информацию об управляющих воздействиях со стороны органов государственной власти. При этом на получение таких прогнозов будут тратиться не недели и месяцы, а минуты машинного времени. Гибкость и эффективность такого подхода просто не имеет себе аналогов в традиционной организации аналитической работы.
В рамках имеющегося программного обеспечения возможно обеспечить прогнозирование:
- основных макроэкономических показателей и балансов;
- объемов производства продукции и оказания услуг в экономике области;
- показателей уровня жизни населения области;
- производственного потенциала экономики области и ее отраслей;
- объемов капиталовложений в экономику области;
- социально-экономического развития муниципальных образований.
Помимо этого, возможно приобретение дополнительных модулей для их использования в прогнозировании таких показателей как поступление налогов во все уровни бюджетной системы, динамика демографических показателей и т.д.
Выполнение мероприятий программы "Реформирование региональной статистики в условиях рыночной экономики в 2002-2005 годах" позволяет перейти к следующему этапу внедрения информационных технологий, связанных с анализом и прогнозированием социально-экономического развития области.
В рамках разрабатываемой программы предлагается решение следующих основных задач:
1) Формирование системы управления информационными ресурсами органов исполнительной власти Астраханской области.
2) Внедрение автоматизированных методов анализа и прогнозирования социально-экономического развития области, оперативное представление результатов анализа, выявление "слабых" мест и потенциальных угроз в удобной для принятия управленческих решений или дальнейшей обработки форме.
3) Прогнозирование эффективности принятых органами исполнительной власти области и местного самоуправления управленческих решений с использованием специальных методик прогнозирования и моделирования социально-экономического развития области.
Разрабатываемая областная целевая программа нацелена на поэтапное решение организационной и технической части этих проблем применительно к органам исполнительной власти Астраханской области в части работ, связанных с анализом и прогнозированием социально-экономического развития области, отдельных отраслей экономики и социальной сферы.
2. Способы решения проблемы, предполагаемый перечень мероприятий,
сроки их реализации, последовательность выполнения работ
Реализация программы будет проходить в несколько этапов. Структура этапов будет соответствовать структуре проблем, решаемых в рамках данной программы.
2.1. Формирование системы показателей для комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития области.
На данном этапе должны быть уточнены показатели, необходимые для анализа и прогнозирования развития экономики области и муниципальных образований, ее отраслей и подотраслей, изучения социальных, демографических и иных ключевых процессов; определены источники получения соответствующих сведений и ответственные за это лица. В рамках этапа будут осуществлены следующие мероприятия:
1) Уточнение перечня статистических показателей, необходимых органам исполнительной власти Астраханской области для оценки, анализа и прогнозирования процессов, происходящих в области и муниципальных образованиях, а также поддержка принятия управленческих решений. Уточнение перечня показателей будет происходить с привлечением специалистов облкомстата, ВУЗов и т.д., а также с помощью запросов в органы исполнительной власти Астраханской области. Готовый перечень (система показателей социально-экономического развития Астраханской области) послужит базой для определения состава информационных ресурсов, предназначенных для принятия управленческих решений как в органах исполнительной власти области, так и в органах местного самоуправления муниципальных образований.
Ориентировочно разрабатываемая система показателей будет включать в себя более 2000 показателей, сгруппированных по 12 основным направлениям (разделам):
Структура экономики области (реестр юридических лиц, сведения об административно-территориальном делении и т.д.).
Население.
Земельные ресурсы.
Природные ресурсы.
Макроэкономические показатели и экономические балансы.
Финансы и налоговая политика.
Инвестиционная деятельность.
Эффективность предприятий различных отраслей.
Жилищно-коммунальное хозяйство.
Социальная политика.
Внешнеэкономическая деятельность.
Охрана окружающей среды.
Для аналитических целей все показатели будут также отнесены к одному из трех уровней:
Микроуровень - показатели хозяйственной деятельности и финансового положения отдельных предприятий.
Мезоуровень - показатели социально-экономического развития муниципальных образований и районов области.
Макроуровень - показатели социально-экономического развития области в целом.
Применение единой методологии расчета даст возможность интеграции показателей от уровня к уровню и построения консолидированных отчетов на базе частной информации. Все показатели будут объединены единым классификатором и доступны для анализа и сопоставления. Система также будет предусматривать необходимость сбора информации за ряд лет, построения динамических рядов и приведения показателей за разные периоды к сопоставимости.
2) Согласование с облкомстатом способов получения статистических показателей, отсутствующих в его программе работ, но необходимых для проведения полного цикла прогнозно-аналитических работ; решение финансовых вопросов.
3) Разработка и согласование со всеми участниками механизмов и форм получения дополнительных показателей от других источников (органы исполнительной власти Астраханской области, внебюджетные фонды и т.д.).
4) Разработка и внедрение организационных механизмов оперативного обмена информацией с облкомстатом в случае изменения утвержденных методик сбора и досчета статистических показателей, уточнения данных за предыдущие периоды и т.д.
2.2. Формирование системы управления информационными ресурсами органов исполнительной власти области.
Система управления информационными ресурсами должна будет включать в себя комплекс технических решений и организационных мероприятий, обеспечивающих решение проблем хранения полученных из различных источников сведений и доступа к ним в режиме реального времени всех уполномоченных на это лиц с соблюдением процедур защиты данных и контроля уровня допуска. Структура системы также должна обеспечивать базу для дальнейшего эволюционного развития (актуализации) на базе единой концепции с учетом возможного изменения порядка сбора и обработки статистической информации, проведения новых наблюдений и обследований, но с обязательным сохранением возможности ведения отдельных отраслевых массивов информации отраслевого или иного специального характера.
В рамках данного этапа предусматривается реализация следующего перечня мероприятий:
1) Создание централизованного хранилища данных на основе современных информационных технологий и с соблюдением всех необходимых требований по обеспечению надежности и безопасности хранения данных, а также удобства доступа к ним для всех категорий пользователей.
2) Определение перечня органов исполнительной власти области, имеющих доступ к централизованному хранилищу данных, механизмов получения данных и разграничения доступа к ним.
3) Выбор современных методов анализа и внедрение конкретных аналитических методик в процесс государственного управления в соответствии с потребностями органов исполнительной власти области.
4) Приобретение и внедрение аналитического и прогнозного программного обеспечения.
5) Повышение квалификации сотрудников органов исполнительной власти области в части современных методик социально-экономического анализа, моделирования и прогнозирования, а также обучение работе с соответствующим программным обеспечением.
2.3. Внедрение автоматизированных методов комплексного анализа и разработки прогнозов Астраханской области с использованием системы показателей социально-экономического развития.
Завершающим этапом создания системы комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития области должно стать внедрение в практику работы органов исполнительной власти области методов комплексного анализа и прогнозирования на основе сформированной системы показателей и с использованием современных вычислительных средств.
Аналитический компонент системы будет предусматривать решение таких важных задач, как автоматизированное предупреждение Губернатора и руководителей органов исполнительной власти области о возникновении слабых мест в экономике области и возможных угроз во внешней среде (на основании имеющейся информации). Это должно способствовать принятию точных и своевременных управленческих решений.
Подсистема анализа даст возможность:
- оценить потенциал области в целом, отдельных ее отраслей в разрезе муниципальных образований и хозяйствующих субъектов;
- проанализировать процессы преобразования и эффективности развития экономики Астраханской области;
- оценить объемы и динамику валового регионального продукта;
- проанализировать исполнение бюджета области и муниципальных образований;
- изучить формирование и развитие рынка товаров и услуг;
- анализировать состояние инвестиционных процессов в области;
- изучить демографические и социальные процессы, происходящие в Астраханской области, с целью формирования социальной политики;
- осуществлять контроль за ходом выполнения областных и, в установленном порядке, федеральных целевых программ;
- изучать иные аспекты социально-экономического развития области на основе имеющихся сведений и методик.
Данные, получаемые и обрабатываемые в рамках данной системы, будут использованы для целей прогнозирования социально-экономического развития области с помощью внедряемой в настоящее время АИС "Регион-Макро". Основными особенностями разработки прогноза при использовании данной системы станет:
- использование усовершенствованных методик, использующих более широкий круг показателей и современные способы их обработки;
- внедрение в практику методики ситуационного прогнозирования как инструмента оперативной проверки проектов управляющих воздействий на экономику области;
- широкая автоматизация и ускорение расчетов;
- упрощение параллельной работы органов исполнительной власти области и их сотрудников, в ведении которых находятся различные разделы прогноза.
Основным принципом создаваемой системы в целом является ее открытость, т.е. возможность изменять отдельные части системы при изменении методологии получения показателей, потребностей органов исполнительной власти области, проведении новых наблюдений и обследований и т.д.
3. Источники финансирования
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств областного бюджета, а также средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Средства, выделенные на реализацию программы, будут направляться на:
- приобретение недостающих технических средств;
- приобретение и заказ программного обеспечения;
- оплату экономико-статистической информации, поставляемой облкомстатом (в рамках заключаемых договоров и по разовым запросам);
- финансирование научно-исследовательских работ;
- обучение специалистов органов исполнительной власти Астраханской области;
- приобретение методической, научной и справочной литературы.
4. Результаты реализации программы
Реализация мероприятий программы позволит проводить более полный и качественный анализ и прогнозирование социально-экономического развития области в отраслевом и территориальном разрезах, формировать управленческие решения на основе социально-экономических моделей, реализовать современные методы формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистического наблюдения, создать систему информационных ресурсов и применять новейшие информационные технологии.
Результатом реализации программы станет также создание единой информационно-статистической системы, обеспечивающей формирование информационно-статистических ресурсов, необходимых для управления социально-экономическими процессами в Астраханской области, развития рыночных отношений и предпринимательства в Астраханской области; выполнение областной программы информационных и аналитических работ, федеральной программы статистических работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение администрации Астраханской области от 24 октября 2003 г. N 2/5-р "О разработке областной целевой программы "Реформирование региональной статистики: создание системы комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития области с использованием статистической информации" (2004-2008 годы)"
Текст распоряжения официально опубликован не был